Конспект урока физики в 9 классе. Импульс тела. Закон сохранения импульса.
план-конспект урока по физике (9 класс) на тему

Федоров Сергей Витальевич

Конспект урока

Рефлексивный отчет

Информационная карта

Скачать:


Предварительный просмотр:

Информационная карта урока физики в 9 классе на тему «Импульс тела. Закон сохранения импульса»

Учителя физики Федоров Сергей Витальевич

МБОУ «Большемеминская СОШ» Верхнеуслонского муниципального района РТ

Задание

Ответ

Общая характеристика образовательной организации

Тип образовательной организации ( например, гимназии, лицей, общеобразовательная школа). Расположение образовательной организации, особенности района и социального окружения, которые, как Вы считаете, необходимо учитывать в педагогической деятельности.

Средняя общеобразовательная школа.

Расположена в с.Большие Меми. Общеобразовательная  школа, организован подвоз детей из соседних сел.

Наполняемость школы ( количество обучающихся, учителей), описание контингента обучающихся, социальный состав.

В школе учатся 32 обучающихся, работают 12 педагогов. Всего 19 мальчик, 12 девочек. Национальный состав: татар-2, русских-30.

Социальный состав: всего 21 семьи, многодетных - 5, неполных - 2, неблагополучных- 1, малообеспеченных семей- 4, учащихся, находящихся на опеке - 0, дети-инвалиды - 0.

Информация о реализуемый образовательной программе по выбранному Вами предмету, количеству часов в неделю, отводимых на предмет. Опишите используемый учебно-методический комплекс по предмету, по которому Вы проводите уроки.

Обучение физике реализуется образовательной программой, составленной по УМК Перышкина А.В.. для 9 класса, 2 часа в неделю. Используется учебник, пособие для учителя, тематические тесты для данного курса

Материально- техническое обеспечение, доступное для использования во время урока (проектор, интерактивная доска, компьютер )

Проектор, компьютер, интерактивная доска, дидактические материалы.

Описание педагогической ситуации в классе

Состав класса, успеваемость обучающихся по выбранному Вами предмету.

В 9 классе обучается 5 учащихся, из них 3 девочки, 2 мальчика. Успеваемость –100%

Качество знаний по физике – 60 %


Постановка образовательных целей в соответствии с ФГОС по теме

Задание

Ответ

Область предметного знания

физика

Тема, по которой Вы будете проводить урок в классе

«Импульс тела. Закон сохранения импульса»

Сформулируйте цель урока в соответствии с ФГОС

Цель: Способствовать изучению основных знаний по теме «Импульс тела» и применению знаний об явлении импульса в практической деятельности.

Информация об образовательных результатах, которыми должны владеть обучающиеся для достижения поставленной выше цели.

Предметные результаты

Предметные:

Знать  понятие импульса тела; определить понятия: замкнутая система, сформулировать закон сохранения импульса.

         Уметь применять закон сохранения импульса при решении качественных и количественных задач

Личностные УУД: осознание и выработка собственной жизненной позиции в отношении мира и окружающих людей, соотнесение с окружающим миром себя и своего будущего.

Метапредметные УУД

Познавательные: исследование, поиск и отбор необходимой информации, её структурирование, логические действия и операции, способы решения задач.

Регулятивные: управление познавательной и учебной деятельностью на основе постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценка успешности усвоения, самоуправление и саморегуляция в учебной деятельности.

Коммуникативные: Умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.

Сформулируйте цель урока для обучающихся с особыми образовательными потребностями и индивидуальными особенностями развития.

Научить обучающихся строить понятное для партнёра высказывание, применять информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи.




Предварительный просмотр:

Рефлексивный отчет

к уроку физики в 9 классе по теме «Импульс тела. Закон сохранения импульса»

  1. Насколько эффективной оказалась Ваша деятельность на основе анализа результатов работы класса в целом?

