Конспект урока физики "Рычаг. Решение экспериментальных задач"
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему

Урок физики для обучающихся 7 класса направлен на осмысление и усвоение понятий рычага и момента силы в процессе выполнения экспериментальных заданий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок физики 7 класс24.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательно учреждение гимназия № 3

Конспект урока

«Рычаг.

Решение экспериментальных задач»

Физика, 7 класс

Учитель: Сосновская М.Р.

г. Грязи, 2015 г.

Цели урока: 

осмысление и усвоение понятий рычага, момента силы;

 экспериментальное доказательство 1 и 2 условий равновесия тел;

формирование практических умений и навыков, совершенствование знаний

на базе эксперимента;

развитие умений самостоятельно работать с оборудованием, анализировать и делать

выводы;

развитие коммуникативных умений.

Оборудование: рычаг, набор грузов, линейка, динамометр, компьютер, проектор, экран.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Задачи

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Планируемая деятельность учащихся

Время

(в мин.)

1

Организационный момент.

Учитель приветствует ребят.

1 мин.

2

Подведение к теме урока

Формулировка темы урока

Инсценировка разговора Архимеда с Царем Гиероном о рычаге

3 мин

3

Взаимопроверка

Создание условий для формирования умения решать задачи

Учитель наблюдает за взаимоопросом

Работают в парах, отвечая на вопросы для повторения.

10 мин

4

Визуальное повторение

Повторение ранее изученного материала

Демонстрирует видеоролик «Простые механизмы»

Смотрят ролик, читая текст пояснений

2,5 мин

5

Практический

Решение экспериментальных задач

Учитель формулирует задачи

Предлагают способы решения задач, оформляют, решают, делают выводы.

25 мин.

6

Самопроверка

Оценить работу по предложенной шкале.

Проверяет получение оценки визуально

Оценивают свою работу на уроке

1,5 мин

7

Подведение итогов.

Домашнее задание

Предоставить возможность каждому учащемуся проверить при выполнении дом. работы степень усвоения материала, отработать приёмы решения задач.

Подводит итоги, комментирует дом. задание:

§58, вопросы после параграфа, упр. 30

Записывают домашнее задание в дневники.

2 мин

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Подведение к теме урока.

Трое учащихся демонстрируют сценку в стихах, на экране проецируется изображение триеры.

Однажды по берегу моря вдвоём
Гулял Архимед с сиракузским царём
Они о науках беседу вели
А люди на берег тянули вдали
Торговый корабль, выбиваясь из сил
И тут
Архимед Гиерона спросил:
- Ты помнишь мой винт для подъёма воды?
В Египте рабам он облегчил труды.. .
А знаешь, как людям помог бы рычаг
В труде непосильном? К примеру,
один бы сумел на песчаный причал
втащить я ...вот эту триеру... .
Стоит
Гиерон, потирая висок:
- Ты втащишь триеру?
Один? !
На песок? !

Архимед:
- Триеру на берег втащу я один!
Триеру с гребцами и грузом!
Ты через месяц сюда приходи -
я удивлю Сиракузы.
В назначенный срок собирается люд
на пристани, солнцем согретой.
Глядят на машину,
но чуда не ждут:
-не втащит!
-да слыхано ль дело? !
Гиерон:
- Я вижу верёвки и много колёс,
Я поражаюсь размеру.
Но даже Геракл, ухватившись за трос,
и он не втащил бы триеру!
И тут Архимед повернул колесо... .
Триера послушно ползёт на песок!
На палубе с ног повалились купцы-
на берег заехать не шутка!
По воздуху вёслами машут гребцы,
как будто лишились рассудка!
Гиерон:
-Сколько же силы в твоих плечах? !
Архимед:
- Царь! Мою силу умножил рычаг!! !
(Мудрец Архимед оглянулся кругом:
вот-небо, вот - море, вот - горы... )
-Я Землю бы мог повернуть рычагом -
лишь дайте мне точку опоры!

Учитель: Сегодня мы продолжим разговор о простых механизмах. И попытаемся представить себя на месте Архимеда, который за свою жизнь решил не одну практическую задачу.  Сегодня мы свами будем решать экспериментальные задачи. Открываем тетради и записываем тему сегодняшнего урока: «Рычаг. Решение экспериментальных задач».

  1. Повторение пройденного материала.

Для того, чтобы все у нас получилось, необходимо немного освежить нашу память. В этом нам помогут ответы на вопросы, которые вы получили в качестве домашнего задания (обучающиеся попарно проводят взаимопроверку:

1.Что такое механизмы?

2.Перечислите, какие простые механизмы вы знаете?

3. Каким механизмом пользовался Архимед при подъёме корабля?

4. Что представляет собой рычаг?

5. Какая физическая величина называется плечом силы? В каких единицах она измеряется? Какой буквой обозначается?

6. Сформулируйте и запишите правило равновесия рычага.

7. Что такое выигрыш в силе? Каким образом его можно определить?

8. Какая физическая величина называется моментом силы? Какой буквой она обозначается? В каких единицах измеряется?

9.Как вычисляется момент силы?

10. Сформулируйте и запишите правило моментов сил.

  1. Просмотр видеоролика «Простые механизмы».
  2. Решение экспериментальных задач.

Задача 1. Имеются ножницы разных видов, кусачки , масштабная линейка. Определить средний выигрыш в силе при пользовании данным инструментом. Точку приложения силы взять там, где удобно держать инструмент. Вычисления оформить как расчетную задачу.

Задача 2. Слева на расстоянии 20 см от оси вращения рычага подвесьте 3 груза. Рассчитайте, какую силу надо приложить справа от оси на расстоянии 15 см. Правильность ответа проверьте с помощью динамометра.

Задача 3. С левой стороны рычага подвесьте один груз, на некотором расстоянии от него еще два груза, уравновесьте рычаг с помощью трех грузов, подвешенных справа от оси рычага. Проверьте, выполняется ли правило моментов сил для данного случая.

  1. Самооценка. Учащиеся оценивают свою работу на уроке.
  2. Домашнее задание: 58, Упр 30.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока информатики "Решение расчетных задач с помощью электронных таблиц"

Данный материал содержит подробный план-конспект урока по теме "Решение раччетных задач с помощью электронных таблиц" и презентацию к уроку.Цель урока: Формирование умений и навыков создания, редактир...

Урок – практикум «Решение экспериментальных задач по органической и неорганической химии» 11 класс ,профильный уровень, УМК "Химия" О.С.Габриелян

В результате изучения химии на профильном уровне ученик должен выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ; получению конкретных веществ, относящи...

Конспект урока «Проценты. Решение практических задач».

Решение задач по теме "Проценты" с использованием  примеров повседневного применения процентных  вычислений в  повседневной жизни....