Урок физики в 8 классе
методическая разработка по физике (8 класс) на тему

Инкина Наталья Витальевна

Тема урока:    «Линза. Построение изображений в тонкой линзе»
Тип урока:  Изучения нового материала и первичного закрепления знаний по теме «Преломление света»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_fiziki_8_klass.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока физики

 «Линза. Построение изображений в тонкой линзе»


Класс: 8,  общеобразовательный
Предмет:  физика
Место проведения: кабинет  информатики

Дата проведения: 13 мая 2014
Учебник: 
 Физика 8 класс, учебник для общеобразовательных учреждений.
А.В. Перышкин. Москва «Просвещение» 2010.
Общая тема:  «Световые явления»
Тема урока:    «Линза. Построение изображений в тонкой линзе»
Тип урока:  Изучения нового материала и первичного закрепления знаний по теме «Преломление света»

Цели урока:

Образовательные: Сформировать практические умения применять знания о свойствах линз для нахождения изображений графическим методом.

Развивающие: развитие познавательной активности учащихся, их критического мышления, умения самостоятельно формулировать выводы, расширение кругозора учащихся, развитие речи, закрепление умения правильно оформлять и решать задачи.

Воспитательные: воспитание чувства взаимопонимания и взаимопомощи при решении задач; воспитание ответственного отношения к учебе, трудолюбия.

Задачи урока:

  1. Экспериментальное наблюдение изображений светящейся точки, даваемое линзой.
  2. Построение хода лучей через собирающую и рассеивающую линзы.
  3. Выяснение условий, при которых возникает то или иное изображение, и свойства каждого из них.
  4. Построение изображения предмета


Структура занятия

  1. Организационный этап.
  2. Этап целеполагания и мотивации.
  3. Этап актуализации знаний.
  4. Этап первичного усвоения  материала.
  5. Этап осознания и осмысления  учебной информации.
  6. Этап первичного  закрепления  учебного материала.
  7. Информация о домашнем задании.
  8. Рефлексия (подведение итогов урока)

Личностные результаты

  • формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  • развитие самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений;
  • формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
  • формирование умений работать в группе, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию

Метапредметные результаты

  • владение навыками постановки задачи на основе известной и усвоенной информации и того, что еще не известно
  • умение выбирать средства для решения задач из разных сфер человеческой деятельности

Предметные результаты

  • закрепление понятия «ЛИНЗА»; получение навыка геометрического построения хода основных лучей, проходящих через линзу;
  • умение на практике применять основные понятия, характеризующие линзы; строить изображения в тонкой линзе (собирающая, рассеивающая) и давать ему характеристику

Используемое оборудование:

Персональные компьютеры (ноутбуки), мультимедийная установка.

Применяемые технологии:

Технологии деятельностного подхода: технология «создания» нового знания на уроке; технология обучения  применению отдельных элементов знаний; технология систематизации знаний в процессе решения физических задач; ИК-технологии (1 ученик – 1 компьютер)

Формы работы: 

фронтальная, групповая, самостоятельная индивидуальная.

Таблица: Отбор электронных ресурсов


№№

Название ресурса и его краткая характеристика

Ссылка на ресурс

1

Линза. Оптическая ось и оптический центр линзы. Оптическая сила линзы. Правила построения изображения в тонкой линзе

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669ba082-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/5_7.swf

2

Интерактивная модель. В модели реализован ход построения изображения в тонкой линзе. Линза, предмет (сиреневая стрелка) и его изображение (красная стрелка) представлены в модели схематично. Параметры линзы можно задавать с помощью бегунков в нижней части окна. С помощью мыши при необходимости можно перемещать саму линзу (если изображение оказывается вне рабочей области), а также предмет (за верхнюю его часть), располагая его в произвольном месте перед линзой. В верхней части окна расположен бегунок, который позволяет изменять показатель преломления среды, в которой располагается линза. Расчетные параметры линзы приводятся в левой верхней части окна. Это линейное увеличение линзы и ее оптическая сила (в диоптриях).

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/44779b17-071f-4625-8a19-55d19ce781ac/optic4.htm

3

Тест включает 10 интерактивных заданий различных типов с возможностью автоматизированной проверки для контроля знаний по теме «Фокусное расстояние линзы. Получение изображений в линзах»

http://fcior.edu.ru/card/426/poluchenie-izobrazheniy-v-linzah.html 

ХОД УРОКА

І. Организационный этап.
Цели этапа:
-создание позитивного эмоционального  настроя учеников  на урок;
-погружение в метатему.
Приветствие  обучающихся.  
Учитель: Знакомы ли вам устройствапредставленные на слайде (Слайд 2)?


Это о
птические приборы — устройства, в которых оптическое излучение преобразуется (пропускается, отражается, преломляется). Они могут увеличивать, уменьшать, улучшать (в редких случаях ухудшать) качество изображения, давать возможность увидеть искомый предмет косвенно.

2. Актуализация знаний

Просмотр видео http://www.youtube.com/watch?v=0wxF4Sfrwo4&noredirect=1

Не все тела мы можем детально рассмотреть, приближая их к глазу. Есть предметы, которые мы даже не можем приблизить (например, небесные тела) или они настолько малы, что невозможно их увидеть. В таких случаях используются оптические системы. Основной их частью является линза.

