Открытый урок "Архимедова сила" 7 класс с использованием ИКТ
методическая разработка по физике (7 класс) на тему

Урок основан на исследовательской работе учащихся на уроке. Дети делятся на группы и выполняют эксперименты, подтверждающие или опровергающие данные факты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok.zip1.14 МБ

Предварительный просмотр:

Урок в 7 классе по теме: « Архимедова сила»

Выполнил учитель физики МБОУ СОШ №14 г. Армавира Федоренко Л. Е.

Тип урока: урок изучения нового материала, первичное закрепление новых знаний.

Планируемый результат: выяснить от чего зависит, архимедова сила; вывести формулу расчета архимедовой силы; научить учащихся применять формулу для вычисления архимедовой силы.

Цель урока: сформулировать понятие архимедовой силы

Задачи урока:

  • Образовательная 
  • Обнаружить наличие силы, выталкивающей тело из жидкости;
  • установить, от каких факторов зависит;
  • изучить содержание закона Архимеда;
  •  вывести формулу, выражающую зависимость силы от плотности жидкости (газа) и объема тела на основе закона Паскаля;
  • Развивающая 
  • продолжить формировать умение находить равнодействующую двух сил;
  • развитие речевых навыков учащихся, умений анализировать, умений делать выводы по изученному материалу.
  • Воспитательная 
  • совершенствование приемов логического мышления: приема сравнения, умения делать выводы, анализ, выделять главное в учебной информации;
  • формирование познавательного интереса.

Оборудование : сосуд с водой, сосуд с соленой водой, динамометры, набор грузов, пластилин. компьютер, мультимедиа-проектор, наборы оборудования для групп, компьютерная презентация Power Point.

Методы: 1. Словесный(рассказ, сообщение);

                2. Наглядный;                                                                                                                            

                3. Практический;

                4. Частично поисковый;

                5. Проблемный.

Формы: фронтально-индивидуальная, работа в парах.

                                                Ход урока:

Этап урока

Цель этапа урока

Ход этапа урока

Организационный

включить учащихся в учебную деятельность;

определить содержательные рамки урока.

Учитель: Здравствуйте. Садитесь. Прежде чем мы начнем урок, давайте вспомним наш девиз  «Я нахожусь сейчас на уроке физики. А обо всем остальном я не буду думать сейчас, я подумаю об этом потом». Слайд 1  Сегодня нас ждет интереснейший материал. Мы продолжаем изучать механику.

  В ходе сегодняшнего урока вы будете находиться в составе той или иной группы, выполнять различные задания.

Актуализация знаний.

Получить представления о качестве усвоения материала, определить опорные знания.

Учитель: Прежде чем изучить новую тему, давайте повторим пройденный материал, выполнив тест. Выполнение теста.

Изучение нового материала.

организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения;

согласовать цель и тему урока.

Учитель: Есть два одинаковых по объему шарика: 1- пластмассовый, 2- металлический скажите, что произойдет, если я опущу их в воду? Ответ поясните?

Ответ учащихся: Пластмассовый будет плавать, а металлический утонет т.к плотность металлического шарика будет больше чем у пластмассового, а значит и масса будет больше.

Учитель: Тогда почему корабли плавают, а камень брошенный в воду тонет?  Слайд 2

Ответ учащихся: На корабль действует какая – то сила, заставляющая его всплывать на поверхность.

Учитель: Итак, давайте сформулируем цель нашего урока? ( Совместно с детьми формулируем цели) слайд 3

1) Исследовать действие жидкости на погруженное в нее тело.

2) Качественно описать силу, действующую на тело в жидкости (установить от чего зависит эта сила).

3) Количественно описать силу, действующую на тело в жидкости (формула).

4) Научиться применять полученные знания  на практике.

– Молодцы! Первая часть урока называется: “Выталкивающая сила. ” Оставьте место мы в конце урока сформулируем тему урока и допишем. Слайд 4

1)   Проводиться фронтальный эксперимент:  Задача: исследование действия жидкости на погруженное в них тело.

Учитель: Попробуем решить первую задачу, которую мы поставили перед собой: Исследовать действие жидкости на погруженное в нее тело.

В чем мы должны убедиться? (в воде тело легче, чем в воздухе).

Как это сделать? (Могут быть разные ответы, все гипотезы записываются на доске). Слайд 5

  1. Определим  вес данного тела в воздухе – 10.
  2. Определим вес этого тела в воде – 11.
  3. Сравните результаты и сделайте вывод: Вес тела в воде меньше веса тела в воздухе.
  4. Почему вес тела в воде меньше веса в воздухе? (на тело в воде действует сила)
  5. Куда направлена эта сила?
  6. Знаете ли вы, кто впервые исследовал действие силы на тело, погруженное в жидкость?
  7. Как называется эта сила?
  8. Какую информацию мы должны записать для пополнения багажа наших знаний в ваш физический словарик?

