Урок по теме "Тепловые явления" Класс 8.
методическая разработка по физике (8 класс) на тему

Тема. Тепловые явления

Класс 8.

Тип урока. Повторительно-обощающий. (Урок-сказка).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-skazka_novaya.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Тепловые явления

Класс 8.

Тип урока. Повторительно-обощающий. (Урок-сказка).

Задачи:

1) обеспечить в ходе урока повторения, закрепления основных понятий, формул; проверить умения применять формулы для решения задач, решать качественные задачи;

2) формировать умения анализировать, навыки  поисковой  познавательной деятельности, критичность мышления.

3) поддерживать интерес к физике, показывая применение физических явлений на практике.

Оборудование: теплоприемник, термос, лист картона, монета, кубик с формулами, рычажные весы, спички, свеча, стеклянная цилиндрическая трубка.

Форма этого урока сказки - необычна для ребят и они всегда воспринимают его с большим интересом, сопереживая герою сказки и вместе с тем повторяя сконцентрированный в содержании урока учебный материал по этой теме.

Ход урока

Развивающие задания, упражнения

        Ребята! Сегодня у нас урок -  сказка. Слушайте внимательно, да физику вспоминайте.

Но и тетради приготовьте, они вам понадобятся. Запишите число и тему урока:  Итак:      

      «В некотором царстве, в некотором государстве жили -  были царь с царицей. И была у них дочь-Настасья Премудрая. Красавица писаная, а уж рукодельница! Всё умела!

Но больше всего физику она любила. У неё даже комната была, где она целыми днями физические опыты ставила. И всё шло хорошо. Но однажды налетел чёрный вихрь и унёс Настасью неизвестно куда.

      Кликнул тут царь клич: кто спасёт мою дочь, тому я её в жёны отдам» нашёлся храбрец:

Иван - крестьянский сын собрался он в дорогу и пошел, куда глаза глядят.

       Идет, а навстречу ему старушка. «Куда путь держишь?» - спрашивает. Рассказал ей Иван.  «Нелегко тебе придётся» - говорит она. – Ведь спасти Настасью Премудрую, может только тот, кто физику хорошо знает». «Вот и хорошо – отвечает Иван – уж что -что, а физику – то я знаю!» Дала тогда ему старушка клубок и говорит: - Он отведёт тебя куда нужно, но волшебным он станет лишь тогда, когда ты ответишь на вопросы:

  1. О чём идёт речь:

Задумался Иван

-«А ну-ка, ребята, давайте ему поможем!»

(уч-ся дают ответ)

Покатился клубок, привёл Ивана к двум деревьям.  А на нём вместо зелёных листьев, листочки бумаги висят. Хотел Иван мимо пройти да услышал голос:  

-Ребята, а кто из вас может выполнить это задание?

(К доске выходит - по желанию - ученик и выполняет задание)

«Не успел Иван справиться с заданием, а» уж перед ним зелёной листвой шумят настоящие деревья: «Спасибо, Иван, за то, что оживил нас»

Покатился клубок дальше. Идёт Иван за ним глядь - перед ним старичок на пеньке сидит. Хотел, было, Иван мимо пройти, а он и говорит: «Погоди добрый молодец! Дальше не пройдешь коли не ответишь на мои 4 вопроса». «Задавай», - говорит Иван, и услышал:

Справился Иван с заданием и пошел дальше, а клубок покатился так быстро, что Иван за ним еле поспевал. Вдруг впереди болото: не обойти, не объехать. Что делать? Сел Иван на камень, да призадумался. И слышит, будто зовет его кто-то. Поднял голову, а на ветке  синичка сидит.

«Отодвинь – говорит – камень, на котором сидишь. Там - письмо заветное. Сумеешь, ответы найти - откроется тебе невидимая тропинка через болото, а не сумеешь - не видать тебе Настасьи Премудрой!»

  1. Отодвинул Иван камень, а под ним и впрямь письмо, а в нем задания. Первое - дописать концы фраз:

(Ребята « вместе с Иваном» записывают в тетрадях: 1) тепловое движение, 2) внутренняя энергия, 3) теплопередача, 4) плавление, 5) испарение.

