Проектирование фрагментов уроков физики с применением ЦОР
статья по физике (7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Васильева Нина Егоровна

Презентация. Из личного опыта.  Применение ЦОР на уроках и внеклассных мероприятиях.

Скачать:


Подписи к слайдам:

Проектирование фрагментов учебного занятия с использованием ЦОР на уроках физики Учитель физики Васильева Н.Е.
Цель: повышение эффективности обучения физике .
Задачи: 1. Развивать творческие способности школьников, умение анализировать, моделировать, прогнозировать, творчески мыслить. Повышать интерес к изучению физики. Совершенствовать практические навыки учеников в работе на ПК. Сформировать умение учащихся получать знания самостоятельно, работая с обучающими программами на компьютере. Осуществлять дифференцированный подход к учащимся при обучении физике, используя компьютер.
Компьютерная поддержка уроков:
•          видео- и анимационные фрагменты – демонстрации физических явлений, классических опытов, технических приложений;•         Материалы для тестового контроля (итогового, диагностического);•         Комплекты задач для самостоятельной и групповой работы, с образцами решений и возможностью проверки результатов в компьютерном эксперименте;•         Проведение компьютерных лабораторных работ  с использованием встроенных     математических программ      вычисления  результатов, построения графиков, расчета   погрешностей;•    Создание физических моделей технических устройств и процессов, развивающих интуитивное мышление;•    Анимационные рисунки, логические схемы, интерактивные таблицы и т.п., используемые в ходе объяснения, закрепления и систематизации изучаемого материала.
Урок-зачет
Урок решения задач
Урок-семинар
Интегрированный урок
Урок – деловая игра
Урок – исследование
Обобщающий урок
Урок-лекция
Формы проведения уроков с использованием ИТ
Принципы применения компьютерной модели на уроке:
Модель явления необходимо использовать лишь в том случае, когда невозможно провести эксперимент, или когда это явление протекает очень быстро и за ним невозможно проследить детально. Компьютерная модель должна помогать разбираться в деталях изучаемого явления или служить иллюстрацией условия решаемой задачи. В результате работы с моделью ученики должны выявить как качественные, так и количественные зависимости между величинами, характеризующими явление. При работе с моделью необходимо предлагать ученикам задания разного уровня сложности, содержащие элементы самостоятельного творчества.
Новые технические средства

Репетитор Физика 1 С
Виртуальные лабораторные работы
Физика в картинках
Открытая физика( части 1 и 2)
Живая физика
Электронные учебники
Интерактивные доски как новое средство обучения
Интерактивная доска (ИД)– это новейшее техническое средство обучения, объединяющее в себе все преимущества современных компьютерных технологий и способствующее повышению интереса учащихся.(возможности использования ИД на уроках физики - ФШ №7 -2008) Интернет – технологии (Интернет – технологии в дидактической системе учителя ФШ № 3 -2009, №3 -2007)
Как источник учебной информации
Средство активизации учебно- поисковой и творческой деятельности учащихся
Средство проведения урочных занятий и элективных курсов
Интернет-технологии(целевые ориентиры применения)
Мультимедийные технологии на уроках физики
Мультимедийные технологии на уроках физики( достоинства и особенности)
Увеличение изображения на экране
использование видеофрагментов из фильмов, видеозаписей
Создание собственных « галерей»
Выделение ключевых моментов
Поле чудес 8б класс
Посвящение в физики 7 класс
ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ФИЗИКИ.
- ДЕМОНСТРАЦИЯ ПРИНЦИПИАЛЬНО НЕ НАБЛЮДАЕМЫХ И ТРУДНО ВОСПРОИЗВОДИМЫХ В ЛЕКЦИОННЫХ И ЛАБОРАТОРНЫХ ЭКСПЕРИМЕНТАХ ЯВЛЕНИЙ ПРИРОДЫ;- ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ИЗУЧАЕМЫХ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ С ИХ ПОЭТАПНЫМ УСЛОЖНЕНИЕМ;- ЧАСТИЧНАЯ ЗАМЕНА ДЕМОНСТРАЦИОННОГО И ЛАБОРАТОРНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА КОМПЬЮТЕРНЫМ;-ПЕРЕХОД ОТ ИНФОРМАЦИОННО – ИЛЛЮСТРАТИВНОГО ТИПА ОБУЧЕНИЯ К ПРОБЛЕМНО – ПОИСКОВОМУ, КОГДА В СТРУКТУРЕ УРОКА ДОМИНИРУЕТ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ПОИСКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ.
Литература:1. Интернет- ресурсы.2. Журнал «ФШ - № 1,4,7 – 2008» « ФШ - №2 -2010» «ФШ - №3 – 2009», №1,3 -2007, №4 – 2006.


