Марафон знаний по физике
материал по физике (9 класс) на тему

Внеклассное мероприятие по физике .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Внеклассное мероприятие699.86 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие: "Марафон знаний"

Цели: 

  • Развивать логическое мышление, творческое отношение к поставленным задачам.
  • Формировать интерес к точным наукам.
  • Воспитывать чувство товарищества и умение общаться в незнакомом коллективе.

.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Учитель. Сегодня на «Марафон знаний» приглашены 2 команды .

Ведущий 1.Представление команд:Название, девиз, привествие.(3балла)

 Ведущий 1.Чем вы будете сегодня заниматься, зашифровано в ребусах. Отгадайте их. (Ребусы выводятся на экран.)

Задание болельщикам: РЕШАТЬ
Задание 1 команде: ОТГАДЫВАТЬ.
Задание 2 команде: ИГРАТЬ.

Ведущий 2. Итак, сегодня вы участвуете в игре по станциям знаний, во время путешествия будете решать, отгадывать, играть.

Ведущий 1. А кто будет оценивать ответы команд?

Учитель. Жюри.(Представляет жюри.)

Ведущий 2:Разминка команд.За каждый правильный ответ 1 балл. Команда поднимает карточку с правильным ответом

  • .1) Как назывался главный труд древнегреческого математика Евклида?А) "Основы" Б) "Начала" В) "Старты" Г) " Истоки"
  • 2) Какой раздел математики греки называли " искусством чисел"?А) Арифметика Б) Алгебра В) Математический анализ Г) теория чисел
  • 3)Какие бывают современные фотоаппараты?А)Цифровые Б) Числовые В) Формульные Г) Логарифмические?
  • 4) Какие числа употребляются при счете?А) Природные Б) Естественные В) Натуральные Г) Искусственные
  • 5)Как называют незаинтересованного в конфликте между сторонами, беспристрастного?А) Третья сторона Б) пятая сторона, В) Седьмая сторона Г) десятая сторона
  • 6) Как называют верхний угол футбольных ворот?А) Десятка Б) девятка В) Шестерка Г) Пятерка
  • 7)Как в древнерусском счете называлось число 100 тысяч ?А) Легион Б) Когорта В) Полк г) Орда
  • 8)Какое из этих выражений является синонимом слова "мало"А)Куры не клюют Б) Пруд пруди В)Кот наплакал Г) Ворона накаркала
  • 9)Под каким псевдонимом выступает на арене главный герой оперетты Кальмана "Принцесса цирка"?А) Сэр Игрек Б)Мистер ИКС В) Лорд Зет Г)Синьор Пи
  • 10)Какими бывают математические неравенства?А) Неточными Б) нестрогими В) Невежливыми г) Невоспитанными
  • 11) Закончите название книги Дж. Толкиена " Властелин,,,"А) Пирамид Б) Шаров В) Колец Г) Икосаэдров
  • 12) Закончите русскую пословицу" Всякому мила своя ,,,,"А) высота Б)сторона В) медиана Г) биссектриса

Жюри оценивает результаты.

Ведущий 1. Мы благополучно проехали 1 станцию и переходим на 2.

(Передвигается паровозик)

Командам раздается задание 1.

2 станция «Перевертыш»

Команде предлагается вспомнить пословицу, поговорку, используя «перевертыш» (1 балл за правильный ответ).

1. Яйца весной не считают. (Цыплят по осени считают.)

2. Неточная наука – раба одного опыта. (Математика – царица всех наук.) 

Учитель. Пока команды готовятся, болельщикам предлагаю отгадать слова Пифагора, которые высветились на экране.

Учитель. Какие «перевертыши» у вас получились? (Команды зачитывают.)

Ведущий 2. Молодцы, передвигаемся на следующую станцию.

Ведущий 2. Команды, вы готовы продолжить «марафон знаний»?Задания по картинкам(2 балла)

Ведущие по очереди задают вопросы командам. На экране высвечивается текст вопроса и рисунок.

4. Три охотника варили кашу. Один положил 2 кружки крупы, второй– одну кружку, а у третьего крупы не было. Они съели кашу поровну. Третий охотник и говорит: «Спасибо за кашу. У меня осталось 5 патронов. Вот вам задача: как поделить патроны в соответствии с вашим вкладом?» (2 балла)

Ответ. Все 5 патронов надо отдать 1 охотнику.

5. На озере росли лилии. Каждый день их число удваивалось, и на 20й день заросло все озеро. На какой день зарастет половина озера? (2 балла)

Ответ. На 19 день.

(Жюри подводит итоги).

Ведущий 2. Молодцы, и это испытание вы выдержали. Передвигаемся на станцию «Сказочная».

(Передвигается паровозик.)

