Тема 3. Взаимодействие тел (21 ч.).
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему

Тема 3. Взаимодействие тел (21 ч.).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon f-7_vzaimodeystvie_tel.doc340.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сверхзадача темы: изучить  взаимодействие тел как причину возникновения действия сил.

Физика. 7  класс. 20__/ 20__учебный год  «___________»  .

Тема 3. Взаимодействие тел (21 ч.).

Урок № 28\18.

Тема урока : Динамометр. Фр. л\работа № 7 «Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жёсткости пружины».

Цель урока:  1

Оборудование:  учебник, задачник, тесты, тетрадь на печатной основе.

Ход урока.

1. Фронтальный опрос из повторения.

Поурочное планирование темы:

Взаимодействие тел. Давление твёрдых тел, жидкостей и газов

( физика, 7 класс,  при условии отсутствия возможностей использования ИКТ ).

Учитель Сидоренко В.Н., МБОУ «ООШ № 16» х. Суповский, Республика Адыгея.

Сельская малокомплектная школа.

Сверхзадача темы: изучить  взаимодействие тел как причину возникновения действия сил.

Физика. 7  класс. 20__/ 20__учебный год  «___________»  .

Тема 2. Взаимодействие тел (21 ч.).

Урок № 29\19.

Тема урока : Графическое изображение силы. Сложение сил, действующих по одной прямой. Центр тяжести тела. Новое в новых стандартах основной школы. Фр. л\р № 8 « Определение центра тяжести плоскости пластины».

Цель урока:  1).Введение понятия равнодействующей силы как векторной суммы всех сил,  действующих на тело.

2). Формирование  умений находить центр тяжести плоской и объёмной фигуры.

        3).  Коррекция знаний и умений по силам в природе, их изображению

Оборудование:  учебник, задачник, тесты, тетрадь на печатной основе.

Ход урока.

I. Фронтальный опрос из д\ задания.

Карточка 1.

1.Как определить силу тяжести ?

2.Определите силу тяжести, действующую на тело массой 4 кг.

3.Сравните силы тяжести. Которые действуют на два шара одинакового объёма. Один шар имеет плотность ƿ1 = 4 г\см3; другой – ƿ2 = 6 г\см3.

II.Объяснение нового материала.

                

1.        F1        F2        F2                F2        F1

        

        F2                F2        F1

                   F1                F2        

        F1        F1>F2

                                                 

                                                     R =                                           R =

                F2

        R =

Правило векторного сложения.

  1. Парашютист приземляется при скорости 5-7 м\с и лучшая безопасность при площади купола 40-50 м2. Это создаёт такую силу сопротивления воздуха, которая уравновешивает  силу тяжести.Построить равнодействующую и пояснить ситуацию …
  2. На тело по одной прямой действуют силы: 2 Н, 3 Н. Может ли равнодействующая этих сил быть равной 1Н?    2 Н ?   5Н ? При каких условиях?

2.Вес тела.  P  = mq.

Вследствие земного притяжения вес тела давит на опору, либо растягивает нить. Вес покоящихся или движущихся равномерно прямолинейно тел равен силе тяжести.

К какому телу приложен вес мухи, ползающей по потолку?

2.1.

1

А

2

А

3

А

4

А

5

А

6

А

7

А

8

А

1-Причина изменения скорости тела или его формы.

2-Единица массы, содержащая  1 000 кг.

3-Наука о неживой природе.

4-Прибор для измерения длины участка.

5-Прибор для измерения объёма тела.

6-Длинный и тонкий кусок металла круглого сечения.

7-Вещество. Которое при нагревании становится пластичным.

8-Величина, которая определяет степень нагретости тела.

2.2. Закон Гука, 1660 г.

3.1.Упругая деформация- выполняется закон Гука.

3.2. Пластическая деформация.

Для каждой ситуации

В упругой деформации

Закон везде один:

Все силы, как и водится,

В пропорции находятся

К увеличенью длин.

А если при решении

У длин есть уменьшение,

Закон и тут закон:

Пропорции упрямые

Прямые (те же самые),

Но знак у них сменён.

Ну что это за мука:

Закон запомнить Гука!

Но мы пойдём на риск.

Напишем слева силу,

А справа. Чтобы было

Знак «минус», «К» и «х».

           F = - kx

2.3. Задачи на смекалку, с. 63 ПР  С.Е. Полянского.

2.4.Задача про Лебедя, Рака и Щуку, с.58 С.Е. Полянского.

2.5.Динамометр.

2.6. Разница между силой тяжести и весом тела.

3.Определение центра тяжести плоских фигур.

Д\з. Найти точку: центр тяжести плоской фигуры ( фигурка, нить, иголка, карандаш, линейка, отвес.

Ш. Закрепление.

Найти равнодействующую сил.

1.

        3.

        

        6.

        5.

2.

        4.        

IV. Домашнее задание.§13, вопросы, №3 354-356; 359, 360.

К урокам по взаимодействию тел.

Найти равнодействующие сил.

                

        F1        F2        F2                F2        F1

        

        F2                F2        F1

                   F1                F2        

        F1        F1>F2

                                                 

                                                     R =                                           R =

                F2

        R =

2.Найти равнодействующие сил.

1.

        3.

        

        6.

        5.

2.

        4.        

Сверхзадача темы: изучить  взаимодействие тел как причину возникновения действия сил.

Физика. 7  класс. 20__/ 20__учебный год  «___________»  .

Тема 2. Взаимодействие тел (21 ч.).

Урок № 30\20.

Тема урока : Сила трения.

Цель урока:  1). Познакомить учеников с силой трения;

                        2).Закрепить полученные знания о силах в природе.

Оборудование:  учебник, задачник, тесты, тетрадь на печатной основе.

Ход урока.

I. Фронтальный опрос из домашнего задания.

1) Рассказать о л\р по нахождению центра тяжести плоской фигуры. Все сдают пластинки с отмеченными точками как ц. тяжести.

2) Рассказать о законе Гука.( 1660 г. , F = - kx).

Вопросы: когда выполняется з. Гука, а когда не выполняется? (если упругая деформация- выполняется закон Гука, а если пластическая деформация - нет).

3).Задача про Лебедя, Рака и Щуку, с.58 С.Е. Полянского. Так сдвинется воз с поклажей?

4). Задача на смекалку, с. 63 ПР  С.Е. Полянского.

«К какому телу приложен вес  мухи, ползающей по потолку?»

  1. Динамометр.

6) Разница между силой тяжести и весом тела.

7). Углубление знаний по понятиям сил:

а). формула и изображение сил( точки приложения, векторные величины, равнодействующая сила).

        Вес тела –сила, с которой тело давит на опору или растягивает нить.

        Причина возникновения: притяжение Земли (Р) и вес тела направлен              

        Fупр.= -kх    вниз

        

                                                Вес тел, которые в покое или движутся горизонтально                              

        равномерно и прямолинейно = по величине силе тяжести.

                        Р =  mg

                                                        mg

                                                                                                                              Р        

б) Принципиальное различие между силой тяжести и весом тела:

1.Сила тяжести приложена к самому телу;

2.Вес тела – к опоре, либо к подвесу.  Вес тела – сила. Масса – мера инертности.

в) вопросы:

-какой прибор измеряет силу?

-опишите устройство динамометра.

-что называется весом тела?

-как можно рассчитать вес тела?

