ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ТЕМА УРОКА: СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ 10 КЛАСС
методическая разработка по информатике и икт (10 класс) по теме

Иванова Ольга Алексеевна

Учебник: Н. Угринович, 10-11 кл.

Продолжительность урока: 40 мин.

Цель урока: закрепление, обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Системы счисления» - правил перевода и выполнения арифметических операций в различных системах счисления, в том числе с использованием нестандартных заданий.

Задачи урока:

·         Образовательная: Закрепить основные навыки работы. Выявить качество и уровень овладения знаниями и способами действий, обеспечить их коррекцию. Получить достоверную информацию о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения.

·         Развивающая:Развивать у школьников логическое мышление; формировать умение школьников применять программное обеспечение в решении задач, развивать познавательный интерес.

·         Воспитательная:воспитывать информационную культуру школьников; способствовать воспитанию целеустремленности, настойчивости. Прививать навыки самостоятельной работы.

Оборудование:компьютерный класс (на компьютерах установлена операционная система Windows XP); раздаточный материал.

Формы работы учащихся индивидуальная, фронтальная.

Тип урока: урок обобщения систематизации знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistemy_schisleniya.docx159.26 КБ
Office presentation icon sistemy_schisleniya.ppt1.99 МБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА 

тема урока: Системы счисления

10 класс

Учебник: Н. Угринович, 10-11 кл.

Продолжительность урока: 40 мин.

Цель урока: закрепление, обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Системы счисления» - правил перевода и выполнения арифметических операций в различных системах счисления, в том числе с использованием нестандартных заданий.

Задачи урока: 

  1. Образовательная: Закрепить основные навыки работы. Выявить качество и уровень овладения знаниями и способами действий, обеспечить их коррекцию. Получить достоверную информацию о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения.
  2. Развивающая: Развивать у школьников логическое мышление; формировать умение школьников применять программное обеспечение в решении задач, развивать познавательный интерес.
  3. Воспитательная: воспитывать информационную культуру школьников; способствовать воспитанию целеустремленности, настойчивости. Прививать навыки самостоятельной работы.

Оборудование: компьютерный класс (на компьютерах установлена операционная система Windows XP); раздаточный материал.

Формы работы учащихся индивидуальная, фронтальная.

Тип урока: урок обобщения систематизации знаний.

План урока

  1. Организационный момент. (2 мин.)
  2. Актуализация знаний. (10 мин.)
  3. Решение задач. (20 мин.)
  4. Рефлексия. (5 мин.)
  5. Домашнее задание. ( 3 мин.)

Ход урока:

  1. Организационный момент. Приветствие учащихся, отметка  отсутствующих на уроке учащихся.

 Сегодня у нас заключительный урок по теме «Системы счисления» (Демонстрируется слайд 1. Титульный).  Мы повторим, обобщим и приведем в систему изученный материал по данный теме. Ваша задача показать  теоретические знания основных понятий, правил перевода чисел и выполнения арифметических действий в различных системах счисления. Сегодня на уроке вам предстоит также оценить свои знания, насколько они полны и достаточны. Подготовиться к изучению дальнейших тем.

  1. Актуализация знаний.

Учащиеся выполняют задания на проверку теоретического материала по теме урока.  Все задания данного этапа урока выполняются каждым учащимся индивидуально. За правильный ответ помощник учителя дает ученику жетон. Каждый правильный ответ оценивается 1-м баллом.

Задание 1. Блиц-опрос. (Демонстрируется слайд 2)

  1. Система счисления – это … (Демонстрируется слайд 3)

а) совокупность цифр 0, …, 9, A, B, C, D, E, F;

б) совокупность цифр 0, …, 7;

в) способ представления чисел и соответствующие ему правила действия над числами;

г) последовательность цифр 0, 1.

2. В позиционной системе счисления …(Демонстрируется слайд 4)

а) интерпретация цифры в записи числа зависит от ее позиции;

б) интерпретация цифры в записи числа зависит от значения знака в старшем разряде;

в) интерпретация цифры в записи числа зависит от значения числа;

г) интерпретация цифры в записи числа не зависит от ее позиции.

