ПРИЁМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ
статья по физике на тему

Соловьёва Светлана Николаевна

Статья на конференцию Владимирского института развития образования имени Л.И. Новиковой  "Образовательные технологии в школе XXI века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_solovyova.docx16.01 КБ

Предварительный просмотр:

С.Н.Соловьёва

МБОУ СОШ № 15, г. Владимир

ПРИЁМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ

Каждый учитель на этапе планирования урока выстраивает определённый алгоритм организации учебно-воспитательного процесса. Ученики принимают или не принимают предлагаемый педагогом сценарий и от этого часто зависит эффективность взаимодействия участников образовательного процесса. Если урок построен на принципах свободы выбора, открытости, деятельности, обратной связи, то он обречён на успех. Известны традиционные и нетрадиционные  приёмы, позволяющие  учителю управлять классом, поддерживать дисциплину и внимание, поддерживать интерес к учебной проблеме. Хочу выделить некоторые, по моему мнению, наиболее эффективные.

 Удивительное рядом. Учитель обращает внимание учеников на знакомый объект, явление, предмет и т.д. и находит такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным. Лови ошибку! Учитель при объяснении материала преднамеренно допускает ошибку или формулирует задачу с недостающими данными. Этот приём также эффективен при работе с текстом, содержащим недостоверную информацию или факты. Приём хорошо работает, если не просто проверяет внимание учеников и знание фактической информации, а позволяет организовать дальнейшее обсуждение, постановку проблемы, дискуссию. Вопрос к тексту. Этот приём достаточно известен и распространён. Перед изучением нового материала учащимся предлагается сформулировать ряд вопросов к тексту параграфа или главы. Вопросы, составленные учащимися, учитель может использовать на следующем уроке при опросе. Задание можно разнообразить, предлагая ребятам составить вопросы в тестовой форме, придумав варианты ответов. Тесты, составленные учениками, также можно использовать при проверке знаний. Шпаргалка. Самый неэффективный приём на уроке – это дословный пересказ текста параграфа или решение у доски ряда аналогичных задач. Я рекомендую использовать приём, побуждающий учащихся к деятельности. Даётся задание: составить  самый лучший опорный конспект, шпаргалку, алгоритм решения задач и т.д. В такое соревнование учащиеся с удовольствием включаются. Учитель, сотрудничает с учениками, организует поиск. В итоге сообща создают продукты урока. Опорные схемы, алгоритмы, шпаргалки можно «сшивать» и тиражировать для дальнейшего использования при обобщающем повторении. Опрос с пристрастием. Ученик, вызванный к доске, не пересказывает текст параграфа, а отвечает на вопросы одноклассников по данной теме. Данный опрос на моих уроках обычно заканчивается самооцениванием. Полезно также несколько минут уделить обсуждению затруднений, с которыми встретились учащиеся при изучении материала. Групповой доклад. Иногда необходимо рассмотреть на уроке достаточно большой объём учебного материала или дополнительного материала по теме. Я предлагаю, разбив учащихся на группы, подготовить совместный доклад. Технология учащимся знакома, её используют коллеги других учебных дисциплин. Отличие в том, что кроме теоретического материала предлагаю изучить содержание таблиц, рассмотреть экспериментальную установку или устройство физического прибора, объяснить результаты эксперимента. Своя задача. Традиционный приём творческого домашнего задания для учащихся, увлекающихся изучением предмета, рекомендую заменять составлением расчётной или экспериментальной задачи для одноклассников. Учащиеся лучше воспринимают   учебный материал, предлагаемый к рассмотрению сверстниками, увлечённо включаются в работу. Игра. Организация игровых моментов на уроке – идея, хорошо отработанная в педагогической практике. Учащиеся всех возрастов играют всегда с  удовольствием, включаются активно.   Поэтому этот приём использую на уроках достаточно часто. Игры могут быть разнообразными. Игры-соревнования используются тогда, когда надо выполнить по очереди действия по определённым правилам, например, отработать решение задачи по алгоритму. Во время такого урока в классе не найдётся ни одного «скучающего» ученика. Поиграть в сотрудников научной лаборатории можно с учащимися во время работы над проектом. Физический театр. При проведении обобщающего повторения учащимся предлагается инсценировка в виде судебного заседания, сказочного путешествия, детективного расследования и т.д. Настрой на урок. Достаточно эффективно работает следующий приём. В начале урока вместо традиционного приветствия проводится опрос всех учащихся класса на знание формул, определений, понятий. Вопрос адресуется персонально. Если ученик отвечает правильно, садится на место, если ошибается, то продолжает стоять. Таким образом, можно выявить учащихся, не готовых  к уроку. Слабоуспевающих учащихся я спрашиваю в последнюю очередь, вопросы повторяются, формулы и определения заучиваются автоматически. Завершение урока. По окончании урока, можно организовать проверку выполнения записей в тетради, заучивания формулы, определения. Поиграть с учащимися в пропускной пункт. Учитель встаёт в дверях, ученик при выходе показывает записи в тетради и говорит вновь изученную формулу, закон, понятие и т.д.

Говорят: человек делает работу, а работа делает человека. Любая новая методика позволяет учителю творчески развиваться, работать с интересом и увлечением, добиваться лучших результатов.      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приёмы педагогической техники на уроке английского языка

некоторые приёмы по управлению уроком...

Приёмы педагогической техники

Пытаясь как можно продуктивнее использовать  время уроков, я стараюсь сделать их не только познавательными, но и  творческими, разнообразить задания, применять различные  приемы педагог...

Шаблоны приёмов педагогической техники.

Педагогические приёмы - это основа успешного обучения. Они помогают  учителю постоянно совершенствовать уроки, а это, в свою очередь, позволяет повысить познавательный интерес к предмету и ...

Приёмы педагогической техники при конструировании урока, отвечающего требованиям ФГОС ООО

Материал будет полезен педагогам, работающим по ФГОС. Подобраны приёмы для использования на разных этапах урока....

Использование приёмов педагогической техники на уроках русского языка.

Для разрешения проблем, поставленных в моей педагогической деятельности, я изучила и решила использовать приёмы педагогической техники А.А. Гина, технологию проблемного обучения, технологию развития к...

Презентация опыта: "Методическая копилка учителя: приёмы педагогической техники как способ конструктора урока"

В данной работе "Методическая копилка учителя: приёмы педагогической техники как способ конструктора урока"  использованы материалы из  книги А.Гина "Приёмы педагогической тех...

Приёмы педагогической техники для формирования УУД

В основе организации учебного процесса в современной массовой школе лежит деятельностно-компетентностный подход, где ключевая фигура — учитель, а главное действующее лицо — ученик. При так...