-чем отличается сила тяжести от веса тела

II. Изучение нового материала.

1.Перемещение по опоре с постоянной скоростью. Какая сила препятствует движению тел?

2. Сила трения. Определение.

Виды силы трения:

1.Трение покоя.

                                                        mg

        р

        v         Fтр.

        F

  Fтр.

 

2.Трение скольжение. Причина возникновения: межмолекулярное притяжение,

действующее  в месте контакта трущихся тел. Отполированные тела –большая сила трения.

        F

        v        нить

  Fтр.        v        д\0                             α                                F

         катушка        нить

  1. Трение качения.

Смазка уменьшает силу трения скольжения,         v                            β

заменяя её силой трения качения.        д\0   катушка

Задача на смекалку, с. 65 ПР  С.Е. Полянского.

1). Стопка книг лежит на столе. Что легче:  потянуть нижнюю книгу , придерживая движение всю стопку, потянув за нижнюю книжку?

2).К стенке дома прислонена лестница. Человек поднимается по лестнице. В некоторый момент времени концы лестницы соскальзывают вдоль стены дома. Почему?

4. Закрепление. Сила трения в природе и технике.

Провести текущее тестирование.

Рассказать о видах силы трения в природе. Человека при ходьбе толкает вперёд сила трения покоя он не может идти, если она мала и ноги скользят…Суда на воздушной подушке ( воздушная область повышенного давления для уменьшения трения … .

Рассказать о причинах, которые приводят к образованию силы трения и путях изменения этой силы.

Объясните поговорки:

-не подмажешь, не поедешь;

-пошло дело как по маслу;

-угря в руках не удержишь;

-что кругло, легко катится;

-ловкий человек и на дынной корке не поскользнется;

-лыжи скользят по погоде;

-из навощенной нити сеть не сплетёшь;

-колодезная верёвка сруб перетирает;

-ржавый плуг только на пахоте очищается;

-нет такого человека, который хотя бы раз не поскользнулся.

Вывод: Fтр покоя< Fтр. сколж. <  Fтр. качения

  1. Домашние опыты.
  2. Домашнее задание. § 16, 17в . к §, № 422 – 426. Задачи на смекалку.

Дополнительный материал:

Замена полозьев колёсами, ( эффект в 10 раз ) через уменьшение силы трения скольжение. 19 век, силу трения скольжения заменяют на силу трения качения

Тест № 4.

  1. На неподвижный брусок начинают действовать две силы. Приложенные , как показано на рис. =20Н,   = 15 Н.Куда будет двигаться брусок?

а)вправо;  б)влево ;  в)положение бруска  не изменится;  г)направление  движения зависит от силы трения между бруском и опорой.

              F2                                                

            F1                          F1

  1. Чему равна сила, которая действует на тело у поверхности земли, если масса тела 400 г?

а) 4 000 Н ;  б)40 Н;  в) 4 Н;  г) 0,4 Н.

3. При растяжении пружины на 6 см в ней возникла сила упругости  300 Н. Чему равен коэффициент упругости пружины?

а) 500 Н\м ;  б) 5 000 Н\м;  в) 5 Н\м;  г) 50 Н\м.

4. Можно  ли при помощи динамометра определить вес тела в невесомости?

а) нет ;  б) да;  в) нет, если тело находится на небольшой высоте;  г) да, если масса тела большая..

5.Куда направлена сила трения покоя при ходьбе человека?

а) вниз ;  б) вверх;  в) в сторону, противоположную движению; г) по ходу движения.

6. На неподвижный ящик начинает действовать сила в 40 Н. При этом ящик  остаётся на месте. Какая сила трения при этом возникает ?

а) 0 Н ;     б) 10 Н;       в) 40 Н;       г) 100 Н.

7. Человек в свободном падении может достигнуть  скорости 60-70 м\с после чего скорость не изменяется. Почему ?

а) начинает уменьшаться сила трения о воздух;   б) сила тяжести уравновешивается силой трения;  в) возрастает упругая сила; г) убывает сила тяжести.

_______________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

        

                       

        Fупр.= -kх            

                                               

        

                        Р =  mg

                                   Сила приложена к телу.        Сила приложена к опоре.

        

                                                        mg

                                                                                                                              Р

        F

        v        нить

  Fтр.        v        д\0                             α                                F

         катушка        нить

          v                β

                                                                                                                д\0  

Сверхзадача темы: изучить  взаимодействие тел как причину возникновения действия сил.

Физика. 7  класс. 20__/ 20__учебный год  «___________»  .

Тема 2. Взаимодействие тел (21 ч.).

Урок № 32\22.

Тема урока : Контрольная работа № 2 по теме: « Взаимодействие тел».

Цель урока: контроль знаний по теме взаимодействий сил в природе.  

Оборудование:  учебник, задачник, тесты , тетрадь на печатной основе, тетрадь контрольных и самостоятельных работ по физике.

Ход урока.

I. Постановка задач по выполнению контрольной работы по итоговому контролю разного уровня сложности, которые соответствуют образовательном у стандарту, содержанию и структуре учебника под  редакцией А.В. Пёрышкина.

II. Выполнение тестовой работы с подтверждением и обоснованием выбранного ответа

 ( стр.48-49, 50-51,  52-53,  54-55,  56-57);

III.Контрольное фронтальное собеседование по отдельным темам ( стр.43-47):

2.1.Сила, явление тяготения, сила тяжести, связь между силой тяжести и массой тела;

2.2.Сила упругости. Закон Гука. Динамометр;

2.3.Вес тела;

2.4. Сложение двух сил, направленных  по одной прямой. Трение в при роде и технике.

  IV.  Подготовиться к собеседованию по первоначальным сведениям  в строении веществ как системное повторение.

Сверхзадача темы: изучить  взаимодействие тел как причину возникновения действия сил.

Физика. 7  класс. 20__/ 20__учебный год  «___________»  .

Тема 4. Давление твёрдых тел, жидкостей и газов ( 23 часа).

Урок № 31\1.

Тема урока : Давление. Давление твёрдых тел.

Фр л\ работа « Измерение давления твёрдого тела на опору».

Цель урока:  1). Познакомить учеников с силой трения;

                        2).Закрепить полученные знания о силах в природе.

Оборудование:  учебник, задачник, тесты, тетрадь на печатной основе.

Ход урока.

I. Фронтальное  собеседование-опрос из домашнего задания.

1)Тест № 4.

1.На неподвижный брусок начинают действовать две силы. Приложенные , как показано на рис. F1 =20Н,  F2= 15 Н.Куда будет двигаться брусок?

А)вправо;  б)влево ;  в)положение бруска  не изменится;  г)направление  движения зависит от силы трения между бруском и опорой.

        F1                  •F        F2

2.Чему равна сила, которая действует на тело у поверхности земли, если масса тела 400 г?

а) 4 000 Н ;  б)40 Н;  в) 4 Н;  г) 0,4 Н.

3. При растяжении пружины на 6 см в ней возникла сила упругости  300 Н. Чему равен коэффициент упругости пружины?

а) 500 Н\м ;  б) 5 000 Н\м;  в) 5 Н\м;  г) 50 Н\м.

4. Можно  ли при помощи динамометра определить вес тела в невесомости?

а) нет ;  б) да;  в) нет, если тело находится на небольшой высоте;  г) да, если масса тела большая..

5.Куда направлена сила трения покоя при ходьбе человека?

а) вниз ;  б) вверх;  в) в сторону, противоположную движению; г) по ходу движения.

