Главные вкладки

    «Они приближали Победу. Подвиг учёных физиков в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов»
    методическая разработка по физике (8, 10 класс) по теме

    Методическая разработка  урока – конференции по физике для учащихся 8, 10 классов.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc51.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Методическая разработка

     урока – конференции по физике для учащихся 8, 10 классов

    по теме: «Они приближали Победу. Подвиг учёных физиков

    в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов».

    Учитель физики ГБОУ школы №459

    Пушкинского района

    Санкт-Петербурга

     Козлова Е. А.

    1) Цели урока:               1. Личностная ориентация учебного материала по предмету.

                                            2. Духовно – нравственное и патриотическое воспитание  

                                   школьников через знакомство с работами отечественных физиков

                                   и техников в годы Великой Отечественной войны.

    2) Задачи урока:            1. Познакомить учащихся с основными задачами Академии наук

                                            СССР в трудных условиях военного времени.

                                            2. С помощью докладов, презентаций, проведенных

                                            экспериментов, раскрыть суть работ ученых физиков в годы  

                                            Великой Отечественной  войны, направленных на решение

                                            конкретных технических заданий.

                                            3. Показать значимость вклада отечественной физики и техники

                                            в  дело Победы над фашистской Германией.

    3) Тип урока:                 Урок – конференция. Интегрированный урок.

    4) Методы обучения:    1. Наглядный.  

                                            2. Словесный.

                                            3. Практический.

                                            4. Музыкальное сопровождение

    5) Технологии:             1. Сотрудничества.

                                           2. ИКТ – технологии.

                                           3. Работа в группах.

                                           4. Выступление хора.

                                           5. Исследовательская деятельность.

    Подготовительная работа:

    1. Проведение уроков – конференций в 7-11 классах, с целью отборы лучших материалов.

    2. Создание творческой группы из учащихся для проведения эксперимента с термопарами и объяснения принципа работы термоэлектрогенератора для радиопередатчика, созданного А. Ф. Иоффе для партизанских отрядов.

    3. Сотрудничество с музыкальным руководителем школы и подготовка учащихся 8 классов к хоровому исполнению песен военных лет.

     4. Подготовка презентации и ведущего конференцию.

    Место проведения:  Актовый зал школы.

    Участники конференции:

    а) Проводят конференцию ученики 8 и 10 классов под руководством учителя физики и музыкального руководителя.  

    б) Приглашаются учащиеся 7, 9, 11 классов и учителя, ветераны Великой Отечественной войны.

    План проведения конференции

    1. Открытие конференции: 

     а) Вступительное слово учителя физики.

    Тезисы:  - 2015 год – год 70-летия Победы советского народа в Великой                  Отечественной войне.

                      - Патриотический лозунг «Всё для фронта, всё для победы», - определил смысл работы каждого нашего человека, каждого учёного, конструктора, инженера.

    б)  Хор 8 классов исполняет песню «Священная война» (композитор: А. Александров, слова: В. Лебедев – Кумач).

    в) Открывает конференцию ведущий, который с помощью презентации рассказывает об основных задачах Академии наук СССР направленных на всемирное содействие укреплению обороноспособности страны.

    Порядок выступлений учащихся:

    1. Военная авиация:

    -  Работа группы М. В. Келдыша по предупреждению явления флаттера.

    -  Работа авиационного конструктора С. А. Лавочкина по совершенствованию военных самолетов и её значение в величайшей победе за Волгу в 1943 году.

    -  Создание авиационной бомбы кумулятивно – концентрированного действия, разработанной выдающимся  механиком, академиком И. А. Ларионовым и её крепление на Курской дуге.

    1. Артиллерия:  

     Гениальные конструкции ствольной артиллерии:  

    - 1942 год: мощная 76 – миллиметровая пушка.

    - Гвардейский миномет БМ-13 «Катюша» и их значение в деле Победы над фашистской Германией.

    - Совершенствование танка Т-34.

    1. Радиотехнические средства. Радиолокация.

    -  Создание термоэлектрогенератора для радиоприемников и передатчиков, созданный для партизанских отрядов академиком А. Ф. Иоффе.

    а)  Опыт с термоэлементами.

    б) Презентация по принципу работы «партизанского генератора» из солдатского котелка.

    -Первая военная радиоуправляемая установка, созданная академиком Ю. Б. Кобзаревым для обнаружения вражеских самолётов, её значение для обороны столицы.

    1. Вклад ученых в области металлургии и металловедения. 

    – Труды академика Л. Ф. Верещагина по упрочнению стволов минометов и других артиллерийских систем.

