Методические рекомендации для проведения Открытого заседания «КЛУБА ВЕСЕЛЫХ ИНФОРМАТИКОВ, МАТЕМАТИКОВ и ФИЗИКОВ»
методическая разработка по физике (11 класс) на тему

Андриянова Людмила Александровна

Данная методическая разработка предназначена для преподавателей дисциплин «Математика», «Физика», «Информатика» а так же для тех, кто причастен к организации внеклассной воспитательной работы со студентами

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskie_rekomendatsii_kvm_i_f_4.doc100.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное автономное профессиональное образовательное

учреждение Саратовской области

 «Саратовский политехнический колледж»

Методические рекомендации для проведения

Открытого заседания

«КЛУБА ВЕСЕЛЫХ ИНФОРМАТИКОВ,
МАТЕМАТИКОВ и ФИЗИКОВ»

Саратов

2015

                                                                                                         

                                                                   

Данная методическая разработка предназначена для преподавателей дисциплин «Математика», «Физика», «Информатика» а так же для тех, кто причастен к организации внеклассной воспитательной работы со студентами

Составитель –  Андриянова Л.А.,  преподаватель ГАПОУ

Саратовской области «Саратовский политехнический колледж»

                                       

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Преемственность в области содержания, методов и форм организации занятий по математике и физике должна определяться целями обучения, всестороннего развития и воспитания учащихся.  Взаимосвязанное построение уроков и факультативных занятий не должно противоречить общим дидактическим принципам. Главным критерием эффективности взаимосвязанного построения урока, внеклассных и факультативных занятий по математике и физике должна быть результативность неразрывно связанных друг с другом процессов обучения, развития и воспитания.

Цели и задачи внеклассного мероприятия:

•  Развитие творческих способностей студентов и их познавательной деятельности.

•  Развитие логического мышления, внимания.

•  Расширение кругозора обучающихся.

•  Воспитание интереса к математике, физике, информатике, формирование навыков общения, умения работать в коллективе.


СОДЕРЖАНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА        

СОДЕРЖАНИЕ        

ВВЕДЕНИЕ        

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ        

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ        


ВВЕДЕНИЕ

Внеклассная работа является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы и имеет свои особенности. В то время, как аудиторные занятия строятся по программам, которые обязательны для каждого преподавателя, внеклассные занятия учитывают запросы отдельной группы учащихся и индивидуальные наклонности каждого студента в отдельности. Эти занятия организуются на строго добровольных началах, проводятся в произвольной форме и позволяют участнику проявлять свой интерес к определенным видам занятий или труда, предусмотренным планом внеклассной работы.

Преподаватель не должен ограничивать рамки своей работы только обучением учащихся в группе. Чтобы быть хорошим преподавателем и воспитателем учащихся, необходимо не только давать им определенную сумму знаний, но и прививать общественно-трудовые навыки и будить творческую активную мысль.

Для того чтобы интересно провести такое мероприятие, надо в первую очередь создать его репертуар и подготовить сценарий. До сих пор сохраняется дефицит методических пособий и практических рекомендаций по подготовке и проведению таких вечеров с определенной тематикой.

                                                                                                                                             

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

(Звучит веселая музыка В. Шаинского “Мы начинаем КВН…”

На сцену выходят ведущие)

1 ведущий. Добрый день, дорогие друзья!

2 ведущий. Мы рады приветствовать вас на игре КВН!

1 ведущий. А что означает КВН ? К – куда, В – ведут, Н – ноги?
2 ведущий. КВН – это К – кто, В – всех, Н – находчивей.

1 ведущий. А…ну теперь понятно. Мы начинаем КВН - для кого, для чего?

2 ведущий. Для кого же мы сегодня начинаем КВН? Ну, конечно же, для вас, студенты!

1 ведущий. А для чего мы начинаем KBН?  Для того, чтобы никто из вас не задавал такой знакомый всем вопрос: «А зачем мне математика? А зачем мне физика? Мне они в жизни не пригодятся!»

