Рабочая программа по физике 7 класс
учебно-методический материал по физике (7 класс) на тему


Рабочая программа разработана для 7 класса по ФГОС, по учебнику Пурышевой, Важеевской и расчитана на 70 часов в год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon r_p_f-7_fgos.doc275.5 КБ

Предварительный просмотр:

Структура документа

Программа  включает три  раздела:   пояснительную  записку;   основное  содержание  с     распределением     учебных     часов     по     разделам     курса     и     возможной последовательностью изучения разделов и тем; требования к уровню подготовки выпускников.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа

Программа  по физике составлена  на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и на основе примерной программы основного  общего  образования по физике.

Общая характеристика учебного предмета

Поскольку физические законы лежат в основе содержания курсов химии, биологии, географии, астрономии, школьный курс физики является системообразующим для всех естественно-научных предметов.

Цели изучения физики в основной школе следующие:

  • понимание учащимися смысла основных физических законов, явлений и описывающих их физических величин;
  • формирование у учащихся представлений о физической картине мира;
  • развитие познавательных интересов и способностей учащихся.

Эти цели достигаются благодаря решению следующих задач:

  • знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования физических явлений;
  • овладение учащимися общенаучными понятиями: явление природы, эмпирически установленный факт, гипотеза, теоретический вывод, экспериментальная проверка следствий из гипотезы;
  • формирование у учащихся умений наблюдать физические явления, выполнять физические опыты, лабораторные работы и осуществлять простейшие экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, оценивать погрешность проводимых измерений;
  • приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных явлениях, о физических величинах, характеризующих эти явления.
  • понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации;
  • овладение учащимися умениями использовать дополнительные источники информации, в частности, всемирной сети Интернет.

Личностные, предметные и  метапредметные результаты  освоения учебного предмета

К личностным результатам обучения физике в основной школе относятся:

  • мотивация образовательной деятельности школьников;
  • сформированность познавательных интересов и познавательных возможностей учащихся;
  • убеждённость в возможности познания природы, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
  • готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами, склонностями и возможностями;
  • самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений.

Предметными результатами обучения физике в основной школе являются:

  • понимание, а также умение объяснять следующие физические явления: свободное падение тел, явление инерции, явление взаимодействия тел, колебания математического и пружинного маятников, резонанс, атмосферное давление, плавание тел, большая сжимаемость газов и малая сжимаемость жидкостей и твёрдых тел, испарение жидкости, плавление и кристаллизация вещества, охлаждение жидкости при испарении, диффузия, броуновское движение, смачивание, способы изменения внутренней энергии тела, электризация тел, нагревание проводника электрическим током, электромагнитная индукция, образование тени, отражение и преломление света, дисперсия света, излучение и поглощение энергии атомом вещества, радиоактивность;
  • умение измерять и находить: расстояния, промежутки времени, скорость, ускорение, массу, плотность вещества, силу, работу силы, мощность, кинетическую и потенциальную энергию, КПД наклонной плоскости, температуру, количество теплоты, удельную теплоёмкость вещества, удельную теплоту плавления вещества, влажность воздуха, атмосферное давление, силу электрического тока, напряжение, электрическое сопротивление проводника, работу и мощность тока, фокусное расстояние и оптическую силу линзы;
  • владение экспериментальным методом исследования в процессе исследования зависимости удлинения пружины от приложенной силы, силы тяжести от массы тела, силы трения от площади соприкасающихся тел и от силы давления, силы Архимеда от объёма вытесненной жидкости, периода колебаний маятника от его длины, силы тока на участке цепи от электрического напряжения, электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала, силы индукционного тока в контуре от скорости изменения магнитного потока через контур, угла отражения от угла падения света;
  • понимание смысла основных физических законов и умение применять их для объяснения наблюдаемых явлений: законы динамики Ньютона, закон всемирного тяготения, закон Паскаля, закон Архимеда, закон сохранения импульса и энергии, закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца, законы распространения, отражения и преломления света;
  • понимание принципов действия машин, приборов и технических устройств, с которыми человек встречается в повседневной жизни, а также способов обеспечения безопасности при их использовании;
  • умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни.

