Разработка урока "Подвиг защитников и жителей города Ельни в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 года"
план-конспект урока по истории (7 класс)

Фоменкова Галина Алексеевна

Урок посвящён событиям 1941-1943 годов на Ельнинской земле, которая была освобождена героическими усилиями солдат, партизан, ополченцев и жителей этого края. Их подвиг оценён правительством и навсегда остался в памяти ельнинцев.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_na_konkurs_fomenkovoy_g.a.docx35.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение                         Ельнинская средняя школа №2 им. К.И. Ракутина

Методическая разработка урока истории в 7 классе на тему:

 «Подвиг защитников и жителей города Воинской славы Ельни в годы Великой Отечественной войны» 

Выполнила:  Фоменкова Галина Алексеевна,

учитель истории, обществознания и немецкого языка

Ельня, 2016 год

Тема урока: «Подвиг защитников и жителей города Воинской славы в годы Великой Отечественной войны »

Образовательные  цели: расширить знания учащихся о боевом и трудовом подвиге жителей города Ельни в годы Великой Отечественной войны и сформировать представление о городе Воинской славы и его достопримечательностях.

Задачи:                                                                                                         Образовательные:                                                                                                                    - продолжать знакомство с героическими страницами истории  края;                            - знакомство с военными памятниками города Ельни.

Развивающие:                                                                                                                             - уметь самостоятельно работать с материалами книг и СМИ;                                                                                    - использовать навыки самоорганизации своей работы;                                                                                                                - усилить коммуникативные свойства речи (экспрессивность, выразительность…);

Воспитательные:                                                                                                                               - воспитывать у подрастающего поколения чувства уважение, восхищение и гордости за великие победы и героизм жителей города Ельни в Великой Отечественной войне 1941-1945 годах;

- продолжить формирование представления учащихся о гражданском долге, мужестве, героизме;

- воспитывать уважение молодёжи к подвигам военнослужащих, защитников Отечества, осознание необходимости увековечения памяти павших героев;

- способствовать формированию у молодёжи готовности к защите Родины патриотизма, любви к Родине и ответственности за будущее нашей Родины, нашего города.

Тип урока: комбинированный с элементами проектной и ИКТ- технологий.

Формы и методы обучения: индивидуальная, групповая, фронтальная, интерактивная; проблемно-поисковый.

Планируемые результаты (предметные): - овладение  знаниями об истории своего края в годы Великой Отечественной войны и подвиге защитников и жителей города Ельни в 1941-1943 годах.

Личностные результаты: - формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

- умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

Универсальные учебные  действия (метапредметные результаты): 

регулятивные - самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать свои действия для реализации задач, прогнозировать результаты, осмысленно выбирать способы и приёмы действий, корректировать работу по ходу выполнения;

познавательные – владение навыками познавательной деятельности и разрешения проблем; проявление готовности и способности к самостоятельной и ответственной информационной деятельности;

коммуникативные – умение продуктивно общаться и взаимодействовать в ходе групповой работы, учитывать позиции другого; владение языковыми средствами: умение чётко, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме.

Основное содержание темы: боевой и трудовой подвиг жителей города Ельни в годы Великой Отечественной войны, достопримечательности города Воинской славы.

Информационно-методическое обеспечение урока: 

карта Ельнинского района, фотографии, презентации, записи песен, выставка книг, карточки с вопросами и заданиями.                                                 

В гуле вьюги смертельной,  

  В диком визге шрапнельном                  

                           Вознеслись высоко на гвардейских штыках

                                         Подвиг города Ельни,      

                                        Сила города Ельни,              

                                        Слава города Ельни,  

                                       Что не смолкнет в веках!

                                                             А. Панасечкин

Сценарий урока:

1. Организационный момент.  

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися - подготовиться к продуктивной работе на уроке.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном  этапе - способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе.

Задача: создать положительный эмоциональный настрой;

Методы: словесные, объяснительно-иллюстративные

 2. Подготовка к восприятию проблемы – актуализация знаний.      

 Звучит  запись песни «С чего начинается Родина».

 Учитель предлагает учащимся по песне и эпиграфу к уроку сформулировать тему урока. (Заслушиваются все варианты учащихся).

В результате выбранной темы учащиеся формулируют учебную задачу урока.

3. Стадия осмысления.  

Цель: 

  • вспомнить тех, кому мы обязаны жизнью, формирование основ патриотического самосознания и любви к Отечеству

Задачи:

     • воспитание у учащихся любви и уважения к защитникам Отечества, чувства благодарности и памяти к воинам-освободителям;

     • развитие стремления к познанию истории своего народа в Великой Отечественной войне;

     • развитие эмоционально-нравственной сферы, чувства гордости за доблесть и отвагу ельнинцев в победе над фашизмом.

Учитель:                                                                                                                                -  Мы часто слышим такие слова: совершил героический поступок, совершил подвиг, патриот. А что мы подразумеваем под этими определениями?                                          - Что такое подвиг? Что такое героический поступок?                                                       -  Кого называют героем, патриотом? 

Одна группа учащихся даёт определение, другая приводит примеры героических поступков.

Учитель: Ребята, а что вы знаете о подвиге защитников и жителей нашего города в годы Великой Отечественной войны?

 1). Боевой героизм защитников города Ельни в годы Великой Отечественной войны:      

а).Ельнинская наступательная операция 1941года;                                                                  б). Второе освобождение города Ельни (презентация).

2). Ельня – родина Гвардии (приём синквейн:

  • Синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк:
  • 1-я строка – существительное (название темы).
  • 2-я строка – два прилагательных (определение темы).
  • 3-я строка – три глагола, показывающих действия в рамках темы.
  • 4-я строка – фраза из 4 слов, показывающих отношение автора к теме.
  • 5-я строка – вывод, завершение темы, выраженной любой частью речи.

