Рабочие программы по физике 2015-2016
рабочая программа по физике (7 класс) на тему

Журавлева Евгения Андреевна

Рабочая  программа. Физика 7 класс по УМК Перышкина А.В. (2 часа)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_fizike_7_kl._2015-2016.docx72.38 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СОВХОЗНАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

(МКОУ «Совхозная СОШ»)

Рассмотрено

на заседании методического объединения учителей

естественно–математического цикла

Протокол № 1 от «28» августа 2015г.,

Руководитель: __________ Ерина О.М.

Согласовано

заместитель директора по УВР

________________ Журавлева Е.А.

 «31» августа 2015г

Утверждено:  

Директор школы:

___________ Цихотских Р.Т.

«31» августа 2015 г

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «Физика»

Класс 7

2015-2016 учебный год

Ф. И.О. учителя Журавлева Е.А..

2015 г.


1. Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа по физике для 7 класса составлена на основе «Примерной программы основного общего образования по физике. 7-9 классы.» под редакцией В. А. Орлова, О. Ф. Кабардина, В. А. Коровина и др. авторской программы «Физика. 7-9 классы» под редакцией Е. М. Гутник, А. В. Перышкина, Федерального компонента государственного стандарта общего образования (разработан в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 7) и Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации № 1756-р от 29 декабря 2001 г.; одобрен решением коллегии Минобразования России и Президиума Российской академии образования от 23 декабря 2003 г. № 21/12; утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089).

При реализации рабочей программы используется УМК Перышкина А. В, Гутник Е. М., входящий в Федеральный перечень учебников, утвержденный Министерством образования и науки РФ. Для изучения курса рекомендуется классно-урочная система с использованием различных технологий, форм, методов обучения.

Для организации коллективных и индивидуальных наблюдений физических явлений и процессов, измерения физических величин и установления законов, подтверждения теоретических выводов необходимы систематическая постановка демонстрационных опытов учителем, выполнение лабораторных работ учащимися.

Общая характеристика учебного предмета

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Цель: создание условий и формирование прочных ЗУН в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей у учащихся, проявляющих интерес и способности по предмету; создание условий для усвоения материала на более высоком уровне.

Задачи:

- обучение каждого ученика на уровне его возможностей и способностей;

- приспособление обучения к особенностям различных групп учащихся;

- развивать у учащихся чувство уверенности в своих способностях;

- воспитание самостоятельности как качества личности ученика.

Использование в образовательном процессе по предмету новых технологий: ИКТ (применяется на разных этапах урока при организации одного вида деятельности (работа с тестами на каком-либо этапе урока, либо презентация нового материала и т.д.)

Место учебного предмета «Физика» в учебном плане школы

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (далее – ФБУП), разработан в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования; одобрен решением коллегии Минобразования России и Президиума Российской академии образования от 23 декабря 2003 г. № 21/12; утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» от 9 марта 2004 г. № 1312.

Федеральный компонент базисного учебного плана предусматривает изучение физики в 7-9 классах основной школы по 2 часа в неделю (210 часов за 3 года).

В 7 классе, согласно учебному плану МКОУ «Совхозная СОШ» предмет «Физика» изучается 2 часа в неделю, 68 часов в год (34 учебных недели)

Межпредметные связи

  1. В современной системе наук четко наметился процесс взаимного проникновения и связи между науками. Это полностью объективный процесс, который обусловлен единством окружающего мира. Развиваясь, каждая наука не только углубляет свои знания о природе, но и расширяет границы своих исследований. Вследствие этого происходит взаимное проникновение наук и возникновения межевых, гибридных наук - биофизики, физической химии, физической географии и т.п.

Объективный процесс связи между науками находит отображение и в процессе обучения физике в школе. Этого требует не только принцип научности, но и те задания, которые ставятся перед школьным курсом физики. В частности, формирование диалектико-материалистического мировоззрения невозможно без установления и выявления связи с другими естественными учебными предметами.

Межпредметные связи - это дидактическая категория, которая отображается во взаимосвязанном и взаимообусловленном изучении учебных предметов в школе.

Межпредметные связи обеспечивают:

  • согласованное во времени изучение разных учебных дисциплин с целью их взаимной поддержки; - обоснованную последовательность в формировании понятий;
  • единство требований к знаниям, умениям и навыкам;
  • использование при изучении физики знаний, полученных при изучении других предметов;
  • ликвидацию неоправданного дублирования в содержании учебных предметов;
  • показ общности методов, которые применяются в разных дисциплинах (генерализация знаний);
  • раскрытие взаимосвязи природных явлений, показ единства мира;
  • подготовку учеников к овладению современными технологиями.

