Главные вкладки

    Информационная карта занятия внеурочной деятельности + План – конспект учебного занятия в системе внеурочной деятельности "Лаборатория анатомии растений
    план-конспект занятия по биологии (6 класс) на тему

    Воронина Лариса Африкановна

    «Лаборатория анатомии растений» - аудиторное занятие, которое создает для развития у детей познавательного интереса, повышения интереса к исследовательской деятельности и способствует формированию основ научного мировоззрения. Это база для специфической игровой деятельности ребенка (работа в лаборатории предполагает превращение детей в ученых, которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике). Самое главное при проведении этой формы - дать ребёнку самостоятельно сделать открытие (приготовление микропрепарата). Ребёнок должен сам уметь находить ответы на вопросы, а условия для этих открытий должен создавать учитель.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zanyatie_laboratoriya_anatomii_rasteniy.docx26.19 КБ

    Предварительный просмотр:

    Информационная карта занятия внеурочной деятельности

    Учитель: Воронина Лариса Африкановна

    Класс: 6

    Краткая аннотация к занятию: «Лаборатория анатомии растений» - аудиторное занятие, которое создает для развития у детей познавательного интереса, повышения интереса к исследовательской деятельности и способствует формированию основ научного мировоззрения. Это база для специфической игровой деятельности ребенка (работа в лаборатории предполагает превращение детей в ученых, которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике). Самое главное при проведении этой формы - дать ребёнку самостоятельно сделать открытие (приготовление микропрепарата). Ребёнок должен сам уметь находить ответы на вопросы, а условия для этих открытий должен создавать учитель.

    Направление, название: Общеинтеллектуальное, «Мудрый совенок»

    Тип учебного занятия: Обучающее, тренировочное занятие  по отработке умений и навыков

    Тема занятия: «Лаборатория анатомии растений»

    Цели занятия:

    Образовательные: способствовать формированию умений и навыков работы с микроскопом, лабораторным оборудованием, растительными биологическими объектами; организация экспериментальной деятельности обучающихся;

    Развивающие: развитие  умений сотрудничать с педагогом и сверстниками, работать в парах – устанавливать рабочие отношения и находить общее решение;

    Воспитательные: формирование культуры межличностного общения, чувства ответственности за выполненную работу при организации парной работы.

    Планируемые результаты:

    Познавательные УУД: наблюдать и осуществлять  эксперимент под руководством учителя;

    Регулятивные УУД:  планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; умение действовать по образцу, алгоритму;

    Коммуникативные УУД: формулировать  и аргументировать  собственное мнение, умение слушать друг друга, задавать вопросы, оформлять свою мысль в устной речи;

    Личностные УУД: осознавать ответственность к результатам своего и общего  труда.

    Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная

    Виды деятельности: беседа, работа в парах при выполнении практической работы

    Вид используемых на занятии средств и оборудование:

    -  ноутбук;  

    -  проектор;

    -  микроскопы;

    -  набор «юного исследователя»: предметное и покровное стекло, пипетка, препаровальная игла, фильтровальная бумага, канцелярский нож, реактивы;

    -  растительный объект: кусочки стебля герани;

    - дидактический материал.

    План – конспект учебного занятия в системе внеурочной деятельности.

    Организационный  этап.

    Учитель: Добрый день уважаемые гости и ребята. Если день начинается с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно.

    Подготовительный этап.

    Учитель: За окном весна и природа пробуждается от зимнего сна. Давайте поздороваемся и с ней.

     Учащиеся читают стихотворение (слайд 1)

     Здравствуй, природа!                   Темной ночью грозовою?  

     Здравствуй степь,                          Кто в глуши твоей таится,      

     Здравствуйте горы,                       Что за зверь, какая птица?

     Здравствуй лес.                              Все открой не утаи,

     Ты о чем шумишь листвою          Ты же видишь, мы – свои!

    Учитель: Но не только у природы есть свои тайны. Чтобы начать сегодняшнее занятие я предлагаю вам тоже  разгадать тайну. Куда мы с вами отправимся сегодня в путешествие? Обратите внимание на рабочие столы. Что вы видите?