2 ведущий. А ведь слово математика пришло к нам из древнего языка, где «мантейн» означает учиться и приобретать знания; «фюзис» - в переводе «природа».

1 ведущий. И если есть упражнения для развития тела, то математика и физика призваны развивать логическое мышление, внимание, мозг, не говоря уже о приобретённых знаниях. Недаром их называют «гимнастикой ума».

2 ведущий. А информатика, наука об общих свойствах и структуре научной информации, закономерностях ее создания, преобразования, накопления, передачи и использования.

наука об общих свойствах и структуре научной информации, закономерностях ее создания, преобразования, накопления, передачи и использования.

1 ведущий. Мы надеемся, что вы сегодня убедитесь, что  иматематика, и физика,и информатика –  это не «сухие» науки и что заниматься ими также увлекательно, как и играть в КВН.

Сегодня на нашем КВНе,
Все физиками и математиками станут.
Серьезные вопросы
Здесь будут задавать.

2 ведущий.

Кто знает – тот ответит,
Кто догадался – скажет,
Задачи не из легких
Придется всем решать.

1 ведущий.

Пусть победят всезнайки,
Пытливые ребята,
Кто учится серьезно,
Стремится много знать.

1 ведущий. Итак, команды на сцену!

(под музыку  команды выходят   на сцену).

Представляю вам команды

Команда № 1– «Матрица» и капитан команды – Ф.И. студента.

Команда №2 - «Эврика»  и капитан команды – Ф.И. студента.

2 ведущий. Представляем вам наших многоуважаемых членов жюри:

1 ведущий.  Заведующая отделением- Ф.И. О.

2 ведущий. Методист- Ф.И.О.

1 ведущий.

Жюри должно быть справедливым,
Очки не зря командам присудить.
И будет тот в бою счастливым,                                                                                                                                  Кто сможет честно победить.

2 ведущий.Ну а теперь, пора поближе познакомиться с командами.

1 ведущий. Мы объявляем первый конкурс. «Приветствие».

Приветствие команды  “Матрица”

Приветствие команды “Эврика! ”

2 ведущий. Мы просим наше уважаемое жюри оценить старания наших конкурсантов.

(объявляются оценки)

1 ведущий. Для любого начинания требуется разминка. Разминка — гимнастика ума, так что займемся тренировкой.

Преподаватель: Командам будут задаваться вопросы, а они по возможности отвечать. Когда команда будет готова  к ответу,  капитан должен поднять руку. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

Разминка. (слайды)

Преподаватель: Пожалуйста, посмотрите на экран и дайте ответы на вопросы.

(Команды отвечают по желанию на вопросы преподавателя, кто быстрее поднимет руку, вопрос переходит по кругу, затем  даётся правильный ответ).

2 ведущий. Предоставляем слово  нашему жюри для подведения итога конкурса «Разминка».

(объявляются оценки)

1 ведущий.

Математика, ты нам даёшь 
Для победы трудностей закалку, 
Учится с тобой молодёжь 
Развивать и волю и смекалку . 

2 ведущий.

И за то, что в творческом труде 
Выручаешь в трудные моменты, 
Мы сегодня искренне тебе 
Посылаем гром аплодисментов.

1 ведущий.Итак, следующий    наш     конкурс    называется     «Математикус».    Слово предоставляется преподавателю.

«Математикус».    

(Студентам раздаются листы для решения)

Преподаватель: Я буду задавать вопросы всем командам сразу, отвечает  та команда, которая быстрее поднимет руку.

1: Все знают, что два в квадрате это четыре, три в квадрате  - девять. А чему равен угол в квадрате?

2: Полторы трети километра это сколько''

3:Однозначное число со степенью равно другому числу, состоящему из одних и тех же цифр. Определите эти числа.

ХУ = УХ

4: А теперь ответ на вопрос даст каждая команда и запишет его на листке.

Итак, умеете ли вы считать? Если да, то внимательно послушайте меня, а затем я задам вопрос.

Одинокий физик, почесав темя,

Измеряет длину, массу и время.