6. На неподвижный ящик начинает действовать сила в 40 Н. При этом ящик  остаётся на месте. Какая сила трения при этом возникает ?

а) 0 Н ;     б) 10 Н;       в) 40 Н;       г) 100 Н.

7. Человек в свободном падении может достигнуть  скорости 60-70 м\с после чего скорость не изменяется. Почему ?

а) начинает уменьшаться сила трения о воздух;   б) сила тяжести уравновешивается силой трения;  в) возрастает упругая сила; г) убывает сила тяжести.

2). Проверка  знаний и умений по тестам-тетрадям, по рабочим тетрадям на печатной основе.

3). Объяснения  характера выполнения фронтальных лабораторных работ.

II. Изучение нового материала.

Давление. Давление твёрдых тел.

           F                mg        Н        Н

2). ρ = ------- = ------------           [ F ] = [  ρ ]• [ S ] = ….        [  ρ ]= ------- =   -----   =      Н     .

S                            S        м2        м2

Задача.

Определить давление танка массой 60 т на землю. Если площадь гусеницы равна 1.5 м2.

        м

Дано:                Решение:        кг •-----

m = 60 т = 6 •104кг         F        mg                             с2         ;            

S = 1,5м2 Н         ρ = ------- = ------  ; …….               м2                      м2   ------                               S           S  

                                                                                                                   .    

       

? ρ (н\м2) =

Анализ  увеличения давления: остро оттачивают лезвие, клыки животных, …  

Заполнить!!

           Уменьшение давления

                            Увеличение давления

Фундамент здания

Шасси самолёта

Широкие шипы автомобилей

Гусеницы вездеходов, тракторов

Лыжи

Шайбы под гайки

Шпалы под рейсы

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

Топор

Нож

Гвозди, кнопки

Иголки

Зубы, когти, клювы зверей

Шипы, колючки

Жало осы

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

Сверхзадача темы: изучить  взаимодействие тел как причину возникновения действия сил.

Физика. 7  класс. 20__/ 20__учебный год  «___________»  .

Тема 4. Давление твёрдых тел, жидкостей и газов ( 23 часа).

Урок № 32\2.

Тема урока : Давление газа. Объяснение давления газа на основе молекулярно – кинетических представлений.

Цель урока:  1). Раскрыть и отработать понятие давления.

Оборудование:  учебник, задачник, тесты, тетрадь на печатной основе.

Ход урока.

I. Фронтальное  собеседование-опрос из домашнего задания.

1.1.Тесты и вопросы к с\р по теме : давление.

1.2.Рассказать о давлении тел.

1.3.Рассказать о способах увеличения и уменьшения давления.

1.4. Петух на 2-х ногах и петух на 1 ноге… Что изменилось ? Что увеличилось?

 Что уменьшилось?

II. Объяснение нового материала.

  1. Молекулы в  газах  движутся   хаотически… Газ  оказывает одинаковое давление по всем направлениям.  
  2. Если масса и температура не меняются, то между давлением и объёмом зависимости обратные…

   P

        

        ?

        ?

        

        0        V

        №2

        ?        ?        №1

        ?

        №3        № 4        №5

  1. Раздувание шарика под колоколом воздушного насоса.
  2. Прогибание  резинового дна.

III. Домашнее задание:

§35, пов. § 33, 34.

К уроку № 32\2.

   P

        

        ?

        ?

        

        0        V

        №2

        ?        ?        №1

        ?

        №3        № 4        №5

________________________________________________________________________

К уроку № 32\2.

   P

        

        ?

        ?

        

        0        V

        №2

        ?        ?        №1

        ?

        №3        № 4        №5

Сверхзадача темы: сформировать чёткие представления о давлении твёрдых тел, жидкостей и газов; атмосферном давлении и законе Паскаля,

Архимедовой силе, применять теоретические знания  для объяснения природных и технических процессов.

Физика. 7  класс. 20__/ 20__учебный год  «___________»  .

Тема 4. Давление твёрдых тел, жидкостей и газов ( 23 часа).

Урок № 33\3.

Тема урока :  Закон Паскаля. СК по введению в экономику. Экономия материальных ресурсов.

Цель урока:  1). Отработать понятие передачи давления жидкостями и газами.

Оборудование:  учебник, задачник, тесты, тетрадь на печатной основе, шар Паскаля.

Ход урока.

I. Фронтальное  собеседование-опрос из домашнего задания.

1. Рассказать о давлении газов, о единицах измерения.

2. Решение задач из р\т.

3. Решение задач из упр. 12(2,4,5 ).

4. Ответить на вопросы : стр.80, 81, 85,

II. Объяснение нового материала с пошаговым закреплением.

1. Передача давления:

-твёрдого тела в одном направлении;

-в жидкостях  и газах  передаются по всем направлениям одинаково

2.Закон Паскаля – формулировка, опытное доказательство.

рŚ = ρŚhq;   р = ρhq        ? размерность давления. 1 Па = ?

III. Закрепление учебного материала.

А.В. Чеботарёва, стр. 80, тесты.

IV. Домашнее задание:

§36-38. Упр.15 № 1-3, р\т + тематические тесты..

        

Сверхзадача темы: сформировать чёткие представления о давлении твёрдых тел, жидкостей и газов; атмосферном давлении и законе Паскаля,

Архимедовой силе, применять теоретические знания  для объяснения природных и технических процессов.

Физика. 7  класс. 20__/ 20__учебный год  «___________»  .

Тема 4. Давление твёрдых тел, жидкостей и газов ( 23 часа).

Урок № 34\4.

Тема урока :  Давление  в жидкости  и газе.

Цель урока:  1) Отработать  понятия давления и закона Паскаля.

                        2) Формирование умений наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы.

Оборудование:  учебник, задачник, тесты, тетрадь на печатной основе, шар Паскаля.

Ход урока.

I. Фронтальное  собеседование-опрос из домашнего задания.

1).  ……

2)…..

и т. д.

II. Объяснение нового материала с пошаговым закреплением.

1). Установка в  сообщающихся сосудах разного сечения, разной формы уровня однородной жидкости.

Понятие свободной поверхности жидкости. Используется свойство параллельности поверхности опоры в уровнях.

2). ? Уровень жидкости  разной плотности.

3). Шлюзы: назначение, устройство, принцип действия.

4). Водопровод: назначение, устройство, принцип действия.

III. Закрепление учебного материала.

1).Доказать, что высота столбов разных жидкостей  в сообщающихся сосудах обратно пропорциональна  их плотности.

2).В сообщающихся сосудах вода и керосин. Чему равна высота столба керосина, если высота столба воды 16 см?

3). Решение задач из упр.15.16.

4) А.В. Чеботарёва, стр. 81-83-85 «Передача давления в жидкостях и газах. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. Расчёт давления жидкости. Сообщающиеся сосуды».тесты.

III. Домашнее задание:

§39,упр.16(1,2).

Сверхзадача темы: сформировать чёткие представления о давлении твёрдых тел, жидкостей и газов; атмосферном давлении и законе Паскаля, Архимедовой силе, применять теоретические знания  для объяснения природных и технических процессов.

Физика. 7  класс. 20__/ 20__учебный год  «___________»  .

Тема 4. Давление твёрдых тел, жидкостей и газов ( 23 часа).

Урок № 35\5.

Тема урока :  Решение задач на расчёт давления жидкости на дно и стенки сосуда.

Цель урока:  1). Отработать понятия давления, силы, массы.

