Роль оценки в преподавании физики
презентация к уроку по физике на тему

Митрофанова Галина Тихоновна

Проблема оценки и оценочной деятельности – одна из актуальнейших проблем, как в педагогической теории, так и в педагогической практике. В различные периоды жизни общества измерение качества обучения и воспитания школьников, а также выражение результатов этих измерений всегда вызывали живой интерес педагогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль оценки в преподавании физики

«С первых дней школьной жизни на тернистом пути учения перед ребенком появляется идол — отметка.
Для одного ребенка — он добрый, снисходительный, для другого — жесткий, безжалостный, неумолимый…
Ребенок старается удовлетворить или — на худой конец — обмануть идола
и постепенно привыкает учиться не для личной радости, а для отметки».
В.А. Сухомлинский 

Проблема оценки и оценочной деятельности – одна из актуальнейших проблем, как в педагогической теории, так и в педагогической практике. В различные периоды жизни общества измерение качества обучения и воспитания школьников, а также выражение результатов этих измерений всегда вызывали живой интерес педагогов.

                                                             Глубочайшим свойством человеческой природы является страстное стремление людей быть оцененным по достоинству.                                                     У.Джеймс
Вопросы о том, как оценить уровень достижений ученика и что возможно оценить, относятся «вечным» вопросам педагогики.
 

Оценка учебных достижений по физике, как и по другим предметам, является составной частью оценки качества образования. В соответствии с законом «Об образовании в  РФ» под качеством образования понимают «комплексную характеристику образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам,  федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы»

          Главная цель оценки в образовании – получение информации для принятия эффективных решений.

Основные задачи оценки:

  • планировать дальнейшее обучение
  • ранжировать учащихся, поделить их на группы
  • обеспечить обратную связь
  • повысить у учащихся мотивацию к учебе
  • диагностировать проблемы учащихся
  • оценить академические успехи учащихся (выставить оценки).

 Знание качества достигаемых результатов обучения – непременное условие успешной работы учителя, иначе его деятельность теряет смысл. Если учителю неизвестно, насколько плодотворна его деятельность, если он не знает, что сделано правильно и в чем допущены ошибки, то пропадает не только моральный стимул для труда, но и нельзя достичь поставленных целей.

          Диагностика не является порождением нашей современной эпохи. Понять, что ученики уже усвоили и насколько глубоко, педагоги старались всегда.

Оценка любого типа может быть:

  • формальной - планируемой заранее (например, итоговое тестирование)
  • неформальной - незапланированной (например, наблюдение за поведением учащихся во время перерыва)

Методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся:

  •  повседневное наблюдение за работой учащихся
  •  устный опрос (три его разновидности: индивидуальный, фронтальный, уплотнённый)
  •  выставление поурочного балла
  •  проверка домашних работ учащихся
  •  контрольные работы
  •  программированный контроль
  •  тестирование.

Повседневное наблюдение за учебной работой учащихся.

 Этот метод позволяет учителю составить представление о том, как ведут себя учащиеся на занятиях, как они воспринимают и осмысливают изучаемый  материал, какая у них память, в какой мере они проявляют сообразительность и самостоятельность при выработке практических умений и навыков, каковы их учебные склонности, интересы и способности. Не меньшее значение имеет изучение домашних условий  жизни и учебной работы школьников, степени их усидчивости и регулярности в овладении знаниями. Если по всем этим вопросам у учителя накапливается достаточное количество наблюдений, это позволяет ему более объективно подходить к проверке и оценке знаний учащихся, а также своевременно принимать необходимые меры для предупреждения неуспеваемости.

Устный опрос – индивидуальный, фронтальный, уплотненный.

           Этот метод является наиболее распространенным при проверке и оценке  знаний. Сущность этого метода заключается в том, что учитель ставит учащимся вопросы по содержанию изученного материала и побуждает их к ответам, выявляя, таким образом, качество и полноту его усвоения.

Поскольку устный опрос является вопросно-ответным способом проверки знаний учащихся, его еще иногда называют беседой.

