Главные вкладки

    Роль оценки в формировании Я-концепции личности учащегося
    материал (психология) по теме

    Это научно-методическая статья о том,какую роль играет школьная оценка в формировании Я-концепции личности учащегося.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл nauchno-metod.statja.docx19.7 КБ

    Предварительный просмотр:

    Научно-методическая статья.

    Роль оценки в формировании Я-концепции личности учащегося.

              В методической литературе школьная оценка часто рассматривается как результат контроля над педагогическим процессом и его итогами. Даётся классификация педагогической оценки по видам:

    - качественные и количественные

    - текущие, рубежные, итоговые

    - положительные (согласие, одобрение, ободрение, поощрение), отрицательные (замечание, порицание) и смешанные.

              Общеизвестны и педагогические требования к оценке: индивидуальный характер, дифференцированный подход, систематичность контроля и оценивания, разнообразия форм, единство требований, объективность, мотивированность, гласность. Но в последнее время острее встают вперёд педагогами психологические аспекты проблемы, так как школьная практика выявляет ряд негативных явлений, связанных с педагогической оценкой. Почти полностью игнорируется роль оценки в развитии личности, которая формируется целиком на основе оценок окружающих людей. Занижения Я-концепции у таких детей приводит к имеющимся в последние годы депрессиям, приводящим иногда даже к самоубийству учащихся, регулярно получающих неудовлетворительные оценки. Это возникает тогда, когда отметка становится средством принуждения, власти учителя над учеником, орудием психологического давления на него. Отсюда, отметка-это оружие власти.

              Как результат познавательной деятельности ученика отметка часто сравнивается с его личности в целом, сортирует учащихся на «хороших» и «плохих». Здесь отметка является ярлыком.

              Названия «троечник», «двоечник» взывает чувство ущербности, унижения либо приводят к равнодушию к учёбе. Ученик по своим посредственным или удовлетворительным оценкам сначала делает заключение о неполноценности своих знаний, способности, а затем и своей личности (Я-концепция).

              Сама по себе пятибалльная система содержит необъективность. Эта система оценок очень груба и не даёт возможности учесть даже явные различия и оттенки знаний, достижений. Средний балл успеваемости оказывается безотносительным к содержанию контроля, не учитывает динамику развития ученика.

              Иногда учителя склонны замечать прежде всего теневые стороны поведения (ошибку, неумение, незнание), акцентировать недостатки учеников, превращая их в критерии оценивания. Это порождает у младших школьников эмоции страха перед оценкой, неуверенность в своих силах, а у старших вызывает протесты, противодействие. Монополия учителя на оценку не способствует развитию самоанализа и самооценки учащихся.

             «Проблемы двойки» состоит и в том, что это- непереводная оценка и является основанием для второгодничества и отсева. Иначе говоря, двойка решает во многом судьбу личности и в целом представляет большую социальную проблему. Текущая двойка вызывает отрицательные эмоции, психологический конфликт ученика с самим собой, с учителем, с предметом, школой.

              Психологами разработаны рекомендации по оцениванию работы учащихся на уроке:

