Главные вкладки

    Конспект урока физики в 10 классе по теме «Закон инерции. История открытия Галилеем закона инерции. Первый закон Ньютона»
    план-конспект урока по физике (10 класс) на тему

    Волкова Елена Ивановна

    Урок разработан на основе примерной программы Ю.И. Дик, Л.Э. Генденштейн

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon 1_zakon_nyutona.doc44 КБ

    Предварительный просмотр:

    МБОУ «Супоневская сош №2»

    Урок по теме:

    «Закон инерции. История открытия Галилеем закона инерции. 

    Первый закон Ньютона» 

    (физика, 10 класс) 

    Учитель: Волкова Е.И.

    Цели и задачи урока:

    1. Раскрыть содержание первого закона Ньютона, помочь усвоить понятия: инерциальная система отсчёта, инерция .
    2. Ввести понятие силы как меры взаимодействия тел. Активизировать знания о видах сил, рассматриваемых в механике (программа 7-го класса).
    3. Изучить первый закон Ньютона и историю его открытия.
    4. Закрепить понимание первого закона Ньютона.

    Форма урока:  урок изучения нового материала.

    Оборудование: компьютер, интерактивная доска, программно-методический комплекс «Интерактивные творческие задания. Физика 7–9 класс», учебник «Физика 10», Ю.И. Дик, Л.Э. Генденштейн

    Ход урока

    1. Подготовительный этап (подведение учащихся к целям урока).

    Формулировка проблемы:

    – Как известно, кинематика отвечает на вопросы «Что? Где? Когда? и Как?» (какое тело,    

    где и когда находится, как движется), но не отвечает на вопрос «Почему?» (почему оно движется именно так, а не по-другому)..

    1. Обсуждение рассматриваемых проблем и формулировка выводов.

    Обсуждение поставленной проблемы:

    - Две точки зрения на причину движения: Галилей и Ньютон

    (провести сравнительный анализ) – работа в группах

    • Рассмотрим анимации (открываем раздел «Силы и их действие», задание «Сложение сил»): камень, брошенный в воду, тонет; корабль, спускаемый на воду, остается на плаву. Постараемся ответить на вопрос, почему это происходит? В этом нам поможет раздел физики, называемый динамикой

    – И камень, и корабль взаимодействуют с окружающими телами (землей и водой). Земля

    притягивает оба тела к себе, вода оба тела выталкивает. При этом и камень, и корабль действуют на воду и, как мы скоро узнаем, на землю. Т. е. между телами происходит взаимодействие. Чтобы описать эти взаимодействия, в физике вводят специальные физические величины, называемые силами. Вспомним, как называется сила притяжения тел к земле. Как называется сила, действующая на тела, погруженные в жидкость? Да, это сила тяжести и сила Архимеда. А еще в механике рассматривают силы упругости и силы трения. Действуют ли какие-либо из этих сил в рассмотренных примерах? Да, и на камень, опускающийся на дно, и на корабль, скользящий по воде, действуют силы трения. В случае с камнем трение о воду называют силой сопротивления воды. А действуют ли силы упругости? Стапели действуют на спускаемое судно силой упругости, дно действует на утонувший камень силой упругости. И корабль, и камень действуют силами упругости на воду и на другие тела, с которыми они соприкасаются. Как видим, мы обнаружили много действующих сил в рассматриваемых примерах, но будем рассматривать только силы, действующие на неподвижный корабль и на тонущий камень. Сделаем в тетрадях чертежи и начертим эти силы. Вспомним, в каких единицах измеряются силы. Поставим стрелочки, изображающие силу тяжести и силу Архимеда в компьютерных анимациях для корабля и для камня.

    1. Формулировка первого закона Ньютона.

    Решение проблемы. Формулировка первого закона Ньютона:

     

    – Итак, на неподвижный корабль на поверхности воды действуют две силы: вниз

    направлена сила тяжести, вверх – сила Архимеда. Такие же две силы действуют на тонущий камень (кроме того, на него действует сила сопротивления воды, тоже направленная вверх, но при небольших скоростях движения камня эта сила мала, и мы будем ею пренебрегать, в физике так поступать приходится часто). Итак, в обоих случая действуют две противоположные силы, а результат разный: камень тонет, а корабль не движется. Почему? На этот вопрос ответил Ньютон. Сила, которая тянет камень вниз, больше, чем сила, толкающая камень вверх. Силы, действующие на корабль, уравновешены. Покажем это на компьютерной модели – задание «Сложение сил». Установим стрелки, изображающие силу тяжести (эта стрелка направлена вниз), и стрелки, изображающие архимедову силу (они направлены вверх). Как видно из модели, силы, действующие на корабль, уравновешены, а на камень действует сила тяжести, большая архимедовой силы. Согласно первому закону Ньютона, в инерциальных системах отсчёта тела не меняют скорости поступательного движения (т. е. движутся прямолинейно и равномерно) при условии, что воздействия на них со стороны других тел отсутствуют, либо уравновешены. Покоящееся тело также не меняет скорости. Покой – частный случай равномерного прямолинейного движения.

    1. Применение полученных знаний для объяснения реальных физических явлений и компьютерных моделей.

    1.

    – Рассмотрим модель «Сила упругости» (раздел «Силы и их действие»).

    – Выясним, какие силы уравновешены в этом случае. 

    – Сделаем чертежи в тетрадях. Как в этих случаях применить первый закон Ньютона?

    – Приведите примеры, в которых проявляется закон Ньютона.

    1. Выполнение упражнений – работа в парах
    2. Самостоятельная работа (карточки задания)
    3. Подведение итогов урока, домашнее задание.

    1. Итоги урока:

    – Сформулируем итоги урока: характер движения тел определяется характером их

    взаимодействия с другими телами. Для количественной оценки взаимодействия используют физическую величину, называемую силой. Сила измеряется в ньютонах. В механике рассматривают силы тяжести, упругости, трения, архимедову силу. Результат действия сил на тело зависит от системы отсчета, в которой мы рассматриваем тело. В инерциальных системах отсчета справедлив первый закон Ньютона. 

    1. Домашнее задание.§ 6, демонстрация принципа относительности Галилея


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока физики "Решение задач по теме "Законы Ньютона"" (9 класс)

    Тема урока "Решение задач по теме "Законы Ньютона"". Автор учебника : Пёрышкин...

    Конспект урока физики 6 класс по теме "Испарение"

    конспект урока содержит описание целей и задач к уроку , постановку проблемы, для использования данного урока необходимо скачать дополнительные материалы к уроку 61. презентацию ;2. презентации  ...

    Конспект урока физики 7 класс по теме "Плотность вещества"

    Конспект урока 7 класса по теме "Плотность вещества" разработан с учетом требований ФГОС....

    Конспект урока физики 11 класса по теме "Обобщение и закрепление знаний, умений и навыков по теме «Оптика»".

    Цель урока: повторение и закрепление знаний учащихся по теме «Геометрическая оптика. Линзы. Волновая оптика».Задачи: 1.Обучающая- обобщить знания учащихся по теме, используя реальные задания из тестов...

    Развёрнутый план конспект урока в 7 классе по теме «Cпорт. Из истории олимпийских игр» по учебнику И.Л.Бим «Немецкий язык. 7 класс».

    Развёрнутый план конспект урока в 7 классе по теме «Cпорт. Из истории олимпийских игр» по учебнику И.Л.Бим «Немецкий язык. 7 класс»....

    Конспект урока физики для 8 класса: "Третий закон Ньютона"

    Урок объяснения нового материала по теме "Третий закон Ньютона"....