Личностно-ориентированное обучение на уроках физики
статья по физике на тему

Трубачева Ольга Николаевна

Признание индивидуальности ученика, создание  необходимых и достаточных условий для его развития является основным принципом  построения урока на основе личностно-ориентированных образовательных технологий.

 Используя личностно-ориентированный подход в обучении, я преследую цель – обеспечить развитие и саморазвитие личности обучаемого, исходя из его индивидуальных способностей и субъектного опыта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Трубачева. О.Н, учитель физики,

 МБУ СОШ №71 г.о.Тольятти

«Личностно-ориентированное обучение на уроках физики»

Кто не знает, в какую гавань он плывёт,

                                             для того нет попутного ветра.

                                                                                         Сенека.

Для выпускников нашего времени становится приоритетом  не столько умение выполнять указания, сколько быстро адаптироваться к  различным жизненным ситуациям и находить способы решения возникающих проблем самостоятельно. Важным для школы является развитие и создание необходимых условий для самоопределения  индивидуальности ребенка.

Признание индивидуальности ученика, создание  необходимых и достаточных условий для его развития является основным принципом  построения урока на основе личностно-ориентированных образовательных технологий.

 Используя личностно-ориентированный подход в обучении, я преследую цель – обеспечить развитие и саморазвитие личности обучаемого, исходя из его индивидуальных способностей и субъектного опыта.

На данном этапе работы для достижения намеченной цели я решаю следующие задачи:

1. Использую в ходе обучения, субъектный опыт ребенка который согласую с научным содержанием задаваемых знаний.

2. Создаю атмосферу активного стимулирования ученика.

3. Обеспечиваю контроль и оценку процесса учения в целом.

4. Использую в ходе урока дидактический материал, позволяющий ученику выбрать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания с учетом их функций в личностном развитии.

5. Поощряю стремление ученика находить свой способ работы, анализировать способы работы других учеников в ходе урока; выбирать и осваивать наиболее рациональные .

При «конструировании» урока важен учет  двух взаимозависящих направлений: деятельности учителя и деятельности ученика. Личностно-ориентированное обучение предлагает учителю решать проблему постановки целей обучения, разработки плана обучения, системы занятий и формы рефлексии и оценки.  

На своих уроках я использую метод проблемного изложения, рассчитанный на вовлечение учащихся в познавательную деятельность. Учитель может сам предложить проблему и указать пути ее решения. Но гораздо эффективнее, если проблему ставят дети и сами, затем ищут пути ее решения, размышляют и переживают, тем самым включаются в атмосферу научно – доказательного поискового мышления. Так на уроке по изучению условия плавания тел в ходе эксперимента учащиеся сами поставили проблему: "Почему плавают суда?”, которая была разрешена после самостоятельной работы с текстом учебника и выводами из эксперимента.

Очень оживленно проходит этап проверки усвоения знаний при решении нестандартных ситуаций, если к тому же эти ситуации представлены в оригинальном виде.

На уроках в системе развивающего обучения с личностно – ориентированным подходом ключевыми формами работы учащихся являются: 1) групповые,  2) парные,  3) индивидуальные. Примером таких групповых заданий могут послужить;

  • Изучив параграф «Три состояния вещества», группам учащихся предлагается  изобразить поведение молекул 1) твердого тела, 2) жидкости, 3) газов.
  • Учащимся, сидящим парами, предлагается  изобразить порядок расположения жидкостей  в сосуде (керосин, вода, бензин). Укажите положения шариков в сосуде, сделанных из янтаря, дуба, парафина.

После завершения задания проводится обсуждение на тему «Как создавался рисунок?». Речь идёт о процессах, сопровождающих совместную работу.

  1. Довольны ли вы результатом?
  2. Кто и как именно проявлял активность при рисовании, кто предлагал     идеи?
  3. Были ли альтернативные предложения? Почему их приняли или отвергли?
  4. Довольны ли сотрудничеством друг с другом?
  5. Легко ли было договариваться друг с другом?

Серьезным этапом урока является рефлексия. Для осознания детьми того, что они делают и что сними происходит я использую самые разные способы, устное обсуждение, анкетирование, рисунки или графики. Приведу пример вопросов, которые можно предложить учащимся для рефлексивной деятельности:

1.Каковы мои главные результаты, что я понял, чему научился?

2. Какие задания вызвали наибольший интерес, почему?

3.Что я чувствовал при выполнении заданий?

и т.п.

Я считаю, что обучение с личностно-ориентированным подходом:

        - обеспечивает стимулирование обучающихся к самоценной образовательной деятельности

- предоставляет каждому ученику, опираясь на его способности, склонности, интересы и субъективный опыт, возможность реализовать себя учебной деятельности;

- предполагает образованность как совокупность знаний, умений, навыков и индивидуальных способностей ученика.

Использование такой технологии способствует превращению ученика из объекта в субъект учебной деятельности, вносит значительный вклад в развитие индивидуальностиученика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика преподавния уроков в современной школе с испоьзованием личностно-ориентированного обучения на уроках физики

В данной статье рассматривается технология личностно-оринентированного обучения на уроках физики .Рассматриваются вопосы преподавания физики на уроках с межпредметным содержанием...

Организация личностно ориентированной деятельности учащихся на уроках физики

Предлагаю учебный материал  для организации личностно ориентированной деятельности учащихся 8 классов на уроках физики.Дифференцирование творческих заданий осуществляется по типам: человек-п...

Обобщение опыта по использованию личностно – ориентированного развивающего обучения на уроках истории и обществознания.

Данная работа посвящена обобщению опыта работы по использованию личностно - оринтированного развивающнго обучения на уроках истории и обествознания.Разработки уроков прилагаются....

Применение личностно–ориентированных технологий обучения на уроках русского языка в коррекционном ОУ

Статья отражает основные педагогические принципы личностно-ориентированного подхода к учащимся коррекционной школы VI вида. Дети с ограниченными возможностями здоровья требуют особого отношения, особо...

« Личностно - ориентированное развивающие обучение на уроках географии »

Ведущим в организации учебно-воспитательного процесса является личностный подход, суть его в том, что в школу приходят не просто ученики, а ученики -личности со своим миром чувств и переживаний. Это и...

Исследовательский проект "Применение элементов личностно-ориентированного обучения на уроках физики в классах очно-заочной формы обучения"

Исследовательский проект "Применение элементов личностно-ориентированного обучения на уроках  физики в классах очно-заочной формы обучения"...

Личностно-ориентированное развивающее обучение на уроках русского языка и литературы

Приоритетные задачи личностно-ориентированных технологий в педагогике – формировать и развивать интеллект и речь учеников, развивать критическое и творческое мышление. К этим технологиям о...