Поурочное планирование по физике 11 класс
календарно-тематическое планирование по физике (11 класс) на тему

Поурочное планирование по физике в формате "ГОД ЗА ДВА" для 11 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fizika-11._bazovyy_uroven.docx57.5 КБ

Предварительный просмотр:

ФИЗИКА. БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ

11 класс. 70 учебных часов, из них 2 ч. — резервное время

№ урока

Тема урока

Формируемые знания

Формируемые умения, основные виды познавательной деятельности

Практическая часть

Домашнее задание

1. Научный метод познания природы (1 час)

Физика — фундаментальная наука о природе. Эксперимент и теория в процессе познания природы

Предмет изучения физики.

Основные разделы физики.

Физические величины, обозначения, единицы измерения.

Физические явления, примеры и попытки объяснения.

Физические модели.

связь физики с химией, биологией, географией.

Открытие физических законов.

Погрешности измерений физических величин..

Научные гипотезы. Модели физических явлений. Физические законы и теории. Границы применимости физических законов, физическая картина мира.

Производить измерения физических величин и оценивать границы погрешностей измерений.

Высказывать гипотезы для объяснения наблюдаемых явлений

Предлагать модели явлений. Указывать границы применимости физических законов, приводить примеры влияния открытий в физике на прогресс в технике и технологии производства. Оценка границ погрешностей и представление их при построении графиков

Презентация «Физическая картина мира»

Определение цены деления прибора (амперметр, мензурка, часы, линейка, динамометр)

Физика-10. Введение

2. Механика (15часов)

Кинематика (5 ч.)

Механическое движение. Система отсчета. Уравнения движения

Системы отсчета. Скалярные и векторные физические величины. Вектора и проекции векторов. Материальная точка. Способы описания движения.

Траектория, путь, перемещение.

Представлять механическое движение тела уравнениями зависимости координат и проекций скорости от времени.

Приводить примеры, в которых координату движущегося тела в любой момент времени можно определить, зная его начальную координату, скорость и ускорение

Опыт - Демонстрационная линейка, тележки

Физика-10, «Механика», введение, стр. 10; § 1-3

Виды движения

-по характеру траектории

- по характеру скорости

Скорость. Уравнение движения.

Относительность движения.

Сложение скоростей. Средняя скорость. Мгновенная скорость. Ускорение

Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью.

Определить координаты, пройденный путь, скорость и ускорение тела по уравнениям зависимости координат и проекций скорости от времени

Построение и чтение графиков движения. —Приводить примеры прямолинейного и криволинейного движения тел;

—называть условия, при которых тела движутся прямолинейно или криволинейно;

—вычислять модуль центростремительного ускорения по формуле        a_ц=v^2/R

Физика-10, § 4-6

Решение задач по кинематике

Повторение и систематизация учебного материала по кинематике. Построение обобщающей схемы, отражающей связь понятий в теме. Повторение основных видов движения и способов их аналитического и графического описания

Определение кинематических характеристик движения с помощью графиков.

—Решать расчетные задачи с применением формулы

s_x=v_0x t+(a_(x ) t^2)/2

—приводить формулу

s_x=(v_0+v_x)/2 t

к виду

s_x=(v_x^2-v_0x^2  )/(2a_x )

—доказывать, что для прямолинейного равноускоренного движения уравнение

x=x_0+s_x  

может быть преобразовано в уравнение

x=x_0+v_0x t+(a_(x ) t^2)/2

- решение задачи на расчет времени и места встречи двух тел

Физика-10, § 7-14

Физика-10, § 15-17

Контрольная работа № 1 Кинематика

– владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умение предвидеть возможные результаты своих действий

Таблица «Силы в природе»

Динамика (5 ч.)

Сила, масса. Законы Ньютона

Масса и сила. Способы измерения сил. Инерциальные системы отсчёта. Межпредметные связи с математикой (соотношения в прямоугольном треугольнике, проекции вектора и др.)

Решение качественных, количественных, экспериментальных и графических задач по динамике с использованием кинематических уравнений движения тел

Сравнение сил. Приемы изображения на чертежах и способы нахождения проекций сил на оси выбранной системы координат (системы отсчета).