Общими предметными результатами обучения физике в основной школе, основанными на частных предметных результатах,  являются:

  • знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
  • умения пользоваться методами научного исследования явлений природы: проводить и фиксировать наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, кодировать извлечённую из опытов информацию в виде таблиц, графиков, формул, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать погрешности результатов измерений;
  • умения применять полученные знания на практике для решения физических задач и задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни и жизни окружающих людей, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
  • убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;
  • развитое теоретическое мышление, включающее умения устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, формулировать доказательства выдвинутых гипотез;
  • коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссиях, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать различные источники информации.

Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:

  • овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умения предвидеть возможные результаты своих действий;
  • понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями;
  • умение воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символичной формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, излагать содержание текста, находить в нём ответы на поставленные вопросы;
  • развитие монологической и диалогической речи, умение выражать свои мысли и выслушивать собеседника, понимать его точку зрения;
  • освоение приёмов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

умение работать в группе с выполнением различных социальных ролей, отстаивать свои взгляды, вести дискуссию.

Место предмета в учебном плане

Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации для базового изучения физики на этапе основного общего образования отводится не менее 68  часов из расчета 2 часа в неделю.

Формы организации учебного процесса:

  • индивидуальные;
  • групповые;
  • индивидуально-групповые;
  • фронтальные;
  • практикумы.

Виды и формы контроля:

  • наблюдение;
  • беседа;
  • фронтальный опрос;
  • контрольная работа;
  • практикум.

Технологии обучения

Механизмы формирования ключевых компетенций

Проблемное

Поисковые методы; постановка познавательных задач

Развивающее

Проблемный подход

Дифференцированное

Методы индивидуального обучения

Обучение развитию критического мышления

Интерактивные методы обучения

         

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Введение.

Что и как изучают физика и астрономия. Физические величины. Единицы физических величин. Измерение физических величин. Точность измерений. Связи между физическими величинами. Физика и техника. Физика и окружающий нас мир.

Знать: смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, атом, атомное ядро.

Уметь: определять цену деления приборов.

Контрольные работы: 1 Практические работы: 3

Механические явления

Механическое движение и его виды. Относительность механического движения. Траектории. Путь. Равномерное движение. Скорость равномерного движения. Неравномерное движение. Средняя скорость. Равноускоренное движение. Ускорение. Масса. Измерение массы. Плотность вещества. Сила. Измерение силы. Международная система единиц. Сложение сил. Сила упругости. Сила тяжести. Закон всемирного тяготения. Вес тела. Невесомость.   Давление. Сила трения.  Механическая работа. Мощность.  Простые механизмы. Правило равновесия рычага. Применение правила равновесия рычага к блоку. «Золотое правило» механики. Коэффициент полезного действия. Энергия. Кинетическая и потенциальная энергия. Закон сохранения энергии в механике.

Знать: смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия.

Уметь: описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами. использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры.

Контрольные работы: 7  Практические работы: 7

Звуковые явления

Колебательное движение. Звук. Источники звука. Волновое движение. Длина волны. Звуковые волны. Распространение звука. Скорость звука. Громкость и высота звука. Отражение звука

Знать:  смысл физических величин: длина волны, скорость звука, громкость и высота звука.

Уметь:  определять скорость звука, длину волны.

Контрольные работы: 1

Световые явления

Источники света. Прямолинейное распространение света. Световой пучок и световой луч. Образование тени и полутени. Отражение света. Изображение предмета в плоском зеркале. Преломление света. Полное отражение. Глаз как оптическая система. Очки, лупа. Разложение белого света в спектр. Сложение спектральных цветов. Цвета тел.

Знать: смысл физических величин: фокусное расстояние линзы;

Уметь: строить изображение предмета в плоском зеркале.

Контрольные работы: 1 Практические работы:4

Повторение 2 часа

Учебно-тематический план

№ темы

Тема

Количество часов

всего

практические работы

зачетные работы

1.

