КОНСПЕКТ Урока по ФИЗИКЕ в 10-м классе по теме: «Импульс тела. Закон сохранения импульса»
план-конспект урока по физике (10 класс) на тему

Бурак Нина Васильевна

Цель урока: закрепление теоретических знаний и выработка навыков решения задач по теме «Импульс тела. Закон сохранения импульса»

Задачи урока:

1.     Обобщить знания учащихся по теме

2.      Развивать логическое мышление

3.     Продолжить отрабатывать умение устанавливать причинно- следственную связь, получая решение задачи в общем виде

4.     Продолжить отрабатывать умение оценивать полученные результаты решения и их достоверность

5.     Способствовать развитию у школьников грамотной физической речи, мышления

6.      Воспитывать ответственность, толерантность

7.      Формировать навыки самоконтроля

Оборудование:

1.     Кроссворд - на листе ватмана

2.      Тест-контроль (на 2 варианта)

3.     Физический эксперимент: шарик, динамометр, линейка и описание опыта

4.     Карточки на каждую парту с алгоритмом решения задач на применение закона сохранения импульса

5.      Задачники А.П. Рымкевича 2003 г.

6.     Опорные конспекты и дифференцированные задачи

Ю.С. Куперштейн 2009 г.

7.      Магнитная доска, мультимедийный проектор, компьютер, презентация

8.      Оценочный лист

Формы работы на уроке: коллективная, фронтальная, работа в парах, индивидуальная

 

План урока

 

1.      Организационный момент -1 минута

2.      Физразминка - разгадывание кроссворда - 5 минут

3.      Контроль знаний - 5 минут

4.      Фронтальный эксперимент - (в парах) -10 минут

5.      Физминутка -1 минута

6.      Решение задач с использованием магнитной доски -15.5 минут

7.      Домашнее задание - 2 минуты

8.      Подведение итогов урока, рефлексия - 0.5 минут

Ход урока

I.               СЛАЙД 1-2:Организационный момент -1 минута Возьмем с собою мы багаж

Учебник, ручку, карандаш,

Тетрадь и знаний саквояж

II.             СЛАЙД 3: Физическая разминка (фронтальная) - в форме разгадывания кроссворда (записан на ватмане).

Ученик, ответивший на вопрос правильно, получает балл

 

 

1

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

Решение кроссворда.

Вопросы:

1.     Величина, харак­теризующая взаи­модействие тел.

2.     Величина, кото­рую ювелиры из­меряют в каратах.

3.     Польский ученый.

4.     Ученый, который открыл закон, свя­занный с деформа­цией тел.

5.                   Итальянский ученый, открывший четыре больших спутника Юпитера, которые часто называют в честь этого ученого.

6.                   Английский ученый, открывший закон всемирно­го тяготения.

7.                   Величина, которую можно измерить с помощью акселерометра.

 

Ответы: 1. Сила. 2. Масса. 3, Коперник. 4. Гук. 5. Га­лилей. 6. Ньютон. 7. Ускорение.

Ключевое слово: импульс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III.            Контроль знаний - 5 минут

•       Выполнение теста - контроля индивидуально (на 2 варианта). Текст прилагается. СЛАЙД 4-5

•       Взаимоконтроль. Результаты записываются в оценочный лист. I вариант: 1,2, 3,3, 4 и II вариант - 2,1, 3, 2, 4

IV.            Новый материал

Учащиеся: запись в тетради числа и темы урока.

1.     Выполнение фронтального эксперимента «ОпытI Опыт!

-10 минут

Учащиеся парами выполняют экспериментальное задание. Для этого учитель, привлекая учащегося, записывает формулы для данной работы и выполняет рисунок на доске.

Учащиеся, работая в парах с лабораторным оборудованием оформляют результаты своих измерений в тетрадях и записывают массу, импульс в оценочный лист

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эксперимент «Опыт! Опыт!»
«Измерение модуля импульса тела»

 

Приборы и материалы: 1) металлическое тело,

                                              2) линейка измерительная 30*35 см,

                                              3) динамометр учебный

Порядок выполнения работы

1.     Измерьте модуль веса тела с
помощью динамометра.

