Свободное падение тел.
план-конспект урока по физике (5 класс) на тему

Свободное падение тел.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon padenie_tel.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Тема урока: «Свободное падение тел».

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: сформировать представление о свободном падении тел.

Планируемые результаты: 

Личностные: участвовать в обсуждении проблем; интерес к изучению темы, желание применять приобретенные знания и умения; формировать умение слушать и вступать в диалог.

Метапредметные: формировать умение видеть физическую задачу в контексте проблемной ситуации, в окружающей жизни.

Предметные: объяснять явления, выявляемые в ходе эксперимента, решать качественные задачи на свободное падение тел;

экспериментально измерять скорость своей реакции с помощью линейки и ускорения свободного падения, скорость тела, брошенного горизонтально, и время его падения.

Основные понятия: свободное падение, ускорение свободного падения, равноускоренное движение, ускорение.

Ресурсы:

Мякишев Г. Я. Физика. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый и профил. уровни — М.: Просвещение, 2009.

Рымкевич А.П. Сборник задач по физике: для 9-11 кл. сред. шк. – М.: Просвещение, 1994.

http://video.yandex.ru/users/alkuz/view/31/# видеоролик «Опыты Галилея с падающими телами».

http://rutube.ru/tracks/3167081.html - видеоролик «Свободное падение тел в трубке Ньютона».

АРМ, мультимедийная презентация к уроку.

Формы обучения на уроке: индивидуальная, фронтальная.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

1. Организационный момент.

Приветствие учащихся, контроль готовности к уроку.

Включаются в учебную деятельность.

2. Актуализация знаний.

Вступительное слово учителя.

Объявление темы урока. (слайд 1)

Предлагает обучающимся решить тест.

Отвечают на вопросы теста.

3. Изучение нового материала.

Создание проблемной ситуации: тела равной массы должны падать на землю одновременно?

Возьмём два одинаковых тетрадных листка. Один из них скомкаем. Изменилась ли при этом его масса? Отпустим оба листка одновременно с одинаковой высоты – скомканный листок падает быстрее!

Теперь возьмём учебник и тот же тетрадный листок и отпустим их с одной высоты – учебник падает быстрее, как и должно быть по Аристотелю.

Положим тетрадный листок на учебник и повторим опыт. Что упадёт быстрее? Учебник и листок падают одновременно, не смотря на то, что у них разная масса!

Проверка гипотезы:       (слайд 2-3)

просмотр видеороликов:

1) Опыты Галилея с падающими телами в г. Пизе;

2) Свободное падение тел в трубке Ньютона.

Участвуют в беседе с учителем.

Ученики смотрят и комментируют видеоролики.

4. Закрепление новых знаний.

Комментирование и оказание помощи при решении задач. (слайд 4-7)

Решают у доски и в тетрадях задания.

5. Рефлексия.

Организация рефлексии. (слайд 8)

Осуществляет самооценку своей деятельности на уроке

6. Домашнее задание.

Учитель предлагает домашнее задание: §§ 17 - 18, упр. 4 (3,4).

(слайд 9)

Записывают в дневники домашнее задание.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

  1. Как называется движение с постоянной скоростью?
  2. Как называется величина, равная изменению скорости в единицу времени?
  3. Как называется движение с постоянным ускорением?
  4. В каких единицах измеряется ускорение?
  5. Ускорение равно 10 м/с2, что это означает?

3. Изучение нового материала.

Создание проблемной ситуации.

Просмотр видеороликов:

1) Опыты Галилея с падающими телами в г. Пизе;

2) Свободное падение тел в трубке Ньютона.

Работа с учебником стр.37-39.

Какую величину мы найдём, используя выражение ? (проекцию перемещения при v0=0)

Чему равно ускорение свободного падения вблизи поверхности Земли? (g=9,81 м/с2)

Ускорение свободного падения - величина векторная и численно равная 9,8. Ускорение g=9,8 м/с2 свободного падения всегда направлено вертикально вниз, даже если тело подбрасываем вверх, т.к. все тела, брошенные с какой-либо высоты или подброшенные вверх всегда испытывают земное притяжение. Теперь давайте сделаем рисунок падающего вниз тела. 7 мин.

Итак, мы выяснили, что g=9,8 м/с2, а это есть среднее значение ускорения свободного падения, т.к. ускорение свободного падения в разных местах отличается. Например, на полюсе Земли значение " g " больше среднего, на экваторе меньше среднего.

Так как свободное падение – это равноускоренное движение, значит, характеристики движения можно определить по формулам (OY направлена вертикально вверх)

 Формулы для определения характеристик свободно падающего тела:

V0= 0; Vy= gyt; Sy= (gyt2)/ 2

4. Закрепление новых знаний.

1. Чему будет равна скорость потока воды в водопаде через 4 секунды от начала падения? 
2. С какой высоты упала сосулька, если время ее падения 3 секунды?

3. Сколько времени длился прыжок спортсмена, если в момент касания земли его скорость была 20 м/с?  

5. Рефлексия.

- Сегодня я узнал…

- Я понял, что…

- Я научился….

- Урок дал мне для жизни…

- Мне захотелось….

6. Домашнее задание: § 17 - 18, упр. 4 (3,4).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Свободное падение"

Разработка урока "Свободное падение"...

Гравитационное поле Земли. Ускорение свободного падения Земли.

Описано гравитационное поле Земли, ускорение свободного падения Земли, движение тела, брошенного под углом к горизонту, баллистическая траектория....

Самостоятельная работа "Свободное падение" 9 класс.

Данная работа  включает  1 вариант "Свободное падение", 2 вариант "Движение тела вертикально вверх" (тест)...

Открытый урок по теме "Свободное падение", 9 класс

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Урок построен по ТРКМ. Основная цель урока: формирование  понятия свободного падения через проведение исследований, показывающих несоответстви...

Урок физики с использованием ЭОР в 9 классе по теме" Свободное падение"

Данный материал содержит тест на повторение ранее изученного материала,а также интерактивные модели свободного падения, видеоматериал....

Методические рекомендации к уроку "Свободное падение. Ускорение свободного падения"

Данный материал поможет учителю к подготовке к уроку в 9 классе. Предлагаю план урока, с описанием демонстраций уроков, с сылками на Цифровые образовательные ресурсы, с решением задач....

Методическая разработка открытого урока по физике на тему "Свободные и вынужденные колебания. Динамика колебательного движения. Лабораторная работа «Определение ускорения свободного падения при помощи маятника»."

Урок разработан с применением технологии развития критического мышления. Основные цели и задачи урока:1. Создание условий для усвоения учащимися понятия о механических колебаниях,  включения их в...