"Использование технологии проблемного обучения на уроках физики"
методическая разработка

Дурнева Людмила Алексеевна

В данной презентации показано, как используется технология проблемного обучения на уроках физики в современной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_problemnogo_obucheniya_2019_._durneva_l.a.pptx1.79 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ДУРНЕВА Л.А. Технология проблемного обучения на уроках физики. Дурнева Людмила Алексеевна МБОУ СОШ № 2 г. Задонск Липецкая область

Слайд 2

Проблемное обучение постоянно ставит обучаемого в ситуацию задачи, решение которой непременно требует работы мышления.

Слайд 3

Проблемное обучение - – это обучение, при котором учитель, создавая проблемные ситуации и, организуя деятельность учащихся по решению учебных проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки.

Слайд 4

Виды проблемного обучения. По содержанию решаемых проблем. Решение научных проблем Решение практических проблем Создание художественных решений

Слайд 5

цель ФОРМИРОВАТЬ ЗНАНИЯ и познавательную самодеятельность РАЗВИВАТЬ ИНТЕЛЛЕКТ И ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ воспитывать АКТИВНУЮ ЛИЧНОСТЬ

Слайд 6

средства Проблемные вопросы Проблемные задачи Проблемные задания наглядность речь

Слайд 7

Оборудование

Слайд 8

Технологическая схема проблемного обучения. Учитель создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на ее решение, организует поиск решения. Таким образом, ребенок ставится в позицию субъекта своего обучения и как результат у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия. Трудность управления проблемным обучением в том, что возникновение проблемной ситуации - акт индивидуальный, поэтому от учителя требуется использование дифференцированного и индивидуального подхода.

Слайд 9

Методы проблемного обучения. Проблемные методы - это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явление, закон. Таких методов три: 1) проблемное изложение, 2) эвристическая беседа, 3) исследовательский. При проблемном изложении самостоятельность детей невелика: они следуют своею мыслью за мыслью и рассуждением учителя, осуществляющего целостное решение задачи. Продуктивным при проблемном изложении оказывается показ школьникам алгоритма решения проблемных задач учителем. В эвристической беседе школьники самостоятельно решают проблемную задачу по частям, этапам, ведомые цепочкой логически следующих друг за другом проблемных вопросов учителя. При использовании исследовательского метода проблемные задачи решаются школьниками самостоятельно и помощь учителя предельно минимальная.

Слайд 10

Структура проблемного урока Актуализация прежних знаний Создание проблемной ситуации Постановка учебной задачи Исследование проблемы «Открытие» новых знаний Первичное закрепление знаний Самостоятельная работа Рефлексия. Итог урока

Слайд 11

Структура проблемного урока Цель урока Этапы урока Деятельность учащихся З Н А Н И Я I . Создание проблемной ситуации Формулирование вопроса: «Почему не получается?» II . Постановка учебной задачи Формулирование темы урока и его задачи III . Поиск решения Открытие субъективно нового знания, путем выдвижения и анализа гипотез IV . Выражение решения Выражение нового знания в доступной форме. Моделирование. V . Реализация продукта Представление продукта учителю и классу.

Слайд 12

Применение мотивирующих примеров

Слайд 13

Загадки: Прямо с неба, свысока, на нас смотрят... Он известен иногда, как замерзшая вода. Время, когда снеговые горы тают, им не до сна. Скажем, между нами, его много в бане. Сказка(стихотворение): Островский как-то сказку написал, Хорошую, красивую, весеннюю, Но он не знал, что в сказке описал Физические разные явления. Морозом девушка из снега создалась, Красивая и в физике умна. Но вся холодная, из снега, изо льда, Скажите, как она звалась? (ответ хором) Снегурочка! Интересные истории: Он славился своей рассеянностью. Про него рассказывали, что однажды он с сосредоточенным видом варил в воде свои часы три минуты, держа яйцо в руке. (Ампер.) По профессии пивовар, он был прекрасным экспериментатором, исследовал законы выделения теплоты электрическим током, внес большой вклад в кинетическую теорию газов. (Джоуль). Учебные фильмы: Земля- наш дом, Секунды до катастрофы, Леонов- первый космонавт в открытом космосе. Властелин мира. Никола Тесла. Яркое пятно Мотивирующие примеры

Слайд 14

Сущность проблемного обучения сводится к тому, что в процессе обучения в корне изменяется характер и структура познавательной деятельности учащегося, приводящее к развитию творческого потенциала личности учащегося. Главным и характерным признаком проблемного обучения является проблемная ситуация.