Предварительный просмотр:

Урок физики

«Изучение природы гравитационных сил». 9 класс.

Автор:  Васильева Н.Е.

Учитель физики

МОУ  - Лицей  города  Маркса

 Саратовской области

2014-2015 учебный год

Урок физики «Изучение природы гравитационных сил». 9  класс.  

Цели урока: ознакомить учащихся с историческими фактами, ведущими к открытию закона всемирного тяготения, изучить области применения закона, его значения для науки.

Задачи урока:

 

Образовательные: обеспечить усвоение учащимися физического смысла закона всемирного тяготения, гравитационной постоянной, изучение формул ускорения свободного падения и скорости движения спутников, научить применять закон при решении задач.

 

Развивающие: 

  • Развитие познавательного интереса с применением исторических материалов и физических терминов.
  • развитие умения  видеть физические явления в окружающем мире.
  • Развитие синтезирующего мышления – развитие умения устанавливать единые, общие признаки и свойства целого, составлять план изученного материала, делать выводы.
  • Формирование умений выделять главное, составлять план, тезисы, вести конспекты.

 Воспитательные:

  • Воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям.
  • Воспитание дисциплинированности.

Тип урока – урок изучения нового материала с элементами самостоятельной поисковой и практической деятельности учащихся.

Вид урока – беседа.

Оборудование:

  1. Мультимедийная система.
  2. Презентация.

Урок «Изучение природы гравитационных сил» подготовлен для   9-ого класса при изучении данной темы, а также на различных элективных курсах, тематических мероприятиях.

План-хронометраж урока.

Этапы урока.

Приемы и методы.

I. Организационный момент.

 

Мотивация.

Беседа. Создание позитивного настроя на учебную деятельность. Контроль эмоционального состояния учащихся.

II. Изучение нового материала.

 

1. Постановка учебной проблемы.

Беседа. Формулировка целей и задач учебного занятия.

2. Организация восприятия учебного материала

Работа с презентацией и учебником: заполнение опорного конспекта (или тетради).

  1. Домашнее задание.

Запись в опорных конспектах домашнего задания, его обсуждение и сроки выполнения.

III. Рефлексивно-оценочный этап урока.

 

1. Подведение итогов.

Обобщение и систематизация выполненной работы.

2. Взаимная оценка работы на уроке.

 Выставление оценок.

Ход урока:

I. Организация начала урока.

Объявление темы урока. Постановка целей. Отметка отсутствующих на учебном занятии

II. Изучение нового материала.

Учитель.

Почему все тела падают на Землю? Этот вопрос занимал еще древних ученых. В древности люди считали Землю плоскостью, на которую опирается небесный свод.

Это представление возникло из непосредственного зрительного впечатления. Видя, что все тела на земной поверхности падают вниз, они решили, что и во Вселенной есть «верх» и «низ». Поэтому-то тела и падают. Такое представление было тесно связано с понятием об абсолютном «верхе» и «низе», вполне согласовавшимися со взглядами рабовладельческого общества древнего мира.

         

Из древних наук лишь в конце 13 века было разрешено преподавать учение греческого философа Аристотеля. Однако, этому ученому уже было известно, например, что Земля – шар, а это противоречило библейскому взгляду на строение мира. Поэтому сочинения Аристотеля были снабжены различными комментариями, приводящими его учение в согласие с библией. Греческие астрономы принимали все видимые ими движения космических тел за действительные. Для объяснения петлеобразного движения планет  была придумана сложнейшая геометрическая схема: планета будто бы движется по кругу, центр которого обращается вокруг Земли. Такова была система мира греческого астронома Клавдия Птолемея, господствовавшая в науке до середины 16 века.

 

В 16 веке польский ученый Николай Коперник решил «обернуть» механизм Вселенной. Не проще ли объяснить сложные пути планет, если считать, что Земля описывает круговой путь вокруг Солнца? Николай Коперник доказал, что геоцентрическая система мира, (с Землей, как его центром), выдвинутая греческим ученым Клавдием Птолемеем и монопольно господствовавшая в течение почти полутора тысяч лет, неверна. Копернику принадлежит честь создания современных представлений о строении Солнечной системы. Над разработкой своей системы мира Коперник работал всю жизнь. Он описал ее в книге «Об обращении небесных сфер», которую долго не решался опубликовать, чтобы не навлечь на себя преследование католической церкви. Его книга вышла в свет в 1543 году. Она была настоящим откровением для ученых. Она заключала в себе ответ тем из них, которые в

отчаянии думали, будто человек не может познать движения небесных светил и ему доступно знание движений лишь в «подлунном» мире, то есть на Земле. Но представления Коперника о Вселенной не отличалось от того, какое было у его современников.

