Урок физики в 7 классе "Скорость. Единицы скорости"
методическая разработка по физике (7 класс) на тему

Ямолтдинова  Любовь Яковлевна

Что означают слова, взятые эпиграфом нашего урока?  «Жить – значит непрерывно двигаться вперед».  О каком движении идет речь?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skorost.edinitsy_skorosti.rar21.23 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Скорость. Единицы скорости

Класс: 7

Цель: Познакомить с одной из важнейших характеристик механического движения скоростью и ее единицами.

Оформление доски – эпиграф «Жить – значит непрерывно двигаться вперед»

С. Джонсон. Английский поэт ХVIII века.

Логическая схема «Виды механического движения», таблица для составления ключевых терминов урока, таблица «Международная система единиц», плакат с рисунком пизанской башни-символизирующей начало изучения механического движения, таблица рейтинговая система оценки достижений учащихся на уроке.

I. Актуализация знаний:

Перед вами таблица. Составьте из букв таблицы два ключевых термина нашего урока.

с

и

к

ж

в

р

и

о

о

с

е

т

д

е

н

ь

(Движение, скорость).

Сегодня мы продолжаем изучать характеристики механического движения. С какой физической величиной мы сегодня познакомимся? Правильно со скоростью и ее единицами.

Что означают слова, взятые эпиграфом нашего урока?  «Жить – значит непрерывно двигаться вперед».  О каком движении идет речь? (ответы: движение науки, техники, цивилизации, мысли, знания…)

А мы сегодня будем говорить о механическом движении. По структурно-логической схеме выясняется, какие виды механического движения будут изучаться на протяжении всего курса физики: равномерное прямолинейное, неравномерное, криволинейное, вращательное, колебательное. Все виды движения демонстрируются. В 7 классе мы познакомимся с равномерным прямолинейным движением и неравномерным движением. Демонстрируются опыты, приводятся в движение различные тела.

1) дадим определение механического движения.

а) выделите в этих примерах тела,  которые движутся.

 б) по каким признакам судят о движении?

3) Что называется телом отсчета? Назовите тела отсчета в приведенных примерах

3) Что такое траектория движения?

а) какими могут быть траектории.

Покажите   какие   у   вас   получились  траектории   движения   от  дома  до

школы (оценить выполнение домашнего задания в баллах по рейтинговой

системе оценки, оговориться, что за готовность к уроку дети

уже заработали 1 балл)

А кто же дальше живёт от школы?

(дети получали задание подсчитать число  шагов от дома до школы и

измерить среднюю длину шага). Ребята рассчитывают свой путь, переводят

его в (м), (км).

(Оценка в баллах каждого)

4) В чём разница между траекторией и пройденным путём?

5) Назовите виды движения в зависимости от траектории.

Демонстрация   на   ПК   равномерного   движения   камня   в   космосе   и

парашютиста.

6) В чём разница между равномерным и неравномерным движением?

II. Объяснение нового материала

Постановка проблемы:

На   ПК   -   демонстрация   движения   двух   машин.   Два   тела   движутся

равномерно. Чем могут отличаться движение этих тел? Скоростью.

Скорость при равномерном движении показывает, какой путь прошло тело в

единицу времени.

                    Путь

 Скорость =          ;                                    

                       Время                          

 υ =

Скорость при равномерном движении - это величина, равная отношению пути ко времени за которое этот путь пройден. Самостоятельно   прочитать   используя   стрелочки.   Физический   смысл   - скорость - это путь, пройденный телом за единицу времени. υ, S,t    - почему эти величины так называются (история)

Демонстрация на ПК.  Скорость - остаётся постоянной при равномерном движении. Единица скорости в международной системе (СИ)  [υ ]=м/с

За единицу скорости принимают скорость такого равномерного движения, при котором за 1 с тело проходит путь, равный 1 м. Скорость можно измерять в :

км

- поездов, самолетов

ч

км        

-  космических кораблей

 с

см

-   (демонстрация игрушек: «ребёнок – ползунок», черепаха)

с

Сообщение ученика: спидометры и лоты. Экспериментальное задание:

1) Определить скорость шарика в трубке с маслом, (длина трубки 200-400 мм - это путь. Время  определяется секундомером)

2)  Определить скорость игрушки «ребёнок - ползунок».

