«Проблемное обучение на уроках физики. Педагогические технологии».
материал по физике на тему
Подготовил: учитель физики Оганян Н.А. Выступление на ШМО МБОУСОШ №1.
Проблемное обучение на уроках физики .
В одной из распространенных концепций проблемное обучение рассматривается как система правил применения ранее известных приемов учения и преподавания, построенная с учетом логики мыслительных операций и закономерностей поисковой деятельности учащихся. Согласно современной концепции образования выделим некоторые методологические основания нового воспитания:
- отношенческий подход провозглашает основным содержанием воспитания систему отношений к миру и жизни
- деятельностный подход указывает на единственно возможный путь формирования личности - на активную деятельность самого ребенка.
- аксиологическое основание обуславливает ценностную направленность указанного содержания – формирование отношений к наивысшим ценностям жизни. Их формирование предполагает определенные знания детей о мире и умения взаимодействовать с окружающим миром. “Знания”,“умения” и “отношения” как содержательные слагаемые воспитательного процесса не есть сумма равноценных слагаемых, они находятся в определенной взаимосвязи и соподчинении.
Зная о ценностях жизни, умея взаимодействовать с ценностным миром, высоко оценивая этот
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 44.22 КБ |
Предварительный просмотр:
АНАЛИЗ
работы ШМО учителей математики, физики и информатики
МБОУ СОШ№ 1
города Королева Московской области за 2014-2015 учебный год.
§1. Общие сведения
В 2014-2015 уч. году школьное методобъединение работало над темой: «Дифференциация и индивидуализация обучения с учетом интересов, склонностей и способностей учащихся в современных условиях; освоение новых педагогических технологий; совершенствование методики подготовки школьников к ЕГЭ и ГИА; создание условий и переход к системе образования в соответствии с ФГОС».
2. Перед школьным методическим объединением учителей математики, физики и информатики были поставлены следующие задачи:
1) Осуществить переход к организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС, изучая и внедряя в работу новые педагогические технологии.
2) Продолжить работу по совершенствованию методики подготовки школьников к ЕГЭ и ГИА. Активизировать работу по повышению мотивации изучения математики и физики в старших классах.
3) Совершенствовать методику внеклассной работы по предметам, уделять внимание как работе с одаренными детьми, так и со слабоуспевающими, мотивируя их познавательную активность
4) Продолжать и углублять работу по налаживанию межпредметных связей при изучении курсов математики, физики и информатики.
5) Продолжить работу по повышению профессионального мастерства и обмену опытом учителей через повышение квалификации на разных уровнях, в т. ч. используя интернет-ресурсы, .
Над выполнением этих задач работали учителя
Фамилия, имя, отчество учителя. | Категория на конец 2014-2015 уч.г. |
Колтакова Ирина Сергеевна | Высшая |
Куликова Ирина Николаевна | Высшая |
Абрамова Ирина Анатольевна | Первая |
Зыкова Наталия Николаевна | Первая |
Паршикова Людмила Ивановна | Высшая |
Оганян Наталья Амаяковна | Высшая |
Казакова Татьяна Юрьевна | Первая |
Немухина Надежда Ромуальдовна | Высшая |
Усошина Юлия Олеговна | Молодой специалист (1-е полуг.) |
Прокопов Михаил Викторович | Молодой специалист (2-е полуг.) |
В течение года было проведено четыре заседания методического объединения по плану:
1. АВГУСТ
- Анализ работы МО за 2013-2014 уч. год (Зыкова Н.Н.)
- Обсуждение и утверждение плана работы МО на 2014-2015 уч. год,
- Изучение нормативных документов. ФГОС второго поколения. О новинках методической литературы и интернет- ресурсов (Куликова И.Н.)
- Об особенностях календарно-тематического планирования при внедрении новых образовательных стандартов. (Зыкова Н.Н.)
- Обсуждение и утверждение рабочих программ и элективных курсов на 2014-2015 уч. год, в т.ч. рецензирование измененных.
2. НОЯБРЬ
- Об итогах школьной и муниципальной олимпиад по математике и перспективах участия в других олимпиадах и конкурсах. (круглый стол)
- Обучение школьников функционально-графическому методу решения уравнений. (Колтакова И.С.)