              Фронтальный текущий контроль по своей сути является выборочным и случайным. Действительно, проверке подвергаются знания лишь некоторых учащихся. При этом, как показали специальные исследования, хорошо успевающих учащихся опрашивают в среднем в три раза чаще, чем слабоуспевающих. Более того, даже в тех случаях, когда неуспевающий школьник вызывается отвечать сам, выбор учителя чаще останавливается на его успевающих одноклассниках. Психологически такая ситуация совершенно понятна. Как будет отвечать неуспевающий ученик, учитель примерно себе представляет – скорее всего, медленно, с ошибками и недочетами. Их придется исправлять. Времени будет «потеряно» немало. А на уроке учителю так много еще предстоит рассказать и объяснить! Пусть уж лучше быстренько и правильно ответит на вопрос хорошо успевающий ученик.

           А что же слабый ученик? Естественно предположить, что с течением времени он привыкает к такому обращению, все реже поднимает руку, даже если готов ответить на вопросы учителя.

Ученики, дающие ответы на вопросы учителя во время фронтального опроса, обычно получают «положительные» отметки. Комментировать (т. е. по существу, оценивать) их ответы сложно, ведь ученик не дает развернутого, обоснованного ответа, а просто кратко отвечает на несколько часто не связанных между собой вопросов. В результате критерии оценивания ответа размываются, становятся все менее понятными ученикам. У многих складывается впечатление: чтобы получить отметку (хорошую!), достаточно два-три раза дать краткий, часто односложный ответ на прямой вопрос. Таким образом, фронтальный опрос не только не способствует, а скорее препятствует формированию самоконтроля и самооценки у школьников. И вот уже ученики «требуют» поставить им отметку за то, что в ходе урока несколько раз (хоть как-нибудь!) ответили на вопрос учителя.

            Будучи эффективным и самым распространенным методом проверки и оценки знаний учащихся, устный опрос имеет, однако, и свои недочеты. С его помощью на уроке можно проверить знания не более 3-4 школьников. Поэтому в школьной практике применяются различные модификации этого метода и, в частности, фронтальный  и уплотненный опрос, а также поурочный балл. 

           Поурочный балл выставляется за знания, которые отдельные ученики проявляют в течение всего урока. Так, ученик может дополнять, уточнять или углублять ответы своих товарищей, подвергающихся устному опросу. Потом он может приводить примеры и участвовать в ответах на вопросы учителя при изложении нового материала, проявлять сообразительность при закреплении знаний, обнаруживая, таким образом, хорошее усвоение изучаемой темы. Выставление поурочного балла позволяет поддерживать познавательную активность и произвольное внимание учащихся, а также делать более систематической проверку их знаний.      

               Практика уплотненного опроса привела к  методике письменной проверки знаний. Суть ее в том, что учитель раздает учащимся заранее подготовленные на отдельных листках бумаги вопросы или задачи и примеры, на которые они в течение 10-12 мин дают письменные ответы. Письменный опрос позволяет на одном уроке оценивать знания всех учащихся.

         Контрольные работы. Это весьма эффективный метод проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся, а также их творческих способностей. Сущность этого метода состоит в том, что после прохождения отдельных тем или разделов учебной программы учитель проводит  в письменной или практической форме проверку и оценку знаний, умений и навыков учащихся.

         В процессе своей деятельности учитель обязательно определяет и измеряет качество обучения, объясняет, применяет приемы управления за деятельностью учащихся и направляет ее.

Он слышит ответы учащихся, проверяет их письменные работы, наблюдает за конкретными действиями, за поведением учеников и на основании своих личных впечатлений от поступающей к нему информации выводит заключение о степени успешности их деятельности.

Виды контроля и оценки знаний, умений и навыков учащихся:

  • текущая проверка и оценка знаний, проводимая в ходе повседневных учебных занятий
  • четвертная проверка и оценка знаний, которая проводится в конце каждой учебной четверти
  • годовая оценка знаний, т.е. оценка успеваемости учащихся за год
  • выпускные и переводные экзамены. 

