Урок физики в 7 классе Тема: "Сообщающиеся сосуды"
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему

Герасимова Елена Суликовна

Конспект урока на тему "Сообщающиеся сосуды"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_fiziki_v_7_klasse_soobshchayushchiesya_sosudy.docx21.72 КБ

Предварительный просмотр:

Приготовить:

диск №20 в дисковод;

 видеофильм «Шлюзы» в Интернете;

 рисунок на доске;

Сборник вопросов и задач Физика А.Е.Марон, Е.А. Марон, С.В.Позойский Москва, Дрофа, 2014;

Тесты Физика Н.К. Ханнанов, Т.А. Ханнанова Москва, Дрофа,2014;

Модели сообщающихся сосудов (несколько ложных);

Вода;

Машинное масло;

Плакат «Шлюзы»;

Портрет физика Б.Паскаля;

Плакаты для этапа «Рефлексия»

Урок №40

Тема: «Сообщающиеся сосуды (§41)

Цель урока: Сформировать понятие «сообщающиеся сосуды», разъяснить расположение в них уровня жидкости.

Демонстрации: Установление уровня жидкости в сообщающихся сосудах с одинаковой плотностью жидкости (СD- ROM диск), жидкостями различной плотности (опыт).

ХОД УРОКА:

Проблемный вопрос:

Учитель: Кто из вас любит пить чай? А кто наливает его себе сам? Почему наливая чай из полного заварного чайника, мы часто проливаем воду на стол, особенно, если ты делаешь это в первый раз?

Предполагаемый ответ: Не видно в носике чайника, где находится вода.

Учитель: А разве в носике чайника есть вода? Мы же наливаем в чайник, откуда в носике?

(Если затрудняются ответить, перенести вопрос на конец урока, после изучения новой темы).

Предполагаемый ответ: Они соединены друг с другом, сколько в чайнике, столько в носике. Они между собой СООБЩАЮТСЯ.

Учитель: Вот сегодня на уроке мы и познакомимся с физическими телами, которые носят названия сообщающиеся сосуды.

Ну, а пока проверим домашнее задание.

Содержание опроса:

Проверка домашнего задания:

1 . Упражнение 17 №2 (у доски письменно)

Вычислите давление воды на дно одной из глубочайших морских впадин – Марианской, глубина которой 10900 м. Плотность морской воды 1030 кг/м³.

Решение: p= ρ g h, р=10900·1030·10=112 27 0000 Па=112,27 МПа.

2. Задание 2 стр. 119 учебника (у доски письменно.)

Налейте в стеклянный сосуд (стакан или банку) произвольное количество воды. Сделайте необходимые измерения и рассчитайте давление воды на дно сосуда.

3. Доклад «Давление на дне морей и океанов. Исследование морских глубин»

Повторение пройденного:

1.Работа в паре (Устно ответить на вопросы. Каждому по два вопроса, обсуждение в паре, вопросы и ответы читают классу. Сборник вопросов и задач. Физика А.Е.Марон, Е.А. Марон, С.В.Позойский Москва , Дрофа, 2014 стр.37 № 305,306,308,312) 

А. Когда нефть начинает плохо фонтанировать из скважины, то в нефтеносный слой накачивают воду или воздух. С какой целью это делают?

Ответ: Увеличить давление на нефтяной поток, чтобы он поднимался из скважины.

Б. Объясните, почему воздушные шары и мыльные пузыри имеют круглую форму.

Ответ: Молекулы воздуха одинаково давят по всем направлениям.

А. Для разрушения льдов в полярных морях взрывчатку закладывают под лед (в воду), а не на лед. Почему это усиливает взрывной эффект?

Ответ: Резко увеличивается давление из-за замкнутого пространства.

Б. Если глубоководную рыбу быстро вытащить на поверхность моря, то её внутренние органы раздуваются и рыба гибнет. Чем это можно объяснить?

Ответ: На глубине все внутренние органы рыбы «привыкли» быть под давлением. Если быстро вытащить на поверхность, перепад давления губителен.

2. Тематический тест № 6 №1,2,3   стр. 41(Тесты Физика Н.К. Ханнанов, Т.А. Ханнанова Москва, Дрофа,2014). (Одному ученику, письменно у доски, проверяется с классом)

Ответы: 1-3 (1000Па), 2- 4 (200 000Па), 3-3 Давление гвоздей на поверхность песка увеличилось.

3. Работа с СD –ROM «Интерактивные творческие задания Физика 7-9»

Тема14: «Давление и моменты сил» Блок-схема: «Силы и давление»

Задание: «Поршень». Распредели правильно детали поршня.

Пока ребята готовятся, учитель задает вопросы классу:

1.От чего зависит давление жидкости на боковую стенку сосуда? Как рассчитывается это давление?

Отв: От глубины погружения, формула p= ρ g h.

2. Единицы измерения давления?

Отв: 1 Па, 1кПа=1000Па, 1Мпа = 1000000Па ,1 гПа = 100 Па, 1Н/м².

3.Суть закона Паскаля?

Отв: Давление, производимое на жидкость или газ, передается в любую точку без изменения во всех направлениях.

4. Рассмотрите рисунок. Сделайте вывод, как изменяется давление внутри жидкости с увеличением глубины?

Отв: Увеличивается.

5.Зависит ли давление, которое оказывает жидкость на погруженное в нее тело, от плотности этого тела?