4 станция "Сказка станет былью".. Команды должны ответить на вопрос: какой аналог в современной жизни мы можем найти сказочным персонажам и вещам. (Например, « ковер-самолёт» -самолет, аэроплан, вертолёт и т.д.; «сапоги-скороходы» - автомобиль и т.д.).За верный ответ -1балл.

1.Дудка – самогудка (Магнитофон, радио и т.д.);

2.Волшебное колечко (Компас .Не даёт заблудиться);

3.Скатерть –самобранка (Столовая, кафе, ресторан);

4.Топоры-саморубы (Электрическая пила, бензопила);

5.Вёдра с водой у Емели (Водопровод, водовоз);

6.Печь у Емели (Машина, мотоцикл);

7.Волшебная палочка (Пульт управления);

8.Живая вода (Лекарство);

9.Марья-искусница ( Ткацкий станок, швейная машина);

10. Яблочко на тарелочке (Телевизор).

.5 станция «Шерлок Холмс»

У нас  сегодня  необычный гость – Шерлок Холмс. Он  человек многознающий,  наблюдательный. Постарайтесь ответить на его вопросы.за правильный ответ-2 балла.

«Не хотите ли чаю?» - однажды предложил мне хозяин дома. «Да,» - ответил я.  «Вот и хорошо, - сказал  хозяин. – Но я люблю горячий чай, потому  кладу в него кусочек сахара  только   перед  тем,  как пить.»  
«Разумнее  это  делать  раньше, сразу,  как  вам  налили его,» - посоветовал я.
Кто прав?
(Ответ.  Если  сахар положить   в горячий чай , то его температура сразу понизится, а чем она  меньше  отличается  от комнатной, тем  медленнее  чай остывает.)

Недавно  я  был в гостях.  Хозяйка  дома  подошла  к двери и впустила кошку.  Посмотрев  на кошку,  я сказал:  «Погода на улице холодная». 
Как  я это  определил?
(Ответ. По шерсти кошки.  При  Холодной погоде  шерсть кошки  становится особенно пушистой, чтобы  в промежутках  между  ворсинками  было  больше воздуха, ведь  он плохой  проводник тепла.)

Обитатели квартиры вели  дружную беседу, но через  некоторое  время   мне пришлось  их прервать: «уважаемая хозяйка,  у вас  на кухне  кипит чайник».  Как я это определил?
Ответ.  Когда  полный  чайник  кипит, то крышка  стучит, периодически поднимаясь  и давая  выход  образовавшемуся пару.)

Угощая нас блинами, хозяйка сказала: «Блины вкусны горячими, поэтому   я ставлю  тарелку  с блинами на металлический поднос».  «лучше ставить их на деревянную подставку», - посоветовал я.  На чем основан этот  совет?
(Ответ.  Теплопроводность дерева меньше, чем металла, поэтому на деревянной подставке  тарелка остывает медленнее.)

. Слово предоставляется жюри.

Ведущий 2. Молодцы, отправляемся на станцию «Логическую».

6 станция «Задания по загадкам».».Каждая команда получает загадку. Той команде, которая отгадает загадку, предоставляется право ответить на вопрос физического содержания. На обдумывание даётся 60 секунд. Если команда отгадала загадку, ей присуждается 2 балла, если же она ответила и на вопрос, то получает ещё 3 балла.

1.Летом навзничь лежат, зимой в гости ездят. (Сани).

Вопрос. Почему сани используют зимой, а телегу – летом? ( Летом трение скольжения полозьев намного больше, чем трение качения колёс телеги).

2.Не зная броду , лезу смело в воду. На большой глубине лишь по пояс мне. (Корабль).

Вопрос. Как изменится посадка корабля при переходе из пресной реки в море? (Уменьшиться, т. к. увеличичается плотность воды, а следовательно, увеличиваеся сила Ардимеда, выталкивающая корабль.)

3.Крыльями машет, а улететь не может. (Ветряная мельница).

Вопрос. Какое преобразование энергии происходит при работе ветряной мельницы? (Кинетическая энергия ветра превращается в кинетическую энергию вращательного движения).

4.Вода по воде плавает? ( Лёд).

Вопрос. Почему лёд плавает по воде? (Плотность льда меньше плотности воды).

5.Дерево даёшь – съедает, а от воды – умирает. ( Огонь).

Вопрос. Какие виды теплопередачи отвечают за нагревание тел вблизи огня? (Излучение, теплопроводность).

6.Мир обогревает, усталости не знает. (Солнце).

Вопрос. Как энергия Солнца достигает Земли? (Путём излучения).

Ведущий 1. Прибываем на станцию «Шуточная».

7 станция «Шуточная»

1. Первоклассник Дима ложится спать в 9 часов вечера, а будильник заводит на 10 часов утра. Сколько будет спать первоклассник? (2 балла).

Ответ. Один час, потому, что на циферблате всего 12 часов – нет разделения на день и ночь.