       

В 1610 году весь культурный мир был взволнован удивительной вестью: профессор университета в Падуе устроил трубу, в которую можно было увидеть на небе неизвестные до сих пор звезды и спутники планет. И направленная на небо зрительная труба далеко раздвинула пределы мира. Галилей торопился оповестить весь мир о сделанных им открытиях, издав свой знаменитый «Звездный вестник». Он рассказывал в нем о горах, впадинах, возвышенностях на поверхности Луны. «Звездный вестник» раскрывал тайну светящегося Млечного Пути, который некоторые древние ученые считали местом «спайки» хрустальных небесных сфер. Наконец, он сообщал весть о новом мире планет – Юпитере, окруженном обращающимися вокруг него спутниками. Но какая сила удерживает на орбитах планеты? На этот вопрос тогда никто не пытался еще ответить.

 

Датский астроном Тихо Браге  возглавлял обсерваторию Ураниборг, которую построил на острове Вен в проливе Эресунн, близ Копенгагена, и снабдил превосходными инструментами, изготовленными под его руководством. Здесь в течение 21 года он наблюдал звёзды, планеты и кометы, производя определения положений светил с весьма высокой точностью. В этом его главная заслуга. Браге не признавал гелиоцентрической системы мира и взамен её предложил другую, представляющую неудачное сочетание учения Птолемея с системой Н. Коперника (Солнце движется вокруг Земли, стоящей в центре мироздания, а планеты — вокруг Солнца). В 1597 Браге был принуждён покинуть Данию (после его отъезда обсерватория Ураниборг была заброшена) и после двух лет, проведённых в Германии, переехал в Прагу. Здесь к нему поступил в помощники И. Кеплер, у которого после смерти Браге остались ценнейшие наблюдения.

 

В 1609 году немецкий астроном Иоганн Кеплер, завершая труд Коперника, сумел разгадать тайны орбит, по которым движутся планеты вокруг Солнца, а их спутники – вокруг самих планет. Эти орбиты оказались не кругами,  как полагал Коперник, а эллипсами.

 

 По мере того как развивалась наука, человек узнавал и изучал все новые силы, действующие в природе. Однако, без сомнения, самой первой из сил, ставшей известной человеку и поразившей его воображение, была сила тяготения. Кто из нас не падал на землю под действием этой силы, не сталкивался с ней каждый день, каждый миг? Нельзя себе представить жизнь на земле без силы тяготения.

Но хотя проявления силы тяготения известны людям столько времени, сколько они сами существуют, наукой эта сила была открыта сравнительно недавно, немногим более 300 лет назад. В 1687 году, когда была опубликована историческая книга великого английского ученого Исаака Ньютона «Математические принципы натуральной философии» (так называлась тогда наука о природе, известная теперь в качестве физики).

Чтобы вывести законы движения планет, нужно было знать, как меняется сила тяготения при изменении расстояния. Ньютон предположил, что сила тяготения изменяется подобно тому, как и освещение предмета при приближении или удалении от источника света: если расстояние станет в три раза больше, сила тяготения уменьшится в девять раз, и наоборот. Из второго закона динамики следует, что ускорение, которое получает тело под действием силы, обратно пропорционально массе тела. Но ускорение свободного падения не зависит от массы тела. Это возможно только в том случае, если сила, с которой Земля притягивает тело, изменяется пропорционально массе тела. По третьему закону силы, с которыми взаимодействуют тела, равны. Если сила, действующая на одно тело, пропорциональна массе этого тела, то равная ей сила, действующая на второе тело, очевидно, пропорциональна массе второго тела. Но силы, действующие на оба тела равны, следовательно, они пропорциональны массе первого и второго тела. Ньютон рассчитал отношение радиуса орбиты Луны к радиусу Земли. Отношение равнялось 60. А отношение ускорения свободного падения на Земле к центростремительному ускорению, с которым обращается вокруг Земли Луна, равнялось 3600. Следовательно, ускорение обратно пропорционально квадрату расстояния между телами. По второму закону сила и ускорение связаны прямой зависимостью, следовательно, сила обратно пропорциональна квадрату расстояния между телами.

       

             Впервые гравитационная постоянная была измерена английским физиком Г. Кавендишем в 1788 г. с помощью прибора, называемого крутильными весами. Г. Кавендиш закрепил два маленьких свинцовых шара (диаметром 5 см и массой 775 г каждый) на противоположных концах двухметрового стержня. Стержень был подвешен на тонкой проволоке. Два больших свинцовых шара (20 см диаметром и 45,5 кг) близко подводились к маленьким. Силы притяжения со стороны больших шаров заставляли маленькие перемещаться, при этом проволока закручивалась. Степень закручивания была мерой силы, действующей между шарами. Эксперимент показал, что гравитационная G = 6,67 * 10-11 Н*м2/кг2.

