Статья "«Тьюторское сопровождение проектно-исследовательской деятельности учащихся в общеобразовательной школе»
статья (9 класс)

Волковская Людмила Вадимовна

Любая образовательная технология, используемая учителем в своей работе,  должна способствовать раскрытию активного опыта ученика, формированию значимых для него способов учебной работы, овладению методами самообразования, развитию творческих способностей.  Индивидуализация образования ориентирована на разработку индивидуальной образовательной программы, основанной на социальном заказе учащегося и его родителей и выявленном векторе познавательного интереса учащихся. Ведущим в такой системе образования становится не просто педагог, классный руководитель, специалист школы, а тьютор, специалист образования, обладающий квалификацией сопровождать учащегося в его пути развития и обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stendovyy_doklad.docx123.2 КБ

Предварительный просмотр:

Статья: «Тьюторское сопровождение проектно-исследовательской деятельности  учащихся  в общеобразовательной школе»

Аннотация

Любая образовательная технология, используемая учителем в своей работе,  должна способствовать раскрытию активного опыта ученика, формированию значимых для него способов учебной работы, овладению методами самообразования, развитию творческих способностей.  Индивидуализация образования ориентирована на разработку индивидуальной образовательной программы, основанной на социальном заказе учащегося и его родителей и выявленном векторе познавательного интереса учащихся. Ведущим в такой системе образования становится не просто педагог, классный руководитель, специалист школы, а тьютор, специалист образования, обладающий квалификацией сопровождать учащегося в его пути развития и обучения.

Тьюторское сопровождение проектно-исследовательской деятельности учащихся  приводит к активизации  уровня заинтересованности учащихся, развитию творческого потенциала,  мотивации к получению знаний и дополнительной продуктивности образования.

Нами будут предложены различные технологии, используемые педагогами нашей школы  при индивидуальном образовательном (маршруте) сопровождении

Введение

Цель: Оценка возможности и необходимости тьюторского сопровождения  проектно-исследовательской  деятельности учащихся  в открытом общеобразовательном пространстве  школы.

Задачи: для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

  1. изучалась научная литература по данной теме;
  2. разрабатывалась и апробировалась модель тьюторского сопровождения проектно-исследовательской деятельности учащихся;

осуществлялся мониторинг эффективности тьюторского сопровождения

Основные концептуальные положения проекта

Цель  открытого образовательного пространства – предоставить  ученику множественный  выбор образовательных траекторий. Открытое образовательное пространство не формирует определенный образ, а имеет целью дать опыт самоопределения, позволяет вырабатывать качества ориентации в мире образования и дальнейшей  профессиональной деятельности. Помочь учащимся сориентироваться  в открытом образовательном пространстве, сделать правильный выбор должен  педагог-тьютор. Тьютор реформирует образовательное пространство под задачи индивидуализации образования. Это посредник между разными субъектами образовательного пространства (ученик, учитель, родители и др.)

В тьюторской же модели, в отличие от традиционной, процессы обучения, социальной практики и образовательной рефлексии рассматриваются как равноценные составляющие, при этом, ведущая функция — за процессом образовательной рефлексии

Технология тьюторского сопровождения включает в себя несколько основных этапов.

  1. Определение познавательного интереса подростка.
  2. Формулирование образовательного вопроса.
  3. Постановка цели образовательной деятельности.
  4. Поиск образовательных ресурсов и разработка плана образовательной деятельности – разработка “карты познавательного интереса”.
  5. Реализация и обсуждение, анализ, корректировка плана образовательной деятельности - “создание портфолио”, “образовательный проект”.
  6. Анализ итогов образовательной деятельности – “презентация портфолио или проекта”.
  7. Корректировка образовательной цели, определение временных перспектив
  8. На тьютора возлагается ответственность за ведение целостного образовательного модуля, организацию групповой и индивидуальной работы с обучающимися. В задачи тьютора входят: методическая подготовка и проведение групповых занятий-практикумов (тьюториалов); помощь в выполнении аттестационных работ, их проверка и оценка; консультации и другие формы психологической и педагогической поддержки обучающихся;  индивидуальная помощь обучающимся в  решении академических или личных проблем,  связанных с обучением; профессиональная ориентация и консультирование по вопросам карьеры. [7].

Формы тьюторского сопровождения укладываются в систему преемственности этапов образовательного процесса в содержании и отличаются по направленности.

В начальной школе основная задача тьютора – разбудить и конкретизировать познавательный интерес ребенка, причем производится это, в основном  через проектирование и игровые технологии.

