Элективный курс 9 - 11 класс
материал по физике (9 класс) на тему

Листочкина Наталья Владимировна

Краткое описание элективного курса "Загадки земного магнетизма"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Элективный курс  «Загадки земного магнетизма»

Листочкина Н.В.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 4

666788, Усть-Кут, ул. Речников, 40

(электронный адрес)

   Современное образование считает приоритетным направлением в процессе обучения развивать личность ученика. Оно ставит перед учителем задачу организовывать уроки так, чтобы реализация познавательных целей обеспечивала максимальное развитие и воспитание учащихся.

   Общество все больше и больше испытывает потребность в интеллектуально развитых, творческих молодых людях. Однако результаты исследований психологов и наблюдения педагогов свидетельствуют о том, что показатели развития интеллектуальных способностей школьников не являются высокими и требуют особого внимания со стороны учителей и родителей. Поэтому появляется потребность во введении  в образовательный процесс дополнительных занятий в виде элективных и факультативных курсов.

    Однако количество школьных учебных предметов и элективных курсов очень мало по сравнению с множеством специальностей и видов практической деятельности. Поэтому любой элективный курс физики, да и по другим предметам, не должен быть ориентирован только на тех школьников, которые собираются выбрать профиль, связанный с углубленным изучением физики. Более разумно так выбрать содержание элективных занятий и методы обучения, чтобы курс был привлекательным для учащихся с различными  интересами, склонностями и жизненными устремлениями.

   Прежде, чем предлагать программу данного элективного курса, стоит сказать о том, с  какой  целью он был создан. Данный курс был составлен для того, чтобы помочь учащимся 9 и 11 классов в выборе профиля, который будет являться основополагающим при выборе профессии.

   Проблема  исследования: недостаточность достоверной информации у учащихся о магнитном поле планеты Земля.

   Цель работы: разработать и адаптировать в ходе апробации элективный курс «Загадки земного магнетизма».

   Гипотеза исследования: всестороннее изучение темы «Магнитное поле планеты Земля» позволит отобрать достоверный материал по данной теме (решить поставленную проблему) и  на его основе разработать программу элективного курса, который позволит закрепить знания учащихся, полученные на уроках базового курса и развить познавательный интерес к предмету за счет знаний, выходящих за рамки школьных учебников.

   Задачи работы:

  1. Изучить, проанализировать научную литературу и материалы сайтов в сети Интернет с целью самообразования и на этой основе произвести отбор  достоверной информации для передачи ее учащимся;
  2. Разработать программу и содержание элективного курса «Загадки земного магнетизма»;
  3. Адаптировать данную программу для учащихся разного уровня учебной подготовки;
  4. Провести апробацию элективного курса с целью выяснения его актуальности, практической значимости и дидактической ценности.

   Актуальность работы:  Работы по изучению земного магнетизма были  начаты с III века до нашей эры и продолжаются до сих пор. Ещё очень много загадок таит в себе магнитное поле нашей планеты. Но даже те открытия, которые уже сделаны и информация о них может быть интересна современным школьникам, остаются за пределами школьных учебников. В учебниках  С.В. Громова «Физика-9» и «Физика-11» данной характеристике нашей планеты отводится всего по одному абзацу. Этого безусловно недостаточно для того, чтобы дать учащимся полную и достоверную информацию по этому вопросу.  Тем более  что эти учебники убраны из списка Федерального стандарта Министерства образования РФ. В учебниках Г.Я. Мякишева и Б.Б. Буховцева  этот вопрос вообще не затрагивается. Курс астрономии, начиная с этого года убран из программы базового уровня, и его часть входит в программу учебного курса уже упомянутых учебников Г.Я. Мякишева и Б.Б. Буховцева «Физика-11», но там как уже было отмечено нет материала по данной теме. Поэтому, я считаю необходимым ввести в 9 и 11 классах элективный курс «Загадки земного магнетизма», который позволит учащимся на более качественном уровне усвоить тему базового курса «Магнитное поле и его свойства» и расширить данное понятие с помощью знаний о магнитном поле Земли и его проявлениях.

