Главные вкладки

    КОНСПЕКТ Урока по ФИЗИКЕ в 10-м классе по теме: «Импульс тела. Закон сохранения импульса»
    план-конспект урока по физике (10 класс) на тему

    Бурак Нина Васильевна

    Цель урока: закрепление теоретических знаний и выработка навыков решения задач по теме «Импульс тела. Закон сохранения импульса»

    Задачи урока:

    1.     Обобщить знания учащихся по теме

    2.      Развивать логическое мышление

    3.     Продолжить отрабатывать умение устанавливать причинно- следственную связь, получая решение задачи в общем виде

    4.     Продолжить отрабатывать умение оценивать полученные результаты решения и их достоверность

    5.     Способствовать развитию у школьников грамотной физической речи, мышления

    6.      Воспитывать ответственность, толерантность

    7.      Формировать навыки самоконтроля

    Оборудование:

    1.     Кроссворд - на листе ватмана

    2.      Тест-контроль (на 2 варианта)

    3.     Физический эксперимент: шарик, динамометр, линейка и описание опыта

    4.     Карточки на каждую парту с алгоритмом решения задач на применение закона сохранения импульса

    5.      Задачники А.П. Рымкевича 2003 г.

    6.     Опорные конспекты и дифференцированные задачи

    Ю.С. Куперштейн 2009 г.

    7.      Магнитная доска, мультимедийный проектор, компьютер, презентация

    8.      Оценочный лист

    Формы работы на уроке: коллективная, фронтальная, работа в парах, индивидуальная

     

    План урока

     

    1.      Организационный момент -1 минута

    2.      Физразминка - разгадывание кроссворда - 5 минут

    3.      Контроль знаний - 5 минут

    4.      Фронтальный эксперимент - (в парах) -10 минут

    5.      Физминутка -1 минута

    6.      Решение задач с использованием магнитной доски -15.5 минут

    7.      Домашнее задание - 2 минуты

    8.      Подведение итогов урока, рефлексия - 0.5 минут

    Ход урока

    I.               СЛАЙД 1-2:Организационный момент -1 минута Возьмем с собою мы багаж

    Учебник, ручку, карандаш,

    Тетрадь и знаний саквояж

    II.             СЛАЙД 3: Физическая разминка (фронтальная) - в форме разгадывания кроссворда (записан на ватмане).

    Ученик, ответивший на вопрос правильно, получает балл

     

     

    1

     

     

     

     

     

    2

     

     

     

     

     

    3

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    4

     

     

     

    5

     

     

     

     

     

     

     

     

    6

     

     

     

     

     

     

    7

     

     

     

     

     

     

     

     

    Решение кроссворда.

    Вопросы:

    1.     Величина, харак­теризующая взаи­модействие тел.

    2.     Величина, кото­рую ювелиры из­меряют в каратах.

    3.     Польский ученый.

    4.     Ученый, который открыл закон, свя­занный с деформа­цией тел.

    5.                   Итальянский ученый, открывший четыре больших спутника Юпитера, которые часто называют в честь этого ученого.

    6.                   Английский ученый, открывший закон всемирно­го тяготения.

    7.                   Величина, которую можно измерить с помощью акселерометра.

     

    Ответы: 1. Сила. 2. Масса. 3, Коперник. 4. Гук. 5. Га­лилей. 6. Ньютон. 7. Ускорение.

    Ключевое слово: импульс

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    III.            Контроль знаний - 5 минут

    •       Выполнение теста - контроля индивидуально (на 2 варианта). Текст прилагается. СЛАЙД 4-5

    •       Взаимоконтроль. Результаты записываются в оценочный лист. I вариант: 1,2, 3,3, 4 и II вариант - 2,1, 3, 2, 4

    IV.            Новый материал

    Учащиеся: запись в тетради числа и темы урока.

    1.     Выполнение фронтального эксперимента «ОпытI Опыт!

    -10 минут

    Учащиеся парами выполняют экспериментальное задание. Для этого учитель, привлекая учащегося, записывает формулы для данной работы и выполняет рисунок на доске.

