Тьюторское сопровождение проектно-исследовательской деятельности учащихся по физике (внеурочная деятельность)
методическая разработка по физике (5 класс) на тему

Жилина Лилия Викторовна

Тьюторское сопровождение проектно-исследовательской

деятельности  учащихся по физике (внеурочная деятельность)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл molniya.docx21.17 КБ

Предварительный просмотр:

Тьюторское сопровождение проектно-исследовательской

деятельности  учащихся по физике (внеурочная деятельность)

              5 класс. Учебник: Физика. Химия. 5-6 классы.  Гуревич А.Е., Исаев Д.А., Понтак Л.С.

Проектное занятие по теме: «Молния».

Оборудование: кабинет, оснащенный компьютерами, локальной сетью и мультимедийным проектором.

Цель: ознакомление учащихся с природным явлением “молния”.

Задачи: 1. Познакомить учащихся с правилами поведения во время грозы,

2. развивать умения находить решения в сложных ситуациях,

3.  воспитать бережное отношение к жизни и здоровью.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

II.Этап предпроектной подготовки.

  1. Основная часть.

1.1Актуализация знаний.

Загадка: «Раскаленная стрела дуб свалила у села».

- Молния.

Молния – природное явление, которое встречается в

природе каждый год. Сегодня на уроке мы будем говорить о молниях, правилах безопасного поведения во время грозы.

2. Знакомство с новым материалом.

Вопрос: А когда можно наблюдать молнию?

- Весной и летом, во время грозы.

Прослушивание учащимися стихотворения “Люблю грозу в начале мая”  поэта Ф. Ф. Тютчева.

Прослушивание куплета песни “У природы нет плохой погоды”.

Рефлексия (красота природного явления).

Демонстрация модели молнии. (коллекция ЦОР)

Многие природные явления опасны для здоровья и жизни человека. Опасна и

гроза. - Что такое гроза?

-Гроза – бурное ненастье с дождем, громом и

молниями. Грозы связаны с развитием кучево-дождевых облаков, со скоплением в них большого количества электричества.

- Можно ли заранее понять, что приближается гроза?

Работа с карточками по определению признаков, по которым можно определить приближение грозы.

-Приближается гроза, если:

а) дует легкий ветерок;

б) становится тихо и душно;

в) сильно печет солнце;

г) на горизонте скопление мощных кучево-дождевых облаков;

д) в воздухе накапливается влага;

е) моросит мелкий дождь;

ё) понижается температура воздуха;

ж) ветер дует порывами, резко меняет направление;

з) ветер поднимает тучи пыли;

и) солнце светит, но не греет.

Дети выполняют задание, проводят проверку правильности выполнения.

(Правильные ответы : б,в,г,д,ж,з).

Вопрос: Как вы думаете, какую опасность несет гроза?

-Сильный дождь или ливень, ветер, молнии.

Демонстрация молний на фотографиях.

Вопрос: Что такое молния?

Обобщение: Молния – гигантские искры, возникающие между разно заряжёнными участками грозовых облаков. Несмотря на красоту этого природного явления, молния очень опасна. От молнии может возникнуть пожар, могут быть повреждены линии электропередач, погибнуть люди. - Может ли человек предотвратить это природное явление?

Вопрос: Как же человеку защитится от молнии?

Просмотр видеоролика (молния и высокие объекты).

Молния, как правило, ударяет в высокие объекты. Одиночные деревья на равнинах и открытых местах притягивают молнию. Опасно находиться в воде во время грозы. Нахождение во время грозы в городе менее опасно, чем на открытой местности.

Вопрос: Почему опасно находиться во время грозы в городе, чем на открытой местности?

Демонстрация модели устройства молниеотвода.

В 1758 году великий русский ученый М. В. Ломоносов (учитель показывает портрет ученого) изобрел молниеотвод.

 Физкультминутка.

III. Этап планирования

1. Объединяем знания по новому материалу и готовимся к созданию

памятки.

Учитель. - Ребята, а что вы можете рассказать о молниях?

(Рассказывают заранее подготовленные ученики).

- Молнии бывают линейные и шаровые. Линейные молнии часто бывают

причиной лесных пожаров.

-Линейная молния на равнинах, как правило, бьет из облака в землю или воду.