   Подводя итог всему вышеизложенному, можно сделать вывод о том, что упомянутый элективный курс необходимо ввести для того, чтобы повысить мотивацию к изучению физики как предмета, которая ввиду сложности науки очень низка. Данный элективный курс позволит повысить уровень качества знаний, полученных на уроках базового курса и поможет учащимся разобраться в сути рассматриваемых явлений. Все вышеизложенное определило актуальность темы исследования.

   Программа элективного курса по физике «Загадки земного магнетизма» разработана для учащихся  9 и 11 классов и носит межпредметный характер, так как связывает между собой такие науки, как физика, география, биология и астрономия. Данный курс состоит из трех модулей и рассчитан на 16 часов.

   Рассмотрим содержание каждого модуля:

а) в первом модуле рассматриваются следующие темы: магнитное поле и его характеристики,  опытное объяснение магнитных явлений и выполняется лабораторная работа «Определение магнитной индукции магнитного поля Земли баллистическим методом».

б) во втором модуле рассматриваются  темы: история изучения, происхождение  и общая характеристика магнитного поля планеты Земля, изучаются такие явления, как полярные сияния и магнитные бури, учащиеся познакомились с профессиями, которые используют в своей практической деятельности знания о магнитном поле Земли.

в) в третьем модуле рассматриваются темы: практическое значение магнитного поля планеты Земля и проводится конкурс творческих работ – написание сочинений «Зачем человеку магнитное поле планеты Земли?» и составление кроссвордов по данной теме.  

   Программа курса не только ориентирует учащихся на углубленное изучение физики, географии, биологии и астрономии, но и знакомит с отдельными профессиями, связанными со знанием этих наук. В частности, предполагается проведение обзорной лекции, знакомящей учащихся с применением понятия магнитного поля планеты Земля в инженерных профессиях.

   Данный элективный курс имеет техническое оснащение. Мною разработаны электронные презентации по темам:

  1. Электронный курс «Загадки земного магнетизма» (представление курса);
  2. Ученые – первопроходцы в изучении земного магнетизма;
  3. Полярные сияния и условия их возникновения;
  4. Магнитные бури и условия их возникновения.

   Также на занятиях курса используются DVD диски производства ВВС (США):

  1. Ядро Земли;
  2. Солнце.

  Технические средства обучения позволяют активировать познавательный интерес учащихся к предмету и мотивацию к его изучению.

Выводы по апробации: 

   Данный элективный курс в 2008 – 2009 учебном году  прошел апробацию в МОУ СОШ № 4  г. Усть-Кута и по ее результатам можно сделать следующие выводы о том, что содержание курса позволяет:

  • повысить мотивацию к изучению физики;
  • повысить познавательный интерес к физике, как к науке;
  • расширить кругозор учащихся за счет интегрирования знаний учащихся из различных наук (физика, биология, география и астрономия);
  • развивать формирование «физического мышления»: умения выдвигать гипотезы, пытаться их объяснить с помощью полученных знаний и физических теорий;
  • повысить уровень самообразования учителя.

   Предложение администрации МОУ СОШ № 4: продолжить занятия элективного курса «Загадки земного магнетизма».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Полярные сияния и условия их возникновения.

Слайд 2

Полярные сияния - свечение верхних разреженных слоев атмосферы, вызванное взаимодействием атомов и молекул на высотах 90—1000 км с заряженными частицами больших энергий (электронами и протонами), вторгающимися в земную атмосферу из космоса. Различают четыре типа полярных сияний: Однородная дуга – светящаяся полоса имеет наиболее простую, спокойную форму. Она более яркая снизу и постепенно исчезает кверху на фоне свечения неба. Лучистая дуга – лента становится несколько более активной и подвижной, она образует мелкие складки и струйки. Лучистая полоса – с ростом активности более крупные складки накладываются на мелкие. Однородное диффузное пятно.

Слайд 3

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И ТИПЫ ПОЛЯРНЫХ СИЯНИЙ: Фотография полярных сияний различных форм и структур. Однородная и лучистая полосы.

Слайд 4

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И ТИПЫ ПОЛЯРНЫХ СИЯНИЙ: Фотография полярных сияний различных форм и структур. Однородная полоса.