 В основной школе – основная задача – совместно с учащимся спроектировать индивидуальную образовательную программу и развиваться в её русле. Именно на этом этапе обучения тьютору важно перевести обучающегося в открытое образовательное пространство, научив добывать, отсеивать и анализировать информацию. На этапе старшей школы тьюторское сопровождение акцентировано на предпрофессиональнную подготовку обучающегося через погружение в научный мир, научные знания и научные теории, подготавливая его к продолжению образования на высшей ступени. Тьюторское сопровождение наиболее эффективно может использоваться в рамках дополнительного образования, так как оно осуществляется в коучинг – группах, объединенных общим познавательным интересом .  Организационно, тьюторская деятельность реализуется через индивидуальные и групповые тьюторские консультации, тьюториалы (семинары), тьюторские проекты и другие деятельностные формы, определяемые в тьюторской практике как образовательные события

Тьюторское сопровождение в рамках образовательного учреждения распространяется на три целевые группы: учителя, обучающиеся, родители. Основными этапами тьюторского сопровождения, как для педагогов, так для учащихся и родителей, являются:

-диагностико-мотивационный

- проектировочный

- реализационный

- аналитический.

Но продуктом их совместного действия на каждом из этапов является заполнение определенной специально структурированной папки –  портфолио. Портфолио применяется на всех ступенях тьюторского сопровождения. В практике тьюторского сопровождения используется несколько типов портфолио. (Портфолио, который ведет учащийся на протяжении нескольких лет, накапливая материал, структурируя и видоизменяя его, помогает ему самому отслеживать этапы своей образовательной траектории и является для него эффективным инструментом самооценки.

В рамках проектировочного этапа тьюторант собирает тематический, информационный портфолио. После системно – деятельностного анализа тематического портфолио формируется портфолио презентационный, реализуемый в различных формах (статьи, программы, реферат, защита проектной и курсовой работы, выступления и т.д.). На аналитическом этапе становится востребованным портфолио достижений)

Модель тьюторского сопровождения

        

        

        

Этапы работы

Форма работы

Содержание деятельности

Результат

тьютор

(педагог)

тьюторант (учащийся)

1

Диагностика интересов учащихся

Тестирование, индивидуальная тьюторская беседа

Подготовка материалов для диагностического исследования

Определяется с наиболее интересными для него отраслями исследований, группами живых организмов

Подбор групп тьюторантов с похожими интересами, сходным уровнем  развития исследовательской компетентности

2

Выбор темы исследования и определение гипотезы

Тьюторская консультация

Формирование примерного перечня тем для исследований.

Определение темы (проблемы) исследования, которая может быть связана с выбором будущей профессии.

Выбор темы исследования, определение гипотезы, целей и задач.

Реализация модели тьюторского сопровождения проектно-исследовательской деятельности учащихся (на примере организации исследования  и выполнения групповой исследовательской работы) –

Личные портфолио  наиболее успешных учащихся служат отличным примером высокой результативности исследовательской деятельности, что так же повышает  мотивированность  других учащихся.

Практическая значимость проекта.

            Тьюторское сопровождение в общеобразовательной  школе – это педагогическая деятельность, суть которой заключается в превентивном освоении тьюторантом компетенций, умений и навыков самостоятельного планирования образовательного и жизненного пути, формирования и реализации индивидуальной образовательной программы (стратегии), развитии творческого потенциала, умений и навыков разрешения проблемных ситуаций.

Такой тип сопровождения предполагает разработку и реализацию каждым подростком при поддержке педагога-тьютора индивидуальной образовательной программы, которая включает в себя определение целей и ценностей образования, его содержания, форм и вариантов презентации образовательных результатов. В итоге выстраивается  индивидуальная модель тьюторского сопровождения конкретного учащегося, позволяющая создать для него ситуацию успешности его деятельности. Даже слабоуспевающий ученик обнаруживает интерес к предмету, если ему удаётся что-то открыть самому. Такие модели динамичны, при необходимости в них можно вносить коррективы. Тьютор может курировать группу учеников со схожими интересами и потребностями.

Тьюторство позволяет  создать открытое образовательное пространство для  учащихся, решить проблемы ученика, не ограничивая его самостоятельность, а расширяя его возможности и развивая творческие способности.

Мониторинг результативности проекта

        1.Для оценки отношения учащихся к исследовательской деятельности  была проведена анкета среди учащихся  9- 10 классов .Анализ анкетирования показал заинтересованность учащихся в исследовательской деятельности.

2.Результатом тьюторского педагогического сопровождения становится повышение мотивации к изучению предмета, возросший уровень участия в предметных олимпиадах, результаты итоговых испытаний - ЕГЭ, экзамен по выбору в 9 классе.