2.     Поставьте линейку на стол
вертикально. Поднимите тело на
высоту линейки и отпустите его (см.
рисунок). В месте падения тела на стол
положите тетрадь.

3.     Зная модуль веса и высоту падения
тела, вычислите модуль его импульса
в момент падения на стол.

4.     Результаты измерений и вычислений
запишите в тетрадь.

 

 

 

 

1.     Физкультминутка -1 минута СЛАЙД 6

- учащиеся выполняют небольшие физические упражнения, направленные на отдых глаз, шеи, спины.

2.     Решение задач -15 минут

Цель: постичь тернистые пути практической деятельности человека при решении задач на тему «Импульс тела. Закон сохранения импульса».

Учитель рассматривает алгоритм решения задач на примере закона сохранения импульса.

На столе в папке - «Алгоритм».

Решение задач:

Учитель у доски - учащиеся в тетрадях (по ходу решения задачи, учитель задает вопросы учащимся)

1) Условие задачи № 320 стр. 48 из учебника Рымкевич А.П.(на столе у каждого учащегося): Движение материальной точки описывается уравнением х=5 -81 + 41?. Приняв ее массу равной 2 кг, найти импульс через 2 с и через 4 с после начала отсчета времени, и также силу, вызвавшую это изменение импульса.

 

 

 

 

 

2) Следующую задачу решает один учащийся у доски, другой у магнитной доски, остальные в тетрадях.

Условие задачи № 327 {а) стр. 48 из учебника Рымкевич А.П.: С лодки массой 200 кг, движущейся со скоростью 1 м/с, ныряет мальчик массой 50 кг, двигаясь в горизонтальном направлении. Какой станет скорость лодки после прыжка мальчика, если он прыгает с кормы со скоростью 4 м/с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Алгоритм для решения задач на закон

сохранения импульса:

1.     Внимательно прочти задачу и установи, какие тела (или части одного тела) взаимодействуют между собой и образуют замкнутую систему.

2.     Запиши кратко условие задачи и вырази все ее величины в единицах СИ.

3.     Сделай чертеж; для каждого тела (или частей тела) системы и укажи массу и направление вектора скорости (или импульса) до и после взаимодействия.

4.      Выбери систему отсчета и укажи направление координатных осей. (Оси удобно располагать так, чтобы они совпадали с наибольшим числом векторов скоростей).

5.      Запиши закон сохранения импульса в векторной форме.

6.      Запиши это уравнение в проекциях на оси координат.

7.      Найди проекции векторов скоростей на оси координат и вырази их через модули.

8.      Подставь найденные выражения в уравнение закона сохранения импульса в проекциях.

9.      Реши задачу в общем виде; вырази искомую величину через известные.

10. Подставь значения величин и получи числовой ответ.

11. Проверь правильность наименования полученной искомой величины.

12. Проанализируй реальность полученного результата.

(Обрати внимание на знак полученной скорости, указывающей на ее направление.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V.                Закрепление - использование магнитной доски для схематичного решения домашнего задания.

Учащийся у доски выполняет рисунок задач из задачника Куперштейна Ю.С.

а)  Условие задачи №8, стр. 63: Тележка с песком массой 10 кг катится со скоростью 1 м/с по горизонтальному пути без трения. Навстречу тележке летит шар массой 2 кг с горизонтальной скоростью 7 м/с. Шар после встречи с тележкой застрял в песке. В какую сторону и с какой скоростью покатится тележка после падения шара?

б)  Условие задачи №6, стр. 62: Два неупругих тела, массы которых 4 и 6 кг, движутся навстречу друг другу со скоростями 3 м/с каждое. Определить модуль и направление скорости каждого из этих тел после удара.

VI. Домашнее задание по вариантам в тетрадях (см. выше) СЛАЙД 7 и повторение § 41-44 учебника для 10 класса по физике.

VII.Подведение итогов - рефлексия: СЛАЙД 8

1)    Сколько баллов набрали учащиеся за работу на уроке.

