Рабочая программа учебного курса по выбору "Занимательная физика" 5 класс
рабочая программа (5 класс) на тему

Запорожцева Ольга Ивановна

Целями изучения являются:

1)    развитие интереса и творческих способностей школьников при освоении ими метода научного познания на феноменологическом уровне;

2)    приобретение обучающимися знаний и чувственного опыта для понимания явлений природы, многие из которых им предстоит изучать в старших классах школы;

3)    формирование представлений об изменчивости и познаваемости мира, в котором мы живем.

Задачи:

1)    знакомство обучающихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы (наблюдение, опыт, выявление закономерностей, моделирование явления, формулировка гипотез и постановка задач по их проверке, поиск решения задач, подведение итогов и формулировка вывода);

2)    формирование у обучающихся умения наблюдать и описывать явления окружающего мира в их взаимосвязи с другими явлениями, выявлять главное, обнаруживать зако­номерности в протекании явлений и качественно объяснять наиболее рас­пространенные и значимые для человека явления природы;

3)    овладение общенаучными понятиями: природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;

пониманием отличия научных данных от непроверенной информации; ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanimatelnaya_fizika_5_klass.docx32.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 Лосевская средняя общеобразовательная школа № 1

Рассмотрено:

на заседании МО учителей математики и физики

Протокол № __ от «__» ________20__г

Руководитель ОМО _______________

Согласовано:

На МС, руководитель

_____ _________________

«___» _________ 20__г

Утверждаю:

Директор школы:

______________________

«___» ___________20__г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА ПО ВЫБОРУ

«Занимательная физика»

2 ступень обучения 5 класс

Срок реализации программы:  20__ – 20__ учебный год

Составлена на основе Примерной программы основного общего образования: «Физика»  7 - 9  классы  и государственного образовательного стандарта

Программу составил учитель физики Запорожцева Ольга Ивановна, первая квалификационная категория

с. Лосево

2015 г

Пояснительная записка

Целями изучения являются:

  1. развитие интереса и творческих способностей школьников при освоении ими метода научного познания на феноменологическом уровне;
  2. приобретение обучающимися знаний и чувственного опыта для понимания явлений природы, многие из которых им предстоит изучать в старших классах школы;
  3. формирование представлений об изменчивости и познаваемости мира, в котором мы живем.

Задачи:

  1. знакомство обучающихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы (наблюдение, опыт, выявление закономерностей, моделирование явления, формулировка гипотез и постановка задач по их проверке, поиск решения задач, подведение итогов и формулировка вывода);
  2. формирование у обучающихся умения наблюдать и описывать явления окружающего мира в их взаимосвязи с другими явлениями, выявлять главное, обнаруживать закономерности в протекании явлений и качественно объяснять наиболее распространенные и значимые для человека явления природы;
  3. овладение общенаучными понятиями: природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;
  4. пониманием отличия научных данных от непроверенной информации; ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА

       Как школьный предмет, физика обладает огромным гуманитарным потенциалом, она активно формирует интеллектуальные и мировоззренческие качества личности. Физика занимает особое место среди школьных дисциплин.

       Курс «Занимательная физика» в 5 классе является дидактическим условием преемственности обучения в системе непрерывного физического образования

Разработанный курс построен на основе метода научного познания. Он способствует начальному формированию и дальнейшему развитию физических понятий в системе непрерывного физического образования и обеспечивает формирование у обучающихся целостного представления о мире. Освоение метода научного познания предоставляет ученикам инициативу, независимость и свободу в процессе обучения и творчества при освоении реального мира вещей и явлений.

С целью формирования и развития познавательного интереса обучающихся преподавание курса ведется с широким привлечением демонстрационного эксперимента, включающего   примеры практического применения физических  явлений и законов. Учениками выполняется значительное число фронтальных экспериментов, организация внеклассного чтения доступной научно-популярной литературы, поиски физико-технической информации в Internet.

В качестве ведущей методики при реализации программы курса «Занимательная физика» используется проблемное обучение. Это способствует созданию положительной мотивации и интереса, активизирует обучение. Совместное решение проблемы развивает коммуникабельность, умение работать в коллективе, решать нетрадиционные задачи, используя приобретенные предметные, интеллектуальные и общие знания, умения и навыки.

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО КУРСАВ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

По учебному плану МБОУ Лосевская СОШ № 1 курс «Занимательная физика» рассчитан на 8 часов с проведением занятий 1 раз в неделю (I четверть). Содержание курса отвечает требованию к организации внеурочной деятельности, не требует от обучающихся дополнительных знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные факты, способные дать простор воображению.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА:

Личностными результатами являются следующие умения:

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение:

-  вырабатывать свои собственные ответы на основные жизненные вопросы, которые ставят личный жизненный опыт;

- учиться признавать противоречивость и незавершённость своих взглядов на мир, возможность их изменения.  

-учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков.

-осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал, имеющий отношение к своим интересам.

Метапредметными результатами изучения курса является:

Регулятивные УУД:

Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных средств и искать самостоятельно  средства достижения цели.

Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы.

Работая по предложенному и (или) самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными средствами и  дополнительные: справочная литература, физические приборы, компьютер.

Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства.

Самостоятельно осознавать  причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.

Уметь оценивать степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.

Давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»).

Познавательные УУД:

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать изученные понятия.

Строить логичное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приемы слушания.

Соблюдать  правила информационной безопасности.

Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче программно-аппаратные средства и сервисы.

Коммуникативные УУД:

Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).

Учиться критично относиться к своему мнению, уметь признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.

Различать в письменной и устной речи мнение (точку зрения), доказательства (аргументы, факты),  гипотезы, аксиомы, теории.

Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Предметными результатами обучения являются:

  1. феноменологические знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и качественно объяснять причину их возникновения;
  2. умения пользоваться методами научного познания, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений,;
  • научиться наблюдать природные явления, выделять существенные признаки этих явлений, делать выводы;
  1. умения применять теоретические знания по физике к объяснению природных явлений;
  2. умение применять знания по физике при изучении других предметов естественно-математического цикла;
  3. формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;
  4. развитие элементов теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, выделять главное в изучаемом явлении, выявлять причинно-следственные связи между величинами, которые его характеризуют, выдвигать гипотезы, формулировать выводы;
  5. коммуникативные умения: докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.  

Содержание курса

Мы познаем мир, в котором живем (1 часов).

Природа. Явления природы. Что изучает физика? Методы научного познания: наблюдение, опыт.  Физические величины и их измерения. Измерительные приборы.

Тела и вещества ( 3 часов)

Характеристики тел и веществ (форма, объем, цвет, запах). Твердое, жидкое и газообразное состояния вещества. Диффузия. Вода. Вода как растворитель. Очистка природной воды. Влажность воздуха

Световые явления( 2 часов)

Луч. Образование тени. Лунные и солнечные затмения. Линза. Зеркала плоские, выпуклые и вогнутые. Дефекты зрения. Очки.

Вселенная ( 2 часов)

Солнечная система. Звездное небо: созвездия, планеты. Движение Земли. Кометы. Метеоры. Метеориты.


Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

п/п

Тема

Планируемые результаты

Характеристика основных видов деятельности обучающихся (на уровне учебных действий)

предметные

метапредметные

личностные

познавательные

коммуникативные

Регулятивные

1

Мы познаем мир, в котором живем

Ученики овладеют некоторой научной терминологией научатся наблюдать и описывать простейшие физические явления, пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, измерять физические величины, определять цену деления измерительных приборов и пользоваться ими

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать изученные понятия.

Строить логичное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Ученик получит возможность оформлять свою мысль в устной и письменной форме, задавать вопросы, обосновывать свои выводы и умозаключения, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность.

Осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.

Работать по плану, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства.

Уметь оценивать степень успеха или неуспеха своей образовательной деятельности.

Ученик получит возможность осознавать важность изучения физики, проводить наблюдения,

формирование познавательных интересов в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как к элементу общечеловеческой

культуры

Демонстрировать уровень знаний об окружающем мире. Наблюдать и описывать различные типы физических явлений. известные свойства тел, соответствующие им физические величины и способы их измерения. Выбирать необходимые физические приборы и определяют их цену деления.

2

Тела и вещества

Ученики научатся описывать известные свойства тел, описывать состояние вещества,

Научатся давать определения понятий: молекула, атом, диффузия; определяют влажность воздуха

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы Выделять и формулировать познавательную цель, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

Ученик получит возможность выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию Умение эффективно сотрудничать в группе: распределять функции и обязанности в соответствии с поставленными задачами и индивидуальными возможностями.

Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему.

Использовать наряду с основными средствами и  дополнительные: справочная литература, физические приборы.

Определять направления своего развития

Ученик получит возможность устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение соблюдать технику безопасности, ставить проблему, выдвигать гипотезу,  самостоятельно проводить измерения, делать умозаключения

развитие внимательности собранности и аккуратности.