«Тот, кого я учу, — это, прежде всего, живой человек, ребенок, а потом ученик. Оценка, которую я ставлю ему — это не только измеритель его знаний, но, прежде всего, мое отношение к нему как к человеку»

                                                          (В.А. Сухомлинский «Сердце отдаю детям»).

По словам Амонашвили, отметка становится для одних детей «доброй феей, а для других – Бабой Ягой». Показателен в этом плане и социальный портрет оценки, выраженной в баллах, т.е. отметки: 
 торжествующая пятерка; 

  обнадеживающая четверка; 
 равнодушная тройка; 
 угнетающая двойка.

Функции отметки:

  • контролирующая  (на каком уровне усвоен материал);
  • стимулирующая
  • констатирующая  (занимается ученик по этому предмету или нет);
  • уведомляющая  (какой бал получил ученик за изученный материал);
  • карательная (все нормально в учебе или пора принимать меры);
  • регулирующая  (позволяет добывать положительные отметки).

Зачастую учащиеся не справляются с предлагаемой контрольной работой, зачетным билетом или тестовым заданием из-за того, что их ставят в очень жесткие рамки, среди предлагаемых задач бывают такие, условия которых непонятны ученику в силу его собственных психологических особенностей. Это приводит к тому, что ученик сразу теряет уверенность в получении положительной оценки и перестает работать.

           В каждом классе есть учащиеся, которые физику в дальнейшем изучать не будут.  И это требует введения дифференцированного подхода к оценке знаний и умений учащихся, предполагающего такую организацию обучения, при которой школьники, обучаясь по одной программе, будут иметь право и возможность усваивать ее на различных планируемых уровнях, но не ниже уровня обязательных требований базового образовательного стандарта. Такая уровневая дифференциация позволяет одних учащихся готовить к вступительному экзамену по физике в вуз, а другим дать базовый минимум знаний.

             Психологическая установка учителя: «ученик обязан выучить все, что дает ему учитель», с точки зрения уровневой дифференциации должна звучать: «возьми столько, сколько можешь, но не меньше обязательного», т.е. главная педагогическая установка дифференциации обучения - формирование положительной мотивации у школьников: «все дети могут достичь обязательных результатов обучения  по каждой теме».

              В основу оценивания кладется уровень общеобразовательной подготовки, достижение которого требуется в обязательном порядке от каждого учащегося, а критерии более высоких уровней строятся с учетом того, что достигнуто сверх базового уровня. Все это помогает школьникам сознательно овладевать изучаемым предметом, развивает их способности ориентироваться в большом объеме учебной информации, выделять главное и сосредоточивать на нем внимание, правильно оценивать свои достижения, воспитывать в себе волю и настойчивость в преодолении трудностей, ответственность и трудолюбие.

               В настоящее время имеется методическое обеспечение для осуществления методики дифференцированного подхода к оценке знаний и умений учащихся, включающее в себя:
• разноуровневые  тестовые задания для учащихся средних и старших классов, позволяющие осуществлять предварительный контроль  и указывающие на пробелы при изучении материала той или иной темы;

• разноуровневые  контрольные и зачетные билеты для старших классов для определения результатов обучения  по определенной теме;

• рабочие тетради, позволяющие расширить спектр проводимых работ по основным разделам школьного систематического курса физики, содержащие дифференцированные задания и разноуровневые  контрольные вопросы, позволяющие каждому ученику работать в индивидуальном темпе.

             Тестовая форма проверки качества знаний учащихся экономична  по времени, позволяет включить в задания требования стандарта. К тому же часть содержания ЕГЭ и государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов  представлена  в форме тестов. Чтобы узнать и зафиксировать реальный уровень подготовки по физике, целесообразно проводить тестирование систематически.

Систематическое тестирование — это и получение информации, и обратная связь, и возможность сравнения реально полученных результатов с ожидаемыми. Это важная составляющая в планировании образовательного процесса. 