   3. Другими показательными цифрами является портфолио достижений - участие обучающихся - участников конкурсов и конференций разного уровня и ставших призерами и победителями (см.сайт ГБОУ СОШ №643 СПб).

4.Отмечается позитивная динамика количества выпускников, поступивших в ВУЗы .

Выводы и рекомендации.

Проведённые исследования позволяют сделать следующие выводы:

  1. Гипотеза, выдвинутая в проекте, нашла своё подтверждение - тьюторское сопровождение проектно-исследовательской деятельности учащихся  приводит к активизации  уровня заинтересованности учащихся, развитию творческого потенциала,  мотивации к получению знаний и дополнительной продуктивности образования.
  2. Цель проекта достигнута - тьюторское педагогическое сопровождение  проектно-исследовательской  деятельности учащихся в общеобразовательной школе  возможно и необходимо, особенно в рамках введения ФГОС второго поколения.

Рекомендации:

  1. Модель тьюторского сопровождения  проектно-исследовательской деятельности обучающихся, разработанная и апробированная в рамках осуществления проекта, дала положительные результаты и может быть рекомендована для использования в других ОУ.

таблица 1

http://5klass.net/datas/biologija/Issledovatelskaja-dejatelnost-po-biologii/0016-016-Uchastie-v-NPK.jpg

Список литературы

  1. Беспалова Г.М.  «Тьюторское сопровождение выбора профиля обучения»- Материал взят с сайта http://festival.1september.ru

  2. Каспржак А.Г., К.Г. Митрофанов, К.Н. Поливанова и др. «Новые требования к содержанию и методике обучения в российской школе в контексте результатов международного исследования PISA.» 2000—2005, 128С.// http://www.orenipk.ru/seminar/trebov.htm.
  3. Корнеева, Т. Б. «Настоящие и перспективные задачи тьюторского сопровождения в проекте «IT — профи» образовательного портала ОЦ «Школьный университет». http://www.thetutor.ru/distance/article001.html.
  4. Корнеева, Т. Б. ОЦ «Школьный университет»: дистанционное образование в сфере IT и место в нем тьюторской позиции». http://www.thetutor.ru/distance/article002.html
  5. Ковалева Т. М. «Организация профильного обучения в старшей школе: основы тьюторского сопровождения» - Ж. Завуч. - 2006. - N 8. - С.111-121
  6. Суханова Е.А., к.п.н., зам. директора НОЦ «Институт инноваций в образовании», ТГУ, член правления  Межрегиональной тьюторской ассоциации - «Тьюторство как ресурс развития практики образования» - http://www.thetutor.ru/distance/article001.html.
  7. Щенников С.А «Открытое дистанционное образование». – М.: Наука, 2002. – 527 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель тьюторского сопровождения проектно-исследовательской деятельности учащихся в общеобразовательной школе

Тьюторское сопровождение  исследовательской деятельности школьников позволяет им активно использовать открытое образовательное пространство и обеспечивает успешность их  работы. В материале ...

Проект "Тьюторское сопровождение проектно-исследовательской деятельности учащихся в общеобразовательной школе"

Проект прошёл успешную апробацию в течение нескольких лет.  Мониторинг результативности положителен. Материалы проекта могут быть использованы учителями в рамках осуществления дополнительного ест...

Тьюторское сопровождение проектно-исследовательской деятельности учащихся по физике (внеурочная деятельность)

Тьюторское сопровождение проектно-исследовательскойдеятельности  учащихся по физике (внеурочная деятельность)...

Психологическое сопровождение проектно-исследовательской деятельности учащихся

Проектно-исследовательская деятельность является важным ресурсом для интеллектуального и личностного развития учащегося среднего образовательного учреждения. Именно в процессе самостоятельной проектно...

Статья «Из опыта организации и реализации индивидуальной проектно-исследовательской деятельности в общеобразовательной средней школе по предмету "Изобразительное искусство"

Введение в учебный процесс методов и технологий проектной деятельности должны мотивировать обучающегося к узнаванию нового, должны научить ученика планировать свои действия, сотрудничать со сверстника...

Педагогическое сопровождение проектно-исследовательской деятельности обучающихся во внеурочной деятельности по предмету «Музыка»

Педагогическое сопровождение проектно-исследовательской деятельности обучающихся во внеурочной деятельности  по предмету «Музыка»...

Сопровождение проектно-исследовательской деятельности обучающихся в цифровой образовательной среде с применением технологии творческих мастерских (на примере создания онлайн-комикса)

Сопровождение проектно-исследовательской деятельности обучающихся в цифровой образовательной среде с применением технологии творческих мастерских (на примере создания онлайн-комикса в рамках учебного ...