Рабочая программа для курса физики 7 - 9 классов основной школы. ФГОС
рабочая программа по физике (7, 8, 9 класс) на тему

Харченко Наталья Ивановна

Данная рабочая программа составлена на основе примерной программы по физике основной школы (стандарты второго поколения) 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kurs_7-9_kl_fgos.doc239.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Больше – Желтоуховская средняя общеобразовательная школа»

«РАССМОТРЕНО»                                    «СОГЛАСОВАНО»                           «УТВЕРЖДАЮ»

на заседании                                              Председатель методсовета                 Директор школы

ШМО учителей                                        ____________О.Ю.Кульбянок            ___________Н.М.Земченков

естественно-математического                «29» августа 2014 г                              Приказ №_________

цикла                                                                                                                        от «30»августа 2014 г

Протокол  № 1

от «28» августа 2014 г

Рук-ль ШМО:

___________Ревкова О.А. 

 

ПРОГРАММА

предмета физики для 7-9 классов

основного общего образования

Составил учитель физики

Харченко Наталья Ивановна,

первая квалификационная категория

2014 г


Пояснительная записка

Рабочая  программа реализуется в учебниках А.В.Пёрышкина «Физика» для 7, 8 классов и А.В.Пёрышкина, Е.М.Гутник «Физика» для 9 класса системы «Вертикаль» (М.:Дрофа, 2014).

Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 7-9  классов и реализуется на основе следующих документов:

● Закона РФ «Об образовании» № 273 от 29.12.2013 г.;

● Федерального государственного образовательного стандарта общего образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 № 1897;

● Фундаментального ядра содержания общего образования;

● Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования;

● Программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования;

● Примерной программы основного общего образования по физике;

 Программы основного общего образования. Физика. 7-9 классы. Авторы: (А.В.Пёрышкин, Н.Ф.Филонович, Е.М.Гутник (М.:Дрофа, 2014), с. 4 – 12, 22 – 43, 90 – 91.

● Программы духовно-нравственного развития и воспитания личности;

● Основной образовательной программы основного (среднего) общего образования МКОУ «Больше – Желтоуховская средняя общеобразовательная школа»

Программа определяет содержание и структуру учебного материала, последовательность его изучения, пути формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся.

Школьный курс физики – системообразующий для естественнонаучных предметов, поскольку физические законы, лежащие в основе мироздания, являются основой содержания предметов химии, биологии, географии и астрономии. Физика вооружает школьников научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

В 7 и 8 классах происходит знакомство с физическими явлениями, методом научного познания, формирование основных физических понятий, приобретение умений измерять физические величины, проводить лабораторный эксперимент по заданной схеме. В 9 классе начинается изучение основных физических законов, лабораторные работы становятся более сложными, школьники учатся планировать эксперимент самостоятельно.

Цели изучение физики в основной школе следующие:

  • усвоение учащимися смысла основных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;
  • формирование системы научных знаний о природе, её фундаментальных законах для построения представления о физической картине мира;
  • систематизация знаний о многообразии объектов и явлений природы, о закономерностях процессов и о законах физики для осознания возможности разумного использования достижений науки в дальнейшем развитии цивилизации;
  • формирование убеждённости в познаваемости окружающего мира и достоверности научных методов его изучения;
  • организация экологического мышления и ценностного отношения к природе;
  • развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихся, а также интереса к расширению и углублению физических знаний и выбора физики как профильного предмета.

Достижение целей обеспечивается решением следующих задач:

  • Знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
  • Приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;
  • Формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;
  •  Овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;
  • Понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.

Особенность изучения предмета физики 7 – 9 кл.:

1) формирование представлений о закономерной связи и познаваемости явлений природы, об объективности научного знания; о системообразующей роли физики для развития других естественных наук, техники и технологий; научного мировоззрения как результата изучения основ строения материи и фундаментальных законов физики;

2) формирование первоначальных представлений о физической сущности явлений природы (механических, тепловых, электромагнитных и квантовых), видах материи (вещество и поле), движении как способе существования материи; усвоение основных идей механики, атомно-молекулярного учения о строении вещества, элементов электродинамики и квантовой физики; овладение понятийным аппаратом и символическим языком физики;

3) приобретение опыта применения научных методов познания, наблюдения физических явлений, проведения опытов, простых экспериментальных исследований, прямых и косвенных измерений с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов; понимание неизбежности погрешностей любых измерений;

4) понимание физических основ и принципов действия (работы) машин и механизмов, средств передвижения и связи, бытовых приборопромышленных технологических процессов, влияния их на окружающую среду; осознание возможных причин техногенных и экологических катастроф;

5) осознание необходимости применения достижений физики и технологий для рационального природопользования;

6) овладение основами безопасного использования естественных и искусственных электрических и магнитных полей, электромагнитных и звуковых волн, естественных и искусственных ионизирующих излучений во избежание их вредного воздействия на окружающую среду и организм человека;

7) развитие умения планировать в повседневной жизни свои действия с применением полученных знаний законов механики, электродинамики, термодинамики и тепловых явлений с целью сбережения здоровья;

8) формирование представлений о нерациональном использовании природных ресурсов и энергии, загрязнении окружающей среды как следствие несовершенства машин и механизмов.

В программе предмета физики 7 – 9 большое внимание уделяется познавательной деятельности учащихся (при использовании различных методов и форм обучения предмету) и задаче ее активизации (при объяснении нового материала, при решении задач, при проведении лабораторных работ и т.д.), развитию логического и диалектического мышления и творческих способностей учащихся. 

В современном обучении есть следующие  проблемы: 
- необходимость создания системы знаний для школьного предмета физики, отражающей современное состояние научного методологического знания с учетом всех его уровней; 
- необходимость разработки методики формирования у учащихся системы знаний с учетом их места в содержательном и процессуальном блоках учебного предмета физики. 

Следовательно, необходимо пересмотреть существующую структуру в преподавании физики. Важно, сохранив все самое лучшее в традиционных методах, которые позволяют сохранить высокий уровень преподавания физики, внедрить инновационные элементы в обучении. На этапе реформирования целесообразно разумное сочетание учебной литературы нового и старого поколений.

Общая характеристика предмета

Школьный курс физики – системообразующий для естественно-научных учебных предметов, т.к. физические законы лежат в основе содержания предметов химии, биологии, географии и астрономии. Физика вооружает школьников научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Принцип построения предмета – объединение изучаемых фактов вокруг общих физических идей. Это позволило рассматривать отдельные явления и законы, как частные случаи более общих положений науки, что способствует пониманию материала, развитию логического мышления, а не простому заучиванию фактов.

Изучение строения вещества в 7 классе создаёт представления о познаваемости явлений, их обусловленности, о возможности непрерывного углубления и пополнения знаний: молекула – атом; строение атома – электрон. Далее эти знания используются при изучении массы, плотности, давления газа, закона Паскаля, объяснении изменения атмосферного давления.

В 7 и 8 классах происходит знакомство с физическими явлениями, методом научного познания, формирование основных физических понятий, приобретение умений измерять физические величины, проводить лабораторный эксперимент по заданной схеме.

В 8 классе продолжается использование знаний о молекулах при изучении тепловых явлений. Сведения по электронной теории вводятся в разделе «Электрические явления». Далее изучаются электромагнитные и световые явления.

Предмет физики 9 класса расширяет и систематизирует знания по физике, полученные учащимися в 7 и 8 классах, поднимая их на уровень законов.