    Учащиеся, работая в парах с лабораторным оборудованием оформляют результаты своих измерений в тетрадях и записывают массу, импульс в оценочный лист

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Эксперимент «Опыт! Опыт!»
    «Измерение модуля импульса тела»

     

    Приборы и материалы: 1) металлическое тело,

                                                  2) линейка измерительная 30*35 см,

                                                  3) динамометр учебный

    Порядок выполнения работы

    1.     Измерьте модуль веса тела с
    помощью динамометра.

    2.     Поставьте линейку на стол
    вертикально. Поднимите тело на
    высоту линейки и отпустите его (см.
    рисунок). В месте падения тела на стол
    положите тетрадь.

    3.     Зная модуль веса и высоту падения
    тела, вычислите модуль его импульса
    в момент падения на стол.

    4.     Результаты измерений и вычислений
    запишите в тетрадь.

     

     

     

     

    1.     Физкультминутка -1 минута СЛАЙД 6

    - учащиеся выполняют небольшие физические упражнения, направленные на отдых глаз, шеи, спины.

    2.     Решение задач -15 минут

    Цель: постичь тернистые пути практической деятельности человека при решении задач на тему «Импульс тела. Закон сохранения импульса».

    Учитель рассматривает алгоритм решения задач на примере закона сохранения импульса.

    На столе в папке - «Алгоритм».

    Решение задач:

    Учитель у доски - учащиеся в тетрадях (по ходу решения задачи, учитель задает вопросы учащимся)

    1) Условие задачи № 320 стр. 48 из учебника Рымкевич А.П.(на столе у каждого учащегося): Движение материальной точки описывается уравнением х=5 -81 + 41?. Приняв ее массу равной 2 кг, найти импульс через 2 с и через 4 с после начала отсчета времени, и также силу, вызвавшую это изменение импульса.

     

     

     

     

     

    2) Следующую задачу решает один учащийся у доски, другой у магнитной доски, остальные в тетрадях.

    Условие задачи № 327 {а) стр. 48 из учебника Рымкевич А.П.: С лодки массой 200 кг, движущейся со скоростью 1 м/с, ныряет мальчик массой 50 кг, двигаясь в горизонтальном направлении. Какой станет скорость лодки после прыжка мальчика, если он прыгает с кормы со скоростью 4 м/с.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Алгоритм для решения задач на закон

    сохранения импульса:

    1.     Внимательно прочти задачу и установи, какие тела (или части одного тела) взаимодействуют между собой и образуют замкнутую систему.

    2.     Запиши кратко условие задачи и вырази все ее величины в единицах СИ.

    3.     Сделай чертеж; для каждого тела (или частей тела) системы и укажи массу и направление вектора скорости (или импульса) до и после взаимодействия.

    4.      Выбери систему отсчета и укажи направление координатных осей. (Оси удобно располагать так, чтобы они совпадали с наибольшим числом векторов скоростей).

    5.      Запиши закон сохранения импульса в векторной форме.

    6.      Запиши это уравнение в проекциях на оси координат.

    7.      Найди проекции векторов скоростей на оси координат и вырази их через модули.

    8.      Подставь найденные выражения в уравнение закона сохранения импульса в проекциях.

    9.      Реши задачу в общем виде; вырази искомую величину через известные.

    10. Подставь значения величин и получи числовой ответ.

    11. Проверь правильность наименования полученной искомой величины.

    12. Проанализируй реальность полученного результата.

    (Обрати внимание на знак полученной скорости, указывающей на ее направление.)

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    V.                Закрепление - использование магнитной доски для схематичного решения домашнего задания.

    Учащийся у доски выполняет рисунок задач из задачника Куперштейна Ю.С.

    а)  Условие задачи №8, стр. 63: Тележка с песком массой 10 кг катится со скоростью 1 м/с по горизонтальному пути без трения. Навстречу тележке летит шар массой 2 кг с горизонтальной скоростью 7 м/с. Шар после встречи с тележкой застрял в песке. В какую сторону и с какой скоростью покатится тележка после падения шара?

    б)  Условие задачи №6, стр. 62: Два неупругих тела, массы которых 4 и 6 кг, движутся навстречу друг другу со скоростями 3 м/с каждое. Определить модуль и направление скорости каждого из этих тел после удара.

