Новые УМК как предпосылка эффективной подготовки к переходу на ФГОС по физике
статья по физике на тему

Козачок Надежда Владимировна

     Все учебники двухуровневые: материал первого уровня адресован всем учащимся, материал второго уровня — прежде всего тем, кто заинтересуется физикой. Вопросы и задания в конце параграфов также разделены на два уровня сложности. Отличительной особенностью всех книг является большое количество цветных иллюстраций.

Этот материал об учебниках, предназначеных  для изучения физики на базовом уровне (2 урока в неделю) в соответствии со стандартами, утвержденных Министерством образования и науки Российской Федерации и предназначеных  для классов, в которых физика не является профильным предметом. Про учебники, которые  содержат необходимый теоретический материал, соответствующий базовому уровню.Где приведено большое число примеров, иллюстрирующих проявление основных физических законов в окружающей жизни. Авторы этих учебников  представили физику как важную часть общей культуры и убедительно показали, что понимание основных законов физики доступно каждому человеку. Четкая структура учебников облегчает понимание учебного материала. Приведено много примеров проявления и применения физических законов в окружающей жизни, сведений из истории физических открытий, дано иллюстрированное описание физических опытов. Приведены примеры решения ключевых задач. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_konferents_po_fgosam.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

         В условиях модернизации содержания образования и совершенствования механизмов управления качеством предоставляемых образовательных услуг, внимание педагогической общественности в значительной степени сосредоточено на учебниках для школьников, как на одном из основных средств реализации образовательных программ. Качество образования имеет определяющее значение для успешного развития российского государства, поэтому учебник - это важнейшее средство обучения и носитель информации.

         Главное, что должно соблюдаться в учебнике принципы соответствия Федеральному государственному образовательному стандарту и соответствия научным представлениям, а так же учебник должен соответствовать основному содержательному минимуму Федерального государственного образовательного стандарта.

Таким образом, можно выделить следующие  задачи обучения физике, которые заложены в учебнике:

  • формирование современных представлений об окружающем материальном мире;
  • развитие умений наблюдать природные явления, выдвигать гипотезы для их объяснения, строить теоретические модели, планировать и осуществлять физические опыты для проверки следствий физических теорий, анализировать результаты выполненных экспериментов и практически применять в повседневной жизни знания, полученные на уроках физики.

         Учебник по физике нацелен на развитие познавательных и творческих способностей учащихся.

      Учебно-методическое обеспечение преподавания физики формируется на основе Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на учебный год.

        Учитель должен выбрать из массы учебников тот, по которому будет работать. Тем самым он голосует за наиболее качественный, наиболее хороший учебник. Все учебники, входящие в Федеральный перечень соответствуют предъявляемым требованиям стандарта 2004 года. Есть измеритель качества учебника - Единый государственный экзамен, который может показать, достигнуты ли результаты. Конечно, учебник не предназначен для того, чтобы готовить к Единому государственному экзамену, но если в нем обобщен, систематизирован набор знаний, необходимых ученику при повторении, во время подготовки к сдаче Единого государственного экзамена он может стать хорошим помощником.

     Если рассматривать учебники как объект оценивания, то у него есть определенные качества. Такими показателями-критериями качества учебника могут быть:

  • Целенаправленность (Ц) - соответствие учебника целям образования;
  • Фундаментальность (Ф) - обеспечение учебником подготовки обучающихся, как минимум, для дальнейшего обучения;
  • Гуманитарность (Г) - мера ориентации учебника на развитие личности, расширение кругозора и т.п.;
  • Методическая обеспеченность (М) - методическое обеспечение учебника, например, наличие контрольно-измерительных материалов;
  • Технологичность (Т) - наличие способов и средств диагностичной постановки учебных целей;
  • Политехничность (П)
  • Экологичность (Э).

Каждый критерий имеет свои градации (например, критерий «Экологичность» с градациями: экологичность мировая; российская; региональная; местного уровня).

При выборе учебников необходимо руководствоваться следующими позициями:

  • гриф Министерства Образования и Науки РФ присваивается только комплекту учебников «Физика7-9» или «Физика10-11», а все остальные составляющие УМК (программы, пособия, рабочие тетради и т.д.) не грифуются и выпускаются соответствующими издательствами для поддержки процесса обучения по данным учебникам.
  • предметная линия должна быть рассчитана на 3 года в основной школе (7-9 класс) и на два года в средней школе (10-11 класс) и переход с одного учебника на другой в этот период недопустим.
  • при переходе образовательного учреждения на профильное обучение выбранный учебник должен соответствовать федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и базисного учебного плана 2004года.
  • выбранный учебник должен входить в завершенную предметную линию.
  • следует обратить внимание на год присвоения грифа данному учебнику (все учебники, получившие гриф 2007).

