Интеллектуальная игра для 8 класса «Умники и умницы» по теме «Тепловые явления».
методическая разработка по физике (8 класс) на тему

Деднева Татьяна Михайловна

Работа была написана для использования как внеклассное мероприятие. Данная работа развивает интерес к предмету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Интеллектуальная игра58 КБ

Предварительный просмотр:

             

Государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Нижегородская областная специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат III-IV вида»

Всеросийский фестиваль педагогического творчества.
Номинация: Педагогические идеи и технологии: среднее образование.

Тема: Интеллектуальная игра  для 8 класса

                           «Умники и умницы»

                по теме «Тепловые явления».

                                                Разработала: учитель физики Деднева Т.М.

                                  г. Нижний Новгород

                                                  2015 г.

                         Урок – игра «Умники и умницы».    8 класс.

 Цель:

  1. образовательная: обобщить и систематизировать знания учащихся об электрическом токе, сопротивлении, напряжении;
  2. развивающая: развивать познавательную активность и творчество учащихся, смекалку и находчивость, чувство юмора и наблюдательность;
  3. воспитательная: воспитывать у учащихся самостоятельность, формировать научное мировоззрение.

                          Правила игры.

Для подсчета баллов, набранных учениками, выбирается жюри.

Задания к игре пишутся на доске.

Число предъявляемых в каждом задании объектов всегда больше задаваемых вопросов. После объявления задания дается 5 секунд на обдумывание ответа и по звуковому сигналу участники должны поднять сигнальную карточку с номером выбранного ответа.

Игра состоит из 4 туров.

После каждого тура участники, набравшие наименьшее число баллов, выбывают из игры и становятся зрителями.

                          Ход игры.

Задание 1. На доске написаны физические термины:

  1. Конвекция;
  2. Излучение;
  3. Плавление;
  4. Кристаллизация;
  5. Удельная теплота сгорания топлива;
  6. Теплопроводность;
  7. Внутренняя энергия.

     8) Удельная теплота плавления.

Необходимо подобрать определение, обозначенное буквой.

А)  сумма кинетических энергий всех частиц, из которых состоит тело, и потенциальных энергий взаимодействия этих частиц между собой.

Б) явление передачи энергии от более нагретых участков тела к менее нагретым в результате теплового движения и взаимодействия частиц, из которых состоит тело.

В) теплообмен в жидких и газообразных средах, осуществляемый потоками (или струями) вещества.

   Г) теплообмен, при котором энергия переносится различными лучами.

  Д) Физическая величина, показывающая, какое количество теплоты необходимо сообщить кристаллическому телу массой 1 кг, чтобы при температуре плавления полностью перевести его в жидкое состояние.

  Е) Разрушение кристаллической решетки.

 Ж)Физическая величина, которая показывает, какое количество теплоты выделяется при полном сгорании 1 кг топлива.

З) Восстановление кристаллической решетки.

 Ответы. 1)  В     2)  Г     3)  Е      4)  З     5)   Ж    6)    Б     7)   А    8) Д

   Задание 2. На доске написаны формулы:

  1. Q = L*m
  2. Q= cm (t2 – t1 )
  3. t2 = (Q + cmt1 )/ cm
  4. λ =Q/m
  5. φ = (ρ / ρ0  )*100%
  6. q  - Q/m

Вопросы:

  1. Какая формула  используется для расчета количества при нагревании. (№2)
  2. По какой формуле можно рассчитывать количество теплоты при кипении? (№1)
  3. Какая формула  используется для расчета удельной теплоты сгорания топлива? (№6)
  4. Какая формула дает возможность определить температуру нагретого тела? (№3)
  5. Пользуясь, какой формулой, можно рассчитывать удельную теплоту плавления? (№4)
  6. Какая формула дает возможность определить относительную влажность? (№5)

Задание 3.

  1. Кто в 1592 году изобрел первый прибор для объективной оценки температуры ? (Галилей)
  2. Кто предложил стоградусную шкалу температур? (А. Цельсий)
  3. Кто первым изобрел в 1631 г. жидкостный термометр? (Ж. Реем)
  4. Кто изготовил в 1889 г первую паровую турбину, нашедшую практическое применение? (Г. Лавалем)
  5. Кем был изготовлен первый поршневой двигатель внутреннего сгорания в 1860 г? (Э. Ленуаром.)