    VI. Домашнее задание по вариантам в тетрадях (см. выше) СЛАЙД 7 и повторение § 41-44 учебника для 10 класса по физике.

    VII.Подведение итогов - рефлексия: СЛАЙД 8

    1)    Сколько баллов набрали учащиеся за работу на уроке.

    2)     Рефлексия (по стихам): из предложенных четверостишьев выбери одно, характеризующее твое состояние на конец урока.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Из трех предложенных стихов выбери одно,
    характеризующее твое состояние на конец урока:

     

    1.     Искрятся глаза,

    Смеется душа,

    И ум мой поет:

    «К знаниям вперед»

    2.     Не весел я сегодня,

    В тишине взгрустнулось мне,

    И о законе сохранения Все промчалось вдалеке.

    3.     Вспоминая, все познания свои,

    И физики мир постигая,

    Я благодарен матушке судьбе,

    Что импульс есть и нам его не счесть.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Оценочный лист

     

    Дата:

    10 класс

    Фамилия  Имя:

    Задания

    Балл за 1 ответ

    Набранные

    баллы

    Сумма

    баллов

    1

    Кроссворд

    1

     

     

    2

    Тест-контроль

    1

     

     

    3

    Эксперимент

    «ОпытЮпыт!»

    Эксперимент

    1

     

     

    С формулами у доски

    2

     

     

    4

    «Люблю решать задачи я»

    У доски

    2

     

     

    С места

    1

     

     

    ИТОГО

     

    Оценка

    От 9 баллов - 5

     

    От 6 до 8 баллов - 4

     

    От 3 до 5 баллов - 3

     

    Самостоятельная работа

    5

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    ИМПУЛЬС – от лат.

    IMPULSUS – толчок к

    чему-либо, побуждение,

    стремление, быстрый

    скачок

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_10_klass.docx389.53 КБ

    Предварительный просмотр:

    КОНСПЕКТ

    Урока по ФИЗИКЕ в 10-м классе

    по теме: «Импульс тела. Закон сохранения импульса»

    Автор: Бурак Нина Васильевна

    Учитель физики  ГКУЗ ДТС «Дружба»

    Пушкинского района

    Г.Санкт-Петербурга

    Цель урока: закрепление теоретических знаний и выработка навыков решения задач по теме «Импульс тела. Закон сохранения импульса»

    Задачи урока:

    1. Обобщить знания учащихся по теме
    2. Развивать логическое мышление
    3. Продолжить отрабатывать умение устанавливать причинно- следственную связь, получая решение задачи в общем виде
    4. Продолжить отрабатывать умение оценивать полученные результаты решения и их достоверность
    5. Способствовать развитию у школьников грамотной физической речи, мышления
    6. Воспитывать ответственность, толерантность
    7. Формировать навыки самоконтроля

    Оборудование:

    1. Кроссворд - на листе ватмана
    2. Тест-контроль (на 2 варианта)
    3. Физический эксперимент: шарик, динамометр, линейка и описание опыта
    4. Карточки на каждую парту с алгоритмом решения задач на применение закона сохранения импульса
    5. Задачники А.П. Рымкевича 2003 г.
    6. Опорные конспекты и дифференцированные задачи

    Ю.С. Куперштейн 2009 г.

    1. Магнитная доска, мультимедийный проектор, компьютер, презентация
    2. Оценочный лист

    Формы работы на уроке: коллективная, фронтальная, работа в парах, индивидуальная

    План урока

    1. Организационный момент -1 минута
    2. Физразминка - разгадывание кроссворда - 5 минут
    3. Контроль знаний - 5 минут
    4. Фронтальный эксперимент - (в парах) -10 минут
    5. Физминутка -1 минута
    6. Решение задач с использованием магнитной доски -15.5 минут
    7. Домашнее задание - 2 минуты
    8. Подведение итогов урока, рефлексия - 0.5 минут

    Ход урока

    1. СЛАЙД 1-2:Организационный момент -1 минута Возьмем с собою мы багаж

    Учебник, ручку, карандаш,

    Тетрадь и знаний саквояж

    1. СЛАЙД 3: Физическая разминка (фронтальная) - в форме разгадывания кроссворда (записан на ватмане).

    Ученик, ответивший на вопрос правильно, получает балл

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    Решение кроссворда.

