«Организация и проведение проектно- исследовательских работ по физике»
методическая разработка по физике (7, 8 класс) на тему

Родионова Людмила Александровна

Организацию и проведение проектно-исследовательской работы  рассмотрим на примере урока физики в 7 классе по теме «Сила упругости. Закон Гука»

Проект посвящён учебной теме “Силы упругости. Закон Гука”.  Назначение -  формирование у учащихся новых знаний о реальной действительности, учить учащихся 7 класса  проектно-исследовательским работам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya.docx29.55 КБ
Файл olimpiada_po_fizke_8_klass.docx22.19 КБ

Предварительный просмотр:

Публикация по теме:

«Организация и проведение проектно-

исследовательских работ по физике»

Родионовой Людмилы Александровны

учитель физики МОУ «СОШ п.Новозаволжский»

Саратовской области

Озинского района

Организацию и проведение проектно-исследовательской работы  рассмотрим на примере урока физики в 7 классе по теме «Сила упругости. Закон Гука»

Проект посвящён учебной теме “Силы упругости. Закон Гука”.

Назначение -  формирование у учащихся новых знаний о реальной действительности, учить учащихся 7 класса  проектно-исследовательским работам.

Актуальность темы в том, что она связывает теорию с практикой, раскрывает возможность объяснения природы, применение и использование изученного материала. Качественные проблемные вопросы развивают интерес к предмету. Данный проект позволяет развивать творческое мышление школьников, умение приобретать знания из различных источников, анализировать факты, проводить эксперименты, делать обобщения, высказывать собственные суждения, задумываться над загадками природы.

 Гипотеза. Чем больше сила упругости , тем больше деформация.

Задачи: Основополагающий вопрос. 

Как объяснить очевидное?

Проблемные вопросы. 

Как мы будем жить без силы упругости?

Насколько важен закон Гука?

Связь силы упругости с другими силами?

Как используют силу упругости в природе и технике?

Учебные вопросы. 

Что такое деформация?

Какие вы знаете виды деформации?

Какая сила называется силой упругости? Причины их возникновения.

Какие опыты иллюстрируют закон Гука?

Какие виды силы упругости вы знаете? Приведите примеры.

                                     

                             План проекта

  1. Изучить теорию о силе упругости
  2. Провести серию экспериментов с целью выяснения  способов возникновения   силы  упругости.

Объект исследования: сила упругости.

Предмет исследования: состояния деформированных тел,

Время реализации проекта: 45 минут.

Продукт проекта: опорный конспект.

Риски проекта: низкая активность в ходе выполнения проекта, недостаточный уровень самостоятельности, завышенная самооценка результатов своей деятельности.

Ход исследования.

Работа над проектом осуществляется в группах. На доске записываются вопросы, на которые учащиеся должны ответить, основываясь на теоретических рассуждениях и экспериментальном исследовании.

Тема: «Сила упругости»

1.

Представление о силе упругости.

Условие возникновения

Сила упругости – это сила, возникающая при деформации тела и стремящаяся вернуть его в исходное положение. Обозначают Fупр.

2.

 От чего зависит сила упругости? Каковы особенности силы упругости

Сила упругости прямо пропорциональна деформации (удлинению) пружины.

Fупр ~ kl.

џ Однако пружины бывают разными: одну легко растянуть, а другая едва поддается деформации. Упругие свойства пружины характеризуются особой величиной, которая называется жесткостью пружины. Обозначается k. Жесткость пружины зависит от ее формы, размеров и материала, из которого она изготовлена.

 Следовательно,  можно записать:

                                          Fупр = kl.

Это уравнение называется законом Гука: сила упругости, возникающая при деформации тела, прямо пропорциональна удлинению тела.

3.

 Направление силы упругости.

Сила упругости всегда направлена в сторону, противоположную смещению частиц
тела при деформации. Деформация – влево, сила упругости – вправо и т. д

4.

Формула для расчета силы упругости

                                          Fупр = kl.

5.

Границы применимости закона Гука.

Закон, установленный Гуком, справедлив только для упругих деформаций.

Результаты проекта.

В ходе выполнения проекта учащиеся получили знания:

  • о силе упругости,
  • о причинах ее возникновения,
  • о направлениях ее действия,
  • точке приложения,
  • о законе Гука

Умения и навыки:

  1. Работа с приборами, определение силы упругости.
  2. Научились сравнивать результаты, делать выводы о значимости силы упругости

Постпроектное  решение.

        К вопросам изучения силы упругости учащиеся вернутся  в  старших  классах.

Используемая литература

1.Архив газеты 1 Сентября. Подборка статей по методике проведения уроков физики.