Новым в содержании предмета 9 класса является включение астрофизического материала в соответствии с требованиями ФГОС.

 В 9 классе начинается изучение основных физических законов, лабораторные работы становятся более сложными, школьники учатся планировать эксперимент самостоятельно.

Физика – наука, изучающая наиболее общие закономерности явлений природы, свойства и строение материи, законы её движения. Основные понятия физики и её законы используются во всех естественных науках.

Физика изучает количественные закономерности природных явлений и относится к точным наукам. Вместе с тем гуманитарный потенциал физики в формировании общей картины мира и влиянии на качество жизни человечества очень высок.

Физика – экспериментальная наука, изучающая природные явления опытным путём. Построение теоретических моделей физики даёт объяснение наблюдаемых явлений, формулирует физические законы, предсказывает новые явления, создаёт основу для применения открытых законов природы в человеческой практике. Физические законы лежат в основе химических, биологических, астрономических явлений. В силу отмеченных особенностей физики её можно считать основой всех естественных наук.

В современном мире роль физики непрерывно возрастает, т.к. она является основой научно-технического прогресса. Использование знаний по физике необходимо каждому для решения практических задач в повседневной жизни. Устройство и принцип действия большинства применяемых в быту и технике приборов и механизмов вполне могут стать хорошей иллюстрацией к изучаемым вопросам.

Место предмета в учебном плане

Учебный предмет «Физика» в основной общеобразовательной школе  входит в состав естественнонаучной области, относится к числу обязательных предметов и входит в Федеральный компонент учебного плана.

Базисный учебный (образовательный) план на изучение физики в основной школе отводит: 2 учебных часа в неделю в течение каждого года обучения, всего 210 уроков, по 70 часов в год.

В соответствии с учебным планом предмету физики предшествует предмет «Окружающий мир», включающий некоторые знания из области физики и астрономии. В 5 – 6 классах возможно преподавание предмета «Введение в естественно-научные предметы. Естествознание», который можно рассматривать как пропедевтику предмета физики. В свою очередь, содержание предмета физики основной школы, являясь базовым звеном в системе непрерывного естественно-научного образования, служит основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета

Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:

  • мотивация образовательной деятельности школьников;
  • сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  • убеждённость в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества; уважение к творцам науки и техники; отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
  • самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
  • готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами, склонностями и возможностями;
  • мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностного ориентированного подхода;
  • формирование ценностного отношения друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:

  • овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умения предвидеть возможные результаты своих действий;
  • понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями;
  • умение воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символичной формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, излагать содержание текста, находить в нём ответы на поставленные вопросы;
  • развитие монологической и диалогической речи, умение выражать свои мысли и выслушивать собеседника, понимать его точку зрения;
  • освоение приёмов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
  • умение работать в группе с выполнением различных социальных ролей, отстаивать свои взгляды, вести дискуссию.

Предметными результатами обучения физике в основной школе являются:

  • знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
  • умения пользоваться методами научного исследования явлений природы: проводить и фиксировать наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, кодировать извлечённую из опытов информацию в виде таблиц, графиков, формул, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать погрешности результатов измерений;
  • умения применять полученные знания на практике для решения физических задач и задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни и жизни окружающих людей, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
  • убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;
  • развитое теоретическое мышление, включающее умения устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, формулировать доказательства выдвинутых гипотез;
  • коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссиях, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать различные источники информации.

Содержание предмета

Физика и физические методы изучения природы

Физика – наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Измерение физических величин. Международная система единиц. Научный метод познания. Наука и техника.

Демонстрации:

Наблюдении физических явлений: свободного падения тел, колебаний маятника, притяжения стального шара магнитом, свечения нити электрической лампы, электрической искры.

Лабораторные работы и опыты:

  1. Измерение расстояний.
  2. Измерение времени между ударами пульса.
  3. Определение цены делении шкалы измерительного прибора.

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий): 

Наблюдать и описывать  физические явления, высказывать предположения – гипотезы, измерять расстояния и промежутки времени, определять цену деления шкалы прибора.

Механические явления. Кинематика.

Механическое движение. Траектория. Путь – скалярная величина. Скорость – векторная величина. Модуль вектора скорости. Равномерное прямолинейное движение. Относительность механического движения. Графики зависимости пути и модуля от времени движения.

Ускорение – векторная величина. Равноускоренное прямолинейное движение. Графики зависимости пути и модуля скорости равноускоренного прямолинейного движения от времени движения. Равномерное движение по окружности. Центростремительное ускорение.

Демонстрации:

  1. Равномерное прямолинейное движение.
  2. Зависимость траектории движения тела от выбора тела отсчёта.
  3. Свободное падение тел.
  4. Равноускоренное прямолинейное движение.
  5. Равномерное движение по окружности.

Лабораторные работы и опыты:

  1. Измерение скорости равномерного движения.
  2. Измерение ускорения свободного падения.
  3. Измерение центростремительного ускорения.

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий): 

Рассчитывать путь и скорость тела при равномерном прямолинейном движении. Представлять результаты измерений и вычислений в виде таблиц и графиков. Определять путь, пройденный за данный промежуток времени, и скорость тела по графику зависимости пути равномерного движения от времени. Рассчитывать путь и скорость при равноускоренном прямолинейном движении  тела. Определять путь и ускорение движения тела по графику зависимости скорости равноускоренного прямолинейного движения тела от  времени. Находить центростремительное ускорение при движении тела по окружности  с постоянной по модулю скоростью.

Динамика.

Инерция. Инертность тел. Первый закон Ньютона. Взаимодействие тел. Масса — скалярная величина. Плотность вещества. Сила — векторная величина. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Движение и силы.

Сила упругости. Сила трения. Сила тяжести. Закон всемирного тяготения. Центр тяжести.

Давление. Атмосферное давление. Закон Паскаля. Закон Архимеда. Условие плавания тел. Условия равновесия твердого тела.

Демонстрации:

  1. Явление инерции.
  2. Сравнение масс тел с помощью равноплечих весов.
  3. Сравнение масс двух тел по их ускорениям при взаимодействии.
  4. Измерение силы по деформации пружины.
  5. Третий закон Ньютона.
  6. Свойства силы трения.
  7. Сложение сил.
  8. Явление невесомости.
  9. Равновесие тела, имеющего ось вращения.
  10. Барометр.
  11. Опыт с шаром Паскаля.
  12. Гидравлический пресс.
  13. Опыты с ведерком Архимеда.

Лабораторные работы и опыты:

  1. Измерение массы тела.
  2. Измерение плотности твердого тела.
  3. Измерение плотности жидкости.
  4. Исследование зависимости удлинения стальной пружины от приложенной силы.
  5. Сложение сил, направленных вдоль одной прямой.
  6. Сложение сил, направленных под углом.
  7. Измерения сил взаимодействия двух тел.
  8. Исследование зависимости силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления.
  9. Измерение атмосферного давления.
  10. Исследование условий равновесия рычага.
  11. Нахождение центра тяжести плоского тела.
  12. Измерение архимедовой силы.

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий): 

        Измерять массу тела, измерять плотность вещества. Вычислять ускорение тела, силы, действующей на тело, или массы на основе второго закона Ньютона. Исследовать зависимость удлинения стальной пружины от приложенной силы. Исследовать зависимость  силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления. Измерять силы взаимодействия двух тел. Вычислять силу всемирного тяготения. Исследовать условия равновесия рычага. Экспериментально находить центр тяжести плоского тела. Обнаруживать существование атмосферного давления. Объяснять причины плавания тел. Измерять силу Архимеда.

