Рекомендации по организации и проведению обучающимися исследовательских работ по изучению истории церкви, жизни и деятельности священноцерковнослужителей
методическая разработка по краеведению по теме

Кузина Татьяна Владимировна

Методические рекомендации предназначены для учителей истории, руководителей краеведческих кружков, школьных музеев при организации и проведении научно-исследовательских работ обучающихся по краеведению; подготовки результатов поисково-исследовательских работ к конкурсам и конференциям с использованием современных технологий, в том числе и ИКТ. В рекомендации включены этапы и основы процесса исследовательской деятельности, применяемые методы исследования, принципы оформления поисково-исследовательской работы и критерии участия в краеведческих конкурсах и конференциях.

Инновационность представленного продукта определяется:

- интегративным подходом к решению ключевых задач российской школы: создание условий для развития индивидуальных способностей обучающихся в процессе обучения; повышение профессионального уровня педагогов; объединение педагогических усилий по формированию метапредметных навыков;

- простотой и доступностью предлагаемого алгоритма действий.

Использование данной разработки в образовательной деятельности позволит создать условия для эффективной работы по организации и проведению поисково-исследовательской деятельности обучающихся. Данная разработка представляются особо актуальной при переходе на ФГОС.

Использование разработки по написанию исследовательских работ позволит обучающимся быстрее и эффективнее освоить процесс проведения поисково-исследовательской деятельности и подготовки к участию в конкурсах и конференциях, что позволит:

-  сформировать осознанное отношение к сохранности историко-культурного и природного наследия Калужской области;

- сформировать умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;

- повысить качество образования за счет расширения кругозора обучающихся.

Созданные в ходе участия в конференциях и конкурсах интерактивно-мультимедийные разработки можно будет использовать в образовательной деятельности  в других образовательных организациях Калужской области.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ТОВАРКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»

ДЗЕРЖИНСКОГО РАЙОНА КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

_______________________________________________________________________________

249855, Калужская область, Дзержинский район, п. Товарково, ул. Ленина, д. 2а

тел. (848434)41415

       

       

«РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ

ПО ИЗУЧЕНИЮ ИСТОРИИ ЦЕРКВИ,

ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СВЯЩЕННОЦЕРКОВНОСЛУЖИТЕЛЕЙ»

Возраст детей: 12 – 17 лет

Разработчик:

Кузина Т.В., заместитель директора по УВР, руководитель школьного историко-краеведческого музея им. А.А. Буянкина

Калуга - 2015

ВВЕДЕНИЕ

Стандарты общего образования второго поколения предполагают повышение значимости воспитательного процесса. Для успешного воспитания в нашем обществе патриота и гражданина своего Отечества, формирования духовно-нравственных качеств подрастающего поколения необходима организация направленной деятельности по сохранению и приобретению знаний и представлений об историческом прошлом нашей Родины; воспитанию бережного отношения учащихся к культурному наследию России; изучению учащимися истории и культуры своей малой Родины, своих исторических корней; формированию у учащихся чувства гордости за деяния своих предков и современников.

ФГОС устанавливает требования к результатам освоения обучающимися образовательных программ не только предметным и личностным, но и метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия, способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками.

Среди разнообразных учебно-воспитательных средств, способствующих формированию всесторонне развитой личности, особое место занимает краеведение. В результате занятия краеведением совершенствуется организация и содержание обучения и воспитания подрастающего поколения; учащиеся приобщаются к поисково-исследовательской деятельности, которая является одним из основных направлений работы школьного музея.

К основным задачам работы в школьном музее относятся: научить учащихся самостоятельно учиться; помочь им освоить ключевые умения, которые позволят им успешно социализироваться в современном мире (например, связанные с коммуникацией, исследованием, проектированием, работой в группе, организацией своей деятельности, использованием компьютерных технологий и т.д.); создать ситуации возможного выбора учащимися направлений или областей их деятельности в соответствии с их индивидуальными особенностями.

В результате осуществления поисково-исследовательской деятельности пополняются фонды музеев; учащиеся оформляют научно-исследовательские работы, создают паспорта краеведческих объектов; с историей родного края знакомятся жители населённых пунктов. С научно-исследовательскими работами учащиеся участвуют в областных и Всероссийских олимпиадах по краеведению, региональной конференции памяти А.Д. Юдина, конференции памяти А.Л. Чижевского, Всероссийских конференциях «Отечество», «Юность. Наука. Культура» и других.

В последние десятилетия XX века началось восстановление разрушенных временем и человеческой рукой святынь земли русской. Восстановление храма должно обязательно сопровождаться воссозданием его истории и жизнедеятельности священноцерковнослужителей. В этом могут помочь учащиеся школ, заинтересованные в сохранении исторических и культурных ценностей своего родного края.

Так произошло и в нашем родном крае. В 1991 году началось восстановление храма в честь Рождества Христова на правом берегу Угры напротив посёлка Товарково. В 2006 году на месте взорванного храма в честь Николая Чудотворца в нашем посёлке было начато строительство часовни.

Изучив литературу, побеседовав с жителями, мы увидели, как мало имеется информации об истории этих храмов, и начали исследовательскую деятельность. Собрав ценные архивные материалы, мы предоставили их иерею церкви в честь Рождества Христова Александру. Оказалось, что эти материалы были очень востребуемы, и отец Александр даже дал объявление в местную газету с просьбой откликнуться тем, кто что-нибудь знает об истории церкви. Не увидев этого объявления, мы сами пришли к отцу Александру и предоставили ему материалы Государственного архива Калужской области: переписанные архивные материалы, ксерокопии документов и копию найденного чертежа часовни, которая была разрушена в ВОВ.

Занятия исследовательской деятельностью начинались у нас путём проб и ошибок. Мы не знали, с чего начать, куда обратиться, какие документы искать для работы по теме исследования и т.д.