2. Что мешает десятикласснику Пете, пойманному директором на месте курения, распасться на отдельные молекулы и врассыпную исчезнуть из вида? (2 балла).

Ответ. Взаимное притяжение между молекулами.

3. Старик Хотабыч, то вылезая из бутылки, то влезая обратно, всё время меняет свою форму и объём. В каком состоянии находится Старик Хотабыч? (2 балла).

Ответ. В газообразном. 

4. В каких детях быстрее движутся молекулы в здоровых или простуженных? (2 балла).

Ответ. В простуженных, так как температура тела выше.

Ведущий 2. Конкурс:Домашнее задание.(Музыкальный номер.)

8 станция  Литературный салон.

Задание: Написать стихотворение или рассказ, используя следующие слова, связанные с физикой.

1.        свет, сила, вода, ракета

2.        тень, лёд, путь, электричество

Результат оценивается по пятибалльной шкале, время выполнения 5-7 минут.

Вопросы для игры со зрителями.

1.Кто из учителей: химик, математик, историк, биолог или физик, - стоя осенью под яблоней, быстрее догадается, почему его так часто стукает по голове? /физик/

2. Доктор бежит по льду к хоккеисту, получившему травму, мелкими шажками. Почему?

3. Почему боксёров делят по весовым категориям.

4. В каком состоянии окажется шоколадка после того, как жадная девочка, чтобы, чтобы не делиться с подругами, спрячет её за пазуху? /растает и станет жидкой/

5. Если трение вокруг исчезнет, что станем кричать: «Ура!» или «Караул!»?

6. Прилипнут ли друг к другу мамин и папин паспорта, если папин паспорт смочить водой, а мамин окунуть в растительное масло?

7. Петя выдвинул гипотезу, что все его одноклассницы состоят из мельчайших частиц, хотя  и кажутся на первый взгляд сплошными. Верна ли гипотеза?

8. Что мешает семикласснику Васе, пойманному директором школы за разрисовыванием стен, распасться на отдельные молекулы и врассыпную исчезнуть из вида?

Ведущий 1. Последняя наша станция «Капитаны».

Конкурс капитанов.

Учитель. Слово предоставляется жюри.

Ведущий 1.

Праздник выдался чудесный,
Вы шутили интересно.
Чувство юмора у вас
Было просто высший класс.

Ведущий 2.

На этом марафоне знаний
Победила дружба всех.
Не ждала вас там победа,
Но зато вас ждал успех.
,

Команды получают звание «Участник марафона знаний», памятные буклеты и фотографии.

Литература: 

Математические олимпиады: метод. пособие / А.В. Фаркрв. – М.: Гуманитар. Изд, центр ВЛАДОС, 2004. – 143 с.

Козлов Е.Е. Сказки и подсказки: Задачи для математического кружка – М.: МИРОС, 1995. – 128 с.

Олимпиадные задания по математике. 5–8 класс. 500 нестандартных задач для проведения конкурсов и олимпиад: развитие творческой сущности учащихся / авт. Сост. Н.В.Заболотникова. – Волгоград. Учитель, 2006. – 94 с.

А. В. Фралов. Математические кружки в школе 5–8 классы. – 3-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 144 с.

Сборник олимпиадных заданий для учащихся 8–11 классов. Математика. Физика. Астрономия. Биология. Экология. Химия. География: Практическое пособие./ Сост. Л.К.Теплов. – М.: АРКТИ, 2006, –128с.

Математические олимпиады в школе 5–11 класс. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 176с.

Лукашик В.И. Физическая олимпиада в 6–7 класс средней школы: Пособие для учащихся. – 2 – е изд., перераб. И доп.– М.: Просвещение, 1987. –192с.

Шатилова А.С., Шмидтова Л.М. Занимательная математика. КВНы. Викторины. – М. Рольф, 2002. – 128с.

Предметная неделя физики в школе / Н.П.Наволокова (и др.); под общ. ред. И.Ю.Ненашева. – Ростов н/ Д.: Феникс, 2006. – 272 с.

  • Отдыхаем с математикой 6 внеклассная работа по математике в 5–11 классах / авт. – сост. М.А.Иченская. – Волгоград: Учитель, 2008. – 107 с.

Приложение

к приказу Министерства образования

Республики Мордовия

от 15 января 2015 г. N 11


ВОПРОСЫ


ДЛЯ АТТЕСТАЦИОННОГО ТЕСТИРОВАНИЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ПРИ АТТЕСТАЦИИ НА ПЕРВУЮ

И ВЫСШУЮ КВАЛИФИКАЦИОННУЮ КАТЕГОРИИ


I. Нормативные правовые документы

по вопросам образования


1. Какой нормативный правовой акт обладает наибольшей юридической силой?

2. Какой орган Российской Федерации является представительным и законодательным?

3. Какой орган Российской Федерации является исполнительным?

