Применение таблиц с физическими величинами в учебном процессе
методическая разработка по физике на тему

Дмитриева Елена Павловна

Опыт работы с физическими таблицами на уроке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение таблиц с физическими величинами в учебном процессе.

     Я несколько лет разрабатываю методическую папку «Применение таблиц на уроках физики». Эта тема актуальна при решении вычислительных, качественных и экспериментальных задач, при выполнении лабораторных и практических работ. Поэтому важно выработать у учащихся умение работать с этими таблицами. Основы приобретения умений следует закладывать уже на первой ступени изучения физики. Так, семиклассники должны уметь быстро и точно находить в указанной учителем таблице данные, необходимые для решения задач или объяснения физического явления: уметь самостоятельно отыскать нужную таблицу, правильно записать значение величин в СИ. Практика показывает, что эта работа далеко не каждому ученику дается легко. Даже лучшие ученики не могут в полной мере использовать табличную информацию. Необходима определенная методика применения таблиц в учебном процессе.

     Я эту работу осуществляю следующим образом. Учитывая возрастные особенности семиклассников, старюсь показать им самодельные красочные и яркие таблицы. (В их изготовлении участвуют учащиеся старших классов). Применение таких таблиц обеспечивает хорошую видимость отдельных числовых значений  величин и единиц их измерения, привлекает  внимание школьников и улучшает восприятие ими материала, позволяет сократить время на отыскание физической величины каждым учащимся, оперативнее установить «обратную связь» деятельности учащихся и учителя.

     Чтобы повысить интерес учеников в работе с таблицами, применяю различные формы: использую анализ и сравнение физических величин ставлю различные цели.

     Так, с целью пополнения знаний, например, при анализе таблицы температур плавления некоторых веществ обращаю внимание учащихся на то, что точка плавления свинца 327 0С, олова-232 0С, а сплава, состоящего из двух частей олова и одной части свинца – 169 0С. Рассмотрев несколько примеров, приходим к важному выводу о том, что точка плавления сплавов всегда ниже точки плавления наиболее легкоплавкого металла, входящего в состав сплава. Или, анализируя таблицу кипения жидкостей, приходим к выводу: температура кипения растворов всегда выше температуры, чем чистых растворителей. 

     Полезно научить школьников использовать физические величины, сопоставляя их значения. Например, рассматривая таблицы удельных сопротивлений веществ и их температурных коэффициентов сопротивления, отмечаем, что некоторые сплавы обладают ничтожно малым изменением сопротивления при повышении температуры, а их удельное сопротивление сравнительно велико. Этот сплав можно использовать в тех приборах, в которых необходимо большое сопротивление (реостаты, магазины сопротивлений).

     Таблицы использую и при объяснении новых физических явлений. Так, табличные значения плотности веществ  использую при изучении условий плавания тел, формировании понятия критического состояния вещества (если плотность жидкости = плотности пара, то удельная теплота парообразования = 0), при рассмотрении насыщенных паров, при изучении особенностей жидкого состояния вещества.

     Для расширения кругозора учащихся анализирую таблицы физических величин с точки зрения практического применения указанных в них веществ. Важно, чтобы учащиеся понимали, что область применения веществ зависит от их физических свойств.

     Целесообразно использование табличных данных для развития творческих способностей учащихся: составление и решение задач, составление диаграмм и графиков (это в свою очередь показывает межпредметные связи).

     Так как табличные значения отражают разнообразные свойства веществ, то анализ таблиц помогает показать учащимся, что количественные характеристики вещества служат основой объяснения явлений природы. Например, сравнивая табличные значения удельной теплоты плавления и температуры плавления некоторых веществ, приходим к выводу: состояние вещества и его свойства зависят от температуры. Важен анализ таблиц и для объяснения законов физики. Так, пользуясь таблицами температур плавления (отвердевания), кипения (конденсации), обращаем внимание школьников на то, что при этих температурах происходит  переход количественных изменений в качественные (переход твердого тела в жидкое состояние).

     В заключении следует сказать, что работа с таблицами физических величин помогает реализации таких требовании, как правильность, точность, осознанность, прочность, мировоззренческая направленность знаний учащихся и поэтому повышается качество преподавания физики.

Учитель физики ГБОУ СОШ № 420

г. Санкт-Петербург

1 квалификационная категория

Дмитриева Елена Павловна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Адаптивная физическая культура в учебном процессе школьника с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости"

В статье приведены формы организации адаптивной физической культуры в режиме учебного процесса школьников с умственной отсталостью. Определено место физкультминуток, физпауз, подвижной игры для снятия...

Таблицы физических величин

Таблицы физических величин...

Урок с применением сингапурской методики "Работа и мощность электрического тока. Измерение физических величин: работы и мощности тока"

Тип урока: Комбинированный: сочетание урока лекции с уроком – практикумом.Цель урока: через теоретическое обоснование показать практическое применение полученных знаний на примере расчета стоимости из...

Таблица "Физические величины"

Таблица физических величин, изучаемых в 7 классе содержит: буквенное обозначение, формулу, единицы измерения, прибор для измерения величины....

Таблица характеристик физических величин по теме: «Виды сил».

Таблица характеристик физических величин по теме: «Виды сил»....

Таблицы физических величин

 В данном разделе в помощь учащимся для решения задач по физике представлены различные таблицы со всеми данными. [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"22319859","attribut...

АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Средства и методы применяемые на уроках адаптивной физической культуры для детей с ограниченными возможностями здоровья. Коррекция нарушений в физическом развитии у детей с легкой умственной отсталост...