 

Созданная Ньютоном теория тяготения одерживала одну блистательную победу за другой. Она с высокой степенью точности объяснила особенности планетных орбит, найденные Кеплером. Ей удалось измерить массы планет, раскрыть загадки движения комет, тайны приливов. Но, пожалуй, наибольшим триумфом было предсказание еще не сделанных открытий – появление кометы Галлея в заданный теорией срок, открытие неизвестных астрономам планет и звезд.

Точные наблюдения за движением планеты Уран показали, что это движение не строго подчиняется закону Ньютона. Значит, имеется какая-то пока неизвестная причина, вызывающая отклонение планеты от пути, предначертанного ей теорией. По расчетам французского ученого Леверье выходило, что где-то в глубинах космоса, дальше Урана, должна находиться еще одна планета. И стоило только направить телескоп в указанную расчетами точку (это случилось в 1846 году), как тотчас же перед ищущим взором астронома заблистала желанная звездочка! Так был открыт Нептун, а за ним и Плутон.

Не менее блистательно было решение загадки Сириуса, давно мучившей астрономов. Сириус – самая яркая звезда нашего неба, она находится в созвездии Большого Пса, на расстоянии 8,8 световых лет от Земли. Более 100 лет назад было замечено, что Сириус движется не по прямой, как почти все остальные звезды, а как-то странно, по волнистой кривой. С помощью теории тяготения Ньютона было установлено, что «тайна» движения Сириуса связана с тем, что это не простая, а двойная звезда. Действительно, в этом случае центр масс обеих звезд двигался бы, как и полагается, по прямой, а Сириус в результате обращения вокруг этого центра отклонялся бы то в одну сторону от прямой, то в другую, выписывая видимую в небе волнистую кривую. Только через 18 лет после теоретического предсказания звездочка-спутник, получившая название Сириуса-В, была в действительности обнаружена в телескоп. Это произошло в 1862 году.

 

Существование всемирного тяготения было доказано. Но что такое за сила – всемирное тяготение? Не проявляет ли она себя на Земле? И на этот вопрос ответил Ньютон, связав в одной и той же математической формуле не только движение планет, но и падение камня на земной поверхности. Ньютон решил эту задачу в возрасте двадцати четырех лет. На уровне моря и на вершинах высочайших гор – везде тела падают вследствие тяжести. «Так, может быть, явление тяжести простирается до самой Луны?» - подумал Ньютон и принялся за проверку своего предположения. Если это так, то движение Луны можно сравнить с полетом ядра, выброшенного выстрелом из пушки.

             Чем больше скорость ядра, тем его траектория становится все более плавной и ядро пролетает все дальше. Математический расчет показал удивительную вещь: если скорость полета ядра достигла бы 7906 метров в секунду, то кривизна траектории ядра стала бы одинаковой с кривизной земной поверхности. Не удерживается ли и Луна, подобно этому ядру, силой тяжести, которая не позволяет ей удалиться по прямой линии в мировое пространство? Вот что решил проверить Ньютон. Для этого нужно было вычислить, как велика сила тяжести на расстоянии Луны от Земли. Действие тяжести на расстоянии Луны оказалось одинаковым с действием всемирного тяготения. Значит сила тяжести и всемирное тяготение – одна и та же сила.

              Казалось, теория Ньютона незыблема на века. Ведь даже сейчас, когда наука штурмует космос, движение спутников, космических ракет - с большой точностью рассчитывается именно с помощью теории Ньютона.

Спутником может стать любое тело, если ему сообщить на данной высоте необходимую скорость, направленную перпендикулярно радиусу Земли.

Скорость, которую необходимо сообщить телу, чтобы оно стало спутником планеты, называется первой космической скоростью.

И все же в сути этой теории были заключены её коренные пороки. Как ни точна теория, она не в состоянии дать ответ на роковой вопрос: каково же происхождение силы тяготения, какова её природа? Сам автор Исаак Ньютон признавал свое бессилие, говоря: «Причину свойств силы тяготения я не мог вывести из явлений, гипотез же я не измышляю».

 

То, что не удалось Ньютону, сделал другой великий ученый – Альберт Эйнштейн. В 1916 году он опубликовал свою знаменитую общую теорию относительности, содержащую в себе радикально новые идеи о природе тяготения. На ее основе он создал новую картину Вселенной. Теория Эйнштейна «вобрала в себя» закон Ньютона, сумев пойти и неизмеримо дальше, она объясняла тяготение не какой-то особой силой, действующей со стороны массивных тел – Земли, Солнца и т.д., а особенностями пространства вблизи таких тел.