2)     Рефлексия (по стихам): из предложенных четверостишьев выбери одно, характеризующее твое состояние на конец урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Из трех предложенных стихов выбери одно,
характеризующее твое состояние на конец урока:

 

1.     Искрятся глаза,

Смеется душа,

И ум мой поет:

«К знаниям вперед»

2.     Не весел я сегодня,

В тишине взгрустнулось мне,

И о законе сохранения Все промчалось вдалеке.

3.     Вспоминая, все познания свои,

И физики мир постигая,

Я благодарен матушке судьбе,

Что импульс есть и нам его не счесть.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценочный лист

 

Дата:

10 класс

Фамилия  Имя:

Задания

Балл за 1 ответ

Набранные

баллы

Сумма

баллов

1

Кроссворд

1

 

 

2

Тест-контроль

1

 

 

3

Эксперимент

«ОпытЮпыт!»

Эксперимент

1

 

 

С формулами у доски

2

 

 

4

«Люблю решать задачи я»

У доски

2

 

 

С места

1

 

 

ИТОГО

 

Оценка

От 9 баллов - 5

 

От 6 до 8 баллов - 4

 

От 3 до 5 баллов - 3

 

Самостоятельная работа

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИМПУЛЬС – от лат.

IMPULSUS – толчок к

чему-либо, побуждение,

стремление, быстрый

скачок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_10_klass.docx389.53 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

Урока по ФИЗИКЕ в 10-м классе

по теме: «Импульс тела. Закон сохранения импульса»

Автор: Бурак Нина Васильевна

Учитель физики  ГКУЗ ДТС «Дружба»

Пушкинского района

Г.Санкт-Петербурга

Цель урока: закрепление теоретических знаний и выработка навыков решения задач по теме «Импульс тела. Закон сохранения импульса»

Задачи урока:

  1. Обобщить знания учащихся по теме
  2. Развивать логическое мышление
  3. Продолжить отрабатывать умение устанавливать причинно- следственную связь, получая решение задачи в общем виде
  4. Продолжить отрабатывать умение оценивать полученные результаты решения и их достоверность
  5. Способствовать развитию у школьников грамотной физической речи, мышления
  6. Воспитывать ответственность, толерантность
  7. Формировать навыки самоконтроля

Оборудование:

  1. Кроссворд - на листе ватмана
  2. Тест-контроль (на 2 варианта)
  3. Физический эксперимент: шарик, динамометр, линейка и описание опыта
  4. Карточки на каждую парту с алгоритмом решения задач на применение закона сохранения импульса
  5. Задачники А.П. Рымкевича 2003 г.
  6. Опорные конспекты и дифференцированные задачи

Ю.С. Куперштейн 2009 г.

  1. Магнитная доска, мультимедийный проектор, компьютер, презентация
  2. Оценочный лист

Формы работы на уроке: коллективная, фронтальная, работа в парах, индивидуальная

План урока

  1. Организационный момент -1 минута
  2. Физразминка - разгадывание кроссворда - 5 минут
  3. Контроль знаний - 5 минут
  4. Фронтальный эксперимент - (в парах) -10 минут
  5. Физминутка -1 минута
  6. Решение задач с использованием магнитной доски -15.5 минут
  7. Домашнее задание - 2 минуты
  8. Подведение итогов урока, рефлексия - 0.5 минут

Ход урока

  1. СЛАЙД 1-2:Организационный момент -1 минута Возьмем с собою мы багаж

Учебник, ручку, карандаш,

Тетрадь и знаний саквояж

  1. СЛАЙД 3: Физическая разминка (фронтальная) - в форме разгадывания кроссворда (записан на ватмане).

Ученик, ответивший на вопрос правильно, получает балл

1

2

3

4

5

6

7

Решение кроссворда.