           2).Формирование умения вести диалог.

Оборудование:  учебник, задачник, тесты, тетрадь на печатной основе, шар Паскаля.

Ход урока.

I. Актуализация знаний.

1). Фронтальное  собеседование-опрос из домашнего задания.

1. Давление-…..

2. Давление зависит от….

3. Давление вычисляют по формуле….

4. Давление измеряют в ….

5. Сила давления направлена….

6. Гидростатическое давление на глубине жидкости рассчитывают….

7. Высота столба разнородных жидкостей в условиях невесомости меняется с глубиной ….

2). Углубление знаний по изучаемой теме. Решение задач.

№1. Определить давление нефти на дно цистерны, если высота столба нефти 10 м , а её плотность  800 кг \ м3.

№ 2. Вычислите давление  воды на дно Марианской впадины, глубина которой 11 022м. Плотность морской воды 1 030 кг \ м3.

№ 3. В бочке воды на расстоянии 40 см от её верха имеется отверстие, закрытое пробкой. Площадь отверстия 1 см2 . Чему равна сила давления на пробку?

№ 4.Бак, имеющий форму параллелепипеда длиной 1,2 м , шириной 70 см, высотой 50 см, наполнили керосином. Определите   давление и силу давления керосина на дно бака. Каково давление керосина на стенки бака на глубине 40 см?  

II . Самостоятельная работа.

Вариант 1.

1). Два сосуда наполнены водой. Будет ли вода переливаться из одного сосуда в другой, если открыть кран? Ответ обосновать.

 2).Какое давление оказывает столб воды высотой 10 м на дно озера, если плотность воды ρ=1 000 кг \м3.

3).Сосуды имеют равные площади основания, а масса воды, налитой  в них, разная. В каком сосуде сила давления на дно больше и во сколько раз?

        10 кг                                   5 кг

  1)                                                                  3)

        S1 = S2

II. Самостоятельная работа.

Вариант 1.

1). В каком сосуде давление воды на дно больше и во сколько? ( Ответ обоснуйте согласно рис.

 50 см  

                                                                   10 см

2) В цистерну высотой 10 м налит керосин. Какое давление он оказывает на дно цистерны, если плотность керосина 800 кг \ м3 ?

3).Налита вода и керосин в сообщающихся сосудах. В каком сосуде вода?

         Ρв = 1 г \ см3 

        Ρк = 0,8  г \см3.        

                                                                    

        

III. Домашнее задание:

Приготовиться к диалогу по итоговому тесту варианта 1, Стр. 85 -88.

§_____, вопросы к §, упр. ______, Л № 479 -70. Собеседование по рисункам..

Сверхзадача темы: сформировать чёткие представления о давлении твёрдых тел, жидкостей и газов; атмосферном давлении и законе Паскаля,

Архимедовой силе, применять теоретические знания  для объяснения.

Физика. 7  класс. 20__/ 20__учебный год  «___________»  .

Тема 4. Давление твёрдых тел, жидкостей и газов ( 23 часа).

Урок № 36\6.

Тема урока :  Сообщающиеся сосуды. Шлюзы.

СК. Труд. Трудовая книжка. Трудовые ресурсы. Трудоспособность.

Цель урока:  1). Изучить особенности сообщающихся сосудов и сформулировать  основной закон сообщающихся сосудов;

                             2).

Оборудование:  учебник, задачник, тесты, тетрадь на печатной основе, модели сообщающихся сосудов.

Ход урока.

I. Фронтальное  собеседование-опрос из домашнего задания.

1). Диалог по итоговому тесту варианта 1, Стр. 85 -88.

2) Решение задач у доски : Л №№

II. Объяснение нового материала с пошаговым закреплением.

  1. Вывод из опыта ( наливание воды в сосуды разной формы и разного сечения):

жидкость устанавливается на одном уровне.

  1. Закон сообщающихся сосудов: в сообщающихся сосудах поверхность однородной жидкость устанавливается на одном уровне.

3.Использование закона сообщающихся сосудов в быту и технике:

-чайник, самовар, кофейник;

-фонтаны;

-работа шлюзов;

- водопровод с водонапорной башней;

- сифон под раковиной;

-артезианские колодцы.

СК. Труд. Трудовая книжка. Трудовые ресурсы. Трудоспособность.

III. Закрепление учебного материала. 

1) А.В. Чеботарёва, стр. 84-85 «. Сообщающиеся сосуды».тесты.

2).Л №№504 – 518 – устная творческая работа.

IV. Итоги урока.

V.Домашнее задание: §   , в. к §, упр.   Л №№ 521-524. 544+,   545+, 543+.

Сверхзадача темы: сформировать чёткие представления о давлении твёрдых тел, жидкостей и газов; атмосферном давлении и законе Паскаля,

Архимедовой силе, применять теоретические знания  для объяснения.

Физика. 7  класс. 20__/ 20__учебный год  «___________»  .

Тема 4. Давление твёрдых тел, жидкостей и газов ( 23 часа).

Урок № 37\7.

Тема урока :  Гидравлический  пресс. Гидравлический тормоз.

Цель урока:  1).Изучить физические основы работы и устройства гидравлического пресса.  

Оборудование:  учебник, задачник, тесты, тетрадь на печатной основе, два шприца разных по диаметру, гидравлический пресс, соединительная трубка.

Ход урока.

I. Фронтальное  собеседование-опрос из домашнего задания.

1).Рассказать о сообщающихся сосудах.

2). Рассказать о принципе работы шлюзов.

3).С \ работы. О.И. Громцева, СР – 27, стр.65, два варианта. СР -28( 2).

II. Объяснение нового материала с пошаговым закреплением.

1). Работа с учебником ( самостоятельная работа).

2).Модель гидравлической машины.  основе закон Паскаля.

3). Собеседование по вопросам:

-гидравличес5ккая машина состоит из….

-в каком случае гидравлическая машина даёт выигрыш  в силе?

-что произойдёт , если вместо жидкости систему заполнить воздухом?

F1        F2                                    F1        F2                                   F1           S1

Ƥ1=  ------;        Ƥ2= -------- ;    Ƥ1= Ƥ2;  ------- = -------- ;                 ------- = -------- .

S1        2                                     S1        S2                                    F2        S2

        S1        S2

 F1

        F2

III.Закрепление учебного материала.

1).Гидравлический пресс -…..гидравлическая машина с выигрышем в силе….

2).Для чего служит гидравлический пресс?

3).Каковы отличительные признаки гидравлического пресса?

4).Каков принцип действия гидравлического пресса?

5).Правила пользования гидравлическим прессом?

6).Что такое выигрыш в силе?

7).Какой выигрыш в силе даёт гидравлический пресс?(Только в силе и никогда в работе-«золотое правило механики»)

8).Где применяют гидравлический пресс?

С \ работы. О.И. Громцева, СР – 28 (3,4)- два варианта.

IV. Итоги урока.

V. Домашнее задание:

§ 47, упр.23(1,2), задание 13

Сверхзадача темы: сформировать чёткие представления о давлении твёрдых тел, жидкостей и газов; атмосферном давлении и законе Паскаля,

Архимедовой силе, применять теоретические знания  для объяснения.

Физика. 7  класс. 20__/ 20__учебный год  «___________»  .

Тема 4. Давление твёрдых тел, жидкостей и газов ( 23 часа).

Урок № 38\8.

Тема урока :  Контрольная работа №2 по теме: «Силы в природе. Давление  твёрдых тел».        