Имея шестилетний опыт работы по организации и проведению исследовательской деятельности и результативность предоставленных исследовательских работ не только на областном, но и на Всероссийском уровне, хотелось бы поделиться методическими наработками и предоставить некоторые рекомендации для учащихся и учителей.

Общее описание инновационного продукта:

1.1. Ключевые слова, глоссарий:

Архив – учреждение или структурное подразделение, собирающее, сохраняющее и обрабатывающее документальные материалы; совокупность документов, образовавшихся в результате деятельности учреждений, предприятий, отдельных лиц.

Исследование – процесс получения научных знаний в различных областях с использованием соответствующих методов.

Источник исторический – памятник, подлинный оригинал человеческой деятельности, на основе которого строится научное исследование. К основным типам исторических источников относятся вещевые, изобразительные и письменные.

Конференция – собрание, совещание представителей различных групп для обсуждения опыта работы в определенном разделе, решения проблемных вопросов и т.п.

Краеведение – комплексная научная дисциплина, включающая знания о крае, изучение его природы, истории и культуры преимущественно силами местного населения. Предполагает изучение, анализ и пропаганду различными средствами (прежде всего музейными) исторического опыта какой-либо территории, выявление тенденций развития, исходя из местных условий и традиций.

Метрические книги – в дореволюционной России реестры, в которых регистрировались акты гражданского состояния.

Музей – учреждение (организация), обеспечивающее исследование, комплектование, учет, хранение и популяризацию предметных результатов человеческой деятельности и объектов природы специфическими средствами.

Научно-справочный аппарат – система справочно-поисковых средств, раскрывающих состав и содержание музейных собраний и обеспечивающих ведение информационно-справочной работы по всем направлениям музейной деятельности

Ревизские сказки – именные списки населения России XVIII-XIX вв., составленные при ревизии (переписи). Содержали сведения о численности, географическом размещении, сословном и национальном составе населения, о возрасте и семейном положении. Основные данные по ревизским сказкам обобщались по уездам и губерниям.

Храм – культовое сооружение, предназначенное для совершения богослужения и религиозных обрядов. Православный храм имеет три обязательные части: притвор, алтарь и иконостас.

1.2. Аннотация.

Предназначен для учителей истории, руководителей краеведческих кружков, школьных музеев при организации и проведении научно-исследовательских работ обучающихся по краеведению.

В МКОУ «Товарковская СОШ 1» применяется учителями, руководителем школьного историко-краеведческого музея им. А.А. Буянкина для организации и проведения поисково-исследовательских работ обучающимися; подготовки результатов поисково-исследовательских работ к конкурсам и конференциям муниципального и регионального уровня.

Инновационный продукт представляет собой пошаговые методические рекомендации по организации и проведению поисково-исследовательских работ по изучению истории церкви, жизни и деятельности и подготовке их к конкурсам и конференциям с использованием современных технологий, в том числе и ИКТ. В дополнении к этой разработке методических рекомендаций можно использовать разработку занятия «От Аза до Ижицы», основными задачами которой являются  формирование интереса и потребности учащихся к использованию церковнославянского языка; знакомство обучающихся со значением русских личных имён, с архивными церковными документами (исповедными и клировыми ведомостями; метрическими книгами; ревизскими сказками).

Новизна данного продукта: методическая рекомендация с пошаговыми действиями организации и проведения поисково-исследовательской работы, указанием основных компонентов поисково-исследовательской деятельности, с сопровождением компьютерной презентации, с примерами архивных документов и контактов (применительно к Дзержинскому району и Калужской области).

1.3. Обоснование инновационного характера предлагаемого продукта.

Инновационность представленного продукта определяется:

- интегративным подходом к решению ключевых задач российской школы: создание условий для развития индивидуальных способностей обучающихся в процессе обучения; повышение профессионального уровня педагогов; объединение педагогических усилий по формированию метапредметных навыков;

- простотой и доступностью предлагаемого алгоритма действий.

1.4. Обоснование актуальности инновационного продукта для развития системы образования в Калужской области.

В соответствии с «Национальной доктриной образования в Российской Федерации до 2025 года» общеобразовательные школы в ближайшие десятилетия призваны обеспечивать:

- воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества;

- историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;

- разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализацию личности.

Использование данных разработок в образовательном процессе позволит создать условия для эффективной работы по организации и проведению поисково-исследовательской деятельности обучающихся. Данные разработки представляются особо актуальными при переходе на ФГОС.

Использование разработки по написанию исследовательских работ позволит обучающимся быстрее и эффективнее освоить процесс проведения поисково-исследовательской деятельности и подготовки к участию в конкурсах и конференциях, что позволит:

-  сформировать осознанное отношение к сохранности историко-культурного и природного наследия Калужской области;

- сформировать умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;

- повысить качество образования за счет расширения кругозора обучающихся.

Созданные в ходе участия в конференциях и конкурсах интерактивно-мультимедийные разработки можно будет использовать в образовательном процессе  в других образовательных организациях Калужской области.

1.5. Краткое описание характеристик продукта.

Методические рекомендации по написанию исследовательских работ обучающимися по изучению истории церкви, жизни и деятельности священноцерковнослужителей с использованием современных технологий в обучении и воспитании, в том числе и ИКТ – пошаговые рекомендации для педагогов и обучающихся, начиная с предварительной работы по изучению темы исследования до применения результатов поисково-исследовательской работы (создание компьютерных презентаций) для участия в конкурсах и конференциях. В рекомендации включены этапы и основы процесса исследовательской деятельности, применяемые методы исследования, принципы оформления поисково-исследовательской работы и критерии участия в краеведческих конкурсах и конференциях.

1.6. Необходимое ресурсное обеспечение при применении инновационного продукта.

Для применения инновационного продукта необходим компьютер, мультимедийный проектор  и многофункциональное устройство (принтер, сканер, ксерокс), программа для просмотра презентаций (Microsoft PowerPoint)

1.7. Описание готовности инновационного продукта к внедрению в системе образования Калужской области.