ОПЫТ 1

Оборудование: стакан, картон.

Ход работы:

1. Поставить стакан на картон.

2. Медленно потянуть за картон.

3. Быстро выдернуть картон.

4. Описать движение стакана в обоих случаях.

5. Сделать вывод.

ОПЫТ 2

Демонстрация: Равнодействующая сила.

Цель: Показать обучающимся зависимость равнодействующей силы от направления составляющих сил.

Оборудование: 3 динамометра демонстрационных, брусок с крючками на обеих сторонах.

Физика-10, § 18-20

Заполнение таблиц «Силы в природе» и «Законы Ньютона».

Силы в природе. Сила тяжести и сила всемирного тяготения

Равнодействующая сила. Силы в природе. Сила тяжести. Закон всемирного тяготения.

Вес тела, невесомость

Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах

Измерять массу тела. Измерять силы взаимодействия тел. Вычислять значения сил и ускорений. Применять закон всемирного тяготения при расчётах сил и ускорений взаимодействующих тел.

—Из закона всемирного тяготения

выводить формулу

g=(GM_з)/r^2

Решение задач на вычисление веса, перегрузки, первой космической скорости.

Демонстрация: Взаимодействие тел.

Цель: Показать обучающимся взаимодействие двух тел.

Оборудование: Тележка с прикрепленной к ней упругой пластиной, тележка, нить, спички.

Физика-10, § 21-23

Силы электромагнитной природы: сила упругости и сила трения

Закон Гука. Жесткость. Виды трения. Трение –«полезное и вредное». Коэффициент трения.

Знакомство учащихся с силами по обобщенному плану ответа:

1. Название, определение и единица силы.

2. Причины ее возникновения.

3. Точка приложения, направление силы и ее графическое изображение

4. Факторы, от которых зависит модуль силы. Расчетная формула

5. Способ измерения силы.

6. Примеры проявления силы в природе, технике и быту.

7. Движение тел под действием данной силы

Решение комбинированных качественных задач на движение тела под действием сил упругости и тяжести: конический маятник, нитяной маятник, движение тел по закругленной поверхности, по наклонной плоскости без учета сил трения, Динамометр (старый и новый), наборы полосовой резины, линейки,

комплект «Виды деформаций"

Физика-10, § 24

Лабораторная работа № 1 «Динамометр. Изучение зависимости деформации пружины от величины нагрузки. определение коэффициента трения скольжения деревянного бруска по поверхности стола.»

Экспериментально определять жёсткость пружины и коэффициент трения скольжения

Сравнение результатов и получение вывода точности измерений и об использовании различных методов исследования для изучения одного и того же явления

Оборудование: Штатив, пружины, динамометр, набор грузов

Физика-10, § 27-30, 33

Решение задач по темам «Кинематика» и «Динамика»

Движение под действием нескольких сил. Движение тел по наклонной плоскости. Движение по окружности. Движение системы связанных тел.

Описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физические величины: путь, скорость, ускорение, масса тела, плотность вещества, сила, давление, импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма, сила трения. При описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами

Качественные и графические задачи на относительное направление векторов скорости, ускорения и силы, а также на ситуации, описывающие движение тел для  случаев, когда силы, приложенные к телу, направлены вдоль одной прямой. Алгоритм решения задач по динамике. Равнодействующая сила

Рымкевич А.П., №№ 271, 282, 296, 305

Законы сохранения (7 ч.)

Закон сохранения импульса

Закон сохранения импульса

Закон для абсолютно упругого и неупругого взаимодействий. Алгоритм решения задач на ЗСИ

Применять закон сохранения импульса дли вычисления изменений скоростей тел при их взаимодействиях. Особое внимание — необходимости выделения физического состояния системы до и после взаимодействия, а также выполнению схематического рисунка и перехода от векторной записи закона сохранения импульса к записи в проекциях.

Воздушный шарик, модель ракеты.

Физика-10, § 38, 39

Кинетическая энергия и работа

Механическая работа, мощность силы. Энергия, кинетическая энергия.