Цель урока:  1). Контроль степени понимания сил в природе и давления твёрдых тел,  давления в жидкости и газе.

Оборудование:  учебник, задачник, тесты, тетрадь для тестов.

Ход урока.

I. Целевая установка выполнения работы.

II.Выполнение работы.

Вариант 1.

1). Два сосуда гидравлической машины наполнены водой. Площадь сечения S2  в 20 раз больше S1. Какой груз нужно положить на большой поршень, чтобы оба груза находились в равновесии, если на малый поршень положили груз весом  2 Н?

2).Какой груз помещён на поршень площадью S2, если S1= 5 см2, S2=50 см2. Масса m= 1кг.

3). Вариант 3, уровень А, № 1.2, стр.80.

Вариант 2.

1). На большой поршень действует сила 200 Н, площадь малого поршня 0,05 м2, площадь большого поршня 0,1м2. Найдите выигрыш в силе и силу , действующую на малый поршень.

2).Найдите выигрыш в силе, который даёт гидравлическая машина :  

S1= 4 см2, S2= 20 см2.

3). Вариант 2, уровень А, № 1,2., стр.78 .

III. Итоги урока.

Сверхзадача темы: сформировать чёткие представления о давлении твёрдых тел, жидкостей и газов; атмосферном давлении и законе Паскаля,

Архимедовой силе, применять теоретические знания  для объяснения.

Физика. 7  класс. 20__/ 20__учебный год  «___________»  .

Тема 4. Давление твёрдых тел, жидкостей и газов ( 23 часа).

Урок № 39\9.

Тема урока :  Атмосферное давление.

Цель урока:  1). Рассмотреть причины, создающие атмосферное давление и выяснить влияние земной атмосферы на живые организмы;

         2).

Оборудование:  учебник, задачник, тесты, тетрадь на печатной основе, бытовые присоски, медицинский шпиц и др. оборудование к уроку.

Ход урока.

I. Фронтальное  собеседование-опрос из домашнего задания.

1). № 539 – из д \задания. Для понимания задачи:

-вес тела – это сила, с которой тело давит на опору или натягивает вследствие земного притяжения   подвес. Следовательно, в невесомости жидкость будет занимать совершенно произвольное положение, ибо вес её элементов равен 0.

II. Объяснение нового материала с пошаговым закреплением.

1).Атмосфера – газовая оболочка, окружающая Землю. Состав: азот(78%), кислород(21%) и др.Находится на высоте не более 10 км, т.к. за счёт земного притяжения молекулы воздуха не могут улететь далеко от поверхности Земли. Плотность воздуха уменьшается с высотой. На уровне моря  ρ =1,29 кг̸ м3

2).Доказательство наличия атмосферного давления: сила, которая толкает воду ( лекарство) за поршнем и есть атмосферное давление. Вода движется из зоны большего давления в зону меньшего давления. Пипетка –один из примеров, как

3). Примеры:

-мухи и древесные лягушки держатся на стекле, присосками; рыбы-прилипалы имеют присасывающую поверхность из ряда складок в виде «карманов»;

-слон  - хочет пить , опускает хобот и втягивает воздух, вода заполняет хобот, из которого он выливает воду затем в рот;

-засасывающее действие болота : ноги поднимаются, под ними образуется разряженное пространство, перевес атмосферного давления  может достигнуть 1 000 Н на площади ноги человека. А копыта животных ( при вытаскивании ноги из трясины) пропускают воздух через разрез в разряженное пространство. Давления сверху и снизу копыта выравниваются, нога вытягивается  без особого труда;

- при питье жидкости: расширяется грудная клетка, разряжается пространство во рту, под давлением наружного воздуха жидкость проникает в рот, где давление меньше.

Причиной устремления жидкости в рот – расширение лёгких;

- захваченное губами горлышко бутылки не позволяет выпить жидкость. Т.к. давление во рту и в бутылке одинаково.

 Масса 1 м3 воздуха равна 1, 29 кг.  Р =mq P = 9,8 Н ̸ кг • 1.29 кг =  13 Н.

III. Закрепление учебного материала.

1). СР -29. Вес воздуха. Атмосферное давление . Два варианта по пять вопросов на стр. 67 О.И. Громцева.

IV. Домашнее задание:

§40,41, упр.17,18, задание 10 на стр. 98 учебника, р\т.

Сверхзадача темы: сформировать чёткие представления о давлении твёрдых тел, жидкостей и газов; атмосферном давлении и законе Паскаля,

Архимедовой силе, применять теоретические знания  для объяснения.

Физика. 7  класс. 20__/ 20__учебный год  «___________»  .

Тема 4. Давление твёрдых тел, жидкостей и газов ( 23 часа).

Урок № 40\10.

Тема урока :  опыт Торричелли.

Цель урока:   1). Знакомство с примером определения атмосферного давления;

                         2). Раскрытие физического содержания опыта Торричелли.

Оборудование:  учебник,  задачник, тесты, тетрадь на печатной основе, таблица «Опыт Торричелли»,  оборудование  к уроку

Ход урока.

I. Фронтальное  собеседование - опрос из домашнего задания.

1). Ответы на вопросы из д \ задания §40.

2) Что произошло бы с земной атмосферой, если бы исчезла сила земного тяготения?

3) Если бы сила земного притяжения увеличилась?

II. Объяснение нового материала с пошаговым закреплением.

1). р = ρhq. Не вычисляется по данной формуле, т.к. и плотность, и притяжение к земле меняются с выстой.

2).Ратм = Ррт.  давление меняется из-за изменения  температуры, смены направления ветра и т. д.  Ртутный барометр- с вертикальной шкалой.

Нормальное атмосферное давление- атмосферное двление = давлению столба ртути высотой 760 мм рт.ст. при 0 0С.

        Система СИ:  р = ρhq  = 13 600 кг ̸ м3•9,82 Н ̸ кг•0,76 м = 101 300 Н ̸  кг=

        ~105Па.

        h

Ратм.

3). Всасывающие насосы. Галлилей поручил своим ученикам Торричелли и Вивани разобраться в проблеме: почему вода поднимается в трубу только на 10 м и не более…

 Е. Торричели ( 1608-1647).

4) Магдебургские тарелки. Бургомистр Отто фон Герике продемонстрировал в 1654 г. , после 11 лет после открытия Торричелли; два медных полушария соединены  резиновой прокладкой . Через кран одного из полушарий выкачали воздух, шар не могли разнять две восьмёрки лошадей.

III. Закрепление  учебного материала.

  1. Упр. 19 (5-а,б,в,г)- учебник, тесты стр. 96 «Атмосферное давление» -А.В. Чеботарёва.

IV. Домашнее задание:

§ 42, вопросы к §42, Упр. 19, задание 11. Стр. 104- учебник.

Сверхзадача темы: сформировать чёткие представления о давлении твёрдых тел, жидкостей и газов; атмосферном давлении и законе Паскаля,

Архимедовой силе, применять теоретические знания  для объяснения.

Физика. 7  класс. 20__/ 20__учебный год  «___________»  .

Тема 4. Давление твёрдых тел, жидкостей и газов ( 23 часа).

Урок № 41\11.

Тема урока :  Барометр - анероид. Изменение атмосферного давления с высотой.

Цель урока:  1).Знакомство с работой и устройством барометра-анероида;

                             2). Развитие навыка решения задач.  