Ответ: Анализируя результаты работы обучающихся в классе пришел к выводу, что моя деятельность на данном уроке оказалась недостаточно успешной. Обучающиеся неплохо справились с предложенными заданиями, но были недочеты в ответах. Ожидаемые результаты, поставленные при организации урока, осуществились в неполной мере. Применяя основные знания по главе «Закон взаимодействия и движения тел» в выполнении учебных заданий и демонстрируя свои действия, обучающиеся показали, что материал уроков данной главы усвоен. На этапе изучения новой темы листы самооценки не были применены.

  1. Опишите, каким образом Вы использовали информацию об особенностях школы, класса, социального окружения при планировании и проведении урока.

Ответ: Урок был проведен в МБОУ «Большемеминская СОШ» с. Большие Меми  Верхнеуслонского муниципального района РТ в 9 классе. В данном классе согласно учебному плану на изучение физики отводится 2 часа в неделю. При планировании данного урока были учтены особенности класса, школы и социального окружения. В классе 5 учеников, дети русские. Социальный состав детей разнообразен. Обращая внимание на эти факты, а также учитывая  образовательные возможности детей, урок был организован в теоретическо - экспериментальном плане.

  1. Опишите, каким образом Вы использовали информацию об индивидуальных особенностях и потребностях обучающихся при планировании урока.

Ответ: Учитывая активность обучающихся и их возрастные особенности, я запланировал на уроке разнообразные формы деятельности: индивидуальную, фронтальную.

Принимая во внимание, что у некоторых обучающихся снижено внимание, мною был использован разбор фрагмента видеофильма.

В связи с тем, что обучающиеся различаются по типу восприятия информации, установки заданий планировалось озвучить устно и указать на демонстрационном материале.

  1. Опишите, каким образом Вы использовали информацию об индивидуальных особенностях и потребностях обучающихся при проведении урока, насколько эффективной оказалась Ваша деятельность в связи с полученными результатами обучающихся на материале проверочной работы.

Ответ: Целесообразное использование опыта 1 и 2 , проблемный эксперимент в структуре урока позволило активизировать визуальный канал восприятия информации, разнообразить подачу учебных заданий, способствовало созданию благоприятных условий для работы.

Учитывая возрастные особенности детей, реальные возможности класса - средняя работоспособность, наличие детей с низкой мотивацией, наличие детей, успешных в обучении - применялись разнообразные формы деятельности и типы заданий. Дети с особыми образовательными потребностями легко включались в работу, и в то же время дети с низкой мотивацией имели некоторые трудности. Подбадривая, переспрашивая, проведя эксперимент, они были вовлечены мной в активную деятельность. Я считаю, работа, проведенная на уроке, оказалась эффективной. Предоставление установок в устном и письменном виде также способствовало эффективной работе и лучшему взаимопониманию между учителем и обучающимися.

  1. Проведите анализ корректности постановки целей урока на основе полученных результатов обучающихся и/ или на материале проверочной  работы.

Ответ: По моему мнению, цели урока поставлены корректно. Этапы урока логически следовали один за другим, материал соответствовал теме урока, что способствовало достижению цели урока всеми обучающимися.

  1. Проанализируйте реализацию запланированных трудовых действий на уроке. Проанализируйте причины не успешности, по которым не удалось продемонстрировать владения определенными трудовыми действиями.

Ответ: Считаю, что успешно реализованы такие трудовые действия, как формирование мотивации к обучению (эксперимент), проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу обучающегося (культуру переживаний и ценностные ориентации).

Кажется, что трудовое действие «Формирование универсальных учебных действий (формирование умения строить речевые высказывания)» было недостаточно успешно реализовано. Учащиеся не всегда давали полные ответы, т.к. нерешительны, сомневаются в своих знаниях.

  1. Предложите вариант перестройки хода урока, который позволит Вам реализовать запланированное трудовое действие, отмеченное в пункте выше.

Ответ: Вариантом перестроения хода урока может быть организация деятельности учащихся по развитию умения строить монологические высказывания, по формулированию собственного мнения и позиции. Регулярно работать с учащимися в парах и микрогруппах для формирования коммуникативного навыка.

  1. Какие результаты самооценки освоения Вами профессиональных компетенций Вы могли бы использовать при планировании следующих уроков?