Более опасны разряды, проскакивающие от земли в облако. Такое случается на горных вершинах, обнаженных выступах скал.

-Очень сильно притягивает молнию вода, поэтому нельзя купаться во время

грозы.

-Находиться во время грозы под высокими деревьями очень опасно. Молния,

ударяя в высокие растения, чаще поражает лиственные деревья – дуб, тополь,

вербу, ясень, так как они содержат много крахмала. Липа, грецкий орех, бук,

хвойные деревья – ель, пихта, лиственница – содержат много масел, поэтому

оказывают большое электрическое сопротивление и поражаются молнией реже.

Частота ударов молнии в крону дерева зависит от его поверхности, качества

кроны, коры, их влажности.

-Человек может быть поражен молнией не только при прямом попадании, но и при перескоке разрядов молнии с объектов, в которые попала молния. Например, может произойти перескок разряда с высокого дерева на человека, стену дома, если последние расположены рядом с деревом. Нахождение человека вблизи объектов, часто поражаемых молнией, представляет опасность. -Природа шаровой молнии до сих пор не полностью понятна, а ее поведение не всегда находит объяснение. Такая молния образуется, когда “канал” обычной молнии распадается на отдельные участки - “четки”. Светящиеся шары голубого, зеленого, желтого или красного цвета могут просуществовать несколько секунд и взорваться от столкновения с каким-либо предметом.

-Шаровая молния может неожиданно появиться где угодно, даже в закрытых

помещениях. Были случаи ее появления из телефонной трубки, электробритвы, розетки. Очевидцы утверждают, что шаровая молния может проникнуть в помещение через узкие щели, трубы и даже замочную скважину.

-Размеры шаровой молнии могут быть от нескольких сантиметров до нескольких метров. Обычно она легко парит или катится над землей, иногда подскакивает. Шаровая молния может появиться и исчезнуть, не нанеся вреда человеку или помещению. А может оставить после себя дырку в двери и запах озона. Она часто взрывается.

-Если в дом влетела шаровая молния нельзя делать резких движений и тем более убегать: можно вызвать воздушный поток, по которому сгусток энергии полетит целенаправленно за вами.

IV. Организационно-исследовательский этап.

(Учитель благодарит детей за дополнительные сведения и предлагает им

Открыть папку на ПК «МОЛНИЯ», ознакомиться с предложенными учителем статьями о физическом явлении).

Объединяем знания в единую систему и разрабатываем памятку-

проектный продукт.

IV. Заключительный этап (этап представления результатов).

Презентация результатов.

 Отчет по проекту оформить в виде мультимедийной презентации учащихся на всех этапах проекта (по памятке о поведении во время грозы).

                      (примерная) *** ПАМЯТКА ***  

Правила поведения во время грозы.

1. Если появились признаки приближения грозы, переждите ее в помещении.

2. Закройте окна, двери, дымоходы. Выключите телевизор, радио,

электроприборы, телефон.

3. Держитесь дальше от электропроводки, антенны, окон, дверей.

4. Если гроза застала вас на улице, укройтесь в ближайшем здании.

5. Если гроза застала вас в парке, лесу, не укрывайтесь вблизи высоких деревьев, особенно таких, как дуб, тополь.

6. Если вы находитесь на возвышении, скале, в горах, немедленно спускайтесь

вниз или ищите убежища в углублениях среди нагромождения камней.

7. Нельзя находиться на открытых незащищенных местах, вблизи металлических

оград, крупных металлических объектов, влажных стен, заземления

молниеотвода и других объектов, которые с большой вероятностью могут быть поражены молнией.

8. Если гроза застала вас в водоеме, немедленно выбирайтесь на берег и

отходите подальше от воды.

9. Почувствовав щекотание кожи, а также то, что у вас волосы поднимаются

дыбом, знайте, что молния ударит поблизости от вас. Не раздумывая, бросайтесь ничком на землю – это уменьшит риск вашего поражения.

10. Если вы застигнуты грозой, будучи на велосипеде или мотоцикле, прекратите движение, покиньте их и переждите грозу на расстоянии примерно 30 метров от них.

11. Если вы едете в машине, оставайтесь в ней. Закройте окна, опустите

автомобильную антенну и остановитесь.