    Учащиеся: Микроскопы, наборы юных исследователей.

    Учитель: Как вы думаете, где мы с вами оказались?

    Учащиеся: (высказывают предположения) В лаборатории.

    Учитель: Сегодня я приглашаю вас в лабораторию анатомии растений. Скажите, что делают  в лаборатории?

    Учащиеся: Узнают, что – то новое и интересное

    Учитель: Действительно сегодня каждый из вас будет исследователем и для себя сделает открытие.

    Основной этап.

    Девиз нашего занятия такой (слайд 2)

    « Сегодня вновь мы будем наблюдать, делать выводы и рассуждать»

    Итак, начнем!

    Учитель: Посмотрите, на столах лежит дидактический материал (учащиеся находят словарик «юного исследователя»)

    Задание: Установите соответствие между понятием и его содержанием, соединив левый и правый столбец.

    1Микроскопическое                    срез морфологического органа растительного  

       исследование                            объекта, выполненный перпендикулярно                                                                              

                                                            вертикальной оси этого органа.

    2 Микропрепарат                         исследование, при котором рассматривается

                                                           анатомическое строение различных органов

                                                           растений.    

           

    3 Поперечный                              препарат исследуемого объекта,    

       срез                                            подготовленный на предметном стекле 

                                                          с целью его дальнейшего                                                               

                                                          изучения под микроскопом.

    Учащиеся (поработав со словариками) определяют цель и задачи занятия (слайд3)

    ЦЕЛЬ: Провести микроскопическое исследование стебля растения.

    ЗАДАЧИ: Приготовить временный микропрепарат поперечного среза стебля;    

                      Рассмотреть его под микроскопом.                    

    Учитель: Для работы в лаборатории вспомним правила.

    ПРАВИЛА РАБОТЫ В ЛАБОРАТОРИИ (слайд 4)

    1. Бережно относиться к микроскопам и всему оборудованию, которое предоставляется для приготовления микропрепаратов.
    2. Учащиеся должны строго соблюдать правила техники безопасности: осторожно обращаться с колющими (препаровальные иглы) и режущими (бритвенные лезвия и канцелярские ножи, предметные и покровные стекла) предметами.
    3. После завершения работы каждый ученик должен привести в порядок свое рабочее место: перевести объективы микроскопа на малое увеличение, вымыть и вытереть стекла после приготовления микропрепаратов, сложить инструменты в пенал.

     Учитель: При приготовлении микропрепарата могут возникнуть трудности,  поэтому    учащимся предоставляется (видеопроект) пошаговый алгоритм приготовления  микропрепарата ученицей 11 класса Гатауллиной Анастасией.  На данном занятии она является вашим старшим наставником.

    Учащиеся: Во время просмотра планируют и проговаривают последовательность своих действий в паре.

     Учитель: Вы услышали вопрос от наставника. Какой?

    Учащиеся: Что вы увидите на приготовленном микропрепарате?

    (проговаривают вопрос).

    Учитель: Какие предметные знания необходимы, чтобы ответить на вопрос?

    Учащиеся: Знания по теме стебель.

    Учитель: Предлагает задание «Шахматная связка»

    Задание: Используя слова по горизонтали, вертикали и диагонали показать взаимосвязь между функциями и строением стебля.

    Опорная

    Камбий

    Луб

    Запасающая

    Древесина

    Сердцевина

    Проводящая

    Ситовидные трубки

    Сосуды

     

    Учащиеся: Выполняют практическую работу «Приготовление микропрепарата поперечного среза стебля герани» под руководством учителя. Для этого в парах распределяются обязанности  по подготовке микроскопа к работе и приготовления микропрепарата (см. приложение 2).

    Итоговый этап.

    Учитель: Возвращается к цели и задачам, поставленным вначале занятия.