4. Какой фактор является принципиально важным условием модернизации российского образования для современной России?

5. Какова цель Федеральной целевой программы развития образования?

6. Назовите задачи Федеральной целевой программы развития образования.

7. Что является целевыми индикаторами Федеральной целевой программы развития образования?

8. От чего зависит реализация Федеральной целевой программы развития образования?

9. Назовите организационную основу государственной политики Российской Федерации в области образования.

10. Какой нормативный документ содержит перечень предметов, последовательность и сроки их изучения, количество часов на каждый предмет?

11. В каком документе отражен оптимальный минимум содержания образования?

12. Допускает ли Закон РФ "Об образовании в РФ" возможность получать образование в форме семейного образования с одновременным посещением образовательной организации для освоения отдельных предметов?

13. Что такое Федеральные государственные образовательные стандарты и какие требования они содержат?

14. Кто несет ответственность за качество образования выпускника?

15. Какой документ определяет основы объективной оценки уровня образования выпускника?

16. Какой метод обязан применять при текущем контроле успеваемости обучающегося педагог образовательной организации?

17. Какой нормативный правовой документ в соответствии с Законом РФ "Об образовании в РФ" в обязательном порядке содержит положения о правах и обязанностях педагогического работника?

18. Назовите документ, определяющий права обучающихся образовательной организации.

19. Кто несет ответственность за повышение профессиональной квалификации педагогического работника?

20. На каких условиях педагог как частное лицо имеет право оказывать платные образовательные услуги обучающимся с целью получения дополнительного дохода?

21. Можно ли без медицинского обследования приступить к работе педагогу?

22. Имеют ли право проверяющие из муниципального органа управления образованием присутствовать на уроках в муниципальном образовательной организации?

23. На какой срок выдается лицензия на образовательную деятельность в соответствии с законодательством?

24. Назовите типы образовательных организаций.

25. Классификация образовательных программ в Российской Федерации.

26. Что в обязательном порядке указывается в Уставе образовательной организации?

27. Когда возникает право на образовательную деятельность у образовательной организации?

28. Включена ли Декларация принципов толерантности в Законодательство Российской Федерации в области образования?

29. Какой компетентностью должен владеть педагог в соответствии с Профессиональным стандартом педагога?

30. Какие необходимые знания должен иметь педагог в соответствии с Профессиональным стандартом педагога?

31. Какие умения должен иметь педагог в соответствии с Профессиональным стандартом педагога?

32. Вправе ли Главная аттестационная комиссия отказать в присвоении высшей квалификационной категории педагогу, не имеющему высшего профессионального образования?

33. Какие квалификационные категории установлены в соответствии с Порядком аттестации?

34. Кем создается распорядительный акт по организации аттестационной комиссии по аттестации на соответствие занимаемой должности?

35. Какие педагогические работники имеют право не проходить аттестацию в целях подтверждения соответствия занимаемой должности?

36. Имеет ли право педагогический работник подать заявление на категорию, если срок действия высшей категории истек?

37. Имеет ли право педагогический работник при его аттестации лично присутствовать на заседании аттестационной комиссии?

38. Каким документом подтверждается решение аттестационной комиссии об установлении квалификационной категории?

39. Каким документом подтверждается решение аттестационной комиссии об установлении соответствия занимаемой должности?

40. Какова продолжительность рабочей недели педагогического работника?

41. Назовите виды дисциплинарных взысканий.

42. Назовите основания прекращения трудового договора с педагогическим работником образовательной организации.

43. Вносятся ли в трудовую книжку педагогического работника сведения о взысканиях?

44. Как определяется рабочий день педагога в каникулярное время?

45. Назовите возраст наступления гражданской дееспособности.

46. Ребенком является лицо в возрасте до ___ лет.

47. В каком документе определен комплекс международно-правовых стандартов в отношении защиты и обеспечения благополучия детей?

48. Назовите цели образования ребенка согласно Конвенции о правах ребенка.

49. Кто несет основную ответственность за воспитание и развитие ребенка, согласно Конвенции о правах ребенка?

50. В каком возрасте несовершеннолетний может реализовать право на труд?

51. С какого возраста ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства?

52. С какого возраста ребенок вправе самостоятельно обращаться за защитой прав в орган опеки и попечительства?

53. Назовите документ, в котором провозглашено признание ребенка полноценной и полноправной личностью впервые в истории.

54. Назовите основные задачи Целевой программы развития образования в Республике Мордовия.

55. Назовите общесистемные проблемы развития республиканской системы образования.

56. Назовите "индикаторы успешности" реализации Целевой программы развития образования в Республике Мордовия.

57. Назовите меры, необходимые для эффективного развития школ с преобладающим контингентом обучающихся мордовской национальности (Целевая программа развития образования в Республике Мордовия).

58. Что является организационной основой государственной политики Республики Мордовия в области образования?