Оборудование:  учебник, задачник, тесты, тетрадь на печатной основе, таблица «Схема устройства барометра», модкль барометр – анероид.

Ход урока.

I. Фронтальное  собеседование-опрос из домашнего задания.

1).Ответы на вопросы:

-почему возникает атмосферное давление?

-почему атмосферное давление нельзя вычислить по формуле р = ρhq  ?

-почему атмосферное давление действует не только на улице, но и под крышей дома?

-почему давление многокилометрового слоя воздуха над поверхностью Земли уравновешивается давлением столбика ртути высотой  всего 76 см?

2). Рассказать об опыте Торричелли.

3). Рассказать об измерении атмосферного давления.

II. Объяснение нового материала с пошаговым закреплением.

1).Ртутный барометр – 16 век;

2).Без жидкостный барометр – 19 век;

3) При  изменении высоты на 12 м меняется давление на 1 мм РТ. Ст.. принцип действия высотометра.

III. Закрепление учебного материала.

Решение задач.

№ 1. На какой глубине находится станция метро, если барометр на платформе показывает 863 мм рт.ст., а при входе  в метро -  760 мм рт. ст.?

№ 2. Атмосферное давление равно 750 мм рт. ст. Чему равна высота ртутного столба в трубке Торричелли?( h=750 мм)

№ 3. Давление,  развиваемое насосом водонапорной башни, равно 500 кПа. На какую высоту сможет поднимать воду такой насос?

№4. Каково показание ареометра  на уровне высоты Останкинской башни? ( Р=94 650 Па)

IV. Итоги урока.

V. Домашнее задание:

§ 43,44, вопросы к § упр. 20, 21.

Сверхзадача темы: сформировать чёткие представления о давлении твёрдых тел, жидкостей и газов; атмосферном давлении и законе Паскаля,

Архимедовой силе, применять теоретические знания  для объяснения.

Физика. 7  класс. 20__/ 20__учебный год  «___________»  .

Тема 4. Давление твёрдых тел, жидкостей и газов ( 23 часа).

Урок № 42\12.

Тема урока :  Решение задач на расчёт атмосферного давления.

Цель урока:  1).

Оборудование:  учебник, задачник, тесты, тетрадь на печатной основе, шар Паскаля.

Ход урока.

I. Фронтальное  собеседование-опрос из домашнего задания.

1).СР -30, СР-31.

2).№ 580

Дано:        Си        Решение:

Р1=109 297 Па        ∆Ƥ =Ƥ12 –изменение давления в шахте по сравнению с поверхностью Земли.

Р2 =103 965 Па        1 мм рт. ст. = 133 Па – падает давление на каждые 12 м.

        

                                                ∆Ƥ

?hм= 480        hш  =  ------- • h

        133

                                   

                                       Вычисление:

        hш  =480 м

3).№ 581.

Дано:        Си                     Решение:                                       Вычисление:

∆h = 12 м        Ƥ12        98 642 - 90 317

Р1= 98 642 Па        h  = ∆h    -------         h = 12 •   --------------------- = 750 (м)

Р2 =90 317 Па        133        133

?hм=        Па

                 [h]  =        м ------   = [ м]

             Па

II. Объяснение нового материала с пошаговым закреплением.

Задача 1. Определить, какая жидкость находится в сосуде, если давление на дно равно  1 кПа. Какое давление производит жидкость на стенку сосуда  в точке А?.

        3 см

••        

        7 см

Задача 2. В сосуде, площадь дна которого 0,003м2, находится жидкость.   Определить силу, с которой жидкость давит на дно, если её давление на дно равна 2 кПа.

Задача 3. В сосудах бензин. Площадь дна одинакова.     Р (Па)

        

                         Ƥ1= ρ•q•h

 

        h

          h(м)

                                                                                            0

Сравните:        

а) давление бензина на дно сосудов; б) силу, которую оказывает бензин на дно сосудов;

в)вес бензина в сосудах.

Задача 4.

В сосуд кубической формы с ребром 50 см налили до

краёв воду. Определите силу давления на дно и боковую

грань.

Примечание:

Определение силы давления на боковую грань удобно

рассчитать из графика зависимости Р от h

III. Закрепление учебного материала.

Решение задач из задачника Лукашик.

№№ 546, 547, 548, 552, 555, 564, 565, 566, 577.

IV. Итоги урока.

V. Домашнее задание: пов.§ 40-44; р\т.

Доклады:

  1. Атмосфера нашей планеты.
  2. История открытия атмосферного давления.
  3. Роль атмосферного давления в жизни человека и животных.
  4. Для чего нужно наблюдать за изменением атмосферного давления?
  5. Предсказание погоды.

Сверхзадача темы: сформировать чёткие представления о давлении твёрдых тел, жидкостей и газов; атмосферном давлении и законе Паскаля,

Архимедовой силе, применять теоретические знания  для объяснения.

Физика. 7  класс. 20__/ 20__учебный год  «___________»  .

Тема 4. Давление твёрдых тел, жидкостей и газов ( 23 часа).

Урок № 43\13.

Тема урока : Манометр.

Цель урока:  1). Знакомство с работой и устройством манометра;

                        2)  Углубление и проверка  знаний по теме.

Оборудование:  учебник, задачник, тесты, тетрадь на печатной основе, шар Паскаля.

Ход урока.

I. Фронтальное  собеседование-опрос из домашнего задания.

1. Чтение и обобщение сообщений-докладов.

2. Ответы на вопросы- собеседование, аргументация,  обоснование  мнения….:

-   кленовый лист с треском разрывается, если  его приложить плотно к губам и быстро втянуть воздух. Почему? (Ответ: грудная клетка расширяется при вдохе и в полости рта создаётся большое разряжение. Снаружи действует большая  сила атмосферного давления);

-бочка наполнена водой, открывается кран…; в бочке нет отверстия и…вода перестаёт  вытекать из бочки. Почему? ( Ответ: над водой создаётся разряжённое пространство и вытеканию препятствует сила атмосферного давления);

-почему вода не выливается с частично заполненного стакана, если его закрыть листом бумаги и перевернуть? (Ответ: между дном стакана и водой после перевёртывания образуется разряжённое пространство и вода удерживается в стакане атмосферным давлением снаружи).

-почему вода поднимается  вверх, когда её втягивают через соломинку? (Ответ:

грудная  клетка расширяется, в полости рта создаётся разряжение … За счёт разности давлений вода поднимается вверх (на поверхность воды действует атмосферное давление);

-может ли космонавт набрать чернила в поршневую авторучку, находясь в положении невесомости? (Ответ: да, может, если там поддерживается нормальное атмосферное давление).

II. Объяснение нового материала с пошаговым закреплением.

  1. Манометры –используют для измерений больших и меньших давлений, чем атмосферное. Жидкостные и металлические.
  2. Открытый жидкостный манометр. По причине действия атмосферного давления на оба коленца уровень жидкости одинаковый. Рис. 126,127-учебника.

Когда  избыточное  давление уравновесится давлением, то жидкость остановится, уравновесится. Об изменении давления  судят по высоте избыточного столба.

  1. Металлический манометр. Рис. 128,129- учебник.

III. Закрепление учебного материала.

1).Тесты, А.В. Чеботарёва,  стр.99-102: «Манометры. Поршневые насосы. Гидравлические машины».

2). Л №598, 600, 604.

IV. Итоги урока.

  1. Домашнее задание: §45, вопросы стр.110учебника, Л.№594,595..