Классификация межпредметных связей

Хронологические (предыдущие, сопровождающие, перспективные) связи обеспечивают согласованное преподавание предметов во времени в соответствии с потребностями каждого учебного предмета.

Информационные (фактические, понятийные, теоретические) связи проявляются в единстве трактовки понятий, фактов положений, которые рассматриваются при изучении разных предметов.

Пути осуществление межпредметных связей:

  • использование знаний, полученных при изучении других дисциплин;
  • выполнение комплексных экспериментальных работ;
  • проведение комплексных экскурсий;
  • обобщающее повторение.

  1. Связь математики и физики проявляется в наибольшей мере.

Изучение физики в 7 классе, базируется на предыдущих связях с математикой. Учитель опирается на те знания, какие ученики получили при изучении математики в 6 классе, и на знания, какие они получают в 7 классе на уроках математики. Здесь нужно помнить, что ученики 7 класса уже знакомы с буквенными обозначениями, умеют записывать формулы, знакомы с отрицательными числами и координатной плоскостью. Они умеют выполнять действия над целыми и дробными числами, измерять величины, округлять числа, и находить среднее арифметическое, решать линейные уравнения. В течение года математическая подготовка учеников дополняется знаниями об уравнении с двумя неизвестными, они усваивают понятие функции и ее графическое представление.

В 8 классе ученики усваивают понятие степени с отрицательным показателем, построение графика трехчлена за точками, приближенные вычисления.

Для изучения физики в 9 классе ученики получают знания об уравнении второй степени и векторах и действиях над ними.

Указанного математического аппарата ученикам хватает для изучения физики до 11 класса, где при изучении электромагнитных колебаний они и используют знание о производной и интеграл, полученные на уроках математики.

На фоне перечисленных знаний и умений учеников стабильно проявляются некоторые недостатки. В частности, ученики имеют слабые навыки приближенных вычислений. При развязывании задач мешает привычка помечать неизвестную величину через х (икс).

Часто наблюдаются неоднозначные трактовки и употребления таких понятий: величина - значение,

значение - числовое значение, размер - значение величины и т.п.

При пользовании формулами, которые устанавливают математическую связь между физическими величинами, ученики не различают функциональные зависимости и способ вычисления. Если из формулы  выплывает, что сила пропорциональна заряду и напряженности электрического поля, то из родственной формулы  подобный вывод сделать нельзя. Ведь физически напряженность исследуемого поля никоим образом не зависит от значения пробного электрического заряда. Подобное можно сказать о таких зависимостях:

Достаточно сложно усваивают ученики действия над наименованиями.

  1. Объекты изучения физики и химии достаточно близкие. Но структуры курсов существенно отличаются. Поэтому связи имеют в основном понятийный характер. Хронологические связи очень затруднены.

Физика и химия изучают много общих понятий: атом, электрон, молекула, электролитическая диссоциация, масса, количество вещества. Нужно достичь общей, одинаковой трактовки этих величин и их применения.

  1. Соотношение между физикой и биологией можно трактовать как отношение общего и частичного. Знания из биологии могут лишь расширять знание о рамках действия физических законов и способствовать пониманию учениками единства природы. Этому же способствует рассмотрение вопросов, связанных с использованием методов физики в биологии.

Связь физики и биологии имеет три аспекта:

  • Физика в живых организмах. При изучении разных тем на уроках физики приводятся примеры, которые показывают роль физических процессов в протекании биологических процессов.
  • Бионика. Много принципов, реализованных в живых организмах широко используются в современных технических устройствах, основой которых является физика.
  • Экология. Физические законы имеют отношение к процессам, которые происходят в природе в связи с производственной деятельностью человека. И для ликвидации негативных влияний такой деятельности, для охраны природы нужно использовать знание законов физики.

  1. Физика как наука, развивалась в конкретных исторических общественных условиях, которые отображены в гуманитарных науках. Изучение физики с ссылкой на исторические обстоятельства улучшает восприятие учебного материала. Так, конкретнее звучит материал, связанный с исследованиями Дж.Бруно, Г.Галилея, И.Ньютона и т.п., если одновременно вспоминаются тогдашние общественно-политические условия, хронология, связь с другими событиями. Позитивные результаты дает также использование физических задач с историческим содержанием, исторических картин, фотографий и т.п. Значительно облегчает восприятие учебного материала использования художественных текстов из литературных произведений. Фактически тяжело найти хотя бы один учебный предмет, который бы не влиял на процесс изучения физики. Использование такого влияния, учет взаимной связи и активное включение его, в работу позволяет существенно улучшить учебный процесс из физики.