Предлагаемый инновационный продукт представляет собой методические рекомендации, предполагающие определенный алгоритм действий, органично вписывающихся в работу краеведческих кружков и объединений блока дополнительного образования образовательной организации, позволяющие успешно решать проблему организации и проведения поисково-исследовательских работ обучающихся.

Практичные и удобные материалы в печатном и электронном виде с применением компьютерных презентаций отличается простотой в применении и носит универсальный характер, что дает возможность ее использования в любой школе.

Принципиальным отличием представляемого материала является его нацеленность на решение задач ФГОС второго поколения.

Данные материалы могут успешно использоваться в учреждениях различного типа в системе образования Калужской области.

1.8. Обоснование рисков внедрения инновационного продукта в систему образования:

- недостаточный уровень материально-технического обеспечения образовательной организации;

- низкий уровень ИКТ-компетентности педагогов образовательной организации;

- отсутствие кружков краеведческой направленности в образовательной организации.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО НАПИСАНИЮ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ УЧАЩИМИСЯ

Основной целью организации и проведения исследовательских работ учащимися являются: пробуждение интереса учащихся к своим историческим корням; воспитание сознательной любви к Родине, уважение к историческому прошлому своего народа; развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся; формирование духовных качеств подрастающего поколения.

Работа по организации и проведению поисково-исследовательской деятельности строится в тесной взаимосвязи с социумом.

1. Начать работу следует с историографии вопроса, с изучения понятий, терминов, основ православной культуры. Это является необходимым инструментом для выполнения исследовательской работы.

2. Затем следует провести источниковедческий анализ и синтез. Для этого необходимо посетить местные библиотеки, районную и, если есть такая возможность, областные. В государственной областной научной библиотеке им. В.Г. Белинского есть краеведческий отдел, где можно поработать и сделать выписки из необходимой литературы и опубликованных источников.

Предлагаемый список опубликованных источников и литературы:

Опубликованные источники:

  1. Газета «Знамя»
  2. Газета «Наша вера»
  3. Дзержинская районная газета «Новое время»
  4. Еженедельная поселковая газета «ТОВАРКОВО плюс»
  5. Журнал «Православное образование»
  6. Журнал «Православный христианин»
  7. Журнал для нас и наших детей «Купина»
  8. Летопись Калужская. Составитель А. К. Ларин. Калужский обл. краев. музей. Калуга: МГК «Малоярославецкая типография», 1991 и др.

Литература:

  1. Заветный уголок России. Дзержинский район Калужской области. Литературно-художественное издание. Калуга: Издательство «Золотая аллея», 2009.
  2. Земля Калужская – земля святая / Под общей редакцией архиепископа Калужского и Боровского Климента (Каралина). – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003.
  3. Малинин Д. И. Полотняный Завод в XVIII веке (К истории завода). Калуга. Гостипогр. ГСНХ. 1929.
  4. Пантелеев В. Сидоренков А. Полотняный Завод. Приокское книжное изд-во. Тула, 1970
  5. Полотняный Завод. Составитель: А. Д. Берестов. – Калуга, 2004.

Следующий, очень важный шаг для юного исследователя – это посещение музеев, где собрана информация о родном крае (или куда Вы можете предоставить новую добытую Вами информацию в результате проведения исследовательской работы).

Если церковь уже действующая, нужно встретиться с настоятелем церкви и узнать у него, есть ли какая-нибудь информация о церкви.

3. Таким образом, изучив опубликованные источники и литературу по теме, посетив музеи, встретившись с настоятелем церкви, делаем вывод, насколько актуальна данная исследовательская работа. Тема истории церквей, монастырей и жизнедеятельности священноцерковнослужителей ещё далеко не изучена, ведь в архивах можно найти уникальные документы, открывающие новые страницы. Есть в архивах и закрытые материалы, недоступные пока для простого краеведа-исследователя.

4. Выяснив, что проведение данной исследовательской работы актуально, что обязательно будет присутствовать новизна исследования, мы тем самым обосновали выбор нашей темы. Но, конечно же, мы не можем изучить  все события, происходящие в те времена в нашем крае, не сможем просмотреть все документы, поэтому работу на данном этапе можно назвать «Страницы истории храма ...». Затем выделяется объект и предмет исследования.

«Объект исследования – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию, и избранное для изучения; явление или предмет, на который направлена какая-нибудь деятельность».

«Предмет исследования – это то, что находится в границах объекта. В объекте выделяется та его часть, которая является предметом исследования».

Например, объектом исследования может быть храм в честь Рождества Христова. Предмет исследования – история строительства храма в честь Рождества Христова, священноцерковнослужители храма в честь Рождества Христова, история храма в честь Рождества Христова в годы репрессий и т.д.

5. Одним из компонентов исследовательской деятельности является постановка гипотезы. «Гипотеза  – научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-нибудь явлений; вообще – предположение, требующее подтверждения». Источником формирования гипотез может служить название, информация от местных жителей и др.

Например, во многих газетных статьях упоминается имя Ивана Орлова, выходца из деревни Сабельники, который впоследствии стал владельцем мраморного завода в Москве. Орлов жертвовал на строительство храма в честь Рождества Христова деньги и преподнес в дар храму мраморный иконостас. Можно выдвинуть гипотезу о том, что этот человек был каким-то образом отмечен. Кроме того, в разных статьях его отчество упоминается то «Алексеевич», то «Васильевич». В найденном в Государственном архиве Калужской области документе «Отношение Рождественского церковно-приходского попечительства Медынского уезда Калужской губернии и рапорт Благочинного Iго округа Медынского уезда о награждении за пожертвование на постройку церкви званием «почётного гражданина» крестьянина Калужского уезда московского фабриканта Орлова Ивана Алексеевича» (ГАКО. Фонд 33, опись 2, дело 2482) мы находим подтверждение его отчества «Алексеевич» и то, что ему хотели присвоить звание «почётного гражданина». В этом документе имеется подробная информация о пожертвованиях И.А. Орлова на нужды храма и прихода в 1914, 1915 и 1916 годах.

