Мастер-класс «Нетрадиционные методы и приёмы работы на уроках физики»
статья

Габидуллина Эльвира Равилевна

Вашему вниманию предлагаю универсальные таблицы, которые я ежедневно использую в своей работе с учащимися на  уроках физики с 7 по 11 класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное  учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 10 г. Лениногорска» муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан

Мастер-класс «Нетрадиционные методы и приёмы работы на уроках физики»

Разработала: учитель физики

первой квалификационной категории Габидуллина Э.Р.

Добрый день! Я Габидуллина Эльвира Равилевна учитель физики школы № 10.

Свой мастер-класс хочу начать с цитаты великого русского ученого и изобретателя Константина Эдуардовича  Циолковского «Нас ждут бездны открытий и мудрости. Будем жить, чтобы получить их и царствовать во Вселенной, подобно другим бессмертным».

В настоящее время одним из приоритетных направлений школьного образования является активное включение обучающегося в учебный процесс. А для этого необходимо научить ребенка самостоятельной деятельности, которая заключается в стремлении рассуждать самостоятельно, умении анализировать полученную информацию и применять полученные знания в повседневной жизни. На мой взгляд, физика – идеальное поле для этого. Это объясняется тем, что здесь нет абсолютных авторитетов, так как учитель и ученик равны перед законами природы, которую они изучают.

Большинство явлений, которые мы наблюдаем в повседневной жизни, как правило, характеризуются при помощи физических величин. В связи с этим необходимо ясно представлять себе, что такое физическая величина и чем она отличается от величин, рассматриваемых в других науках.

Для того чтобы этого достичь, я применяю в своей работе приём кластера. Сейчас продемонстрирую вам данный приём на практике. Вашему вниманию предлагаю универсальную таблицу, которую я ежедневно использую в своей работе с учащимися на  уроках физики с 7 по 11 класс. Вместо механического заучивания определений по учебнику, учащиеся формулируют правила при помощи этой замечательной таблицы.

Определение, раскрывающее физический смысл.

Х - это

скалярная

физическая величина, численно равная…

Y

в единице

Z

в/ за/ на единицу

векторная

единицы

Чтобы  дать определение физической величине по шаблону, нужно приравнять  величину Z, стоящую в знаменателе, единице. Тогда численное значение дроби будет  равно  ее числителю.

Пример: , (скалярная)

Применяя таблицу 1, имеем:

Плотность – это скалярная физическая величина, численно равная массе тела на единицу объёма.

Определение, данное в учебнике

Плотность – это физическая величина, которая равна отношению массы тела к его объёму.

Предлагаю вам самостоятельно применить данный приём на практике. Обратите внимание, что у каждой группы на столах находится конверт с заданием по применению данной методики.

Работа с группами:

1 группа: , (скалярная)

2 группа: , (векторная)

3 группа: , (скалярная)

4 группа: , (векторная)

5 группа: , (скалярная)

Вывод: Таким образом, данный приём позволяет заменить репродуктивные методы обучения на частично-поисковый. Уже в 9 классе мои ученики могут самостоятельно анализировать, сопоставлять, делать выводы, что подтверждается результатами сдачи ОГЭ и ЕГЭ, показателями качества знаний и мониторинговых исследований.

Кластер – это не единственный приём, который я использую в своей работе  для повышения мотивации к обучению.

Приведу лишь небольшой пример из своей работы.

Видеосюжет: Опыт с яйцом. 

Вопрос: Ребята, вы пронаблюдали, как яйцо втягивается в бутылку из-за разности давления внутри и снаружи бутылки, благодаря разности температур. А как его извлечь обратно? Варианты ответов детей. 

Уважаемые коллеги, какой метод обучения был продемонстрирован в данном видеосюжете? (Проблемный метод)

Данный метод мне достаточно близок, так как в течение трёх лет я работаю над методической темой «Развитие познавательного интереса и творческой активности на уроках физики через создание проблемных ситуаций на уроке».

Цель моей работы: активизировать познавательный интерес ребенка, создать такую ситуацию на уроке, где ученик не получает готовый ответ, а самостоятельно приходит к его решению, тем самым, совершая пусть маленькое, но свое открытие! В этом мне помогает проектно-исследовательская деятельность.

Чтобы понять, как я применяю данную технологию на своих уроках, предлагаю вам стать экспериментаторами.

Каждый из нас в повседневной жизни не раз сталкивался с обыденными действиями, совершенно не задумываясь при этом, что на самом деле это удивительные физические явления.

Коллеги, одним из таких явлений является диффузия. Внимание на экран

Чтобы у обучающихся сформировалось представление о диффузии, используется метод эксперимента. У вас на столе находится лист регистрации наблюдений. Прочитайте задание, выполните опыт по данному описанию и сделайте вывод, записав его в лист регистрации.