Законы сохранения импульса и механической энергии. Механические колебания и волны.

Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.

Кинетическая энергия. Работа. Потенциальная энергия. Мощность. Закон сохранения механической энергии. Простые механизмы. Коэффициент полезного действия (КПД). Возобновляемые источники энергии.

Механические колебания. Резонанс. Механические волны. Звук. Использование колебаний в технике.

 Демонстрации:

  1. Реактивное движение модели ракеты.
  2. Простые механизмы.
  • Наблюдение колебаний тел.
  1. Наблюдение механических волн.
  • Опыт с электрическим звонком, помещённым под колокол вакуумного насоса.

Лабораторные работы и опыты:

1. Изучение столкновения тел.

2. Измерение кинетической энергии по длине тормозного пути.

3. Измерение потенциальной энергии тела.

4. Измерение потенциальной энергии упругой деформации пружины.

5. Измерение КПД наклонной плоскости.

6. Изучение колебаний маятника.

7. Исследования превращений механической энергии.

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий): 

        Применять закон сохранения импульса для расчета результатов взаимодействия тел. Измерять работу силы. Вычислять кинетическую энергию тела. Вычислять энергию упругой деформации пружины. Вычислять потенциальную энергию тела, поднятого над Землей. Применять закон сохранения  механической энергии для расчета потенциальной и кинетической энергии тела. Измерять мощность. Измерять КПД наклонной плоскости. Вычислять КПД простых механизмов. Объяснять процесс колебаний маятника. Исследовать зависимость периода колебаний маятника от его длины и амплитуды колебаний. Вычислять длину волны и скорость  распространения звуковых волн.

Строение и свойства вещества

Строение вещества. Опыты, доказывающие атомное строение вещества. Тепловое движение и взаимодействие частиц вещества. Агрегатные состояния вещества. Свойства газов, жидкостей и твердых тел.

Демонстрации:

  1. Диффузия в растворах и газах, в воде.
  2. Модель хаотического движения молекул в газе.
  3. Модель броуновского движения.
  4. Сцепление твердых тел.
  5. Повышение давления воздуха при нагревании.
  6. Демонстрация образцов кристаллических тел.
  7. Демонстрация моделей строения кристаллических тел.
  8. Демонстрация расширения твердого тела при нагревании.

Лабораторные работы и опыты:

  1. Опыты по обнаружению действия сил молекулярного притяжения.
  2. Исследование зависимости объёма газа от давления при постоянной температуре.
  3. Выращивание кристаллов поваренной соли или сахара.

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий): 

Наблюдать и объяснять явление диффузии. Выполнять опыты по обнаружению действия сил молекулярного притяжения. Объяснять свойства газов, жидкостей и твердых тел на основе  атомной теории строения вещества.

Тепловые явления

Тепловое равновесие. Температура. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача. Виды теплопередачи. Количество теплоты. Испарение и конденсация. Кипение. Влажность воздуха. Плавление и кристаллизация. Закон сохранения энергии в тепловых процессах.

Преобразования энергии в тепловых машинах. КПД тепловой машины. Экологические проблемы теплоэнергетики.

Демонстрации:

  1. Принцип действия термометра.
  2. Теплопроводность различных материалов.
  3. Конвекция в жидкостях и газах.
  4. Теплопередача путем излучения.
  5. Явление испарения.
  6. Постоянство температуры кипения жидкости при постоянном давлении.
  7. Понижение температуры кипения жидкости при понижении давления.
  8. Наблюдение конденсации паров воды на стакане со льдом.

Лабораторные работы и опыты:

  1. Изучение явления теплообмена при смешивании холодной и горячей воды.
  2. Наблюдение измерений внутренней энергии тела в результате теплопередачи и работы внешних сил.
  3. Измерение удельной теплоёмкости вещества.
  4. Измерение удельной теплоты плавления льда.
  5. Исследование процесса испарения.
  6. Исследование тепловых свойств парафина.
  7. Измерение влажности воздуха.

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий): 

        Наблюдать изменение внутренней энергии тела при теплопередаче и работе внешних сил. Исследовать  явление теплообмена при смешивании холодной и горячей воды. Вычислять количество теплоты и удельную теплоемкость вещества при теплопередаче. Наблюдать изменения внутренней энергии воды в результате испарения. Вычислять количества теплоты в процессах теплопередачи при плавлении и кристаллизации, испарении и конденсации. Вычислять удельную теплоту плавления и парообразования вещества. Измерять влажность воздуха. Обсуждать экологические последствия применения двигателей внутреннего сгорания, тепловых и гидроэлектростанций.

Электрические явления

Электризация тел. Электрический заряд. Два вида электрических зарядов. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Напряжение. Конденсатор. Энергия электрического поля.

Постоянный электрический ток. Сила тока. Электрическое сопротивление. Электрическое напряжение. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Закон Ома для участка электрической цепи. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля-Ленца. Правила безопасности при работе с источниками электрического тока.

Демонстрации:

  1. Электризация тел.
  2. Два рода электрических зарядов.
  3. Устройство и действие электроскопа.
  4. Закон сохранения электрических зарядов.
  5. Проводники и изоляторы.
  6. Электростатическая индукция.
  7. Устройство конденсатора.
  8. Энергия электрического поля конденсатора.
  9. Источники постоянного тока.
  10. Измерение силы тока амперметром.
  11. Измерение напряжения вольтметром.
  12. Реостат и магазин сопротивлений.
  13. Свойства полупроводников.

Лабораторные работы и опыты:

  1. Опыты по наблюдению электризации тел при соприкосновении.
  2. Проводники и диэлектрики в электрическом поле.
  3. Сборка и испытание электрической цепи постоянного тока.
  4. Изготовление и испытание гальванического элемента.
  5. Измерение силы электрического тока.
  6. Измерение электрического напряжения.
  7. Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения.
  8. Измерение зависимости электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала.
  9. Измерение электрического сопротивления проводника.
  10. Изучение последовательного соединения проводников.
  11. Изучение параллельного соединения проводников.
  12. Измерение мощности электрического тока.
  13. Изучение работы полупроводникового диода.

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий): 

        Наблюдать явления электризации тел при соприкосновении. Объяснять явления электризации тел и взаимодействия электрических зарядов. Исследовать действия электрического поля на тела из проводников и диэлектриков. Собирать электрическую цепь. Измерять силу тока в электрической цепи, напряжение на участке цепи, электрическое сопротивление. Исследовать зависимость силы тока в проводнике от напряжения на его концах. Измерять работу и мощность тока электрической цепи. Объяснять явления нагревания проводников электрическим током. Знать и выполнять правила безопасности при работе с источниками тока.

Магнитные явления

Постоянные магниты. Взаимодействие магнитов. Магнитное поле. Магнитное поле тока. Действие магнитного поля на проводник с током.

Электродвигатель постоянного тока.

Электромагнитная индукция. Электрогенератор. Трансформатор.

Демонстрации:

  1. Опыт Эрстеда.
  2. Магнитное поле тока.
  3. Действие магнитного поля на проводник с током.
  4. Устройство электродвигателя.
  5. Электромагнитная индукция.
  6. Правило Ленца.
  7. Устройство генератора постоянного тока.
  8. Устройство генератора переменного тока.
  9. Устройство трансформатора.