Характеристика особенностей программы:

Основные методы работы на уроке - объяснительно-иллюстративный, частично- поисковый, репродуктивный.

Формы организации деятельности учащихся – фронтальная, парная, индивидуальная

Практическая деятельность - лабораторные работы и опыты

Ведущая технология: уровневая дифференциация обучения (используется на всех этапах урока)


2. Учебно-тематический план по физике 7 класс.

п/п

Наименование темы

Всего часов

В том числе

Лабораторные работы

Контрольные работы

1

Физика и физические методы изучения природы

3

1

2

Первоначальные сведения о строении вещества

6

1

3

Взаимодействие тел

22

4

2

4

Давление твердых тел, жидкостей и газов

21

2

1

5

Работа и мощность. Энергия

11

2

1

6

Повторение

5

1

Всего

68

10

5


3. Содержание тем учебного предмета «физика» 7 класса.

Физика и физические методы изучения природы (3ч.)

Физика — наука о природе. Физические явления.

Физические свойства тел. Наблюдение и описание физических явлений. Физические величины. Измерения физических величин: длины, времени, температуры. Физические приборы. Международная система единиц. Точность и погрешность измерений. Физика и техника.

Первоначальные сведения о строении вещества (6ч.)

Строение вещества. Опыты, доказывающие атомное строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул.

Броуновское движение. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Взаимодействие частиц вещества. Агрегатные состояния вещества. Модели строения твердых тел, жидкостей и газов. Объяснение свойств газов, жидкостей и твердых тел на основе молекулярно-кинетических представлений.

Взаимодействия тел (22 ч)

Механическое движение. Траектория. Путь. Равномерное и неравномерное движение. Скорость. Графики зависимости пути и модуля скорости от времени движения.

Инерция. Инертность тел. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела. Плотность вещества. Сила. Сила тяжести. Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела. Сила тяжести на других планетах. Динамометр. Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая двух сил. Сила трения. Физическая природа небесных тел Солнечной системы.

Давление твердых тел, жидкостей и газов (21 ч)

Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления газа на основе молекулярно-кинетических представлений. Передача давления газами и жидкостями. Закон Паскаля. Сообщающиеся сосуды. Атмосферное давление. Методы измерения атмосферного давления. Барометр, манометр, поршневой жидкостный насос. Закон Архимеда. Условия плавания тел. Воздухоплавание.

Работа и мощность. Энергия (11 ч)

Механическая работа. Мощность. Простые механизмы. Момент силы. Условия равновесия рычага. «Золотое правило» механики. Виды равновесия. Коэффициент полезного действия (КПД). Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Превращение энергии.

Лабораторные работы:

Лабораторная работа № 1 «Определение цены деления измерительного прибора»

Лабораторная работа № 2 «Измерение размеров малых тел»

Лабораторная работа № 3 «Измерение массы вещества на рычажных весах»

Лабораторная работа № 4 «Измерение объема твердого тела»,

Лабораторная работа № 5 «Определение плотности вещества твердого тела»,

Лабораторная работа № 6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром»

Лабораторная работа № 7 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»

Лабораторная работа № 8 «Выяснение условий плавания тел в жидкости»,

Лабораторная работа № 9 «Выяснение условия равновесия рычага»

Лабораторная работа №10«Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости»

Контрольные работы:

Контрольная работа №1 «Механическое движение Плотность вещества»;

Контрольная работа №2 «Взаимодействие тел»

Контрольная работа №3 «Давление твердых тел, жидкостей и газов»

Контрольная работа №4 « Работа и мощность. Энергия»

Итоговая контрольная работа № 5


4. Календарно-тематическое планирование по физике 7 класс

ДАТА

Тема урока

Тип урока

Содержание урока

Домашнее задание

П/П

Урока

План

Факт.

1. Физика и физические методы изучения природы (3ч)

1

1

Вводный инструктаж №31. Что изучает физика. Наблюдения и опыты.

Урок изучения нового материала

Техника безопасности в кабинете физики. Понятие о содержании физической науки, физических явлениях, веществе и теле, материи, основных методах изучения природы.

§1-3

2

2

Физические величины. Измерение физических величин.

Комбинированный урок.

Понятие о физической величине. Единицы измерения. Международная система единиц. Измерительные приборы. Цена деления измерительного прибора.

§4,5. упр.1

3

3

Ин. №32 Лабораторная работа № 1 Определение цены деления измерительного прибора.

Лабораторная работа

Определение цены деления измерительного прибора.

§6, задание 1.

2. Первоначальные сведения о строении вещества (6ч)

4

1

Строение вещества. Молекулы.