    1. В основе оценки должны лежать понимания детского незнания, гуманный подход, бесконфликтность учебной ситуации, вера в творческие силы детей.
    2. Формирование положительной Я-концепции личности. При организации обучения вообще и контроля , в частности, важно создавать у учеников « радость успеха».  Даже  самый маленький успех воодушевляет детей. Воспитательная функция оценки должна быть направлена на формирование уверенности в своих силах, защищённости. Оценка и отметки должны превратиться  из орудия принуждения и запугивания учащихся в инструмент положительного стимулирования. Похвала, положительная ( пусть даже авансированная) оценка- своеобразный рычаг, без которого невозможно сформировать положительную  Я-концепцию и перевернуть «мир» неуспеваемости.
    3. Бесконфликтность учебной ситуации. Дети очень чувствительны к оценке их учителем. Младшие школьники всё ещё не в состоянии отделить оценку выполнения отдельнлго задания от оценки  себя в целом. Слова « ты сделал это плохо» они понимают как «ты плохой» и расценивают как проявление отрицательного отношения к себе со стороны учителя. Особенно глубокие психологические  травмы приносит двойка( даже если она поставлена с соблюдением всех норм и правил). Вот почему В.Ф. Шаталов изобрёл действенный методический приём: вместо двойки он оставляет свободное место-«дырку» в оценочном листе. «Дырка» напоминает о проблеме в знаниях, но не травмирует ребёнка.
    4. Важно,чтобы оценка воспринималась учащимися как справедливая: необходимо её обосновать,аргументировать. Не следует злоупотреблять сравнением учеников друг с другом ( лучше сравнивать  ученика с самим собой, выявляя и подчёркивая его индивидуальные достижения).
    5. Участие коллектива в оценивании. Личностный подход предполагает привлечение к оцениванию самих учащихся. Проведение общественных смотров знаний, контроль учениками-консультантами, взаимоконтроль, самоконтроль должны часто практиковаться на уроках. Во всех случаях следует стремиться к признанию данной ученику оценки в общественном мнении коллектива.
    6. Немаловажную роль в оценивании деятельности учащегося играют гласность оценки, постоянная возможность исправлять и улучшать оценку ( открытые перспективы по В.Ф. Шаталову),замена количественной оценки качественной. Практика показывает , что балльная система ещё далеко не исчерпала свои возможности. Однако в ряде ситуаций,в определённые возрастные периоды, по некоторым вопросам и даже дисциплинам целесообразно отказываться от количественной оценки, больше использовать качественную. Так, например, в начальной школе Ш.А.Амоношвили отметок нет, их заменяют показы работ учеников, итоговые характеристики.
    7. Таким образом ,система и методика школьного оценивания могут быть значительно улучшены – дополнены, углублены, расширены с помощью:
    8. -дифференциации оценки различных видов знаний, умений и способностей.

    -Применение оценки изменения качеств ребёнка вместо оценки их состояния

    ( А.М.Кушни)

    -Применения системы рейтингового накопления оценки в виде зачётной книжки( И.П.Волков),карточек(пакеты Ш.А.Амоношвили и др.)

    -Введения дополнительных (качественных) характеристик уровня самостоятельности, отношения к делу, творческих проявлений (И,П.Волков, Ш.А.Амоношвили).

            Эти и другие дополнения всё более отражают тенденцию к комплексной, содержательной оценке, дающей личности более широкие возможности для удовлетворения и развития потребностей самосовершенствования, формирования положительной Я-концепции личности учащегося.

                                                                                                            Кикбаева Х.М. учитель немецкого языка

                                                                                                                           МКОУ «Карагалинская СОШ»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование социально- адаптированной личности учащихся с ОВЗ посредством участия в выставках детского творчества

    Регулярное участие детей с ОВЗ в конкуосных мероприятиях, в том числе и выставках детского творчества - неотъемлемая часть педагогического процесса,способствующего формирванию гармоничной,социально- а...

    Формирование технологической культуры личности учащихся через проектную деятельность на уроках технологии

    Формирование технологической культуры личности учащихся через проектную деятельность на уроках технологии...

    Воспитательная система класса на основе концепции «Формирование образа жизни личности учащегося, достойного Человека »

    Главный  критерий  « лучшего  учителя» -образованность  и  воспитанность  его  учеников,  богатство  их  внутреннего  духовного  мира ...

    Родительское собрание "Роль семьи в формировании позитивной самооценки личности выпускника основной школы"

    Роль семьи в формировании позитивной самооценки личности выпускника основной школы...

    Роль географии в формировании всесторонне развитой личности

    Учитывая нарастающие процессы глобализации мирового социума, одной из воспитательных задач данного комплекса является воспитание человека мира — человека, свободно ориентирующегося в море информ...