Измерять и вычислять работу сил и изменение кинетической энергии тела.

Физика-10, § 40-43

Потенциальная энергия и работа силы тяжести

Потенциальная энергия тела в гравитационном поле.

Потенциальная энергия упруго деформированного тела.

Вычислять потенциальную энергию тел в гравитационном поле.

Находить потенциальную энергию упруго деформированного тела.

Физика-10, § 44

Закон сохранения механической энергии

Понятия, физические величины и их единицы: импульс силы, система тел, замкнутая система, механическая работа, потенциальная и кинетическая энергия, мощность, равновесие тел и виды равновесия, упругий и неупругий удары, плечо силы, момент силы. ЗСИ, теорема о кинетической энергии, ЗСЭ, правило моментов.

Применять закон сохранения механической энергии при расчётах результатов взаимодействий тел гравитационными силами и силами упругости.

Повторение законов сохранения в механике и основных понятий темы с помощью обобщающей схемы.

Демонстрация – модель МЕРТВОЙ ПЕТЛИ

Физика-10, § 45-47

КПД и мощность. Простые механизмы. Золотое правило механики

Лабораторная работа № 2

Анализ комплексных задач с использованием закона сохранения полной механической энергии. Нарушение закона сохранения полной механической энергии, если в системе действуют неконсервативные силы (силы трения) и механическая энергия переходит в другие формы.

Простые механизмы: рычаги, подвижный и неподвижный блоки, полиспаст, наклонная плоскость, винт, клин.

Экспериментально определять значения потенциальной энергии поднятого над землей тела и упруго деформированной пружины. Экспериментальная проверка «Золотого правила механики»

Оборудование: Рычаг, блок, верёвка, набор грузов. Направляющая рейка и каретка, динамометр, штатив, набор грузов, линейка

Рымкевич А.П., №№ 357-360

Определение ускорения свободного падения при помощи математического маятника

Лабораторная работа № 3

Механические колебания и волны. Гармонические колебания. Математический маятник.

Исследовать зависимость периода колебаний математического маятника от его длины, массы и амплитуды колебаний.

Исследовать зависимость периода колебаний груза на пружине от его массы и жёсткости пружины. Научиться воспринимать, анализировать, перерабатывать и предъявлять информацию в соответствии с поставленными задачами.

Оборудование – штатив, нитка, груз, линейка, секундомер, набор пружин, динамометр.

Физика-11, § 18-21

Контрольная работа № 2 Механика

Индивидуальный вариант обобщающей работы по теме

3. Молекулярная физика (9 часов)

Основы молекулярно-кинетической теории

Атомистическая теория строения вещества. Основные положения МКТ. Основное уравнение МКТ. Экспериментальные основания МКТ.

Размеры молекул. Броуновское движение.

Силы взаимодействия молекул.

Установление межпредметных связей с химией: относительная атомная масса (Мг), молярная масса вещества (М), масса молекулы (атома) — т0, количество вещества (v), число молекул (N), постоянная Авогадро

Демонстрация: Диффузия.

Оборудование: Стакан с водой, марганцовка, духи.

Физика-10, § 53-56

Молекулярно-кинетическая теория идеального газа

Абсолютная температура. Связь средней кинетической энергии теплового движения молекул с абсолютной температурой.

Температура и тепловое равновесие. Определение температуры. Энергия теплового движения молекул. Измерение скоростей молекул газа

Вычислять среднюю кинетическую энергию теплового движения молекул по известной температуре вещества. 

Демонстрационная модель –распределение Максвелла

Физика-10, § 57-60

Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы

Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы – изотермический, изобарный, изохорный.

Определять параметры вещества в газообразном состоянии на основании уравнения состояния идеального газа.

Представлять графиками  изохорный, изобарный и изотермический процессы.

Физика-10, § 63-66

Решение задач по теме «Газовые законы»

Общий обзор МКТ как физической теории с выделением ее оснований, ядра, выводов-следствий, границ применимости

Самостоятельная разработка плана проведения эксперимента учащимися и его осуществление                            

Влажность воздуха (принцип устройства и работы гигрометра)

Взаимные превращения жидкостей и газов

Измерение влажности воздуха.