    Вопросы:

    1. Величина, характеризующая взаимодействие тел.
    2. Величина, которую ювелиры измеряют в каратах.
    3. Польский ученый.
    4. Ученый, который открыл закон, связанный с деформацией тел.
    5. Итальянский ученый, открывший четыре больших спутника Юпитера, которые часто называют в честь этого ученого.
    6. Английский ученый, открывший закон всемирного тяготения.
    7. Величина, которую можно измерить с помощью акселерометра.

    Ответы: 1. Сила. 2. Масса. 3, Коперник. 4. Гук. 5. Галилей. 6. Ньютон. 7. Ускорение.

    Ключевое слово: импульс

    1. Контроль знаний - 5 минут
    • Выполнение теста - контроля индивидуально (на 2 варианта). Текст прилагается. СЛАЙД 4-5
    • Взаимоконтроль. Результаты записываются в оценочный лист. I вариант: 1,2, 3,3, 4 и II вариант - 2,1, 3, 2, 4
    1. Новый материал

    Учащиеся: запись в тетради числа и темы урока.

    1. Выполнение фронтального эксперимента «ОпытI Опыт!

    -10 минут

    Учащиеся парами выполняют экспериментальное задание. Для этого учитель, привлекая учащегося, записывает формулы для данной работы и выполняет рисунок на доске.

    Учащиеся, работая в парах с лабораторным оборудованием оформляют результаты своих измерений в тетрадях и записывают массу, импульс в оценочный лист

    Эксперимент «Опыт! Опыт!»
    «Измерение модуля импульса тела»

    Приборы и материалы: 1) металлическое тело,

                                                  2) линейка измерительная 30*35 см,

                                                  3) динамометр учебный

    Порядок выполнения работы

    1. Измерьте модуль веса тела с
      помощью динамометра.
    2. Поставьте линейку на стол
      вертикально. Поднимите тело на
      высоту линейки и отпустите его (см.
      рисунок). В месте падения тела на стол
      положите тетрадь.
    3. Зная модуль веса и высоту падения
      тела, вычислите модуль его импульса
      в момент падения на стол.
    4. Результаты измерений и вычислений
      запишите в тетрадь.

    image3


    1. Физкультминутка -1 минута СЛАЙД 6

    - учащиеся выполняют небольшие физические упражнения, направленные на отдых глаз, шеи, спины.

    1. Решение задач -15 минут

    Цель: постичь тернистые пути практической деятельности человека при решении задач на тему «Импульс тела. Закон сохранения импульса».

    Учитель рассматривает алгоритм решения задач на примере закона сохранения импульса.

    На столе в папке - «Алгоритм».

    Решение задач:

    Учитель у доски - учащиеся в тетрадях (по ходу решения задачи, учитель задает вопросы учащимся)

    1) Условие задачи № 320 стр. 48 из учебника Рымкевич А.П.(на столе у каждого учащегося): Движение материальной точки описывается уравнением х=5 -81 + 41?. Приняв ее массу равной 2 кг, найти импульс через 2 с и через 4 с после начала отсчета времени, и также силу, вызвавшую это изменение импульса.

    2) Следующую задачу решает один учащийся у доски, другой у магнитной доски, остальные в тетрадях.

    Условие задачи № 327 {а) стр. 48 из учебника Рымкевич А.П.: С лодки массой 200 кг, движущейся со скоростью 1 м/с, ныряет мальчик массой 50 кг, двигаясь в горизонтальном направлении. Какой станет скорость лодки после прыжка мальчика, если он прыгает с кормы со скоростью 4 м/с.

    Алгоритм для решения задач на закон

    сохранения импульса:

    1. Внимательно прочти задачу и установи, какие тела (или части одного тела) взаимодействуют между собой и образуют замкнутую систему.
    2. Запиши кратко условие задачи и вырази все ее величины в единицах СИ.
    3. Сделай чертеж; для каждого тела (или частей тела) системы и укажи массу и направление вектора скорости (или импульса) до и после взаимодействия.
    4. Выбери систему отсчета и укажи направление координатных осей. (Оси удобно располагать так, чтобы они совпадали с наибольшим числом векторов скоростей).
    5. Запиши закон сохранения импульса в векторной форме.
    6. Запиши это уравнение в проекциях на оси координат.
    7. Найди проекции векторов скоростей на оси координат и вырази их через модули.
    8. Подставь найденные выражения в уравнение закона сохранения импульса в проекциях.
    9. Реши задачу в общем виде; вырази искомую величину через известные.
    10. Подставь значения величин и получи числовой ответ.
    11. Проверь правильность наименования полученной искомой величины.
    12. Проанализируй реальность полученного результата.

