Парламентский урок, конспект урока
план-конспект урока по обществознанию (6 класс) по теме

Открытый парламентский урок, посвященный Конвенции о правах ребенка .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл parlamentskiy_urok.docx20.34 КБ

Предварительный просмотр:

   

42200, г. Арск, ул. Школьная, 2

МБОУ “Арская средняя общеобразовательная школа № 1 им. В. Ф. Ежкова с углубленным изучением отдельных предметов» Арского муниципального района РТ 

Директор – Сафина Эльмира Назиховна

Автор

 Хуснутдинова Гулсара Хасановна

преподаватель истории и обществознания

МБОУ “АСОШ № 1 им. В. Ф. Ежкова

 с углубленным изучением отдельных предметов»

Т. (8-927) 673-00-79

 

                                          Казань – 2011 г.

                                       Тема урока «Права ребенка»

            в рамках Парламентского урока « Я – ребенок! Я – гражданин!»

Цели :    - познакомить обучающихся с основными правами ребенка, провозглашенными в Конвенции о правах ребенка;                                                      - - побудить учеников задуматься над проблемами детей и способами их решения;                                                                                                                                                 - способствовать развитию навыков школьников работы с документами;                                   - формировать навыки отстаивания своих прав.

Задачи :  -  передать ученикам знания Конвенции: ее содержания;                                - сформировать представление о системе прав ребенка;                                                 - воспитание интереса к изучению правовых вопросов, в том числе по правам несовершеннолетних.

Ожидаемые результаты:   обучающиеся должны знать основные положения Конвенции.

Методы :  - беседа, работа с источником, анкетирование, работа в группах (социологический опрос, анкетирование, сочинение, синквейн, выводы экспертов ), интерактивная игра.

Оборудование :     текст Конвенции о правах ребенка, интерактивная доска, проект Малой Конституции класса,

Структура урока: для проведения урока были задействованы 6А и 11Б классы. Ученики каждого класса получили свое задание: шестиклассники за неделю до урока – заполнили анкету «Мои права»;  синквейн слова «Ребенок»; написали мини-сочинение на тему «Мои пожелания новому составу Государственной Думы в области образования»  в свете предстоящих выборов.                                          Выпускники провели социологический опрос среди учеников и учителей - «Права ребенка»; подготовили презентацию, ситуационные задачи по правам ребенка; выбранная экспертная группа проанализировала анкеты и сочинения  и сделала выводы; а также проект Малой Конституции класса о правах и обязанностях школьников   

                                                 Ход урока

  1.  Вводное слово учителя.

Каждый человек наделяется правами, имеет право оставаться самим собой, требовать уважение к себе и защищать достоинство личности.

Этим человеком является и ребенок. Поэтому и была принята Конвенция о правах ребенка. Этот документ буквально проникнут уважением к детям. Свое вступительное слово хочу закончить выдержками из сочинений шестиклассников: «Я хотел бы, чтобы в моей стране все было хорошо: не было войн, катастроф,..Чтобы люди относились друг к другу с уважением…»; «Спасибо за то, что мы учимся в красивой школе и получаем хорошие знания…»; «…И чтобы министерство финансов выделяло больше денег школам для покупки различной техники, учебников»; «…Создавать больше возможностей заниматься спортом (бесплатно)»

К этим сочинениям мы вернемся позднее, теперь слово ученикам 11 класса.

  1. Презентация «Конвенция о правах ребенка».  (см.Приложение к уроку)

  1. Синквейн слова «Ребенок».                                                                          Ребенок

Маленький, своенравный                                                                                         Рождается, растет, воспитывается                                                                    Существо, которое наполняет жизнь смыслом                                         Личность

Шестиклассники кратко рассказали историю возникновения синквейна, для чего мы его используем и привели свои варианты слова «Ребенок».

  1. Ученики11 класса отчитались о проведении социологического опроса и анкетирования учеников и учителей (см. Приложение к уроку)

                      Анкета для учащихся

  - Какие права есть у тебя?

  - Достаточно ли прав у детей? (да, нет, не знаю)

  - Какую роль играют права в жизни человека? (очень большую, не очень большую, маленькую, никакой, не знаю)

  - Можешь ли ты добиться, чтобы твои права уважали? (да, нет, не всегда, не знаю)

  - Как защищаются права ребенка в нашей стране? (хорошо, плохо, никак, не знаю)

  - Какие права ты считаешь самыми важными для человека?

  - Кто больше всего нуждается в защите своих прав?

  - Какие права ты включил(а) бы в школьную конституцию, если бы ее составляли?

  - Как ты считаешь, в каком возрасте надо говорить детям о правах ребенка?

                   

  1. Выводы экспертов по анкетированию, сочинению (см. Приложение к уроку)
  2. Игровая часть:

- выпускники предлагают шестиклассникам определить, какие права относятся к правам взрослых, а какие к правам детей:

           Право на жизнь;

           Право на участие в выборах;

           Право на свободное передвижение и выбор места жительства;

           Право на вступление в брак;

           Право на имя;

           Право на труд;

           Право на образование;

           Право на собственность;

        -Ситуативные задачи:

а) И вдруг какой-то маленький мальчик крикнул: А король-то голый! – Ах, послушайте, что говорит невинное дитя! – сказал отец. – Ребенок есть ребенок. Он всегда для своей должности годится, значит он говорит правду. ( Г.Х.Андерсен «Новое платье короля»)

                          ст. 13. Ребенок может свободно выражать свое мнение, если  при этом он никого не оскорбляет.

