Рабочая программа по физике 7 класс
рабочая программа по физике (7 класс) на тему

Каширина Татьяна Николаевна

Рабочая программа по физике в 7 классе  в соответствии с ФГОС 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rpfiz7.docx338.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа Ровенского муниципального  района  Саратовской области»

РАССМОТРЕНО

Руководитель МО  учителей естественно-математического цикла

__________/Кривцова Н.В. /

Протокол № ____ от

« ___» ________20 __ г.

СОГЛАСОВАНО              

Заместитель директора

          по    УР    МБОУ СОШ

п. Владимирский

__________ / Сатаева Р.З./

« ___» __________ 20 __ г.

        УТВЕРЖДЕНО

Директор  МБОУ СОШ

п. Владимирский

___________ /Савенко И.А./

Приказ № __ от

 «   __»      __________ 20  __ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА   ПЕДАГОГА

Кашириной Татьяны Николаевны, первая квалификационная категория

Ф.И.О., категория

                                           по      физике,  7  класс          

предмет, класс

ФГОС

        

2015-2016 учебный год

  1. Пояснительная записка.

Рабочая программа по физике для  7 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом: «Физика» 7-9 классы (базовый уровень) и  Примерных программ по учебным предметам. Физика. 7 – 9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с. – (Стандарты второго поколения), на основе авторских программ (авторов А.В.Перышкина, Е.М. Гутник) с учетом требований Государственного образовательного стандарта второго поколения.

           В рабочей программе  учтены основные положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения физики, общеобразовательных учреждений.

Программа по физике для основной школы включает следующие разделы: пояснительную записку с требованиями к результатам обучения; содержание курса с перечнем разделов с указанием числа часов, отводимого на их изучение; тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности школьников; рекомендации по оснащению учебного процесса.

Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы.

Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

• освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

• овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;

• воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

• применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

     Эти цели достигаются благодаря решению следующих задач:

•        знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования физических явлений;

•        овладение учащимися общенаучными понятиями: явление природы, эмпирически установленный факт, гипотеза, теоретический вывод, экспериментальная проверка следствий из гипотезы;

•        формирование у учащихся умений наблюдать физические явления, выполнять физические опыты, лабораторные работы и осуществлять простейшие экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, оценивать погрешность проводимых измерений;

•        приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных явлениях, о физических величинах, характеризующих эти явления.

•        понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации;

•        овладение учащимися умениями использовать дополнительные источники информации, в частности, всемирной сети Интернет.

Рабочая программа  конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта,  дает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор демонстрационных опытов, лабораторных работ, календарно-тематическое планирование

  1. Общая характеристика учебного предмета

       Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».

Курс физики в примерной программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.

Основная форма организации образовательного процесса – классно-урочная система.  Особенно важное значение в преподавании физики имеет школьный физический эксперимент, в который входят демонстрационный эксперимент и самостоятельные лабораторные работы учащихся. Эти методы соответствуют особенностям физической науки.

Программа предусматривает проведение следующих типов уроков: 

I. Урок изучения нового материала  

II. Урок совершенствования знаний, умений и навыков  

III. Урок обобщения и систематизации знаний        

IV. Урок контроля

V. Комбинированный урок   

             

Ведущие методы обучения предмету:    

- информационный;

- исследовательский (организация исследовательских лабораторных работ, самостоятельных работ и т.д.);

- проблемный (постановка проблемных вопросов и создание проблемных ситуаций на уроке);

- использование ИКТ;

- методы развития способностей к самообучению и самообразованию.

       На уроках используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, обучение с применением опорных схем, ИКТ. Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование   Интернет-ресурсов коллекции ЦОР.

      Система оценки достижений учащихся

         На уроках физики оцениваются  прежде всего:

- предметную компетентность (способность решать проблемы средствами предмета);

- ключевые компетентности (коммуникативные, учебно-познавательные);

- общеучебные и интеллектуальные умения (умения работать с различными источниками информации, текстами, таблицами, схемами, Интернет - страницами и т.д.);

- умение работать в парах (в коллективе, в группе), а также самостоятельно.

     Формы и средства контроля

Основные виды проверки знаний – текущая и итоговая.

Текущая проверка проводится систематически из урока в урок, а итоговая – по завершении темы (раздела),   курса 7 класса.

Основными методами проверки знаний и умений учащихся в 7 классе являются устный опрос, письменные и лабораторные работы.  

Письменная проверка осуществляется в виде физических диктантов, тестов, контрольных, лабораторных  и самостоятельных работ.  

                                                                                 

  1. Описание места учебного предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «Физика»  на ступени основного общего образования   в 7 классе (2 часа в неделю).

 Данная рабочая программа рассчитана на 102 учебных часа (из расчета 3 часа в неделю). 1 час добавлен из части, формируемой участниками образовательных отношений  (с целого увеличения учебных часов, отводимых на изучение предмета обязательной части).

   5 . Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

        Ценностные ориентиры содержания курса физики определяются спецификой физики как науки.          

 Основу познавательных ценностей составляют научные знания, научные методы познания, а ценностные ориентиры, формируемые у учащихся в процессе изучения физики, проявляются

в признании ценности научного знания, его практической значимости, достоверности; в ценности физических методов исследования живой и неживой природы;  в понимании сложности и противоречивости самого процесса познания как извечного стремления к истине.                                          В качестве объектов ценностей труда и быта выступают творческая созидательная деятельность, здоровый образ жизни, а ценностные ориентиры содержания курса физики могут рассматриваться как формирование  уважительного отношения к созидательной, творческой деятельности; понимания необходимости эффективного и безопасного использования различных технических устройств;  потребности в безусловном выполнении правил безопасного использования веществ в повседневной жизни; сознательного выбора будущей профессии.                                                         Курс физики обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения, грамотная речь, а ценностные ориентации направлены на воспитание у учащихся правильного использования физической терминологии и символики; потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии; способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою точку зрения

  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета  «Физика» в 7 классе

Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:

  • сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  • убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
  • самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
  • готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
  • мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
  • формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:

  • овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
  • понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
  • формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
  • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
  • развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
  • освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
  • формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Общими предметными результатами обучения физике в основной школе являются:

  • знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
  • умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;
  • умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;
  • умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
  • формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;
  • развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;
  • коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.