Парочка физиков мечтает вдвоём  

Измерять температуру, плотность, объем.    

Трое физиков, построившись в ряд,

Меряют энергию, скорость, заряд.

Четыре физика в хорошем настроении

Измеряют давление, а в плохом – ускорение.

Пять физиков выбегают на площадь,

Измеряют импульс, частоту, силу и площадь

Шесть физиков приходят к седьмому на именины,

Измеряют какие-нибудь другие физические величины.

Итак, вопрос:   сколько   физических   величин   названо   в   данном стихотворении?

(Собрать листы, передать в жюри.  Преподаватель называет верный результат )

2 ведущий.  Просим  жюри  подвести   итог 3 тура.

(объявляются оценки)

1 ведущий.  Физика! Какая ёмкость слова!

                        Физика для нас не просто звук!

                        Физика опора и основа

                    Всех без исключения наук!

2 ведущий.  Ну, а мы, как вы уже поняли,  переходим к конкурсу «Знатоки   физики». Слово - преподавателю.

Преподаватель: Принцип участия в конкурсе такой же, как у предыдущего. Знаем ответ – поднимаем руку.

«Знатоки   физики»

Преподаватель: Какое физическое тело не имеет ни формы, ни объёма?

Преподаватель: Что мешает студенту, пойманному директором на месте курения, распасться на отдельные молекулы и врассыпную исчезнуть из вида?

Преподаватель: Что теплее три рубахи или одна тройной толщины?

Преподаватель: Джинн, то вылезая из бутылки, то влезая обратно, всё время меняет свою форму и объём. В каком состоянии находится Джинн?

Преподаватель: В каких студентах быстрее движутся молекулы: в здоровых или простуженных?

Преподаватель: В стакан с сахаром и в стакан без сахара налили горячий чай.  В каком стакане чай холоднее?

Преподаватель: Чем объясняется увеличение длины проволоки при её нагревании?  

Преподаватель: Однажды физики хотели поручить одному Джоулю кое-какую работу. «Да за кого вы меня принимаете?!» - закричал он. Что ответили физики?

Преподаватель: В ветреный день нам становится теплее, если мы прячемся от ветра. А одинаковы ли показания термометра на ветру и «за углом»?

Преподаватель: Почему человек, надевший на спину тяжёлый рюкзак, наклоняется немного вперёд?

Преподаватель: Почему нагретые тела быстрее охлаждаются в воде быстрее, чем на воздухе?

Преподаватель: Почему обувь смазанная жиром не промокает?

Преподаватель: Как называется свойство твердого тела восстанавливать форму и объём после прекращения действия силы?

Преподаватель: Почему мяч, вынесенный из комнаты на улицу зимой, становится слабо надутым?

Преподаватель: Почему горящий керосин нельзя тушить водой?

1 ведущий.  Слово предоставляется жюри для подведения итогов.

(объявляются оценки)

Информатика — серьёзная наука.
Без неё сегодня — никуда.
"Windows" — непростая штука,
Чтоб знать — немало надобно труда.

2 ведущий.  А мы объявляем следующий конкурс - «Информационный». Слово предоставляется преподавателю.

 Преподаватель: Первый этап – «Решение задач». Кто первый их команд найдет ответ, капитан поднимает руку.

 Решение задач:

1. (32)10 = (?)2  

2. (1100)2 = (?)10  

3. (10101) 2   + (11)2  

4. 2 килобайта- сколько  содержат байт?  

5. 50 байт- сколько содержат бит?  

6. В группе  учатся (1011)девочек и (1010) мальчиков. Сколько всего учащихся в группе?  

(команды отвечают на вопросы)

1 ведущий.  Ну, а пока команды решают задачи, мы попросим наше уважаемое жюри оценить плакаты, которые группы подготовили специально к этому дню.

(плакаты передаются жюри для оценивания)

2 ведущий.  Итак,  мы предоставляем слово жюри для оглашения плаката – победителя.

(Жюри называет плакат-победитель)

1 ведущий.  Аплодисменты победителю, а мы приглашаем  команды с  решениями задач.