Задание

Описание.

Вывод.

1

Выясните, происходит ли диффузия в газах

Приборы: пробирка с пробкой, кусочек ваты, смоченный нашатырным спиртом (духами).

Задание:

Откройте на короткое время пробирку с ватой смоченной спиртом (духами);

Объясните распространение запаха с точки зрения вещества.

Значит, диффузия может идти и в газах.

2

Выясните, происходит ли диффузия в жидкостях

Приборы: пробирка с кристалликами перманганата калия, пробирка с водой, стакан с водой, лист бумаги.

Задание:

Смочите часть салфетки водой, положите на влажное место кристаллик марганцовки.

Объясните наблюдаемое явление.

Значит, диффузия может идти и в жидкостях.

3

Выясните, происходит ли диффузия в твердых телах

Приборы: стеклянная пластинка с кристалликами марганца, картофель разрезанный пополам.

Задание:

Положите кристаллик марганца на одну половинку картофеля, соедините половинки.

Объясните наблюдаемое явление.

Значит, диффузия может идти и в твердых телах.

4

Выясните, при каких условиях диффузия происходит быстрее.

Перед вами две кружки с одинаковым количеством холодной воды. В каждую кружку поместите одновременно по куску сахара.

В кружке №1 воду не перемешивайте. В кружке №2 воду перемешивайте с помощью ложки.

На основании результатов опыта сделайте вывод о зависимости быстроты растворения сахара от перемешивания. Поясните ответ.

При дополнительном перемешивании веществ диффузия протекает быстрее, так как молекулы движутся с большей скоростью.

5

Выясните, при какой температуре диффузия происходит быстрее.

Перед вами две кружки. В одной кружке холодная вода, во второй – столько же горячей.

Одновременно опустите в каждый стакан по одному куску сахара.

Сделайте вывод о зависимости быстроты протекания диффузии от температуры вещества (В какой кружке сахар растворился быстрее?).

Чем выше температура вещества, тем выше скорость движения молекул и тем быстрее протекает диффузия.

6

Выясните, где диффузия происходит быстрее: в газах или в жидкостях?

Задание №1. Откройте на короткое время пробирку с ватой, смоченной нашатырным спиртом. Закройте пробирку.

Что вы почувствовали?

Задание №2. Смочите часть салфетки водой, положите на влажное место кристаллик марганцовки.

Какое явление вы наблюдаете?

Сделайте вывод: в каком из двух опытов диффузия протекала быстрее?

 Диффузия в газах происходит быстрее, чем в жидкостях.

Спасибо за помощь, уважаемые коллеги. Надеюсь, наш маленький эксперимент помог вам сформировать представление о таком физическом явлении как диффузия.

Вывод: таким образом, применение данного метода позволяет добиться высоких результатов. Мои ученики ежегодно занимают призовые места в научно-практических конференциях для школьников.

Рефлексия.

Коллеги, я хочу вам рассказать интересную притчу.

Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого он спросил: «Что ты делал целый день?» и он ответил, с ухмылкой, что целый день возил проклятые камни. У 2-го мудрец спросил: «А ты, что делал целый день?». И тот ответил: « Я добросовестно выполнял свою работу». И тогда мудрец спросил у 3-го.: «А ты, что делал целый день?» Лицо 3-го засветилось от счастья, и он ответил с удовольствием, что сегодня он принимал участие в строительстве храма.

Коллеги, сейчас каждый из вас попробует оценить свою работу.

Кто работал как 1 человек, таскал проклятые камни? Поднимите СИНИЕ кружочки.

Кто работал, как 2 человек, добросовестно выполнял свою работу? Поднимите, ЗЕЛЁНЫЕ кружочки.

А кто принимал участие в строительстве своего храма, храма знаний, как 3, поднимите КРАСНЫЕ кружочки.

Я очень рада, что большинство сегодня на уроке принимало участие в строительстве своего храма знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс "Современные формы, методы и приёмы работы с родителями в практике учителя начальных классов"

Старый школьный афоризм гласит: "Самое сложное в работе с детьми - это работа с их родителями". Мне захотелось поделиться своими паработками в этой области....

Использование нетрадиционных способов и приёмов работы на уроке для повышения эффективности обучения английскому языку.

Использование нетрадиционных форм урока с целью оптимизации учебного процесса....

Размышляя о главном...Выбор методов и приёмов работы на уроке истории.

Немного об эффективных методах и приёмах работы на уроке истории...

Мастер-класс «Методы и приёмы работы в инклюзивном классе, в условиях реализации ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ»

Материал содержит теоретическую часть и практические приемы работы с особенным ребенком в инклюзивном классе....

Мастер-класс "Оценка состояния работоспособности человека: исследовательская работа на уроке".

Данный мастер-класс был представлен на конкурсе профессионального мастерства "Учитель года-2021"....