Главное внимание в образовании уделяется не столько выяснению того, в какой мере обучающиеся усвоили основные знания, сколько выявлению их способности применять их для решения практических, познавательных, ценностно-ориентационных и коммуникативных задач.

Анализ результатов российских школьников в сравнительных международных исследованиях естественнонаучной грамотности PISA выявил дефициты  при выполнении практико-ориентированных заданий; заданий, требующих написания собственного текста с использованием естественнонаучной терминологии, заданий, проверяющих фундаментальные законы сохранения, методологические умения и умения по работе с графической информацией. Эти результаты   фиксируют дефициты метапредметных результатов обучения физике и подтверждают актуальность перехода к комплексной оценке учебных достижений.

Устная форма итоговой аттестации по физике, которая длительное время

использовалась в нашей стране, опиралась на проверку репродуктивной деятельности учащихся. Переход к итоговой аттестации в письменной форме изменил соотношение между проверяемыми в рамках итоговой аттестации видами деятельности: на первом этапе использовались измерительные материалы, ориентированные главным образом на применение знаний при решении задач. Существующие в настоящее время модели КИМ  по физике обеспечивают для индивидуальной оценки содержательную валидность по всем основным темам курса физики. Введение ФГОС, построенного на системнодеятельностном подходе, требует разработки перспективных моделей КИМ, обеспечивающих валидность по проверяемым видам деятельности в соответствии с планируемыми результатами освоения учебной программы по физике.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Роль оценки в преподавании физ ики Из опыта работы учителя физики Митрофановой Г.Т.

Слайд 3

Глубочайшим свойством человеческой природы является страстное стремление людей быть оцененным по достоинству. У.Джеймс

Слайд 4

Вопросы о том, как оценить уровень достижений ученика и что возможно оценить, относятся к «вечным» вопросам педагогики.

Слайд 5

Главная цель оценки в образовании – получение информации для принятия эффективных решений Основные задачи оценки: планировать дальнейшее обучение ранжировать учащихся, поделить их на группы обеспечить обратную связь повысить у учащихся мотивацию к учебе диагностировать проблемы учащихся оценить академические успехи учащихся (выставить оценки)

Слайд 6

Знание качества достигаемых результатов обучения – непременное условие успешной работы учителя, иначе его деятельность теряет смысл. Если учителю неизвестно, насколько плодотворна его деятельность, если он не знает, что сделано правильно и в чем допущены ошибки, то пропадает не только моральный стимул для труда, но и нельзя достичь поставленных целей.

Слайд 7

Диагностика не является порождением нашей современной эпохи. Понять , что ученики уже усвоили и насколько глубоко , педагоги старались всегда.

Слайд 8

Оценка любого типа может быть: формальной - планируемой заранее (например, итоговое тестирование) неформальной - незапланированной (например, наблюдение за поведением учащихся во время перерыва)

Слайд 9

Методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся: - повседневное наблюдение за работой учащихся - устный опрос (три его разновидности: индивидуальный, фронтальный, уплотнённый) - выставление поурочного балла - проверка домашних работ учащихся - контрольные работы - программированный контроль - тестирование

Слайд 10

Повседневное наблюдение за учебной работой учащихся . Этот метод позволяет учителю составить представление о том, как ведут себя учащиеся на занятиях, как они воспринимают и осмысливают изу­чаемый материал, какая у них память, в какой мере они проявляют сообразительность и самостоятельность при выработке практичес­ких умений и навыков, каковы их учебные склонности, интересы и способности. Не меньшее значение имеет изучение домашних усло­вий жизни и учебной работы школьников, степени их усидчивости и регулярности в овладении знаниями. Если по всем этим вопросам у учителя накапливается достаточное количество наблюдений, это позволяет ему более объективно подходить к проверке и оценке знаний учащихся, а также своевременно принимать необходимые меры для предупреждения неуспеваемости.

Слайд 19

Устный опрос – индивидуальный, фронтальный, уплотненный. Этот метод является наиболее распространенным при проверке и оцен­ке знаний . Сущность этого метода заключается в том, что учитель ста­вит учащимся вопросы по содержанию изученного материала и побуждает их к ответам, выявляя, таким образом, качество и полноту его усвоения. Поскольку устный опрос является вопросно-ответным способом проверки знаний учащихся, его еще иногда называют беседой.