3. К позиционным системам счисления  относятся …(Демонстрируется слайд 5)

а) двоичная система счисления {0, 1};

б) десятичная система счисления {0, …, 9};

в) восьмеричная система счисления {0, …, 7};

г) римская система счисления {I, …,  M};

д) шестнадцатеричная система счисления {0, …,  F}.

4. В ЭВМ используется …(Демонстрируется слайд 6)

а) римская система счисления {I, …,  M};

б) восьмеричная система счисления {0, …, 7};

в) двоичная система счисления {0, 1};

г) шестнадцатеричная система счисления {0, …,  F}.

5. К достоинствам двоичной системы счисления можно отнести …(Демонстрируется слайд 7)

а) экономию памяти компьютера;

б) компактность двоичной системы счисления;

в) наглядность и понятность записи чисел в двоичной системе счисления;

г) простоту совершаемых операций и возможность автоматической обработки информации с использованием двух состояний элементов компьютера «включено», «выключено» и операции «сдвиг».

Результат выполнения задания:  1 – в ; 2 – а; 3 – а, б, в, д; 4 – в; 5 - г

Задание 2. Кроссворд «Системы счисления. Основные понятия». (Демонстрируются слайд 8-13)

1

2

1

2

3

По горизонтали:

  1. Название системы счисления, в которой вклад каждой цифры в величину числа зависит от ее положения  в последовательности цифр, изображающей число.

  2. Последовательность чисел, каждое из которых задает значение цифры «по месту» или «вес» каждого разряда.

  3. Символы, при помощи которых записывается число.

По вертикали:

  1. Знаменатель геометрической прогрессии, члены которой образуют базис позиционной системы счисления.

  2. Совокупность различных цифр, используемых в позиционной системе счисления для записи чисел.

Ответы на кроссворд: по горизонтали: 1. Позиционная.  2. Базис. 3. Цифры.  По вертикали:            1. Основание. 2. Алфавит.)

III. Решение задач

а) Изречение. (Демонстрируются слайды 14 – 16)

Дана геометрическая фигура, в углы которой помещены круги с двоичными числами. Определите зашифрованное изречение, которое получите, собирая двоичные числа и переведя их десятичные. (Для задания В – полученные десятичные числа замените соответствующими буквами русского алфавита с тем же порядковым номером).

Задание А

Ответ:

Что посеешь, то и пожнешь

Задание В

Суть человеческого естества – в движении

 

б) Прочитай фразу”

Раздаются карточки с заданиями. (Приложение 1)

Учащиеся выполняют эти задания самостоятельно. После выполнения (или если возникают затруднения), учащиеся по желанию могут проверить ответ, решив задание при помощи стандартной программы “Калькулятор”.

1

Выполните действия

в двоичной системе

счисления:

1111 + 1011

2

Выполните действия в двоичной системе счисления:

1001 + 110

3

Выполните действия в двоичной системе счисления:

1100 – 0111

4

Выполните действия в двоичной системе счисления:

10111 – 111

5

Переведите из одной системы счисления в другую:

2910 = X2

6

Переведите из одной системы счисления в другую:

1001112 = X10

7

Переведите из одной системы счисления в другую:

FA216 = X10

8

Переведите из одной системы счисления в другую:

6 FD16 = X2

9

Переведите число 74 из десятичной системы счисления в двоичную

10

Переведите число 74 из десятичной системы счисления в шестнадцатеричную

11

Переведите число 74 из десятичной системы счисления в восьмеричную

12

Переведите из одной системы счисления в другую:

110011002 = X10

13

Переведите из одной системы счисления в другую:

4710 = X2;

14

Переведите из одной системы счисления в другую:

DBC16 = X2

15

Переведите из одной системы счисления в другую:

1101012 = X16

16

Представьте в развернутой форме: 4563

17

Представьте в развернутой форме:

АС616

18

Представьте в развернутой форме:

1001012

19

Переведите число 83 из десятичной системы счисления в двоичную.

20

Переведите число 83 из десятичной системы счисления в восьмеричную.

21

Переведите число 83 из десятичной системы счисления в шестнадцатеричную.