    (Обрати внимание на знак полученной скорости, указывающей на ее направление.)

    1. Закрепление - использование магнитной доски для схематичного решения домашнего задания.

    Учащийся у доски выполняет рисунок задач из задачника Куперштейна Ю.С.

    а)        Условие задачи №8, стр. 63: Тележка с песком массой 10 кг катится со скоростью 1 м/с по горизонтальному пути без трения. Навстречу тележке летит шар массой 2 кг с горизонтальной скоростью 7 м/с. Шар после встречи с тележкой застрял в песке. В какую сторону и с какой скоростью покатится тележка после падения шара?

    б)        Условие задачи №6, стр. 62: Два неупругих тела, массы которых 4 и 6 кг, движутся навстречу друг другу со скоростями 3 м/с каждое. Определить модуль и направление скорости каждого из этих тел после удара.

    VI. Домашнее задание по вариантам в тетрадях (см. выше) СЛАЙД 7 и повторение § 41-44 учебника для 10 класса по физике.

    VII.Подведение итогов - рефлексия: СЛАЙД 8

    1. Сколько баллов набрали учащиеся за работу на уроке.
    2. Рефлексия (по стихам): из предложенных четверостишьев выбери одно, характеризующее твое состояние на конец урока.

    Из трех предложенных стихов выбери одно,
    характеризующее твое состояние на конец урока:

    1. Искрятся глаза,

    Смеется душа,

    И ум мой поет:

    «К знаниям вперед»

    1. Не весел я сегодня,

    В тишине взгрустнулось мне,

    И о законе сохранения Все промчалось вдалеке.

    1. Вспоминая, все познания свои,

    И физики мир постигая,

    Я благодарен матушке судьбе,

    Что импульс есть и нам его не счесть.

    Оценочный лист

    Дата:

    10 класс

    Фамилия  Имя:

    Задания

    Балл за 1 ответ

    Набранные

    баллы

    Сумма

    баллов

    1

    Кроссворд

    1

    2

    Тест-контроль

    1

    3

    Эксперимент

    «ОпытЮпыт!»

    Эксперимент

    1

    С формулами у доски

    2

    4

    «Люблю решать задачи я»

    У доски

    2

    С места

    1

    ИТОГО

    Оценка

    От 9 баллов - 5

    От 6 до 8 баллов - 4

    От 3 до 5 баллов - 3

    Самостоятельная работа

    5

    ИМПУЛЬС – от лат.

    IMPULSUS – толчок к 

    чему-либо, побуждение,

    стремление, быстрый 

    скачок


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Контрольная работа по физике для 9 класса "Законы Ньютона.. Закон всемирного тяготения. Движение тела по окружности. Импульс тела. Закон сохранения импульса".

    Контрольная работа для 9 класса по теме "Законы Ньютона.Закон всемирного тяготения. Движение тела по окружности. Импульс тела. Закон сохранения импульса". Контрольная работа разработана имеет  дв...

    урок физики в 8 классе по теме "Импульс тела. Закон сохранения импульса"

    Цель урока: -сформировать понятие об импульсе тела; -научить определять и вычислять импульс тела; -ознакомить учащихся с законом сохранения импульса; -развивать умение наблюдать и анализировать явл...

    Контрольная работа "Законы Ньютона.Импульс тела. Закон сохранения импульса"

    Контрольная работасодержит 2 варианта по пять заданий среднего уровня сложности по темам: " Законы Ньютона", "Импульс тела", "Закон сохранения импульса"....

    Конспект урока физики в 9 классе. Импульс тела. Закон сохранения импульса.

    Информационная картаРефлективный отчетКонспект урока...

    Конспект урока физики в 9 классе. Импульс тела. Закон сохранения импульса.

    Конспект урокаРефлексивный отчетИнформационная карта...