Урок по физике "Суд над инерцией"
план-конспект урока по физике (7 класс) по теме

Гуляева Татьяна Петровна

Урок повторения, как ролевая игра «Суд над физическим явлением». Урок коммуникативного типа, обобщающий творческий отчёт с групповой работой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок: «Суд над инерцией» 7 класс.

Урок повторения, как ролевая игра «Суд над физическим явлением»

Урок коммуникативного типа, обобщающий творческий отчёт с групповой работой. 

Цель урока: Изучить положительные и отрицательные проявления инерции. Научить находить в окружающем мире примеры проявления инерции и объяснять их. Развивать логическое мышление, культуру речи. Формировать осознание детьми культурных ценностей науки и умение ценить их.

Фундаментальные образовательные объекты: инерция, движение по инерции.

Проблема урока: Чего больше приносит инерция: пользы или вреда?

План урока.

  1. Объяснение структуры урока, постановка его целей учениками. 2мин.
  2. Демонстрация опытов. 5 мин.
  3. Фронтальный коллективный сбор информации по теме урока. 7 мин.
  4. Разыгрывается мини-спектакль «Суд над инерцией». 15 мин.
  5. Выступление с использованием домашних заготовок (презентаций и подборок  качественных задач). 15 мин.
  6. Решение задач. 5 мин.
  7. Оценка выступлений. Домашнее задание. Рефлексия. 5 мин.

Описание хода урока.

  1. Начинать урок всегда интересно с экспериментов.

Демонстрация с шаром, который на столе.

- Шар лежит на столе. Что можно казать о его скорости?

- Его скорость равна нулю, так как шар не двигается.

- Если подействовать на шар рукой, то, что измениться? Мяч начинает двигаться.

- Перестаю действовать, что наблюдаете? (Мяч останавливается.) То есть не двигается.

Обобщите увиденное в демонстрации. (Для того чтобы тело стало двигаться надо подействовать на него.)

Вы рассуждаете, как выдающийся философ древней Греции Аристотель. Он жил в IV в. до н.э.. Показывается слайд с портретом Аристотеля и его высказыванием: «Все, что находится в движении, движется благодаря воздействию другого.

Без действия нет движения».

Согласны ли вы с этим утверждением? (И да и нет).

Согласно взглядам Аристотеля тело движется только тогда, когда на него действуют другие тела, а при отсутствии внешнего воздействия тело может только покоиться. Идеи древнего философа господствовали в науке около двух тысяч лет.

А верно ли утверждение Аристотеля?

  1. Разобрать куда будет падать шар, если его бросать вниз. Можно по картинке на слайде. Аристотель утверждал, что шар упадет в воду. Согласно Аристотелю, шарик, упавший с верхушки мачты корабля, должен остановиться, поскольку на него перестает действовать рука человека, и, подчиняясь притяжению Земли, начать падать вертикально вниз. За время его падения корабль уплывет вперед и шарик упадет на некотором расстоянии от мачты корабля.

А как вы считаете?

  1. Проделать опыт самим. Двое учеников несут третьего, а он бросает вниз мяч. Мяч обязательно упадет на колени. Мяч двигается с учеником, поэтому он будет падать не вертикально вниз, а по кривой. То есть по инерции он будет продолжать движение по ходу корабля, а под действием силы тяжести будет двигаться вертикально вниз.

Первый, кто объяснил это, был Галилео Галилей. Вот его объяснение: падающий шарик сохраняет свою скорость, равную скорости корабля и движется не вертикально вниз, а по криволинейной траектории – параболе.

Живший в 17 веке итальянский ученый Галилео Галилей первый показал, что тело может не только покоиться в отсутствии внешнего воздействия, как утверждал Аристотель, но может ещё и двигаться.

Как же так, на тело не действуют другие тела, а оно двигается. Почему???

Ученик. Тело, на которое не действуют другие тела, движется под действием силы инерции.

Дайте определение инерции. Спросить учеников.

Явление сохранения скорости тела, при отсутствии действия на него других тел называется инерцией.

Кстати, «инерция», в переводе с латинского, означает бездеятельность или бездействие.

Итак, движением по инерции называется движение тела при отсутствии действия на него других тел.