II тур.

Задание 1.

  1. При выходе из реки после купания мы ощущаем холод. Почему?

 ( Потому, что влага с тела человека начинает интенсивно испаряться, поглощается тепло)

  1. Почему скошенная трава быстрее высыхает в ветрянную погоду, чем в тихую?

(Так как  молекулы, которые вылетают с поверхности уносятся ветром)

  1. Зачем на морозе вспотевшую после езды лошадь покрывают попоной?

(Для предотвращения испарения пота и переохлаждения животного)

  1. Какой из видов теплопередачи играет основную роль в нагревании воды в чайнике?

(Теплопроводность)

  1. Что остынет быстрее: стакан компота или стакан киселя? Почему?

(Стакан киселя будет остывать медленнее, так как плотность киселя больше, значит расстояние между молекулами меньше)

Задание 2. Веселые загадки.

  1. Красивое коромысло над лесом повисло? (Радуга)
  2. В огне не горит, а в воде не тонет. (Лед)
  3. Я под мышкой сижу,

     И что делать укажу:

     Или разрешу гулять,

     Или уложу в кровать.   (Термометр)

  1. За блеском — треск,

      За треском — плеск. (Молния, гром, дождь)

  1. На стене весит тарелка

     По тарелке ходит стрелка.

     Эта стрелка наперед

     Нам погоду узнает. (Барометр)

6. Посреди поля лежит зеркало: 
   стекло голубое, рама зеленая.  (Пруд)

  1.  И обратный держит путь
         Он не видимый и всё же
         Без него мы жить не можем.
    (Воздух)
  2. В нее льется, из нее льется, сама по земле плетется. (Река)
  3. Кругом вода, а с питьем беда.  (Море)

IIIтур.

Задание 1. 1. Какое количество теплоты надо сообщить 2 кг воды, чтобы повысить ее температуру от 20 до 70ºС? (420 кДж).
2. Какое количество теплоты надо затратить, чтобы нагреть чугунную сковороду массой 300 г от 20 до 270ºС? (40,5 кДж).
3. Медный паяльник массой 250 г остывает от 200 до 150 ºС. Определить количество теплоты, отданное паяльником в окружающее пространство. (4750 Дж)

  1. Какое количество теплоты выделится при кристаллизации 1 кг свинца и дальнейшем его охлаждении до 27ºС, если начальная температура свинца 327ºС?

(67 кДж)

5. Вычислить количество теплоты, которое необходимо для плавления 4 кг железа, если     начальная температура железа 39ºС. (38,4·105 Дж)

   

Задание 2.

  1. Закон сохранения механической энергии утверждает, что...

а)...поднятые на высоту или деформированные тела обладают потенциальной энергией.

б) ...кинетическая энергия переходит в потенциальную и наоборот.

в) ...движущиеся тела обладают кинетической энергией.

г)  ...при всех превращениях энергии полная механическая энергия остается постоянной.

Ответ: г

  1. При теплопередаче более холодное тело получает такое количество теплоты, какое..

а)...нужно, чтобы температура тел выравнивалась.

б) ..отдает тело с более высокой температурой, остывая до общей одинаковой температурой.

в) ...необходимо для его нагревания

Ответ: б

  1. Чем отличаются молекулы горячего чая от молекул этого же чая, когда он остыл?

а) Размером

б) Числом атомов в них

в)  Цветом

г) Скоростью движения

Ответ: г

  1. Какой энергией обладает шар-зонд, запущенный метеорологами?

а) Внутренней.

б) Всеми этими видами энергии.

в)  Потенциальной.

г) Кинетической.

Ответ:б

  1. Во что лучше завернуть кастрюлю, чтобы сохранить ее содержимое горячим?

а) Полотенце.

б) Газету.

в) Фольгу.

г)  Пуховое одеяло.

Ответ:г

     

IV тур.

Задание 1. Выберите один ответ:

1. Футбольный мяч летит в воздухе, приближаясь к земле. При этом внутренняя энергия молекул воздуха в мяче ...