Ответ: Я считаю, что смогу успешно реализовывать трудовое действие «Формирование мотивации к обучению», подбирая в дальнейшем разнообразные формы работы, типы заданий, и подводя обучающихся к осознанию трудности/незнания в рамках определенной темы.

  1. Проанализируйте, что в Вашей деятельности повлияло на освоение запланированных образовательных результатов обучающимися (предметных и метапредметных).

Ответ: Я считаю, что логически построенный ход урока, корректный выбор форм и методов работы, соответствие выполняемой деятельности указанным планируемым образовательным результатам на уроке способствовали освоению обучающимися запланированных образовательных результатов.

По моему мнению, побуждение обучающихся высказывать свое мнение, предположения и организация обсуждения во время урока повлияли на освоение таких запланированных метапредметных результатов, умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.  Мне удалось позитивно настроить учеников, мотивировать для активной работы, предоставляя учащимся время на обдумывание ответа, задавая открытые вопросы при фронтальной работе и реагируя на их ответы. Таким образом, я предоставил  им возможность осуществить предметные результаты: определять особенности применения закона сохранения ипульса на конкретных примерах.

  1. Как Вы считаете, уровень владения какими конкретными профессиональными компетенциями (трудовыми действиями) и в каком объеме Вам необходимо повысить? Опишите Вашу профессиональную зону ближайшего развития.

Ответ: Я считаю, что мне необходимо развивать профессиональную компетенцию «Формирование универсальных учебных действий» через организацию соответствующей деятельности учащихся по постановке учебной задачи, проектированию пути решения их, прогнозированию результатов, по корректировке, по формированию инициативности и самостоятельности и т.д. А также повысить уровень владения таким трудовым действием как «Систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению», осуществляя самоанализ учебных занятий. анализируя соответствие задач цели учебного занятия, учебный материал с точки зрения эффективности достижения планируемых результатов и т.д.



Предварительный просмотр:

Конспект урока на тему:

Импульс тела .Закон сохранения импульса .

Цели урока:

  1. образовательныеформирование понятий “импульс тела”,закон сохранения импульса  “импульс силы”; умения применять их к анализу явления взаимодействия тел в простейших случаях; добиться усвоения учащимися формулировки и вывода закона сохранения импульса;
  2. развивающиеформировать умения анализировать, устанавливать связи между элементами содержания ранее изученного материала по основам механики, навыки поисковой познавательной деятельности, способность к самоанализу;
  3. воспитательные: развитие эстетического вкуса учащихся, вызвать желание постоянно пополнять свои знания; поддерживать интерес к предмету.

Оборудование: металлические шарики на нитях, тележки демонстрационные, грузы ,видеопроектор.

Средства обучения: кроссворд.

Ход урока

1. Организационный этап (1мин)

2. Повторение изученного материала. (10 мин)

Учитель: Тему урока вы узнаете, разгадав небольшой кроссворд, ключевым словом, которого и будет тема нашего урока. (Разгадываем слева на право, слова записываем по очереди вертикально).

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/517450/img1.gif

  1. Явление сохранения скорости постоянной при отсутствии внешних воздействий или при их компенсации.
  2. Явление изменения объема или формы тела.
  3. Сила, возникающая при деформации, стремящая вернуть тело в первоначальное положение.
  4. Английский ученый, современник Ньютона, установил зависимость силы упругости от деформации.
  5. Единица массы.
  6. Английский ученый, открывший основные законы механики.
  7. Векторная физическая величина, численно равная изменению скорости за единицу времени.
  8. Сила, с которой Земля притягивает к себе все тела.
  9. Сила, возникающая благодаря существованию сил взаимодействия между молекулами и атомами соприкасающихся тел.
  10. Мера взаимодействия тел.
  11. Раздел механики, в которой изучают закономерности механического движения материальных тел под действием приложенных к ним сил.

3. Изучение нового материала. (18 мин)

Ребята тема нашего урока “Импульс тела. Закон сохранения импульса”

Цели урока: усвоить понятие импульса тела, понятие замкнутой системы, изучить закон сохранения импульса, научится решать задачи на закон сохранения.

Сегодня на уроке мы с вами не только будем ставить опыты, но и доказывать их математически.