Лабораторные работы и опыты:

  1. Исследование явления магнитного взаимодействия тел.
  2. Исследование явления намагничивания вещества.
  3. Исследование действия электрического тока на магнитную стрелку.
  4. Изучение действия магнитного поля на проводник с током.
  5. Изучение принципа действия электродвигателя.
  6. Изучение явления электромагнитной индукции.
  7. Изучение работы электрогенератора постоянного тока.
  8. Получение переменного тока вращения катушки в магнитном поле.

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий): 

        Экспериментально изучать явления магнитного взаимодействия тел. Изучать явления намагничивания вещества. Исследовать  действие электрического тока в прямом проводнике на магнитную стрелку. Обнаруживать действие магнитного поля на проводник с током. Обнаруживать магнитное взаимодействие токов. Изучать принцип действия электродвигателя.

Электромагнитные колебания и волны.

Электромагнитные колебания. Электромагнитные волны. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.

Принципы радиосвязи и телевидения.

Свет — электромагнитная волна. Прямолинейное распространение света. Отражение и преломление света. Плоское зеркало. Линзы. Фокусное расстояние и оптическая сила линзы. Оптические приборы. Дисперсия света.

Демонстрации:

  1. Свойства электромагнитных волн.
  2. Принцип действия микрофона и громкоговорителя.
  3. Принципы радиосвязи.
  4. Прямолинейное распространение света.
  5. Отражение света.
  6. Преломление света.
  7. Ход лучей в собирающей линзе.
  8. Ход лучей в рассеивающей линзе.
  9. Получение изображений с помощью линз.
  10. Принцип действия проекционного аппарата и фотоаппарата.
  11. Модель газа.
  12. Дисперсия белого света.
  13. Получение белого света при сложении света разных цветов.

Лабораторные работы и опыты:

  1. Исследование свойств электромагнитных волн в помощью мобильного телефона.
  2. Изучение явления распространения света.
  3. Исследование зависимости угла отражения света от угла падения.
  4. Изучение свойств изображения в плоском зеркале.
  5. Измерение фокусного расстояния собирающей линзы.
  6. Получение изображений с помощью собирающей линзы.
  7. Наблюдение явления дисперсии света.

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий): 

Экспериментально изучать явление электромагнитной индукции. Получать переменный ток вращением катушки в магнитном поле. Экспериментально изучать явление отражения света. Исследовать свойства изображения в зеркале. Измерять фокусное расстояние собирающей линзы. Получать изображение с помощью собирающей линзы. Наблюдать явление дисперсии света.

Квантовые явления.

Строение атома. Планетарная модель атома. Квантовые постулаты Бора. Линейчатые спектры. Атомное ядро. Состав атомного ядра. Ядерные силы. Дефект масс. Энергия связи атомных ядер. Радиоактивность. Методы регистрации ядерных излучений. Ядерные реакции. Ядерный реактор. Термоядерные реакции.

Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Экологические проблемы, возникающие при использовании атомных электростанций.

Демонстрации:

  1. Наблюдение треков альфа-частиц в камере Вильсона.
  2. Устройство и принцип действия счетчика ионизирующих частиц.
  3. Дозиметр.

Лабораторные работы и опыты:

  1. Измерение элементарного электрического заряда.
  2. Наблюдение линейчатых спектров излучения.

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий): 

Наблюдать линейчатые спектры излучения. Наблюдать треки альфа-частиц в камере Вильсона. Вычислять дефект масс и энергию связи атомов. Находить период полураспада радиоактивного элемента. Обсуждать проблемы влияния радиоактивных излучений на живые организмы.

Строение и эволюция Вселенной.

Геоцентрическая и гелиоцентрическая система мира. Физическая природа небесных тел Солнечной системы. Происхождение Солнечной системы. Физическая природа Солнца и звёзд. Строение Вселенной. Эволюция Вселенной.

Демонстрации:

  1. Астрономические наблюдения.
  2. Знакомство созвездиями и наблюдение суточного вращения звёздного неба.
  3. Наблюдение движения Луны, Солнца и планет относительно звёзд.

Резервное время, повторение материала.  

Тематическое планирование с определением

основных видов учебной деятельности

Физика (общий уровень)

7 – 9 классы (210 ч)

Основное содержание по темам

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)

Раздел 1. Физика и физические методы изучения природы (5 ч)

1. Физика и физические методы изучения природы (5 ч)

Физические явления. Физика – наука о природе. Физические свойства тел.

Физические величины и их измерения. Физические величины. Физические приборы.

Измерения длины. Время как характеристика физических процессов. Измерения времени. Международная система единиц. Погрешности измерений. Среднее арифметическое значение.

Научный метод познания. Наблюдение, гипотеза и опыт по проверке гипотезы. Физический эксперимент.

Физические методы изучения природы.

Моделирование явлений и объектов природы. Научные гипотезы. Физические законы. Физическая картина мира.

Наука и техника. Физика и техника

Наблюдать и описывать физические явления.

Участвовать в обсуждении явления падения тел на землю.

Высказывать предложения – гипотезы.

Измерять расстояния и промежутки времени.

Определять цену деления шкалы прибора.

Участвовать в диспуте на тему «Возникновение и развитие науки о природе».

Участвовать в диспуте на тему «Физическая картина мира и альтернативные взгляды на мир»

Раздел 2. Механические явления (70 ч)

2. Кинематика

Механическое движение. Описание механического движения тел. Система отсчёта. Траектория движения и путь. Скорость- векторная величина. Модуль векторной величины. Методы исследования механического движения. Методы измерения скорости.

Равномерное прямолинейное движение. Графики зависимости модуля скорости и пути равномерного движения от времени.

Неравномерное движение. Мгновенная скорость. Ускорение. Равноускоренное движение. Свободное падение. Зависимость модуля скорости и пути равноускоренного движения от времени.

Графики зависимости модуля скорости и пути равноускоренного движения от времени.

Равномерное движение по окружности. Центростремительное ускорение.

Рассчитывать путь и скорость тела при равномерном прямолинейном движении.

Измерять скорость равномерного движения.

Представлять результаты измерений и вычислений в виде таблиц и графиков.

Определять путь, пройденный за данный промежуток времени, и скорость тела по графику зависимости пути равномерного движения от времени.

Рассчитывать путь и скорость при равноускоренном прямолинейном движении тела.

Измерять ускорение свободного падения.

Определять пройденный путь и ускорение движения тела по графику зависимости скорости равноускоренного прямолинейного движения тела от времени.

Измерять центростремительное ускорение при движении тела по окружности с постоянной по модулю скоростью.

3.Динамика

Явление инерции. Инертность тел. Первый закон Ньютона.

Масса. Масса – мера инертности и мера способности тела к гравитационному взаимодействию.

Методы измерения массы тел. Килограмм. Плотность вещества. Методы измерения плотности.

Законы механического взаимодействия тел. Взаимодействие тел. Результат взаимодействия тел – измерение скорости тела или деформация тела.

Сила как мера взаимодействия тел. Сила – векторная величина.

Единицы силы – ньютон. Измерение силы по деформации пружины. Сила упругости. Правило сложения сил.

Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона.

Сила трения. Сила тяжести.

Закон всемирного тяготения.

Равновесие тел.

Момент силы. Условия равновесия рычага. Центр тяжести тела. Условия равновесия тел.

Давление. Атмосферное давление. Методы измерения давления.

Закон Паскаля. Гидравлические машины.

Закон Архимеда. Условия плавания тел.

Измерять массу тела.

Измерять плотность вещества.

Вычислять ускорение тела, силы, действующей на тело, или массу на основе второго закона Ньютона.

