Конспект урока «Проценты. Решение практических задач».
план-конспект урока по математике (9 класс) на тему

Нестерова Татьяна Николаевна

Решение задач по теме "Проценты" с использованием  примеров повседневного применения процентных  вычислений в  повседневной жизни. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат № 95»

Конспект урока на тему

«Проценты. Решение практических задач»

9 класс, школа 8 вида

Учитель: Нестерова Татьяна Николаевна,

Iквалификационная категория

Цели:

Общеучебные:

- сообщить историю появления процентов, провести примеры повседневного использования процентных  вычислений в  настоящее  время;  

- научить  решать  основные  задачи  на  проценты: нахождение одного и нескольких процентов от числа и величины, нахождение числа по одному проценту.

Коррекционные:

- формировать культуру диалога и сотрудничества, умение работать в группах;

- развивать познавательный  интерес к  предмету путем применения информационных  технологий;

- способствовать развитию математической речи.

Воспитательные:

- содействовать  воспитанию   чувства коллективизма, умения работать в  группах.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Метод обучения: лекция, письменные упражнения, задачи экономического содержания, тестирование, кластер.

Формы контроля: проверка  самостоятельно  решенных  заданий.

Оборудование: мультимедийный проектор (презентация  на  тему «Проценты»), кластер.

Ход урока

  1. Сообщение темы и целей урока
  2. Проверка домашнего задания
  3. Актуализация ранее полученных знаний.

Историческая справка

Слово учителя:

Проценты - одно из математических понятий, которые часто встречаются в повседневной жизни. Так, мы часто читаем или слышим, что, например, в выборах приняли участие 52,5% избирателей, рейтинг победителя хит-парада равен 75%, промышленное производство сократилось на 11,3% ,уровень инфляции составляет 8%в год, банк начисляет 12% годовых, молоко содержит 3,2% жира и т.д.

Слово процент происходит от латинского слова procent, что буквально  означает «за сотню» или «со ста». Процентами очень  удобно  пользоваться  на практике, так  как  они  выражают части чисел в  одних и  тех  же  сотых  долях.  Это  дает возможность  упрощать расчеты и  легко сравнивать части между  собой и с целыми. Идея  выражения  частей целого постоянно в  одних  и  тех  же   долях   вызванная  практическими  соображениями,  родилась еще  в  древности у  вавилонян.

Итак, один процент – это один на сотню или из сотни таких же.

Один процент (1%) – это сотая доля числа

Комментарийобучающегося:

Один процент можно найти не только от числа, но и от величины, длины, массы, стоимости, площади, объема и др.

В процентах обычно выражают:

- долю налога от какой-либо суммы денег;

- какую часть от вложенной суммы денег выплачивает банк за год или за другой срок;

- какую часть взятого в банке кредита нужно выплатить за пользование этим кредитом;

- различные статистические показатели, о которых можно прочитать или услышать в средствах массовой информации.

Закрепление понятия «Процент»

Задание 1.

Замените дроби процентами:

0,09=                1=                3,4=

0,38=                7=                9,46=

- Какое действие нужно выполнить, чтобы заменить дробь процентами?

Ответ: надо десятичную дробь умножить на 100.

Задание 2.

Запишите проценты в виде десятичной дроби:

2%=                        49%=                        9,3%=

9%=                        71%=                        14,7%=

? Какое действие нужно выполнить, чтобы заменить число процентов десятичной дробью?

Ответ: число процентов надо разделить на 100.

Задание 3 (по группам).

Для 1 группы:

Найти 1 % от следующих чисел: 700 кг, 45 дм, 319,6

Для 2 группы:

Найти 8 % от 1630 кг, 23% от 642,7 м

Обобщение:

- Как найти 1 % от числа (величины)?

Ответ: найти сотую часть числа, т.е. разделить число на 100.

- Как найти несколько процентов от числа (величины)?

Ответ: надо это число разделить на 110 и полученный результат умножить на число процентов.

  1. Этап закрепления изученного материала. Решение практических задач.

Применяем математику.

Задача 1. Из зарплаты каждого человека ежемесячно отчисляется 26 % в пенсионный фонд работодателем и вычитается подоходный налог в размере 13 %.  

- Какую сумму зарплаты от начисленной суммы в размере 9 200 руб. получит «на руки» рабочий после вычета подоходного налога?

- Какую сумму отчислений в пенсионный фонд делает работодатель?

Комментарийобучающегося: Из заработной платы каждого работающего вычитается часть денег на уплату подоходного налога в размере 13%. Эта сумма денег перечисляется в местный бюджет города и расходуется на содержание детских садов, школ, больниц, благоустройство города, озеленение территорий, скверов, парков, уборку улиц, установку уличных фонарей, мусорных контейнеров.

