Понятие методологической культуры педагога
материал по физике по теме

Трескова Марина Владимировна

Районное методическое объединение. Выступление. В презентации рассматривается понятие методологической культуры педагога и ее сотавляющие части, а также методологический подход к формированию физических понятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rmo.pptx979.58 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Понятие методологической культуры педагога Подготовила у читель физики МБОУ СОШ №11 г.Павлово Беспалова М.В.

Слайд 3

К ультура движется вперед не путем перемещения в пространстве, а путем накопления ценностей. Д.С. Лихачёв Методология педагогической науки - учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности в области педагогической деятельности.

Слайд 4

Методологическая культура преподавателя включает в себя следующее. 1. Проектирование и конструирование учебно-воспитательного процесса. 2. Осознание, формулирование и творческое решение педагогических задач. 3. Методическая рефлексия.

Слайд 5

М етодологический подход к формированию физических понятий: 1) учитывает личностные особенности учащихся; 2) развивает логическое и творческое мышление учащихся; 3) активизирует самостоятельную познавательную деятельность учащихся; 4) вырабатывает у учащихся умения и навыки выполнения таких операций, как анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификация, абстрагирование и обобщение; 5) учитывает возрастные особенности учащихся.

Слайд 7

Шаг 1 . (первоначальное ознакомление с физическим явлением) Вступительная беседа Учитель: Одинаково ли погружается тело в воду во время купания в море и в озере? Ученик: Нет, тело сильнее погружается в озере. Учитель: Как вы думаете, почему? Ученик: Потому что в море вода соленая. Учитель: Да, действительно в соленой воде плавать легче. Как вы думаете, почему? Ученик: Наверное, какие-то характеристики этих жидкостей различны. Учитель: Все вещества характеризуются плотностью. Ф ронтальный лабораторный опыт: учащимся раздаются по два цилиндра одинакового объема, но разной массы. Взвесив цилиндры, учащиеся приходят к выводу, что эти два цилиндра изготовлены из разных веществ, следовательно, имеют различную плотность. демонстрация: демонстрируются два кубика равной массы, но разного объема. Если взять кубики из железа и пробки массой по 1 кг, то объем железного куба равен 0,00013 м3, а пробкового – 0,0042 м3. Следовательно, можно сделать вывод, что плотности этих веществ разные.

Слайд 8

Шаг 2.(определение физического понятия) П лотность – это физическая величина, численно равная отношению массы тела к его объему. Физический смысл : плотность вещества показывает массу одного м ^ 3 данного вещества. Шаг 3. (построение матем.конструкции физ.пон -я) Формула для расчета и единица измерения плотности. - единица измерения плотности Шаг 4.( уточнение, углубление содержания ф.п .) Учащимся предлагается раскрыть устройство и принцип действия приборов предназначенных для измерения плотности веществ ( плотнометр , ареометр).

Слайд 9

Шаг 5.(предметные связи) 1) Внутрипредметные связи: - масса, объем тела; - тепловые явления в 8-ом классе, -раздел “Механика” в 7-ом, 9-ом классах, - раздел “Молекулярная физика и термодинамика” в 10-ом классе; - понятие плотность тока, плотность заряда.(электродинамика, 10кл.) 2) Межпредметные связи. -естествознание; -природоведение; -химия; -география. Шаг 6. (практическое применение ф.п .) Решение задачи на тему «Плотность» Домашний физический эксперимент: каждому ученику предлагается определить среднюю плотность человеческого тела

Слайд 10

Шаг 7. (границы применимости ф.п .) Понятие “Плотность” используется для макромира и мегамира . Шаг 8 . (методологический анализ содержания понятия.) Содержание понятия “Плотность” Шаг 9.(систематизация) Учащиеся работают с таблицами плотностей в учебнике Перышкина А. В. “Физика -7”, стр. 50-51 и им предлагается ответить на следующие вопросы: 1) Что такое плотность? 2) В каких единицах измеряется плотность? 3)Какова плотность меди? 4)Что это означает? Назовите вещество с наименьшей плотностью. Чему она равна? Что это означает? Общенаучное Конкретно-научное Показывает количество чего–либо в единице чего–либо. Величина, определяемая для однородного вещества массой единицы его объема.

Слайд 11

Систематизирующая таблица по теме “Плотность” Схема систематизации знаний учащихся по теме "Плотность". Физическая величина Обозначение Единица измерения Формула Масса r М ^ 3

Слайд 12

Шаг 10. (обобщение в концепции эволюции физ.картины мира) Лабораторная работа по теме “Определение плотности вещества, из которого изготовлено твердое тело” (стр.164,165 в учебнике Перышкина А.В. “Физика - 7”). Решение задачи на данную тему Шаг 11.(рефлексия) Рефлексия осуществляется по вопросам, приведенным ранее.

Слайд 13

Таким образом, методологический подход к формированию физических понятий способствует: 1) развитию личностных качеств учащихся; 2) формированию научного мышления учащихся; 3) формированию современного научного мировоззрения учащихся; 4) формированию глубоких и прочных знания учащихся; 5) совершенствованию педагогического мастерства учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методологическая культура учителя. Презентация.

Данный материал, раскрывающий понятие "методологическая культура учителя", можно использовать в рамках программы внутрифирменного обучения педагогического коллектива. ...

Методологическая культура педагога как фактор становления педагогического мастерства

Педагогические технологии. Метапредметный подход в образовании....

Презентация к докладу по теме "Творчество - методологическая позиция педагога"

Презентация  к  докладу по теме " Творчество - методологическая позиция педагога " учителя Логиновой О.Р. на РМО...

Доклад по теме "Творчество - методологическая основа педагога"

Доклад по теме "Творчество - методологическая позиция педагога" учителя Логиновой О.Р. на РМО...

Сценарный план педагогического совета "Методологическая культура педагога,как фактор его профессионального развития", презентация к работе.

В работе представлен полный материал проведения педагогического совета. При проведении педсовета использованы разнообразные  современные методы и приёмы: деловая игра, мозговой штурм, анкетирован...

Методологическая грамотность педагога при использовании тестовой технологии

Тестовая форма стала довольно актуальной и значимой в обучении. Именно тестовый контроль повышает мотивацию, развивает личность, самостоятельность. Задача учителя сформировать определённые навык...

Методологическая культура педагога.

Повышение качества образования и воспитания как показатель методологической культуры педагога....