  1. Содержание тем учебного предмета

№ п/п

Cодержание

 Кол-во     часов

Контр работ/ тестов

Лабораторных

работ

1

Введение

5

1

2

Первоначальные сведения о веществе

8

0/1

1

3

Взаимодействие тел

30

2/1

5

4

Давление твердых тел, жидкостей и газов

30

2/1

2

5

Работа и мощность

25

1/0

3

6

Повторение

4

Итого

102

5/3

12

1. Введение. Физика и физические методы изучения природы. (5 ч)

Что изучает физика. Физические явления. Наблюдение, опыты, измерения. Погрешности измерений. Физика и техника.

Демонстрации.

Примеры механических, тепловых, электрических, магнитных и световых явлений. Физические приборы.

Лабораторные работы и опыты.

1. Измерение физических величин с учетом абсолютной погрешности. Измерение длины. Измерение температуры.

2. Первоначальные сведения о строении вещества. (8 ч)

Молекулы. Диффузия. Движение молекул. Броуновское движение. Притяжение и отталкивание молекул. Различные состояния вещества и их  объяснение  на основе молекулярно-кинетических представлений.

Демонстрации.

Диффузия в газах и жидкостях. Сохранение объема жидкости при изменении формы сосуда. Сцепление свинцовых цилиндров.

Лабораторная работа. 2. Измерение размеров малых тел.

3. Взаимодействие тел. (30 ч)

Механическое движение. Равномерное движение. Скорость. Инерция. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела с помощью  весов. Плотность вещества.

Явление тяготения. Сила тяжести. Сила, возникающая при деформации. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой. Центр тяжести. Виды равновесия.

Упругая деформация. Закон Гука.

 Динамометр. Графическое изображение силы.  Правило сложения сил, действующих по одной прямой.

 Трения. Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя. Подшипники.      Демонстрации.

Равномерное прямолинейное движение. Относительность движения. Явление инерции. Взаимодействие тел. Сложение сил. Сила трения.

Лабораторные работы.

3. Измерение массы тела на рычажных весах.

4. Измерение объема твердого тела.

5. Измерение плотности твердого тела.

6. Измерение жесткости пружины.

 7.Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления

 8.Определение центра тяжести

4. Давление твердых тел, газов, жидкостей. (30 ч)

Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления на основе молекулярно-кинетических представлений. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды. Шлюзы. Гидравлический пресс. Гидравлический тормоз.

 Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Изменение атмосферного давления с высотой. Манометр. Насос.

Архимедова сила. Условие плавания тел. Водный транспорт. Воздухоплавание.

Демонстрации. Зависимость давления твердого тела на опору от действующей

  силы и площади опоры. Обнаружение атмосферного давления. Измерение атмосферного давления барометром-анероидом. Закон Паскаля. Гидравлический пресс. Закон Архимеда.

Лабораторные работы.

9.Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.                

10.Выяснение условий плавания тела в жидкости.

5. Работа и мощность. Энергия. (25  ч)

Работа силы, действующей по направлению движения тела. Мощность. Простые механизмы. Условия равновесия рычага. Момент силы. Равновесие тела с закрепленной осью вращения. Виды равновесия тел.

«Золотое правило» механики. Коэффициент полезного действия механизма.

Потенциальная энергия тел, сжатой пружины. Кинетическая энергия движущегося тела. Превращение одного вида механической энергии в другой. Энергия рек и ветра Демонстрации. Простые механизмы.

Лабораторные работы.

11. Выяснение условия равновесия рычага.

12. Измерение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.

Итоговое повторение   ( 2 ч) 

  1.  Календарно-тематическое планирование, физика, 7 класс   ФГОС

п/п

Тема урока

Тип

урока

Виды деятельности

Контроль,

ИКТ

                                   Планируемые результаты

Дата

план

Дата

 факт

Предметные

Личностные

Метапредметные:  познавательные, регулятивные, коммуникативные

Введение (5 часов)

1/1

Первичный инструктаж по ТБ.

Что изучает физика. Наблюдения и опыты.

             Изучение нового материала            

Беседа. Работа с текстом. Устное и письменное высказывание

През

Овладение научной терминологией наблюдать и описывать физические явления

Осознание важности изучения физики, проведение наблюдения,

формирование познавательных интересов

Формирование учебно-познавательного интереса к новому материалу.

Перерабатывать полученную информацию

Определять  и формулировать цель деятельности   с помощью учителя.

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Слушать и понимать речь других

2/2

Физические величины. Погрешность измерений.

   Изучение нового

материала

Определение цены деления мензурки и других приборов, составление таблицы  

Формирование научного типа мышления

Убежденность в возможности познания природы

Формирование умений работы с физическими величинами,

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

3/3

Перевод единиц измерения

Закрепле

ние

Решение примеров на перевод единиц измерения, работа с таблицей

Формирование научного типа мышления

Самостоятель-ность  в приобретении новых знаний и практических умений

Формирование умений работы с физическими величинами,

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

4/4

Лабораторная работа

№ 1

«Определение цены деления измерительного прибора».

                 Закреп-

ление

Выполнение работы с приборами, формулирование вывода

Л

Овладение практическими умениями определять цену деления прибора

оценивать границы погрешностей результатов

Осуществлять взаимный контроль, устанавливать разные точки зрения, принимать решения, работать в группе

развитие внимательности аккуратности

Целеполагание, планирование пути достижения цели,

формирование умений работы с физическими приборами, формулировать выводы по данной л.р.