Лабораторная работа № 4

Насыщенный пар. Давление насыщенного пара. Влажность воздуха.

Измерять влажность воздуха

Работа с психрометром и психрометрическими таблицами

Физика-10, § 68-71

Внутренняя энергия. Необратимость процессов в природе.

Внутренняя энергия. Работа в термодинамике. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии.

Количество теплоты. Уравнение теплового баланса.

Исследовать экспериментально тепловые свойства вещества. Измерять количество теплоты в процессах теплопередачи.

Рассчитывать количество теплоты, необходимой для осуществления заданного процесса с теплопередачей.

Проведение урока как повторительно-обобщающего: увеличение доли самостоятельной работы учащихся на уроке (организация самостоятельной деятельности с учебником, справочниками, таблицами-схемами фазовых переходов первого рода, графиком изменения температуры вещества при тепловом процессе)

Физика-10, § 73-76

Первый закон термодинамики

Применение первого закона термодинамики к различным процессам.

Графический способ решения задач.

Рассчитывать количество теплоты, необходимой для осуществления процесса превращения вещества из одного агрегатного состояния в другое. Рассчитывать изменения внутренней энергии тел, работу и переданное количество теплоты на основании первого закона термодинамики.

Представление в виде таблицы вопроса «Применение первого закона термодинамики к различным изопроцессам в газе».

Физика-10, § 78-81

Принцип действия тепловых двигателей. КПД тепловых двигателей

Принципы действия тепловых машин. Проблемы энергетики и охрана окружающей среды.

Объяснять принципы действия тепловых машин.

Уметь вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии, открыто выражать и отстаивать свою точку зрения.

Физика-10, § 82, 83

Молекулярная физика

Контрольная работа № 3

Индивидуальный вариант обобщающей работы по теме

4. Электродинамика (18 часов)

Электростатика (4 ч.)

Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда

Электрический заряд и элементарные частицы. Закон сохранения заряда.

Обеспечить усвоение учащимися явления электризации признаков, свойств, особенностей явления.

Демонстрация электризации тел, существования двух видов электрических зарядов - Штатив, нити, палочки, фольга,

Физика-10, § 84

Закон Кулона

Закон Кулона. Единица электрического заряда.

Вычислять силы взаимодействия точечных электрических зарядов

Физика-10, § 85, 86

Электрическое поле

Напряжённость электрического поля. Силовые линии. Поле точечного заряда и заряженного шара. Потенциальная энергия заряженного тела в однородном электростатическом поле.

Характеристика  поля  по  обобщенному плану:

1.        Существование и экспериментальное доказательство .

2.        Источники поля (чем порождается).

3.        Как обнаруживается (индикатор поля).

4.        Основная характеристика, количественный закон.

5.        Графическое представление поля (линии поля, их особенности).

6.        Виды полей (однородное, неоднородное, потенциальное, непотенциальное).

Устройство и действие электроскопа.

Проводники и изоляторы.

Электризация через влияние.

Физика-10, § 88-90

Потенциал электростатического поля и разность потенциалов. Конденсатор.

Самостоятельная работа

Связь между напряжённостью электростатического поля и разностью потенциалов. Эквипотенциальные поверхности.

Электроёмкость. Единицы электроёмкости. Конденсатор. Энергия заряженного конденсатора. Применение конденсаторов.

Вычислять потенциал электрического поля одного и нескольких точечных электрических зарядов.

Измерять разность потенциалов.

Устройство конденсатора.

Энергия заряженного конденсатора.

Источники постоянного тока.

Физика-10, § 93-98

Постоянный ток (7 ч.)

Электрический ток. Сила тока

Закон Ома для участка цепи. Сопротивление.

Электрические цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников характеризующие электрический ток. Сила тока. Единица силы тока. Амперметр.

Физические величины – характеристики цепи, правила включения амперметра и вольтметра  в цепь. Определение заряда, проходящего через проводник.