  1. Ребята, все открытия представляют бесценное культурное наследие для нас. Мы должны ценить всё, что сделано человечеством. Поэтому сейчас нам предстоит стать свидетелями необычного действа: суда над инерцией.

В инсценировке «Суд над инерцией» участвуют:

Лысакова Анастасия – судья,

Василевский Алексей и Гуляев Юрий – стражники,

Чигарева Полина – инерция,

Агуреев Богдан – прокурор,

Тырбылева Марина – адвокат,

свидетелей, (Кадрилеев Марат и Лесных Валерий – заседатели,

Тарасова Дарья – секретарь,

Захарова Анна, Тимофеева Валерия, Тютюнник Дмитрий, Раздобарова Александра, Татаринцева Анастасия – свидетели.

Секретарь. Встать, суд идет!

Входят судьи и садятся.

Секретарь. Прошу всех сесть.

Судья. Слушается дело в отношении Инерции. Инерция обвиняется в том, что она не дисциплинирована и вредна: даже после прекращения действия силы, тела из-за неё продолжают двигаться, а это приносит иногда непоправимые бедствия. Ввести подсудимую!

(Стражники вводят Инерцию.)

Судья. Подсудимая, встаньте. Установим личность подсудимой. Подсудимая, ваша фамилия, имя, отчество.

Инерция. Инерция физическая.

Судья. Ваши родители.

Инерция. Галилео Галилей и Исаак Ньютон.

Судья. Ваша биография.

Инерция. Древнегреческий учёный Аристотель считал, что движение тела, вызванное действием какого-либо другого тела, должно само прекратиться, так как именно покой является естественным состоянием физического тела и всем телам свойственно стремление к покою. Он поражался, почему камень, выпущенный из его руки, продолжает двигаться, отделившись от руки. Ответ на этот вопрос был дан моим рождением спустя 2000 лет в Италии великим ученым Галилео Галилеем, а позднее в 1678 году его точнее сформулировал Исаак Ньютон.

Судья. Что вы собой представляете?

Инерция. Свойство тел сохранять состояние покоя или равномерное прямолинейное движение, когда на тело не действуют другие тела.

Вопросы задают заседатели.

Заседатель 1 - Кому вы принадлежите?

Инерция. Всем телам, абсолютно всем.

Заседатель 2 - Область применения ваших сил?

Инерция. Физика. Техника. Жизнь.

Судья. Слово предоставляется прокурору.

Прокурор. Уважаемый судья, уважаемые присяжные заседатели, все присутствующие! Я считаю, что Инерция - лишнее явление и её нужно искоренить из нашей жизни. Она приносит лишь страдания! Приведу один пример. Перебегая дорогу, мальчик попал под автомобиль и получил травму; травма, нанесена и бедным родителям: они так волновались! А кто виноват?.. Вы думаете -  шофер? Нет! Он затормозил. Виновата Инерция! Это из-за неё машина вовремя не остановилась! Искоренить её!

Адвокат. Почтенные члены суда! Я не согласна с господином обвинителем: мальчик перебегал дорогу в неположенном месте, перед близко идущим транспортом. А ведь вы знаете, что после остановки двигателя машина не может остановиться мгновенно. И если бы мальчик знал законы физики и основанные на них правила дорожного движения, то переходя дорогу, печального происшествия не было бы.

Я могу привести пример, доказывающий, что Инерция - явление полезное. Она позволяет нам экономить бензин на транспорте. Вот стремительно мчится машина, водитель отключает двигатель, а машина продолжает еще некоторое время движение по инерции, т.е. перемещается, не потребляя топлива. Неужели и теперь господин судья будет строг?

Прокурор. Пример убедительный. Придется в данном случае согласиться с адвокатом. Я как-то упустил из виду, что и мне тоже приходилось экономить бензин на своей машине с помощью инерции.

Но как быть с таким фактом: вы красиво оделись и спешите на работу; неожиданно по дороге споткнулись о камень, нога относительно камня осталась в покое, а тело продолжало двигаться вперед, и вот результат: ободранные колени и испорченный костюм. Разве здесь Инерция полезна?

Адвокат. А я считаю, что не надо винить Инерцию, необходимо раньше вставать и, когда идешь, не смотреть по сторонам, а под ноги. Кроме того, надо пожелать, чтобы выпускали не рвущиеся ткани (оживление в зале).