II. Педагогика и психология


1. Какие мотивы являются познавательными?

2. Какой метод психологических исследований является самым древним?

3. Какой из методов устного изложения дает обратную связь?

4. Что подразумевается под "эффектом инерционности" в психологии?

5. Дайте определение понятия "характер".

6. Дайте определение понятия "способности".

7. Назовите внешние факторы, стимулирующие процесс самовоспитания педагога.

8. Какие активные формы обучения в дополнительном образовании Вы знаете?

9. Что такое анкетирование?

10. Что Вы понимаете под "педагогической задачей"?

11. Какие методы относятся к методам познавательной деятельности?

12. В каком возрасте учебная деятельность является ведущей?

13. Какие Вы знаете общеучебные умения и навыки?

14. Какие эффективные методы воспитания самостоятельности у детей Вы знаете?

15. Дайте определение понятия "методическое объединение".

16. Кто несет основную ответственность за воспитание?

17. Что такое эмпатия?

18. При каком методе обеспечивается наиболее высокая точность результатов исследования?

19. Какой метод психологического исследования называется лонгитюдным?

20. Что такое рефлексия?

21. Кто является основоположником русской педагогической психологии?

22. Какой нравственный принцип поведения позволяет бескорыстно жертвовать собственными интересами в пользу интересов другого человека?

23. Как называется процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения целей?

24. Какая из функций педагогической деятельности обеспечивает изучение содержания и способов воздействия на других людей?

25. Как Вы понимаете определение "лидер"?

26. Классный час: форма или метод воспитания?

27. Что такое метод воспитания?

28. Какова основная цель аттестации педагогов?

29. Чем обусловлено развитие педагогики?

30. Что такое педагогика?

31. Что является основной функцией воспитания?

32. Назовите основные приемы самовоспитания.

33. Кто первым выделил педагогику как самостоятельную науку?

34. Дайте определение процесса памяти "забывание".

35. Определить содержание обучения - значит ответить на вопрос "... учить?"

36. На какой вопрос позволяют ответить методы обучения в дидактике?

37. Правило "от легкого к трудному" относится к принципу...

38. Какой вид памяти основан на установлении в запоминаемом материале смысловых связей?

39. Что такое абстрагирование?

40. Что означает принцип научности обучения?

41. В чем сущность такого этапа волевого акта как "принятие решения"?

42. Что такое настроение?

43. Для чего используются дополнительные формы обучения?

44. Назовите основные критерии оценки педагогического опыта.

45. Какому стилю педагогического общения свойственны приказы, указания, выговоры?

46. Какой метод является стимулирующим?

47. Что является главной особенностью педагогического труда?

48. Что называется темпераментом?

49. Что называется нововведением в педагогическую деятельность?

50. Как называется чрезмерная выраженность отдельных черт характера?

51. Что такое консультация?

52. Какая отрасль педагогической науки изучает процесс обновления педагогической деятельности?

53. Что такое восприятие времени?

54. Что называют волей с точки зрения психологии?

55. Что подразумевает комплексный подход в воспитании?

56. Что означает понятие "универсальные учебные действия"?

57. Что подразумевает гендерный подход в обучении?

58. Какое общение называется невербальным?

59. В чем заключается регулятивная функция педагогического общения?

КонсультантПлюс: примечание.

Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.

1. 60. Что называется педагогическим мониторингом?

60. Что входит в обязанности тьютора в образовании?

61. Что является конечным результатом педагогики?


III. Информационно-коммуникационные технологии


1. Каким образом происходит выполнение операции копирования в текстовом редакторе Word?

2. Для чего служит значок "Мой компьютер" в Windows?

3. Что происходит при форматировании текстового документа?

4. Назовите основные характеристики процессора.

5. Что такое "World Wide Web"?

6. Какие аппаратные средства персонального компьютера необходимы при работе с текстовым редактором?

7. Что является обязательным для подключения компьютера к Интернет?

8. Что обеспечивают каналы связи (телефонные, оптоволоконные, спутниковые и т.д.)?

9. Что принято за минимальную единицу измерения количества информации?

10. Чему равен 1 байт?

11. От чего зависит производительность работы компьютера (быстрота выполнения операций)?

12. Каковы основные этапы обработки информации компьютером?

13. Какое действие не рекомендуется производить при включенном компьютере?

14. Что такое файл?

15. Назовите инструменты в графическом редакторе?

16. Какой из способов подключения к Интернету обеспечивает наибольшие возможности для доступа к информационным ресурсам?

17. Что представляет собой гипертекст?

18. Дайте определение буферу обмена.

19. В каком направлении от монитора вредные излучения максимальны?

20. Что передается посредством электронной почты (e-mail)?

21. Для чего необходима системная дискета?

22. Назовите параметры страницы в текстовом редакторе.

23. Как сохранить текстовый файл (документ) в определенном формате?