Урок изучения нового материала

Значение о строении вещества. Доказательства строения вещества из частиц. Представления о размерах молекул.

§7,8

5

2

Диффузия в газах жидкостях и твердых телах.

Урок изучения нового материала

Движение молекул. Скорость движения молекул и температура тела. Явление диффузии.

§9, задание 2(1)

6

3

Ин. №32 Лабораторная работа № 2 Измерение размеров малых тел.

Лабораторная работа

Измерение размеров малых тел.

7

4

Взаимное притяжение и отталкивание молекул.

Комбинированный урок.

Доказательства существования притяжения и отталкивания между молекулами.

§10, упр.2 (1)

8

5

Три состояния вещества.

Комбинированный урок.

Некоторые механические свойства твердых тел, жидкостей и газов. Объяснение различий на основе МКТ.

§11, 12

9

6

Повторение темы. Первоначальные сведения о строении вещества.

Урок обобщения знаний

Основные положения МКТ и их опытное обоснование. Свойства вещества в трех состояниях и их объяснение с точки зрения МКТ.

повт. §7-10

3. Взаимодействие тел (22ч)

10

1

Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение.

Урок изучения нового материала

Относительность движения. Траектория, путь. Единицы пути. Равномерное и неравномерное движение.

§13,14, задание 4

11

2

Скорость. Единицы скорости.

Урок-практикум

Скорость тела при равномерном движении. Определение скорости. Средняя скорость при неравномерном движении.

§15, упр.4

12

3

Решение задач. Расчет пути и времени движения.

Комбинированный урок.

Вычисление пути и времени движения, используя таблицу 1, графическое решение задач.

§16, упр.5

13

4

Явление инерции. Решение задач.

Урок-практикум

Инерция. Проявление инерции в быту и технике Решение задач.

§17, составить 2 задачи

14

5

Взаимодействие тел.

Урок изучения нового материала

Изменение скорости тел при их взаимодействии.

§18

15

6

Масса тела. Единицы массы.

Урок-практикум

Масса тела. Единицы массы в СИ. Весы. Взвешивание.

§19, 20. Упр.6

16

7

Ин. №32 Лабораторная работа № 3. Измерение массы тела на рычажных весах.

Лабораторная работа

 Измерение массы тела на рычажных весах.

§19,20

17

8

Ин. №32 Лабораторная работа № 4 Измерение объема тела.

Лабораторная работа

Измерение объема тела.

18

9

Плотность вещества.

Комбинированный урок.

Понятие о плотности вещества, определение плотности, Единица плотности вещества в СИ.

§21, упр.7

19

10

Расчет массы и объема тела по его плотности.

Урок-практикум

Решение задач на нахождение массы тела по его плотности и объему и объема тела по его массе и плотности.

§22. составить 2 задачи

20

11

Ин. №32 Лабораторная работа № 5 Определение плотности вещества твердого тела.

Лабораторная работа

§21-22

21

12

Решение задач. Плотность вещества.

Урок-практикум

Решение задач (масса, объем, плотность)

§13-22, упр.8

22

13

Контрольная работа №1 Механическое движение. Плотность вещества.

Урок контроля знаний

 Механическое движение. Плотность вещества.

Анализ работы

23

14

Анализ контрольной работы. Сила. Явление тяготения. Сила тяжести.

Урок изучения нового материала

Сила – причина изменения скорости тела. Сила – физическая векторная величина. Наличие тяготения между всеми телами.

§23,24

24

15

Сила упругости. Закон Гука.

Комбинированный урок.

Возникновение силы упругости, деформация тела, виды деформаций, закон Гука.

§25

25

16

Вес тела.

Комбинированный урок.

Вес тела и сила тяжести.

§26

26

17

Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела.

Комбинированный урок.

Единицы измерения силы, формулы для вычисления веса и силы тяжести, точки приложения и направления силы тяжести и веса тела.

§27, упр.9

27

18

Ин. №32 Динамометр. Лабораторная работа №6. Градуирование пружины и измерение силы динамометром.

Лабораторная работа

Градуирование пружины и измерение силы динамометром.

§28, упр.10

28

19

Сложение двух сил, направленных по одной прямой.

Урок изучения нового материала

Сила – векторная величина. Равнодействующая сил. Сложение двух сил, направленных по одной прямой.

§29, упр.11

29

20

Сила трения. Трение скольжения. Трение покоя.

Комбинированный урок.

Сила трения. Измерение силы трения скольжения. Виды сил трения.

§30, 31

30

21

Трение в природе и технике. Решение задач. Повторение.