Например:                                                                                                      1.Конституция  РФ                                                                                     2.Пятая, демократическая                                                                                                        3.Устанавливает, гарантирует, обязывает                                                                                                       4.Хорошо бы все соблюдали                                                                                     5.Основной закон государства)

3). Партизаны и ополченцы в борьбе против оккупантов на ельнинской земле (Презентация).                                                                                                                                

Учитель: Страшная картина предстала перед бойцами, когда они вступили на территорию Ельнинского района. Фашисты уничтожили тысячи патриотов, оставили после себя груды развалин…  Но они не сломили волю ельнинцев, их веру в возрождение счастливой жизни на своей родной земле.

           Прошла война, прошла страда,                                                                                   Но боль взывает к людям:                                                                              Давайте, люди никогда                                                                                                        Об этом не забудем!  

 А.Т.Твардовский

 Вспомним тех, кому мы обязаны жизнью, мирным небом над головой. (Минута молчания).

4). Ельня -  город Воинской славы:                                                                                     а). презентация;                                                                                                                     б). «приём «ПОПС-формула»:                                                                                                                       П - позиция (в чём заключается ваша точка зрения): «Я считаю, что …»                              О – обоснование (на чём основываетесь, довод в поддержку вашей позиции): « … потому, что… »;

П – пример (факты, иллюстрирующие ваш довод): «… например, …);                      С – следствие (вывод, что надо сделать, призыв к принятию вашей позиции): «… поэтому …».  

Выступление может состоять из нескольких предложений и занимать 1-2 минуты).

5). Подвигам жить в веках: как ельнинцы чтут память погибших защитников и героев своей земли (о памятниках города Ельни  (презентация).

4. Закрепление знаний и умений:    

Цель, которая должна быть достигнута учащимися - учиться создавать опорный конспект

Цель, которую ставит перед собой учитель -  выяснить, насколько правильно учащиеся поняли новый материал.

А). Викторина: «Знаете ли вы, … ?) (учащиеся делятся на группы и дают ответы на вопросы по теме урока);

Физкультминутка:  Отложите ненадолго свои работы и карандаши, пришло время отдохнуть.                                                                                                                               Раз – поднялись, потянулись.  Два – согнулись, разогнулись.                                              Три- в ладоши три хлопка, Головою три кивка.                                                                          На четыре – руки шире. Пять – руками помахать.                                                           Шесть – за парту тихо сесть.

Б). Составление кластора  (группового или индивидуального по теме урока)

5.Итоги урока. Рефлексия:

Цель:  осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и класса.

Методы организации работы: словесные.

Методы стимулирования: похвала.

Методы оценивания: самооценка, отметка.

С помощью метода «Микрофон» подводим итоги урока: в импровизированный микрофон учащиеся делятся своими впечатлениями, оценивают выступления одноклассников.

 6. Домашнее задание: Мини-сочинение «Письмо сверстнику о героях-ельнинцах».

Образовательные ресурсы:

1.Ельня. Рождение гвардии. Составитель  И. Д.Михаленков. М., «Московский рабочий».1975    

2.В.С.Орлов, А.В.Чернобаев. Города Смоленщины. Ельня. Смоленское книжное издательство, 1955.

3. М.В.Воробьёв, В.В.Усов. Подвигам жить в веках. – 2-е, доп.изд. – Смоленск: Московский рабочий. Смол. отд-ние, 1985. – 319 с.

4. Справочник учителя истории и обществознания / авт.-сост. Т.И.Сечина и [др.]. Волгоград: учитель, 2015.-219с.

5. Ельня // Великая Отечественная война, 1941-1945 : энцикл. / гл. ред. М. М. Козлов. - М. : Сов. энцикл.,  1985. - С. 259.

6. 8.Ельня // Города России : энциклопедия / [под ред. Г. М. Лаппо]. - [Репр. изд.]. - Москва, 2008. - С. 134. - (Золотой фонд).

7.Ельня [Электронный ресурс] http://srgvs.ru/elnya-v-vov // Союз городов воинской славы [Сайт]. - Режим доступа : http://ordenrf.ru/geroi-rossii/goroda-voinskoy-slavy/elnya.php 

8.https://ru.wikipedia.org/wiki/Ельня  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вечер памяти, посвященный защитникам и блокадникам Ленинграда в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. "Как вы выдержали?"

Вечер памяти, посвященный защитникам и блокадникам Ленинграда в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. "Как вы выдержали?"Эпиграф:Что мы пережили, расскажет историк,Был сон наш тревожен, и хле...

Информационно-исследовательский проект" Наши родные- защитники Родины в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г."

Наша работа о наших родных, которые защищали нашу Родину в годы Великой Отечественной войны 1941-1945г.г....

«Они приближали Победу. Подвиг учёных физиков в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов»

Методическая разработка  урока – конференции по физике для учащихся 8, 10 классов....

Методическая разработка. Проект: «Кронштадтские форты на защите Ленинграда в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов».

Военная история нашей страны полна героики, истинного патриотизма, насыщена интереснейшими, драматическими событиями и представлена удивительными, уникальными личностями. Все это дает богатейший матер...

Казахстан в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 годы).

Казахстан в годы в Великой Отечественной войны в 1941-1945гг....

Трудовой подвиг тружеников города Балаково и Балаковского района в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)

Творческий урок по теме "Единство фронта и тыла" в годы Великой Отечественной войны...

Сетевой проект «Краеведческий веб-квест «Город Балашов в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.»» как средство разработки и реализации творческого взаимодействия обучающихся г. Балашова

Проект разработан с целью привлечение обучающихся к изучению значения города Балашова в годы Великой Отечественной войны, повышение интереса обучающихся  к изучению истории родного края через сет...