24. Что можно и что нельзя удалить в электронных таблицах?

25. Как определить имя владельца электронного адреса?

26. Для чего служат браузеры (например, Microsoft Internet Explorer)?

27. Что обеспечивают гиперссылки на web-странице?

28. В результате чего может произойти заражение компьютерными вирусами?

29. Какие файлы имеют наибольший информационный объем?

30. Для чего служат серверы Интернета, содержащие файловые архивы?

31. Что может подвергнуться заражению компьютерными вирусами?

32. Для чего предназначен растровый графический редактор и какой его минимальный объект?

33. Что такое меню текстового редактора?

34. Как называют информацию, не зависящую от личного мнения или суждения?

35. В каком виде хранится текст, набранный в тестовом редакторе, на внешнем запоминающем устройстве?

36. Что должен указать пользователь при открытии документа с диска?

37. Дайте определение информационной технологии.

38. Назовите санитарно-гигиенические требования при работе с компьютером.

39. Какие особенности электронной таблицы EXCEL?

40. Назовите отличительные черты Web-документа.

41. Что такое электронный учебник?

42. Что представляет собой редактирование текста?

43. Какую функцию выполняет программа архиватор?

44. Что такое "Логин"?

45. Назовите популярные поисковые системы Интернет.

46. Что выполняет клавиша Esc?

47. Какое действие будет самым верным с точки зрения безопасности при получении электронного письма с вложением от неизвестного отправителя?

48. Что такое "Сетевое сообщество учителей"?

49. К какому из типов устройств относится компьютерная мышь?

50. Что такое "Программное обеспечение"?

51. Как выделить группу файлов, расположенных последовательно?

52. Назовите функцию клавиши F5.

53. Какую программу нужно использовать для создания и редактирования презентаций?

54. Что значит расширение .zip?

55. Как называется монитор компьютера, работающий на основе прикосновений пальцами или стилусом?

56. Что используется для ввода информации?

57. Какие обычно кнопки присутствуют в правом верхнем углу окна программы?

58. С какой целью используется программа Microsoft Word?

59. Какая функция клавиши Caps Lock?

60. Какое предназначение папки "Корзина"?

61. Назовите функцию клавиши Delete в текстовом редакторе MS Word.

62. Назовите функцию курсора.

63. Как найти информацию в сети Интернет?

64. Назовите антивирусные программы.

65. Что такое ярлык?

66. Что такое презентация? Какие программы используют для ее создания?

67. Как подчеркиваются ошибки в тексте?

68. Как вывести Справку (Help) на монитор компьютера?

69. Укажите тип файла Proba.txt.

70. Что удобнее сделать, чтобы легче было возвращаться к тем же самым Web-страницам со своего компьютера?

Развитие творческих способностей и мотивация учащихся на уроках математики

Стрекалова Ирина Владимировна, учитель математики

Разделы: Математика

Математика на протяжении всей истории человечества являлась составной частью человеческой культуры, ключом к познанию окружающего мира, основой научно-технического прогресса. Ни одна область человеческой деятельности не может обходиться без математики – как без конкретных математических знаний, так и интеллектуальных качеств, развивающихся в ходе овладения этим предметом.

«Основная задача обучения математике в школе – обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования», - говорится в объяснительной записке программы по математике. Но в последние годы много и часто говорят о недостаточной эффективности процесса обучения в школе.

При существующем обучении проблема развития ученика является одной из сложнейшей в психолого-педагогической практике. Решение этой проблемы зависит от того, на получение какого именно результата ориентируется учитель в своей работе. Педагогические задачи многофункциональны, но основное содержание педагогической деятельности – ученик, поэтому я считаю, что конечным результатом должна быть передача знаний ученику и формирование личности, готовой к творческой деятельности.

Я работаю над темой «Развитие творческих способностей и мотивация учащихся на уроках математики» и встречаю много трудностей в ее реализации.

Сегодня вопрос о развитии творческих способностей учащихся в теории и практике обучения стоит особенно актуально, так как исследования последнего времени выявили у школьников значительно больше, чем предполагалось ранее, возможности усваивать материал как в привычной, так и в нестандартной ситуации.

В современной психологии существует две точки зрения на творчество:

Всякое мышление является творческим (нетворческого мышления нет).

Наиболее распространенное определение творческого мышления основано на характеристике его по продукту.

Человеческое мышление, способность к творчеству – величайший дар природы. Среда воспитания либо подавляет генетически обусловленный дар, либо помогает ему раскрыться. Благоприятная окружающая среда и квалифицированное педагогическое руководство способны превратить «дар» в выдающийся талант. Задача учителя состоит не только в том, чтобы научить ребенка математике и другим предметам, а в том, чтобы развивать познавательные способности ребят средствами данного предмета.