Исследовать зависимость удлинения стальной пружины от приложенной силы.

Экспериментально находить равнодействующую двух сил.

Исследовать зависимость силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления.

Измерять силы взаимодействия двух тел.

Измерять силу всемирного тяготения.

Исследовать условия равновесия рычага.

Экспериментально находить центр тяжести плоского тела.

Обнаруживать существование атмосферного давления.

Объяснять причину плавания тел.

Измерять силу Архимеда.

Исследовать условия плавания тел.

4. Законы сохранения импульса и механической энергии (16 ч)

Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.

Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Работа как мера изменения энергии. Мощность. Простые механизмы. Коэффициент полезного действия.  Методы измерения работы и мощности.

Кинетическая энергия. Потенциальная энергия взаимодействующих тел.закон сохранения механической энергии.

Измерять скорость истечения струи газа из модели ракеты.

Применять закон сохранения импульса для расчёта результатов взаимодействия тел.

Измерять работу силы.

Измерять кинетическую энергию тела по длине тормозного пути.

Измерять энергию упругой деформации пружины.

Экспериментально сравнивать изменения потенциальной и кинетической энергии тела при движении по наклонной плоскости.

Применять закон сохранения механической энергии тела.

Измерять мощность.

Измерять КПД наклонной плоскости.

Вычислять КПД простых механизмов.

5. Механические колебания и волны (4 ч)

Механические колебания. Механические волны. Длина волны. Звук.

Объяснять процесс колебаний маятника.

Исследовать зависимость периода колебаний маятника от его длины и амплитуды колебаний.

Исследовать закономерности колебаний груза на пружине.

Вычислять длину волны и скорости распространения звуковых волн.

Экспериментально определять границы частоты слышимых звуковых колебаний.

Раздел 3. Молекулярная физика и термодинамика (26 ч)

6.Строение и свойства вещества (8 ч)

Атомное строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул. Диффузия. Броуновское движение.

Взаимодействие частиц вещества. Строение газов, жидкостей и твёрдых тел. Агрегатные состояния вещества. Свойства газов. Свойства жидкостей и твёрдых тел.

Наблюдать и объяснять явление диффузии.

Выполнять опыты по обнаружению действия сил молекулярного притяжения.

Объяснять свойства газов, жидкостей и твёрдых тел на основе атомной теории строения вещества.

Исследовать зависимость объёма газа от давления при постоянной температуре.

Наблюдать процесс образования кристаллов.

7.Тепловые явления (18 ч)

Температура. Методы измерения температуры. Связь температуры со скоростью теплового движения частиц. Тепловое равновесие. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела.

Виды теплопередач: Теплопроводность, конвекция, излучение. Количество теплоты. Удельная теплоёмкость. Расчёт количества теплоты при теплообмене.

Превращения вещества. Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления и парообразования. Испарение и конденсация. Насыщенный пар. Влажность воздуха. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Удельная теплота сгорания.

Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Принципы работы тепловых машин. КПД теплового двигателя. Паровая турбина.

Двигатель внутреннего сгорания. Реактивный двигатель. Принцип действия холодильника. Экологические проблемы использования тепловых машин.

Наблюдать изменение внутренней энергии тела при теплопередаче и работе внешних сил.

Исследовать явление теплообмена при смешивании холодной и горячей воды.

Вычислять количество теплоты и удельную теплоёмкость вещества при теплопередаче.

Измерять удельную теплоемкость вещества.

Измерять теплоту плавления льда.

Исследовать тепловые свойства парафина.

Наблюдать изменения внутренней энергии воды в результате испарения.

Вычислять количество теплоты в процессах теплопередачи при плавлении и кристаллизации, испарении и конденсации.

Вычислять удельную теплоту плавления и парообразования вещества.

Измерять влажность воздуха по точке росы.

Обсуждать экологические последствия применения двигателей внутреннего сгорания, тепловых и гидроэлектростанций.

Раздел 4. Электрические и магнитные явления (64 ч)

8.Электрические явления (28 ч)

Электризация тел. Два вида электрических зарядов. Взаимодействие зарядов. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Действие электрического поля на электрические заряды. Конденсатор. Энергия электрического поля конденсатора.

Постоянный электрический ток. Источники постоянного тока. Действия электрического тока. Сила тока. Электрическое напряжение. Электрическое сопротивление. Проводники, диэлектрики полупроводники. Электрическая цепь. Закон Ома для участка электрической цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников.

Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля – Ленца.

Полупроводниковые приборы. Правила безопасности при работе с источниками электрического тока.

Наблюдать явления электризации тел при соприкосновении.

Объяснять явления электризации тел и взаимодействия электрических зарядов.

Исследовать действия электрического поля на тела из проводников и диэлектриков.

Собирать и испытывать электрическую цепь.

Изготовлять и испытывать гальванический элемент.

Измерять силу тока в электрической цепи.

Измерять напряжение на участке цепи.

Измерять электрическое сопротивление.

Исследовать зависимость силы тока в проводнике от напряжения и на его концах.

Измерять работу и мощность электрического тока.

Вычислять силу тока в цепи, работу и мощность электрического тока.

Объяснять явления нагревания проводников электрическим током.

Изучать работу полупроводникового диода.

Знать и выполнять правила безопасности при работе с источниками электрического тока.

9.Магнитные явления (16 ч)

Взаимодействие постоянных магнитов. Магнитное поле. Опыт Эрстеда. Магнитное поле тока. Электромагнит.

Действие магнитного поля на проводник с током. Сила Ампера.

Электродвигатель постоянного тока.

Экспериментально изучать явления магнитного взаимодействия тел.

Изучать явления намагничивания вещества.

Исследовать действие электрического тока в прямом проводнике на магнитную стрелку.

Обнаруживать действие магнитного поля на проводник с током.

Обнаруживать магнитное взаимодействие токов.

Изучать принцип действия электродвигателя

10. Электромагнитные колебания и волны (8 ч)

Электромагнитная индукция. Опыты Фарадея. Правило Ленца. Электрогенератор.

Электромагнитные колебания. Переменный ток. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние.

Электромагнитные волны. Свойства электромагнитных волн. Принципы радиосвязи и телевидения. Свет – электромагнитная волна. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы

Экспериментально изучать явление электромагнитной индукции.

Изучать работу электрогенератора постоянного тока.

Получать переменный ток вращением катушки в магнитном поле.

Экспериментально изучать свойства электромагнитных волн.

11. Оптические явления (12 ч)

Свойства света. Прямолинейное распространение света. Отражение и преломление света. Плоское зеркало.

Оптические приборы. Линза. Ход лучей через линзу. Фокусное расстояние линзы. Оптическая сила линзы. Глаз как оптическая система. Дисперсия света.

Экспериментально изучать явление отражения света.

Исследовать свойства изображения в зеркале.

Измерять фокусное расстояние собирающей линзы.

Получать изображение с помощью собирающей линзы.

Наблюдать явление дисперсии света.

Раздел 5. Квантовые явления (18 ч)

12. Квантовые явления (18 ч)

Строение атома. Опыты Резерфорда. Планетарная модель атома. Линейчатые оптические спектры. Поглощение и испускание света атомами.

Строение и свойства атомных ядер. Состав атомного ядра. Зарядовое и массовое числа. Ядерные силы. Дефект масс. Энергия связи атомных ядер.

Радиоактивность. Альфа-, бета- и гамма- излучения. Период полураспада.

Методы регистрации ядерных излучений.