          Впервые наука сумела объяснить природу, происхождение тяготения. Ньютон вполне допускал абстрактную теоретическую возможность существования пространства, в котором вообще нет материи и тяготение действительно отсутствует даже теоретически, так что там свободное движение по инерции на самом деле прямолинейно и равномерно. Эйнштейн же считал, что это невозможно принципиально. По его теории без материи просто не существует ни пространства, ни времени. Однажды на вопрос репортера о том, в чем же, в самой краткой форме, суть общей теории относительности, Эйнштейн ответил: «Раньше полагали, что если бы из Вселенной исчезла вся материя, то пространство и время сохранились бы. Теория относительности утверждает, что вместе с материей исчезли бы также пространство и время». Пространство в поле тяготения, как говорил Эйнштейн, «искривлено» - именно это искривление и есть проявление тяготения, и есть само тяготение.

III. Рефлексивно-оценочный этап урока.

  1. Подведение итогов.
  2. Взаимная оценка работы на уроке.

Перечень используемой литературы и источников.

1. Учебник «Физика 10 класс. Базовый уровень», Н.С. Пурышева, Н.Е. Важеевская, Д.А. Исаев, Москва, Дрофа, 2010 г.

2. Физика.10 класс. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. М.: Просвещение, 2008

  1. В.А. Волков Поурочные разработки по физике.9 класс. Москва «ВАКО», 2005
  2. Интернет ресурсы «Живая классика», материалы ЦОР.


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение Лицей г. Маркса Саратовской области

Конструирование уроков по физике в условиях использования

электронных учебно-методических комплектов

(Выступление на РМО учителей физики)

Учитель физики

Васильева Нина Егоровна

Ноябрь 2013г.

г. Маркс

Конструирование уроков по физике в условиях использования электронных учебно-методических комплектов (ЭУМК) (из опыта работы).

 Первые опыты по применению компьютеров в образовании относятся к началу 60-тых годов. Появились первые программные обучающие средства в виде автоматизированных учебных курсов, затем автоматизированных обучающих систем (АОС), реализующих парадигму программированного обучения. Динамика развития программного обеспечения, появление персональных компьютеров (ПК) третьего поколения, развитие телекоммуникационных технологий активно инициирует процессы внедрения и использования новых информационных технологий (НИТ) в образовании. Все это вместе взятое привело к появлению мультимедийных автоматизированных обучающих систем (МАОС).

             Главной отличительной особенностью технологий обучения, основанных на использовании Новых Информационных Технологий, от традиционных является применение компьютера в качестве нового и динамично развивающегося средства обучения, использование которого кардинально меняет систему форм и методов преподавания.

1.     Применение компьютера на уроках в качестве универсального технического средства обучения.

          Традиционные аудиовизуальные средства обучения могут быть с успехом заменены  компьютером, экраном и мультимедийным проектором. Современное программное обеспечение  позволяет продемонстрировать на уроке большое количество наглядного материала: рисунки, схемы, таблицы, тексты (формулировки законов, формулы и т.д.), видеозаписи, анимации, физические модели. Учитель сам может скомплектовать из объектов электронного ресурса презентацию, которая будет демонстрироваться по ходу урока.  В зависимости от типа урока информационное содержание слайдов будет меняться.

              Например, на уроке изучения нового материала целесообразно продемонстрировать видеозапись опыта (в том случае, если демонстрация реального опыта занимает много времени, мелкие детали эксперимента не улавливаются учениками и в том случае, если опыт невозможен), затем продемонстрировать анимацию или компьютерную модель процесса (позволяет рассмотреть особенности явления, неоднократно повторять процесс, усложнять его).(слайд )

На этапе закрепления новых знаний можно провести  игру (принцип игры: на экране возникает вопрос по изученной теме — следует ответ учащегося — возникает на слайде правильный ответ, сопровождающийся тематическим рисунком или фотографией). В конце урока динамично можно повторить основные этапы урока, демонстрируя отдельные информационные слайды.
                Подобные (традиционные по сути) уроки позволяют отказаться учителю от привычных инструментов в работе  мела и доски, сделать урок ярче, поддержать интерес учащихся  к предмету.

Компьютерная модель позволяет управлять поведением объектов на экране компьютера, изменяя величины числовых параметров, заложенных в основу соответствующей   модели. Некоторые модели позволяют одновременно с ходом эксперимента наблюдать в динамическом режиме построение графических зависимостей от времени ряда физических величин, описывающих эксперимент. Подобные модели представляют особую ценность, так как учащиеся, как правило, испытывают значительные трудности при построении и чтении графиков.