Действительно, если спросить у школьников, какой предмет им нравится больше других, то вряд ли большинство из них назовут математику, хотя относятся к ней серьезно. Некоторые вопросы школьной математики кажутся недостаточно интересными, порой скучными, отсюда одной из причин плохого усвоения предмета является отсутствие интереса. Я думаю, что, повысив интерес к предмету, можно было бы значительно ускорить и улучшить его изучение.

«Сделать учебную работу насколько возможно интересной для ребенка и не превратить эту работу в забаву – одна из труднейших и важнейших задач дидактики», - писал К.Д.Ушинский.

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. Надо позаботиться о том, чтобы каждый ученик работал активно и увлеченно, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса. Это особенно важно в подростковом возрасте, когда еще формируется, а иногда и только определяется постоянный интерес и склонность к тому или иному предмету. Именно в этот период нужно стремиться раскрыть притягательные стороны математики.

Отсюда следует, что развитие учащихся зависит от той деятельности, которую они выполняют в процессе обучения – репродуктивной или продуктивной, т.е. творческой. Только тогда, когда учебная деятельность, направленная на овладение основами наук и на развитие личностных качеств, организована на высоком уровне, начинает ясно проявляться творческая сторона. Способности школьников различны, но их можно развивать в процессе творческой деятельности, а вместе с тем развивать личность школьника.

Для меня важно организовать процесс обучения так, чтобы овладение знаниями протекало в условиях развития познавательных способностей учащихся, формирования у них таких основных приемов умственной деятельности, как анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, сравнение.

Интерес к математике успешно развивается, если материал урока содержит в себе элемент новизны для учащихся. Дети, проявляющие большие способности, нуждаются в дополнительной учебной нагрузке. С этой целью я во всех классах, приступая к изучению новой темы, предлагаю задачи повышенной трудности. Учащиеся с большим интересом относятся к этим заданиям, стремятся их выполнить.

На своих уроках я стараюсь учить учащихся самостоятельно работать, высказывать и проверять собственные предложения, догадки; формировать умения делать обобщения изучаемых факторов, творчески применять знания в новых ситуациях.

Немаловажную роль отвожу я и дидактическим играм на уроках математики. В игровых формах обучения усматривается возможность эффективной организации взаимодействия педагога и учащихся, продуктивной формы их общения с присущими им элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса.

В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекаясь, дети не замечают, что учатся, познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях. Пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию, особенно те, кто в другое время просто бы не реагировали на урок. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по команде.

Дидактические игры очень хорошо уживаются с «серьезным» учением. Включенные в урок дидактические игры или игровые моменты делают процесс обучения интересным и занимательным, у детей создается рабочее настроение, которое помогает преодолевать трудности в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету.

Для создания игровых ситуаций на уроках математики использую исторические экскурсы, факты из жизни, занимательные задачи.

Игру я рассматриваю как незаменимый рычаг умственного развития ребенка.

Основу занимательности на моих уроках составляют задания, для решений которых нужна смекалка. Смекалка – это особый вид проявления творчества. Она вырабатывается в результате сравнений, обобщений, выводов и умозаключений.

На уроках я часто предлагаю детям яркие, красивые и хорошо оформленные ребусы. Они с удовольствием их разгадывают, увлекаются, а затем самостоятельно находят новые ребусы в книгах или придумывают их сами.

Особое внимание уделяю домашним творческим работам.

Например, в 5-7 классах на каникулы предлагаю написать сказку, басню или стихотворение на математическую тему. Учащиеся воспринимают такие задания с интересом. Каждый ученик попробует себя в роли сказочника. Все с нетерпением ждут момента, когда я буду читать эти творческие работы, и каждый ждет, что прочитают именно его сказку.

На уроках, если находится место для сказки, всегда царит хорошее настроение, а это залог продуктивной работы. Сказка обогащает урок юмором, фантазией, выдумкой, творчеством.

Часто устраиваю на уроках минутки поэзии «Математика в стихах»:

Пропорция

Кто с задачами постарается,

Тот не упустит решений.

А пропорцией называется

Равенство двух отношений.

Обыкновенная дробь

Каждый может за версту,

Видеть дробную черту.

Над чертой – числитель, знайте

Под чертой – знаменатель.

Дробь такую, непременно,

Надо звать обыкновенной.

В шестых классах я использую так называемые «красивые» задания на координатной плоскости. Они неизменно вызывают интерес у детей среднего возраста, прежде всего потому, что просты по форме и разнообразны по внешнему выражению, ведь на рисунках в координатах могут быть изображены не только отдельные объекты, но даже и целые сюжеты.

Такие задания пробуждают фантазию учеников, помогают им воочию увидеть красоту математики, непосредственно соприкоснуться с миром прекрасного прямо на уроке, в процессе выполнения учебно-познавательных заданий.

Хочется рассказать еще об одной моей находке в работе по воспитанию интереса учащихся к математике.