Решим задачу: Самая быстрая сухопутная змея - чёрная мамба. Расстояние 1800 м она может преодолеть за 10 мин. С какой скоростью она движется?

        1,8 км                 11*1000м      
υ = —— = 11км/ч = ————— = 3м/с;
       0,16ч                      3600с

Вывод: Числовое значение скорости зависит от выбранной единицы.

  Вопрос: можно ли узнать где будет находиться    автобус, выехавший из п.

Квиток через 15-20 минут?

В Гоголевке? Короленко? Невельской?

Что  надо  знать?  Правильно  направление.  Скорость  кроме  числового

значения имеет направление

  Обозначение:                      υ - модуль скорости

                             - вектор скорости

 S, t  - скалярные величины.

 

весь путь . всё время

Демонстрация видеоролика - средняя скорость движения.   υср =

Средняя  скорость  характеризует  движение  тела  за  весь  промежуток

времени и не поясняет, как двигалось тело в различные моменты времени.

Самостоятельная работа: Определить среднюю скорость своего движения от дома до школы (путь был пройден ранее, время дети определяли по часам, когда шли в школу). Оценка деятельности.

Работа с таблицей:

Задание: На каком расстоянии будет слышно звонок через 5 секунд?

III. Закрепление: Экспресс – контроль. (3 балла)

Необходимо поднять нужную цифру 1, 2, 3.

I). Основная единица скорости 1) м/с; 2) км/ч; 3) см/мин

II). Велосипедист движется со скорость 36 км/ч, а в м/с ...

1) 10м/с; 2)15 м/с; 3)5 м/с

III). Черепаха удаляется со скоростью   100  см за 5  мин.  Какова её скорость в м/с.

1) 1/200 м/с

2) 1/300 м/с.

3) 1/400 м/с

IV.   Подведение   итогов: 

 Выставить   оценки,   подсчитав   предварительно количество баллов у каждого ученика.  Выяснить у кого выше рейтинг.

 Рейтинговая система оценки:

1) Явка на урок, готовность к уроку .... 1 балл

2) Самоорганизация   учебной   деятельности (внимательное   вдумчивое

выслушивание объяснение учителя, быстрое включение в работу, серьёзное её выполнение, умение переключать внимание)..... 3 балла.

3) Выполнение домашнего задания....... 4 балла

4) Самостоятельная работа ..... 8 баллов

5) Работа по изучению нового материала......... 4 балла

6) Экспресс - контроль ......... 3 балла

7) Познавательная активность и смекалка .... 2балла Всего за урок:    22 – 25б. - «5»

                                   19-21б-  «4»

13-20б- «3»

6-12б -  «2»

                           0-5б -   «1»

V   Домашнее задание:   § 15 (всем).     

У кого «4» и «5» - творческие задания: (на выбор)

1) Составить и решить задачи по теме с элементами экологии, географии, биологии, по художественным произведениям.

2) Экспериментальное   задание:  а) определить   скорость   течения   реки; б) скорость ветра;  

3) Выполнить проект измерение скорости падения дождевых капель.

У кого «2» и «3» работа с учебником: заполнить в тексте пропуски терминов и ключевых понятий по теме.

Приложение 1

План класса

 (в плане каждому ученику ставятся баллы в его клеточке - для быстрого оценивания на уроке)

Ковтюк В.

Корнеева

Мордуева К

Попова Н.

 


Гришаков М

Иванченко Л


Овчаренко С

Симановская К.

Алгазина Н

Каменков В

Ткаченко И

Пустовалова Д

Фтомин А

Черепанов С

Пантелеева О.

Шохина И.

ЛапкинА.

