Конспект урока "Скорость. Единицы скорости" с презентацией.
план-конспект урока по физике (7 класс)

Поречный Игорь Васильевич

Направлен на то, чтобы хорошо усвоить понятие скорости и единиц ее измерения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skorost.docx24.16 КБ
Office presentation icon skorost.ppt623.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ

УРОКА ФИЗИКИ 7 КЛАСС

ТЕМА: «СКОРОСТЬ. ЕДИНИЦЫ СКОРОСТИ»

  1. Актуализация знаний.

( Этап урока служит для актуализации ранее полученных знаний.)

Ребята, на прошлом уроке мы познакомились с механическим движением и его разновидностями. Я прошу вас подумать и ответить на следующие вопросы

Ответить на вопросы:

  1. В чем сходство и различие равномерного и неравномерного движений? (предполагаемый ответ: в том, что при равномерном движении тело за любые равные промежутки времени проходит одинаковые пути, а при неравномерном движении тело за любые равные промежутки времени проходит неодинаковые пути)
  2. Почему механическое движение является относительным? (потому, что относительно одних тел тело может двигаться, а относительно других находится в покое в одно и тоже время)
  3. Привести примеры движений в природе и технике и указать какие из них близки к равномерному. (Капли дождя, движение автомобиля, самолета, близким к равномерному является движение пешехода по прямолинейному участку пути)
  4. В чем разница между движениями указанных на картинках тел? (одни движутся быстрее, а другие медленнее)

Вывод из вопроса 4: одни тела движутся быстрее, а другие медленнее. У них различные скорости.

  1. Новый материал.

Мы подошли к теме нашего сегодняшнего урока. Ученики записывают ее в тетрадях

Тема: Скорость. Единицы скорости.

Демонстрация движений различных тел с разными скоростями (модель автомобиля и металлический шар, тележка и цилиндр).

Дается физический смысл скоростискорость показывает, какой путь прошло тело за единицу времени.

Из курса математики хорошо известна величина «скорость», задается вопрос: может ли кто-то подсказать какой буквой обозначается скорость, и может кто-то помнит формулу для ее расчета. ( Если кто-то подсказал, то ему выражается похвала)

Выписывается на доске, а учащиеся записывают в тетрадь формулу скорости прямолинейного равномерного движения, и поясняются буквенные обозначения физических величин, входящих в формулу скорости.

v= s/t v – скорость, s – путь (величина знакомая по прошлому уроку), t – время

Затем выписываются основные единицы измерения этих величин

[v]= м/с (метр в секунду), [s]= м (метр), [t]= с (секунда)

Наряду с основными существуют и неосновные единицы измерения скорости

(Демонстрируются слайды с примерами неосновных единиц измерения скорости.)

В математике очень часто скорость измеряется в км/ч, а основная единица ее измерения – м/с, поэтому необходимо переводить единицы измерения из неосновных в основные. Рассматривается пример перевода. ( Пример на слайде и записывается в тетрадях)

72 км/ч = 72×1000 м/3600 с = 20 м/с

Аналогичный перевод можно сделать и для других внесистемных единиц измерения скорости. ( Предлагается самостоятельно попробовать перевести в м/с скорость пешехода 80 м/мин).

Задается вопрос: А можно ли определить где будет находится автомобиль, например, через 2 часа? ( предполагаемый ответ: нельзя, так как мы не знаем в каком направлении он движется).

Рассмотрим пример.

Два тела движутся в противоположных направлениях со скоростями 15м/с и 5 м/с. Изобразим эти тела на рисунке условно с помощью прямоугольников. Кроме численных значений скорости тел еще имеют и направления. Такие величины в физике называются векторными и записываются в виде буквы со стрелочкой вверху

 

 

V, скорость – векторная величина

Одна стрелка на рисунке в три раза длиннее другой. Это значит, что скорости тел изображены в масштабе.

Наряду со скоростью равномерного движения существует и скорость характеризующая неравномерное движение, называемая средней скоростью. Она определяется так

v ср= s/t (весь пройденный путь делится на все время движения)

Далее работа с таблицей 1 учебника: средние скорости движения некоторых тел, скорость звука, радиоволн и света. Найти среднюю скорость движения черепахи, самолета, молекулы водорода.

III. Закрепление изученного материала.

Решение задачи на расчет средней скорости движения тела.

Задача: На дереве висит рыба. Кот Васька решил доказать всем, что он сможет её достать. Он прыгнул и за 2с пролетел путь 150см. Найдите среднюю скорость прыжка кота.

(задача сопровождается показом слайда).

Ввиду того, что в 7 классе только начинается решение задач по физике, необходимо показать пример оформления решения в тетради .

Далее работа с раздаточным материалом.(У каждого на столе набор карточек с обозначениями физических величин и единиц их измерения: скорость, путь, время)

Вопросы для ответов с помощью карточек:

1.Какой буквой обозначается скорость? (v)

2.Какова основная единица измерения пути? (м)

3.Какова неосновная единица измерения времени? (ч)

4. Какой буквой обозначается время? (t)

5.Какова основная единица измерения скорости? (м/с)

Нужно поднять соответствующие карточки из набора, имеющегося у каждого учащегося. У них также имеется по одной цветной карточке.