(Собираются листы с решениями и передаются в жюри)

Преподаватель: Мы переходим ко второму этапу – «Передача информации». Сейчас наши команды будут выступать в роли источника и приёмника информации. А передавать информацию они будут невербальным способом, т. е. с помощью мимики и жестов. 

На карточках записано слово (имя существительное), имеющее отношение к предмету «Информатика», одному участнику из команды придется объяснить остальным это слово  за 1минуту.

Слова на карточках:

«ВИРУС»

«ПРОГРАММА»

«МОДЕЛЬ»

«КЛАВИАТУРА»

«ПАМЯТЬ»

«ПЕРЕЗАГРУЗКА»

«СМАЙЛИК»

«ИНТЕРНЕТ»

1 ведущий.  Просим жюри подвести итоги этого конкурса.

(объявляются оценки)

1 ведущий.  Ну, а у нас впереди следующий конкурс.

(звучит музыка)

И как, вы уже поняли - это «Конкурс капитанов»

2 ведущий.  Приглашаем на сцену капитана команды «Матрица» – имя студента.

1 ведущий.  И капитана команды «Эврика» -имя студента.

Преподаватель: Ну, что ж конкурс капитанов начинается также с разминки, вопросы задаются  сразу, и сразу же дается ответ. Сколько за минуту будет дано ответов, столько баллов присуждается капитану команды. Если вы не знаете ответ на вопрос, говорим «Дальше».

      Вопросы 1 капитану.

  1. Геометрическое тело, на которое похожа земля.
  2. Учёный, установивший закон всемирного тяготения. 
  3. Программа для просмотра гипертекстовых документов .
  4. Наука, которая занимается обработкой компьютерных данных?
  5. Сторона, лежащая против прямого угла. 
  6. Наименьший промежуток времени, через который повторяется движение тела? 
  7. Чему равен один байт в битах .
  8. Отрезок,   соединяющий   центр   окружности   с   любой   её   точкой.
  9. Изобретатель радио.
  10.  Какая физическая величина измеряется в ваттах.
  11.  Выделенная часть памяти, используемая для временного хранения данных. 
  12. То, что  невозможно выразить физической  величиной и что,  по утверждению  Достоевского, спасёт мир.
  13. Где на Земле самые длинные сутки?
  14. Выйдя из воды, собака встряхивается. Какое явление помогает ей в этом случае освободить шерсть от воды?
  15. Подготовка диска для записи информации.
  16. Четырёхугольник, у которого все стороны равны. 
  17. Кто в полёте машет чаще крыльями: шмель или комар?
  18. Сколько грибов можно вырастить из 5 семечек. 
  19. О каком явлении говорит пословица: “Как аукнется, так и откликнется”?
  20. Специальная программа для управления внешними устройствами компьютера.
  21. Может ли дождь идти 2 дня подряд.
  22. Ему принадлежит историческая фраза: «Поехали…». 
  23. Название множителя одна сотая.

    Вопросы 2 капитану.

  1. Периметр квадрата.
  2. Прибор для измерения сопротивления.
  3. Минимальный интервал времени, различаемый процессором. 
  4. Ускорение свободного падения. 
  5. Процесс перехода вещества из твёрдого состояния в жидкое.
  6. Контейнер для файлов. 
  7. Гусь на двух ногах весит 2 кг. Сколько он будет весить, стоя на одной ноге?
  8. Луч, делящий угол пополам.
  9. Что больше: 1 байт или 8 бит. 
  10.  Какое явление мешает остановиться машине мгновенно.
  11.  Самая простая смазка, всегда имеющаяся под рукой.
  12.  Ромб с прямыми углами.
  13.  Мяч ударился о стену и отскочил. Что действует с большей силой: стена на мяч или мяч на стену?
  14.  Последовательность действий, записанная на специальном языке и предназначенная для выполнения компьютером.
  15.  Прямая, имеющая одну точку с окружностью.
  16.  «Часы жизни».
  17.  Путь или перемещение мы оплачиваем при поездке в такси? 
  18.  Устройство для обмена информацией с другими компьютерами через телефонную сеть. 
  19.  График квадратичной функции.
  20.  Какое колесо автомобиля не вращается при спуске с горы?
  21.  Самая яркая звезда в созвездии Большой Медведицы  - Полярная звезда. Верно ли это?
  22.  В    какой   стране   была   построена   первая   атомная электростанция? 
  23.  Кому принадлежат слова «Математик должен быть поэтом в душе?»