- Технологическая карта урока. Из опыта работы (Зыкова Н.Н.)
- Методика обучения решению уравнений и наравенств в 8 классе.(Абрамова И.А.)
3. ФЕВРАЛЬ
- Организация дифференцированного обучения с использованием разноуровнего подхода при изучении физики в старших классах. (Оганян Н.А.)
- Организация контроля качества знаний в соответствии с ФГОС в 5-х классах (Куликова И.Н.)
- Технология проблемного обучения. Из опыта работы (Колтакова И.С.)
- Использование дистанционных технологий при обучении информатике (Паршикова Л.И.)
4. АПРЕЛЬ
- Анализ динамики уровня обученности и качества знаний учащихся по результатам проведенных диагностических работ.
- Об изменениях в положениях об ОГЭ и ЕГЭ.
- Из опыта работы по стимулированию познавательной активности обучающихся во внеурочной деятельности (Зыкова Н.Н.)
Особенное внимание на заседаниях уделялось вопросам подготовки к государственным экзаменам, а также созданию условий для реализации ФГОС в 5-х классах.
В течение 2014-2015 учебного года учителя повышали свою квалификацию в различной форме: самообразование, очные и дистанционные курсы, заседания методобъединений по предметам.
Повышение квалификации на курсах:
Фамилия, имя, отчество учителя. | Тема курса | Кол-во часов | Наименование учебного заведения. | Форма обучения |
Абрамова И.А. | Решение уравнений и неравенств в школьном курсе математики | 72 | "1-е сентября» | Дистанционная |
Абрамова И.А. | Актуальные проблемы развития профессиональной компетентности учителя математики (в условиях реализации ФГОС) | 72 | АСОУ | Очно-дистанционная |
Колтакова И.С. | Решение уравнений и неравенств в школьном курсе математики | 72 | "1-е сентября» | Дистанционная |
Куликова И.Н. | Актуальные проблемы развития профессиональной компетентности учителя математики (в условиях реализации ФГОС) | 72 | АСОУ | Очно-дистанционная |
Следует отметить, что в прошедшем учебном году все учителя нашего методобъединения продолжали активно совершенствовать опыт использования электронных образовательных ресурсов как в работе с учениками, обучающимися дистанционно, так и при подготовке и проведении уроков в школе, а также при организации внеклассной работы по предметам.
У большинства учителей есть свои сайты и страницы на образовательных порталах, где они периодически делятся опытом работы по преподаваемым предметам и классному руководству. Так в 2014-2015 учебном году Колтакова И.С. опубликовала на http://videouroki.net/ урок «Однородные тригонометрические уравнения» и презентацию к нему http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98701350 , http://lk.videouroki.net/catalog?utm_source=videouroki&utm_medium=banner&utm_campaign=titlebunner&utm_content=lkcatalog&utm_term=matematika ; Зыкова Н.Н. на своем мини-сайте в Социальной сети работников образования http://nsportal.ru/ — сценарий внеклассного мероприятия «Математическое соревнование между 8-ми классами Игра Что? Где? Когда? (математический брейн-ринг)»: http://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2015/04/19/matematicheskoe-sorevnovanie-mezhdu-8-mi-klassami-igra ; на этом же ресурсе свой мини-сайт ведет Оганян Н.А. Также учителя нашего методобъединения периодически участвуют в пополнении материалов сайта школы и активно используют ресурсы электронного дневника.
§2 Диагностические работы
В течение года традиционно проводились и анализировались административные диагностические работы по предметам, что позволило скорректировать работу в классах, особенно при организации обобщающего повторения и подготовке к экзаменам.
Согласно плану работы методобъединения, такие работы проводились в сентябре (в 5, 7, 9, 10 классах), декабре и мае. (см. приложения)
Особое место в ряду диагностических работ заняли муниципальные административные контрольные работы по математике в 9-х и 11-х классах по итогам I полугодия, которые показали, что с модулем геометрия не справились 15% девятиклассников (большинство из которых даже не приступали к выполнению некоторых заданий части 1), а в 11-х классах около 10% обучающихся не выполнили задания базового уровня, допустив множество вычислительных и логических ошибок. На методобъединении, а затем и в классах был проведен подробный анализ допущенных в работах ошибок, были проведены дополнительные индивидуальные консультации с обучающимися, дополнительные проверочные работы.