Нормой всякого научного исследования является соответствие уровня полученного обобщения проверяемой гипотезе, т.е. обобщение не должно претендовать ни на что иное, кроме подтверждения или опровержения гипотезы. Итог исследования должен содержать точный ответ на поставленный вопрос. При этом не исключено, что по мере осуществления исследования могут быть получены более далеко идущие результаты.

6. Для правильной постановки цели исследования, нужно четко представлять, к чему следует прийти в результате проведения исследовательской работы, так как «цель исследования – это его конечный желаемый результат, решение научной проблемы». Православные храмы – неотъемлемая часть русской истории. Восстановление этих святых мест неразрывно связано с воссозданием их истории. Истории, которая важна для связи поколений. Целью данной работы, например, может быть «Воссоздание страниц истории храма …».

7. Для успешного достижения цели необходимо также четко и правильно поставить задачи исследования.

«Задачи – это конкретные составные части, этапы, которые необходимо решить (выполнить) для достижения цели: что нужно изучить, установить, описать, выяснить, оценить, проанализировать».

8. Набор методов исследовательской деятельности можно подразделить на две большие группы: методы сбора информации и методы её обработки.

Одним из источников информации выступает человек - местный житель. Среди многочисленных видов опросов наибольшее распространение при исследовании получило интервью (беседа). И здесь существует ряд трудностей. Основные требования в конструировании вопросника - логика его построения, предусмотрение того, чтобы вопросник доставлял именно ту информацию, которая требуется для изучения темы, и того, чтобы ответ был максимально развёрнутым, а не составлял лишь ответы «да» и «нет».

Отдельная большая проблема - само проведение интервью, поскольку здесь имеет место взаимодействие интервьюера и респондента, т.е. человека, отвечающего на вопросы. Это взаимодействие само по себе есть социально-психологическое явление, так как в ходе интервью проявляются способы воздействия одного человека на другого, действуют все законы восприятия людьми друг друга, нормы их общения. Каждая из этих характеристик может влиять на качество информации.

Прежде, чем выступить источником информации, человек должен понять вопрос. Но каждый человек обладает различной способностью понимания. Следовательно, исследователя могут поджидать различные неожиданности. Учитывать нужно и то, что чаще всего в такого рода исследовании нужно расспрашивать человека пожилого возраста.  Поэтому нужно обучать учащихся навыкам ведения беседы, постановке корректных вопросов, умению внимательно слушать, по ходу беседы записывать для себя вопросы, на которые хотелось бы услышать уточнение.

Чтобы выступить источником информации человек должен обладать ею, но ведь обращение к местным жителям не строится с точки зрения подбора тех, кто информацией обладает, а кто нет.  И, конечно, человек должен дать согласие на выдачу информации.

Следующее обстоятельство касается человеческой памяти: если человек понял вопрос, обладает информацией и готов ею поделиться, он ещё должен вспомнить всё то, что необходимо для полноты информации. А так как качество памяти индивидуально, то полученная информация от разных людей, может значительно различаться.

Фиксация получаемой информации в настоящее время облегчена тем, что есть современные технические средства, такие как диктофоны и видеокамеры. Выбор их использования зависит лишь от того, согласен человек на видеосъёмку или нет.

Для получения достоверной информации по теме, собранная от местных жителей информация обязательно должна быть сопоставлена с информацией, полученной при помощи других методов, например поиска документов.

Работа будет носить действительно исследовательский, краеведческий характер, если учащийся будет работать в архивах. Архивные материалы являются самыми важными источниками для проведения исследования по заданной теме. Для подтверждения фактов истории там можно найти уникальные документы.  Изучение исторических документов имеет большое значение, ведь в документах источником информации выступает человек исследуемого времени. Конечно, объективность документа различна в зависимости от того, изучается ли официальный или сугубо личный документ. Особенность исследования заключается также в том, что интерпретирует документ исследователь, то есть человек со своими собственными, присущими ему индивидуальными особенностями.

В процессе осуществления данного вида работы  могут возникнуть некоторые проблемы, связанные с ограниченной возможностью работы в архивах. В Государственном архиве Калужской области можно самостоятельно работать только с 18 лет с понедельника по четверг. Поэтому имеется единственная возможность работы учащихся на каникулах в присутствии научного руководителя (в августе архив не работает).

На имя директора ГАКО пишется два заявления с просьбой о разрешении на работу в архиве: личное и от администрации учебного заведения. Для начала работы по теме нужно изучить путеводитель по архиву, затем можно сделать заявку на работу с каталогами и картотеками, выписать архивные описи. По описям находим необходимые дела (единицы хранения) и заполняем требование на выдачу архивных дел. При этом необходимо учесть, что на все описанные операции необходимо время. Записываться нужно тоже заранее к моменту выдачи архивного дела. В читальном зале архива работает квалифицированный специалист, архивариус Бацанова Лариса Анатольевна, которая может помочь с выбором фонда по исследуемой теме.

Если необходимо взять определённый документ срочно, для этого в архиве есть платные услуги. Платные услуги предоставляются для ксерокопирования и фотографирования документов, чертежей. Платной является также услуга по выписке номеров дел определённого храма, например, метрических книг церкви села Товарково Медынского уезда или клировых ведомостей  церкви Рождества-на-Угре: цена зависит от количества дел.

В архиве можно также сделать заказ на предоставление определённой информации. Нам, например, была предоставлена Бацановой Л.А. информация из материалов по Рождественской церкви 1946, 1947, 1948 годов. Таким образом, подтвердилась информация о чрезвычайном происшествии 25 июня 1947 года в Рождественской церкви (обрушение пола), которое ещё помнят местные жители. Но жители не помнили точной даты, сведения были разрознены. С помощью этой архивной информации мы получили точные сведения об этом происшествии.