 2. Цифровые образовательные ресурсы

     Готовые программные продукты позволяют  существенно сократить время на подготовку к уроку. Они содержат хорошего качества наглядно-иллюстративный материал к учебникам, справочную информацию, дополнительный материал, расширяющий кругозор учащихся или более углубленный материал.

              Также я использую программные продукты, которые содержат интерактивные практические работы, действующие модели, таблицы, рисунки, графики. Они позволяют наглядно объяснить явления, процессы, а также продемонстрировать опыты.

           На уроках активно используются электронно-образовательные ресурсы «Отрытая физика 2.6», «Физика, 7-11 классы» Физикон, «Физика, 7-11 кл. Библиотека наглядных пособий», «Уроки физики Кирилла и Мефодия», «Электронные уроки и тесты «Физика в школе», «Виртуальная физическая лаборатория», «1С:Репетитор. Физика+Варианты ЕГЭ» и другие. Ресурсы программ используются на этапе подготовки и проведения уроков физики, а также для самостоятельной работы учащихся во внеурочное время. Мультимедийные комплексы  содержат  электронные учебники, видеофрагменты, интерактивные модели, лабораторные работы, упражнения, задачи и тесты,  позволяют включать их содержание в любой этап урока: в объяснение нового материала, в этапы актуализации знаний, в постановку исследования, в этап самостоятельной работы с последующей проверкой.

 Однако следует отметить, что все перечисленные формы проведения практических занятий с использованием ИКТ первоначально требуют четко отработанной технологии, в том числе постановки учебных задач и организации учебной деятельности учащихся.

     3.   Использование Интернет – ресурсов

 Большие возможности в моей практике дает применение Интернет-ресурсов, которые позволяют на качественно новом уровне проводить различные формы учебных занятий.

Интернет - учебная, справочная информация

Интернет - ЕГЭ

Интернет – практикумы, урок

Интернет - олимпиады, конкурсы

Для организации первоначального знакомства учащихся с ресурсами Интернета учитель может предложить список разных электронных адресов с составленной специально для учащихся краткой аннотацией.

Такой список может находиться на специальном стенде в кабинете.  

         Приведем примеры таких аннотаций при изучении физики.

1.     http://www.fizika.ru — Данный ресурс содержит доступный, интересный иллюстрированный материал в виде учебников по физике для 7, 8 и 9-го классов. Много качественных и расчетных задач, а также примеров разобранных решений задач для 7 и 8 классов.

2.     http://physics.nad.ru/physics.htm — Анимация физических процессов по оптике, волнам, механике, термодинамике. Есть теория по каждой из предложенных тем, наглядный эксперимент крупным планом.

3.     http://www.sci.aha.ru — Ресурс содержит большое множество справочных таблиц по физике: «Масса», «Скорость», «Энергия», «Данные о Земле, Солнце, Вселенной», «Физические константы», «Массы и размеры молекул», «Свойства газов, жидкостей и твердых тел» и многое другое.

4.     http://elibrary.ru/ — Научная электронная библиотека содержит самые последние новости науки в виде небольших статей, которые обновляются ежедневно. Можно узнать все о самых последних открытиях в науке.

5.     http://ivsu.ivanovo.ac.ru/phys/ — Ресурс, который поможет школьнику находить любую информацию по физике материал по истории физики. Здесь же находится краткая физическая энциклопедия для детей, большой энциклопедический словарь, биографии ученых – физиков

Интернет-ресурсы которые применяются часто: «Информационно-образовательный портал РБ» http://www.oprb.ru/, «Физика в анимациях» (http://physics.nad.ru/), фестиваль  «Открытый урок» (http://festival.1september.ru/),официальный информационный портал ЕГЭ (http://www.ege.edu.ru/), ФИПИ (http://www.fipi.ru/), «Открытый колледж. Физика» (http://college.ru/physics/), методическое объединение учителей физики (http://schools.techno.ru/sch1567/), «Физика Ru» (http://www.fizika.ru/), Российский общеобразовательный портал (http://www.school.edu.ru/), Астрофизический портал (http://www.afportal.ru/), «Единая коллекция образовательных ресурсов «(http://school-collection.edu.ru/)   и другие. Материалы сайтов используются при подготовке к урокам, для контроля ЗУН, для подготовки учащихся к олимпиадам и ЕГЭ, дистанционного обучения, для исследовательской работы.

 Учебный проект – это совместная деятельность учащихся, имеющая общую цель, направленную на достижение конечного результата. Эта деятельность позволяет проявить себя, попробовать свои силы, применить свои знания, показать свой результат. Продуктом проектной деятельности является доклад, плакат, модель, рисунок, информация, презентация. (Работа ученика 10 класса Искалиева Ибрагима «Влажность воздуха».

