Главные вкладки

    Урок физики в 8 классе. Повторение темы "Тепловые явления"
    план-конспект урока по физике (8 класс) на тему

    Повторить основные понятия и формулы, изученные по теме «Тепловые явления» для успешного выполнения контрольной работы.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Урок физики в 8 классе

    (с использованием технологии групповой деятельности и ИКТ) 

    Тема урока: повторение темы «Тепловые явления».

    Цели урока: 1. Повторить основные понятия и формулы, изученные по теме «Тепловые явления» для успешного выполнения контрольной работы.

    2. Развивать у учащихся умение применять знания, полученные ранее, в новой ситуации; развивать интерес к предмету.

    3. Воспитывать чувство ответственности у каждого ученика перед  одноклассниками за полученные знания, чувство товарищества и взаимопомощи, целеустремленность.

    Тип урока: урок повторения.

    Форма проведения урока: игра.

    Продолжительность занятия: один академический час.

    Домашнее задание: §12 – 24.

    Ход урока.

    1. Вступительное слово учителя – 3 минуты.
    2. Непосредственно игра – 32 минуты.

    1 этап – «Знаешь ли ты формулы».

    1.1. Установи соответствие:

    Q=cm(t2-t1)

    Горение

    Каждая команда получает такой лист, количество формул на листе соответствует количеству учащихся в команде. Первый устанавливает соответствие, соединяя формулу и процесс линией, передает следующему. Оценивается быстрота и правильность. При подведении итогов на интерактивную доску выводится слайд с заданием, сразу проверяется правильность выполнения. Каждому ученику, правильно выполнившему задание, ставится один балл.

     Q=qm

    Парообразование

    Q=λm

    Нагревание

    Q= cm(t1- t2)

    Плавление

    Q=Lm

    Охлаждение

    1.2. Физический диктант (для капитанов команд).

    1. Запиши формулу, по которой определяется удельная теплоемкость вещества.

    c=Q : (m(t2-t1))

    Каждому капитану дается лист с заданием, они отвечают на вопросы, пока идет следующий конкурс для команд. После этого на экран выводятся правильные ответы, проверяется задание капитанов, выставляются баллы.

    2. Как можно определить удельную теплоту сгорания топлива, если известна масса сгоревшего топлива и количество теплоты, выделившееся при этом?

    q=Q : m

    3. Как определить массу расплавившегося вещества, если известно, какое это вещество и сколько энергии затрачено на его плавление?

    m=Q : λ

    2 этап – «Конкурс смекалистых».

        Команды по очереди вытягивают билет с вопросом, правильно ответившему члену команды ставится балл, если команда не отвечает на вопрос, то на него может ответить любая другая команда. Количество вытягиваемых билетов зависит от темпа работы отвечающих.

    Вопросы конкурса:

    1. На чашки уравновешенных рычажных весов поставили два одинаковых стакана с горячим и холодным чаем. Вначале весы были в равновесии, но оно быстро нарушилось. Почему?
    2. Что можно сказать о внутренней энергии облака, образовавшегося над Индийским или же Северным Ледовитым океаном?
    3. Почему лед не сразу начинает таять, если его внести с мороза в натопленную комнату?
    4. Почему скошенная трава быстрее высыхает в ветреную погоду, чем в тихую?
    5. Почему ватные пальто и меховые шапки предохраняют тело человека и от мороза, и от сильной жары? При какой примерно температуре воздуха имеет смысл надевать такую одежду в жару?
    6. Почему самовар с раскаленными углями не расплавляется, когда в него налита вода, и расплавляется, когда воды в нем нет?
    7. Почему врач, поставив медицинский термометр больному, смотрит показания термометра не раньше, чем через 5-7 минут?
    8. Сюрприз. Команда, не отвечая на вопрос, может отдать балл любому ученику команды.
    9. В теплую комнату внесли бутыль, закрытую пробкой. Через некоторое время пробка выскочила из бутыли. Почему?
    10. Зачем на морозе вспотевшую после езды лошадь покрывают попоной?
    11.  Оболочки космических кораблей и ракет делают из тугоплавких металлов и специальных сплавов. Почему?

    3 этап – «Соревнование любителей кроссвордов».

    Каждой команде выдается сетка кроссворда, вопросы к кроссворду на экране. Оценивается быстрота и правильность. Капитан команды учитывает количество правильных ответов каждого члена команды.

        Вопросы к кроссворду:

    1. Как называется хаотическое движение молекул в теле?
    2. Вид теплопередачи.
    3. Единица измерения температуры.
    4. Сосуд, хранящий пищу горячей.
    5. Вид теплопередачи, в котором энергия переносится струями газа или жидкости.
    6. Прибор, состоящий из двух сосудов, разделенных воздушным промежутком.
    7. Вид теплопередачи, осуществляемый и в вакууме.
    8. Энергия, определяемая движением и взаимодействием молекул в теле.
    9. Процесс, обратный плавлению.

        Если вы ответили правильно на все вопросы, то в выделенном столбце по вертикали прочтете название прибора, с помощью которого измеряют температуру.

    Ответы:

    1. Тепловое.
    2. Теплопроводность.
    3. Градус.
    4. Термос.
    5. Конвекция.
    6. Калориметр.
    7. Излучение.
    8. Внутренняя.
    9. Кристаллизация.

    В выделенном столбце – термометр.

    1

     

     

     

     

     

     

     

     

    2

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    3

     

     

     

     

     

    4

     

     

     

     

     

    5

     

     

     

     

     

     

     

     

    6

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    7

     

     

     

     

     

     

     

     

    8

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    9

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    4 этап – «Понимаешь ли ты графики?»

        На экран проецируется график зависимости температуры от времени некоторого вещества и вопросы к этому графику:

    1. Какие процессы изображены на графике?
    2. Для какого вещества?
    3. Твердому или жидкому состоянию соответствуют участки графика 1-2, 2-3, 3-4?

    Команды обсуждают возможные ответы в течении 2 минут, записывают ответы, сдают их на проверку. На экран выводятся правильные ответы:

    1. Нагревание и плавление.
    2. Лед.
    3. 1-2 – твердое состояние, 2-3 – твердое и жидкое, 3-4 – жидкое.

    5 этап – «Двигатель внутреннего сгорания».

        Учащиеся по желанию рассказывают о четырех тактах рабочего цикла двигателя внутреннего сгорания.

    1. Подведение итогов – 5 минут.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка. План-конспект урока физики 8 класс. Электрические явления

    Методическая разработка. План-конспект урока физики 8 класс. Электрические явления...

    Открытый урок физики 8 класс "Световые явления".

    Открытый урок физики 8 класс "Световые явления"....

    Урок физики 8 классе «Тепловые явления»

    Урок физики 8 классе«Тепловые явления»...

    Проект урока физики 8 класс Решение задач по теме «Тепловые явления. Агрегатные состояния вещества»

    Проект урока физики 8 класс Решение задач по теме «Тепловые явления. Агрегатные состояния вещества»...

    разработка урока физики 7 класс ФГОС по теме: Физика. Физические явления.

    Что представляет собой предмет "физика", какие бывают физические явления...

    Методическая разработка урока по физике (11 класс) по теме: «Явление резонанса в современной жизни»

    Данный материал содержит методическую разработку урока по физике (11 класс) по теме:«Явление резонанса в современной жизни», а также самоанализ данного урока....