Урок обобщения знаний

Роль трения в природе и технике. Решение задач (графическое изображение сил, виды сил). Масса, плотность, объем, скорость, путь, время.

§32, повторить §23-31

31

22

Контрольная работа №2. Взаимодействие тел.

Урок контроля знаний

Анализ работы

4. Давление твердых тел, жидкостей и газов (21ч)

32

1

Давление. Единицы давления. Способы уменьшения и увеличения давления.

Урок изучения нового материала

Давление (формулировка, формула), единицы измерения давления в СИ. Задачи на вычисление давления с использованием реальных значений давлений, способы изменения давления на поверхность.

§33, 34 упр. 12

33

2

Давление газа.

Комбинированный урок.

Причины возникновения давления газа. Зависимость давления газа от объема и температуры.

§35, упр. 13

34

3

Закон Паскаля.

Урок изучения нового материала

Передача давления жидкостям и газам. Закон паскаля.

§36, упр. 14

35

4

Давление в жидкости и газе.

Комбинированный урок.

Наличие давления внутри жидкости, его возрастание с глубиной погружения. Одинаковость давления жидкости на одном и том же уровне по всем направлениям.

§37

36

5

Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда.

Комбинированный урок.

Формула расчета давления в жидкости.

§38, упр. 15

37

6

Решение задач.  Давление жидкости на дно и стенки сосуда.

Урок-практикум

Решение задач на расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда, на использование формулы давления в жидкости.

§37, 38

38

7

Сообщающиеся сосуды.

Урок изучения нового материала

Обоснование расположения поверхности однородной жидкости на одном уровне в сообщающихся сосудах. Устройство и действие шлюза, водопровода.

§39, задание 9

39

8

Вес воздуха. Атмосферное давление.

Комбинированный урок.

Явления, подтверждающие существование атмосферного давления.

§40, 41, упр.17, 18

40

9

Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли.

Комбинированный урок.

Опыт Торричелли. Вычисление атмосферного давления. Расчет силы, с которой атмосфера давит на поверхность тела.

§42, упр.19, задание 11

41

10

Барометр – анероид. Атмосферное давление на различных высотах.

Урок изучения нового материала

Барометр- анероид (устройство, использование), зависимость атмосферного давления от высоты.

§43,44, упр.20, 21

42

11

Решение задач. Давление твердых тел, жидкостей и газов.

Урок-практикум

Решение задач по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов», измерение атмосферного давления. Устройство, принцип действия и назначение манометра. гидравлического пресса.

упр. 19, 21 §33-34, 45- 47

43

12

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.

Урок изучения нового материала

Причины возникновения выталкивающей силы. Вывод формулы для вычисления архимедовой силы.

§48, упр. 22

44

13

Архимедова сила.

Комбинированный урок.

Решение задач на нахождение давления в жидкости и на определение архимедовой силы

§49, упр24

45

14

Ин. №32 Лабораторная работа № 7 Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело

Лабораторная работа

Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.

§49, упр. 24

46

15

Плавание тел.

Урок-практикум

Условия, при которых тело плавает, тонет, всплывает. Применение условия плавания тел.

§50, упр. 25

47

16

Ин. №32 Лабораторная работа № 8 Выяснение условий плавания тела в жидкости.

Лабораторная работа

Выяснение условий плавания тела в жидкости.

задача

48

17

Решение задач.  Архимедова сила. Условие плавания тел.

Урок-практикум

Решение задач на определение архимедовой силы и условие плавания тел.

49

18

Плавание судов. Воздухоплавание.

Урок изучения нового материала

Применение условия плавания тел. Водный транспорт. Подъемная сила. Воздушный шар.

§51, 52 упр. 26, 27

50

19

Решение задач. Давление. Закон Паскаля. Закон Архимеда.

Урок-практикум

Решение задач (давление, закон Паскаля, закон Архимеда).

51

20

Повторение темы «Давление твердых тел, жидкостей и газов».

Урок обобщения знаний

Повторение и обобщение темы. Решение задач (давление, закон Паскаля, закон Архимеда).

§33-52

52

21

Контрольная работа №3. Давление твердых тел, жидкостей и газов.

Урок контроля знаний

Давление твердых тел, жидкостей и газов.

Задание 16

5. Работа и мощность. Энергия (11ч)

53

1

Механическая работа.

Урок изучения нового материала

Механическая работа (определение, формула, единица измерения в СИ), решение задач.

§53, упр. 28

54

2

Мощность.

Комбинированный урок.

Мощность (определение, формула, единица измерения в СИ), решение задач.

§54, упр. 29

55

3

Простые механизмы. Рычаг.