Судья, (звонит колокольчик). Господин адвокат, соблюдайте очередность выступлений. Обвинитель, продолжайте.

Прокурор. А разрушение зданий и мостов при землетрясениях? Как вы расцените это господин адвокат?

Адвокат. А бываете ли вы в цирке, коллеги? Цирк всегда приносит людям радость. У кого не захватывало дух при исполнении некоторых номеров? Воздушные гимнасты, выступающие на трапеции под куполом цирка. В зале по окончании такого выступления обычно облегченно вздыхают, и немногие знают, что эти трюки возможны только благодаря Инерции!

А какую положительную роль играет она в космонавтике!

Ведь после выхода космического корабля на заданную траекторию можно отключить двигатели, а корабль продолжит свое движение в нужном направлении. Таким образом, я считаю, что Инерция - явление полезное.

Судья. Слово предоставляется свидетелям.

Каждый свидетель, подходя к столу, кладет руки на учебник Физики и произносит клятву: "Клянусь великим Ньютоном говорить правду и только правду, и пусть покарает меня физический закон, если я солгу".

Секретарь. Вызывается первый свидетель (Захарова Анна).

Первый свидетель (женщина; дает клятву, а потом говорит). Я, хозяйка, у меня в доме идеальная чистота и поддерживать её мне помогает Инерция. Каждый день я чищу свои ковры. Встряхиваю ковер, пыль по инерции остается на месте, а ковер из-под неё выдергивается.

Секретарь. Вызывается второй свидетель (Тютюнник Дмитрий).

Второй свидетель (дает клятву). А я плотник по профессии, я использую инерцию для насаживания молотка на рукоятку.

Секретарь. Вызывается третий свидетель (Тимофеева Валерия)

Третий свидетель (дает клятву, потом произносит). Я, любитель конного спорта, сегодня очень огорчена: моего брата, великолепного наездника, в день соревнования подвела Инерция. Преодолевая барьер, конь задел его и приостановился; мой бедный брат по инерции продолжал движение, вылетел из седла и шлепнулся на землю. В результате соревнование было проиграно. Я против этого явления!

Секретарь. Вызывается четвертый свидетель (Раздобарова Александра) 

Четвертый свидетель (после того как дал клятву).  А я – за! По профессии я - детский врач. И я не мыслю своей работы без термометра. А в действии термометра участвует Инерция: встряхнул прибор и резко остановил его, ртуть по инерции опускается. Прибор готов к новым измерениям.

Секретарь. Вызывается пятый свидетель (Татаринцева Анастасия)

Пятый свидетель (дает клятву и говорит). Я была свидетелем такого случая: окончив работу, мой товарищ выключил станок, но не убрал руку и поранил палец. И в этом - вина Инерции, которая заставила двигаться ножи после отключения станка. Я против инерции.

Судья. А что вы можете сказать в свое оправдание, подсудимая Инерция?

Инерция (всхлипывая). Не виновата я! Я - явление природы, а природа существует вечно, и у неё есть свои законы. Человек, живущий на Земле, изучает их, он уже многое узнал и научился использовать законы природы в своих целях. И только тем я приношу беды, кто их не знает.

Судья. Выслушав речь прокурора и показания некоторых свидетелей, мы выяснили, что по вине Инерции происходят недоразумения и беды, приносящие ущерб. Но с другой стороны, приводимые доводы адвоката и показания других свидетелей говорят о положительной роли Инерции. Таким образом, её поведение - и хорошее и плохое. Дальнейшая судьба Инерции зависит от решения суда.

Секретарь. Прошу всех встать, суд удаляется для вынесения приговора.

Пока суд выносит приговор, проведем физкультминутку. Предлагаю вам изобразить поведение пассажиров во время поездки в автобусе.

Представьте, что я — водитель.

• Я резко трогаюсь с места. Куда отклоняетесь? (Назад). Почему? Из-за инерции движения пассажира. При резком увеличении скорости ноги уходят вперёд, а верхняя часть тела продолжает двигаться с прежней скоростью, в результате происходит отклонение пассажира назад.

• Поворачиваю направо. (Налево). Почему? Т.к. вы продолжили по инерции двигаться по курсу вперёд.

• Поворачиваю налево. (Направо).