Измерение силы тока амперметром.

Сборка цепи с последовательным соединением элементов (фронтальный опыт).

Физика-10, § 100-102

Последовательное и параллельное соединения проводников

Лабораторная работа № 5

Проверка основных закономерностей последовательного и параллельного соединений проводников (резисторов), а также справедливости формул для определения эквивалентного сопротивления.

Измерение силы тока в разветвленной электрической цепи. Наблюдение постоянства силы тока на разных участках неразветвленной электрической цепи.

Оборудование - амперметр, вольтметр, провода, реостаты, резисторы, ключ, лампочка

Физика-10, § 103

Работа и мощность постоянного тока

Формула и единицы работы тока

Способы измерения работы тока

Формулы и единицы мощности тока.

Измерять мощность электрического тока. Переводить кВт•ч в Дж

Рассчитывать работу и мощность тока

Нагревание током проводника. Приборы, использующие тепловое действие тока: электроплитка, лампа накаливания, патрон лампы, утюг, паяльник, кипятильник, предохранитель и т. п.

Физика-10, § 104

Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи

Источники постоянного тока. ЭДС. Закон Ома для полной электрической цепи.

Выполнять расчёты сил токов и напряжений на участках электрических цепей.

Составлять рассказ о законе Ома по плану.

Читать графики зависимости силы тока от напряжения

Находить сопротивление проводника по графику I(U)

Физика-10, § 105, 106

Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока

Лабораторная работа № 6

Собирать электрические схемы, измерять ЭДС источника тока, а также путем косвенных измерений определять его внутреннее сопротивление.

Оборудование - амперметр, вольтметр, провода, реостаты, резисторы, ключ, лампочка, источник питания на 42 вольта

Физика-10, § 107

Электрический ток в различных средах.

Электрический ток в металлах, электролитах, газах и вакууме.

Электронная проводимость металлов.

Зависимость сопротивления проводника от температуры.

Сверхпроводимость.

Электрический ток в жидкостях. Закон электролиза

Умение объяснять понятия полупроводник, его свойств и особенностей, влияние  примесей в  полупроводнике на его свойства, понимание  причин и условий тока в жидкостях, причин и условий тока в газах.

Физика-10, § 108, 109, 112-114

Контрольная работа № 4

Электростатика. Законы постоянного тока

Рымкевич А.П., №№ 814-817

Магнитные явления (7 ч.)

Магнитное поле

Взаимодействие токов. Вектор магнитной индукции. Модуль вектора магнитной индукции. Индукция магнитного поля.

Линии магнитной индукции. Сила Ампера.

Электроизмерительные приборы. Действие магнитного поля на движущийся заряд. Сила Лоренца. Магнитные свойства вещества

Вычислять силы, действующие на проводник с током в магнитном поле.

Вычислять силы, действующие на электрический заряд, движущийся в магнитном поле.

Набор постоянных магнитов, катушек с током

Физика-11, § 1-3

Взаимодействие постоянного тока с магнитным полем

Лабораторная работа № 7

Понятия: постоянный магнит, полюс магнита, магнитная буря, магнитная аномалия

Исследовать взаимодействие тока с постоянным магнитом.

Проверка факта  зависимости направления магнитных линий от направления силы тока в проводнике

Оборудование: магнит полосовой, дугообразный, катушка с током, источник питания на 42 вольта, ключ, соединительные провода

Физика-11, § 4-7

Электромагнитная индукция

Магнитный поток. Направление индукционного тока. Вихревое электрическое поле. ЭДС индукции в движущихся проводниках. Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля тока.

Электродвигатель. Индукционный генератор электрического тока.

Объяснять принцип действия электродвигателя. Объяснять принцип действия генератора электрического тока.

Опыты Фарадея. Установление причинно-следственных связей и объяснение возникновения индукционного тока во всех случаях. (Фронтально)

Физика-11, § 8-11

Явление электромагнитной индукции

Лабораторная работа № 8

Правило Ленца. Закон электромагнитной индукции.

Исследовать явление электромагнитной индукции

Опыты Фарадея. Установление причинно-следственных связей и объяснение возникновения индукционного тока во всех случаях.