Комбинированный урок.

Простые механизмы. Рычаг. Условие равновесия рычага.

§55,56, Л.736

56

4

Момент силы.

Комбинированный урок.

Момент силы. Плечо силы. Правило моментов (для двух сил). Единица измерения момента.

§57, упр. 30

57

5

Ин. №32 Лабораторная работа № 9. Выяснение условия равновесия рычага.

Лабораторная работа

Применение рычага. Выяснение условия равновесия рычага.

§58. Рычаги в технике и в быту(сообщ.)

58

6

Блоки. «Золотое правило» механики.

Комбинированный урок.

Неподвижный и подвижный блоки. Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило» механики.

§59,60, упр. 31

59

7

Ин. №32 Лабораторная работа № 10. Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.

Лабораторная работа

Понятие о полезной и полной работе. КПД механизма. Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.

§61, Л. 788

60

8

Решение задач.

Урок-практикум

Решение задач на определение КПД простых механизмов, «золотое правило» механики.

Л. 789, 792

61

9

Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия.

Урок изучения нового материала

Понятие об энергии. Потенциальная энергия тела. Зависимость потенциальной энергии поднятого тела от его массы и высоты подъема. Кинетическая энергия, ее зависимость от массы тела и его скорости.

§62, 63, упр. 32

62

10

Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения механической энергии.

Комбинированный урок.

Переход одного вида энергии в другой. Решение задач по теме «Работа. Мощность. Энергия».

§53-63

63

11

Контрольная работа №4 Работа и мощность. Энергия

Урок контроля знаний

Работа и мощность. Энергия

Анализ работы

6. Повторение (5 ч.)

64

1

Повторение. Первоначальные сведения о строении вещества. Взаимодействие тел.

Урок обобщения знаний

Основные формулы, определения. Решение задач «Первоначальные сведения о строении вещества», «Взаимодействие тел».

§1-32

65

2

Повторение. Давление твердых тел, жидкостей и газов. Работа и мощность. Энергия

Урок обобщения знаний

Основные формулы, определения. Решение задач «Давление твердых тел, «Работа и мощность». жидкостей и газов»

§33-63

66

3

Подготовка к итоговой контрольной работе

Урок обобщения знаний

Задание в тетради

67

4

Итоговая контрольная работа №5

Урок обобщения знаний

Самоанализ работы

68

5

Анализ итоговой контрольной работы

Урок обобщения знаний

Обобщающее повторение изученного материала. Анализ результатов контрольной работы. Работа над ошибками.

Работа над ошибками


5. Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса по физике

В результате изучения физики ученик должен

знать/понимать:

смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие;

смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура;

смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, механической энергии;

уметь:

описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию;

использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры;

представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления;

выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях;

решать задачи на применение изученных физических законов;

осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

для обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;

контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;

рационального применения простых механизмов;


6. Нормы оценок по физике

При оценке ответов учащихся учитываются следующие знания:

о физических явлениях:

  • признаки явления, по которым оно обнаруживается;
  • условия, при которых протекает явление;
  • связь данного явления с другими;
  • объяснение явления на основе научной теории;
  • примеры учета и использование его на практике;

о физических опытах:

  • цель, схема, условия, при которых осуществлялся опыт, ход и результаты опыта;

о физических понятиях и величинах:

  • явления или свойства, которые характеризуются данным понятием (величиной);
  • определение понятия (величины);
  • формулы, связывающие данную величину с другими;
  • единицы физической величины;
  • способы измерения величины;

о физических законах:

  • формулировка и математическое выражение закона;
  • опыты, подтверждающие его справедливость;
  • примеры учета и применения на практике;
  • условия применимости (для старших классов);

о физических теориях:

  • опытное обоснование теории;
  • основные понятия, положения, законы, принципы;
  • основные следствия;
  • практические применения;
  • границы применимости (для старших классов);

о приборах, механизмах, машинах:

  • назначение;
  • принцип действия и схема устройства;
  • применение и правила пользования приборами.

При оценке ответов учащихся учитываются следующие умения:

  • применять понятия, законы и теории для объяснения явлений природы и техники;
  • самостоятельно работать с учебником;
  • решать задачи на основе известных законов и формул;
  • пользоваться справочными таблицами физических величин;

При оценке лабораторных работ учитываются умения:

  • планирование проведения опыта;
  • собирать установку по схеме;
  • пользоваться измерительными приборами;
  • проводить наблюдения, снимать показания измерительных приборов, составлять таблицы зависимости величин и строить графики;
  • оценивать и вычислять погрешности измерений (в старших классах);
  • составлять краткий отчет и делать выводы по проделанной работе.