      Одним из условий успешного обучения физике является выбор учебника физики, при этом следует руководствоваться Приказом МО и науки РФ от 23.12. 2009г №822 (зарегистрирован в Мингюсте РФ 15.01. 2010г № 15988) «Об утверждении Федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2010-2011 учебный год» (http://www.rg.ru; «ВО России» № 4 2010г) С целью обеспечения должного качества знаний обучающихся по физике рекомендуем использовать традиционные УМК и УМК нового поколения:

Класс

Традиционное направление

Инновационное направление

7

Громов С.В., Родина Н.А. «Просвещение»

Гуревич А.Г. «Дрофа»

Пёрышкин А.В. «Дрофа»

Пурышева Н.С., Важеевская Н.Е. «Дрофа»

Пинский А.А., Разумовский В.Г. «Просвещение»

Фадеева А.А. «Просвещение»

Шахмаев Н.М., Дик Ю.И., Бунчук А.В. «Мнемозина»

Разумовский В.Г., Орлов В.А., Дик Ю.И. «Владос»

Генденштейн Л.Э., Кайдалов А.Б., Кожевников В.Б. «Илекса»

8

Громов С.В., Родина Н.А. «Просвещение»

Гуревич А.Г. «Дрофа»

Пёрышкин А.В. «Дрофа»

Пурышева Н.С., Важеевская Н.Е. «Дрофа»

Пинский А.А., Разумовский В.Г, Гребенев И.В.. «Просвещение»

Фадеева А.А. «Просвещение»

Шахмаев Н.М., Дик Ю.И., Бунчук А.В. «Мнемозина»

Разумовский В.Г., Орлов В.А., Дик Ю.И. «Владос»

Генденштейн Л.Э., Кайдалов А.Б., Кожевников В.Б. «Илекса»

9

Громов С.В., Родина Н.А. «Просвещение»

Гуревич А.Г. «Дрофа»

Пёрышкин А.В., Гутник Е.М. «Дрофа»

Пурышева Н.С., Важеевская Н.Е, Чаругин В.М.. «Дрофа»

Пинский А.А., Разумовский В.Г. «Просвещение»

Фадеева А.А. «Просвещение»

Шахмаев Н.М.,Бунчук А.В. «Мнемозина»

Разумовский В.Г., Орлов В.А., Никифоров В.В. «Владос»

Генденштейн Л.Э., Кайдалов А.Б., Кожевников В.Б. «Илекса»

Базовый уровень

Профильный уровень

10

Пурышева Н.С., Важеевская Н.Е., Исаев Д.А. «Дрофа»

Мякишев Г.Я. и др. «Просвещение»

Мякишев Г.Я. и др. «Просвещение»

Кабардин О.Ф., Пинский А.А. «Просвещение»

Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И. «Илекса»

Тихомирова С.А., Яворский Б.М. «Мнемозина»

11

Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. «Просвещение»

Мякишев Г.Я. и др. «Просвещение»

Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И. «Илекса»

Кабардин О.Ф., Пинский А.А. «Просвещение»

Тихомирова С.А., Яворский Б.М. «Мнемозина»

          В переходный период к новым стандартам образования, где большое внимание оказывается личностно-ориентированному подходу в обучении, где учитель сам перестраивает свою методику обучения, используя новые инновационные технологии. Выбор учебника играет большую роль.

Учебники Л.Э. Генденштейн, А.Б.Кайдалов, В.Б.Кожевников для 7-9 классов 

       Учебники  по физике нацелены на развитие познавательных и творческих способностей учащихся. Последовательность изложения материала в этой линии распределяется так:

  • 7 класс- первые сведения о механических явлениях, давление в жидкостях и газах, работа и простые механизмы;
  • 8 класс- тепловые, электромагнитные, оптические явления;
  • 9 класс — механические, квантовые явления, строение и эволюция Вселенной.

     Все учебники двухуровневые: материал первого уровня адресован всем учащимся, материал второго уровня — прежде всего тем, кто заинтересуется физикой. Вопросы и задания в конце параграфов также разделены на два уровня сложности. Отличительной особенностью всех книг является большое количество цветных иллюстраций.