  а). Уменьшается, так как уменьшается расстояние между мячом и землей.
  б) Увеличивается, так как растет скорость мяча.
  в) Не изменяется, поскольку сумма кинетической и потенциальной энергии мяча не меняется.
  г) Не меняется, поскольку сумма потенциальной энергии взаимодействия молекул воздуха в мяче и их кинетической энергии относительно оболочки мяча не изменяется.
 ( Ответ: г)

2. Заболевший ученик держал термометр под мышкой, а здоровый - немного потер такой же термометр о кусочек ткани. В результате показания обоих термометров оказались равны 38 0С. При этом внутренняя энергия ртути в термометре .....

   а) Возросла в первом случае.
   б) Возросла только во втором случае
   в) Возросла в обоих случаях
   г) Не изменилась ни в одном из случаев

( Ответ: в)

3. Тепловой двигатель - устройство, предназначенное для ...

    а) нагревания окружающих тел за счет внутренней энергии топлива

    б) получения топлива за счет механической работы двигателя

    в) увеличения внутренней энергии топлива за счет подведения к нему некоторого количества теплоты

    г)преобразования внутренней энергии топлива в механическую энергию

 ( Ответ: г)

4. Перемещаясь с постоянной скоростью по снежному насту, снегоход "Буран" развивает максимальную мощность 21 000 Вт и при этом сжигает за 0,5ч 4,5кг бензина. Удельная теплота сгорания бензина 46000000 Дж/кг. Определите КПД теплового двигателя в (%). Ответ округлите до целого.

    a. 18 %

    b. 44 %

    c. 36%

   d. 17 %

 ( Ответ: а)

Задание 2. Поэтические загадки.

  1. Все молчит, - лучина с треском

     Лишь горит багровым блеском,

     Да по кровле ветер шумит.

 (А.А. Фет. «Метель»)

Вопрос: Почему лучина горит с треском?

(Ответ: При горении лучины из ее древесины интенсивно испаряется влага; увеличиваясь в объеме, с треском разрывает древесные волокна)

  1. В окно увидела Татьяна

     Поутру побелевший двор,

     Куртина, кровли и забор,

     На стеклах легкие узоры,

     Деревья в зимнем серебре …

 (А.С. Пушкин. «Евгений Онегин»)

Вопрос: Как объяснить «На стеклах легкие узоры»?

(Ответ: под действием низкой температуры образуются кристаллики воды, ее твердое состояние)

  1. На стекле, серебряном от инея,

     За ночь хризантемы расцвели.

     В Верхних стеклах — небо ярко-синее

     И застреха в снеговой пыли.

(И.А. Бунин. «На окне, серебряном от инея»)

Вопрос: Почему стекла в окне покрылись узором от инея?

(Ответ: Это объясняется те, что конвективные потоки воздуха, соприкасаясь с нижними оконными стеклами охладились. При этом водные пары этих потоков сконденсировались, охладились и кристаллизовались.)

  1. Свободные поля взрывал уж ранний плуг;

     Чуть веял ветерок, под вечер холодея;

     Едва прозрачный лед, над озером тускнея,

     Кристаллом покрывал недвижные струи.

(А.С. Пушкин. «К Овидию»)

Вопрос: Что означает греческое слово «кристалл»?

(Ответ: Лед)

Задание 3. Опыты.

  1. На стекле 2 капли воды. Стекло нагревается снизу под одной из капель.

Почему подогреваемая капля испаряется быстрее?

(Ответ: С увеличением температуры испарение жидкости усиливается, так как чем выше температура, тем больше число быстро движущихся молекул, способных покинуть жидкость)

  1. Пипеткой  эфир на стекло и на лист промокательной бумаги. Наблюдается процесс испарения.

Почему с промокашки быстрее испаряется эфир?

(Ответ: Чем больше площадь поверхности жидкости, тем большее число молекул одновременно вылетают с нее в воздух)

  1. На столе стоят два стакан в которые налили по 100мл кипятка. В один стакан опустили алюминиевую чайную ложка, в другой — ложку из нержавейки.

       Какая ложка нагреется быстрее?

    (Ответ: алюминиевая, т.к. удельная теплоемкость алюминия меньше)

  

     Задание 4.

 Наберите в кружку кусочки льда (лед можно получить в холодильнике). С помощью наружного термометра, помещенного в кружку, про наблюдайте за процессом плавления льда и последующим нагреванием воды. Ежеминутно фиксируйте показания термометра. По результатам измерений постройте график плавления льда и последующего нагревания воды.