Ассютович  Ж

 


Азарова Т.

Шестакова С

 Приложение 2

Материал для творческого задания.

 Материал, на основе которого дети должны составить задачи и решить их.

1) Первые сверхзвуковые пассажирские лайнеры (англофранцузский «Конкорд» и советский Ту-144) были созданы еще в 70-х годах XX в., но по

разным причинам вскоре их сняли с эксплуатации. Однако в середине 90-х

годов они снова стали совершать экспериментальные полеты.
В 1995 году «Конкорд» в рекламных целях осуществил кругосветный перелет по маршруту Нью-Йорк , покрыв (с шестью посадками) расстояние в 40717 км.
Этот перелет занял 31 час 27 минут 40 секунд. Расстояние от Лондона до Нью-Йорка «Конкорд» преодолевает за 3 часа 40минут. В России проводятся летные испытания Ту-144 и на, его основе создается самолет Ту-244 с крейсерской ско
ростью 2300—2500 км в час.

2) Скорость крови в сосудистой системе.

Сосуды

Внутренний       диаметр сосуда, мм

Скорость         движения крови, см/с

Аорта

20

50

Артерии

5-10

20-50

Капилляры

0,01-0,5

0,1-0,05

Вены

10-30

10-20

3) Скорости   движения   в   животном   мире (ориентировочные
значения).

Скорость, км/ч

Скорость, км/ч

Акула

40

Лев

65

Борзая

58

Лось

47

Гепкрд

112

Майский жук

11

Жираф

51

Муха

18

Кенгуру

48

черепаха

0,5

4) Леса на планете исчезают со скоростью 20 га в минуту.

5) Соглашение о сооружении тоннеля под Ла-Маншем было подписано в 1986 году, а вступил он в эксплуатацию в 1994 году. Проложены два параллельных железнодорожных тоннеля длиной 50 км (в том числе 37 км ПОД водой). Скоростные поезда теперь преодолевают расстояние между Лондоном и Парижем за 3 часа, при-чем сам проезд под Ла-Маншем занимает 30-35 минут.

6) Кораллы растут очень быстро. Так, одна личинка фабии за год дает колонию площадью 20 мм2 и высотой 5 мм. Есть кораллы, растущие еще быстрее. Так, один из кораблей, затонувший в Персидском заливе, за 20 месяцев оброс коркой кораллов толщиной 60 см.

7) Общая длина магистрали «Санкасен» («Новая линия») около 1100 км. Поезда идут по ней со средней скоростью 200 км в час и более. Особенно велико движение на отрезке Токио — Осака длиной 515 км, где за сутки проходит до 120 пар поездов, а за год перевозится 120 млн. пассажиров, что равно всему населению страны. Расстояние между этими городами экспресс «Хикари» («Свет») проходит за 2 часа 15 минут. При этом он преодолевает 66 тоннелей и 3 тысячи мостов.

8) Арктика — обширная область северного полушария. Большая часть Северного Ледовитого океана и окраинных морей: Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское и др. — круглый год закована льдом, который дрейфует с востока на запад. Ледяные поля движутся то медленно, едва преодолевая 1—2 км в сутки, то за 24 часа покрывают расстояния в 40—45 км.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по физики в 7 классе. Тема "Скорость. Единицы скорости"

Презентация к уроку по физике в 7 классе. Тема " Скорость. Единицы скорости" позволяет решитьосновные задачи урока. Поможет учащимся освоить материал.....

Разработка урока физики по теме "Скорость. Единицы скорости"

Разработка урока физики по теме "Скорость. Единицы скорости"...

Конспект урока "Скорость. Единицы скорости" с презентацией.

Направлен на то, чтобы хорошо усвоить понятие скорости и единиц ее измерения....

Урок физики "Сила тока. Единицы измерения"

Урок разработан для проведения в 8 классе.Цель урока:  ввести новую физическую величину – силу тока и единицу ее измерения (ампер)Задачи: - раскрыть физический смысл понятия  силы тока...