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

  5/5

Физика и техника.

                                                          Повторе-

ние      

Работа с текстом. Устное и письменное высказывание

През.

Формирование убеждения в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей,

коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования

Оценивать ответы одноклассников, осуществлять расширенный поиск информации,

формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений

 Аргументировать свою точку зрения.

Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.

Первоначальные сведения о строении вещества (8 часов)

6/1

Строение вещества. Молекулы.

                Изучение нового   материала

 Беседа.

Наблюдение  и анализ  резуль

татов опытов, рассказ по иллюстрациям

Участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.

Устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение

Понимание различий между исходными фактами и гипо-

тезами для их объяснения.

 Развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли.

7/2

Лабораторная работа№ 2

«Измерение размеров малых тел»

                                      Закреп-

ление

Выполнение работы,

заполнение таблицы, формулировка вывода

Л

Овладение умением пользования методом рядов при измерении размеров малых тел

самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

Соблюдать технику безопасности, ставить проблему, выдвигать гипотезу,  самостоятельно проводить измерения, делать умозаключения

развитие внимательности собранности и аккуратности

Самостоятельно контролировать свое время, адекватно оценивать правильность своих действий, вносить коррективы.

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

8/3

Броуновское движение

Изучение нового

Работа с текстом. Устное и письменное высказывание

През.

Формирование научного типа мышления.

Участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы.

Устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение

Понимание различий между исходными фактами и гипо-

тезами для их объяснения.

 Развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли.

9/4

Диффузия  в газах, жидкостях и твердых телах

       Комби-нирован

ный

Беседа.

Анализ фактов, рассказ по рисунку

Выдвигать постулаты о причинах движения молекул, описывать поведение молекул в конкретной ситуации

Объяснять явления, процессы происходящие в твердых телах, жидкостях и газах

убедиться в возможности познания природы

Развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

10/5

Взаимное притяжение и отталкивание молекул

Комби-нирован

ный

Работа с текстом. Устное и письменное высказывание

Овладение знаниями о взаимодействии молекул

установление указанных фактов, объяснение конкретных ситуаций

Наблюдать, выдвигать гипотезы, делать умозаключения

самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

Анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

11/6-12/7

Агрегатные состояния вещества. Различия в строении веществ.

Изучение нового  материала

Заполнение и работа с таблицей, работа с текстом

През.

Создание модели строения твердых тел, жидкостей, газов

Описывать строение конкретных тел

Анализировать свойства тел,

Слушать и понимать речь других. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

13/8

Повторение по теме «Сведения о веществах»

Обобще-ние и повторе

ние

Ответы на вопросы, выполнение теста

През.

Участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.

Мотивация образовательной деятельности

Освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем; Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.

   Взаимодействие тел (30  час)                      

14/1

Механическое движение.

             Изучение нового материала

Беседа. Форму

лировка  определения движения, анализ примеров , ответы на вопросы

Формирование представлений о механическом движении тел и его относительности

Овладение средствами описания  движения, провести классификацию движений по траектории и пути,

формировать умения выполнять рисунки

Приобретение опыта анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

15/2

Равномерное движение. Скорость. Единицы скорости.

                                   Комбинирован

ный

Работа с текс-том. Устное и письменное высказывание.

Решение примеров

През.

Представить результаты измерения в виде таблиц, графиков

самостоятель

ность в приобретении новых знаний и практических умений;

обеспечение безопасности своей жизни

Соблюдение техники безопасности, ставить проблему, выдвигать гипотезу,  самостоятельно проводить измерения, делать умозаключения;

развитие внимательности собранности и аккуратности

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

планировать исследовательские действия,  Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.

16/3

Средняя скорость

Изучение

нового

Работа с текстом. Устное и письменное высказывание

Умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний

Формировать умение наблюдать и характеризовать физические явления, читать графики

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

планировать исследовательские действия

17/4-19/6

Расчет пути и времени движения. Решение задач.

Графики равномерного движения

                                         Закреп-

ление

Решение задач, правильное использование  физической терминологии и символики

На основе анализа задач выделять физические величины, формулы, необходимые для решения и проводить расчеты

 применять теоретические знания по физике на практике,

Развитие внимательности собранности и аккуратности

развитие межпредметных связей

формирование умения определения одной характеристики движения через другие

Преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи

20/7-21/8

Явление инерции. Решение задач.

Изучение нового.                                                                                                    

Комбини-рован

ный

Знакомство с явлением инерции, примеры инерции, работа с текстами рисунками

През.

Умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;

Формировать умение наблюдать и характеризовать физические явления, логически мыслить

Развитие умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.

Формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий, результатам обучения.

22/9

Контрольная работа №1 «Движение»

Контроль

Самостоятельное решение задач

К

Умения и навыки применять полученные знания для решения практических задач повседневной жизни

Формирование ценностных отношений к результатам обучения

Овладение навыками самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

23/10

Взаимодействие тел.

Изучение нового матери

ала.

Наблюдение и рассказ по иллюстрациям учебника, примеры из жизни, формулировка вывода

Формирование умений выделять взаимодействие среди механических явлений;

объяснять явления природы и техники с помощью взаимодействия тел

Развитие умений и навыков применения полученных знаний для решения практических задач повседневной жизни

Развитие монологической и диалогической речи,

овладение универсальными учебными действиями для объяснения известных фактов

24/11

Масса тела. Единицы массы. Измерение массы.

Комби-нирован

ный

Анализ результатов взаимодействия формулировка вывода ответы на вопросы учителя,

Продолжить формирование умения характеризовать взаимодействие тел

Мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

Самостоятельно контролировать свое время, адекватно оценивать правильность своих действий, вносить коррективы.

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию.

вносить коррективы.