Для работы по теме исследования  изучаются следующие архивные документы:

  • Исповедные ведомости церкви
  • Метрические книги церкви
  • Клировые ведомости о церкви
  • Ревизские сказки

Исповедные ведомости – это «документ церковного учета населения. Первая инструкция о ведении исповедных росписей (ведомостей) относится к 1697 г. Форму исповедных росписей, сохранившуюся до конца их существования практически неизменной, определил указ 1737 г. Преимущественным временем исповеди был Великий пост. Тем, кто не успевал исповедоваться во время Великого поста, разрешалось это сделать в любое другое время. Как правило, это были: Петров пост (15 июня - 11 июля), Успенский пост (14 - 27 августа), Рождественский (Филиппов) пост (28 ноября - 6 января).

Формуляр исповедных росписей был следующим: в первой графе обозначался порядковый номер домов или дворов, во второй - число в них людей, раздельно мужчин и женщин. Если семья была полной, то фамилия чаще всего записывалась один раз для всех членов; для супругов указывалось имя и отчество, а для детей только имя. Если один из супругов уже умер, то в отношении оставшегося в живых показывалось вдовство (это позволяло проверять факт смерти при отсутствии записи в метрической книге), далее показывалось отдельно для мужчин и женщин количество лет на данный год каждого члена семьи. В росписи вносили имена всех детей старше года, но при этом в графе об исповеди священник ставил прочерк.

Исповедную роспись подписывал настоятель храма и весь его причт» (Историк-генеалог Александр Краснолуцкий. http://redbow.ru/ispovednye_vedomosti).

Метрические книги - это «источники, которые велись для записи актов о рождении, браке, разводе и смерти.

Метрические книги начали вести в России с 1722 г.

На основании записей в метрических книгах выдавались метрические свидетельства (выписи).

Запись о крещении/рождении - документ учета гражданского состояния населения. Рождения и крещения детей фиксировались в первой части метрических книг одной записью, т. е. она свидетельствовала о двух разных событиях: 1) о естественном событии рождения и 2) о церковном совершении таинства крещения.

Формуляр имел следующие графы:

1) номер записи (раздельно для мужского и женского пола);

2) полные даты рождения и крещения ребенка;

3) имя с указанием дня святого (метрики конца XIX - начала XX вв.);

4) место жительства, сословие, род деятельности, фамилия, имя, отчество отца ребенка и имя отчество матери с указанием на законность брака и вероисповедание;

5) место жительства, социальная принадлежность восприемников, их фамилии, имена, отчества;

6) имя священника, совершившего таинство;

7) подписи свидетелей (по желанию). 

Запись о браке/венчании – документ учета гражданского состояния населения. Включалась во вторую часть метрических книг.

Формуляр записи:

1) номер брака по порядку;

2) точная дата совершения таинства;

3) место жительства, сословие, фамилия, имя, отчество жениха с указанием вероисповедания и очередности брака;

4) возраст жениха;

5) место жительства, сословие, фамилия, имя, отчество невесты с указанием вероисповедания и очередности брака;

6) возраст невесты;

7) имя священнослужителя, совершившего таинство;

8) место жительства, сословие, фамилии, имя, отчество поручителей с указанием вероисповедания;

9) подписи свидетелей (по желанию).

 Запись об умершем/погребенном – документ учета гражданского состояния населения. Записи об умерших и погребенных вносились в третью часть метрических книг:

1) по порядку, отдельно для мужчин и женщин;

2) точная дата смерти и погребения;

3) место жительства, сословие, фамилия, имя, отчество умершего (для младенцев и малолетних указывался отец, при отсутствии отца - мать);

4) возраст умершего (раздельно для мужчин и женщин);

5) причина смерти;

6) имя священника, совершившего обряд погребения и указание места погребения» (Историк-генеалог Александр Краснолуцкий. http://redbow.ru/metricheskie_knigi ).

Клировые ведомости – «документ о службе лиц духовного сословия. Клировые ведомости еще назывались списками лиц духовного ведомства и послужными списками духовенства. По закону они считались актом, удостоверявшим состояние лиц духовного звания. Впервые были введены в 1769 г. под названием именных списков всем лицам духовного звания православного исповедания. Форма клировых ведомостей была установлена в 1829 г., а в 1876 г. была дополнена графой о собственных имущественных владениях духовного лица, а также его родителей и жены. Клировые ведомости состояли из трех частей: в первую часть вносили сведения о здании церкви, о церковном имуществе и доходах, о наличии школы и богадельни; во вторую часть включались послужные списки причта.

Она содержала: фамилию, имя, отчество, дату рождения (возраст указывался на основании метрических свидетельств), семейное положение, степень родства, сословие, образование, место службы, должность, награды, владение землей и недвижимостью, нахождение под судом. Кроме того, в них были внесены все дети членов причта, если даже они проживали отдельно от семьи. В третьей части давались статистические данные по приходу. Обычно велось 2 экземпляра клировых ведомостей, один из которых оставался в приходе, а второй подавался в консисторию» (Историк-генеалог Александр Краснолуцкий. http://redbow.ru/klirovye_vedomosti).

Ревизские сказки – «документ ревизского учета податного населения. Существовали с 1718 по 1858 гг. (с 1-й по 10-ую ревизии податного населения). В ревизской сказке последовательно перечислялись все члены семей или отдельные лица, жившие на определенной территории. К податным сословиям принадлежали все сельские обыватели и до 1863 г. мещане, цеховые и рабочие в городах. Единицей подушного обложения являлась ревизская душа. По собственному желанию к податному сословию причислялись лица, которым предоставлялось право поступать на службу или избирать род жизни (дети чиновников, причетников). Обязательному включению в состав податного сословия подлежали лица, пропущенные по ревизии, возвратившиеся из побегов; лица, у которых истек срок льготы освобождения от подушной подати; лица, возвратившиеся в податное сословие (например, монахи, оставившие свой сан).