Я организовала кружок «Любителей математики» еще в пятом классе, который сейчас в девятом классе преобразовался в факультатив.

На занятиях факультатива мы рассматриваем сложные вопросы программного материала, а также выполняем задания, развивающие способности, кругозор учащихся. Особое внимание уделяется решению задач. Кроме того, мы знакомимся с биографиями ученых-математиков, с условиями их жизни. Ведь жизнь великого ученого - это пример целеустремленности в работе, самозабвенного труда на пользу человечества.

Так как все мои ученики в конечном итоге пишут рефераты или научно-исследовательские труды, этот этап работы обращен к написанию введения, экспериментирования, обдумывания, применения и проверки. Этот этап работы называется “метод проектов”. В моем случае “Проект” - исследовательская работа школьников под управлением учителя, может выполняться индивидуально или группами учащихся в течение заданного времени, и является итогом работы ученика, занимающегося на факультативе.

Исследовательские работы школьников защищаются на школьных конкурсах, районных, учащиеся достойно выступают со своими проектами, занимая призовые места.

Развивая интерес к математике такими приемами деятельности, я убеждаюсь в их эффективности. Наблюдается положительная динамика успеваемости и качества знаний учащихся. К тому же, выше перечисленные методы имеют здоровьесберегательную направленность: снимают усталость, напряженность умственного труда, повышают работоспособность учащихся на уроке. Мои ученики показывают хорошие знания не только в заданиях на уровне воспроизведения, а и на уровне их творческого применения в новой учебной ситуации, участвуют в школьных научно-практических конференциях, которые оцениваются по следующим параметрам:

Продуктивность или беглость мысли – способность к продуцированию максимально большого числа идей.

Гибкость мыслей – представляет собой способность переключаться с одной идеи на другую.

Оригинальность – один из основных показателей творчества. Это способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, общепринятых, банальных.

Законченность – способность совершенствовать, придавать завершенный вид своему творческому продукту.

Следует считать, что все дети от рождения талантливы, и целью всех взрослых, этих детей окружающих: педагогов, родителей – не погасить искру таланта. В своей работе я ощущаю поддержку родителей, которые постоянно интересуются успехами своих детей, стимулируют их интерес к предмету. Работа с сильными учениками влияет и на рост самого учителя. Это побуждает, меня заниматься самообразованием, и своими творческими находками я с удовольствием делюсь с коллегами, выступая на методическом объединении, методическом и педагогическом советах.

Много времени уделяю кабинету: мне он служит научно-методической лабораторией, где систематизирован дидактический и раздаточный материал, имеются богатая библиотека, авторские разработки, творческие работы учащихся, стенды – «К уроку», «Это нужно знать и уметь », «Наши работы».

Что же нужно сделать, чтобы талантливые дети вырастали в талантливых взрослых, т.е. могли реализовать себя, добиться признания и успеха? Изменить генетику мы не можем, что – дано, то – дано. Попытки изменить социальную среду – также к успеху не приводят. Значит, нам остается только возможность создания интеллектуальной среды в классе, в школе, в городе.

Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Для того чтобы они могли проявить свои дарования, нужно правильное руководство развитием творческих способностей на уроке и во внеурочное время.

«Стимулы математиков всех времен: любознательность и стремление к красоте», - писал Дьедоне Ж., и мы стараемся использовать их в своей работе.

Все это будет, если отношение учителя к детям и предмету, и отношение детей к предмету и учителю будут иметь характер позитивного творческого сотрудничества.

Таким образом, преподавание математики дает учителю уникальную возможность развивать ребенка на любой стадии формирования его интеллекта.

Впереди меня ждут новые поиски, новые заботы в обучении и воспитании подрастающего поколения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочное мероприятие "Музыкальный марафон знаний"

Данное мероприятие разработано для учащихся 7 классов....

Интеллектуальная игра по ИЗО "Марафон знаний"

Игра проводится в 4 тура: «Архитектурные стили»; «Мастера и шедевры»; «Стили    живописи», «Музеи мира» Играют   три команды (по 6–8 человек). Их может сформир...

Сценарий школьного праздника "Марафон знаний и творчества - 2013"

Праздник посвящен результатам внеурочной деятельности за прошедший год и перспективам на новый учебный год....

Марафон знаний для 5 класса

Марафон знаний для 5 класса...

Марафон знаний.ИЗО

Задания для контроля знаний по изобразительному искусству в начальной школе....

вопросы для марафона знаний между родителями и учащимися

На одном из родительских собраний мы решили провести марафон между родителями и учащимися.Предлагаем вопросы для марафона!...

Школьный праздник "Марафон знаний и творчества - 2014!"

Праздник проводится в рамках школы и посвящен подведению итогов внеурочной деятельности по разным предметам за предыдущий учебный год, а также планам на предстоящий учебный год. Праздник проводится в ...