25/12

Лабораторная работа № 3

«Измерение массы тела на рычажных весах»

                                                         Закреп-ление              

Работа с приборами, с единицами измерения массы

Л

Овладение навыками работы с физическим оборудованием

развитие самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений;

Соблюдать технику безопасности, ставить проблему, выдвигать гипотезу,  самостоятельно проводить измерения, делать умозаключения

развитие внимательности собранности и аккуратности;

Приобретение опыта  работы в группах, вступать в диалог,

структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;

26/13

Лабораторная работа № 4

 «Измерение объема тел»

                                Закреп-

ление  

Работа с приборами, с единицами измерения  объема

Л

Овладение навыками работы с физическим оборудованием

самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

Соблюдать технику безопасности, ставить проблему, выдвигать гипотезу,  самостоятельно проводить измерения, делать умозаключения

Формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

27/14

Плотность вещества.

Изучение нового материала

Работа с текстом. Устное и письменное высказывание

Выяснение физического смысла плотности

формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания

Коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования

Формирование умения давать определение понятиям, анализировать свойства тел, самостоятельно контролировать свое время, адекватно оценивать правильность своих действий, вносить коррективы.

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию.

28/15

Лабораторная работа№ 5

«Определение плотности твердого тела»

Закреп-

ление  

Работа с приборами, с единицами измерения  плотности

Л

Овладение навыками работы с физическим оборудованием

самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

Соблюдать технику безопасности, ставить проблему, выдвигать гипотезу,  самостоятельно проводить измерения, делать умозаключения

развитие внимательности, собранности

Формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

29/16-

30/17

Расчет массы и объема тела по его плотности

Закреп-

ление

Решение различных задач

Умения и навыки применять полученные знания для решения практических задач повседневной жизни

Сформированность познавательных интересов и  интеллектуальных способностей учащихся;

Осуществлять взаимный контроль,  оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; формулировать и осуществлять этапы решения задач

31/18

Сила.

Комби-

нирован-

ный

 Беседа, работа с текстом. Устное и письменное высказывание

Формирование умений наблюдать, делать выводы, выделять главное, планировать и проводить эксперимент

Понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;

формировать умения выполнять рисунки, аккуратно и грамотно делать записи в тетрадях

Приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации;

понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения

32/19-33/20

Явление тяготения. Сила тяжести. Сила тяжести н других планетах

Изучение нового

Беседа, работа с текстом. Устное и письменное высказывание

През.

34/21

Сила упругости. Закон Гука.

Комби

нирован

ный

Беседа, работа с текстом. Устное и письменное высказывание

През.

Выводить из эксперименталь-

ных фактов и теоретических моделей физические законы

Определить силы, возникающие при деформации;

продолжить формирование умений наблюдать и объяснять физические явления

Освоение приемов действий в нестандартных  ситуациях,  овладение эвристическими методами решения проблем.  Развитие умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения.

35/22-36/23

Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела.

Комби-

нирован-ный  

Беседа, работа с текстом. Устное и письменное высказывание

Понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;

Формировать умения выполнять рисунки, аккуратно и грамотно делать записи в тетрадях

Освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

37/24-38/25

 Задачи на различные виды сил

Закреп-

ление

Решение задач, правильное использование  физической терминологии и символики

Умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физи-ческие задачи

Формирование ценностных отношений к результатам обучения

Овладение навыками самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

39/26

 Лабораторная работа № 6

 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром»

Изучние нового материала

Работа с приборами, с единицами измерения   силы

Л

Овладение навыками работы с физическим оборудованием

Самостоятель-

ность в приобретении новых знаний и практических умений;

Соблюдать технику безопасности, ставить проблему, выдвигать гипотезу,  самостоятельно проводить измерения, делать умозаключения, самостоятельно оформлять результаты работы

Формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

40/27

Сложение двух сил, направленных вдоль одной прямой.

Изучение нового материала

Наблюдение демонстраций по теме, формулировка выводов, решение задач

Умение пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения

Закрепление навыков работы с динамометром и шкалой прибора

развитие кругозора

формировать умения выполнять рисунки, аккуратно и грамотно делать записи в тетрадях

Формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

41/28-42/29

Сила трения. Лабораторная работа №7 «Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления»

Изучение нового материала

Урок -исследование

Беседа, работа с текстом. Устное и письменное высказывание.

Работа с приборами, с единицами измерения   силы

Л

Овладение навыками работы с физическим оборудованием

самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

Соблюдать технику безопасности, ставить проблему, выдвигать гипотезу,  самостоятельно проводить измерения, делать умозаключения

Формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

43/30

Контрольная работа №2 «Плотность и силы»

Контроль знаний

Самостоятель

ное решение задач

К

Умения и навыки применять полученные знания для решения практических задач повседневной жизни

Формирование ценностных отношений к результатам обучения

Овладение навыками самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

  Давление твердых тел, жидкостей и газов (30 часов)

                                     

44/1

Давление.  Способы изменения давления

Изучение нового материала

Беседа, работа с текстом. Устное и письменное высказывание

През.

Умение пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения

Умение отличать явление от физической величины,

давление от силы;

формирование ценностных отношений друг к другу, учителю;

Формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в различных формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное

45/2

Измерение давления твердого тела на опору

Закреп-

ление

Решение практических задач

Овладение навыками работы с физическим оборудованием

самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

Соблюдать технику безопасности

выяснить  способы измерения давления в быту и технике

Формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

46/3

Давление газа.

Изучение нового материала

Беседа, работа с текстом. Устное и письменное высказывание

През.

Понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;

Самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

Освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

47/4

Закон Паскаля.

Комби-нирован

ный

Беседа, работа с текстом. Устное и письменное высказывание.

Рассказ по иллюстрациям

Умение пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения

Мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

уважение к творцам науки и техники

Развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

48/5

Давление в жидкости и газе.