После выполнения всеми этих заданий на экране демонстрируется таблица. …(Демонстрируется слайды 17-18)

Ответы

Буква-код

1111

Б

101

Л

11101

Ш

110111111101

А

35

Н

10*162+12*161+6*160

Е

204

101111

У

112

И

4*103+5*102+6*101+3*100

Е

110110111100

М

53

И

100

Р

4002

Н

39

Е

123

К

10000

Ь

1010011

У

100

О

К

1001010

У

Каждый учащийся находит в таблице свой ответ и говорит букву-код в соответствии с номером его карточки по порядку. В результате, буква за буквой на доске записывается фраза:

Больше науки – умнее руки.

IV. Рефлексия. 

Вопросы для рефлексии:

  1. Каковы твои результаты?
  2. Какие задания понравились больше всего?
  3. Какие задания вызвали трудности, как ты справился?
  4. Над чем ещё надо поработать?
  5. Готов ли ты к контрольной работе?
  6. Определи в процентах степень своей готовности к контрольной работе.
  7. Своей работой на уроке я:
  1. доволен;
  2. не совсем доволен;
  3. я не доволен, потому что ...

Заключение. Помощники учителя объявляет сумму баллов, набранную каждым учеником в ходе выполнения заданий.

Вы сегодня работали хорошо, справились с поставленной перед вами задачей, а также показали хорошие знания по теме «Системы счисления». За работу на уроке вы получаете следующие оценки (объявляются оценки каждого ученика за работу на уроке).

Спасибо всем за хорошую работу. Молодцы!

  1. Домашнее задание. Раздаются карточки с заданиями. (Приложение 2):

Выполните действия в двоичной системе счисления:
а) 11001101011 +1110000101; б) 101011 – 10011; в) 1011 · 101.

Выполните действия в восьмеричной системе счисления:
а) 564 + 234; б) 652 – 465.

Выполните действия в шестнадцатеричной системе счисления:
а) DF45 + 128А; б) 92D4 – 11AE.

Выполните действия в двоичной системе счисления:
а)1110101011 + 1110110101; б) 1011 – 1100011; в) 10101 · 111.

Выполните действия в восьмеричной системе счисления:
а) 641 + 427; б) 254 – 125.

Выполните действия в шестнадцатеричной системе счисления:
а) F145 + 12DA; б) 12С4 – 9Е1.

Вычислите значение выражение (А + В ) · С, если А2 = 10112, В = С316, С = 310.

Ответ дайте в десятичной системе счисления

Творческое задания:   …(Демонстрируется слайды 19-20)

 

Закодируйте любое крылатое выражение, используя представление номеров букв русского алфавита в различных системах счисления.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект проведения интегрированного урока. Предмет: история и обществознание 8 класс. Тема урока: «Подвиг бескорыстной любви». (В РАМКАХ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ "ВОСТАНИЕ ДЕКАБРИСТОВ)

План-конспект проведения интегрированного урока. Предмет: история и обществознание 8 класс. Тема урока: «Подвиг бескорыстной любви» Продолжительность урока: 40 мин.Урок:интегрированнный,по хара...

ПЛАН-КОНСПЕКТ И ПРЕЗЕНТАЦИЯ УРОКА МАТЕМАТИКИ В 5 КЛАССЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ СИНГАПУРСКОЙ СИСТЕМЫ «ДЕЙСТВИЯ С ОБЫКНОВЕННЫМИ ДРОБЯМИ»

План-конспект и презентация урока математики в 5 классе с применением сингапурской системы. Используемые структуры: Джот Тотс, Тик-Тэк-Тоу, Релли Робин, Тэйк оф - Тач даун...

План конспект проведение открытого урока В 11 классе. «Отработка приёмов игры в волейбол»

Волейбол (англ. volleyball от volley — «удар с лёта» и ball — «мяч») — вид спорта, командная спортивная игра, в процессе которой две команды соревнуются на специальн...

Travelling in Time. План-конспект повторительно-обобщающего урока в 6 классе.

Данный урок рзработан к учебнику К.Кауфман "Happy English.ru" Целью урока является повторение и обобщение употребления времени Future Simple....

Информационная карта занятия внеурочной деятельности + План – конспект учебного занятия в системе внеурочной деятельности "Лаборатория анатомии растений

laquo;Лаборатория анатомии растений» - аудиторное занятие, которое создает для развития у детей познавательного интереса, повышения интереса к исследовательской деятельности и способствует...