Мастер-класс «Нетрадиционные методы и приёмы работы на уроках физики»
статья
Вашему вниманию предлагаю универсальные таблицы, которые я ежедневно использую в своей работе с учащимися на уроках физики с 7 по 11 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_netraditsionnye_metody_i_priyomy_raboty_na_urokah_fiziki.docx | 299.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 10 г. Лениногорска» муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан
Мастер-класс «Нетрадиционные методы и приёмы работы на уроках физики»
Разработала: учитель физики
первой квалификационной категории Габидуллина Э.Р.
Добрый день! Я Габидуллина Эльвира Равилевна учитель физики школы № 10.
Свой мастер-класс хочу начать с цитаты великого русского ученого и изобретателя Константина Эдуардовича Циолковского «Нас ждут бездны открытий и мудрости. Будем жить, чтобы получить их и царствовать во Вселенной, подобно другим бессмертным».
В настоящее время одним из приоритетных направлений школьного образования является активное включение обучающегося в учебный процесс. А для этого необходимо научить ребенка самостоятельной деятельности, которая заключается в стремлении рассуждать самостоятельно, умении анализировать полученную информацию и применять полученные знания в повседневной жизни. На мой взгляд, физика – идеальное поле для этого. Это объясняется тем, что здесь нет абсолютных авторитетов, так как учитель и ученик равны перед законами природы, которую они изучают.
Большинство явлений, которые мы наблюдаем в повседневной жизни, как правило, характеризуются при помощи физических величин. В связи с этим необходимо ясно представлять себе, что такое физическая величина и чем она отличается от величин, рассматриваемых в других науках.
Для того чтобы этого достичь, я применяю в своей работе приём кластера. Сейчас продемонстрирую вам данный приём на практике. Вашему вниманию предлагаю универсальную таблицу, которую я ежедневно использую в своей работе с учащимися на уроках физики с 7 по 11 класс. Вместо механического заучивания определений по учебнику, учащиеся формулируют правила при помощи этой замечательной таблицы.
Определение, раскрывающее физический смысл.
Х - это | скалярная | физическая величина, численно равная… | Y | в единице | Z |
в/ за/ на единицу | |||||
векторная | |||||
единицы |
Чтобы дать определение физической величине по шаблону, нужно приравнять величину Z, стоящую в знаменателе, единице. Тогда численное значение дроби будет равно ее числителю.
Пример: , (скалярная)
Применяя таблицу 1, имеем:
Плотность – это скалярная физическая величина, численно равная массе тела на единицу объёма.
Определение, данное в учебнике
Плотность – это физическая величина, которая равна отношению массы тела к его объёму.
Предлагаю вам самостоятельно применить данный приём на практике. Обратите внимание, что у каждой группы на столах находится конверт с заданием по применению данной методики.
Работа с группами:
1 группа: , (скалярная)
2 группа: , (векторная)
3 группа: , (скалярная)
4 группа: , (векторная)
5 группа: , (скалярная)
Вывод: Таким образом, данный приём позволяет заменить репродуктивные методы обучения на частично-поисковый. Уже в 9 классе мои ученики могут самостоятельно анализировать, сопоставлять, делать выводы, что подтверждается результатами сдачи ОГЭ и ЕГЭ, показателями качества знаний и мониторинговых исследований.
Кластер – это не единственный приём, который я использую в своей работе для повышения мотивации к обучению.
Приведу лишь небольшой пример из своей работы.
Видеосюжет: Опыт с яйцом.
Вопрос: Ребята, вы пронаблюдали, как яйцо втягивается в бутылку из-за разности давления внутри и снаружи бутылки, благодаря разности температур. А как его извлечь обратно? Варианты ответов детей.
Уважаемые коллеги, какой метод обучения был продемонстрирован в данном видеосюжете? (Проблемный метод)
Данный метод мне достаточно близок, так как в течение трёх лет я работаю над методической темой «Развитие познавательного интереса и творческой активности на уроках физики через создание проблемных ситуаций на уроке».
Цель моей работы: активизировать познавательный интерес ребенка, создать такую ситуацию на уроке, где ученик не получает готовый ответ, а самостоятельно приходит к его решению, тем самым, совершая пусть маленькое, но свое открытие! В этом мне помогает проектно-исследовательская деятельность.
Чтобы понять, как я применяю данную технологию на своих уроках, предлагаю вам стать экспериментаторами.
Каждый из нас в повседневной жизни не раз сталкивался с обыденными действиями, совершенно не задумываясь при этом, что на самом деле это удивительные физические явления.
Коллеги, одним из таких явлений является диффузия. Внимание на экран
Чтобы у обучающихся сформировалось представление о диффузии, используется метод эксперимента. У вас на столе находится лист регистрации наблюдений. Прочитайте задание, выполните опыт по данному описанию и сделайте вывод, записав его в лист регистрации.