Комби-нирован

ный

Беседа, работа с текстом. Устное и письменное высказывание. Самостоятель

ная формулировка выводов

Выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы

Убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества

Формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное

49/6

Расчет давления на дно и стенки сосуда

Изучение нового материала

Решение задачи, получение

новой формулы

Умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;

Развитие навыков устного счета

применение теоретических положений и законов

Приобретение опыта самостоятельного расчета физических величин

структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность событий;

50/7-51/8

Решение задач на расчет давления

Закреп-ление

Решение различных задач

Умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;

Мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

Формулировать и осуществлять этапы решения задач.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. Проговаривать последовательность действий.

52/9

Сообщающие сосуды

Изучение нового материала

Беседа, работа с текстом. Устное и письменное высказывание. Самостоятель

ная формулировка выводов

Умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств

Самостоятель

ность в приобретении новых знаний и практических умений;

Развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

53/10

Вес воздуха. Атмосферное давление

Комбини-рованный

Беседа, работа с текстом. Устное и письменное высказывание.

Коммуникатив-ные умения докладывать о результатах своего исследования

Формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов

Формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами,

54/11-

55/12

Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли.

                       Комбини-рованный

Беседа, работа с текстом. Устное и письменное высказывание.

Формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания

Мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

56/13-57/14

Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах.

Комбини-рованный

Беседа, работа с текстом. Устное и письменное высказывание. Самостоятель

ная формулировка выводов.

Решение задач

Умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств

Самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

Развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

58/15

Манометры.

Повторе

ние и обобщение

Работа с илюстрациями и приборами. Знакомство с устройством и назначением приборов

Устные  высказывания

Умения и навыки применять полученные знания для решения практических задач повседневной жизни

Мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

Формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию

59/16

Контрольная работа №3 «Гидростатическое и атмосферное давление»

Контроль знаний и умений

Самостоятель-ное решение задач

К

Умения и навыки применять полученные знания для решения практических задач повседневной жизни

Формирование ценностных отношений к результатам обучения

Овладение навыками самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

60/17

Поршневой жидкостной насос.

Закрепле-ние

Знакомство с поршневым насосом, принципом действия, рассказ учителя, работа с книгой

Умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств

Сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей

Прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.

61/18-62/19

Гидравлический пресс

 

Задачи  на формулу гидравлической машины

Комбини-рованный

Закрепле-ние  

Знакомство с поршневым насосом, принципом действия, рассказ учителя, работа с книгой.

Решение задач

През.

Умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств

Самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

уважение к творцам науки и техники

Приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

63/20

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.

         Изучение нового   материала

Беседа, работа с текстом. Устное и письменное высказывание. Самостоятель

ная формулировка выводов.

Решение задач

Участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.

Формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

64/21

Закон Архимеда.

Комбинированный

Беседа, работа с текстом. Устное и письменное высказывание. Самостоятель

ная формулировка выводов.

Выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы

Мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

Приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

65/22-

66/23

Задачи на формулу силы Архимеда

                   Закрепле-ние

Решение задач

Умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;

Развитие навыков устного счета

отработка практических навыков при решении задач

Формулировать и осуществлять этапы решения задач

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку своей деятельности  и  товарищей. Проговаривать последовательность действий.

67/24

Лабораторная работа № 8

«Измерение  выталкивающей  силы»

                                       Урок-исследование

Работа с приборами,

Формулировка вывода

Овладение навыками работы с физическим оборудованием

самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

Соблюдать технику безопасности, ставить проблему, выдвигать гипотезу,  самостоятельно проводить измерения, делать умозаключения

проверить справедливость закона Архимеда

Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

68/25-69/26

Плавание тел.

 Задачи  на условия плавания тел

Изучение нового материала.

 

Закрепле-ние.

Беседа, работа с текстом. Устное и письменное высказывание. Самостоятель

ная формулировка выводов.

Решение задач

Умения и навыки применять полученные знания для решения практических задач повседневной жизни,

коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования

Самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

Формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию,выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

70/27

Лабораторная работа № 9

«Выяснение условий плавания тел»

Урок-исследование

Работа с приборами

Формулировка выводов с помощью учителя

Овладение навыками работы с физическим оборудованием

самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

Соблюдать технику безопасности, ставить проблему, выдвигать гипотезу,  самостоятельно проводить измерения, делать умозаключения

Овладение универсальными учебными действиями для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез

71/28-

72/29

Плавание судов, водный транспорт.  Воздухоплавание

Повторе-ние

Беседа, работа с текстом. Устное и письменное высказывание. Самостоятель

ная формулировка выводов.

Решение задач

През.

Умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств,

обеспечения безопасности своей жизни

Формирование ценностных отношений к авторам открытий, изобретений,

уважение к творцам науки и техники

Развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

овладение основами реализации проектно-исследовательской деятельности

73/30

Контрольная работа №4 «Архимедова сила»

Контроль знаний и умений

Самостоятельное решение задач

К

Умения и навыки применять полученные знания для решения практических задач повседневной жизни

Формирование ценностных отношений к результатам обучения

Овладение навыками самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

Работа и мощность. Энергия  (25 часов)

74/1-

75/2

Механическая работа. Задачи на формулу работы

Изучение нового материала

Беседа, работа с текстом. Устное и письменное высказывание. Самостоятель

ная формулировка выводов.

Решение задач

Участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу

Развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

Адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;

76/3-77/4

Мощность. Задачи на формулу мощности.

Изучение нового материала

Беседа, работа с текстом. Устное и письменное высказывание. Самостоятель

ная формулировка выводов.

Решение задач

Участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу

Развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

Адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;

78/5-79/6

Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге.

Изучение нового материала

Рассказ учителя.

 Работа с текстом, рисунками.Устное и письменное высказывание

През.

Формирование неформальных знаний о понятиях простой механизм, рычаг;

умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств

Мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

уважение к творцам науки и техники

Формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

80/7-81/8

Момент силы.