12. При отсутствии укрытия нужно лечь на землю, лучше на сухом песчаном

грунте, удаленном от водоема. Если вам удобнее сидеть, то постарайтесь сжать колени вместе, обхватите их руками, опустите голову пониже.

13. Во время грозы не бегайте.

14. При встрече с шаровой молнией сохраняйте спокойствие и не двигайтесь. Не приближайтесь к ней, не касайтесь ее чем-либо, не убегайте от нее.

Учитель. В нашем климате сильные дожди, грозы очень редки, но во время

отпуска с родителями вы можете оказаться в тех местах, где бывают частые

грозы. Надеюсь, что знание правил поведения во время грозы помогут вам и

вашим близким. Эти памятки вы можете взять домой и познакомить с ними

своих родителей.

Y. Закрепление изученного материала.

Выполнение кроссворда:

Вопросы.

По горизонтали.

1. Бурное ненастье с дождем, громом и молниями.

2. Гигантские искры, возникающие между равно заряжёнными участками

грозовых облаков.

3. Состояние атмосферы в определенном месте в определенное время.

По вертикали.

1.Звук, которым сопровождается молния.

4. Эффективное средство защиты от молнии.

5. Молния, которая образуется в результате распада “канала” обычной молнии на отдельные участки.

Ответы.

По горизонтали.

1. Гроза.

2. Молния.

3. Погода.

По вертикали.

1. Гром.

4. Молниеотвод.

5. Шаровая.

Игра “Да, нет”.

 Приготовьте “светофоры” (карточки с зеленым и красным сигналами). Если вы согласны с моим высказыванием, покажите мне карточки зеленого цвета, ели не согласны – красного цвета. 1. Гроза опасна, прежде всего, молниевым разрядом. (Да).

2. Гроза сопровождается раскатами грома и порывами ветра. (Да).

3. Если гроза застала вас в парке, укройтесь под кроной высокого дерева. (Нет).

4. Эффективным средством защиты от молний являются молниеотводы. (Да).

5. Молниеотвод можно изготовить самим. (Нет).

6. Если вы застигнуты грозой, будучи на велосипеде, продолжайте движение в нужном вам направлении. (Нет).

7. Если в ваш дом влетела шаровая молния нельзя убегать и делать резких

движений. (Да).

8. Нахождение во время грозы в городе опасно, лучше переждать грозу на

открытой местности. (Нет).

VI. Итог урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель тьюторского сопровождения проектно-исследовательской деятельности учащихся в общеобразовательной школе

Тьюторское сопровождение  исследовательской деятельности школьников позволяет им активно использовать открытое образовательное пространство и обеспечивает успешность их  работы. В материале ...

Проект "Тьюторское сопровождение проектно-исследовательской деятельности учащихся в общеобразовательной школе"

Проект прошёл успешную апробацию в течение нескольких лет.  Мониторинг результативности положителен. Материалы проекта могут быть использованы учителями в рамках осуществления дополнительного ест...

Надпредметная программа «Формирование проектно- исследовательской компетенции при обучении физики 7 класса»

Проектная и исследовательская деятельность обучающихся сегодня,  является неотъемлемой частью образования, одним из направлений его модернизации. Исследовательская деятельность связана с решением...

Психологическое сопровождение проектно-исследовательской деятельности учащихся

Проектно-исследовательская деятельность является важным ресурсом для интеллектуального и личностного развития учащегося среднего образовательного учреждения. Именно в процессе самостоятельной проектно...

Статья "«Тьюторское сопровождение проектно-исследовательской деятельности учащихся в общеобразовательной школе»

Любая образовательная технология, используемая учителем в своей работе,  должна способствовать раскрытию активного опыта ученика, формированию значимых для него способов учебной работы, овладению...

Педагогическое сопровождение проектно-исследовательской деятельности обучающихся во внеурочной деятельности по предмету «Музыка»

Педагогическое сопровождение проектно-исследовательской деятельности обучающихся во внеурочной деятельности  по предмету «Музыка»...

Сопровождение проектно-исследовательской деятельности обучающихся в цифровой образовательной среде с применением технологии творческих мастерских (на примере создания онлайн-комикса)

Сопровождение проектно-исследовательской деятельности обучающихся в цифровой образовательной среде с применением технологии творческих мастерских (на примере создания онлайн-комикса в рамках учебного ...