б) Матушка, сестры, можно мне хоть одним глазком взглянуть на бал? – ха-ха-ха! Что тебе замарашке делать в королевском дворце? (Ш. Перро. «Золушка»)

                           ст.31. Ребенок  имеет право на отдых, игры, веселье, досуг

в) – Ничего! Ничего! – сказала фрекен Бок. – у меня и дети, и собаки быстро становятся шелковыми. (А.Линдгрен. «Малыш и Карлсон, который живет на крыше»)

                            ст. 19. Родители, учителя, взрослые должны уважать      

                            детей, быть терпеливыми, ребенка нельзя оскорблять,

                            а тем более бить.

г) Послала мачеха сироту в декабрьскую стужу в лес – Иди , - говорит, - и без подснежников не возвращайся. (С.Маршак «Двенадцать месяцев»)

                            ст.20. Государство должно заботиться о ребенке, который

                            остался без родителей.

д)  Плаваешь, глупая, ныряешь? Ныряй, ныряй, а я тебя все съем! – Выходи лучше сама! – сказала Лиса. (.Д.Мамин-Сибиряк «Серая шейка» )

                             ст. 23. Больному ребенку должны быть доступны все

                             радости, все хорошее, что есть у здоровых детей.

е) – Рубите ей голову!- Крикнула королева. – Пусть выносят приговор.ю а виновата она или нет – потом разберемся. (Л. Кэролл «Алиса в стране чудес»)

                             ст.40. Любой человек/ребенок/ считается невиновным до

                             тех пор, пока не докажут, что он виноват.

ж) на следующий день папа Карло купил Азбуку с крупными буквами и цветными картинками и отправил сына в школу. (А. Толстой «Золотой ключик, или приключение Буратино»)

                            ст.28. Каждый ребенок имеет право на бесплатное

                            образование.

  1.  По итогам анкетирования учащиеся 11 класса  составили  и предложили  шестиклассникам на рассмотрение  Проект Малой Конституции класса.

Ученик имеет право:

  1. -на откровенное выражение своего мнения относительно жизни класса и школы, не унижая при этом чье-либо достоинство;
  2. открытую оценку своих знаний по каждому предмету в соответствии со своими знаниями и умениями;
  3. отдых в перерывах между уроками;
  4. помощь учителей в овладении знаниями;
  5. уважение своей личной жизни и достоинства;
  6. участие во внеклассных и внешкольных делах;
  7. поощрение за успехи в учебе и общей деятельности;
  8. участие в планировании жизни классного коллектива;
  9. охрану труда и здоровья во время учебно- воспитательного процесса;

Ученик обязан:

  1. уважать взгляды, свободы и достоинство окружающих его людей: сверстников и взрослых;
  2. достойно вести себя в школе и за ее пределами;
  3. овладевать знаниями и практическими навыками;
  4. участвовать в общественно- полезном труде;
  5. беречь имущество класса, исправлять причиненный вред;
  6. ходить в форме и быть опрятным;
  7. дежурить в классе, школе, столовой;
  8. приходить в школу своевременно, не опаздывать на зарядку;
  9. заботиться о здоровье и безопасности собственной жизни и своих товарищей;
  10. своевременно заполнять дневники и выставлять оценки по предметам;
  11. аккуратно пользоваться библиотечным фондом;
  12. заполнять по четвертям свое портфолио;

  1. Рефлексия (соотнесение «новой» информации со «старой»)

      - Что уже знали;

      - Что нового узнали;

      - О чем думали иначе;

      - Не поняли, есть вопросы;  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА. Тема урока: ПРОЦЕССОР

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА по теме " ПРОЦЕССОР" с применением ЭОР...

Конспект урока + презентация урока на тему: "Спасители Отечества. Конец Смуты"

Цель:выявить конкретные проявления кризиса в обществе и государстве, причины, вызвавшие паралич и развал общества....

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ТЕМА УРОКА: СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ 10 КЛАСС

Учебник: Н. Угринович, 10-11 кл.Продолжительность урока: 40 мин.Цель урока: закрепление, обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Системы счисления» - правил перевода и выполнения арифметич...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ТЕМА УРОКА: АЛГОРИТМ. СВОЙСТВА АЛГОРИТМА.

Цель: Ознакомление обучающихся с понятием алгоритма, его свойств, исполнителя алгоритма и основными алгоритмическими структурами.Задачи:1.      Образовательные:обеспечить усво...

Конспект урока. Разработка урока внеклассного чтения. Урок — путешествие «По шолоховским местам».

Цели: углубить представления о личности писателя, о жизненных истоках его произведений; дать понять, как в своем творчестве он достиг таких высоких вершин; на примере жизни и творчества М. Шолохова во...

План-конспект урока. Тема урока: Праздничный урок " Светлая пасха"

Этапы урока:            1.Вводная часть (организационный момент): - приветствие - тема урока...

Презентация по географии , конспект урока, конспект открытого урока

Презентация мероприятия "Знатоки географии",Конспект по географииКонспект открытый урок "Северная Америка"...