Казахстан в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 годы).
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Казахстан в годы в Великой Отечественной войны в 1941-1945гг.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klass_52.docx27.23 КБ

Предварительный просмотр:

Класс 5                                                                              

Дата:

Тема: Казахстан в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 годы.

Цель: показать значение Казахстана в годы Великой Отечественной войны.

Задачи: 

 Образовательная: создать условия для усвоения учащимися знаний о ситуации в Казахстане в годы Великой Отечественной войны, о роли Казахстана в победе над фашистской Германией и последствиях войны для Казахстана.

  Развивающая: – отработать навыки выделения главного от косвенного, составления методов наглядной конкретизации мыслительных операций.

Воспитательная: создание условий для воспитания патриотизма, любви к своему Отечеству и гордости за свой народ и историю государства.

  Наглядные пособия: карта Республики Казахстан, схемы-классификаторы по вопросам: Термины, даты. Глоссарий

Тип урока: комбинированный 

 Ход урока

I.Организационный момент (приветствие, проверка готовности учеников к уроку, проверка школьных принадлежностей)                                                 II.Проверка знаний полученных на предыдущих занятиях III.Объяснение новой темы                                                                                          

    КАЗАХСТАНЦЫ  В  ВЕЛИКОЙ   ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ

Перестройка экономики Казахстана на военный лад.

 Начало войны

18 декабря 1940 г. фашисткой Германией был   разработан   план   по   захвату   СССР «Барбаросса».

Цель плана:

•   Вероломное нападение и захват СССР.

•   Завершение войны к осени 1941 г.

•  Создание     на     захваченной     советской территории рейхкомиссариатов:

1. Остланд (Белоруссия и Прибалтика).

2. Украина. З.Московия (Россия). 4. Кавказ. 5.Идель-Урал.

6. Гросс Туркестан (Большой Туркестан).

   По плану «Барбаросса», главари фашисткой Германии рассматривали СССР как:

•   «Искусственное   и   рыхлое   объединение огромного числа наций»;

•   «Этнический       конгломерат,   лишенный внутреннего единства».

Немецкая высшая разведывательная школа, прикрытаявывеской«Научно-исследовательский институт «Арбайтегемайншафт Туркестан», подготовила проект карты будущей колонии «Большой Туркестан». В нее были включены Казахстан, Средняя Азия, Татария, Башкирия, Азербайджан, Северный Кавказ, Крым, Синьцзян, северная часть Афганистана.

Экономические и политические задачи Герма-нии, по Меморандуму от 2 апреля 1941 года:

•   Превращение страны Советов в колонию, а ее народов - в рабов.

•  Беспощадное истребление советских людей по политическим и расовым мотивам.

•   Образование         мощной,          сырьевой,

дополнительной и продовольственной базы для велико-германской империи».

22 июня 1941 года гитлеровская Германия вероломно, фашистские полчища без объявления войны, вторглись в пределы: Советского государства.

  Отношение населения Казахстана к войне Начавшаяся агрессия фашизма всколыхну-; всю страну, в том числе и казахстанцев:

•  Мысли    и    чувства    казахского    народа. выразил в  следующих  словах  колхозные из    сельхозартели    «Енбек»     Восточый Казахстанской области Рахим Кондыбаев «У  казахского   народа   жив   боевой Амангельды. В наших степях не перевелись лихие джигиты и добрые кони. Клянемся, что   в   Отечественной   войне   казахи   о последней  капли  крови  будут   бороться против поработителей».

•   Рабочие   и   служащие   промысла   Доссора также   заявили,   что   в   любую   минуту готовы выступить на защиту священных рубежей первого в мире социалистического: государства.

•   «Фашистский       агрессор.       гитлеризма волей     советского     народа,     патриотическое -социалистической         Родины         будут уничтожены»,     - гласила    резолюция митинга     трудящихся     села     Вишневка Акмолинской области.

«Так как послать на фронт (из семы, некого, нет ни брата, ни сестры, поэту прошусь   сача»,   -   так   писала   в   своем заявлении      студентка     Алма-Атинского медицинского         института         Маншук Маметова.

Военная мобилизация населения Казахстана

   Ярким проявлением патриотизма народа явились массовые заявления трудящихся ( добровольном вступлении в ряды защитников Родины. В военные комиссариаты и партийные комитеты обращались ветераны Октябрьской революции и гражданской войны, коммунисты и комсомольцы, люди разных возрастов и профессий, представители различных национальностей.

•  Развернулось      всеобщее      обязательное обучение   военному   делу.   В   республике получили  военную  подготовку  свыше  2 млн. человек.

•   На первом этапе войны в Казахской ССР были сформированы, обучены и отправлены на фронт 14 стрелковых и кавалерийских дивизий, 6 бригад.

•  Формируемые составы в основном были многонациональными.     Так,     в     состав Казахстанской 36-ой отдельной стрелковой бригады входили бойцы более чем 30 национальностей.

•  В ряды сражающейся армии влились 1.196. 164 казахстанца.

•  Более 700 тысяч трудящихся Казахстана были    призваны    в    трудовые    колонны, которые трудились на строительстве объектов оборонного значения Урала, Сибири.

•  Более 700тысяч человек были мобилизованы в трудовые армии.