Кроме того, в рамках реализации долгосрочной целевой программы Московской области «Развитие образования в Московской области на 2013-2015 годы», в октябре в 5-х и 6-х классах были проведены диагностические работы по математике по материалам РЦОИ, результаты которых показали высокий уровень математической подготовки, особенно в 5Б, 5Г, 6В и 6Г классах (учителя Куликова И.Н., Колтакова И.С. и Зыкова Н.Н.):
Класс | Процент решаемости | Средний общий балл | ||||||
В классе | Средние по городу | Средние по региону | В классе | Средние по городу | Средние по региону | |||
5Б | 67,41 | 60,89 | 58,63 | 13,48 | 12,18 | 11,73 | ||
5Г | 74,67 | 60,89 | 58,63 | 14,93 | 12,18 | 11,73 | ||
6В | 65,76 | 63,54 | 60,45 | 18,41 | 17,79 | 16,93 | ||
6Г | 72,22 | 63,54 | 60,45 | 20,22 | 17,79 | 16,93 |
В течение учебного года динамика успеваемости и качества знаний в этих классах была положительной, и к концу года достигла следующих результатов:
Класс | Качество знаний | Уровень обученности |
5Б | 100% | 96,77% |
5Г | 100% | 93,1% |
6Г | 100% | 78,79% |
Особое место в ряду диагностических работ заняли муниципальные административные контрольные работы по математике в 9-х и 11-х классах по итогам I полугодия, которые показали, что с модулем геометрия не справились 15% девятиклассников (большинство из которых даже не приступали к выполнению некоторых заданий части 1), а в 11-х классах около 10% обучающихся не выполнили задания базового уровня, допустив множество вычислительных и логических ошибок. На методобъединении, а затем и в классах был проведен подробный анализ допущенных в работах ошибок, были проведены дополнительные индивидуальные консультации с обучающимися, дополнительные проверочные работы.
Результаты экзаменационных работ
4. Динамика качества знаний и уровня обученности за 1 и 2 полугодия:
§3 Внеклассная работа
Впервые в этом году школьный тур предметных олимпиад был проведен без объявления победителей и призеров, по сути явившись лишь отборочным для муниципального. Как обычно, наибольшее число обучающихся приняли участие в олимпиаде по математике:
5 классы — более 100
6 классы — 24
7 классы — 23
8 классы — 9
9 классы — 15
10 классы — 7
11 классы — 8
На муницапальном этапе предметных олимпиад призерами в этом году стали:
- математика:
ученицы 6 класса Асташкина Ульяна и Кулешова Екатерина (учитель Зыкова Н.Н.);
- физика:
ученик 7 класса Крымов Александр (учитель Оганян Н.А.);
- информатика:
ученик 7 класса Крымов Александр (учитель Паршикова Л.И.).
Несомненным достижением в этом году является тот факт, что команда нашей школы наконец стала победителем в олимпиаде по базовому курсу информатики. Команду семиклассников подготовила учитель информатики и ИКТ Паршикова Л.И.
Отметим также, что в прошедшем учебном году наши учащиеся успешно принимали участие в различных интернет-олимпиадах и конкурсах. Так ученица 6г класса Асташкина Ульяна стала победителем Открытой интернет-олимпиады Физтех-лицея по математике (диплом 1 степени) и призером всероссийского математического конкурса «Золотой ключик» (диплом 2 степени).
Участие нашей школы в международном математическом конкурсе-игре «Кенгуру» было как обычно массовым - в этот раз в количестве 350 человек. Результаты учащихся среднего звена в этом году оказались достаточно высоки:
- Марков Александр. 5 класс, 92 балла (2 место в округе), учитель Зыкова Н.Н.
- Гаевская Лариса, 5 класс, 82 балла (5 место в округе), учитель Зыкова Н.Н.
- Асташкина Ульяна. 6 класс. 91 балл (13 место в округе), учитель Зыкова Н.Н.
- Никаноров Юрий, 6 класс, 76 баллов (39 место в округе), учитель Колтакова И.С.