Слайд 5

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И ТИПЫ ПОЛЯРНЫХ СИЯНИЙ: Фотография полярных сияний различных форм и структур. Лучистая полоса.

Слайд 6

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И ТИПЫ ПОЛЯРНЫХ СИЯНИЙ: Фотография полярных сияний различных форм и структур. Корона.

Слайд 7

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И ТИПЫ ПОЛЯРНЫХ СИЯНИЙ: Фотография полярных сияний различных форм и структур. Диффузное однородное пятно.

Слайд 8

У других планет также есть магнитное поле: об этом говорит наличие на них полярных сияний (например, полярное сияние на Юпитере – снимок сделан в ультрафиолете):

Слайд 9

Проявление полярных сияний на Сатурне:

Слайд 10

Полярные сияния, полученные в лаборатории (лабораторная модель):


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

УЧЕНЫЕ – ПЕРВОПРОХОДЦЫ В ИЗУЧЕНИИ ЗЕМНОГО МАГНЕТИЗМА

Слайд 2

Фалес Милетский ( 624 - 546 до н.э ) – великий мыслитель древности. Д ревнегреческий философ, основатель Милетской школы философии, одной из первых зафиксированных философских школ. Фалес происходил из знатного рода. Занимался политикой и торговлей (нажил состояние на аренде маслодавилен – но лишь ради того, чтобы показать, что философу разбогатеть не трудно). В области науки Фалесу принадлежит заслуга в определении времени солнцестояний и равноденствий, в установлении продолжительности года в 365 дней, открытие факта движения Солнца по отношению к звездам.

Слайд 3

Уильям Гильберт ( 1544 –1603 г.г. ) – первопроходец в изучении магнитного поля Земли У. Гильберт предполагал, что Земля представляет собой большой магнит. Чтобы подтвердить это предположение, Гильберт проделал специальный опыт. Он выточил из естественного магнита большой шар. Приближая к поверхности шара магнитную стрелку, он показал, что она всегда устанавливается в определенном положении, так же как стрелка компаса на Земле. У. Гильберт описал явление магнитной индукции, способы намагничивания железа и стали и так далее. Книга Гильберта явилась первым научным исследованием магнитных явлений.

Слайд 4

Г.Х. Эрстед ( 1777 – 1851 г.г.). – великий датский ученый Эрстед открыл, что если над проводником, направленным вдоль земного меридиана, поместить магнитную стрелку, которая показывает на север, и по проводнику пропустить электрический ток, то стрелка отклоняется на некоторый угол.

Слайд 5

А.М.Ампер ( 1775 - 1836 г.г.) – великий французский ученый В 1820 году А.Ампер предположил, что магнитные явления вызываются взаимодействием электрических токов. Каждый магнит представляет собой систему замкнутых электрических токов, плоскости которых перпендикулярны оси магнита. Взаимодействие магнитов, их притяжение и отталкивание, объясняются притяжением и отталкиванием, существующими между токами. Земной магнетизм также обусловлен электрическими токами, которые протекают в земном шаре. Эта гипотеза требовала опытного подтверждения и Ампер проделал целую серию опытов для ее обоснования.

Слайд 6

А.Л. Чижевский — ученый, изучавший влияние магнитного поля Земли на живые организмы Александр Леонидович Чижевский в 1931 году написал книгу "Земля в объятьях Солнца". В ней впервые было прослежено влияние солнечной активности - "космической погоды" - на биологические и социальные явления: изменение численности животных, возникновение эпидемий и даже начало войн и революций. Сегодня многое из этой работы имеет скорее исторический интерес, но солнечно-земные связи, о которых впервые заговорил А. Л. Чижевский, привлекают все более пристальное внимание исследователей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Подготовка к экзамену в новой форме по русскому языку в 9 классе" готовит к экзамену девятиклассников. Материалы этого курса могут быть использованы и при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе.

№п/пДатаТема занятияВиды работ1 Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оцениванияЛекция учителя2 Этапы работы над изложениемЛекция учителя4 Редак...

Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная

Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ Требования к элективным курсам

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫТребования к элективным курсамИзбыточность (их должно быть много).Кратковременность (6–16 часов).Оригинальность содержания, названия.Курс должен заканчиваться определенным результатом ...

Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)

РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...