2.Методика преподавания и инновации в сфере образования , статьи из журнала «Физика в школе» «Открытая физика»

3.Пёрышкин А.В. «Физика 7» учебник для общеобразовательных учреждений-М Дрофа 2010

        



Предварительный просмотр:

Олимпиада по физике 2015 – 2016 учебный год

(школьный этап Всероссийской олимпиады школьников)

                                                                    8 класс (задания)

1.Рассчитайте силу, с которой атмосферный воздух действует на раскрытую ладонь      человека, если давление воздуха равно 100 кПа, а площадь ладони 180 см2.

       

2.В бестселлере Роберта Руанка «Нечто значительное» описана ситуация, когда вождь африканской деревни, желая узнать, кто из двух людей говорит правду, приказал каждому лизнуть горячий нож. Объясните, почему лжец обычно обжигал свой язык.

3.Для купания ребёнка в ванну налили 4 ведра (40 л) холодной воды ,температура которой была ровна 60С, а затем долили горячую воду температурой 960С.Определите массу долитой воды, если температура воды в ванне стала равной 360С.(Расчёт производится без учёта нагревания ванны в окружающей среде).Плотность воды 1000кг/м3

       4.Под каким одеялом будет теплее: ватным или пуховым?

Олимпиада по физике 2015 – 2016 учебный год

(школьный этап Всероссийской олимпиады школьников)

                                                                            8 класс (ответы)

  1. Решение задачи:
  1. Перевод в СИ давления и площади
  2. Написание формулы p=F/S
  3. Выражение для вычисления силы F=p*S

Критерии оценивания

1.Запись выражения (1)                                          (2 балла)

2. Запись выражения (2)                                          (2 балла)

3. Запись выражения (3)                                          (2 балла)

4.Численное значение                                              (4балла)

Всего за решение задачи – 10 баллов.

     1.        Решение задачи:

1..Язык правдивого человека обычно смочен слюной. (2 балла)

2.При соприкосновении с нагретым металлом часть слюны испаряется, и язык окружается слоем пара, который, обладая малой теплопроводностью, предохраняет язык от перегрева и ожога. (5 баллов)

 3. У лжеца же обычно от волнения пересыхает во рту, поэтому язык остается без защиты.

(3 балла)

Критерии оценивания

1.Запись выражения (1)                                          (2 балла)

2. Запись выражения (2)                                          (5 балла)

3. Запись выражения (3)                                          (3 балла)

Всего за решение задачи – 10 баллов.

Решение задачи:

1. Перевод в СИ объёма

2.m1=V1ρ

3. cm1(t-t1)=cm2 (t2-t)  

4.   m2   = cm1(t-t1) /  (t2-t)  

5. m2 =4200Дж/кг*0С(360С-60С) / (960С.- 360С)=20кг

               

Критерии оценивания

1.Запись выражения (1)                                          (2 балла)

2. Запись выражения (2)                                          (2 балла)

3. Запись выражения (3)                                          (2 балла)

4.   Запись выражения (4)                                        (2 балла)

5  .Численное значение (5)                                       (2балла)

Всего за решение задачи – 10 баллов.

Решение задачи:

1.  Теплее будет под пуховым одеялом, т.к. между перьями есть воздух, который обладает малой теплопроводностью.

Критерии оценивания

1.За верный ответ без пояснения – 5 баллов,

2. За верный ответ с пояснениями – 10 баллов.

Всего за решение задачи – 10 баллов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно-исследовательская работа по физике как одна из форм работы с одарёнными детьми

В статье описан опыт применения технологии учебных проектов в преподавании физики в сельской школе. Приведены аргументы в пользу данной педагогической технологии. Обоснован выбор тематики проект...

Организация и проведение научно-исследовательской работы

   Сегодня мы можем наблюдать стремительные изменения во всем обществе, которые требуют от человека новых качеств. Прежде всего, конечно, речь идет о способности к творческому мышлени...

Методика организации проведения проектно-исследовательской деятельности

В современных условиях особое значение для развития человека приобретают умения собирать необходимую информацию, целесообразно пользоваться ею, проводить элементарные исследования, выдвигать гипотезы,...

«Организация и проведение проектно- исследовательских работ по физике»

Организацию и проведение проектно-исследовательской работы  рассмотрим на примере урока физики в 7 классе по теме «Сила упругости. Закон Гука»Проект посвящён учебной теме “Силы упругости. Закон Г...

Рекомендации по организации и проведению обучающимися исследовательских работ по изучению истории церкви, жизни и деятельности священноцерковнослужителей

Методические рекомендации предназначены для учителей истории, руководителей краеведческих кружков, школьных музеев при организации и проведении научно-исследовательских работ обучающихся по краеведени...

Проектно-исследовательская работа "Законы физики в спорте: быстрее, выше, сильнее!"

Данаая работа выполнена обучающимся 8 класса и  представлена на муниципальной НПК....

Выполнение индивидуальных проектно-исследовательских работ по физике как возможность личностного развития

В современном обществе  мало просто получить знания по различным предметам   школьного курса,  более важной и значимой является задача развития личности ученика  через препода...