Преподаватель: Разминка закончилась, переходим к следующему конкурсу. Итак, Вирус оставил свой след: перемешал все буквы в словах. Ваша задача расставить буквы по местам за 1 минуту.

1.        КРАСЕН                  

2.       ТОРИНОМ                

3.       РОССЕЦОРП          

4.       ТАКСИЕД                

5.       КАМЫШ                

6.       ПЕРРИНТ                

7.       РОКУРС                    

Преподаватель: Заключительный конкурс капитанов  творческий.

Творческое задание: На дне тарелки, наполненной водой, лежит монетка. Сумеете ли вы достать её, не замочив рук? Тарелку нельзя наклонять. 

Творческое задание: Как определить диаметр футбольного мяча обычной деревянной линейкой?

2 ведущий.  Просим жюри  подвести итоги, а команды готовятся к домашнему заданию.

1 ведущий. Наше уважаемое  жюри готово объявить результаты конкурса капитанов.Мы предоставляем им слово.

(объявляются оценки)

2 ведущий.  Итак,  мы возвращаемся к командам. Они готовы показать нам заключительный конкурс «Домашнее задание».  

(Сценки. Команды выступают по очереди.)

1 ведущий.Благодарим ребят за выступление, а теперь слово предоставляется жюри.

(объявляются оценки конкурса «Домашнее задание»)

Наше веселое состязание подходит к концу, пора подводить итоги. Мы приглашаем команды на сцену.

(под музыку команды выходят на сцену)

2 ведущий. А сейчас, слово предоставляется жюри для подведения итогов и награждения победителя.

(объявляются итоговые оценки и награждение команды-победителя)

Преподаватель: Я хочу поблагодарить всех участников и гостей за активное участие. Кто победил – не важно.  А важно то, что мы с вами умеем жить полной жизнью, радоваться и огорчаться, увлекаться и удивляться, шутить, быть справедливыми, упорными и правдивыми.

1 ведущий.  

Всем спасибо за вниманье.
За задор и звонкий смех,
За огонь соревнованья,
Обеспечивший успех.
2 ведущий.

Вот настал момент прощанья,
Будет краткой наша речь —
Говорим мы:

Все вместе: «До свиданья!»
«До счастливых новых встреч!»


                                       ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результативность учебно-воспитательного процесса зависит главным образом от “массовости” занятий, то преемственность и взаимосвязь занятий должны рассматриваться в такой последовательности: аудиторные занятия – внеклассные занятия – факультативные занятия. Самая массовая форма обучения – аудиторные занятия – главное звено этой цепи. Факультативные занятия (в отличие от отдельных внеклассных мероприятий – таких, как, например, математические вечера) не могут охватить всех учащихся. Поэтому внеклассные занятия по степени массовости занимают второе место. Следует отметить, что каждое последующее звено работы должно рассматриваться с учетом завершения задач, возложенных на предыдущее звено (на предыдущие звенья – для факультативных занятий).

                                                   