- Синицын Никита, 7 класс, 62 балла (29 место в округе), учитель Колтакова И.С.
- Никаноров Александр, 7 класс, 57 баллов (40 место в округе), учитель Колтакова И.С.
- Попова Виктория, 8 класс, 84 балла (16 место в округе), учитель Зыкова Н.Н.
- Барсукова Виктория, 8 класс, 77 баллов (28 место в округе), учитель Абрамова И.А.
- Жаркова Софья, 9 класс, 54 балла (31 место в округе); учитель Зыкова Н.Н.
- Герасимова Ирина, 10 класс, 55 баллов (10 место в округе), учитель Куликова И.Н..
В марте-апреле в рамках месячника математики, физики и информатики были проведены следующие мероприятия:
- Подведение итогов конкурса тематических презентаций по математике, физике и информатике по всем параллелям.
- Подведение итогов конкурса тематических докладов по математике, физике и информатике по всем параллелям.
- Проведение конкурса тематических газет и кроссвордов в 5-8 классах.
- Подготовка и проведение игры «Что? Где? Когда?» по математике между учащимися 8-х классов. (отв. Абрамова И.А. и Зыкова Н.Н.)
- Проведение игры-конкурса «Здравствуй, физика!» в 7-х классах (отв. Оганян Н.А.)
- Турнир «Знатоки информатики» в 9 классах. (отв. Паршикова Л.И.)
- Подведение итогов конкурса проектных работ по физике по темам:
- «Рассчет пути и времени движения» - 7 классы
- «Агрегатные состояния вещества» - 8 классы;
- «Законы термодинамики» - 10 классы;
- «Релятивистская механика»; «Законы оптики» - 11 классы.
- Игра «Математические соревновашки» силами 10А класса для начальной школы (отв. Колтакова И.С.)
- Игра-конкурс «Здравствуй, физика!» для 7-х классов (отв. Оганян Н.А.)
- Подведение итогов конкурса открытых уроков со следующими участниками:
ФИО учителя | Тема урока | Класс |
Колтакова И.С. | Однородные тригонометрические уравнения | 10А |
Куликова И.Н. | Сложение и вычитание десятичных дробей | 5Д |
Оганян Н.А. | Урок-игра «Господин трение» | 7 кл. |
Абрамова И.А. | Решение рациональных уравнений | 8Б |
Зыкова Н.Н. | Рациональные уравнения как математические модели реальных ситуаций | 8А |
Победитель Колтакова Ирина Сергеевна.
§4 Выводы:
1. В следующем 2014-2015 учебном году основной темой работы методобъединения принять: «Дифференциация и индивидуализация обучения с учетом интересов, склонностей и способностей учащихся в современных условиях; освоение новых педагогических технологий; совершенствование методики подготовки школьников к ЕГЭ и ГИА; создание условий и переход к системе образования в соответствии с ФГОС».
2. Перед школьным методическим объединением учителей математики, физики и информатики поставить следующие задачи:
1) Продолжать осуществление перехода к организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС, изучая и внедряя в работу новые педагогические технологии.
2) Продолжить работу по совершенствованию методики подготовки школьников к ЕГЭ и ОГЭ. Активизировать работу по повышению мотивации изучения математики и физики в старших классах.
3) Совершенствовать методику внеклассной работы по предметам, уделять внимание как работе с одаренными детьми, так и со слабоуспевающими, мотивируя их познавательную активность
4) Продолжать и углублять работу по налаживанию межпредметных связей при изучении курсов математики, физики и информатики.
5) Продолжить работу по повышению профессионального мастерства и обмену опытом учителей через повышение квалификации на разных уровнях, в т. ч. используя интернет- ресурсы,
План работы методического объединения учителей математики, физики и информатики на 2015-2016 учебный год
- Август.
- Заседание №1 методического объединения.
- Сентябрь.
- Выбор/сообщение тем для будущих проектных работ
- Вводные диагностические работы
- Научная конференция по физике среди 8-х классов
- Октябрь.
- Подготовка и участие в школьных турах всероссийских предметных олимпиад
- Ноябрь.
- Заседание №2 методического объединения.