Слайд 20

Будучи эффективным и самым распространенным методом про­верки и оценки знаний учащихся, устный опрос имеет, однако, и свои недочеты. С его помощью на уроке можно проверить знания не более 3-4 школьников. Поэтому в школьной практике применя­ются различные модификации этого метода и, в частности, фрон­тальный и уплотненный опрос, а также поурочный балл.

Слайд 21

Поурочный балл выставляется за знания, которые отдельные ученики про­являют в течение всего урока Так , ученик может дополнять, уточнять или углублять ответы своих товарищей, подвергающихся устному опросу. Потом он может приводить примеры и участвовать в отве­тах на вопросы учителя при изложении нового материала, проявлять сообразительность при закреплении знаний, обнаруживая, таким образом, хорошее усвоение изучаемой темы. Выставление по­урочного балла позволяет поддерживать познавательную актив­ность и произвольное внимание учащихся, а также делать более сис­тематической проверку их знаний.

Слайд 23

Практика уплотненного опроса привела к мето­дике письменной проверки знаний. Суть ее в том, что учитель раздает учащимся заранее подготовленные на отдельных листках бумаги вопросы или задачи и примеры, на которые они в течение 10-12 мин дают пись­менные ответы . Письменный опрос позволяет на одном уроке оценивать знания всех учащихся.

Слайд 24

. Контрольные работы. Это весьма эффективный метод проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся, а также их творчес­ких способностей. Сущность этого метода состоит в том, что после прохождения отдельных тем или разделов учебной программы учитель про­водит в письменной или практической форме проверку и оценку знаний, умений и навыков учащихся.

Слайд 25

В процессе своей деятельности учитель обязательно определяет и измеряет качество обучения, объясняет, применяет приемы управления за деятельностью учащихся и направляет ее. Он слышит ответы учащихся, проверяет их письменные работы, наблюдает за конкретными действиями, за поведением учеников и на основании своих личных впечатлений от поступающей к нему информации выводит заключение о степени успешности их деятельности.

Слайд 26

Виды контроля и оценки знаний, умений и навыков учащихся: - текущая проверка и оценка знаний, проводимая в ходе повседневных учебных занятий - четвертная проверка и оценка знаний, которая проводится в конце каждой учебной четверти - годовая оценка знаний, т.е. оценка успеваемости учащихся за год - выпускные и переводные экзамены

Слайд 27

«Тот, кого я учу, — это, прежде всего, живой человек, ребенок, а потом ученик. Оценка, которую я ставлю ему — это не только измеритель его знаний, но, прежде всего, мое отношение к нему как к человеку» (В.А. Сухомлинский «Сердце отдаю детям»).

Слайд 28

П о словам Амонашвили , отметка становится для одних детей «доброй феей, а для других – Бабой Ягой». Показателен в этом плане и социальный портрет оценки, выраженной в баллах, т.е. отметки:  торжествующая пятерка;  обнадеживающая четверка;  равнодушная тройка;  угнетающая двойка.

Слайд 29

Функции отметки: контролирующая (на каком уровне усвоен материал); стимулирующая констатирующая (занимается ученик по этому предмету или нет); уведомляющая (какой бал получил ученик за изученный материал); карательная (все нормально в учебе или пора принимать меры); регулирующая (позволяет добывать положительные отметки).

Слайд 30

Зачастую учащиеся не справляются с предлагаемой контрольной работой, зачетным билетом или тестовым заданием из-за того, что их ставят в очень жесткие рамки, среди предлагаемых задач бывают такие, условия которых непонятны ученику в силу его собственных психологических особенностей. Это приводит к тому, что ученик сразу теряет уверенность в получении положительной оценки и перестает работать.