№ | Задание | Описание. | Вывод. |
1 | Выясните, происходит ли диффузия в газах | Приборы: пробирка с пробкой, кусочек ваты, смоченный нашатырным спиртом (духами). Задание: Откройте на короткое время пробирку с ватой смоченной спиртом (духами); Объясните распространение запаха с точки зрения вещества. | Значит, диффузия может идти и в газах. |
2 | Выясните, происходит ли диффузия в жидкостях | Приборы: пробирка с кристалликами перманганата калия, пробирка с водой, стакан с водой, лист бумаги. Задание: Смочите часть салфетки водой, положите на влажное место кристаллик марганцовки. Объясните наблюдаемое явление. | Значит, диффузия может идти и в жидкостях. |
3 | Выясните, происходит ли диффузия в твердых телах | Приборы: стеклянная пластинка с кристалликами марганца, картофель разрезанный пополам. Задание: Положите кристаллик марганца на одну половинку картофеля, соедините половинки. Объясните наблюдаемое явление. | Значит, диффузия может идти и в твердых телах. |
4 | Выясните, при каких условиях диффузия происходит быстрее. | Перед вами две кружки с одинаковым количеством холодной воды. В каждую кружку поместите одновременно по куску сахара. В кружке №1 воду не перемешивайте. В кружке №2 воду перемешивайте с помощью ложки. На основании результатов опыта сделайте вывод о зависимости быстроты растворения сахара от перемешивания. Поясните ответ. | При дополнительном перемешивании веществ диффузия протекает быстрее, так как молекулы движутся с большей скоростью. |
5 | Выясните, при какой температуре диффузия происходит быстрее. | Перед вами две кружки. В одной кружке холодная вода, во второй – столько же горячей. Одновременно опустите в каждый стакан по одному куску сахара. Сделайте вывод о зависимости быстроты протекания диффузии от температуры вещества (В какой кружке сахар растворился быстрее?). | Чем выше температура вещества, тем выше скорость движения молекул и тем быстрее протекает диффузия. |
6 | Выясните, где диффузия происходит быстрее: в газах или в жидкостях? | Задание №1. Откройте на короткое время пробирку с ватой, смоченной нашатырным спиртом. Закройте пробирку. Что вы почувствовали? Задание №2. Смочите часть салфетки водой, положите на влажное место кристаллик марганцовки. Какое явление вы наблюдаете? Сделайте вывод: в каком из двух опытов диффузия протекала быстрее? | Диффузия в газах происходит быстрее, чем в жидкостях. |
Спасибо за помощь, уважаемые коллеги. Надеюсь, наш маленький эксперимент помог вам сформировать представление о таком физическом явлении как диффузия.
Вывод: таким образом, применение данного метода позволяет добиться высоких результатов. Мои ученики ежегодно занимают призовые места в научно-практических конференциях для школьников.
Рефлексия.
Коллеги, я хочу вам рассказать интересную притчу.
Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого он спросил: «Что ты делал целый день?» и он ответил, с ухмылкой, что целый день возил проклятые камни. У 2-го мудрец спросил: «А ты, что делал целый день?». И тот ответил: « Я добросовестно выполнял свою работу». И тогда мудрец спросил у 3-го.: «А ты, что делал целый день?» Лицо 3-го засветилось от счастья, и он ответил с удовольствием, что сегодня он принимал участие в строительстве храма.
Коллеги, сейчас каждый из вас попробует оценить свою работу.
Кто работал как 1 человек, таскал проклятые камни? Поднимите СИНИЕ кружочки.
Кто работал, как 2 человек, добросовестно выполнял свою работу? Поднимите, ЗЕЛЁНЫЕ кружочки.
А кто принимал участие в строительстве своего храма, храма знаний, как 3, поднимите КРАСНЫЕ кружочки.
Я очень рада, что большинство сегодня на уроке принимало участие в строительстве своего храма знаний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс "Современные формы, методы и приёмы работы с родителями в практике учителя начальных классов"
Старый школьный афоризм гласит: "Самое сложное в работе с детьми - это работа с их родителями". Мне захотелось поделиться своими паработками в этой области....
Использование нетрадиционных способов и приёмов работы на уроке для повышения эффективности обучения английскому языку.
Использование нетрадиционных форм урока с целью оптимизации учебного процесса....
Размышляя о главном...Выбор методов и приёмов работы на уроке истории.
Немного об эффективных методах и приёмах работы на уроке истории...
Методы и приёмы работы на уроках, способствующие развитию навыка выразительного чтения.
Чтение-как вид речевой деятельности. Методы работы....
Мастер-класс «Методы и приёмы работы в инклюзивном классе, в условиях реализации ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ»
Материал содержит теоретическую часть и практические приемы работы с особенным ребенком в инклюзивном классе....
Мастер-класс "Оценка состояния работоспособности человека: исследовательская работа на уроке".
Данный мастер-класс был представлен на конкурсе профессионального мастерства "Учитель года-2021"....
Использование нетрадиционных методов и приёмов в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения зрения, на занятиях СБО
Доклад на заседание МО дефектологов...