Задачи  на нахождение момента силы.

Комби-нирован-ный .

Закрепле

ние

Рассказ учителя.

 Работа с текстом, рисунками.

Устное и письменное высказывание.

Решение задач

Умения и навыки применять полученные знания для решения практических задач повседневной жизни

Развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли

Развитие способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

82/9

Лабораторная работа№ 10

«Выяснение условия равновесия рычага»

Урок-исследо-вание

Работа с приборами, заполнение таблицы.

Формулировка выводов с помощью учителя

Л

Овладение навыками работы с физическим оборудованием

самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

подтверждение на опыте правила моментов сил

Соблюдать технику безопасности, отработает навыки обращения с лабораторным оборудованием

на практике убедится в истинности правил моментов

Овладение универсальными учебными действиями для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез

83/10

Блоки

Изучение нового материала

Рассказ учителя.

 Работа с текстом, рисунками.

Устное и письменное высказывание.

Умения и навыки применять полученные знания для решения практических задач повседневной жизни

Развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли

Развитие способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

84/11/

«Золотое» правило механики

Комби-нирован-ный

Беседа

 Работа с текстом, рисунками.

Устное и письменное высказывание.

Умения и навыки применять полученные знания для решения практических задач повседневной жизни

Мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

Развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

85/12

Центр тяжести  тела

Изучение нового материала

Рассказ учителя.

 Работа с текстом, рисунками.

Устное и письменное высказывание.

През

Умения и навыки применять полученные знания для решения практических задач повседневной жизни

Мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

Развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

86/13

Лабораторная работа №11

«Определение центра тяжести плоской пластины».

Закреп-

ление

Работа с приборами

Формулировка выводов с помощью учителя

Овладение навыками работы с физическим оборудованием

самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

Соблюдать технику безопасности, ставить проблему, выдвигать гипотезу,  самостоятельно проводить измерения, делать умозаключения

Формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

87/14

Условия  равновесия тел

Изучение нового материала

Рассказ учителя, беседа

 Работа с текстом, рисунками.

Устное и письменное высказывание.

През.

Умения и навыки применять полученные знания для решения практических задач повседневной жизни

Мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

Развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

88/15

Коэффициент полезного действия.

Изучение нового материала

Рассказ учителя, беседа

 Работа с текстом, рисунками.

Устное и письменное высказывание.

Формирование умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы,

Развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения,

Приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

89/16

Решение задач на КПД простых механизмов

Закреп-ление

Решение задач

Умения и навыки применять полученные знания для решения практических задач повседневной жизни

Формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Формулировать и осуществлять этапы решения задач

овладение основами реализации проектно-исследовательской деятельности

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы

90/17

Лабораторная работа№ 12

«Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости»

Закреп-ление

Работа с приборами, заполнение таблицы.

Формулировка выводов с помощью учителя

Л

Овладение навыками работы с физическим оборудованием

Самостоятель-ность в приобретении новых знаний и практических умений;

Соблюдать технику безопасности, практическое изучение свойств простых механизмов

Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

91/18

Энергия.

Изучение нового материала

Рассказ учителя, беседа

 Работа с текстом, рисунками.

Устное и письменное высказывание.

Знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;

Формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

уважение к творцам науки и техники

Формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию,выделять основное содержание прочитанного текста

92-93/19-20

Расчет энергии, работы и мощности

                                                      Закреп-ление

Решение различных задач

Умения и навыки применять полученные знания для решения практических задач повседневной жизни

и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;

Формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

овладение основами реализации проектно-исследовательской деятельности

94/21

 Закон сохранения и превращения  энергии.

Изучение нового материала

Рассказ учителя, беседа

 Работа с текстом, рисунками.

Устное и письменное высказывание.

Выводить из эксперименталь

ных фактов и теоретических моделей физические законы

наблюдать превращение одного вида энергии в другой;

Осознание важности физического знания

Развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

95-97/22-24

Задачи на закон сохранения и превращения энергии

Закрепле-ние

Решение задач.

беседа

Умения и навыки применять полученные знания для решения практических задач повседневной жизни

Формирование ценностных отношений к результатам обучения

Овладение навыками самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

98/25

Контрольная работа №5

  « Механическая работа и мощность»

Контроль знаний  умений

Самостоятель

ное решение

задач

К

Умения и навыки применять полученные знания для решения практических задач повседневной жизни

Формирование ценностных отношений к результатам обучения

Овладение навыками самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

99-102

Совершенствование навыков решения задач за курс 7 класса

Повторе

ние материала за курс физики 7 класса

Выполнение тестов, фронтальная беседа,  избранные задачи

Умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;

Систематизация изученного материала

осознание важности физического знания

Давать определение понятиям;

строить логическое  рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;

 Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе

В результате изучения физики в 7 классе ученик должен

     знать/понимать

  • смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, диффузия, траектория движения тела, взаимодействие;
  • смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, работа, мощность,  кинетическая  и потенциальная энергия;
  • смысл физических законов: Архимеда, Паскаля;

уметь

  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение,  передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию;
  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления;
  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления;
  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях;
  • решать задачи на применение изученных физических законов;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

9. Описание материально-технического  обеспечения образовательного процесса

 Перечень оборудования  к демонстрациям и лабораторным работам (см. в Приложении)

УМК:

1. Волков В.А. Поурочные разработки по физике. 7 класс. – М.6 ВАКО, 2007

2. Перышкин А.В. Физика. 7 класс: учебник/ А.В.Перышкин.  – 4-е изд.- М.: Дрофа, 2015

3. Кирик Л.А. Физика-7. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы. М.: «Илекса», 2005.