Ядерная энергия. Ядерные реакции. Деление и синтез ядер. Источники энергии Солнца и звёзд. Ядерная энергетика.

Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Экологические проблемы работы атомных электростанций.

Измерять элементарный электрический заряд.

Наблюдать линейчатые спектры излучения.

Наблюдать треки альфа- частиц в камере Вильсона.

Обсуждать проблемы влияния радиоактивных излучений на живые организмы.

Раздел 6.Строение и эволюция Вселенной (6 ч)

13. Строение и эволюция Вселенной (6 ч)

Видимые движения небесных светил. Геоцентричекая и гелиоцентрическая система мира.

Состав и строение Солнечной системы. Физическая природа небесных тел Солнечной системы.

Происхождение Солнечной системы. Физическая природа Солнца и звёзд.

Строение и эволюция Вселенной. Строение Вселенной. Эволюция Вселенной.

Ознакомиться с созвездиями и наблюдать суточное вращение звёздного неба.

Наблюдать движения Луны, Солнца и планет относительно звёзд.

14.Резерв времени (21 ч)

Учебно-методическое  и  материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Программа предмета физики для 7 – 9 классов общеобразовательных учреждений (авторы А.В.Пёрышкин, Н.Ф.Филонович, Е.М.Гутник, М.:Дрофа, 2014)

УМК «Физика. 7 класс»

  • Физика. 7 класс. Учебник (А.В.Пёрышкин, М.:Дрофа, 2013, Вертикаль);
  • Физика. 7 класс. Рабочая тетрадь (Т.А.Ханнанова, Н.К,Ханнанов, М.:Дрофа, 2014, Вертикаль);
  • Физика. 7 класс. Методическое пособие. (Н.В.Филонович, М.:Дрофа, 2014, Вертикаль);
  • Физика. 7 класс. Тесты. (Н.К.Ханнанов, Т.А.Ханнанова, М.:Дрофа, 2014, Вертикаль);
  • Физика. 7 класс. Дидактические материалы. (А.Е.Марон, Е.А.Марон, М.:Дрофа,  2014, Вертикаль);
  • Физика. Сборник вопросов и задач. 7 – 9 классы (А.Е.Марон, С.В.Позойский, Е.А.Марон, М.:Дрофа, 2014, Вертикаль);
  • Электронное приложение к учебнику – www.drofa.ru

УМК «Физика. 8 класс»

  • Физика. 8 класс. Учебник (А.В.Пёрышкин, М.:Дрофа, 2014,  Вертикаль);
  • Физика. 8 класс. Методическое пособие. (Н.В.Филонович, М.:Дрофа, 2014, Вертикаль);
  • Физика. 8 класс. Тесты. (Н.К.Ханнанов, Т.А.Ханнанова, М.:Дрофа, 2014, Вертикаль);
  • Физика. 8 класс. Дидактические материалы. (А.Е.Марон, Е.А.Марон, М.:Дрофа,  2014, Вертикаль);
  • Физика. Сборник вопросов и задач. 7 – 9 классы (А.Е.Марон, С.В.Позойский, Е.А.Марон, М.:Дрофа, 2014, Вертикаль);
  • Электронное приложение к учебнику – www.drofa.ru

УМК «Физика. 9 класс»

  • Физика. 9 класс. Учебник (А.В.Пёрышкин, Е.М.Гутник,  М.:Дрофа, 2015, Вертикаль);
  • Физика. 9 класс. Тематическое планирование. (Е.М.Гутник, М.:Дрофа, 2015, Вертикаль);
  • Физика. 9 класс. Тесты. (Н.К.Ханнанов, Т.А.Ханнанова, М.:Дрофа, 2015, Вертикаль);
  • Физика. 9 класс. Дидактические материалы. (А.Е.Марон, Е.А.Марон, М.:Дрофа,  2015, Вертикаль);
  • Физика. Сборник вопросов и задач. 7 – 9 классы (А.Е.Марон, С.В.Позойский, Е.А.Марон, М.:Дрофа, 2014, Вертикаль);
  • Электронное приложение к учебнику – www.drofa.ru

Список наглядных пособий

Таблицы общего назначения

  1. Международная система единиц (СИ).
  2. Приставки для образования десятичных кратных и дольных единиц.
  3. Физические постоянные.
  4. Шкала электромагнитных волн.
  5. Правила по технике безопасности при работе в кабинете физики.
  6. меры безопасности при постановке и проведении лабораторных работ по электричеству.
  7. Порядок решения количественных задач.

Тематические таблицы

  1. Броуновское движение. Диффузия.
  2. Поверхностное натяжение, капиллярность.
  3. Манометр.
  4. Строение атмосферы Земли.
  5. Атмосферное давление.
  6. Барометр-анероид.
  7. Виды деформации I.
  8. Виды деформаций II.
  9. Глаз как оптическая система.
  10. Оптические приборы.
  11. Измерение температуры.
  12. Внутренняя энергия.
  13. Теплоизоляционные материалы.
  14. Плавление, испарение, кипение.
  15. Двигатель внутреннего сгорания.
  16. Двигатель постоянного тока.
  17. Траектория движения.
  18. Относительность движения.
  19. Второй закон Ньютона.
  20. Реактивное движение.
  21. Космический корабль «Восток».
  22. Работа силы.
  23. Механические волны.
  24. Приборы магнитоэлектрической системы.
  25. Схема гидроэлектростанции.
  26. Трансформатор.
  27. Передача и распределение электроэнергии.
  28. Динамик. Микрофон.
  29. Модели строения атома.
  30. Схема опыта Резерфорда.
  31. Цепная ядерная реакция.
  32. Ядерный реактор.
  33. Звёзды.
  34. Солнечная система.
  35. Затмения.
  36. Земля – планета Солнечной системы. Строение Солнца.
  37. Луна.
  38. Планеты земной группы.
  39. Планеты-гиганты.
  40. Малые тела Солнечной системы.

Комплект портретов для кабинета физики (папка с двадцатью портретами)

Электронные учебные издания

  1. Физика. Библиотека наглядных пособий. 7 – 11 классы (под ред.Н.К.Ханнанова);
  2. Лабораторные работы по физике. 7 класс (виртуальная физическая лаборатория);
  3. Лабораторные работы по физике. 8 класс (виртуальная физическая лаборатория);
  4. Лабораторные работы по физике. 9 класс (виртуальная физическая лаборатория).

Оборудование кабинета физики, необходимое для реализации рабочей программы:

  • Демонстрационное;
  • Лабораторное.

Цифровые образовательные ресурсы

  1. Цифровые компоненты к учебно-методическому комплексу по физике 7 - 9  классов.
  2. Коллекция цифровых образовательных ресурсов по физике.

Технические средства обучения

  1. Ноутбук.   Основные технические требования: графическая операционная    система, привод для чтения-записи компакт дисков, аудио-видео входы/выходы, возможность выхода в Интернет; оснащён акустическими колонками, микрофоном и наушниками; в комплект входит пакет прикладных программ (текстовых, табличных, графических и презентационных).
  2. Сканер с приставкой для сканирования слайдов
  3. Принтер лазерный
  4. Колонки для воспроизведения звука
  5. Мультимедиа проектор
  6. Экран навесной.  
  7. Документ-камера.
  8. Интерактивная доска-приставка.

Кабинет физики содержит:

  1. лабораторные столы (парты ученические);
  2. рабочий стол учителя;
  3. демонстрационный стол, в торце которого размещается тумба с раковиной и краном;
  4. доска (одно полотно доски имеет стальную поверхность);
  5. противопожарный инвентарь (ящик с песком, огнетушитель);
  6. аптечка с набором перевязочных средств и медикаментов;
  7. инструкцию по правилам безопасности труда для обучающихся и журнал регистрации инструктажа по правилам безопасности труда.