Отв: Нет.

6. А от каких величин зависит давление жидкости на дно сосуда?

Отв: От плотности жидкости, от высоты столба жидкости.

3. Доклад (3 минуты) «Давление на дне морей и океанов. Исследование морских глубин»

Содержание нового материала:

Учитель: Почему же наливая чай из полного заварного чайника, мы часто проливаем  воду на стол?

Если бы в вашем доме было два заварных чайника- прозрачный (стеклянный) и непрозрачный (фарфоровый), каким бы вы предпочитали пользоваться? Почему?

Предполагаемый ответ: Стеклянным, потому что в нем видно где в носике  находится вода.

Делаем вывод: в носике чайника и в самом чайнике вода находится….. на одном уровне, носик и чайник сообщаются.

А в каких домашних приборах еще есть «носик»?

Отв: Чайник, лейка, масленка для смазывания швейной машинки или других деталей, и т. д.

Все эти сосуды в физике носят название –СООБЩАЮЩИЕСЯ. (МАКЕТ)

СD-ROM № 20    Опыт 6 (1 мин 40 секунд)

 Мы видим, что сосуды должны быть открытыми, форма сосудов может быть любой, однородная жидкость должна покоится в сосудах.

Вопрос: Какое отношение имеет закон Паскаля к опыту с сосудами разного сечения?

Закон Паскаля: Давление. Производимое на жидкость или газ, передается в любую точку без изменений во всех направлениях.

Отв: Давление столбов жидкости в сосудах передается без изменения.

Учитель: Как вы думаете, что произойдет, если я буду наливать жидкость разной плотности в сообщающиеся сосуды. Например, машинное масло(плотность=900кг/м³), и воду (плотность=1000кг/м³) стр. 63

Предполагаемый ответ: Жидкость будет не на одном уровне.

Учитель: Почему?

Предполагаемый ответ: Давление зависит от плотности жидкости. p= ρ g h

ОПЫТ С машинным маслом и водой

Найдите в параграфе 41 стр. 121 абзацы, подтверждающие правила сообщающихся сосудов.

Отв: В сообщающихся сосудах любой формы и сечения поверхности однородной жидкости устанавливаются на одном уровне. ( при условии, что давление воздуха над жидкостью одинаково).

При равенстве давлений высота столба жидкости с большей плотностью будет меньше высоты столба жидкости с меньшей плотностью.

Учитель: Так у нас в опыте получилось?  

Предполагаемый ответ: Да. Уровень масла выше, чем воды.

Задание: Найти на демонстрационном столе сообщающиеся сосуды.

Предполагаемый ответ: Чайник, молочник, стакан с носиком.

Учитель: Самыми большими сообщающимися сосудами являются шлюзы. Кто знает, что это такое? Зачем они предназначены?

Предполагаемый ответ: Устройство, позволяющее идти судам по разным уровням воды в реке. Обычно строятся около гидроэлектростанций. Ближайшая к нам – Волжская ГЭС около города Тольятти (показать на плакате).

Видеофильм «Шлюзы» (1-2 мин)

Рефлексия:

Подведем итог уроку. Как вам кажется, этот человечек вам улыбается или хмурится? Сейчас увидим. (Перевернуть плакаты с кратким основным содержанием изложенной темы. Кратко вспоминают самое важное из изученного).

Оцените нашу работу на уроке. Считаем:

Оценки за урок: Антон(   ) и Денис (   ), Алина(   ) и Яна(   ),

 Лена(   ), Степан(   ) , Максим(   ) : 7=

  Назовите что понравилось, что не понравилось. Что запомнилось больше всего. Что усвоили на уроке.

Домашнее задание: §41читать, пересказывать, правило наизусть

 Упр. 18 №1 стр.121 письменно, рисунок по желанию, Задание 1 стр. 124


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку физики по теме "Сообщающиеся сосуды", 7 класс

Презентация к уроку изучения нового материала по учебнику Перышкина А.В. Рассмотрены вопросы: 1. Демонстрация опыта с двумя трубками. 2. Демонстрация опыта с сосудами разной формы. 3. Определение сооб...

Презентация к уроку физики в 7 классе по теме "Сообщающиеся сосуды"

Презентация к уроку физики в 7 классе по теме «Сообщающиеся сосуды» к учебнику А.В. Перышкина. Содержит материал, включающий определение и примеры сообщающихся сосудов, объяснение располож...

Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда урок физики в 7 классе с применением интерактивной доски

Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда урок физики в 7 классе с применением интерактивной доски Promethean и пультов дистанционного тестирования ActiVote. К сожалению,  тесты пришлось пр...

Презентация и конспект урока физики в 7 классе по теме "Сообщающиеся сосуды"

Полностью готовый материал к уроку. Презентация расчитана на весь урок, в ней применяется исторический материал и немного краеведения. Можно брать и идти на урок....

Технологическая карта конструирования урока физики по теме “Сообщающиеся сосуды”

Методическая цель: организация процесса тренировки и самоподготовки учащихся в процессе усвоения учебного материала, приобретения умений ставить эксперимент.Образовательная цель: обеспечение усвоения ...

Презентация к уроку физики 7 класс "Сообщающиеся сосуды и их применение"

Презентация к уроку физики 7 класса " Сообщающиеся сосуды и их применение...