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Ашутова, Т.В., Коннова, Н.В. КВН «Веселая информатика» (VII – VIII классы) [Текст] / Т.В. Ашутова, Н.В.Коннова // Информатика в школе: Приложение к журналу «Информатика и образование». – 2003. - №5. – с. 52-54
  2. Байков, В.Д., Сафронов, И.К. Уроки Интернета для школьников [Текст] / В.Д. Байков, И.К. Сафронов. – СПб.: БХВ-Петербург, 2003. – 160 с.: ил.
  3. Веткина, М.Н. Игра «Путешествие в страну информатика» (V класс) [Текст] / М.Н. Веткина // Информатика в школе: Приложение к журналу «Информатика и образование». – 2003. - №5. – с. 64-67
  4. Головина, Т.Ю. Игра «Что? Где? Когда?» (X-XI классы) [Текст] / Т.Ю. Головина // Информатика в школе: Приложение к журналу «Информатика и образование». – 2003. - №5. – с. 97-102
  5. Дик, Н.Ф. Классные часы в лицее и колледже [Текст] / Н.Ф. Дик. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2005. – 288 с. (Сердце отдаю детям)
  6. Златопольский, Д.М. Интеллектуальные игры в информатике [Текст] / Д.М. Златопольский. – СПб.: БХВ-Петербург, 2004. – 400 с.: ил.
  7. Зубрилин, А.А. Занимательные задачи на уроках информатики [Текст] / А.А. Зубрилин // Информатика в школе: Приложение к журналу «Информатика и образование». – 2004. - №5. – с. 3-94
  8. Короповская, В.П., Круподерова, Е.П. КВН «Юный программист» (X- XI классы) [Текст] / В.П. Короповская, Е.П. Круподерова // Информатика в школе: Приложение к журналу «Информатика и образование». – 2003. - №5. – с. 58-63
  9. Ланцова, Е.А. Дидактическая игра по теме «Системы счисления» (VII класс) [Текст] / Е.А. Ланцова // Информатика в школе: Приложение к журналу «Информатика и образование». – 2003. - №5. – с. 76-78
  10. Молодцов, В.А., Рыжикова Н.Б. Современные открытые уроки информатики. 8-11 классы [Текст] / В.А. Молодцов, Н.Б. Рыжикова. – Издание 2-е, дополненное и переработанное – Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 2003. – 352 с.
  11. Позднова, Е.А., Ромадина, О.Г. Тесты по информатике [Текст] / Е.А. Позднова, О.Г. Ромадина // Информатика и образование. – 2007. - №10. – с. 60-72 

12. СолдатоваТ.Б., ГусеваЕ.А., Сгибнева Е.П. С 60 Сценарии тематических вечеров и    предметной недели физики. - Ростов н/Д:Феникс,2010.

13..Горев Л.А  Занимательные опыты по физике Пособие для учителей.-М, "Просвещение",  2000.

 14. Перельман. Я.И.  «Занимательная физика».

 15. Щербакова Ю.В. Занимательная физика на уроках и внеклассных мероприятиях, ООО “Глобус”, 2010

 16. Григорий Остер Задачник по физике-М: ООО "Издательство Астрель". 2000.

  17. Горлова Л.А.  Нетрадиционные уроки, внеурочные мероприятия -Москва "Вако"2006

  18. Сайты интернет ресурса по физике, математике и информатике.

        

                                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Заседание клуба веселых математиков

Внеклассное мероприятие для учащихся 5 - 11 классов...

Методические рекомендации для учителей физики «Исследовательская и проектная деятельность учащихся по физике»

Физика является одним из ведущих среди других предметов, где можно использовать элементы исследования. Чтобы включить познавательную деятельность учащихся и направить ее на решение возникшей проблемы ...

Методические рекомендации к самостоятельным работам по учебной дисциплине ОУД.14 Физика

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ по учебной дисциплине ОУД.14 Физика общеобразовательного цикла программы подготовки специалистов среднего звена по специальн...

Методическая разработка заседания Клуба разговорного английского языка для учителей. «Импровизация»

Методическая разработка  содержит рекомендации для  проведения  встречи в Клубе разговорного английского языка  для учителей. В основу разработки положены принципы  импр...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для студентов по организации самостоятельной работы по дисциплине "Физика"

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ  для студентов по организации самостоятельной работы по дисциплине "Физика"...

Методические рекомендации по осуществлению проектной и исследовательской деятельности учащихся по физике.

В "Методических рекомендациях" представлен поэтапный план осуществления самостоятельной экспериментальной и исследовательской внеурочной деятельности учащихся. Обозначены цель, задачи, содер...