На фронтальной стене кабинета размещаются таблицы со шкалой электромагнитных волн, таблица приставок и единиц СИ.

Кабинет оборудован системой частичного затемнения.

Кабинет физики имеет специальную сменную комнату – лаборантскую для хранения демонстрационного оборудования и подготовки опытов.

Кабинет физики, кроме лабораторного и демонстрационного оборудования, оснащён:

  • комплектом технических средств обучения, ноутбуком с мультимедиапроектором и интерактивной доской;
  • учебно-методической, справочно-информационной и научно-популярной литературой (учебники, сборники задач, журналы, руководства по проведению учебного эксперимента, инструкциями по эксплуатации учебного оборудования);
  • картотекой с заданиями для индивидуального обучения, организации самостоятельных работ обучающихся, проведения контрольных работ;
  • комплектом тематических таблиц по всем разделам школьного курса физик, портретами выдающихся физиков.

Список литературы

Литература для учащихся

  1. Ланге В.Н. Экспериментальные физические задачи на смекалку / В.Н.Ланге. – М.: Наука, 1985.
  2. Лукашик В.Н. Сборник задач по физике для 7 – 9 классов общеобразовательных учреждений / В.И.Лукашик, Е.В.Иванов. – М.: Просвещение, 2008.
  3. Лукашик В.И. Сборник школьных олимпиадных задач по физике / В.И.Лукашик, Е.В,Иванова. – М.: Просвещение, 2007.
  4. Перельман Я.И. Занимательная физика / Я.И.Перельман. – М.: Наука, 1980. – Кн. 1 – 4.
  5. Перельман Я.И. Знаете ли вы физику? / Я.И.Перельман. – М.: Наука, 1992.
  6. Степанова Г.Н. Сборник задач по физике / Г.Н.Степанова. – М.: Просвещение, 2005.

Литература для учителя

  1. Агафонов А.В. Физика вокруг нас: качественные задачи по физике / А.В.Агафонов. – М.: Дом педагогики, 1998.
  2. Бутырский Г.А. Экспериментальные задачи по физике / Г.А.Бутырский, Ю.А.Сауров. – М.: Просвещение, 1998.
  3. КАбардин О.. Задачи по физике / О.Ф.Кабардин, В.А.Орлов, А.Р.Зильберман. – М.: Дрофа, 2007.
  4. КАбардин О.Ф. Сборник экспериментальных заданий и практических работ по физике / О.Ф.Кабардин, В.А.Орлов; под ред. Ю.И.Дика, В.А.Орлова. – М.: АСТ, АСтрель, 2005.
  5. Малинин А.Н. Сборник вопросов и задач по физике / А.Н.Малинин. – М.: Просвещение, 2002.
  6. Тульчинский М.Е. Занимательные задачи-парадоксы и софизмы по физике / М.Е.Тульчинский. – М.: Просвещение,1971.
  7. Тульчинский М.Е. Качественные задачи по физике / М.Е.Тульчинский. – М.: Просвещение,1972.
  8. Черноуцан А.Н. Физика: задачи с ответами и решениями / А.И.Черноуцан.- М.: Высшая школа, 2003.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

В результате изучения курса физики выпускники основной школы получат первоначальные представления о физической картине мира – общее систематизированное знание о физической сущности явлений природы (механических, тепловых, электромагнитных и квантовых),  о важнейших видах материи (веществе и поле),о движении как способе существования материи. Выпускники познакомятся с основными идеями механики, атомно-молекулярным учением о строении вещества, элементами электродинамики и квантовой физики; овладеют понятийным аппаратом школьного курса физики (явлении и процессы, физические модели, величины, законы). Изучение основ строения материи и фундаментальных законов физики заложит основу научного мировоззрения, сформирует представление о системообразующей роли физики для развития других естественных наук, техники и технологий.

Учащиеся познакомятся с научным методом познания природы и историческим процессом его создания, узнают об учёных, разработавших способы исследования и объяснения окружающего мира и его законов: наблюдения, измерения, эксперимент, гипотеза, модель, теория. Они научатся применять методы исследования объектов и явлений природы: наблюдать природные явления и выполнять опыты, проводить простые экспериментальные исследования с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов, смогут обрабатывать результаты измерений и представлять их с помощью таблиц, графиков, диаграмм (в том числе с использованием компьютера), формул; приобретут умения формулировать проблемы, выдвигать и проверять гипотезы, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей прямых измерений. Всё это позволит сформировать убеждённость в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки.

Выпускники основной школы приобретут умения применять изученные понятия, величины и законы для объяснения явлений и процессов, принципов действия приборов (механизмов, машин, технических устройств),смогут осознать необходимость соблюдения правил их безопасного использования, выступать в роли грамотного потребителя. Они убедятся в необходимости рационального природопользования, а также разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества.

Учащиеся овладевают символическим зыком физики, выработают умения и навыки решать задачи с использованием формул, законов, закономерностей; научатся обнаруживать проявление изученных явлений и законов в проектно-ориентированнных ситуациях, выбирать физические модели и проводить несложные оценочные расчёты на основании имеющихся данных. Выпускники получат возможность выполнять не только стандартные учебно-познавательные и учебно-практические задания, в которых очевиден способ учебных действий, но и задания, в которых нет явного указания на способ их выполнения; задания, требующие выбора одного из основных способов или их комбинации с привлечением знаний из других предметов (математики, химии, биологии, естествознания) либо с опорой на имеющийся жизненный опыт.

Выполняя такого рода задания, учащиеся получат возможность овладеть универсальными учебными действиями: сравнением, группировкой и классификацией объектов; действиями анализа, синтеза и обобщения, установления связей (в том числе причинно-следственных) и аналогий, переноса знаний в другую ситуацию. Школьники будут иметь возможность развивать логическое мышление и речь: умения логически обосновывать суждения, распознавать истинные и ложные утверждения, использовать различные средства физик (словесный, символический, графический языки) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства.

Выпускники основной школы овладевают приёмами работы с информацией физического содержания, представленной в разной форме, которые осваиваются в процессе систематической работы с учебником физики и справочными материалами, а также при использовании разнообразных научно-популярных текстов на бумажных и электронных носителях. Здесь приоритет отдаётся заданиям на применение информации, представленной в разной форме (в виде текса, формул или обозначений величин, графиков зависимости величин, табличных данных, схем, фотографий и др.).

В рамках проектной деятельности учащиеся овладеют различными способами работы с информацией: находить информацию в соответствующих возрасту электронных (цифровых) словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете; грамотно формулировать запросы, оценивать, интегрировать и сохранять найденную информацию. Выпускники приобретут навыки работы с различными средствами ИКТ, научатся работать с различного рода сообщениями (тексты, наглядно-графические объекты, цифровые данные, неподвижные и движущиеся изображения – анимации, мультипликация, видео).

Изучение физик на ступени основного общего образования создаст базу для формирования интереса к расширению и углублению знаний по предмету, что позволит выпускникам рассматривать физико-техническую область знаний как сферу своей будущей профессиональной деятельности и сделать осознанный выбор физики как профильного предмета при переходе на ступень среднего общего образования.