Проектная деятельность воспитывает и развивает: самостоятельность в проявлениях (в паре, группе, индивидуально); умение выслушать других; умение высказать свое мнение; коммуникативность и заинтересованность в достижении цели; умение научиться понимать и выражать себя.

Мотивация к изучению физики у учащихся повышается и при подготовке домашних проектов. Используя различные цифровые среды, редакторы и ресурсы, приложения MS Office ребята готовят сообщения, доклады, дополнения к материалу урока. Учитель ставит пред учениками конкретную задачу, а технологию выполнения этого задания ученики выбирают сами, учитель же оцениваю конечный результат. Важно чтобы  используемый материал (схемы, диаграммы, текстовая информация, анимации, видео, иллюстративный графический материал) был логически выдержан и нес конкретную необходимую информацию.

Проектируя свои уроки, я опиралась на логику построения, на этапы урока:

Организация начала занятия.

Проверка выполнения домашнего задания.

Подготовка к усвоению нового материала.

Изучение нового материала.

Первичная проверка знаний.

Закрепление знаний.

Контроль усвоения знаний.

Подведение итогов занятия.

Домашнее задание.

Приведу примеры использования ЭУМК на некоторых этапах урока:

  1. Организация начала урока. (Тема: «Траектория» - 9 класс (слайд 5-6)

«Кристаллические и аморфные тела» - 10 класс (слайд 7)

2. Проверка домашнего задания.  «Измерительные приборы» - 7 класс (слайд 8-13),   «Магнитное поле» - 8 класс (слайд 14-15). «Правило смещения» - 9 класс, (слайд 16-17), «Закон сохранения импульса» - 9 класс (слайд 18-19),  «Лизы» - 8 класс (слайд 20-21).

3. Изложение нового материала:

«Сила упругости» - 10 класс (слайд 23-28)

«Большинство тем 9-11 классы (слайд 29)

4. Первичное закрепление материала: «Закон Гука» (слайд 31), «Виды деформации» - 10 класс (слайд 32), «График скорости» - 9 класс (слайд 33-35).

5. Контроль знаний: «Тепловые явления» - 8 класс, тестирование  сайт «Классная физика» (слайд 37-39), «Законы взаимодействия и движения тел» 9 класс, (слайд 40).

6. На всех этапах урока необходимо использовать Документ-камеру (если она имеется в кабинете). (слайд 41-48)

В настоящее время в школах появилось много новых эффективных инструментов, интегрируемых в традиционные образовательные процессы. Одним из них является документ-камера, всё больше становящаяся незаменимым помощником современных учебных и факультативных процессов.

Практический опыт работы с документ камерой показывает, насколько это удобный инструмент, идеально подходящий для работы учителя. Я использую возможности документ-камеры практически на всех уроках.

Основные направления использования:

  • Презентация плоских и объёмных объектов для иллюстрирования объяснения на уроке.
  • Контроль учителя, взаимоконтроль учащихся, демонстрация итогов работы.
  • Демонстрация динамических процессов, изучаемых на уроке.
  • Фиксирование результатов деятельности и сохранение их для дальнейшего анализа или иного использования.
  •  На уроках демонстрация материалов через документ-камеру может иметь характер научного исследования (наблюдение, эксперимент, сбор информации), игры, иллюстрирования.

 Демонстрация предметов, имеющих различные геометрические формы.
Демонстрация мелких частей объектов.
Проверка и исправление домашних работ учащихся.
Проведение викторин с демонстрацией заданий и ответов.
Демонстрация брошюр, книг, альбомов.
Разделение предмета на мелкие детали с последующей демонстрацией.
Возможность быстрого редактирования письменных работ.
Работа над  ошибками
Демонстрация   опытов, выполненных учащимися.
Работа с тестами.

Демонстрация решения сложных   задач.
Сравнение изображений с реальными объектами.
Демонстрация иллюстрированных изданий.
Демонстрация карточек с изображениями предметов.
Демонстрация работ учащихся в виде фотографий, рисунков, отчетов и т.д.
Проверка домашней работы.
Демонстрация измерений: метрических, весовых, объема тел и жидкостей и т.д.
Демонстрация лабораторных исследований.
Демонстрация сведений об известных людях или исторических событиях.
Демонстрация высказываний (цитат).
Демонстрация этапов проведения научных исследований.

7. Итог урока (Рефлексия) (слайд 49).