    Учащиеся: Высказывают свое мнение, ассоциации, мысли «Продолжи фразы» (слайд 5)

    Сегодня я узнал…

    Я понял, что…

    Теперь я могу…

    Я научился…

    У меня получилось…

    Я попробую….

    Меня удивило…

    Мне это пригодится …

    Учащиеся: Приводят в порядок свое рабочее место.

    Рефлексивный этап (рефлексия деятельности).

    «Лестница успеха»

    Приложение №1

    Словарик юного исследователя

    1Микроскопическое                    срез морфологического органа растительного  

       исследование                            объекта, выполненный перпендикулярно                                                                              

                                                            вертикальной оси этого органа.

    2 Микропрепарат                         исследование, при котором рассматривается

                                                           анатомическое строение различных органов

                                                           растений.    

           

    3 Поперечный                              препарат исследуемого объекта,    

       срез                                            подготовленный на предметном стекле 

                                                          с целью его дальнейшего                                                               

                                                          изучения под микроскопом.

    «Шахматная связка»

    Задание: Используя слова по горизонтали, вертикали и диагонали показать взаимосвязь между функциями и строением стебля.

    Опорная

    Камбий

    Луб

    Запасающая

    Древесина

    Сердцевина

    Проводящая

    Ситовидные трубки

    Сосуды

     

    Приложение № 2

    Практическая работа по теме: приготовление микропрепарата поперечного среза стебля.

    При изготовлении временных микропрепаратов необходимо соблюдать следующую последовательность операций:

    •  Нанести на предметное стекло пипеткой каплю жидкости (воды, глицерина, раствора, реактива или красителя);

    •  Сделать срез изучаемого органа при помощи лезвия. Лезвие ножа должно быть очень острым. Кладем растительный объект на предметное стекло и  делаем сразу несколько срезов. Лезвие и объект все время смачивать.

    •  Выбрать самый тонкий срез, перенести его с помощью препаровальной иглы  в центр предметного стекла в каплю воды;

    • Затем воду удалить при помощи фильтровальной бумаги и поместить срез в каплю глицерина.

    •  Закрыть срез покровным стеклом так, чтобы под него не попал воздух. Для этого покровное стекло взять двумя пальцами за грани и подвести под углом нижнюю грань к краю капли глицерина и плавно его опустить;

    •  Если жидкости много, и она вытекает из-под покровного стекла, удалить ее при помощи фильтровальной бумаги. Если же под покровным стеклом остались места, заполненные воздухом, то добавить жидкость, поместив ее каплю рядом с краем покровного стекла, а с противоположной стороны фильтровальную бумагу.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технологическая карта занятия внеурочной деятельности.

    Представляю вашему вниманию технологическую карту занятия внеурочной деятельности по ФГОС НОО, спортивно-оздоровительной направленности. Курс "Легкая атлетика" для учащихся 3 класса....

    Конспект учебного занятия по изготовлению композиции из засушенных растений и цветов.«Панно из сухоцветов»

    Панно выполняется из сухих листьев и цветов.Есть разные способы составления композиций и панно из сухих листьев и цветов. Их можно просто поставить в вазу, сделать из них аппликацию, украсить ...

    Технологическая карта занятия внеурочной деятельности

    Тема занятияОригами в руках математикаКлассификация занятия в системе образовательных мероприятий (тип, взаимосвязь с предыдущим и последующим занятиями)Занятие направлено на закрепление изученного, н...

    Технологическая карта занятия внеурочной деятельности по легкой атлетике

    Технологическая карта занятия по внеурочной деятельности по теме «Техника бега на короткие дистанции»....

    ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ По программе «Жить в движении!»

    Упражнения для формирования стопы являются фундаментом танца. Упражнения выполняются на полу или у станка. Мышцы и суставы подготавливаются к традиционному классическому экзерсису у станка; требующего...

    Технологическая карта занятия внеурочной деятельности «Ориентирование и топографическая карта»

    Технологическая карта внеурочного занятия будет полезна учителям каоторые  ведут  занятия по внеурочной деятельности "Туризм и краеведение" Я  пыталась систематичировать и обо...