- Подготовка и участие в муниципальных турах всероссийских предметных олимпиад
- Декабрь.
- Проведение и анализ диагностических работ за 1-е полугодие
- Подготовка и участие в муниципальных турах всероссийских предметных олимпиад
- Январь.
- Выбор/сообщение тем для будущих проектных работ, консультативные работы с уже выполняемыми
- Февраль.
- Заседание №3 методического объединения.
- Март.
- Подготовка к месячнику математики, физики и информатики в школе.
- Апрель.
- Месячник математики, физики и информатики
- Май.
- Проведение и анализ диагностических работ за 1-е полугодие
- Заседание №4 методического объединения.
- Подведение итогов конкурсов открытых уроков и проектных работ по математике, физике и информатике.
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗАСЕДАНИЙ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ МОУСОШ № 1 НА 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД
1. АВГУСТ
- Анализ работы МО за 2014-2015 уч. год (Зыкова Н.Н.)
- Обсуждение и утверждение плана работы МО на 2015-2016 уч. год
- Изучение нормативных документов. ФГОС второго поколения. О новинках методической литературы и интернет-ресурсов (Куликова И.Н.)
- Об изменениях в календарно-тематическом планирования при внедрении новых образовательных стандартов в 5 и 6 классах. (Зыкова Н.Н.)
- Обсуждение и утверждение рабочих программ и элективных курсов на 2015-2016 уч. год, в т.ч. рецензирование измененных.
2. НОЯБРЬ
- Об итогах школьного тура олимпиад по математике, физике и информатике и перспективах участия в муниципальных турах , а также других олимпиадах и конкурсах. (круглый стол)
- Технология деятельностного подхода в обучении математике в старших классах. (Колтакова И.С.)
- Применение здоровьесберегающих технологий на уроках физики (Оганян Н.А.)
- Формирование личностных универсальных учебных действий на уроках математики в 5 классе.(Абрамова И.А.)
3. ФЕВРАЛЬ
- Организация дифференцированного обучения с использованием разноуровнего подхода при изучении информатики в старших классах. (Паршикова Л.И.)
- Проектная и исследовательская деятельность как средства формирования УУД обучающихся (Куликова И.Н.)
- Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках математики в 5-6 классах (Зыкова Н.Н.)
4. МАЙ.
- Анализ динамики уровня обученности и качества знаний учащихся по результатам проведенных диагностических работ.
- Об изменениях в положениях об ОГЭ и ЕГЭ.
- Подведение итогов конкурсов открытых уроков и проектных работ по математике, физике и информатике.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/07/11/picture-648631-1436628459.jpg)
Технология проблемного обучения на уроках физики как реализация деятельностного подхода в соответствии с требованиями ФГОС.
Обобщение опыта работы по теме: "Технология проблемного обучения на уроках физики как реализация деятельностного подхода в соответствии с требованиями ФГОС"....
![](/sites/default/files/pictures/2018/08/20/picture-1050339-1534746151.jpg)
Особенности применения технологии проблемного обучения на уроках физики
Проблемное обучение предоставляет большие возможности для развития внимания, наблюдательности, активизации мышления, активизации познавательной деятельности учащихся; оно раз...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/08/picture-160204-1354958740.jpg)
"Использование технологии проблемного обучения на уроках физики"
В данной презентации показано, как используется технология проблемного обучения на уроках физики в современной школе....
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/26/picture-837586-1477470498.jpg)
Применение технологии проблемного обучения на уроках физики
Применение технологии проблемного обучения на уроках физики...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/28/picture-212311-1362065035.jpg)
Технология проблемное обучения на уроках физики (из опыта работы учителя) физики Журавлева С.Е. МБОУ «Бужаниновская СОШ» Сергиево-Посадский ГО
Технология проблемное обучения на уроках физики (из опыта работы учителя) физики Журавлева С.Е. МБОУ «Бужаниновская СОШ» Сергиево-Посадский ГО...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/13/picture-1505524-1705154915.jpg)
Технология проблемного обучения на уроках физики.
Современный социальный заказ системе образования связан с формированием у выпускников личностных качеств, которые позволили бы ему реализовать свои способности, достичь поставленных жизненных целей....