Сверхзадача темы: сформировать чёткие представления о давлении твёрдых тел, жидкостей и газов; атмосферном давлении и законе Паскаля,

Архимедовой силе, применять теоретические знания  для объяснения.

Физика. 7  класс. 20__/ 20__учебный год  «___________»  .

Тема 4. Давление твёрдых тел, жидкостей и газов ( 23 часа).

Урок № 44\14.

Тема урока :  Насос.

Цель урока:  1). Изучение устройства и назначение поршневого жидкостного насоса.

Оборудование:  учебник, задачник, тесты, тетрадь на печатной основе, шар Паскаля.

Ход урока.

I. Фронтальное  собеседование-опрос из домашнего задания.

1). вопросы стр.110учебника, Л.№594,595

2). Рассказать об устройстве,  принципе работы манометров.

II. Объяснение нового материала с пошаговым закреплением.

1).Принцип работы поршневого насоса.Рис.130.131 учебника.

2).Решение задач.

№№ 585, 586, 587, 588, 589, 590, 591.

III. Домашнее задание: §46, пов. §40-45.

Сверхзадача темы: сформировать чёткие представления о давлении твёрдых тел, жидкостей и газов; атмосферном давлении и законе Паскаля,

Архимедовой силе, применять теоретические знания  для объяснения.

Физика. 7  класс. 20__/ 20__учебный год  «___________»  .

Тема 4. Давление твёрдых тел, жидкостей и газов ( 23 часа).

Урок № 45\15.

Тема урока : Архимедова сила.

Цель урока:  1). Выяснить природу выталкивающей силы.

Оборудование:  учебник, задачник, тесты, тетрадь на печатной основе, шар Паскаля.

Ход урока.

I. Объяснение нового материала с пошаговым закреплением.

1).        1

        1-деревянный(сосна)

     1            2           3       3        2-металлический(железа)      

        3-пенопластовый

        «выскакивает» из воды.        4        2

2) . Какая сила заставляет шар подниматься вверх?

3).За счёт чего уменьшается вес груза в воде?        3

4)Почему же металлический шар тонет в воде, а деревянный и пенопластовый – всплывает?.

3-сила давления, направленная вверх(выталкивающая сила, Архимедова сила, подъёмная сила).

Положение шара зависит от соотношения силы тяжести и выталкивающей силы.

Вывод: 1)-если Fа<  m g, то тело тонет;  2) -если Fа =  m g, то тело плавает;  3) -если Fа ˃  m g, то тело всплывёт;

        FА = m g,     m = ρж•V,   FА = ρж• g• V- закон Архимеда.

        V- часть погруженного объёма;

                                   ρж –плотность жидкости, куда погружено тело.

        

II.        Архимедова сила.

Сила, выталкивающая целиком погружённое в жидкость тело, равна весу жидкости в объёме этого тела.  

Сила, выталкивающая тело из газа, также равна весу газа, взятого в объёме тела.

Если тело погружено в жидкость (или газ), то оно теряет в своём весе столько, сколько весит вытесненная им жидкость(или газ).

Задача. Разобрать задачу согласно условию на стр. 119 учебника.

Задача из упр.24(1.2)-устно;  3,4- письменно.

Работа в классе, р\т, стр. 85-86.

III . Итоги урока.

IV. Домашнее задание: § 48, 49,  задание 14 , р\т, стр. 87.

Сверхзадача темы: сформировать чёткие представления о давлении твёрдых тел, жидкостей и газов; атмосферном давлении и законе Паскаля,

Архимедовой силе, применять теоретические знания  для объяснения.

Физика. 7  класс. 20__/ 20__учебный год  «___________»  .

Тема 4. Давление твёрдых тел, жидкостей и газов ( 23 часа).

Урок № 46\16.

Тема урока :  Фр. Лабораторная работа № 11 «Измерение  выталкивающей  силы, действующей на погруженное  в жидкость  тело».

Цель урока:  1). Проверить справедливость закона Архимеда.

Оборудование:  учебник, задачник, тесты, тетрадь на печатной основе, шар Паскаля.

Ход урока.

I. Выполнение работы по описанию в тетради для л\работ.

II. Решение качественных задач.

1.Кусок льда плавает в сосуде с водой. Изменится ли уровень воды в сосуде, когда лёд растает?(не изменится).

2. Кусок льда с вмёрзшим в него стальным шариком плавает в сосуде с водой. Изменится ли уровень воды в сосуде, когда лёд растает?(понизится).

3. Кусок льда, в котором находится пузырёк воздуха, плавает в сосуде с водой. Изменится ли уровень воды в сосуде, когда лёд растает?(не изменится).

4.В небольшом бассейне плавает лодка. Как изменится уровень воды в бассейне, если лежащий на дне лодки камень бросили в воду?(понизится).

5. В небольшом бассейне плавает полузатопленная лодка, причём уровень воды в лодке совпадает с уровнем воды в бассейне. Из лодки зачерпнули ведро воды и вылили в бассейн. Где после этого выше уровень воды- в лодке или в бассейне? Как изменился уровень воды в бассейне ?(1. В бассейне; 2. Не изменится)

6. В большом сосуде на поверхности воды плавает стальная кастрюля. Изменится ли уровень воды в бассейне, если кастрюлю утопить?

7. В сосуде с водой плавает шар, наполовину погрузившись в воду. Изменится ли глубина погружения шара, если этот сосуд с шаром перенести на планету, где сила тяжести  

в два раза больше, чем на земле?(не изменится).

III. Итоги урока.

IV. Домашнее задание: №№ 634-636.

Сверхзадача темы: сформировать чёткие представления о давлении твёрдых тел, жидкостей и газов; атмосферном давлении и законе Паскаля,

Архимедовой силе, применять теоретические знания  для объяснения.

Физика. 7  класс. 20__/ 20__учебный год  «___________»  .

Тема 4. Давление твёрдых тел, жидкостей и газов ( 23 часа).

Урок № 47\17.

Тема урока :  Решение задач на расчёт архимедовой силы.

Цель урока:  1). Отработать понятие  архимедовой силы через решение задач.

Оборудование:  учебник, задачник, тесты, тетрадь на печатной основе, шар Паскаля.

Ход урока.

I. Фронтальное  собеседование.

1). Работа с тестами.

Давление жидкостей и газов на погружённые в них тела. Архимедова сила. Стр. 102-105, А.В. Чеботарёва.

2). Задачи из р\т на стр. 89-90 – три задачи.

II. Решение качественных заданий из СР – 32- два варианта по 5 заданий «действие жидкости и газа на погруженное в них тело; СР-34 Архимедова сила, качественные  и расчётные задачи - два варианта по 4 задания.

III. Итоги урока.

IV. Домашнее задание: пов. § 49, №№ 626-629.

Дополнительная работа по рис.

к  №184 Л.                                                                                   к  №185 Л.

Сверхзадача темы: сформировать чёткие представления о давлении твёрдых тел, жидкостей и газов; атмосферном давлении и законе Паскаля,

Архимедовой силе, применять теоретические знания  для объяснения.

Физика. 7  класс. 20__/ 20__учебный год  «___________»  .

Тема 4. Давление твёрдых тел, жидкостей и газов ( 23 часа).

Урок № 48\18.

Тема урока :  Условия плавания тел. СК. Возможности и способы охраны природы.