Свободными от податей были потомственные и личные дворяне, духовенство (освобождение распространялось только на лиц, занимающих штатные должности и их детей), все лица, состоящие на государственной службе, придворные служители, медики, маклеры, лица, получившие ученые степени, купцы, почетные граждане.

Ревизские сказки сохранились в виде общих или коренных (на весь населенный пункт) и дополнительных (на одного или нескольких пропущенных, новорожденных, вернувшихся с отлучки)» (Историк-генеалог Александр Краснолуцкий. http://redbow.ru/revizskie_skazki).

Сведения о церкви и священноцерковнослужителях можно встретить также и в других архивных документах. Чаще всего много информации можно получить из какого-нибудь дела о ссоре между местными жителями,  о земле, из жалобы и т.д.

Проводя исследование, учащийся применяет различные методы исследования, которые он затем указывает в оформленной исследовательской работе.

Методы культурологического исследования (по Е.И. Анисимовой):

  • Историографический анализ и синтез
  • Источниковедческий анализ и синтез
  • Искусствоведческий анализ и синтез
  • Архитектурный анализ и синтез
  • Структурный анализ и синтез
  • Содержательный анализ и синтез
  • Метод археологического поиска
  • Научная обработка полевого материала
  • Метод атрибуции
  • Метод реконструкции
  • Метод моделирования
  • Метод аналогий
  • Сравнительный метод
  • Краеведческий поиск
  • Метод наблюдения
  • Статистический метод
  • Социологический анализ и синтез
  • Консультации со специалистами
  • Метод фиксации памятников (фото- и видеосъёмка, зарисовки, обмеры, чертежи планов и т. д.)

Конечно, учащийся использует не все вышеперечисленные методы, а лишь те, которые ему необходимы для выполнения его исследования.

Важную роль при изучении исторического документа играет способность понимания архивного текста. Для этого можно провести отдельные занятия с учащимися (см. разработку «ОТ АЗÁ ДО ЍЖИЦЫ»).

На основе анализа изученных документов можно сделать таблицу букв для понимания содержания текстов, которая будет постоянно дополняться. Стиль изложения старых документов также отличается от современного, привычного для учащихся.

Необходимую информацию можно также получить в других архивах, например в Государственном архиве Смоленской области, так как наш посёлок входил в состав Смоленской области. Дополнительную информацию мы получили с сайта «Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века» (http://www.pstbi.ru/bin/db.exe/docum/ans/nm/?), которая также имелась в книге Памяти репрессированных калужан «Из бездны небытия».

Ряд проблем встаёт также и при обработке материала. Полученную из разных источников информацию нужно проанализировать и обобщить. При обработке полученной информации применяются приёмы статистики, логической и теоретической обработки.

Поскольку сфера школьного исследования есть сфера общения профессиональной науки с непрофессиональной средой (учащиеся-исследователи), постольку встаёт проблема языка исследования. Результаты исследования должны быть изложены в форме, доступной для окружающих, но с обязательным оперированием научными терминами, которые учащийся должен понимать сам и уметь объяснить их. Данная проблема может оказаться очень сложной для учащегося, так как разрыв между профессиональным (научным) и обыденным языком достигает порой существенной степени. Проблема «перевода» терминов науки на язык практики не всегда решается просто: в каждом конкретном случае приходится специально анализировать меру допустимости употребления специальной терминологии, а с другой стороны, меру допустимости её упрощения.

ОФОРМЛЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

Для того, чтобы принять участие в научно-исследовательской конференции или конкурсе, исследование необходимо правильно оформить, соблюдая все требования определенной конференции или конкурса, и подготовиться к выступлению на конференции.

Исследовательская работа и приложения к ней не должны превышать определенный объем, работа должна быть выполнена определенным шрифтом с соблюдением междустрочных интервалов. Поля тоже чаще всего имеют определенные параметры. Поэтому необходимо внимательно познакомиться с Положением и Условиями определенного Конкурса или Конференции.

В приложениях к Положению дается также образец титульного листа.

Каждая исследовательская работа должна иметь определенную структуру:

1. Титульный лист (обычно дается в приложении к Положению конкурса или конференции).

2. Оглавление или содержание (с указанием страниц).

3. Введение.

4. Основную часть (с указанием глав, если такие имеются).

5. Заключение.

6. Список источников (опубликованных и неопубликованных) и литературы.

7. Приложения.

ВВЕДЕНИЕ

 Во введении обосновывается актуальность выбора темы («какова научная и практическая необходимость, в каком состоянии находятся современные научные представления о предмете исследования»), указывается новизна исследования (рассматривается «степень научной разработанности проблемы», указываются «недостаточно освещенные пункты»). Выделяется объект и предмет исследования, если возможно, ставится гипотеза исследования.

Для правильной постановки цели исследования, нужно четко представлять, к чему следует прийти в результате проведения исследовательской работы, так как «цель исследования – это его конечный желаемый результат, решение научной проблемы».

Для успешного достижения цели необходимо также четко и правильно поставить задачи исследования, так как «перечисление задач задает план и внутреннюю логику текста всей работы».

Во введении должен быть кратко отображен историографический и источниковедческий анализ и синтез. А также указываются все использованные методы проведенного исследования (см. выше).

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

В основной части находится содержание исследовательской работы автора: излагается ход исследования и достигнутые результаты, сравниваются различные точки зрения на данный вопрос, освещается авторская позиция в работе. «Основная часть работы по объему должна составлять примерно 70 % всего текста и согласовываться в своей структуре с планом».

Текст работы должен быть грамотно оформлен (с точки зрения лексики и стилистики), должна прослеживаться логичность изложения, доказательность, убраны лишние повторы. Учащийся должен показать умение пользоваться научно-справочным аппаратом (исторические даты и факты, фамилии, даты жизни упомянутых в работе лиц должны быть выверены по справочникам, энциклопедиям и другим компетентным источникам).

В работе допускаются общепринятые сокращения (например, в. – век), другие используемые в работе сокращения необходимо расшифровать (в самой работе или сформировав отдельный лист, если сокращений много: например, ГАКО - Государственный архив Калужской области).

