Технологическая карта занятия внеурочной деятельности «Ориентирование и топографическая карта»
методическая разработка (7 класс)

Грибцова Тамара Петровна

Технологическая карта внеурочного занятия будет полезна учителям каоторые  ведут  занятия по внеурочной деятельности "Туризм и краеведение" Я  пыталась систематичировать и обобщить опыт по теме "Ориентирование и топографическая карта". Материл можно использовать и на уроках в 5 классе, в подготовке к школьным олимпиадам .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnol_karta_zanyatie_vneurochka.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                             

Технологическая карта занятия внеурочной деятельности

Ориентирование и топографическая карта

7-8 класс

учитель Грибцова Т.П.  МКОУ Покровская СОШ

Тип занятия

Урок комплексного применения знаний и умений

Цель

Формировать   умения составлять простейший план местности.

Задачи

1.Образовательные: продолжать формировать умение ориентироваться на местности,  применять знания на практике: читать карты и планы.

 2.Развивающие: развивать память, внимание, логическое  мышление.

3. Воспитательные: способствовать повышению уровню познавательного интереса развитию кругозора, воспитывать    творческую, целеустремленную деятельную личность.

Методы и формы обучения

Методы: практический

Формы: практическое занятие

Оборудование

 компасы,  топографические и спортивные карты, условные знаки, циркуль и линейка, фломастеры

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

 Предметные: Расширить знания о способах ориентирования , спортивных и топографических картах.   Уметь выявлять причинно-следственные связи.  Научить  составлять план  местности.

Познавательные: ставят учебную задачу под руководством учителя; планируют свою деятельность; работают в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: принимают активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения).

Регулятивные: сравнивают полученные результаты с ожидаемыми; оцениваю работу одноклассников

продолжить формирование у учащихся навыков межличностного общения, воспитания сотрудничества

Этапы занятия

Обучающие и развивающие компоненты задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации совзаимодействия на уроке

Формы контроля

1

2

3

4

5

6

I. Организа-

ционный этап.

Здравствуйте, ребята!

Проверяет готовность обучающихся к занятию (Приветствует учащихся.

Организуют свои рабочие места, приветствуют учителя.

II.Мотивация

к учебной

 деятельности

 

Запад, Восток, Север и Юг, -
Откуда названия взялись эти вдруг?
Что они значат? Зачем они нам?
На эти вопросы ответ  я вам дам:

Чтоб путешествовать люди могли
В разные дали нашей Земли.
Хотелось дорогою не потеряться,
Благополучно до места добраться

Ими придуманы ориентиры:
Метки - отметки на всех картах мира:
Запад, Восток, Север и Юг, -
Не позабудь их, прошу, юный друг.

 

Фронтальная и групповая работа

1.Целеполагание

Задает вопросы

А что мы сегодня с вами

Будем изучать

Чтобы чего-то добиться, цель должен знать каждый участник урока”.

 

Самостоятельно формулируют цель урока.

Научиться ориентироваться  и применять  эти знания на практике

III. Момент осознания учащимися недостающих

 знаний

Динамическая пауза .

Дайте  характеристику  понятию ориентирование Способы ориентирования

Предлагает учащимся самим сформулировать данное понятие.

Что мы изучали на прошлых занятиях?

У вас на столе в конвертах  лежат  карточки  стороны горизонта,   пользуясь  компасом разложите их по сторонам горизонта.  

На доске  показаны стороны горизонта.

Встаем  и поворачиваемся  лицом на север , на юг, на восток,  на запад

Какие бывают карты ?

Ребята, как вы думаете, легко ли прочитать книгу, не зная ни одной буквы?

Перед вами карта как нам ее прочесть?

Ребята, подумайте и скажите, как называется азбука, помогающая людям прочитать информацию “зашифрованную” на географических, топографических, да и на любых других картах?

Семенов-Тян-Шанский считал, что “карта важнее текста, так как говорит нередко ярче, наглядней и лаконичней самого лучшего тек ста”.

 

У вас в конвертах условные знаки , из них нужно выбрать линейные, точечные и площадные

Но есть ряд знаков, которых нет в атласе, но есть на топографической карте.

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/636005/img5.gif

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/636005/img6.gif

9х2Ц

На столах у вас лежат листы, где напечатаны строки  из стихотворения нашей поэтессы Марии Гошковой , замените  слова на условные знаки.