Физические явления

15

5

1

2.

Строение вещества

10

4

1

3.

Физические поля

9

1

4.

Механика

36

13

1

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧЕНИКОВ

В   результате   изучения   физики   на базовом уровне ученик должен

 знать/понимать:

  • смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;
  • смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;
  • смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, прямолинейного распространения света, отражения света;

уметь:

  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел,
  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры, работы и мощности электрического тока;
  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления,
  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях;
  • решать задачи на применение изученных физических законов;
  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

использовать приобретенные знания и умения на практике и в повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;
  • контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;
  • рационального применения простых механизмов;
  • оценки безопасности радиационного фона.


Тематическое планирование

№ п/п 

Тема урока.

Решаемые проблемы

Планируемые результаты

Понятия

Предметные

результаты

УУД

Личностные результаты

1

2

3

4

5

6

7

Введение

Что и как изучают физика и астрономия.

отсутствие знаний о роли физики в изучении окружающего мира

предмет физика

физические явления

физические тела

материя, вещество, поле

овладение научной терминологией наблюдать и описывать физические явления

формирование учебно-познавательного интереса к новому материалу, способам решения новой задачи

осознание важности изучения физики, проведение наблюдения,

формирование познавательных интересов

Физические величины. Единицы физических величин.

отсутствие знаний о физических величинах, умений вычислять погрешность

физическая величина

формирование научного типа мышления

формирование умений работы с физическими величинами

убежденность в возможности познания природы

Измерение физических величин. Точность измерений.

Отсутствие знаний о точности физических измерений

физическая величина

цена деления шкалы

погрешность измерения

формирование научного типа мышления

формирование умений работы с физическими величинами

убежденность в возможности познания природы

Лабораторная работа№1

«Измерение длины, объёма и температуры тела».

овладение практическими умениями определять параметры физических величин,

оценивать границы погрешностей результатов

целеполагание, планирование пути достижения цели,

формирование умений работы с физическими приборами, формулировать выводы по данной л.р.

осуществлять взаимный контроль, устанавливать разные точки зрения, принимать решения, работать в группе,

развитие внимательности аккуратности

Лабораторная

работа № 2 «Измерение размеров малых тел». Лабораторная

работа № 3 «Измерение времени».

отсутствие умений в определении  цены деления шкалы прибора

физическая величина

цена деления шкалы

погрешность измерения

овладение практическими умениями определять параметры физических величин,

оценивать границы погрешностей результатов результатов

целеполагание, планирование пути достижения цели,

формирование умений работы с физическими приборами, формулировать выводы по данной л.р.

осуществлять взаимный контроль, устанавливать разные точки зрения, принимать решения, работать в группе

развитие внимательности аккуратности

Связи между физическими величинами. Физика и техника. Физика и окружающий нас мир.

отсутствие знаний о развитии науки и техники

И. Ньютон

Дж. Максвелл

С.П. Королев

Ю.А. Гагарин и др

формирование убеждения в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей

коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования

основы прогнозирования, аргументировать свою точку зрения

оценивать ответы одноклассников, осуществлять расширенный поиск информации

формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений

Механические явления

Механическое движение и его виды. Относительность механического движения.

отсутствие знаний о механическом движении, способах измерять расстояния и промежутков времени

относительность

механическое движение

состояние покоя

тело отсчета

материальная точка

траектория

пройденный путь

равномерное

неравномерное

формирование представлений о механическом движении тел и его относительности

приобретение опыта анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

овладение средствами описания  движения, провести классификацию движений по траектории и пути

формировать умения выполнять рисунки, аккуратно и грамотно делать записи в тетрадях

Траектории. Путь. Равномерное движение.

отсутствие знаний о характеристиках движения

Траектории. Путь. Равномерное движение.

Формирование представлений о траектории пути, равномерном движении

анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

наблюдать, выдвигать гипотезы, делать умозаключения

самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

Скорость равномерного движения.