8. Домашнее задание: (слайд 50)

Вывод:

  • Информационные технологии, которые быстро осваиваются современными школьниками, дают им уверенность в себе, создают более комфортные условия для самореализации и творчества, повышают мотивацию обучения, увеличивают круг общения школьников, предоставляют большой объем разнообразных образовательных ресурсов.
  •  В настоящее время особое значение приобретает проблема эффективности применения информационных и коммуникационных технологий при обучении  физики в общеобразовательной школе, тесно связанная с оптимизацией учебного процесса.  
  • Применение электронных учебно-методических комплектов дает возможность учителю более глубоко осветить тот или иной теоретический вопрос, сделать урок более плотным, даёт возможность экономии времени на уроке, помогает учащимся более творчески решать задачи и тесты, изучать новый материал.
    Современный учебный процесс немыслим без применения информационных и коммуникационных технологий, без сочетания традиционных средств и методов обучения с применением электронных учебно-методических комплектов.

 

   В результате использования ИКТ у обучающихся повысился интерес к физике, как к экспериментальной науке.

 Разумеется, педагогическая эффективность использования программных сред зависит не только от самих электронных средств, но и от подготовки учителей для работы с ними, от наличия оборудования в школе.

                                 Компьютер – мощный инструмент

                                        в руках грамотного учителя,

                                 но никогда не сможет претендовать

                                          на место самого Учителя!

Список использованной литературы

  1. Акуленко В.Л. CD по физике глазами учителя физики. М.: Первое сентября. Физика. - 2003. - №22. - 11-16.

2. Андросова E.F. Методические и содержательные аспекты построения курса программирования на основе объектно-ориентированного подхода (для физико-математических специальностей педагогических вузов): Дисс. ... канд. пед. наук. - М., 1996. - 193 с.

3. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. -М.:ИОШ РАО. 1994, 228.

4. Астафьева Е.Н., Филатова Л.В. Информационные технологии в системе повышения квалификации работников образования // Информатика и образование - М., 2001. - №4; - 35-40.

5. Африна Е.И; Использование электронной почты на уроках физики. // Вопросы Интернет-образования. - 2003. - №1.

6. Баранова Ю. Ю., Перевалова Е.А., Тюрина Е.А., Чадин Е.А. Методика использования электронных учебников в образовательном процессе.// Информатика и образование. - 2000. - №8. - G.43-47.

7. Белостоцкий П. И., Максимова Г. Ю., ГомулинаН. Н. Компьютерные технологии: современный урок физики и астрономии. — М.: Первое сентября. Физика. - 1999 - №20. — С, 3-9.

8. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989. - 192 с.

9. Гомулина Н.Н. «Открытая физика 2.0.» и «Открытая астрономия» - новый шаг // Компьютер в школе. - 2000. - № 3. - 25-29:

10. Гомулина Н.Н., Михайлов СВ. Методика использования интерактивных компьютерных курсов с элементами дистанционного образования // Физика. - 2000 - № 39. - 68-71.

11. Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения. — М.: Народное образование, 2001. — 128 с.

12. Кавтрев А. Ф. Компьютерные программы по физике в средней школе. Журнал «Компьютерные инструменты в образовании», №1. — Санкт-Петербург, Информатизация образования, 1998. — с. 42.

13. Кавтрев А. Ф. Методические аспекты преподавания физики с использованием компьютерного курса «Открытая физика 1.0». — М.: ООО «Физикон», 2000. — 50с.

14. Кавтрев А. Ф. Лабораторные работы к компьютерному курсу «Открытая физика». Равномерное движение. Моделирование неупругих соударений// Первое сентября. Физика. 2001.  № 20. С. 5 – 8.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фрагмент урока алгебры с применением программы GeoGebra

графический способ решения уравнений в программе GeoGebra...

Фрагменты уроков с применением ТРИЗ и РКМ технологий

ТРИЗ — теория решения изобретательских задач — область знаний, исследующая механизмы развития технических систем с целью создания практических методов решения изобретательских задач. "...

Фрагменты уроков по русскому языку с применением ТКМЧП

Представлены фрагменты  уроков  по русскому языку   с использованием приемов  технологии критического мышления...

Фрагмент урока с применением игровой технологии.

методическая разработка в помощь к любому уроку...

Фрагмент урока с применением Конструктора задач Л.С.Илюшина на уроках математики при формировании математической грамотности.

Тема: Масштаб.Название задачиМир  великанаПредметное полеМатематика, на предметном поле черчения, география, спортивное ориентирование, предпрофильная подготовкаКласс6ТипологияОбучающая...

Методический конструктор фрагментов урока с применением интерактивных технологий

Проведение урока по ФГОС  предполагает творческий подход учителя и гибкость в построении  методики его  проведения. Главным критерием эффективности урока становится достижение не только...

Фрагмент урока с применением кейс-метода. Тема урока: «Современна ли совесть?»

Урок по сказкам М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» и Л.С.Петрушевской «За стеной»...