Оценка ответа обучающегося

Оценка “5” ставится в том случае, если учащийся:

  • обнаруживает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения
  • правильно выполнять чертежи, схемы и графики, сопутствующие ответу;
  • строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий
  • может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка “4” ставится, если ответ удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку “5”, но учащийся не использует собственный план ответа, новые примеры, не применяет знания в новой ситуации, не использует связи с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка “3” ставится, если большая часть ответа удовлетворяет требованиям к ответу на оценку “4”, но в ответе обнаруживаются отдельные пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; учащийся умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования формул.

Оценка “2” в том случае, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы.

В письменных контрольных работах учитывается также, какую часть работы выполнил ученик.

Оценка лабораторных работ

Оценка “5” ставится в том случае, если учащийся:

  • выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений
  • самостоятельно и рационально смонтировал необходимое оборудование, все опыты провел в условиях режима, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдал требования безопасности труда;
  • в отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления;
  • правильно выполнил анализ погрешностей.

Оценка “4” ставится в том случае, если были выполнены требования к оценке “5”, но учащийся допустил недочеты или негрубые ошибки.

Оценка “3” ставится, если результат выполненной части таков, что позволяет получить правильные выводы, но в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Оценка “2” ставится, если результаты не позволяют сделать правильных выводов, если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

Во всех случаях оценка снижается, если не соблюдал требования безопасности труда.

Оценка письменных контрольных работ

Оценка “5” ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.

Оценка “4” ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.

Оценка “3” ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех – пяти недочетов.

Оценка “2” ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.

Оценка за решение задач

Оценка “5” ставится за работу, в которой нет ошибок и допущен не более чем один недочет, (приведены полные объяснения хода решения и обоснования правомерности применяемых законов и соотношений, а также выполнена проверка ответа).

Оценка “4” ставится за работу, выполненную полностью, но содержащую:

- не более 1 негрубой ошибки и одного недочета;

- не более двух недочетов.

Такая же оценка выставляется за работу, в которой отсутствуют указанные недостатки, (но нечетко выполнены объяснение решения, обоснование применяемых законов и соотношений и проверка правильности ответа).

Оценка “3” ставится в том случае, когда выполнено не менее половины работы и при этом в ней обнаруживается:

 - не более двух грубых;

 - одна грубая, одна негрубая и один недочет;

 - не более трех негрубых;

 - одна негрубая и три недочета;

 - при отсутствии ошибок допущено 4-5 недочетов;

Оценка “2” ставится, когда выполнено менее половины работы или превышены нормы ошибок для оценки «3».

 За оригинальность и находчивость допускаются поощрительные баллы, но общая оценка при этом не может быть выше «5».

Оценка за ответы по теории

Оценка “5” за устный или письменный ответ по теории ставится в том случае, если отвечающий:

 - демонстрирует полное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, знание законов и теорий, подтверждает их собственными конкретными примерами, показывает типы задач по данной теме;

 - дает точные и лаконичные определения основных понятий, формулировки законов, содержание теории, методы измерений и единиц измерения физических величин;

 - ответ сопровождается чертежами, графиками, рисунками, выполняет их грамотно и аккуратно; правильно записывает формулы, пользуется принятой системой условных обозначений;

 - при ответе показывает самостоятельность и аргументированность суждений, умеет делать обобщения собственные выводы, в ответ включает самое главное, а не повторяет дословно тест из учебника, составляет логически стройный план ответа, связывает ответ с материалом смежных тем и предметов.

Оценка “4” ставится в том случае, когда ответ соответствует названным выше требованиям, но отвечающий

 - допустил в ответе одну негрубую ошибку или не более двух недочетов, но сумел исправить их самостоятельно;

 - слишком близко придерживался текста учебника, затрудняется с иллюстрацией ответа на примерах и задачах, допускает неточность в определении понятий и в формулировках законов;

Оценка “3” ставится в том случае, когда отвечающий правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но при ответе:

- допускает ошибки, свидетельствующие о пробелах в усвоении существенных вопросов курса физики, если это не препятствует пониманию и усвоению других тем и разделов;

- испытывает затруднения в примени конкретных физических явлений на основе теорий и законов или в подтверждении теорий примерами их практического применения;

- неполно отвечает на основные и дополнительные вопросы или механически воспроизводит текст учебника без его осмысления, не может выделить главное в вопросе и логически последовательно построить ответ;

- допускает одну - две грубые ошибки, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя, обнаруживает непонимание отдельных фрагментов учебного материала.