отсутствие знаний о характеристиках движения

Скорость, единица скорости

Формирование представлений о скорости, умение вычислять скорость используя анализ формулы.

анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

наблюдать, выдвигать гипотезы, делать умозаключения

самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

Лабораторная

работа № 4 «Изучение равномерного движения». Решение задач

отсутствие знаний о скорости, умений измерять скорость равномерного движения, отображать полученные результаты в виде таблиц, графиков

скорость

путь

время

скалярная величина

векторная величина

средняя скорость

представить результаты измерения в виде таблиц, графиков

самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

обеспечение безопасности своей жизни

адекватно реагировать на нужды других, планировать исследовательские действия, оформлять результаты измерений, расчетов.

соблюдение техники безопасности, ставить проблему, выдвигать гипотезу,  самостоятельно проводить измерения, делать умозаключения;

развитие внимательности собранности и аккуратности

Неравномерное движение. Средняя скорость.

отсутствие умений оформлять физические задачи, навыков  определения пути, пройденного за данный промежуток времени и скорости по графику зависимости, отсутствие

умения строить графики зависимостей

графики зависимости скорости и пути от времени

на основе анализа задач выделять физические величины, формулы, необходимые для решения и проводить расчеты

 применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;

формирование навыка  групповых обсуждений  

развитие внимательности собранности и аккуратности

развитие межпредметных связей

формирование умения определения одной характеристики движения через другие

Равноускоренное движение. Ускорение.

отсутствие знаний о равноускоренном движении, ускорении

Изменение скорости, движение с ускорением

Формирование представлений об изменении скорости, умение вычислять ускорение используя анализ формулы.

анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

наблюдать, выдвигать гипотезы, делать умозаключения

самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

Решение задач по теме «Равномерное и неравномерное движение».

 

выявление уровня подготовки учащихся

и типичных недочетов в изученном материале

овладение навыками самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

формирование ценностных отношений к результатам обучения

Инерция.

отсутствие знаний о явлении инерции

действие другого тела

инерция

Г. Галилей

умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;

формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий, результатам обучения.

развитие умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения

формировать умение наблюдать и характеризовать физические явления, логически мыслить

Масса.

отсутствие знаний о массе тел, единицах измерения массы

более инертно

менее инертно

инертность

масса тела

миллиграмм, грамм, килограмм, тонна

продолжить формирование умения характеризовать взаимодействие тел

освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

Измерение массы. Лабораторная

работа № 5  «Измерение массы тела на рычажных весах».

отсутствие умений измерять массу тела, недостаточность навыков в оформлении полученных результатов

рычажные весы

разновесы

овладение навыками работы с физическим оборудованием

развитие самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений;

формирование умения сравнивать массы тел

приобретение опыта  работы в группах, вступать в диалог

структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;

соблюдать технику безопасности, ставить проблему, выдвигать гипотезу,  самостоятельно проводить измерения, делать умозаключения

развитие внимательности собранности и аккуратности;

выражать свои мысли и описывать действия в устной и письменной речи

Плотность вещества.

отсутствие знаний о физическом смысле плотности, единиц измерении плотности

плотность

ρ  

выяснение физического смысла плотности

формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания

формирование умения давать определение понятиям, анализировать свойства тел,

коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования

Лабораторная

 работа № 6  «Измерение плотности вещества твёрдого тела».

отсутствие умений измерять плотность вещества, оформлять полученные результаты в виде таблиц

овладение навыками работы с физическим оборудованием

самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

соблюдать технику безопасности, ставить проблему, выдвигать гипотезу,  самостоятельно проводить измерения, делать умозаключения

развитие внимательности собранности и аккуратности

Решение задач. Кратковременная контрольная

работа №1.

отсутствие умений вычислять плотность

умения и навыки применять полученные знания для решения практических задач повседневной жизни

формулировать и осуществлять этапы решения задач

овладение основами реализации проектно-исследовательской деятельности

формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Сила.

