Урок конспект по теме "Инерция" (физика)
методическая разработка по физике (7 класс) по теме

Алимов Халим Руфхатович

Урок изучения нового материала с использованием ЭОР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_konspekt.rar771.51 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока:

        

Урок физики на тему «Инерция» в 7 классе (слайд 1)

1. Алимов Халим Руфхатович

2. МАОУ «Нурлатская гимназия»

3. Учитель физики

4. 7 класс

5. «Инерция»

6. Перышкин А.В. Физика

Цель: Изучить явление - инерция.
Задачи:                                                                                                                                                        Научить находить в окружающем мире примеры проявления инерции и объяснять их.
Подготовить учащихся к восприятию первого закона Ньютона.
Развивать логическое мышление, культуру речи.                                                   Формировать осознание детьми культурных ценностей науки и умение ценить их.

Оборудование: интерактивная доска, проектор, компьютер.  

План урока

  1. Организационный момент – 2 мин.
  2. Повторение раннее изученного материала – 5 мин.
  3. Объяснение нового материала – 15 мин.
  4. Физкультминутка – 1 мин.
  5. Закрепление знаний и умений учащихся (решение экспериментальных и качественных задач, выполнение тестового задания) – 20 мин.
  6. Подведение итогов урока. Домашнее задание – 2 мин.

Ход урока

  1. Повторение раннее изученного материала. Фронтальная беседа          

   Учитель. Повторим изученный материал:

1. Какое движение называется механическим? (Механическим движением называется изменение с течением времени положения тела относительно других тел. Примеры)

2. Какие виды движения вы знаете? (Равномерное и неравномерное).

3. Какое движение называют равномерным? Неравномерным?  (Движение называют равномерным, если тело за равные промежутки времени проходит равные пути.  Движение называют неравномерным, если тело за равные промежутки времени проходит разные пути)

4 .Чем они отличаются? (При равномерном движении скорость тела остаётся постоянной, а при неравномерном движении скорость тела изменяется).

  1. Изучение нового материала (постановка первой учебной проблемы).

Посмотрим  видео-урок  на понятие «Инерции».  

http://interneturok.ru/school/physics/7-klass/vzaimodejstvie_tel/inerciya

     

Вывод: чем меньше действие другого тела, тем дольше сохраняется скорость  

              движения и тем ближе оно к равномерному. 

Вывод: явление сохранения скорости тела, при отсутствии действия на него других      

              тел называется инерцией.             

Вывод: движением по инерции называется движение тела при  

                                            отсутствии действия на него других тел.  

  1. Физкультминутка с музыкой. Теперь немного отдохнём. Предлагаю вам изобразить поведение пассажиров во время поездки в троллейбусе. 

Представьте, что я — водитель. Я:
• Резко трогаюсь с места. Куда отклоняетесь? (Назад). Почему? Из-за инерции движения пассажира. При резком увеличении скорости ноги уходят вперёд, а верхняя часть тела продолжает двигаться с прежней скоростью, в результате происходит отклонение пассажира назад.
• Поворачиваю направо. (Налево). Почему? Т.к. вы продолжили по инерции двигаться по курсу вперёд.
• Поворачиваю налево. (Направо).
• Резко торможу. (Вперёд). Происходит это в силу инерции движения пассажира, т.к. при внезапной остановке ноги из-за трения «припечатываются» к полу, а тело продолжает двигаться

Вывод: Инерция проявляется, если изменяется значение скорости или её   направление.                                                                                                                                                  

  1. Закрепление знаний и умений учащихся                                                                      

а). Решение экспериментальных задач

Учитель. Человек не может изменить законы, но может их познать и учитывать в жизни и практике.  У учителя технологии вышел из строя деревянный молоток и затупился рубанок. Предлагаю вам изготовить заново киянку, а железку вытащить из рубанка для заточки. (вызываются 2 учащихся). Покажите, как можно насадить молоток на рукоятку. Теперь объясните свои действия с использованием термина «инерция».                                                                                                                                Ученик. Здесь используется инерция молотка.                                                                      Учитель. Правильно. Кто может извлечь  железку (резец) из рубанка? Эксперимент объясните.                                                                                                                                   Ученик. Здесь необходимо стукнуть по колодке. Используется инерция резца.            Учитель. Как видите, явление инерции помогло нам подготовить для работы инструменты. Я думаю, в жизни полученные знания обязательно вам пригодятся.  

Учитель. На стакане лежит открытка, на ней монета. Как, не задевая монеты, опустить её в стакан? (Ударить по открытке щелчком, открытка отлетит, а монета упадёт в стакан). Почему?                                                                                                                                          Ученики. Объясняется это тем, что ввиду краткости взаимодействия сила трения не успевает сообщить монете достаточную скорость в направлении удара, и монета падает в стакан.