На горе по-над речкою синей

Освещает нам путь как маяк,

Край родной – уголочек России

Любимый сердцу моему Коротояк.

Я счастлива, мне выпало родиться

В селе, что светит всем нам, как маяк.

Где б ни была я, ночами мне снится

Россия, Дон и мой Коротояк.

Село мое природа одарила :

Есть речка, луг, озера и поля,

И все нам дорого и мило,

Коротояк - родимая Земля.

А что еще нужно для составления плана?

  Ориентирование  

От лат.Oriens - восток

Ориентировать карту—это значит расположить ее в горизонтальной плоскости так, чтобы северная (верхняя) сторона рамки карты была обращена на север. При таком положении карты расположение местных предметов и форм рельефа на местности будет соответствовать расположению условных знаков на карте.

Ориентирование по компасу

Ориентирование по Солнцу и звездам

С помощью часов.

С относительной точностью стороны горизонта можно определить по Солнцу с помощью часов. Для этого, держа часы горизонтально, нужно повернуть их так, чтобы часовая стрелка была направлена на Солнце. В этом случае биссектриса угла между часовой стрелкой и направлением на цифру 12 на циферблате покажет на юг. Следует помнить, что до полудня надо делить угол на циферблате, который часовая стрелка должна пройти до 12 часов, а после полудня -- тот угол, который она прошла после 12 часов.

Ориентирование по полярной звезде.

Топографическая карта

Встают и поворачиваются  в сторону на доске

Физические,  и по содержанию  политические, климатические , карта природных зон, топографические , спортивные.

Азбука карты – условные знаки. Прочитать карту сумеем, если знаем условные знаки. Давайте вспомним условные знаки.

Каждая группа  озвучивают свою работу

27 – средняя высота деревьев,

0,35 – средняя толщина дерева,

7 – среднее расстояние между деревьями.

Д – материал постройки,

5 – высота над уровнем воды, м.

121 – длина моста, м.

6 – ширина моста, м.

15 – грузоподъемность в тоннах.

9 – ширина одной полосы в м.

2 – количество полос.

Ц – материал покрытия (цементбетон).

Выполняют задания

Масштаб.

Задания  в конвертах    для     групп

1. Чему будет равно расстояние на местности, если оно имеет длину 5 см на карте с масштабом 1:50000.

Ответ 2500 м 2км 500 м

2. Какой масштаб у карты, если одному см на карте соответствует 10 км на местности?

 В  1 см -1000000

3. Расстояние от одного объекта на местности до другого составляет 3 км. Отрезок какой длины будет соответствовать этому расстоянию на карте с масштабом 1:300000? 

Ответ:     9 км

Индивидуальная работа

Работа в парах

Фронтальная и индивидуальная работа

Работа в парах

Работа в парах

Работа в парах

Фронтальная и индивидуальная работа

Работа в парах

Устные ответы

IV.

Первичное

осмыслениеи закрепление изученного

Составление плана  школьного двора

 

Составляют  план

 и защищают свои  проекты

Групповая работа

Письменные ответы

V.Итоги

Рефлексия

Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения)Дать оценку и анализ успешности достижения цели

Что нового вы узнали?

Поставить оценки

Где вы можете применить эти знания?

Оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом. Отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся этапы урока

сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…

Индивидуальная работа

Оценивание работы учащихся на уроке

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта занятия внеурочной деятельности

Тема занятияОригами в руках математикаКлассификация занятия в системе образовательных мероприятий (тип, взаимосвязь с предыдущим и последующим занятиями)Занятие направлено на закрепление изученного, н...

Технологическая карта занятия внеурочной деятельности по легкой атлетике

Технологическая карта занятия по внеурочной деятельности по теме «Техника бега на короткие дистанции»....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ По программе «Жить в движении!»

Упражнения для формирования стопы являются фундаментом танца. Упражнения выполняются на полу или у станка. Мышцы и суставы подготавливаются к традиционному классическому экзерсису у станка; требующего...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по программе «Спортивное ориентирование»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИПо программе   «Спортивное ориентирование»...

Технологическая карта занятия внеурочной деятельности учащихся

Технологическая карта занятия внеурочной деятельности учащихся...