Зная основные законы механики, в первую очередь три закона Ньютона, казалось бы, можно решить любую задачу о движении тел. Ребята, я вам продемонстрирую опыты, а вы подумайте, можно ли в этих случаях используя только законы Ньютона решить задачи?

Проблемный эксперимент.

Опыт №1.Скатывание легкоподвижной тележки с наклонной плоскости. Она сдвигает тело, находящееся на ее пути.

Можно ли найти силу взаимодействия тележки и тела? (нет, так как столкновение тележки и тела кратковременное и силу их взаимодействия определить трудно).

Опыт №2. Скатывание нагруженной тележки. Сдвигает тело дальше.

Можно ли в данном случае найти силу взаимодействия тележки и тела?

Сделайте вывод: с помощью каких физических величин можно охарактеризовать движение тела?

Если на вас катится игрушечная тележка, вы можете остановить ее носком ноги, а если на вас катится грузовик?

Поэтому для решения задач используют еще одну важнейшую физическую величину - импульс тела.

Понятие импульса было введено в физику французским ученым Рене Декартом (1596-1650 г.), который назвал эту величину “количеством движения”: “Я принимаю, что во вселенной… есть известное количество движения, которое никогда не увеличивается, не уменьшается, и, таким образом, если одно тело приводит в движение другое, то теряет столько своего движения, сколько его сообщает”.

Найдем взаимосвязь между действующей на тело силой, временем ее действия, и изменением скорости тела.

Пусть на тело массой начинает действовать сила F. Тогда из второго закона Ньютона ускорение этого тела будет а.

Вспомните как читается 2 закон Ньютона?

Запишем закон в виде http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/517450/Image4177.gif

С другой стороны: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/517450/Image4178.gif

Или http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/517450/Image4179.gif Получили формулу второго закона Ньютона в импульсной форме.

Обозначим произведение http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/517450/Image4180.gifчерез р: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/517450/Image4181.gif

Произведение массы тела на его скорость называется импульсом тела.

Импульс р – векторная величина. Он всегда совпадает по направлению с вектором скорости тела. Любое тело, которое движется, обладает импульсом.

Определение: импульс тела – это векторная физическая величина, равная произведению массы тела на его скорость и имеющая направление скорости.

Как любая физическая величина, импульс измеряется в определенных единицах.

Кто желает вывести единицу измерения для импульса? (Ученик у доски делает записи).

(р) = (кг м/с )

Вернемся к нашему равенству http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/517450/Image4182.gif. В физике произведение силы на время действия называют импульсом силы.

Импульс силы показывает, как изменяется импульс тела за данное время.

Декарт установил закон сохранения количества движения, однако он не ясно представлял себе, что количество движения является векторной величиной. Понятие количества движения уточнил голландский физик и математик Гюйгенс, который, исследуя удар шаров, доказал, что при их соударении сохраняется не арифметическая сумма, а векторная сумма количества движения.

Эксперимент (на нитях подвешиваются два шарика) Видео Шарики

Правый отклоняют и отпускают. Вернувшись в прежнее положение и ударившись о неподвижный шарик, он останавливается. При этом левый шарик приходит в движение и отклоняется практически на тот же угол, что и отклоняли правый шар.

Импульс обладает интересным свойством, которое есть лишь у немногих физических величин. Это свойство сохранения. Но закон сохранения импульса выполняется только в замкнутой системе.

Система тел называется замкнутой, если взаимодействующие между собой тела, не взаимодействуют с другими телами.

Импульс каждого из тел, составляющих замкнутую систему, может меняться в результате их взаимодействия друг с другом.

Векторная сумма импульсов тел, составляющих замкнутую систему, не меняется с течением времени при любых движениях и взаимодействиях этих тел.

В этом заключается закон сохранения импульса.

Математический вывод закона сохранения

А сейчас мы с вами побудим “полководцами”, используя законы математики и физики сделаем математический вывод закона сохранения импульса.