Вопросы:

  1. Величина, характеризующая взаимодействие тел.
  2. Величина, которую ювелиры измеряют в каратах.
  3. Польский ученый.
  4. Ученый, который открыл закон, связанный с деформацией тел.
  5. Итальянский ученый, открывший четыре больших спутника Юпитера, которые часто называют в честь этого ученого.
  6. Английский ученый, открывший закон всемирного тяготения.
  7. Величина, которую можно измерить с помощью акселерометра.

Ответы: 1. Сила. 2. Масса. 3, Коперник. 4. Гук. 5. Галилей. 6. Ньютон. 7. Ускорение.

Ключевое слово: импульс

  1. Контроль знаний - 5 минут
  • Выполнение теста - контроля индивидуально (на 2 варианта). Текст прилагается. СЛАЙД 4-5
  • Взаимоконтроль. Результаты записываются в оценочный лист. I вариант: 1,2, 3,3, 4 и II вариант - 2,1, 3, 2, 4
  1. Новый материал

Учащиеся: запись в тетради числа и темы урока.

  1. Выполнение фронтального эксперимента «ОпытI Опыт!

-10 минут

Учащиеся парами выполняют экспериментальное задание. Для этого учитель, привлекая учащегося, записывает формулы для данной работы и выполняет рисунок на доске.

Учащиеся, работая в парах с лабораторным оборудованием оформляют результаты своих измерений в тетрадях и записывают массу, импульс в оценочный лист

Эксперимент «Опыт! Опыт!»
«Измерение модуля импульса тела»

Приборы и материалы: 1) металлическое тело,

                                              2) линейка измерительная 30*35 см,

                                              3) динамометр учебный

Порядок выполнения работы

  1. Измерьте модуль веса тела с
    помощью динамометра.
  2. Поставьте линейку на стол
    вертикально. Поднимите тело на
    высоту линейки и отпустите его (см.
    рисунок). В месте падения тела на стол
    положите тетрадь.
  3. Зная модуль веса и высоту падения
    тела, вычислите модуль его импульса
    в момент падения на стол.
  4. Результаты измерений и вычислений
    запишите в тетрадь.

image3


  1. Физкультминутка -1 минута СЛАЙД 6

- учащиеся выполняют небольшие физические упражнения, направленные на отдых глаз, шеи, спины.

  1. Решение задач -15 минут

Цель: постичь тернистые пути практической деятельности человека при решении задач на тему «Импульс тела. Закон сохранения импульса».

Учитель рассматривает алгоритм решения задач на примере закона сохранения импульса.

На столе в папке - «Алгоритм».

Решение задач:

Учитель у доски - учащиеся в тетрадях (по ходу решения задачи, учитель задает вопросы учащимся)

1) Условие задачи № 320 стр. 48 из учебника Рымкевич А.П.(на столе у каждого учащегося): Движение материальной точки описывается уравнением х=5 -81 + 41?. Приняв ее массу равной 2 кг, найти импульс через 2 с и через 4 с после начала отсчета времени, и также силу, вызвавшую это изменение импульса.

2) Следующую задачу решает один учащийся у доски, другой у магнитной доски, остальные в тетрадях.

Условие задачи № 327 {а) стр. 48 из учебника Рымкевич А.П.: С лодки массой 200 кг, движущейся со скоростью 1 м/с, ныряет мальчик массой 50 кг, двигаясь в горизонтальном направлении. Какой станет скорость лодки после прыжка мальчика, если он прыгает с кормы со скоростью 4 м/с.

Алгоритм для решения задач на закон

сохранения импульса:

  1. Внимательно прочти задачу и установи, какие тела (или части одного тела) взаимодействуют между собой и образуют замкнутую систему.
  2. Запиши кратко условие задачи и вырази все ее величины в единицах СИ.
  3. Сделай чертеж; для каждого тела (или частей тела) системы и укажи массу и направление вектора скорости (или импульса) до и после взаимодействия.
  4. Выбери систему отсчета и укажи направление координатных осей. (Оси удобно располагать так, чтобы они совпадали с наибольшим числом векторов скоростей).
  5. Запиши закон сохранения импульса в векторной форме.
  6. Запиши это уравнение в проекциях на оси координат.
  7. Найди проекции векторов скоростей на оси координат и вырази их через модули.
  8. Подставь найденные выражения в уравнение закона сохранения импульса в проекциях.
  9. Реши задачу в общем виде; вырази искомую величину через известные.
  10. Подставь значения величин и получи числовой ответ.
  11. Проверь правильность наименования полученной искомой величины.
  12. Проанализируй реальность полученного результата.