(индивидуально)

Физика-11, § 12-17

Решение задач по теме «Магнитные явления»

Формулировать правило правой руки для соленоида, правило буравчика;

—определять направление электрического тока в проводниках и направление линий магнитного поля

—Применять правило левой руки;

—определять направление силы, действующей на электрический заряд, движущийся в магнитном поле;

—определять знак заряда и направление движения частицы

—Записывать формулу взаимосвязи

модуля вектора магнитной индукции B магнитного поля с модулем силы F, действующей на проводник длиной l, расположенный перпендикулярно линиям магнитной индукции, и силой тока I в проводнике;

—описывать зависимость магнитного потока от индукции магнитного поля, пронизывающего площадь контура и от его ориентации по отношению к линиям магнитной индукции

Рымкевич А.П., №№ 916-920

Резервный урок на решение задач

Электродинамика

Контрольная работа № 4

Индивидуальный вариант обобщающей работы по теме

5. Электромагнитные колебания и волны (14 часов)

Электромагнитные колебания

Колебательный контур. Свободные и вынужденные электромагнитные колебания. Гармонические электромагнитные колебания.

Превращения энергии в колебательном контуре.

Количественная теория процессов в колебательном контуре

Наблюдать осциллограммы гармонических колебаний силы тока в цепи. Сравнение свободных и вынужденных колебаний. Построение аналогии   между механическими и электромагнитными колебаниями

Демонстрационный колебательный контур

Физика-11, § 27-30

Переменный электрический ток

Нагрузка в цепи переменного тока. Диаграмма токов и напряжений.

Резонанс в электрической цепи.

Организация информации в виде таблицы «Переменный ток».

Демонстрация активного  и реактивного сопротивления в цепи

Физика-11, § 31-36

Производство, передача и потребление электрической энергии

Конференция

Генерирование электрической энергии. Трансформаторы. Производство и использование электрической энергии. Передача электроэнергии. Эффективное использование электроэнергии.

Урок-конференция,  к которому учащиеся готовят доклады, используя доступные источники информации.

Знать процесс генерирования  электроэнергии, устройство и принцип действия трансформатора.

Опыт: понижающий и повышающий трансформаторы

Физика-11, § 37-41

Волновые явления

Механические и электромагнитные волны. Длина волны, скорость волны. Интерференция волн, принцип Гюйгенса. Дифракция волн.

Звуковые волны.

—Объяснять, в чем заключается явление резонанса;

—приводить примеры полезных и вредных проявлений резонанса и пути устранения последних

—Различать поперечные и продольные волны;

—описывать механизм образования волн;

—называть характеризующие волны физические величины

—Называть величины, характеризующие упругие волны;

—записывать формулы взаимосвязи

между ними

—Называть диапазон частот звуковых волн;

—приводить примеры источников звука;

—приводить обоснования того, что звук является продольной волной;

—слушать доклад «Ультразвук и инфразвук в природе, технике и медицине», задавать вопросы и принимать участие в обсуждении темы

—Объяснять наблюдаемый опыт по

возбуждению колебаний одного камертона звуком, испускаемым другим камертоном такой же частоты

Физика-11, § 42-47

Электромагнитные волны

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость электромагнитных волн. Свойства электромагнитных волн. Принципы радиосвязи и телевидения.

Применение радиоволн. Биологическое действие электромагнитных волн.

Исследовать свойства электромагнитных волн с помощью мобильного телефона

Блок-схема передающего и приемного устройства.

Физика-11, § 48-52

Световые волны

Скорость света. Закон отражения света. Закон преломления света. Полное отражение. Линейное увеличение линзы.

Оптические приборы: микроскоп, кодоскоп, телескоп, лупа, фотоаппарат, глаз человека, проекционный фонарь

Физика-11, § 59-62

Измерение показателя преломления стекла

Лабораторная работа № 9

Определение относительного показателя преломления двумя методами:

а)        без помощи транспортира;

б)        с помощью транспортира

Изучить законы преломления света и определить показатель преломления стекла.