Учитель. Но знайте, инерция приносит не только пользу, но и вред. Сейчас вы заполните таблицу, которая на доске. Примеры с полезным проявлением инерции вставляете под словом «Польза», а примеры, вредного проявления инерции под словом «Польза» (целесообразно подготовить таблички на листах А4 с готовыми примерами, где проявляется инерция, магниты, на доске подготовить таблицу). При заполнении таблицы, пояснить каждый пример. Примеры: колка дров, резкое поднятие груза подъёмным краном, насаживание лопаты на черенок, встряхивание мокрой одежды или термометра, спотыкание, резкое торможение транспорта.                                                                                                                          (Поднимать резко груз подъёмным краном запрещается из-за инерции покоящегося груза. Капли дождя слетают  в силу инерции движения капель. При спотыкании ноги резко останавливаются, а тело продолжает двигаться по инерции в прежнем направлении.)

Польза

Вред

б). Решение качественных задач, используя слайдовую презентацию.                         (Слайд 2 -Слайд 6.)

  1. Водитель микроавтобуса, увидев стоящий на дороге автомобиль, нажал на тормоза, но не избежал столкновения. Объясните, почему?
  2. Почему при торможении автомобиля обязательно включается задний красный свет?
  3. Почему необходимо закреплять грузы в кузове грузовика?
  4. Объясните назначение ремней безопасности в автомобиле.
  5. Что произойдёт с наездником, если лошадь, прыгая через препятствие, споткнётся?
  6. Что произойдёт, если человек поскользнётся?
  7. Почему при землетрясении разрушаются здания и мосты? (Основной причиной разрушений при землетрясении являются сильные подземные толчки и сотрясания земли, достигающие земной  поверхности. Вследствие инерции и жесткости конструкции наземных сооружений они разрушаются.)
  8. Почему лиса делает резкие прыжки в сторону, если её догоняет волк?

в). Решение тестовых заданий (интерактивный тест из 5 вопросов).

г). Проверка знаний. (Слайд 8-9). Тест к уроку «Инерция».

Тест (Слайд 9.)

Впишите в таблицу ответов  буквы, соответствующие верному ответу на каждый вопрос.

            1. Что такое инерция?

Г. Свойство тел сохранять скорость.

У. Явление сохранения скорости тела при отсутствии действия на него других тел.

В. Изменение скорости тела под действием других тел.

2.  Что произойдет с бруском, если резко его дёрнуть вперёд за нить?

С. Упадёт назад.

Д. Упадёт вперед.

Е. Останется неподвижным.

3. В каком случае наблюдается проявление инерции?

А. Камень падает на дно ущелья.

П. Пыль выбивают из ковра.

Н. Мяч отскочил от стенки после удара.

4. Какое изменение произошло в движении автобуса, если пассажиры отклонились  

влево?

       И. Автобус остановился.

       Е. Автобус повернул направо.

        Ч. Автобус повернул налево.

           5. Для чего делают разбег при прыжках в длину?

           К. Чтобы выше подпрыгнуть.

           Л. Чтобы увеличить длину траектории движения тела.

           Х. Чтобы набрать скорость для толчка.

Таблица ответов

Вопросы

1

2

3

4

5

Ответы

  1. Домашнее задание. Подведение итогов урока. (Слайд 10,11.)

  Прочитайте § 17. Составить таблицу: инерция в быту, технике,  спорте,  природе. Спасибо вам за урок! Желаю успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Парламентский урок, конспект урока

Открытый парламентский урок, посвященный Конвенции о правах ребенка ....

Открытый урок ( конспекты уроков)

Недавно проходил месячник "Педагогичемких идей", где я решился представить на суд открытый урок по теме : "Бег с нзкого старта" и " Техника ловли и передачи мяча"...

Мои уроки (конспекты и презентации к урокам)

Данные уроки разработаны для 11 класса.Первый урок по теме "Развитие кинематографа" разработан по учебнику В.П.Кузовлева. На уроке представлена презентация, учащиеся выполняют компьютерный тест и рабо...

Технологическая карта урока "Конспект урока по физической культуре для 5 класса (по ФГОС)"

Технологическая карта урока "Конспект урока по физической культуре для 5 класса (по ФГОС)". Статья из сборника материалов Поволжской научно-практической конференции им. ак. К.А. Валиева...

Технологическая карта урока. Конспект урока по физической культуре для 5 класса (по ФГОС)

Тема урока: Овладение способами оздоровления и укрепления организма учащихся посредством занятий баскетболом....

"Жизненные уроки" - конспект урока по произведению В.Астафьева "Конь с розовой гривой" в 6 классе

Этот урок дает возможность познакомить учащихся с автором и произведением, помочь им разобраться в идейно-нравственном содержании рассказа, выделить духовные ценности, которые делают человека богаче и...