(Обрати внимание на знак полученной скорости, указывающей на ее направление.)

  1. Закрепление - использование магнитной доски для схематичного решения домашнего задания.

Учащийся у доски выполняет рисунок задач из задачника Куперштейна Ю.С.

а)        Условие задачи №8, стр. 63: Тележка с песком массой 10 кг катится со скоростью 1 м/с по горизонтальному пути без трения. Навстречу тележке летит шар массой 2 кг с горизонтальной скоростью 7 м/с. Шар после встречи с тележкой застрял в песке. В какую сторону и с какой скоростью покатится тележка после падения шара?

б)        Условие задачи №6, стр. 62: Два неупругих тела, массы которых 4 и 6 кг, движутся навстречу друг другу со скоростями 3 м/с каждое. Определить модуль и направление скорости каждого из этих тел после удара.

VI. Домашнее задание по вариантам в тетрадях (см. выше) СЛАЙД 7 и повторение § 41-44 учебника для 10 класса по физике.

VII.Подведение итогов - рефлексия: СЛАЙД 8

  1. Сколько баллов набрали учащиеся за работу на уроке.
  2. Рефлексия (по стихам): из предложенных четверостишьев выбери одно, характеризующее твое состояние на конец урока.

Из трех предложенных стихов выбери одно,
характеризующее твое состояние на конец урока:

  1. Искрятся глаза,

Смеется душа,

И ум мой поет:

«К знаниям вперед»

  1. Не весел я сегодня,

В тишине взгрустнулось мне,

И о законе сохранения Все промчалось вдалеке.

  1. Вспоминая, все познания свои,

И физики мир постигая,

Я благодарен матушке судьбе,

Что импульс есть и нам его не счесть.

Оценочный лист

Дата:

10 класс

Фамилия  Имя:

Задания

Балл за 1 ответ

Набранные

баллы

Сумма

баллов

1

Кроссворд

1

2

Тест-контроль

1

3

Эксперимент

«ОпытЮпыт!»

Эксперимент

1

С формулами у доски

2

4

«Люблю решать задачи я»

У доски

2

С места

1

ИТОГО

Оценка

От 9 баллов - 5

От 6 до 8 баллов - 4

От 3 до 5 баллов - 3

Самостоятельная работа

5

ИМПУЛЬС – от лат.

IMPULSUS – толчок к 

чему-либо, побуждение,

стремление, быстрый 

скачок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по физике для 9 класса "Законы Ньютона.. Закон всемирного тяготения. Движение тела по окружности. Импульс тела. Закон сохранения импульса".

Контрольная работа для 9 класса по теме "Законы Ньютона.Закон всемирного тяготения. Движение тела по окружности. Импульс тела. Закон сохранения импульса". Контрольная работа разработана имеет  дв...

Контрольная работа "Законы Ньютона.Импульс тела. Закон сохранения импульса"

Контрольная работасодержит 2 варианта по пять заданий среднего уровня сложности по темам: " Законы Ньютона", "Импульс тела", "Закон сохранения импульса"....

Конспект урока физики в 9 классе. Импульс тела. Закон сохранения импульса.

Информационная картаРефлективный отчетКонспект урока...

Конспект урока физики в 9 классе. Импульс тела. Закон сохранения импульса.

Конспект урокаРефлексивный отчетИнформационная карта...

"Импульс тела. закон сохранения импульса тела"

Урок изучения нового метериала по теме "Импульс тела. Закон сохранения импульса тела". В работе используются фрагменты мультфильма мотивирующие работу учащихся на уроке....