Используя в тексте высказывания отдельных людей, приводя в пример различные точки зрения, выписывая отрывки из литературы и архивных источников, необходимо правильно оформлять сноски на использованную литературу или источник.

Сноски могут быть оформлены несколькими способами: 1) после цитаты ставится квадратная скобка с указанием номера по порядку из списка литературы и источников и страница  [19, с.10]. 

2) цифра сноски ставиться перед точкой в конце предложения с цитатой надстрочным знаком1, а затем внизу этой же страницы или в конце работы под этой же цифрой указывается название источника с выходными данными, откуда взята эта цитата.

Если цитаты на одной странице взяты из одного и того же источника, то второй раз пишется «Там же, с.25».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

«Заключение - самая небольшая по объему часть, но имеющая особую важность, поскольку именно здесь должны быть представлены итоговые результаты исследования». Для того, чтобы четко и правильно написать заключение, следует еще раз посмотреть поставленные цель и задачи, так как именно в заключении необходимо показать насколько были выполнены задачи и достигнута цель (фраза может звучать так: «на данном этапе поставленные задачи выполнены»), представить выводы по проведенному исследованию, отметить практическую значимость исследования, наметить проблемы и задачи на будущее.

Отмечаю практическую значимость исследования можно конкретно указать, кто может использовать данные материалы и где (например, учителя для проведения уроков краеведения, истории;  экскурсоводы и научные работники в работе музеев и т.д.).                                                         

Повествование в исследовательской работе следует вести не от первого лица

(в настоящем исследовании, в данной работе, автор пришел к выводу, в заключении следует отметить и т.д.).

Страницы исследовательской работы должны быть пронумерованы (нумерация страниц начинается с титульного листа, но пишутся страницы начиная с номера 3) и сброшюрованы или оформлены в папки с файлами.

Список источников и литературы оформляется следующим образом

(по алфавиту):

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

I. ИСТОЧНИКИ

1) НЕОПУБЛИКОВАННЫЕ

  1. ГАКО. Ф 180, оп. 1, д. 169, «Дело об отмежевании земли владения священно-церковно-служителей церкви Рождества Христова Медынского уезда от всех смежных посторонних земель», 1776 год.
  2. ГАКО. Ф 180, оп. 1, д. 40, «Дело об отмежевании земли владения священно-церковно-служителей церкви Рождества Христова Медынского уезда от всех смежных посторонних земель», 1770 год.
  3. ГАКО. Ф 271, оп. 2, д. 2, «Исповедные ведомости церкви Рождества Христова за 1797 год».
  4. ГАКО. Ф 273, оп. 1, д. 1, «Исповедные ведомости церкви Николая Чудотворца 1761 года».
  5. ГАКО. Ф 32, оп. 5, д. 1200, «Переписка с Департаментом духовных дел», 1852-1854.
  6. ГАКО. Ф 33, оп. 2, д. 1192, «Ведомость о церкви, приходе и причте Медынского уезда села Товарково за 1849 год».
  7. ГАКО. Ф 33, оп. 2, д. 1195, «Ведомость о церкви, причте и приходе Медынского уезда села Рождествена, что при реке Угре за 1849 год».
  8. ГАКО. Ф 33, оп. 2, д. 1280, «Ревизские сказки духовных лиц по Медынскому уезду за 1850 год».
  9. ГАКО. Ф 33, оп. 2, д. 2482, «О награждении за пожертвование на постройку церкви званием «почётного гражданина» крестьянина Калужского уезда московского фабриканта Орлова И. А.», 1916.
  10. Записи бесед со штатным клириком храма в честь Рождества Христова иереем Александром Селюковым из личного архива, сентябрь 2009.
  11. http://www.pstbi.ru/bin/db.exe/docum/ans/nm/?

2) ОПУБЛИКОВАННЫЕ

  1. Газета «Знамя», 6 января 2001 года, «Когда ангелы спускаются с неба…».
  2. Газета «Наша вера», №7 2003, «Путешествуя по районам Калужской Епархии».
  3. Газета «Новое время», Дзержинский район, 19 января 2007 года, «Часовня-памятник в Товарково».
  4. Газета «Новое время», Дзержинский район, 30 декабря 2003 года, «Храм в честь Рождества Христова».
  5. Газета «Новое время», Дзержинский район, 30 декабря 2008 года, «Возрождение храма Рождества Христова».
  6. ГАКО. Калужская губерния. Список населённых мест по сведениям 1859 года. Издан центральным статистическим комитетом министерства внутренних дел. Санкт Петербург. 1863.
  7. ГАКО. Краткий очерк рождаемости и смертности православного населения Калужской губернии в трёхлетие 1901, 1902 и 1903 годов с приложением. Составил И. И. Моллесон. (Статистические материалы Калужской губернии). Калуга. Типография Губернской Земской Управы. 1907.
  8. ГАКО. Описания и алфавиты к Калужскому атласу. Часть вторая. Книга I. г. Медынск. Спб, 1782.
  9. Журнал «Православный Христианин» № 2 2007 год, «На нашем храме – благословение Иоанна Кронштадтского».
  10. Журнал «Православный Христианин» № 9 2006 год, «Свято-Николаевский женский монастырь».
  11. Закон Божий для семьи и школы со многими иллюстрациями. Составил протоиерей Серафим Слободской. Издание Владимирской епархии, 1998.
  12. Летопись Калужская. Составитель А. К. Ларин. Калужский областной краеведческий музей. Калуга: МГК «Малоярославецкая типография», 1991.

II. ЛИТЕРАТУРА

  1. Заветный уголок России. Дзержинский район Калужской области. Литературно-художественное издание. Калуга: Издательство «Золотая аллея», 2009.
  2. Земля Калужская – земля святая / Под общей редакцией архиепископа Калужского и Боровского Климента (Каралина). – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003.
  3. Малинин Д. И.Полотняный Завод в XVIII веке (К истории завода). Калуга, Гостипогр. ГСНХ, 1929.
  4. Полотняный Завод. – Составитель А. Д. Берестов. Калуга, 2004.