3. Этап первичного усвоения  материала

Определения: (Слайд 3)

Прозрачное тело, ограниченное сферическими поверхностями, называют линзой.
Линза может быть ограничена двумя выпуклыми поверхностями (двояковыпуклая линза), выпуклой сферической поверхностью и плоскостью (плосковыпуклая), выпуклой и вогнутой  сферическими поверхностями (вогнуто-выпуклая линза). Эти линзы посредине толще, чем у краёв, и все они называются 
выпуклыми, они являются собирающими. (Слайд 4)Линзы, которые посредине тоньше,  чем у краёв называются вогнутыми. Соответственно: двояковогнутая, плосковогнутая, выпукло-вогнутая, они являются  рассеивающими. (Слайд 5)

Основные точки и линии для построения изображения в линзе:

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669ba082-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/5_7.swf

Прямая, проходящая через центры  сферических поверхностей, которые ограничивают линзу, называют главной оптической осью. Точку О на этой оси называют оптическим центром.  Любую другую прямую, проходящую через оптический центр, называют побочной оптической осью. Точка,  в которой пересекаются после преломления в собирающей линзе лучи, падающие на неё параллельно главной оптической оси, называют главным фокусом линзы.  У линзы два главных фокуса.  Они располагаются по обе стороны линзы на одинаковых расстояниях от неё. Эти расстояния называют фокусным расстоянием линзы. (Слайд 6)

Характеристики линз

Фокусное расстояние линзы обозначают  буквой  F. Величину, обратную фокусному  расстоянию называют  оптической силой линзы и обозначают буквой  D:

D = 1\ F.

Если D > 0, линза собирающая,
если D < 0, линза рассеивающая.
Оптическую силу линз выражают в
диотриях (дптр). Оптической силой в 1 дптр обладает линза с фокусным  расстоянием 1 м. (Слайд 7)

  1. Этап осознания и осмысления  учебной информации.

Расчёт оптической силы линзы.  (решение задачи №1) (Слайд 9)

  1. Этап первичного  закрепления  учебного материала.

Учащиеся индивидуально выполняют интерактивный тест

http://fcior.edu.ru/card/426/poluchenie-izobrazheniy-v-linzah.html

  1. Информация о домашнем задании.

Д/з. § 66. Упр.33. По желанию. Приготовить сообщение об изобретении, принципе работы, какого либо оптического прибора.

  1. Рефлексия (подведение итогов урока)

Пришло время поразмышлять о том, какие чувства, впечатления, эмоции, размышления сопровождали Вас на этом занятии. Надеюсь, что  работа на уроке принесла Вам удовлетворение.  Предлагаю  рефлексировать творчески, написать синквейн.

Синквейн.
В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Составление синквейна требует  умения находить существенные  элементы, делать заключение и выражать всё это в кратких выражениях.
Синквейн – концентрация знаний, ассоциаций, чувств; сужение оценки явлений и событий, выражение своей позиции, взгляда на событие, предмет.
Написание синквейна является формой свободного творчества, которое осуществляется по опредёленным правилам.

Правила написания синквейна                     
первая строка - 
одно слово, обычно существительное, отражающее тему синквейна;
вторая строка - 
два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;
третья строка - 
три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
четвёртая строка - 
фраза из нескольких (обычно четырёх) слов, показывающая отношение к теме; таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой.

Заместитель директора по УВР_________________Н.В. Ежова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку физики 7 класс "Физика и техника"

Презентация содержит 30 слайдов. В помощь учителю при подготовке к уроку по физике в 7 классе. В презентации подобран огромный дополнительный материал...

Урок физики 7 класс "Что изучает физика"

 Определяется место физики как науки в системе школьных дисциплин; вводятся физические термины: физическое тело, вещество, материя, физические явления, физичес...

Внеклассное мероприятие по физике на тему: "Экологическое воспитание учащихся на уроках физики" (7 класс)

Внеклассная работа по предмету является важным рессурсом повышения эффективности и качества образования учащихся, а применение игровых технологий способствует привлечению внимания школьников к теме, р...

Методическая разработка к уроку физики 7 класс "Что изучает физика?"

laquo;ЧТО ИЗУЧАЕТ ФИЗИКА? КАК ИЗУЧАЮТ  ЯВЛЕНИЯ  ПРИРОДЫ .АСТРОНОМИЯ.»ЦЕЛИ УРОКА: Познакомить учащихся с новым предметом школьного курса; определить место физики как науки; научи...

Урок физики 8 класс. Тема урока: «Испарение и конденсация. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара».

Цели урока:1)продолжить формирование у учащихся знаний о тепловых явлениях;2)продолжить формирование у учащихся умения описывать агрегатные превращения вещества с молекулярно-кинетической теории строе...

Презентация к уроку физики 7 класса "Что изучает физика?"

Презентация к уроку физики 7 класса на тему "Что изучает физика?"...

разработка урока физики 7 класс ФГОС по теме: Физика. Физические явления.

Что представляет собой предмет "физика", какие бывают физические явления...