Слайд 15

Не могу! Даётся практическое задание не выполнимое вообще Несоответствие Даётся задание, где надо использовать знания в новой ситуации Конфликт Ситуация рассматривающая противоположности Неожиданность Вызывает удивление, необычность, парадоксальность Неопределённость Неоднозначные решения в виду недостатка (лишних) данных Выбор Даётся ряд готовых решений. Выбери правильное. Ошибка! Задания с заведомо допущенной ошибкой Типы ситуаций на уроке:

Слайд 16

Типы проблемных ситуаций. Педагогическая. Психологическая.

Слайд 17

Проблема задание, задача, теоретический или практический вопрос, требующий разрешения проблемная ситуация в обучении спланированное, специально задуманное средство, направленное на пробуждение интереса у учащихся к обсуждаемой теме.

Слайд 18

Эффективность проблемного обучения большая интеллектуальная активность учащегося, вызываемая познавательной потребностью – желанием найти искомое неизвестное, без которого он не сможет решить поставленную задачу. знания усваиваются как некие общие закономерности или способы действий, позволяющие использовать их и впредь при решении широкого класса других задач.

Слайд 19

ФГОС Важнейшая задача современной системы образования – «научить учиться», т.е. сформировать УУД.

Слайд 20

ФГОС Система универсальных учебных действий (УУД) коммуникативные, регулятивные, личностные, познавательные

Слайд 21

Для формирования и диагностики коммуникативных УУД Отгадай, о каком физическом приборе идёт речь, расскажи, что ещё ты знаешь об этом приборе. -На стене висит тарелка, по тарелке ходит стрелка. Эта стрелка наперёд нам погоду узнаёт. -Две сестры качались, правды добивались, а когда добились, то остановились. -Два близнеца, два братца на нос верхом садятся. Продолжите фразы: «Сегодня на уроке я повторил...», «Сегодня на уроке я узнал...», «Сегодня на уроке я научился...»

Слайд 22

Для формирования и диагностики регулятивных УУД 1. Выполняем лабораторную работу 2. Поиск информации Пользуясь, интернет — ресурсами найти фотографию какого — либо насекомого или птицы. Рассмотрите изображение. Какие части тела насекомого (птицы) являются рычагами?

Слайд 24

Для формирования и диагностики познавательных УУД Диалог с графиком а) Дан график движения тела. - Каков путь, пройденный телом за 1,2,3,4... секунды? - Чему равна скорость движения тела? - Каков вид этого движения? б) По графикам зависимости путей от времени двух тел, движущихся равномерно, определите скорости этих тел. Скорость какого тела больше?

Слайд 25

Для формирования и диагностики познавательных УУД Моделируем электрическую схему Нарисовать схему соединения резисторов с сопротивлениями 4 Ом и 12 Ом, при котором общее сопротивление цепи равно: а) 16 Ом; б) 3 Ом

Слайд 26

Для формирования и диагностики личностных УУД Выполнение исследований и написание рефератов: «Рычаги в быту и живой природе», «Влияние звука на организм человека», «Удивительные свойства воды», «Диффузия вокруг нас» (возможная форма: презентация, опыт, фотоальбом, реферат) Выполнение физкультминутки(ведение ЗОЖ)

Слайд 27

Использование ЭОР на уроке

Слайд 28

Сайт: planirovanie7-9.narod.ru

Слайд 29

Внеклассная работа по предмету

Слайд 30

ФГОС Уильям Уорд (философ): «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».

Слайд 31

Спасибо за внимание! ДУРНЕВА Л.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии проблемного обучения на уроках истории и обществознания

Статья содержит материал из опыта работы по практическому применению технологии проблемного обучения и технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания в средней школе. При...

Обобщение актуального педагогического опыта по теме "Использование технологии проблемного обучения на уроках математики как средство повышения познавательной активности учащихся "

Актуальный педогогический опыт расскрывать роль технологии проблемного обучения в современном образовательном процессе....

Использование технологии проблемного обучения на уроках биологии с целью формирования личностно-ориентированного подхода к обучению

             Стандарт второго поколения определяет главные цели и задачи современного педагога - построение  образовательного ...

использование элементов проблемного обучения на уроках физики

Применение метода проблемного обучения и элементов проблемного обучения на уроках физики. Материал представлен в виде презентации с  примерами , взятыми из уроков....

Использование элементов проблемного обучения на уроках физики.

Проблемное обучение является одной из современных эффективных технологий. Его можно организовать при изучении физики в разных классах. Внедрять технологию проблемного обучения нужно постепенно, давая ...

Технология проблемное обучения на уроках физики (из опыта работы учителя) физики Журавлева С.Е. МБОУ «Бужаниновская СОШ» Сергиево-Посадский ГО

Технология проблемное обучения на уроках физики (из опыта работы учителя) физики Журавлева С.Е. МБОУ «Бужаниновская СОШ» Сергиево-Посадский ГО...