С заработной платы работника работодатель делает отчисления в пенсионный фонд. Когда люди достигают пенсионного возраста и перестают работать, они освобождаются от уплаты налогов и получают пенсию. Для того, чтобы были деньги на выплату пенсий все работодатели делают отчисления из зарплаты в пенсионный фонд. Доля зарплаты, отчисляемая в пенсионный фонд, также выражается в процентах. Сейчас это 26 %, но законодательство меняется, и с 2011 года составит 34 %.

Анализ задачи:

Задача 2.

В канун новогодних праздников большие магазины проводят праздничные распродажи. Цены снижены на 10%. Совершите покупку в нашем магазине и вычислите сумму сэкономленных денег.

Оформляется «витрина магазина», выставляются игрушки, одежда и другие товары.

Праздничная распродажа

Цены снижены на 10 %

Объявление        

                

К товару прикрепляются ценники, нужно внести изменения в ценники.

Назначается директор магазина, который приглашает нескольких бухгалтеров и просит пересчитать цены (на доске и в тетрадях выполняются нужные вычисления)

Выбирается покупатель, который выбирает несколько товаров и вычисляет сумму сэкономленных денег.

Решение и ответ задачи:

Отделы

Наименование товара

Цена товара до распродажи

Цена товара со скидкой 10%

Сэкономленная сумма денег

Отдел бытовой техники

Чайник

1 700 руб.

1 530 руб.

170 руб.

Сковорода

900 руб.

810 руб.

90 руб.

Кастрюля

1 200 руб.

1 080 руб.

120 руб.

Отдел мужской одежды

Джинсы

1 400 руб.

1 260 руб.

140 руб.

Рубашка

180 руб.

162 руб.

18 руб.

Костюм

2 500 руб.

2 250 руб.

250 руб.

Отдел игрушек

Игрушка Слон

800 руб.

720 руб.

80 руб.

Игрушка Обезьяна

160 руб.

144 руб.

16 руб.

Игрушка Машина

300 руб.

270 руб.

30 руб.

Итого:

-

9 140 руб.

8 226 руб.

914 руб.

Задача 3* (индивидуальная работа)

Рассчитать ожидаемую стоимость услуг за электроэнергию, газ и коммунальные услуги с 1 января 2011 г., используя данные оплаты платежей своей квартиры.

Комментарий воспитанника:  Правительство РФ одобрило новый график повышения тарифов на услуги электроэнергии, газа, коммунальные платежи.

С 1 января 2011 г. ожидается рост тарифов по сравнению с предыдущем годом:

Электроэнергии – на 18%:

Газ – на 40%;

Коммунальные услуги (вода, отопление, капитальный ремонт жилья) – 17%.

  1. Контроль знаний.

Выполнить тест № 1 (первый и второй уровень)

  1. Продолжи фразу. Чтобы заменить дробь процентами нужно….
  2. 13% это …..

- 1/3         

- 0,013

-0,13

-1,3

  1. 0,209 – это:

- 2,09%

- 20,9%

- 209%

- 0,209%

  1. Банк выплачивает 9% годовых по вкладам. Какая сумма будет на вашем счете через год, если вы положили 12 000 руб. и не будете снимать деньги со счета.

-1080 руб.

- 13 080 руб.

- 10 920 руб.

Выполнить тест № 2 (третий уровень)

  1. Продолжи фразу. Один процент от числа – это…
  2. 9% это …..

- 0,9

-0,009

-0,09

-0,0009

  1. 0,26 – это:

- 2,6%

- 26%

- 260%

  1. Найти 8% от 630 руб.

- 504 руб.

- 50,4 руб.

- 5,4 руб.

Таблица ответов:

№ п/п

1 вопрос

2 вопрос

3 вопрос

4 вопрос

Тест № 1

Нужно умножить дробь на 100

0,13

209%

13080 руб.

Тест № 2

Это сотая доля числа

0,09

26%

50,4 руб.

  1. Этап обобщения и систематизации знаний. Кластер по теме «Проценты».

  1. Этап рефлексии

Технология «Комплимент»

Комплимент – похвала, Комплемент деловым качествам, Комплемент в чувствах и т.д.

  1. Подведение итогов. Выставление оценок.
  2. Домашнее задание

Стр. 93 № 484 (2-ая строчка), выполнить порядок действий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

План-конспект урока информатики "Решение расчетных задач с помощью электронных таблиц"

Данный материал содержит подробный план-конспект урока по теме "Решение раччетных задач с помощью электронных таблиц" и презентацию к уроку.Цель урока: Формирование умений и навыков создания, редактир...

Урок информатики "Решение практических задач с помощью электронных таблиц"

Цель урока:обучающая – закрепить на практике полученные знания по использованию формул и функций в электронных таблицах, развивать интерес к решению задач;развивающая –- выбирать программное обеспечен...

урок по теме "Решение практических задач на проценты"

Представлены тенологическая карта и презентации урока проведенного в 5 классе по теме "Решение практических задач по теме проценты"...

Презентация на тему "Решение практических задач с процентами".

Презентация на тему "Решение практических задач с процентами". Урок-обощение знаний....