Существует 9– архимедова сила, в честь древнегреческого ученого Архимеда, который впервые указал на ее существование и рассчитал ее значение.

Слайд 6

C:\Documents and Settings\т\Рабочий стол\район\Урок физики по теме Архимедова сила  Фестиваль «Открытый урок».files\4.gif

Учитель:  С первой поставленной задачей мы свами справились.  Исследовали действие жидкости на погруженное в нее тело.

Какая следующая задача стоит перед нами?

Учащиеся: Попробуем установить, от чего зависит выталкивающая сила, и от чего не зависит.

Учитель: для этого разбиваемся на группы и по плану выполняем задания. (раздается карточки с этапами эксперимента)

Учитель: У вас на столах лежат разные тела и жидкости. Что вы можем предположить? (показываю задания на доске)

Учащиеся 1 группы: Мы можем предположить, что выталкивающая сила зависит плотности тела.

Учащиеся 2 группы: Мы можем предположить, что выталкивающая сила зависит от массы тела.

Учащиеся 3 группы: Мы можем предположить, что выталкивающая сила зависит плотности жидкости

Учащиеся 4 группы: Мы можем предположить, что выталкивающая сила зависит от глубины погружения.

Учащиеся выполняют задания и делают выводы.

Учитель: Какой вывод был сделан каждой  группой?

Зафиксируем каждый вывод. Результаты работы каждой группы записываем в тетрадь в виде таблицы.

Учитель: Мы решили вторую поставленную задачу и  получили качественную зависимость архимедовой  силы от плотности жидкости и объема тела.

Учитель: Исходя из этих данных можем ли мы попробовать решить третью задачу нашего урока?

Учащиеся:  Да. Попробуем количественно описать силу, действующую на тело в жидкости (формула).

Демонстрация опыта с ведерком Архимеда .

Учитель: Итак, выталкивающая сила равна весу вытесненной жидкости, в объеме погруженного в нее тела.  

Учитель: По какой формуле мы находим вес тела?

Учащиеся: , а  т.к. масса определяется по формуле , то подставив эти формулы, получим, что архимедова сила равна  

Учитель: Мы получили количественную зависимость архимедовой  силы от плотности жидкости и объема тела (формулу). Каковы наши дальнейшие действия?

Учащиеся: Попробуем научиться применять полученные знания  на практике.

Закрепление изученного материала

проверить своё умение применять новое учебное содержание

в типовых условиях на основе сопоставления своего решения

с эталоном для самопроверки.

Проводится игра «Достань жемчужину». ( нужно нажать на название и появится экран с заданиями)

Авторы: Архипова А. И., Золотарев Р. В.

Направлять водолаза по пустым клеткам. При движении в правом верхнем углу появляются вопросы. Если дети отвечают правильно, то водолаз переходит дальше, если ошиблись, то он возвращается на корабль.

Рефлексия.

зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

оценить собственную деятельность на уроке;

зафиксировать неразрешённые затруднения как направления будущей учебной деятельности;

обсудить и записать домашнее задание.

Учитель: Подведем итоги урока.

  • Что нового вы узнали, поняли?
  • Давайте сейчас сформулируем тему урока и запишем ее?
  • Достигнута ли личная цель? (открываете набор целей)
  • Что научились делать?
  • Что понравилось более всего на уроке? Что вызвало затруднение? И почему?

Учитель: Сегодня на уроке вы получили знания и умения, которые помогут вам лучше ориентироваться в окружающем мире, а физические явления станут для вас более понятными и привлекательными, но не только в окружающем мире встречается данное явление, оно описывается в стихах. Вот, например

Наша Таня громко плачет.

Уронила в речку мячик.
Тише Танечка не плачь,
Не утонет в речке мяч.

Объясните с точки зрения физики Тане, почему мячик не тонет?

Домашнее задание:    § 48-49 стр. 114-120

А историю открытия закона можно прочитать в § 8 стр. 183

 Опыт: проверить, как ведет себя яйцо в воде и растворе соли.

Раздаточный материал

                    1 ВАРИАНТ

                   2  ВАРИАНТ

1.Плотность вещества это-

   А.отношение массы тела к его объему

   Б.произведение массы тела к его объему

   В.отношению объема тела к массе

2. Единица измерения  массы в СИ.

   А.  г

   Б.   кг

   В.  тонна

3.Какой закон используется в устройстве гидравлических машин?

   А.Закон всемирного тяготения.

   Б.Закон Паскаля .

   В.Закон Торричелли.