Оценка “2” ставится в том случае, когда отвечающий:

- не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в рамках спрашиваемого материала;

- Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач стандартного типа;

- при ответе на один из вопросов допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже с помощью учителя.


Перечень ошибок

Грубые ошибки

  1. Незнание определений основных законов, понятий, правил, основных положений теории, формул, общепринятых символов обозначения физических величин, единиц их измерения.
  2. Неумение выделять в ответе главное.
  3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений: неправильно сформулированные вопросы задачи или неверные объяснения хода ее решения; незнание приемов решения задач, аналогичные ранее решенным в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.
  4. Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы.
  5. Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов.
  6. Неумение определять показание измерительного прибора.
  7. Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.
  8. Нарушение требований правил безопасного выполнения труда при выполнении эксперимента.

Негрубые ошибки

  1. Неточности формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванные неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия; ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта и измерений.
  2. Ошибки в условных обозначениях принципиальных схемах; неточности чертежей, графиков, схем.
  3. Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.
  4. Нерациональный выбор хода решения.

Недочеты

  1. Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислений, преобразований и решений задач.
  2. Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.
  3. Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.
  4. Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
  5. Орфографические и пунктуационные ошибки.


7. Перечень учебно-методического обеспечения

УМК обучающегося:

Перышкин, А. В. Физика. 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А. В. Перышкин. — 12-е изд., доработ. — М. : Дрофа, 2008. — 192 с. : ил. Настоящая книга является дополненным вариантом учебника А. В. Перышкина «Физика. 7 кл.». В нем сохранены структура и методология изложения материала. В соответствии с требованиями государственного стандарта общего образования внесены изменения в отдельные параграфы учебника. Достоинством книги являются ясность, краткость и доступность изложения.

УМК учителя:

1. Сборник задач по физике. 7-9 класс / Составитель В.И Лукашик, М.: Просвещение

2. Примерная программа основного общего образования: «физика» 7 – 9 классы (базовый уровень)

3. Марон, А. Е. Физика. 7 класс : учебно-методическое пособие / А. Е. Марон, Е. А. Марон. — 6-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2008. — 123, [5] с. : ил.

Данное пособие включает тренировочные задания, тесты для самоконтроля, самостоятельные работы, контрольные работы и примеры решения типовых задач. Всего в предлагаемом комплекте дидактических материалов содержится более 1000 задач и заданий по следующим темам: «Первоначальные сведения о строении вещества», «Взаимодействие тел», «Давление твердых тел, жидкостей и газов» и «Работа и мощность. Энергия».

Пособие адресовано учителям и учащимся общеобразовательных школ и может использоваться при работе с различными учебниками, в которых рассматриваются соответствующие темы.

4. Шевцов В. А. Дидактический материал по физике (разрезные карточки для индивидуальной работы). 7 класс. - Волгоград: Учитель, 2004.

Дидактический материал для учащихся, представленный в пособии, охватывает весь курс физики 7 класса и включает в себя как теоретические, так и расчетные задания по темам уроков. Дидактические задания автором распределены по карточкам, которые можно разрезать и раздать на уроке.

Пособие предназначено учителям-предметникам, работающим в 7 классах общеобразовательной школы по учебнику Перышкина А. В., Родиной Н. А. «Физика».

5. Волков В.А., Полянский С.Е. Поурочные разработки по физике: 7 класс. Изд. 2-е испр. и доп. ВАКО, 2005. – 303 с. - (В помощь школьному учителю).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по биологии 2015-2016 учебный год

РАБОЧАЯ    ПРОГРАММА по биологииуровень образования, класс:основное общее образование 6-9 классучитель: Алексеева Татьяна Петровнаколичество часов: всего 272  прогр...

Рабочая программа по математике 2015 - 2016 учебный год

Данная программа рассчитана на 5 часов в неделю по  учебнику  Виленкин Н.Я. (ФГОС)...

Рабочая программа по географии 2015 - 2016 уч.год

Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по всем профессиям....

Рабочая программа внеурочной деятельности 2015-2016 уч.года по английскому языку в 5 классе

Рабочая программа внеурочной деятельности по английскому языку в 5 классе "Разговорный английский"...

Рабочая программа по технологии 2015-2016 уч.г. 5 класс ФГОС

Содержание программы, тематичское планирование....

Рабочая программа по технологии 2015 - 2016 уч.г. 6-8 классы

Содержание программы, тематическое планирование....

Рабочая программа по Информатике (2015/2016). Специальность 15.02.08 Технология машиностроения

по специальности: 15.02.08 «Технология машиностроения»  укрупненная группа специальности 15.00.00 «Машиностроение»....