    – Закалка металлов токами высокой частоты. Способ, разработанный членом – корреспондентом АН СССР В. П. Вологдиным.

     – Работа   Института электросварки под руководством  академика Е. О. Патона в годы войны.

    1. Решение других сложных научно – технических задач. 

    – 1942 – 1943 год – получение бронестекла (группа учёных под руководством И. И. Китайгородского).

    – Создание дальномеров, биноклей, перископов: работы известных академиков Г. С. Лондсберга С. И. Вавилова.

     – Создание огнезащитной ткани ТОЗ.

    1. Сжатый кольцом вражеской блокады Ленинград. 

    – Задания ленинградского правительства физико-техническому институту АН СССР.

    – Работа учёных, возглавляемая членом – корреспондентом АН СССР П. П. Кобеко по изучению механических свойств ледового покрова Ладожского озера, созданию правил движения автоколонны по льду.

    – Огнемётно– зажигательные средства.

    – Танковые заграждения.

    – Маскировка города.

    – Создание укреплений.

    1. Ведущий:

    Проводит  обобщение. На экране фотографии ученых – физиков, их награды от Правительства Советского Союза.

    1. М. В. Келдыш.
    2. С. А. Христанович
    3. А. П. Александров
    4. А. И. Берг
    5. А. А. Благонравов
    1. Б. Н. Петров
    2. В. С. Пугачев
    3. С. И. Вавилов
    4. П. Л. Капица

           10.В. П. Вологдин и другие.

    1. Заключение:

    Суммировать вклад отечественной физики и техники в дело Победы над фашистской Германией помогает высказывание академика С. И. Вавилова: «Советская техническая физика … с честью выдержала суровые испытания войны. Следы этой физики всюду: на самолёте, танке, на подводной лодке и линкоре, в артиллерии, в руках нашего радиста, дальномерщика, в ухищрениях маскировки. Дальновидное объединение теоретических высот с конкретными техническими заданиями, неуклонно проводившееся в советских физических институтах, в полной мере оправдало себя в пережитые грозные годы».

    1. Ведущий:

    Предлагает присутствующим прослушать песню в исполнении ансамбля гитаристов 8 класса «От героев былых времен…» из кинофильма «Офицеры» (композитор: Р. Хозак, слова: Е. Арганович).

    10. Затем объявляется «Минута молчания».

    11. Заканчивается конференция исполнением песни «День Победы» (композитор: Д. Тухманов, слова: В. Харитонов). Хор 8 классов и присутствующие исполняют песню под руководством музыкального руководителя.

    Используемые электронно–образовательные ресурсы:

    http://www.calend.ru/person/5130

    http://eurasian-defence.ru/node/24511

    http://olymp.aviaschool.net/lsra-xml/creator/debug/units/unit17.html


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методика организации и проведения «Урока Мужества» посвященного 65-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.«Бессмертный подвиг Ленинграда»

    Ленинград поразил мир своим мужеством. Он выстоял и победил. Он залечил раны и на развалинах построил новые дома и дворцы. Там, где, ощетинившись, стояли бронированные дзоты, широко раскинулись кварта...

    Методическая разработка. Проект: «Кронштадтские форты на защите Ленинграда в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов».

    Военная история нашей страны полна героики, истинного патриотизма, насыщена интереснейшими, драматическими событиями и представлена удивительными, уникальными личностями. Все это дает богатейший матер...

    Казахстан в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 годы).

    Казахстан в годы в Великой Отечественной войны в 1941-1945гг....

    Всероссийский Урок Победы, посвященный Году Памяти и Славы – 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. «Поклонимся великим тем годам»

    Цели:формирование патриотизма; воспитание чувства гордости за свою Родину на примере героического прошлого ветеранов и участников Великой Отечественной войны, а так же тружеников тыла; воспитание чувс...

    Урок Победы, посвященный Году Памяти и Славы - 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

    2020 год объявлен в России Годом памяти и славы в целях сохранения исторической памяти и в ознаменование 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов....

    Разработка урока "Подвиг защитников и жителей города Ельни в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 года"

    Урок посвящён событиям 1941-1943 годов на Ельнинской земле, которая была освобождена героическими усилиями солдат, партизан, ополченцев и жителей этого края. Их подвиг оценён правительством и навсегда...

    Урок Победы, посвященный Году Памяти и Славы – 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. «Поклонимся великим тем годам»

    Мероприятие нацелено на формирование патриотизма; воспитание чувства гордости за свою Родину на примере героического прошлого ветеранов и участников Великой Отечественной войны, а так же труженик...