отсутствие знаний о силе, явлениях тяготения, силе тяжести

деформация

сила,  модуль, направление, точка приложения

ньютон

всемирное тяготение

сила тяжести

формирование умений наблюдать, делать выводы, выделять главное, планировать и проводить эксперимент

приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации;

понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения

понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;

формировать умения выполнять рисунки, аккуратно и грамотно делать записи в тетрадях

Измерение силы. Международная система единиц.

Отсутствие умений измерять силу, единица силы

Измерение силы. Международная система единиц.

формирование умений наблюдать, делать выводы, выделять главное, планировать и проводить эксперимент

приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации;

понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения

понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;

формировать умения выполнять рисунки, аккуратно и грамотно делать записи в тетрадях

Сложение сил.

отсутствие знаний о равнодействующей силе

равнодействующая сила

умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения

формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

закрепление навыков работы с динамометром и шкалой прибора

развитие кругозора

формировать умения выполнять рисунки, аккуратно и грамотно делать записи в тетрадях

Сила упругости.

отсутствие знаний о силе упругости, законе Гука

сила упругости

Роберт Гук

дельта

жесткость

упругая деформация

выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы

освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

определить силы, возникающие при деформации;

продолжить формирование умений наблюдать и объяснять физические явления

Сила тяжести.

отсутствие знаний о силе, явлениях тяготения, силе тяжести

деформация

сила,  модуль, направление, точка приложения

ньютон

всемирное тяготение

сила тяжести

формирование умений наблюдать, делать выводы, выделять главное, планировать и проводить эксперимент

приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации;

понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения

понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;

формировать умения выполнять рисунки, аккуратно и грамотно делать записи в тетрадях

Решение задач. Закон всемирного тяготения.

отсутствие умений вычислять силы, отсутсвие знаний о законе всемирного тяготения

Закон всемирного тяготения

умения и навыки применять полученные знания для решения практических задач повседневной жизни

формулировать и осуществлять этапы решения задач

овладение основами реализации проектно-исследовательской деятельности

формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Вес тела. Невесомость.

отсутствие знаний о весе тела, связи между массой и силой тяжести

вес тела

опора, подвес

понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;

освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

формировать умения выполнять рисунки, аккуратно и грамотно делать записи в тетрадях

Лабораторная

 работа № 7  «Градуирование динамометра и измерение сил». Решение задач.

отсутствие знаний о динамометре, умений градуировать физический прибор, измерять силу динамометром

динамометр

овладение навыками работы с физическим оборудованием

самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

соблюдать технику безопасности, ставить проблему, выдвигать гипотезу,  самостоятельно проводить измерения, делать умозаключения, самостоятельно оформлять результаты работы

Кратковременная контрольная

работа №2 «Сила». Давление.

отсутствие знаний о давлении, единицах измерения давления, способах его изменения

давление

сила давления

площадь поверхности

Блез Паскаль

умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения

участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу

формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

умение отличать явление от физической величины,

давление от силы;

формирование ценностных отношений друг к другу, учителю;

отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;

Сила трения

отсутствие знаний о силе трения, умений исследования зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления, навыков представления полученных результатов в виде таблиц, графиков

трение

сила трения

трение скольжения

трение качения

трение покоя

овладение навыками работы с физическим оборудованием

самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

соблюдать технику безопасности, ставить проблему, выдвигать гипотезу,  самостоятельно проводить измерения, делать умозаключения

Лабораторная

работа № 8 «Измерение силы трения скольжения». Трение в природе и технике.

отсутствие знаний о трении в природе и технике

подшипники

вкладыши

ролики

умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения

коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, наблюдения

формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

осуществлять сравнение, поиск дополнительной информации,

развитие кругозора

мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

Механическая работа.

отсутствие знаний о механической работе и ее физическом смысле, мощности

механическая работа

джоуль

мощность

ватт

участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу

адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;

развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

Мощность.

отсутствие знаний о механической работе и ее физическом смысле, мощности

механическая работа

джоуль

мощность

ватт

участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу

адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;

развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

Решение задач «Работа. Мощность».