Эти учебники предназначены для изучения физики на базовом уровне (2 урока в неделю) в соответствии со стандартами, утвержденными Министерством образования и науки Российской Федерации и предназначены для классов, в которых физика не является профильным предметом. Учебники содержат необходимый теоретический материал, соответствующий базовому уровню. Приведено большое число примеров, иллюстрирующих проявление основных физических законов в окружающей жизни. Авторы представили физику как важную часть общей культуры и убедительно показали, что понимание основных законов физики доступно каждому человеку. Четкая структура учебников облегчает понимание учебного материала. Приведено много примеров проявления и применения физических законов в окружающей жизни, сведений из истории физических открытий, дано иллюстрированное описание физических опытов. Приведены примеры решения ключевых задач. Для этого комплекта характерно:

  • Значительно упрощен математический аппарат;
  • Отсутствуют вопросы и задачи повышенного уровня сложности;
  • Введен дополнительный иллюстративный материал;
  • Не содержится материал, выходящий за рамки федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по физике (базовый уровень).

        Содержание учебников, допущенных и рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе, соответствуют требованиям Федерального государственного образовательного стандарта, федеральному компоненту, возрастным психологическим особенностям детей и научным представлениям. В силу возрастных особенностей учащихся 7-9 классов при изучении физики больше времени следует уделить демонстрационному и лабораторному эксперименту. В современных условиях большое значение имеет развитие информационной компетенции обучающихся, поэтому роль учебной книги возрастает. Из пассивного носителя информации учебник превращается в активную дидактическую систему, которая должна обеспечить ребенку самоконтроль, расширять информационное поле ученика, способствовать повышению интереса к окружающему миру. Являясь ведущим средством обучения, учебный текст призван обеспечить оптимальные условия для самообучения и саморазвития обучающихся и предусматривать возможность интерактивности в учебном процессе.

      В процессе преподавания физики главной задачей для учителя остаётся качественная подготовка к уроку, его методическое совершенствование, реализация творческого подхода в обучении, использование интерактивных способов обучения. Потому как современный урок физики – это развивающая и развивающаяся система, состоящая из взаимосвязанных и взаимодействующих частей (цель, содержание учебного материала, методы обучения, формы организации учебного процесса), обеспечивающих положительный результат процесса обучения. Поэтому методика преподавания школьного курса физики должна быть ориентирована на гармонизацию традиционного и инновационного подходов к обучению с применением современных образовательных технологий, деятельностного подхода в обучении. При отборе содержания физического образования  важно учитывать соответствие содержания образования уровню современной науки – физики.  Я пришла к выводу, что в переходном периоде к ФГОСам, надо  учителям физики включать обучающихся в учебно-исследовательскую деятельность, экспериментальную работу, и это возможно используя в обучении такие учебники , как учебники новой инновационной линии автора Льва Элевича Генденштейна.Также придерживаюсь мнения, что высокий уровень обучения физике определяет МТБ кабинета физики, её пополнение. Отсюда важным направлением в преподавании физики остаётся опора на технические средства обучения, использование компьютерных технологий, обучающих и контролирующих программ, применение видеоматериалов, программных и мультимедийных продуктов, электронные пособия, ресурсы Интернет.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Достижение нового качества обучения на уроках истории и обществознания в условиях перехода к ФГОС нового поколения в основной школе"

ФГОС нового поколенния основны изменении образовательной парадигмы в основе которой лежит -компетентностный подход....

Повышение эффективности урока истории путем организации проектной деятельности обучающихся в условиях перехода к ФГОС.

В данной статье рассмотрены основные аспекты работы учащихся и роли учителя в проектной деятельности на уроках истории и обществознания....

Педагогический совет «Повышение качества и эффективности образовательного процесса через внедрение современных образовательных технологий в условиях перехода на ФГОС»

Вниманию коллег предлагается доклад заместителя директора по УВР и презентация к докладу педагогического совета по теме "«Повышение качества и эффективности  образовательного процесса   чере...

Повышение эффективности обучения иностранному языку в условиях перехода на ФГОС второго поколения

материал является примерным планом работы методического объединения учителей иностранного языыка на учебный год...

Выступление на педагогическом совете "Критерии эффективности современного урока в условиях перехода на ФГОС"

Выступление на педагогическом совете посвящено переходу средней школы на ФГОС....

«Организационная подготовка учителя к переходу к ФГОС в основной школе: на пути перехода от ФГОС НОО к ФГОС ООО»

В основе стандарта лежит системно-деятельностный  подход, который обеспечивает:Формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованиюПроектирование и конструирование социальной с...