Плоскопараллельная пластинка, булавки, транспортир, источник света

Рымкевич А.П., №№ 1019-1024

Линза

Построение изображения в линзе. Формула тонкой линзы. Увеличение линзы. Оптические приборы.

Применять на практике законы отражения и преломления света при решении задач. Строить изображения предметов, даваемые линзами. Вычислять: фокусное расстояние, оптическую силу, линейное увеличение линзы, расстояние от объекта до линзы, расстояние от линзы до изображения,

Демонстрация основных точек и линз с помощью прибора по геометрической оптике и хода лучей в линзах

Физика-11, § 63-65

Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы

Лабораторная работа № 10

Научиться получать и графически строить изображение в собирающей линзе. Определить оптическую силу линзы. Рассчитывать расстояние от линзы до изображения предмета. Рассчитывать оптическую силу линзы. Измерять фокусное расстояние линзы.

Линейка, 2 треугольники, собирающая линза, лампочка на подставке, источник тока, экран, провода, выключатель.

Рымкевич А.П., №№ 1060-1065

Дисперсия, интерференция и дифракция света

Дисперсия света. Интерференция света. Дифракция света. Дифракция света на щели. Принцип Гюйгенса—Френеля. Дифракционная решётка. Условие возникновения максимумов освещённости. Когерентные волны

Наблюдать явление интерференции электромагнитных волн. Наблюдать явление дифракции света. Определять спектральные границы чувствительности человеческого глаза с помощью дифракционной решетки.

Опыт Юнга. Опыт с бипризмой Френеля. Интерференция в тонких плёнках.

Физика-11, § 66-71

Измерение длины световой волны

Лабораторная работа № 11

Получить дифракционный спектр и определить длину волны света

Дифракционная решётка, штатив, линейка с прорезью, экран, лампа накаливания, линейка лаб

Физика-11, § 72

Поперечность световых волн. Поляризация света

Поляризация света. Поляроиды. Опыты по поляризации света и их объяснение. Естественный и поляризованный свет. Поляроиды.

Объяснять применение поляризации.

Физика-11, § 73-74

Законы электродинамики и принцип относительности

Постулаты специальной теории относительности. Полная энергия. Энергия покоя. Релятивистский импульс.

Дефект масс и энергия связи.

Рассчитывать энергию связи системы тел по дефекту масс.

Физика-11, § 75-79

Шкала электромагнитных волн

Излучение и спектры. Виды излучений. Источники света. Инфракрасное и ультрафиолетовое излучения. Рентгеновские лучи. Шкала электромагнитных волн.

Таблица-шкала э-м волн

Физика-11, § 80-86

Контрольная работа – ЗАЧЕТ № 5

Электродинамика

6. Квантовая физика (8 часа)

Квантовая природа света

Гипотеза Планка о квантах. Фотоэлектрический эффект. Законы фотоэффекта. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Фотон. Дуализм свойств света. Давление света.

Наблюдать фотоэлектрический эффект. Рассчитывать максимальную  кинетическую  энергию электронов при фотоэлектрическом эффекте.

Наблюдать линейчатые спектры. Рассчитывать частоту  и длину  волны  испускаемого света при переходе атома из одною стационарного состояния в другое.

Демонстрация фотоэффекта на примере цинковой пластинки

Физика-11, § 87-92

Строение атома

Модели строения атома Опыты Резерфорда. Объяснение линейчатого спектра водорода на основе квантовых постулатов Бора.

Объяснять: природу и характерные отличия спектров излучения и спектров поглощения, назначение спектрального анализа в технике.

Пользоваться: спектроскопом для  изучения состава различных исследуемых веществ.

Демонстрация спектроскопа

Физика-11, § 93-96

Атомное ядро

Состав и строение атомного ядра Свойства ядерных сил. Энергия связи атомных ядер.

Наблюдать треки α-частиц в камере Вильсона. Регистрировать ядерные излучения с помощью счётчика Гейгера.

Рассчитывать энергию связи атомных ядер. Вычислять энергию, освобождающуюся при радиоактивном распаде.

