Урок – конкурс «Умники и умницы» по теме «Тепловые явления»
учебно-методический материал по физике (8 класс)

Лобова Мария Валентиновна

активизация познавательной деятельности к предмету посредством игр, воспитание всесторонне развитой личности, развитие внимания, мышления, мотивации учебной деятельности, умений сравнивать, находить оптимальные решения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_-_igra.docx18.22 КБ

Предварительный просмотр:

Урок – конкурс «Умники и умницы» по теме «Тепловые явления»

Цель : активизация познавательной деятельности к предмету посредством игр, воспитание всесторонне развитой личности, развитие внимания, мышления, мотивации учебной деятельности, умений сравнивать, находить оптимальные решения.

  • Образовательная: формировать умение активизировать и планировать, объяснять физические опыты и явления.
  • Развивающие: развивать умение систематизировать и обобщать изученное, раскрывать взаимосвязь между изученным материалом и явлениями в жизни.
  • Воспитательная: воспитывать чувство ответственности, умение работать в коллективе, умение использовать свой интеллект, волю, эмоции.

Правила игры: Организаторы (2-3 ученика во главе с учителем) готовят:

  • Ордена умников по числу вопросов;
  • Дорожки трех цветов;
  • Вопросы и задания.

Красная дорожка состоит из двух квадратов, желтая- из трех, зелёная- из четырех.

Выявляем трех «умников». Учащиеся отвечают на вопросы отборочного тура. за полный и правильный ответ ученик получает орден «умника». Три ученика, получившие наибольшее число орденов разыгрывают дорожки. Особенности дорожки:

Красная –игрок не должен ошибаться , ему задают один вопрос.

Желтая- надо ответить правильно на  один из двух вопросов, он имеет право на ошибку.

Зеленая- игрок должен ответить  правильно  хотя бы на один из трех вопросов.

Игрок первым прошедший свою дорожку становиться «умником» и садится на «трон».        

Оставшееся два игрока присоединяются к «теоретикам». Игра идет между умниками.

Отборочные вопросы

  1. Если в летний солнечный день измерить температуру голой почвы и находящейся неподалеку почвы , покрытой растениями, то окажется , что голая почва нагрета сильнее. Но если же в этих местах измерить температуру ночью, то, наоборот, почва под растениями будет иметь более высокую температуру, чем голая. Объясните почему?
  2. Почему в холодных помещениях у нас быстрее мёрзнут ноги?
  3. Ящерицы и другие мелкие животные , обитающие в пустынях, в самое жаркое время дня часто забираются на верхушки кустарников. Почему?
  4. Даже в тихую погоду, когда ветер не шевелит листья, осина не остается в покое. Её листочки все время дрожат. Почему?
  5. В стихотворении А.С.Пушкина «Кавказ» есть такие слова « Орел с отдаленной поднявшись вершины, парит неподвижно со мной наравне…» объясните, почему орлы, ястребы, коршуны, парящие высоко в небе, могут держаться на одной высоте, не взмахивая при этом крыльями.
  6. Каким образом моржи, киты, тюлени, живущие в воде, с вечно плавающими льдами, постоянно сохраняют высокую температуру тела (38-40?
  7. Почему северные олени не замерзают даже в большой мороз? Что защищает их от холода?
  8. Почему утки и другие водоплавающие птицы могут долгое время находиться в холодной воде и при этом не переохлаждаются?
  9. С какой целью кусты малины в северных районах пригибают на зиму к земле?
  10. Чем можно объяснить, что некоторые виды птиц (тетерев, куропатки, рябчики и другие)зарываются снежные сугробы и там проводят иногда по несколько суток?
  11. Какова нормальная температура  тела человека и домашних животных?
  12. Почему утки в сильный мороз охотно лезут в воду?
  13. Зимой на  сильном ветру нам гораздо холоднее, чем в затишье. Будет ли при этом разница в показаниях температур?

Вопросы для определения дорожки

  1. Почему у полярных лисиц уши значительно меньше, чем у лисиц, живущих в умеренном климате?
  2. Почему опасна для растений гололедица?

Вопросы для состязания умников

Для игрока на красной дорожке:

  1. Простейший парник – это плотно сколоченный ящик, в который насыпана земля. Одна сторона заклеена. Солнечные лучи одинаково нагревают паник и окружающую его землю. Однако температура в парнике будет значительно выше, чем вне его. Откуда же берется дополнительное тепло?

Для игрока на желтой дорожке:

  1. Путники суровой зимой разожгли костер.  Над костром устроили примитивный полог: натянули кусок парусины, чтобы задерживал тепло и отбрасывал его вниз,- способ хорошо известный людям которые учатся физики у природы. Почему теплый воздух поднимается вверх?
  2. Перед тем как взлететь ночная бабочка довольно долго подрагивает крылышками. Почему?

 Для игрока на зелёной дорожке:

  1. Предшественница электрической лампочки – керосиновая лампа - временами коптила, поэтому над ней на потолке образовывалось черное пятно. Но и над светильником с электрической лампой иногда возникает черное пятно на потолке. Неужели электрические лампы коптят?
  2. В трудных условиях приходится работать сталеварам , имеющим дело с расплавленным металлом. Его горячее дыхание буквально обжигает человека. Казалось бы, что для облегчения условий труда костюмы должны изготавливаться из материалов с низкой теплопроводностью. Между тем на самом деле спецодежда металлургов часто  покрывается тонким слоем металла – великолепного проводника тепла. С какой целью так поступают?

Подведение итогов

Награждение победителей. Выставление оценок за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое мероприятие: конкурс "Умники и умницы"

Данный материал может быть использован как в учебный период, так и во внеурочное время! Целью данного конкурса является создание условий для развития интеллектуальных и творческих способностей учащихс...

Урок - игра. Турнир - "Умники и умницы". Обобщающий урок по теме: "Тепловые явления". 8 класс.

8 класс. Обобщающий урок по теме:"Тепловые явления". Физику и математику принято относить к точным наукам. И уж если прозвенел звонок на урок по этим предметам, то казалось бы литература, искусство, п...

Интеллектуальная игра для 8 класса «Умники и умницы» по теме «Тепловые явления».

Работа была написана для использования как внеклассное мероприятие. Данная работа развивает интерес к предмету....

Урок физики в 8 классе. Повторение темы "Тепловые явления"

Повторить основные понятия и формулы, изученные по теме «Тепловые явления» для успешного выполнения контрольной работы. ...

Урок физики в 8 классе. Повторение темы "Тепловые явления"

Повторить основные понятия и формулы, изученные по теме «Тепловые явления» для успешного выполнения контрольной работы. ...

Урок физики в 8 классе по теме "Тепловые явления"

Учебный предмет: физикаКласс, профиль: 8 класс, общеобразовательный.УМК: Учебник «Физика. 8 класс», авторы: А.В.Перышкин, Е.М.ГутникТема урока: Тепловые явления Тип урока: урок обобщения и...

Методическая разработка урока физики для 8 класса по теме «Тепловые явления – повторение»

Урок предназначен для учащихся 8го класса и может быть использован в качестве обобщительно-повторяющего урока по теме «тепловые явления».Цели и задачи урока&bull...