• Резко торможу. (Вперёд). Происходит это в силу инерции движения пассажира, т.к. при внезапной остановке ноги из-за трения «припечатываются» к полу, а тело продолжает двигаться. А теперь, поехали! Резко вперед, резко назад, поворот влево, поворот вправо, тормозим, направо, резко вперед, налево. Молодцы!

IV). А какие вы можете привести примеры, положительных и отрицательных проявлений инерции?

1). Без инерции не было бы многих видов спорта. (Выступление учеников о видах спорта).

2). Именно инерция помогает устанавливать мировые рекорды и становиться чемпионами. (Вспомнить чемпионов Сочи 2014. Выступление учащихся).

3). Куда надо сбрасывать груз с самолета. (Задача со слайда.)

4). Почему надо привязывать груз на машине? Пристегиваться в машине?

Секретарь. Встать, суд идёт.

Судья. Рассмотрев дело подсудимой Инерции, суд выяснил как положительные, так и отрицательные её проявления. За преступления Инерцию следовало бы казнить, но учитывая, что она облегчает труд, экономит топливо, участвует в создании цирковых трюков, помогает в освоении космоса, суд решил наказание не применять.

Необходимо и дальше изучать и глубоко осмысливать законы физики, проникать в тайны природы и ставить их на службу человеку. Заседание суда считаю закрытым.

Все участники выходят перед классом и кланяются.

V). Решим задачи. 

1). Построить траекторию полета груза.

 Выполнить задание на листочке.

2). Нарисовать траекторию движения груза, раскрученного на нити, при отрыве нити в верхней точке.

 Выполнить задание на листочке.

3). Сочиним стихотворение. Для этого надо подобрать подходящие по смыслу слова.

Если ты снежок бросаешь

Или в тире ты стреляешь

Или в мячик ударяешь

Или сам ядро толкаешь

Почему же, почему же,
Те предметы вдаль летят?
Отчего же, отчего же,
Сразу падать не хотят?
Эти разные предметы
Потому вперед
 летят,

Что инерцию имеют,

Скорость сохранить хотят.

Галилей был самым первым,

Кто инерцию открыл,

И прошло три с лишним века

С той поры, когда он жил.

Итог урока. Так может ли тело двигаться без воздействия на него другого тела? (Да.) Почему это возможно? (Только за счет инерции.) Дайте определение инерции.

Задание на дом: Составить таблицу положительных и отрицательных моментов инерции.



Предварительный просмотр:

«Все, что находится в движении, движется благодаря воздействию другого. Без действия нет движения».

Аристотель



Предварительный просмотр:

клятва: "Клянусь великим Ньютоном говорить правду и только правду, и пусть покарает меня физический закон, если я солгу".

клятва: "Клянусь великим Ньютоном говорить правду и только правду, и пусть покарает меня физический закон, если я солгу".

клятва: "Клянусь великим Ньютоном говорить правду и только правду, и пусть покарает меня физический закон, если я солгу".

клятва: "Клянусь великим Ньютоном говорить правду и только правду, и пусть покарает меня физический закон, если я солгу".

клятва: "Клянусь великим Ньютоном говорить правду и только правду, и пусть покарает меня физический закон, если я солгу".

клятва: "Клянусь великим Ньютоном говорить правду и только правду, и пусть покарает меня физический закон, если я солгу".

клятва: "Клянусь великим Ньютоном говорить правду и только правду, и пусть покарает меня физический закон, если я солгу".

клятва: "Клянусь великим Ньютоном говорить правду и только правду, и пусть покарает меня физический закон, если я солгу".


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Построить траекторию полета груза

Построить траекторию полета груза


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок физики в 7 классе " Инерция"

При планировании данного урока я учитывала особенности памяти, внимания, мышления 12 - 13-летних детей, в частности то, что:...

урок по теме "Инерция"

конспект урока по теме "Инерция" 7 класс (ГромовС.В.)...

Урок конспект по теме "Инерция" (физика)

Урок изучения нового материала с использованием ЭОР....

технологическая карта урока физики 7 класс " Инерция"

Составлена и готова к использованию,технологическая капта урока физики в 7 классе по теме " Инерция"...

Разработка урока физики по теме "Инерция"

Разработка урока физики по теме "Инерция"...