Электронные пособия:

1. Сборник демонстрационных опытов для средней общеобразовательной школы ШКОЛЬНЫЙ ФИЗИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ (по всем темам курса физики за среднюю школу) .(DVD-R)

2. Открытая физика под редакцией профессора МФТИ С.М. Козела. Полный интерактивный курс физики.(более 80 компьютерных экспериментов, учебное пособие, видеозаписи экспериментов, звуковые пояснения.(CD-R)

3. Виртуальная школа Кирилла и  Мефодия. Уроки физики Кирилла и Мефодия (7 -11классы) .(CD-R)

4. Живая физика.(CD-R)

5. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (10CD- ROM) -2008

6. Физика. Библиотека наглядных пособий(7-11кл). Представляет собой мультимедиаобъекты, снабженные системой поиска.

7. «ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ». Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (Материалы участников. Физика.)

Интернет ресурсы:

1.  Сайт федерального центра информационных образовательных ресурсов

http://www.fcior.edu.ru/

 2. Сайт единой коллекции цифровых образовательных ресурсов

http://school-collection.edu.ru/

  Литература:

Для учителя

           1. Перышкин А.В. Физика. 7 класс: учебник/ А.В.Перышкин.  – 4-е изд.- М.: Дрофа, 2015

           2. Волков В.А. Поурочные разработки по физике. 7 класс. – М.6 ВАКО, 2007

           3. Кирик Л.А. Физика-7, Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы.- М.: «Илекса», 2005.

4. Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике для 7-9 классов. – М.: Просвещение, 2000.

Для обучающихся: ( основная и дополнительная) 

1. Перышкин А.В. Физика. 7 класс: учебник/ А.В.Перышкин.  – 4-е изд.- М.: Дрофа, 2015

2.Блудов М.И. Беседы по физике. – М.: Просвещение, 1984 –Ч.1; 1985. – Ч.2, 1974. – Ч.3

3.Енохович А.С. Справочник по физике и технике. М.: Просвещение, 1988.

4.Фронтальные лабораторные занятия по физике в 7 – 11 классах общеобразовательных учреждений. /В.А. Буров, Ю. И. Дик, Б. С. Зворыкин. М.: Просвещение 1996.

10. Приложение  к программе

 Контрольные работы

Контрольная работа № 1 по теме «Механическое движение. Масса. Плотность вещества»

Вариант 1

  1. Почему дым от костра по мере его подъема перестает быть видимым даже в безветренную погоду?
  2. Скорость зайца 54 км/ч. Какой путь он совершит за 3 минуты?
  3. Почему разломанный карандаш мы не можем соединить так, чтобы он вновь стал целым?
  4. Автомобиль за 10 минут прошел путь 12 км. С какой скоростью он двигался?  Постройте графики скорости и пути.

Вариант 2

  1. Морское животное кальмар при нападении на него выбрасывает темно-синюю защитную жидкость. Почему через некоторое время пространство, заполненное этой        жидкостью даже в спокойной воде становится прозрачным?
  2. Скорость дельфина 72 км/ч. За какое время он совершит путь 2 км?
  3. Молекулы вещества притягиваются друг к другу. Почему же между молекулами есть промежутки?
  4. Автомобиль за 0,5 часа прошел путь 18 км. С какой скоростью он двигался?  Постройте графики скорости и пути.

Контрольная работа № 2  по теме «Взаимодействие тел»

Вариант 1

  1. Куда и почему отклоняются пассажиры относительно автобуса, когда он резко трогается с места, поворачивает налево?
  2. Найти силу тяжести, действующую на тело массой 40 кг. Изобразите эту силу на чертеже в выбранном масштабе.
  3. Найдите объем 2 кг золота. Плотность золота 19300 кг/м3
  4. Найти массу бруска из латуни размерами 10х8х5 см. Плотность латуни 8500 кг/м3

Вариант 2

  1. Зачем при торможении автомобиля водитель включает задний красный свет?
  2. Найти вес тела массой 400 г. Изобразите вес на чертеже в выбранном масштабе.
  3.  Жидкость объемом 3 литра имеет массу 2,4 кг. Найдите ее плотность.
  4.  Найдите силу тяжести, действующую на брусок объемом 500 см3. Плотность бруска 4000 кг/м3

Контрольная работа № 3 по теме
«Давление жидкостей, газов и твердых тел»

I вариант

1 . На рисунке 1 изображен один и тот же сосуд с поршнем. Цифрами 1, 2 и 3 обозначены круглые отверстия, затянутые одинаковыми резиновыми пленками. Когда поршень переместили из положения А в положение В, пленки выгнулись наружу. На каком из рисунков выпуклость пленок изображена правильно?

Рис. 1

2. В сосуде находится 1 л керосина. Как изменится давление на дно и стенки сосуда, если вместо керосина налить 1 л воды? (Плотность керосина 800 кг/м3, воды 1000 кг/м3) Ответ объясните.

3. Какое давление производит мальчик массой 42 кг на пол, если площадь подошв его обуви 280 м2?

4. Плоскодонная баржа получила пробоину в дне площадью 300 см2 С какой силой нужно давить на пластырь, которым закрывают отверстие, чтобы сдержать напор воды на глубине 3 м ? (Плотность воды 1000 кг/м3)

II   вариант

1. Одинаковые ли давления производят   на   стол   кирпичи (см. рис.)?  Ответ объясните.

2. В стеклянном сосуде под поршнем находится газ. Как, не меняя плотности этого газа, увеличить его давление?

3. Найдите давление воды на глубине 25 м. Плотность воды 1000 кг/м3

4. Масса лыжника 60 кг. Какое давление оказывает он на снег, если длина каждой лыжи 1,5 м, ее ширина —10 см?

Контрольная работа № 4 по теме «Плавание тел, воздухоплавание»
 Вариант 1

  1. Почему горящий керосин нельзя тушить водой? Плотность керосина 800 кг/м3, воды 1000 кг/м3
  2. Кирпич размерами 25х10х5 см3 полностью погружен в воду. Вычислите архимедову силу, действующую на кирпич. Плотность кирпича 1600 кг/м3, воды 1000 кг/м3 .
  3. Площадь меньшего поршня гидравлического пресса 10 см2. На него действует сила 200 Н. Площадь большего поршня 200 см2. Какая сила  действует на больший поршень?
  4. Какую силу нужно приложить, чтобы удержать в воде гранитную плиту размером 20 х 40 х 50 см3. Плотность гранита 2600 кг/м3, плотность воды 1000 кг/м3

Вариант 2.