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/517450/Image4183.gif , так как время действия сил одно и тоже, то можно записать http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/517450/Image4184.gif

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/517450/Image4185.gif-начальные скорости тел, http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/517450/Image4186.gif - конечные скорости

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/517450/Image4187.gif , http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/517450/Image4188.gifтак как левые части уравнений равны, то и правые тоже: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/517450/Image4189.gif, сгруппируем члены уравнений

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/517450/Image4190.gif - закон сохранения импульса (для упругого удара)

Если удар неупругий http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/517450/Image4191.gif, то закон сохранения импульса примет вид: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/517450/Image4192.gif

4. Закрепление изученного материала. (4 мин.)

1) Что называется импульсом тела ?

2) Назовите единицы измерения импульса тела в СИ?

4) В чем заключается закон сохранения импульса?

5) При каких условиях выполняется этот закон?

6) Какую систему называют замкнутой?

7) Почему происходит отдача при выстреле из ружья?

5. Решение задач (10мин.)Видео Бык

Смотрим видеофрагмент из фильма «Майкл», суть которого в следующем: ангел Майлк и бык бегут навстречу друг другу и соударяются лбами. Послу удара бык останавливается, а Майкл отлетает назад, чувствуя себя при этом абсолютно счастливым. Ученикам предлагается почувствовать себя авторами задачника и придумать задачу на закон сохранения импульса по этому видеофрагменту.

Учитель: с чего начнём придумывать?

После обсуждения сходимся на том, что массу Майкла можно взять 90 кг, а быка – 500 кг.

Учитель: что дальше?

Учитель: сколько можно взять?

Учитель: а больше можно? Всё-таки задача должна быть приближена к реальности.

Обсуждаем рекорд скорости: он составляет в беге на 100 м 10, 4 м/с. А в нашем фрагменте явно скорость – не рекордная. Останавливаем выбор на 6 м/с.

Учитель: это до удара. Что после удара?

Пишем краткое условие, делаем рисунки, дальше каждый решает задачу в тетради. Когда появляются первые ответы, оцениваем их с точки зрения правдоподобности. Потом один из учеников приводит на доске своё решение.

Учитель: видите, как заметно изменилась скорость человека, хотя он и бежал медленно, и столкнулся с быком не самой большой массы. А теперь представьте, что будет при столкновении даже с легковым автомобилем. Надо быть очень осторожным. А сколько времени по-вашему длился удар?

Учитель: рассчитайте, какова при этом подучится сила удара?

Учитель: как с вашей точки зрения, реальна показанная в фильме ситуация?

Учитель: а почему?

Учитель: правильно. Надо помнить, что кроме этого, мы ещё не учитываем множество разных факторов. Наша задача – идеальная ситуация. А чего ещё не хватает в нашей задаче?

Ученики недоумевают, но после наводящих вопросов понимают, что надо придумать к задаче связный текс, формулировку, чтобы задачу можно было записать и предложить кому-то для решения. 

7. Подведение итогов урока; домашнее задание (2 мин)

Домашнее задание: § 21 упр. 20 (2, 4).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по физике для 9 класса "Законы Ньютона.. Закон всемирного тяготения. Движение тела по окружности. Импульс тела. Закон сохранения импульса".

Контрольная работа для 9 класса по теме "Законы Ньютона.Закон всемирного тяготения. Движение тела по окружности. Импульс тела. Закон сохранения импульса". Контрольная работа разработана имеет  дв...

Контрольная работа "Законы Ньютона.Импульс тела. Закон сохранения импульса"

Контрольная работасодержит 2 варианта по пять заданий среднего уровня сложности по темам: " Законы Ньютона", "Импульс тела", "Закон сохранения импульса"....

КОНСПЕКТ Урока по ФИЗИКЕ в 10-м классе по теме: «Импульс тела. Закон сохранения импульса»

Цель урока: закрепление теоретических знаний и выработка навыков решения задач по теме «Импульс тела. Закон сохранения импульса»Задачи урока:1.     Обобщить знания учащихся по теме...

Конспект урока физики в 9 классе. Импульс тела. Закон сохранения импульса.

Информационная картаРефлективный отчетКонспект урока...

"Импульс тела. закон сохранения импульса тела"

Урок изучения нового метериала по теме "Импульс тела. Закон сохранения импульса тела". В работе используются фрагменты мультфильма мотивирующие работу учащихся на уроке....