Слайд 31

В каждом классе есть учащиеся, которые физику в дальнейшем изучать не будут, и это требует введения дифференцированного подхода к оценке знаний и умений учащихся, предполагающего такую организацию обучения, при которой школьники, обучаясь по одной программе, будут иметь право и возможность усваивать ее на различных планируемых уровнях, но не ниже уровня обязательных требований базового образовательного стандарта. Такая уровневая дифференциация позволяет одних учащихся готовить к вступительному экзамену по физике в вуз, а другим дать базовый минимум знаний.

Слайд 32

Психологическая установка учителя: « ученик обязан выучить все, что дает ему учитель», с точки зрения уровневой дифференциации должна звучать: «возьми столько, сколько можешь, но не меньше обязательного», т.е. главная педагогическая установка дифференциации обучения - формирование положительной мотивации у школьников: «все дети могут достичь обязательных результатов обучения по каждой теме».

Слайд 33

В основу оценивания кладется уровень общеобразовательной подготовки, достижение которого требуется в обязательном порядке от каждого учащегося, а критерии более высоких уровней строятся с учетом того, что достигнуто сверх базового уровня. Все это помогает школьникам сознательно овладевать изучаемым предметом, развивает их способности ориентироваться в большом объеме учебной информации, выделять главное и сосредоточивать на нем внимание, правильно оценивать свои достижения, воспитывать в себе волю и настойчивость в преодолении трудностей, ответственность и трудолюбие.

Слайд 34

В настоящее время имеется методическое обеспечение для осуществления методики дифференцированного подхода к оценке знаний и умений учащихся, включающее в себя: • разноуровневые тестовые задания для учащихся средних и старших классов, позволяющие осуществлять предварительный контроль и указывающие на пробелы при изучении материала той или иной темы; • разноуровневые контрольные и зачетные билеты для старших классов для определения результатов обучения по определенной теме; • рабочие тетради , позволяющие расширить спектр проводимых работ по основным разделам школьного систематического курса физики, содержащие дифференцированные задания и разноуровневые контрольные вопросы, позволяющие каждому ученику работать в индивидуальном темпе.

Слайд 35

Тестовая форма проверки качества знаний учащихся экономична по времени, позволяет включить в задания требования стандарта. К тому же часть содержания ЕГЭ и государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме представлена в форме тестов. Чтобы узнать и зафиксировать реальный уровень подготовки по физике, целесообразно проводить тестирование систематически.

Слайд 36

Систематическое тестирование — это и получение информации, и обратная связь, и возможность сравнения реально полученных результатов с ожидаемыми. Это важная составляющая в планировании образовательного процесса.

Слайд 37

Главное внимание в образовании уделяется не столько выяснению того, в какой мере обучающиеся усвоили основные знания, сколько выявлению их способности применять их для решения практических, познавательных, ценностно-ориентационных и коммуникативных задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль оценки в формировании Я-концепции личности учащегося

Это научно-методическая статья о том,какую роль играет школьная оценка в формировании Я-концепции личности учащегося....

Воспитывающая роль оценки на уроках труда.

Влияние педагогической оценки на личнсоть школьника огромно. Это и мера поощрения за проявленное усердие  , и мера наказания за небрежность, неумение и нежелание правильной организации своего тру...

Контроль уровня обученности как оценка качества преподавания английского языка в профильном классе.

публикация на тему: Контроль уровня обученности  как оценка качества преподавания английского языка в профильном классе....

Воспитывающая роль оценки на уроках технологии

Виды контроля , критерии оценки знаний и умений на уроках технологии....

Воспитывающая роль оценки на уроках технологии

Виды контроля , критерии оценки знаний и умений на уроках технологии....

Повышение роли оценки и самооценки на уроках музыки и во внеурочное время.

Данная работа явлется обобщением многолетнего опыта работы в школе по предмету музыка и посвящена теме повышения роли оценки и самооценки учащихся на уроках музыки....

Воспитывающая роль оценки на уроках технологии

В своей работе убеждена, в огромном влиянии педагогической оценки на личность школьника в целом. Это и мера поощрения за проявленное усердие, и мера наказания за небрежность, неумение и нежелание прав...