  1. Два одинаковых стальных шарика подвесили к коромыслу весов. Нарушится ли равновесие весов, если один из них опустить в сосуд с водой, а другой в керосин?  Плотность воды 1000 кг/м3, керосина 800 кг/м3

2. Дубовый брусок объемом 50 дм3, имеющий форму параллелепипеда, опустили в бензин. Определите выталкивающую силу, действующую на брусок. Плотность бензина 710 кг/м3

3. Поршень гидравлического пресса площадью 360 см2 действует с силой 18 кН. Площадь малого поршня 45 см2. С какой силой действует меньший поршень на масло в прессе?

4. Воздушный шар имеет объем 80 см3. Он наполнен горячим воздухом, плотность которого 1,06 кг/м3, а находится в воздухе плотностью 1,29 кг/м3.

А) Чему равна подъемная сила воздушного шара?

Б) Как и почему изменится подъемная сила шара при увеличении пламени горелки?

Контрольная работа № 5 по теме «Работа, мощность, энергия»

Вариант 1

1. Найдите кинетическую энергию зайца массой 2 кг, бегущего со скоростью 54 км/ч.

2. На правое плечо рычага действует сила 25 Н, а к левому подвешен груз массой 5 кг. Найдите правое плечо рычага, если левое 10 см. Рычаг находится в равновесии.

3. Какая работа совершается при подъеме гранитной глыбы объемом 2 м3 на высоту 12 м? Плотность гранита 2600 кг/м3  .   

Вариант 2

1. Найдите потенциальную энергию голубя массой 200 г летящего на высоте 8 м над землей со скоростью 85 км/ч.

2. На правое плечо рычага действует сила 20 Н, его длина 50 см. Какая сила действует на левое плечо длиной 20 см, если рычаг находится в равновесии?

3. Определите среднюю мощность насоса, который подает воду объемом 3 м3 на высоту 5 м за 5 минут. Плотность воды 1000 кг/м3

 

 Оборудование к лабораторным работам

Лабораторная работа № 1.

«Измерение  цены деления измерительных приборов».

Оборудование: измерительный цилиндр (мензурка), стакан с водой, небольшая колба и другие сосуды.

Лабораторная работа № 2.

«Измерение размеров малых тел».

Оборудование: линейка, дробь, горох, иголка.

Лабораторная работа № 3.

«Измерение массы тела на рычажных весах».

Оборудование: весы, гири, три небольших тела разной массы.

Лабораторная работа № 4.

«Измерение объема твёрдого  тела».

Оборудование: мензурка, тела неправильной формы, нитки.

Лабораторная работа № 5.

«Измерение плотности твердого тела».

Оборудование: весы, гири, мензурка, твердое тело, нитка.

Лабораторная работа № 6.

«Градуирование пружины динамометра».

Оборудование: штатив с муфтой и лапкой, динамометр, набор грузов, линейка.

Лабораторная работа № 7.

«Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления».

Оборудование: динамометр лабораторный, трибометр (линейка и брусок), набор грузов.

     Лабораторная работа № 8.

«Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»

Оборудование: динамометр, штатив, два тела разного объема, стаканы с водой и насыщенным раствором соли в воде.

Лабораторная работа № 9.

«Выяснение условий плавания тел в жидкости»

Оборудование: весы, гири, мензурка, пробирка-поплавок с пробкой, проволочный крючок, сухой песок, сухая тряпка.

Лабораторная работа № 10.

«Выяснение условия равновесия рычага»

Оборудование: рычаг на штативе, набор грузов, масштабная линейка, динамометр.

Лабораторная работа №11.

«Определение центра тяжести плоской пластины».

Оборудование: штатив, плотный картон, треугольник из школьного набора, линейка, скотч, нить, карандаш.

Лабораторная работа № 12.

«Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости»

Оборудование: доска, динамометр, линейка, брусок, штатив.

 Демонстрации.

  1. Равномерное движение.
  2. Прямолинейное и криволинейное движение.
  3. Опыты, иллюстрирующие явление инерции и взаимодействия тел.
  4. Силы трения покоя, скольжения, вязкого трения.
  5. Зависимость силы упругости от деформации пружины.
  6. Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно.
  7. Зависимость давления твёрдого тела на опору от действующей силы и площади опоры.
  8. Обнаружение атмосферного давления.
  9. Измерение атмосферного давления барометром-анероидом.
  10. Передача давления жидкостями и газами.
  11. Устройство и действие гидравлического пресса.
  12. Сжимаемость газов.
  13. Диффузия газов, жидкостей.
  14. Модель хаотического движения молекул.
  15. Объём и форма твёрдого тела, жидкости.
  16. Свойство газа занимать весь предоставленный ему объём.
  17. Способы измерения плотности вещества.
  18. Сцепление свинцовых цилиндров.

Демонстрационное оборудование

Первоначальные сведения о строении вещества

1. Модели молекул воды, кислорода, водорода.

2. Механическая модель броуновского движения.

3. Набор свинцовых цилиндров.

Взаимодействие тел.

1. Набор тележек.

2. Набор цилиндров.

3. Прибор для демонстрации видов деформации.

4. Пружинный и нитяной маятники.

5. Динамометр.

6. Набор брусков.

Давление твердых тел, жидкостей  и газов.

1. Шар Паскаля.

2. Сообщающиеся сосуды.

3. Барометр-анероид.

4. Манометр.

Работа и мощность.

1. Набор брусков.

2. Динамометры.

3. Рычаг.

4. Набор блоков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...

Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...

Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев

Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования,  представл...

Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"

Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...