4.Вес тела человека в равномерно опускающемся лифте

   А.равен силе тяжести

   Б.больше силы тяжести

   В. Меньше силы тяжести

5. Стальная, латунная и чугунная детали имеют одинаковые объемы. Какая  из них имеет большую массу? ?

  А.стальная

  Б.латунная

  В. чугунная

1.Масса тела- это физическая величина характеризующая .

   А.вес тела

   Б.размеры тела

   В.инертность тела

2. Единица измерения  веса тела.

   А.  Н

   Б.   Па

   В.  м2

3.Вес космонавта в ракете, стартующего с поверхности Земли,

   А.равен силе тяжести

   Б.больше силы тяжести

   В. Меньше силы тяжести

4.Давление ,производимоена жидкость или газ,передается по всем направлениям без изменения.

     А.Закон всемирного тяготения.

   Б.Закон Паскаля .

   В.Закон Торричелли.

5. Стальная, латунная и чугунная детали имеют одинаковую массу. Какая  их них будет большего объема?

  А.стальная

  Б.латунная

  В. чугунная  

 

Задание.   Группа 1.

Оборудование: сосуд с водой, динамометр, алюминиевый и железный  цилиндры.

1.     Определите архимедову силу, действующую на первое и второе тело.                                                                      

2.     Сравните плотность тел и архимедовы силы, действующие на тела.                                                                                                          3.     Сделайте вывод о зависимости (независимости) архимедовой силы от плотности тела

Задание.     Группа 2.

Архимедова сила в пресной воде, действующая на тела разного объема, но одинаковой плотности

Оборудование: сосуд с водой, динамометр, тела разного объёма из  пластилина.

1.     Определить архимедову силу, действующую на каждое тело.                                                                                                             2.     Сравнить эти силы.                                                                                                                                                                  

3.     Вывод.

Задание.    Группа 3.

Архимедова сила в пресной и соленой воде, действующая на  одно и тоже тело.

Оборудование: динамометр, сосуды с водой и маслом (соленой водой), алюминиевый цилиндр.

1.     Определить архимедовы силы, действующие на тело в воде, масле.                                                                                                               2.     Чем отличаются эти жидкости ?                                                                                                                                                                

3.     Что можно сказать об архимедовых силах, действующих на тело в различных жидкостях!  

4.     Вывод:

Задание.    Группа 4. .

Архимедова сила в зависимости от глубины погружения всего тела

Оборудование: высокий сосуд с водой, динамометр, тело из  пластилина.

1.     Определить архимедову силу, действующую на тело на различной глубине.                                                                                               2.     Сравнить эти силы.                                                                                                                                                                    

3.     Вывод.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок в 3 классе с использованием информационно-коммуникационных технологий. Учитель второй квалификационной категории Ачилдиева Татьяна Александровна.

Тема: “Все времена года по-своему красивы” (All seasons are beautiful).Пояснительная записка.Данный урок предназначен для учащихся 3х классов школ с углубленным изучением английского языка на ба...

Открытый урок по математике в 3 классе с использованием Дальтон- плана: «Решение задач» Учитель Агеева В.Г.

ТЕМА: Закрепление по теме:  «Решение задач»ЦЕЛЬ:Уровень 1 Получить возможность научиться Выполнять решение по предложенному алгоритмуУровень 2  Научиться уметь решать задачи изуч...

Конспект урока по географии в 7 классе с использованием ЭОР "Открытие и исследование Антарктиды. Органический мир материка".

Данная разработка содержит технологическую карту урокаи презентацию. Особенностью данного урока является формирование компетентностей школьника, с использованием системно-деятельностного подхода, прие...

"School is Fun!" Открытый урок в 8 классе с использованием сингапурской методики

Тема урока: Школа – это здорово!Цель урока: Активизация и закрепление лексического материала по теме «Школа».Задачи: - Развивать навыки общения в диалоге и полилоге;        ...

Презентация к открытому уроку "Чёрная металлургия" 9 класс (с использованием этнокультурного компонента)

Как привлечь учащихся к изучению "скучной" темы:Чёрная металлургия ? Создать  мотивацию к уроку.Все старшеклассники являются болельщиками любимой футбольной команды "Зенит".Спонсор команды-...

конспект и дополнительные материалы к открытому уроку по геометрии 8 класс с использованием интерактивной доски и компьютерного тестирования.

Место урока в учебном плане: урок в  разделе «Площадь многоугольника».Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.Цели урока: обобщение изученного материала по теме "Площадь многоугольника"...

Презентация открытого урока в классе синтезатора "Использование мультипадов в аранжировке музыкальных произведений"

Презентация открытого урока "Использование мультипадов в аранжировках музыкальных произведений" направлена на закрепление пройденных этапов в освоении техники  применения мультипадов и на п...