Класс делится на 4 группы по цвету карточек: желтые, зеленые, красные, синие.

Каждая группа получает по 2 задания, в которых имеется по 4 варианта ответа, которые связаны с буквами. Каждая группа, начиная с первой, по окончании решения заданий выписывает на доске по 2 своих буквы, из которых складывается слово

СК ОР ОС ТЬ - скорость.

IV. Домашнее задание.

§ 15, провести исследование по определению средней скорости движения тела,

Упр.4 №5

Задания для групповой работы

Группа 1

1.Переведите 36 км/ч в м/с.

Ответы:

А

5 м/с

С

10 м/с

М

15 м/с

Ц

20 м/с

 

2. Найдите среднюю скорость движения автомобиля, если он за 30 с преодолел путь 600 м.

Ответы:

К

20 м/с

Л

25 м/с

О

18м/с

Э

13 м/с

 

Группа 2

1.Переведите 18 км/ч в м/с.

Ответы:

Г

15 м/с

Ы

10 м/с

О

5 м/с

Я

20 м/с

 

2. Найдите скорость равномерного движения поезда, если он за 20 с преодолел путь 300 м.

Ответы:

Ф

20 м/с

Ш

25 м/с

Р

15м/с

Х

13 м/с

 

Группа 3

1.Переведите 108 км/ч в м/с.

Ответы:

У

5 м/с

О

30 м/с

Я

15 м/с

Б

20 м/с

 

2. Найдите среднюю скорость движения пешехода, если он за 30 с преодолел путь 45 м.

Ответы:

П

2,2 м/с

Щ

2,5 м/с

С

1,5м/с

Ю

1,3 м/с

 

Группа 4

1.Переведите 90 км/ч в м/с.

Ответы:

И

5 м/с

С

10 м/с

Т

25 м/с

З

20 м/с

 

2. Найдите среднюю скорость движения велосипедиста, если он за 40 с преодолел путь 800 м.

Ответы:

Ь

20 м/с

Л

30 м/с

О

40/с

Ч

5 0м/с

Ключевое слово -"СКОРОСТЬ"

Карточки для учащихся(разрезать)

S

v

t

км

км/ч

м/с

м

ч

с

 

Методические приемы и формы работы, используемые на уроке:

 

1.Активизация познавательной деятельности. (Жизненный опыт, забавные картинки, нестандартная задача).

2. Применение ИКТ. ( Работа со слайдами презентации).

3.Организация деятельности учащихся с разными источниками информации. ( Учитель, демонстрации, слайды, учебник).

4.Использование игровых технологий. (Работа в группах и получение ключевого слова).

5.Формирование действий по реализации межпредметных связей. (Связь физики и математики).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель физики МКОУ «Суджанская СОШ №2» Суджанского района Курской области Поречный Игорь Васильевич. Скорость. Единицы скорости.

Слайд 2

СКОРОСТИ В ПРИРОДЕ И ТЕХНИКЕ

Слайд 3

АВТОМОБИЛЬ 72 КМ/Ч

Слайд 4

ЧЕЛОВЕК 80 М/МИН

Слайд 5

СВЕТ 300000 КМ/С

Слайд 6

УЛИТКА 0, 14 СМ/С

Слайд 7

АВТОМОБИЛЬ 72 КМ/Ч ЧЕЛОВЕК 80 М/МИН СВЕТ 300000 КМ/С УЛИТКА 0,14 СМ/С

Слайд 9

v 1 =15 м /c V 2 = 5 м/с х х v 1 v 2

Слайд 10

На дереве висит рыба. Кот Васька решил доказать всем, что он сможет её достать. Он прыгнул и за 2с пролетел путь 150см. Найдите среднюю скорость прыжка кота.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

Конспект урока "Единицы времени" 5 класс С.М. Никольский

Технологическая карта урока составлена с учетом требований Стандартов второго поколения....

Конспект урока "Единицы массы" 5 класс С.М. Никольский

Технологическая карта урока составлена с учетом требований Стандартов второго поколения....

5 класс. Конспекты уроков. Единицы измерения. Файлы. Текстовый редактор

Конспект урока № 3 Измерение информацииКонспект урока № 4 Представление о файловой системе, дерево файловКонспект урока № 5. Простейшая технология работы с текстом...

Конспект урока "Единицы измерения информации"

Методические рекомендации к уроку.Успех этапа определяется «стартовым» заданием, которое вовлекает учеников в мотивированную деятельность по созданию образовательного продукта. Открытые задания не име...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА "Единицы измерения площадей." по учебнику Виленкина Н.Я., Жохова В.И., Чеснокова А.С., Шварцбурда С.И. Математика 5 класс

Конспект урока математики в 5 класс на тему "Единицы измерения площадей". Урок усвоения новых знаний. По учебнику Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. Математика: Учебник для 5 кла...

Технологическая карта урока. Тема: «Площадь прямоугольника. Единицы площади» .Презентация к уроку.

Тема: «Площадь прямоугольника. Единицы площади»Цели урока:                        -о...