—Рассказывать о назначении ядерного реактора на медленных нейтронах, его устройстве и принципе действия;

—называть преимущества и недостатки АЭС перед другими видами электростанций

Физика-11, § 97-105

Виды радиоактивных превращений атомных ядер

Закон радиоактивного распада. Свойства ионизирующих ядерных излучений. Доза излучения.

Ядерные  реакции. Цепная реакция деления ядер. Ядерная энергетика. Термоядерный синтез. Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия.

Определять продукты ядерной реакции. Вычислять энергию, освобождающуюся при ядерных реакциях.

Применять законы сохранения заряда, массового числа, импульса и энергии в задачах о ядерных превращениях.

Описывать состав атома, схематически изображать строение атома

Находить недостающие элементы в ядерных реакциях, записывать реакции альфа- и бета-распадов

Описывать состав ядра атома

Камера Вильсона, счетчик Гейгера

Физика-11, § 106-113

7. Строение Вселенной (2 часа)

Солнечная система

Строение Солнечной системы.

Расстояние до Луны, Солнца и ближайших звёзд. Природа Солнца и звёзд, источники энергии.

Наблюдать звезды. Луну и планеты в телескоп. Наблюдать солнечные пятна с помощью телескопа и солнечного экрана.

Физика-11, § 116-119

Строение Вселенной

Физические характеристики звёзд. Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звёзд.

Наша Галактика и место Солнечной системы в ней. Другие галактики. Представление о расширении Вселенной.

Использовать Интернет для поиска изображений космических объектов и информации об их особенностях.

—Наблюдать слайды или фотографии небесных объектов;

—называть группы объектов, входящих в Солнечную систему;

—приводить примеры изменения вида звездного неба в течение суток

—Сравнивать планеты земной группы; планеты-гиганты;

—анализировать фотографии или слайды планет

—Описывать фотографии малых тел Солнечной системы

—Объяснять физические процессы, происходящие в недрах Солнца и звезд;

—называть причины образования пятен на Солнце;

—анализировать фотографии солнечной короны и образований в ней

—Описывать три модели нестационарной Вселенной, предложенные Фридманом;

—объяснять, в чем проявляется нестационарность Вселенной;

—записывать закон Хаббла

—Демонстрировать презентации, участвовать в обсуждении презентаций;

—работать с заданиями, приведенными в разделе «Итоги главы»

Физика-11, § 120-123

Решение тренировочного варианта ЕГЭ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое и поурочное планирование по физике 8 класс "Физика 8 " Н. С. Пурышева, Н. Е. Важеевская

Рабочая программа по физике составлена на основе Примерной программы основного общего образования по физике и скорректирована с учетом программы « Физика 7-9» авторов Н.С. Пурышевой и Важеевской Н.Е. ...

поурочное планирование по физике в 11 классе (ОГН) "Закон Джоуля-Ленца"

Даный поурочный план составлен по трехуровневой технологии Кобдиковой. Поурочный план сопровождается презентацией "Работа тока. Закон Джоуля-Ленца". Просмотрев презентацию, уч-ся самостоятельно работа...

Поурочное планирование по физике для учащихся 9 классов

Представленное поурочное планирование по физике предназначено для учащихся 9 класса, составлено в соответствии с программой для общеобразовательных учреждений, рекомендованной на федеральном уровне: Ф...

Поурочное планирование по физике для учащихся 11 классов, обучающихся на профильном уровне

 Представленное поурочное планирование по физике предназначено для учащихся 11 класса, обучающихся на профильном  уровне, составлено в соответствии с программой для общеобразовательны...

Поурочное планирование по физике для учащихся 10 классов, обучающихся на базовом уровне

Представленное поурочное планирование по физике предназначено для учащихся 10 класса, обучающихся на базовом  уровне, составлено в соответствии с программой для общеобразовательных учрежде...

Поурочное планирование по физике для учащихся 11 классов, обучающихся на базовом уровне

Представленное поурочное планирование по физике предназначено для учащихся 11 класса, обучающихся на базовом  уровне, составлено в соответствии с программой для общеобразовательных учрежден...