     Задание 5. Вопросы врасплох.

  1. Какое мороженое дольше не растает, то которое лежит в комнате на блюдце или то, которое лежит под струей вентилятора?

(Ответ: То мороженое, которое лежит на блюдечке, окружает воздух охлаждающийся от мороженного. Мороженное, которое находится под вентилятором, испытывает на себе поток воздуха, имеющий комнатную температуру. Значит дольше не растает мороженое, просто лежащее на блюдце.)

  1. Можно ли вскипятить ведро воды свечкой?

(Ответ: Нет, поскольку большая часть тепла уйдет в окружающее пространство.)

  1. Как, не выпуская воздуха из воздушного шарика, уменьшить его в объеме?

(Ответ: Для этого шарик нужно положить в холодильник)

  1.  Почему лед в воде не тонет?

(Ответ: Это связано с тем, что плотность льда меньше, чем воды)

  1. Почему просторная обувь защищает от мороза лучше, чем тесная?

(Ответ: В просторной обуви имеется воздух, которая плохо проводит тепло.)

  1. Внутренняя энергия льда на реке в мороз уменьшается или увеличивается?

(Ответ: Уменьшается)

Задание 5. Сказка.

Жил — был царь. У него были три дочери: старшая,
средняя и младшая. Младшая была самая красивая,
самая любимая. Царь был стар и умен. Он давно
издал указ, по которому первая дочь, выходящая
замуж получит пол — царства. Зная указ, средняя и
старшая дочери очень хотели замуж, и часто
из-за этого ссорились. Младшая дочь замуж не
собиралась. Чтобы разрешить все вопросы с
замужеством и уладить ссоры, царь предложил
провести такое соревнование.

Он поставил на стол три чайника. Они были
совершенно одинаковы, как по внешнему виду, так и
по вместимости. Царь налил в каждый чайник
равное количество воды из ведра.

“Мои любимые дочери, — начал свою речь царь, -
сейчас каждая из вас возьмет по чайнику и
отправиться вместе со мной на кухню. Там вы
поставите чайники на плиту и дождетесь, пока они
закипят. Та дочь, у которой закипит чайник раньше,
выйдет замуж первой”.

Как не странно, но расчеты царя были точными,
первым закипел чайник у младшей дочери.
Почему?

Ответ: Старшая и средняя дочери очень хотели, чтоб их чайники закипели быстрее, и часто поднимали крышки чайников, проверяя, не кипит ли в них вода.
Младшая дочь замуж не хотела и в чайник не заглядывала!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

8 класс. Тесты по физике по теме" Тепловые явления".

Тесты по физике 8 класс "Тепловые явления"  9 тем, по 6 вариантов в каждом ( с ответами)...

Интеллектуальная игра по физике для 7 класса "Умники и умницы"

Интеллектуальная игра по физике "Умники и умницы" проводится в конце учебного года для проверки знаний по разделам физики 7 класса, включает разнообразные задания. Представлен конспект игры и презента...

Урок - игра. Турнир - "Умники и умницы". Обобщающий урок по теме: "Тепловые явления". 8 класс.

8 класс. Обобщающий урок по теме:"Тепловые явления". Физику и математику принято относить к точным наукам. И уж если прозвенел звонок на урок по этим предметам, то казалось бы литература, искусство, п...

Интеллектуальная игра по физике для 7 класса "Умники и умницы

Цели:-       Создание условий для формирования у ребёнка стремления к собственному интеллектуальному росту  и развитию, самоутверждения и самоопределения, утверждени...

Урок-игра для 9-х классов "Умники и умницы" по теме "Операционная система Windows"

Цели урока:·                     обучающая - обобщение и систематизация знаний, умений и навыко...

Интеллектуальная игра по информатике «Умники и умницы», посвященное Году Кино

Интеллектуальная игра по информатике для учащихся 8-9 класса...

Урок – конкурс «Умники и умницы» по теме «Тепловые явления»

активизация познавательной деятельности к предмету посредством игр, воспитание всесторонне развитой личности, развитие внимания, мышления, мотивации учебной деятельности, умений сравнивать, находить о...