 имеют представление о молекулах, атомах, диффузии;

определяют влажность воздуха

3

Световые явления

Ученики научатся приводить примеры различных источников света. объяснять свойства зеркал, различать линзы, применять полученные знания для решения практических задач повседневной жизни,

Выбирать наиболее эффективные способы и подходы к выполнению заданий. Осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме. Выдвигать и формулировать проблему, намечать действия  и осуществляют их, осуществлять поиск  и отбор необходимой информации

Ученик получит возможность слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, контролировать действия друг друга, умение договариваться между собой. Эффективно сотрудничать с учителем и со сверстниками, вести диалог.

Управлять своей познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планировать, контролировать, корректировать свои действия и оценки успешности усвоения.

Ученик получит возможность развить монологическую и диалогическую речь, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение; формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Объясняют причину образования тени,  определяют тип зеркал, понимают причину дефектов зрения

4

Вселенная

Ученики научатся понимать физическую природу солнечных и лунных затмений научатся называть названия и расположение планет в космосе, различать основные характеристики звезд, комет, метеоритов и метеоров.

Ученик научится выделять и формулировать познавательную цель Устанавливать причинно-следственные связи. Осознанно строить высказывания на предложенные темы..

Ученик получит возможность слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность. Умение   с помощью вопросов добывать недостающую информацию.

Выдвигать и формулировать проблему, намечать действия  и осуществлять их, осуществлять поиск  и отбор необходимой информации, ее структурирования Обсуждать и оценивать результат индивидуальной или групповой деятельности

Ученик получит возможность наблюдать, выдвигать гипотезы, делать умозаключения

самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; приобретение умения ставить перед собой познавательные цели, выдвигать гипотезы, конструировать высказывания естественнонаучного характера, доказывать собственную точку зрения по обсуждаемому вопросу. приобретение положительного эмоционального отношения к окружающей природе и самому себе как части природы, желание познавать природные объекты и явления в соответствии с жизненными потребностями и интересами;

различают основные признаки суточного вращения звёздного неба, движения Луны, Солнца и планет относительно звёзд; объясняют смену дня и ночи


Календарно-тематическое планирование

№ п\п

Раздел

Тема урока

Количество часов

Дата проведения

план

факт

1. Мы познаем мир, в котором живем

1

1.1

Природа. Явления природы. Что изучает физика? Методы научного познания: наблюдение, опыт. Физические величины и их измерения. Измерительные приборы.

1

2. Тела и вещества

3

2.2

Характеристики тел и веществ (форма, объем, цвет, запах).

1

2.3

Твердое, жидкое и газообразное состояния вещества

1

2.4

Диффузия.

1

3.Световые явления

2

3.5

Луч. Образование тени. Лунные и солнечные затмения.

1

3.6

Линза. Зеркала плоские, выпуклые и вогнутые . Дефекты зрения. Очки

1

4. Вселенная

2

4.7

Солнечная система. Звездное небо: созвездия, планеты

2

4.8

Движение Земли. Кометы. Метеоры. Метеориты

3

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса:

Печатная продукция:

     1. Физика и химия 5-6 классы «Дрофа», 2006г. А.Е. Гуревич.

2. «Занимательная физика 1-2ч» Я.И. Перельман.

3. «Нетрадиционные уроки, внеурочные мероприятия» Москва «Вако», 2006г. Л.А. Горлова.

4. «Физика. Человек. Окружающая среда»  А.П. Рыженков.

5. Слайдовые презентации учителя.

6. Электронное издание «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия»

            7. Занимательные опыты и эксперименты, Ф. Ола и др.-М,4 Айрис-  пресс, 2006.    

Технические средства обучения

Персональный компьютер

Мультимедийный проектор

Интерактивная доска

Экран

Аудио колонки

Информационные ресурсы:

Интернет

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

Обучающийся научится:

Наблюдать и описывать различные типы физических явлений.

Описывать известные свойства тел, соответствующие им физические величины и способы их измерения.

Выбирать необходимые физические приборы и определять их цену деления.

Распознавать тепловые явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: диффузия, влажность воздуха;

 Описывать изученные свойства тел при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин,

Объяснять причину образования тени, лунных и солнечных затмений, определять тип зеркал

 Различать основные признаки суточного вращения звёздного неба, Солнца и планет относительно звёзд; объяснять смену дня и ночи

Обучающийся получит возможность научиться:

• приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях и физических законах;

• указывать общие свойства и отличия планет земной группы и планет-гигантов; малых тел Солнечной системы и больших планет;

• различать основные характеристики звёзд (размер, цвет, температуру)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год

Рабочая программа  составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...

Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год

Рабочая программа  составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса « История » в 6 классе на 2014-2015 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса « История »  в 6 классе на 2014-2015 учебный год...