•  За   годы   войны   27   военных   учебных заведений подготовили 16 тыс. офицеров. В числе выпускников Чугуевского военного авиаучи-лиша, находящегося в годы войны в Чимкенте, был будущий трижды Герой Советского Союза И. Н. Кожедуб.

•  Более 45 тысяч молодых казахстанцев были направлены в военные училища.

Тем самым, Казахстан обеспечил высокую мобилизационную готовность народа к защите своего Отечества. Самостоятельная рапбота учащихся с учебником, составить хронологическую таблицу участие казахстанцев в боях за Москву и Ленинград.

    Казахстанцы    на    фронтах    Великой Отечественной войны  Битва за Москву (с 30 сентября - по 6 декабря 1941г.) С первых же дней Отечественной войны на всех фронтах советские воины, в рядах вторых   сражались   тысячи   казахстанцев, если   ожесточенные   бои   с   фашистскими захватчиками. Оборона  Бресткой  крепости. героизм, невиданную падкость, непреклонную волю к победе заявили  защитники  Бреста  -крепости  на Буге,   среди   которых  были   представители более 30 наций и народностей СССР:

•  Первыми удар вероломного врага приняли пограничники   485    застав,    охранявших западную границу.

•   У    Тираспольской    башни    мужественно сражались     бойцы     взвода    лейтенанта Алексея Наганова.

•   Мужество и отвагу проявили защитники крепости   -   казахстанцы   В.   Фурсов,   К. Турдыев, комсорг 204-го артиллерийского полка Ш. Чультуров и многие другие.

•   В   1965  г.  Бресткой крепости присвоено звание героя-крепости.

Проявление героизма казахстанцев с первых дней войны:

•  24июня1941г. -первыми южнее литовского г. Шяуляя вступили в бой солдаты, сержанты и офицеры 219-го стрелкового полка из Казахстана.

•   В сентябре 1941 г. - в смертельном бою в роще Шумейково Полтавской области пал дивизионный   комиссар,   член   Военного Совета Юго-Западного фронта уроженец Прииртышья Е.П. Рыков.

•   Указом  от  22  июля   1941   г.  Президиума Верховного СССР присвоено звание Героя Советского Союза нашим землякам генерал-майору танковых войск К. А. Семенченко и контр-адмиралу Черноморского флота, сыну гурьевского учителя Л. А. Владимирскому.

     Казахстанцы в боях за Москву. Советские Вооруженные Силы, преодолев огромные трудности, выстояли, сумели мобилизоваться и нанесли врагу первое крупное поражение под Москвой.

•   Большую роль здесь сыграла прославленная 316-я стрелковая дивизия под командованием генерал-майора И.  В. Панфилова и   полкового   комиссара   Л.   С.   Егорова, сформированного в г. Алма-Ате. С 26 октября по 18 ноября они мужественно сражались с врагом под Москвой. 18 ноября пал смертью храбрых генерал Панфилов.

Закрепление. Устный фронтальный опрос.

 1. Какие изменения произошли в экономике Казахстана перед Великой Отечественной войной? Чем можно объяснить стремление  масс  к  труду  в  тот  период?

2. Как   вы   понимаете   процесс   перестройки   экономики   Казахстана  на  военный  лад?

3. Как шла военно-мобилизационная работа в казахстанском тылу?

4. Какова была роль науки и искусства в годы войны?

5. Дайте   характеристику   перестройке   экономики   Казахстана на  военный  лад.

Рефлексия: что нового вы  узнали  сегодня на уроке? Что интересного было на уроке?

Домашнее задание: параграф 13 внимательно читать. Выучить даты, глоссарий, ответить на вопросы в конце параграфа.

Оценки за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

9 мая — День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941−1945 годов (1945 год).

Методическая разработка классного часа патриотической тематики. Расчитана на учащихся 8-9 классов. Основной целью является расширение знаний учащихся о героизме советского народа в годы Великой Отечес...

«Они приближали Победу. Подвиг учёных физиков в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов»

Методическая разработка  урока – конференции по физике для учащихся 8, 10 классов....

Методическая разработка. Проект: «Кронштадтские форты на защите Ленинграда в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов».

Военная история нашей страны полна героики, истинного патриотизма, насыщена интереснейшими, драматическими событиями и представлена удивительными, уникальными личностями. Все это дает богатейший матер...

Классный час «Вклад тувинских добровольцев в ход ВОВ 1941-1945гг», посвященный 75 годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов

Воспитательное мероприятие для кадетов 7 "в" класса ГБОУ "РШИ "ТКК"Подготовила воспитатель Монгуш С.Э....

Всероссийский Урок Победы, посвященный Году Памяти и Славы – 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. «Поклонимся великим тем годам»

Цели:формирование патриотизма; воспитание чувства гордости за свою Родину на примере героического прошлого ветеранов и участников Великой Отечественной войны, а так же тружеников тыла; воспитание чувс...

Разработка урока "Подвиг защитников и жителей города Ельни в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 года"

Урок посвящён событиям 1941-1943 годов на Ельнинской земле, которая была освобождена героическими усилиями солдат, партизан, ополченцев и жителей этого края. Их подвиг оценён правительством и навсегда...

Урок Победы, посвященный Году Памяти и Славы – 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. «Поклонимся великим тем годам»

Мероприятие нацелено на формирование патриотизма; воспитание чувства гордости за свою Родину на примере героического прошлого ветеранов и участников Великой Отечественной войны, а так же труженик...