выявление уровня подготовки учащихся

и типичных недочетов в изученном материале

овладение навыками самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

формирование ценностных отношений к результатам обучения

Простые механизмы.

отсутствие знаний о простых механизмах и рычагах, равновесии сил на рычаге

рычаг - блок, ворот

наклонная плоскость – клин, винт

плечо силы

точка опоры

выигрыш в силе

формирование неформальных знаний о понятиях простой механизм, рычаг;

умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств

формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

уважение к творцам науки и техники

Правило равновесия рычага.

отсутствие знаний о характеристике состояния тел с точкой вращения, применении рычагов в технике, быту, природе

момент сил

умения и навыки применять полученные знания для решения практических задач повседневной жизни

развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

Лабораторная

 работа № 9 «Изучение условия равновесия рычага».

отсутствие знаний о способах выяснения условия равновесия рычага

овладение навыками работы с физическим оборудованием

самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

подтверждение на опыте правила моментов сил

овладение универсальными учебными действиями для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез

соблюдать технику безопасности, отработает навыки обращения с лабораторным оборудованием

на практике убедится в истинности правил моментов

Применение правила равновесия рычага к блоку. «Золотое правило» механики.

отсутствие знаний о «Золотом» правиле механики

выигрыш в силе

проигрыш в пути

умения и навыки применять полученные знания для решения практических задач повседневной жизни

выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы

развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

Коэффициент полезного действия.

отсутствие знаний о равенстве работ при использовании механизмов

работа полезная

работа полная

КПД

развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;

приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

уважение к творцам науки и техники

Лабораторная

работа № 10 «Измерение КПД при подъёме тела по наклонной плоскости».

отсутствие умений измерения КПД наклонной плоскости

овладение навыками работы с физическим оборудованием

самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

оценивать границы погрешностей результатов измерений;

задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

объяснять процессы  и отношения, выявляемые в ходе исследования;

соблюдать технику безопасности, практическое изучение свойств простых механизмов

Энергия. Кратковременная контрольная работа №3

выявление уровня подготовки учащихся

и типичных недочетов в изученном материале

овладение навыками самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

формирование ценностных отношений к результатам обучения

 Кинетическая и потенциальная энергия.

отсутствие знаний об энергии

энергия

изменение энергии

знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;

формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

уважение к творцам науки и техники

Закон сохранения энергии в механике.

отсутствие знаний о законе сохранения энергии

потенциальная энергия

кинетическая энергия

превращение энергии

выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы

наблюдать превращение одного вида энергии в другой;

объяснять переход энергии от одного тела к другому

развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

осознание важности физического знания

Повторение и обобщение темы «Механические явления»

выявление уровня подготовки учащихся

и типичных недочетов в изученном материале

овладение навыками самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

Звуковые явления

Колебательное движение.

Отсутствие знаний о колебательном движении

Колебательное движение, период, амплитуда, частота

развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;

приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

уважение к творцам науки и техники

Звук. Источники звука.

Отсутствие знаний о звуке

Звук, источники звука, распространение звука

развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;

приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

уважение к творцам науки и техники

Волновое движение. Длина волны.

Отсутствие знаний о волновом движении

Волна, длина волны

развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;

приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

уважение к творцам науки и техники

Звуковые волны. Распространение звука. Скорость звука.

Отсутствие знаний о распространении звука

Распространение звука, скорость звука

развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;

приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

уважение к творцам науки и техники

Громкость и высота звука. Отражение звука

Отсутствие знаний о характеристиках звука

Громкость, высота, тембр звука

развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;

приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

уважение к творцам науки и техники

Повторение и обобщение темы. Кратковременная контрольная работа №4  «Звуковые явления»

выявление уровня подготовки учащихся

и типичных недочетов в изученном материале

овладение навыками самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

формирование ценностных отношений к результатам обучения

Световые явления

Источники света.