ПРИЛОЖЕНИЯ

В приложении помещаются копии фотографий, рисунки, карты, схемы, таблицы и т.д. На каждом листе приложения пишется слово «Приложение I», «Приложение II» и т.д. (объем приложений прописывается в Положении конкурса, конференции). Если приложений много, составляется список приложений, которые прописываются в оглавлении. Приложения к работе аннотируются: необходимо  делать подписи к рисункам, схемам, копиям фотографий, карт и т.д. Причем, пишется не только, что изображено, но и, например, когда сделана фотография, кем и где хранится.

В тексте работы делаются ссылки на приложения. Если, например, в «Приложении I» находится несколько объектов, то указывается его номер в этом приложении.

При написании исследовательской работы следует обратить особое внимание на критерии оценки исследовательских работ, которые обычно прописываются в приложениях к Положению конкурса или конференции. Данные критерии прописываются для заочной оценки работы и для очной (при защите работы во время работы конференции).

Обобщённый список критериев

областных и Всероссийских конкурсов и конференций:

  1. Актуальность тематики и новизна исследования/обоснование тематики.
  2. Содержательность работы, глубина проработанности и осмысления материала, использование различных средств сбора, обработки, анализа и визуализации данных.
  3. Объём собранного материала, его соответствие теме, цели и задачам; адекватность методов, логичность, значимость выводов и умозаключений; соответствие задач, структуры работы и выводов.
  4. Композиция работы.
  5. Качество оформления работы /культура оформления.
  6. Достижения автора/личный вклад автора.
  7. Эрудиция.
  8. Умение пользоваться источниками, адекватность использования научно-справочного аппарата.
  9. Достоверность результатов.
  10. Иллюстрации, наглядность.
  11. Научное и практическое значение исследования.
  12. Опубликованность работы.
  13. Особое мнение эксперта.

Для защиты работы во время конференции можно сделать в программе

Microsoft Office PowerPoint  презентацию, используя материалы из приложений к исследовательской работе и дополнительные. Главное, чтобы на слайдах презентации было минимум печатной информации, иллюстративный материал должен быть зрелищным: копии архивных документов, фотографий, карт, схемы, таблицы и т.п. Как и в приложениях, они должны быть аннотированы. Материалы презентации должны подтверждать сказанные во время доклада слова, поэтому слайды подбираются по тексту доклада. Исключаются при составлении презентаций различные анимационные эффекты, так как главное здесь – содержание.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ

МОЖНО НАЙТИ В СЛЕДУЮЩИХ ИСТОЧНИКАХ И ЛИТЕРАТУРЕ:

1. Анисимова Е.И. Основы проектной  и исследовательской деятельности обучающихся в гуманитарном знании: Методическое пособие для педагогов и руководителей исследовательских работ обучающихся в схемах. – М.: МГДД(Ю)Т, 2010.

2. Как правильно оформить научно-исследовательскую работу. (методические рекомендации для педагогов и участников научно-практических конференций). Калуга:  Калужский областной центр туризма, краеведения и экскурсий, 2009. 8 с.

3. Озеров А.Г. Историко-этнографические исследования учащихся (Учебно-методическое пособие). Под общей редакцией Е.Л. Галкиной – М.: ФЦДЮТиК, 2007.

4. Подругина И.А., Ильичёва И.В. Проектно-исследовательская деятельность: развитие одарённости. – М.: ЗАО «Московские учебники – СиДипресс», 2012.

5. Самарина И.А. Основы туристско-экологической деятельности учащихся. Учебно-методическое пособие. – М.: ФЦДЮТиК, 2007.

6. Слинькова В.И. Методы учебно-научного исследования. Научно-методический журнал «Наука и практика воспитания и дополнительного образования» №2, 2012. Москва.

7. Слинькова В.И. Этапы и основы процесса исследовательской деятельности старшеклассников. Научно-методический журнал « Наука и практика воспитания и дополнительного образования» №2, 2012. Москва.

8. Словарь юного туриста-краеведа: учеб.-метод. пособие / Ю.С. Константинов, А.И. Персов, В.М. Куликов, Л.М. Ротштейн / под общ. редакцией доктора педагогических наук Ю.С. Константинока. – М.: АНО «ЦНПРО», 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации и проведению самостоятельной работы обучающихся по дисциплинам и модулям.

Методические рекомендации для преподавателей по организации и проведению самостоятельной работы....

Организация и проведение научно-исследовательской работы

   Сегодня мы можем наблюдать стремительные изменения во всем обществе, которые требуют от человека новых качеств. Прежде всего, конечно, речь идет о способности к творческому мышлени...

«Организация и проведение учебно-исследовательской деятельности учащихся по истории и обществознанию»

Главной задачей использования учебно-иссле довательской деятельности учащихся является расширение интеллектуальных возможностей ученика.        Компьютер используется как само...

«Организация и проведение проектно- исследовательских работ по физике»

Организацию и проведение проектно-исследовательской работы  рассмотрим на примере урока физики в 7 классе по теме «Сила упругости. Закон Гука»Проект посвящён учебной теме “Силы упругости. Закон Г...

«Организация и проведение проектно- исследовательских работ по физике»

Организацию и проведение проектно-исследовательской работы  рассмотрим на примере урока физики в 7 классе по теме «Сила упругости. Закон Гука»Проект посвящён учебной теме “Силы упругости. Закон Г...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ВИРТУАЛЬНЫХ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Методические указания для выполнения виртуальных лабораторных работ являются частью основной профессиональной образовательной программы ГПОУ ЯО Ярославский техникум радиоэлектроники и телекоммуникаций...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ВИРТУАЛЬНЫХ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙОДП.02 ФизикаСпециальности11.02.02 Техническое обслуживание и Ремонт радиоэлектронной техники ...