«Да… Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Справился Иван с первым заданием, взялся за второе, а оно не простое:

 

 «Как только выполнил Иван это задание, увидел он тропинку где болото, а клубок покатился по ней. Идет Иван, торопится вдруг остановился клубок. Пригляделся Иван. А впереди ров глубокий: не обойти, не перепрыгнуть. Что делать? Смотрит, а на самом краю рва  камень огромный стоит, а на нем слова написаны: если поднимешься по ступенькам этой лестнице кроссворда, то перекинется через ров мост, а не пройдешь,- так и останешься на этой стороне».

Отгадал Иван (и ребята вместе с ним) кроссворд, перекинулся мост через ров, дальше пошел Иван.

Дошел до ворот в подземелье, а там большой замок на дверях висит и чтобы тот замок открыть, надо объяснить опыты:

Объяснил Иван (и ребята вместе с ним) опыты, а замок не открывается – ключ нужен! Чтобы его получить, надо решить расчетные задачи(учащиеся работают индивидуально по карточкам, меняются вариантами и проверяют друг друга).

Замок открывается и выходит Настасья Премудрая. Вот и сказке конец, а кто все правильно решил – молодец!

« Я энергию очень люблю

И её на расстоянии возьму

Подставлю свой светлый бочок

Получу энергии лишь малый кусок

А подставлю я свой чёрненький бочок

Получу энергии большой, большой кусок»

О  каком   приборе идёт речь?  (теплоприёмник)

- Я очень практичный

И очень удобный.

Попользуйся мной и будешь довольный

Два  своих качества очень ценю

Плохо тепло пропускаю и отдаю (термос)

  1. Дано: лист картона, монета за 1 мин продемонстрировать, каким образом м/о изменить (увеличить) внутреннюю энергию монеты.

«Помоги нам Иван; брось кубик три раза, Запиши формулу на доске и поясни формулу»

1. На чашке уравновешенных рычажных весов поставили два одинаковых стакана с горячим и холодным чаем. Вначале весы были в равновесии, но оно быстро нарушилось. Почему?

2. Правильно ли художник изобразил явление Теплопроводности

3. В каком из чайников (а или б) кипяток остынет быстрее?

4. Уравновешены весы если поднести горячую спичку под одну из чашек, то равновесие нарушается. Почему?  

        1) беспорядочное движение частиц, из которых состоят    тела называют…

  1. Энергию движения и взаимодействия частиц, из которых состоит тело, называют…
  2.  Процесс изменения внутренней энергии без совершения работы над телом или самим телом называется…
  3. Переход вещества из твердого состояния в жидкое, называют…
  4. Парообразование, происходящее с поверхности жидкости, называется…

А.Вознесенский. Из стихотворения «Мороз»

Помнишь время молодое?

Мы врывались на пари,

Оставлял пол – ладони,

Примороженной к двери.

Почему «пол – ладони» оказалось «примороженной к двери»? Объясните это» с точки зрения физики.

(Ответ: Металлы, обладая большей, чем дерево теплопроводностью активно «отводит» тепло от руки,  вследствие чего влага, имеющаяся в ее порах и на ней быстро охлаждается до температуры кристаллизации и примерзает).

Третье задание:

Опыт.  Зажгите стеариновую свечу, накройте  ее стеклянной  цилиндрической трубкой. При этом пламя уменьшается и может погаснуть. Почему?

Если трубку приподнять, то свеча горит ярче. Почему?

Если трубку не поднимать и опустить в нее бумажную перегородку, не доходящую до пламени, то оно увеличивается. Почему?

(К/а горячую свечу нагревают трубкой, доступ О2 к свече ухудшается. Пламя ее уменьшается. При подъеме трубки уменьшается доступ О2 к горящей свече тяга.

Бумажная перегородка делит трубку на две части. По одной из них перемещаются вверх теплые струи воздуха, содержащие продукты горения, а по другой вниз, т.о. улучшается условия доступа кислорода, процесс горения уменьшается, пламя свечи увеличивается.)

Ф/Ш. №6 (94 стр.32)     самостоятельно делают в тетради

(6 мин.)

1)температура

2)охлаждение

3)плавление

4)жидкость

5)топливо

6)график

Л.А. Горев «Занимательные опыты по физике»/ М.: Просвещение, 1977г. (опыты №113, №116, №114)

Опыт. Несгораемый мешок с деньгами.

Для опыта 5-10 пятикопеечных монет помещают в батистовый мешочек и нагревают на пламени спиртовки.

Сборник задач по физике. Л. Я. Лукашик.