Отсутствие знаний о источниках света

Источники света, люминисцирующие и тепловые источники

развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;

приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

уважение к творцам науки и техники

Прямолинейное распространение света. Лабораторная

работа № 11 «Наблюдение прямолинейного распространения света».

Отсутствие знаний о распространении света, умений исследовать распространение света

Распространение света

овладение навыками работы с физическим оборудованием

самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

подтверждение на опыте правила моментов сил

овладение универсальными учебными действиями для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез

соблюдать технику безопасности, отработает навыки обращения с лабораторным оборудованием

на практике убедится в истинности правил моментов

Световой пучок и световой луч. Образование тени и полутени.

Отсутствие знаний о световых пучках, тени и полутени

Тень, полутень

развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;

приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

уважение к творцам науки и техники

Отражение света. Лабораторная

работа  № 12 «Изучение явления отражения света».

Отсутствие знаний о отражении света, умений изучать отражение света

Отражение света

овладение навыками работы с физическим оборудованием

самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

подтверждение на опыте правила моментов сил

овладение универсальными учебными действиями для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез

соблюдать технику безопасности, отработает навыки обращения с лабораторным оборудованием

на практике убедится в истинности правил моментов

Изображение предмета в плоском зеркале.

Отсутствие знаний о  плоском зеркале

зеркало

развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;

приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

уважение к творцам науки и техники

Повторение материала. Решение задач.

Преломление света. Лабораторная

работа № 13 «Изучение явления преломления света».

Отсутствие знаний о преломлении света, умений изучать преломление света

Преломление света

овладение навыками работы с физическим оборудованием

самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

подтверждение на опыте правила моментов сил

овладение универсальными учебными действиями для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез

соблюдать технику безопасности, отработает навыки обращения с лабораторным оборудованием

на практике убедится в истинности правил моментов

Полное отражение.

Отсутствие знаний о полном отражении света

Полное внутреннее отражение

развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;

приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

уважение к творцам науки и техники

Линза, ход лучей в линзе.

Отсутствие знаний о линзах

линза

развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;

приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

уважение к творцам науки и техники

Лабораторная

работа  № 14 «Изучение изображения, даваемого линзой»

Отсутствие знаний об изображении, даваемое линзой.

овладение навыками работы с физическим оборудованием

самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

подтверждение на опыте правила моментов сил

овладение универсальными учебными действиями для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез

соблюдать технику безопасности, отработает навыки обращения с лабораторным оборудованием

на практике убедится в истинности правил моментов

Фотоаппарат. Проекционный аппарат.

Отсутствие знаний о строении оптических приборов

Фотоаппарат. Проекционный аппарат

развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;

приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

уважение к творцам науки и техники

Глаз как оптическая система.

Отсутствие знаний о строении оптических приборов

Глаз как оптическая система.

развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;

приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

уважение к творцам науки и техники

Очки, лупа.

Отсутствие знаний о строении оптических приборов

Очки, лупа.

развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;

приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

уважение к творцам науки и техники

Разложение белого света в спектр. Сложение спектральных цветов.

Отсутствие знаний о сложности структуры света

спектр

развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;

приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

уважение к творцам науки и техники

Цвета тел. Обобщение темы «Световые явления».

Отсутствие знаний о цветах тел

Цвета тел

развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;

приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

уважение к творцам науки и техники

Контрольная работа№5  «Световые явления».

выявление уровня подготовки учащихся

и типичных недочетов в изученном материале

овладение навыками самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

формирование ценностных отношений к результатам обучения

Повторение темы: «Световые явления».

повторение материала за курс физики 7 класса

умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;

давать определение понятиям;

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;

систематизация изученного материала

осознание важности физического знания

Цвета тел.  Повторение и обобщение темы: «Световые явления».

повторение материала за курс физики 7 класса

умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;

давать определение понятиям;

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;

систематизация изученного материала

осознание важности физического знания

Итоговая контрольная работа №6

Резервное время

Резервное время



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...

Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...

Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев

Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования,  представл...

Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"

Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...