Цель урока:  1). изучение зависимости погружения тела от его объёма и увеличения веса;

Оборудование:  учебник, задачник, тесты, тетрадь на печатной основе, шар Паскаля.

Ход урока.

I. Фронтальное  собеседование-опрос из домашнего задания.

1.Ответить на вопросы:

1.Какую силу называют архимедовой?

2.Физический смысл архимедовой силы?

3.От каких величин она зависит?

4.По какой формуле вычисляют архимедову силу?

5.Как направлена архимедова сила?

2. Проверить решение задач из д \ задания.

II. Объяснение нового материала с пошаговым закреплением.

Опыт1.

Плавание картезианского водолаза ( медицинский флакончик, заполненный  на 1\5водой) опускают вверх дном в пластмассовую бутылку. Нажимая на боковые стенки бутылки увеличивают давление на воду, часть воды заходит во флакончик, вес его увеличивается и водолаз тонет. Когда давление на стенки бутылки ( а значит и воду) уменьшается, вода из флакончика частично выходит , его вес уменьшается и водолаз всплывает.

Опыт2.

  • Кусок пластилина опускают в сосуд с водой. Что произошло?
  • Делают лодку из пластилина . опустить в воду. Что произошло? Объясняют наблюдаемое явление.
  • Нагружают лодку. Делают вывод.

1). Выводы:

1.Чтобы тело плавало полностью погруженным в жидкость,  плотность тела должна быть равна плотности жидкости.

2. Чтобы тело плавало, частично выступая над поверхностью жидкости, плотность тела должна быть меньше плотности жидкости.

3.Тело тонет, если плотность твёрдого тела больше плотности жидкости, так как сила тяжести превышает архимедову силу.

4. Подъёмной силой обладает тело, на которое действует выталкивающая сила, больше силы тяжести.

2).Условия плавания животных и человека.

3) Правила поведения на воде.

4). История развития плавучих средств. Осадка судна- глубина погружения плавающего судна. Ватерлиния – линия соприкосновения поверхности воды с корпусом судна. Водоизмещение судна – масса воды, вытесняемая плавающим судном.

История развития воздухоплавания. Воздушные шары. Подъёмная сила  и уменьшение подъёмной силы с высотой . Условия возвращения на землю шара.

III. Закрепление учебного материала.

Задачи качественного характера:

1.Указать металлы, которые могут плавать в ртути и металлы. Которые тонут в ртути ( пользоваться таблицей плотностей).

2.Вычислит архимедову силу, действующую на брусок размерами: 2х5х10 см при его полном погружении.

3.Жидкость давит на тело, погружённое в неё, снизу, сверху, с боков. Почему же выталкивающая сила всегда направлена вертикально вверх?

Задачи расчётного характера:

1.Вес любо тела на экваторе примерно на 0,5 % меньше , чем в северных широтах. Изменяется ли осадка судна, его водоизмещение и грузоподъёмность при переходе из Мурманска в экваториальные воды? Плотность морской воды считать одинаковой в обеих случаях.

2.Плот состоит из 12 сухих еловых брусьев. Длина каждого бруса 4 м, ширина 30 см, толщина 25 см. Можно ли на этом плоту переправить через реку автомашину 10 кН?

IV. Домашнее задание: §50.Упр. 25(1, 2). Дополнительный материал .                                                                                                                                                                                                          

Сверхзадача темы: сформировать чёткие представления о давлении твёрдых тел, жидкостей и газов; атмосферном давлении и законе Паскаля,

Архимедовой силе, применять теоретические знания  для объяснения.

Физика. 7  класс. 20__/ 20__учебный год  «___________»  .

Тема 4. Давление твёрдых тел, жидкостей и газов ( 23 часа).

Урок № 49\19.

Тема урока :  Решение задач на определение выталкивающей силы и условия плавания тел.

Цель урока:  1). Отработать понятия архимедовой силы и условия плавания тел через качественные и расчётные задачи.

Оборудование:  учебник, задачник, тесты, тетрадь на печатной основе, шар Паскаля.

Ход урока.

I. Фронтальное  собеседование-опрос из домашнего задания.

1).

§50.Упр. 25(1, 2). §51,52, упр. 26 (1,2).

II. Решение задач на определение выталкивающей силы и условия плавания тел.

1). Задача1, стр. 110, Р.Д.Минькова.

Масса мраморной плиты равна 100 кг. Какую силу надо приложить , чтобы удержать её под водой?

2,).Решение задач по теме: Плавание судов, СР -36 О.И. Громцева.

III. Домашнее задание: § 48, подготовиться к л\р, стр. 168.

Дополнительные задания:             20 х 10 х 5 см

                100

        Доказать, что на него  действует одна и та же выталкивающая сила.

Вода              Керосин

Нарушится ли равновесие, если шарики

опустить в жидкости?

          7 Н

        12 Н

          Определите ρ камня.

Сверхзадача темы: сформировать чёткие представления о давлении твёрдых тел, жидкостей и газов; атмосферном давлении и законе Паскаля,

Архимедовой силе, применять теоретические знания  для объяснения.

Физика. 7  класс. 20__/ 20__учебный год  «___________»  .

Тема 4. Давление твёрдых тел, жидкостей и газов ( 23 часа).

Урок № 50\20.

Тема урока :  Фр. Лабораторная работа № 12 «выяснение  условий плавания тела в жидкости».

Цель урока:  1). Выяснить условия, при которых тело плавает  и при которых тонет.            

Оборудование:  учебник, задачник, тесты, тетрадь на печатной основе, шар Паскаля.

Ход урока.

I. Указания и комментарий по лабораторной  работе,

II. Описание в тетради для л\ работ или в учебнике на стр. 168..

№ опыта

Выталкивающая сила, действующая на пробирку

F = g ρж V

Вес пробирки с песком

Ƥ = m • g

Поведение пробирки

В воде ( плавает пробирка или тонет)

1.

2.

3.

III. Итоги урока.

IV. Домашнее задание:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок-разработка по теме Типы взаимодействия организмов

Разработка урока по теме Типы взаимодействия организмов. Рассматривается многообразие типов взаимодействия между живыми организмами, а также их значение в жизни видов....

Технологическая карта урока на тему: "Магнитное взаимодействие, магнитное поле"

Разработка урока с использованием ИКТ на тему: "Магнитное взаимодействие, магнитное поле" и приложения к нему....

Конспект урока с использованием ПЦТО на тему: «Межмолекулярное взаимодействие».

Конспект урока с использованием ПЦТО на тему: «Межмолекулярное взаимодействие»....

Урок - соревнование по теме: «Закон взаимодействия и движения тел» 9 класс.

Обеспечить в ходе урока повторение основных понятий и законов темы...

Методическая разработка урока по теме "Типы взаимодействия организмов"

Предлагаю методическую разработку урока биологии для 11 класса "Типы взаимодействия организмов" и презентацию с соответствующими примерами....

Конспект занятия с замещающими родителями на тему:"Особенности взаимодействия с тревожным ребенком. Как играть с тревожными детьми".

Данный материал предназначается для педагогов-психологов и социальных педагогов, взаимодействующих с детьми-сиротами, которые воспитываются в замещающих семьях. Этот материал может быть включен в корр...

Обобщающий урок по теме «Анализаторы. Взаимодействие и взаимозаменяемость анализаторов»

Цель урока:  повторить, систематизировать и обобщить знания учащихся об особенностях восприятия человеком окружающей среды с помощью анализаторов.Тип урока: систематизации и обобщения изученного ...