При изучении всего курса физики основной школы

Выпускник научится:

  • Распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов; анализировать отдельные этапы проведения исследований и интерпретировать результаты наблюдений и опытов.
  • Ставить эксперименты по исследованию физических явлений или физических свойств тел без использования прямых измерений; при этом формулировать проблему/задачу опыта. Собирать установку из предложенного оборудования, проводить опыт и формулировать выводы.

Примечание: при проведении исследования физических явлений измерительные приборы используются лишь как датчики измерения физических величин. Записи показаний прямых измерений в этом случае не требуется.

  • Проводить прямые измерения физических величин: время, расстояние, масса тела, объём, сила, температура, атмосферное давление, влажность воздуха, напряжение, сила тока, радиационный фон (с использованием дозиметра); при этом выбирать оптимальный способ измерений и использовать простейшие методы оценки погрешностей измерений.

Примечание: любая учебная программа должна обеспечивать овладение прямыми измерениями всех перечисленных физических величин.

  • Проводить исследование зависимостей физических величин с использованием прямых измерений: конструировать установку, фиксировать результаты полученной зависимости физических величин в виде таблиц и графиков, делать выводы по результатам исследования.
  • Проводить косвенные измерения физических величин: при выполнении измерений собирать экспериментальную установку, следуя предложенной инструкции, вычислять значение величины и анализировать полученные результаты с учётом заданной точности измерений.
  • Анализировать ситуации практико-ориентированного характера, узнавать в них проявление изученных физических явлений или закономерностей и применять имеющиеся знания для их объяснения.
  • Понимать принципы действия машин, приборов и технических устройств; условия их безопасного использования в повседневной жизни.
  • Использовать при выполнении учебных задач научно-популярную литературу о физических явлениях, справочные материалы (на бумажных и электронных носителях и ресурсы Интернета).

Выпускник получит возможность научиться:

- Понимать роль эксперимента в получении научной информации.

- Осознавать ценность научных исследований, роль физики в расширении представлений об окружающем мире и её вклад в улучшение качества жизни.

- Использовать приёмы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов.

- Сравнивать точность измерения величин по величине их относительной погрешности при проведении прямых измерений.

- Самостоятельно проводить косвенные измерения и исследования физических величин с использованием различных способов измерения физических величин, выбирать средства измерения с учётом необходимой точности измерений, обосновывать выбор способа измерения, адекватно поставленной задаче, проводить оценку достоверности полученных результатов.

- Воспринимать информацию физического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации, критически оценивать полученную информацию, анализируя её содержание и данные об источнике информации.

- Создавать собственные письменные и устные сообщения о физических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.

- Работать в группе сверстников при решении познавательных задач, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственные вклад в деятельность группы.

РАЗДЕЛ «МЕХАНИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ»

Выпускник научится:

  • Распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: равномерное и равноускоренное прямолинейное движение, свободное падение тел, невесомость, равномерное движение по окружности, инерция, взаимодействие тел, передача давления твёрдыми телами, жидкостями и газами, атмосферное давление, плавание тел, равновесие твёрдых тел, колебательное движение, резонанс, волновое движение.
  • Описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физические величины: путь, скорость, ускорение, масса тела, плотность вещества, сила, давление, импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость её распространения; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины.
  • Анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя физические понятия и законы: закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, равнодействующая сила, первый, второй и третий законы Ньютона, закон сохранения импульса, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение.
  • Различать основные признаки изученных физических моделей: материальная точка, инерциальная система отсчёта.
  • Решать задачи, используя физические законы (закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил, первый., второй и третий законы Ньютона, закон сохранения импульса (для абсолютно неупругого соударения), закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда) и формулы, связывающие физические величины (путь, скорость, ускорение, масса тела, плотность вещества, сила, давление, импульс тела, кинетическая энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма, сила трения скольжения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость её распространения): на основе анализа условия задачи выделять физические величины и формулы, необходимые для её решения, проводить расчёты и оценивать реальность полученного значения физической величины.

Выпускник получит возможность научиться:

- Использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде.

- Приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях и физических законах; примеры использования возобновляемых источников энергии, экологических последствий исследования космического пространства.

- Различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения механической энергии, закон сохранения импульса, закон всемирного тяготения) и ограниченность использования частных законов (закон Гука, закон Архимеда и др.).

- Использовать приёмы поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов.

- Находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний по механике с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.

РАЗДЕЛ «ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ»

Выпускник научится:

  • Распознавать тепловые явления и объяснять на базе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: диффузия, изменение объёма тел при нагревании (охлаждении), большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твёрдых тел, тепловое равновесие, испарение, конденсация, плавление, кристаллизация, кипение, влажность воздуха, различные способы теплообмена (теплопередачи).
  • Описывать изученные свойства тел и тепловые явления, используя физические величины: количество теплоты, внутренняя энергия, температура, удельная теплоёмкость вещества, удельная теплота плавления и парообразования, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия теплового двигателя; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины.
  • Анализировать свойства тел, тепловые явления и процессы, используя основные положения атомно-молекулярного учения о строении вещества и закон сохранения энергии.
  • Различать основные признаки изученных физических моделей строения газов, жидкостей и твёрдых тел.
  • Решать задачи, используя закон сохранения энергии в тепловых процессах и формулы, связывающие физические величины (количество теплоты, температура, удельная теплоёмкость вещества, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия теплового двигателя): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины и формулы, необходимые для её решения, проводить расчёты и оценивать реальность полученного значения физической величины.

Выпускник получит возможность научиться:

  • Использовать знания о тепловых явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры экологических последствий работы двигателей внутреннего сгорания (ДВС), тепловых и гидроэлектростанций.
  • Приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых явлениях.
  • Различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных физических законов (закон сохранения энергии в тепловых процессах) и ограниченность использования частных законов.
  • Использовать приёмы поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических  выводов на основе эмпирически установленных фактов.
  • Находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний о тепловых явлениях с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.

РАЗДЕЛ «ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ И МАГИТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ»

Выпускник научится:

  • Распознавать электромагнитные явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: электризация тел, взаимодействие зарядов, нагревание проводника с током, взаимодействие магнитов, электромагнитная индукция, действие магнитного поля на проводник с током, прямолинейное распространение света, отражение и преломление света, дисперсия света.
  • Составление схемы электрических цепей с последовательным и параллельным соединением элементов, различая условные обозначения элементов электрических цепей.
  • Использовать оптические схемы для построения изображений в плоском зеркале и собирающей линзе.
  • Описывать изученные свойства тел и электромагнитные явления, используя физические величины: электрический заряд, сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа тока, мощность тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы; при описании верно передавать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения; указывать формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу Физика 7 класс УМК "Сфера" в соответствии с ФГОС

Рабочая программа по физике для 7-9 классов в соответствии с последними изменениями в требованиях ФГОС (от 31.12.2015 ) по УМК Сфера изд. Просвещение (автор Ломаченков). Содержание: Поясниетльная...

рабочая программа по алгебре 9 класс основная школа

Рабочая  программа по алгебре для 9 класса, базовый уровень,  составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.Данная рабочая программа ре...

Рабочая программа "Вероятность и статистика" для основной школы по обновлённым ФГОС

Рабочая программа "Вероятность и статистика" для 7-9 классов основной школы по обновлённым ФГОС составлена с помощью конструктора рабочих программ на платформе  ЕДИНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕГО...

Рабочая программа учебного курса Физика 7-9 классы (на основе ФГОС ООО) Срок реализации 2019-2022 годы

Учебный план для школы отводит 242 часа для обязательного изучения физики на ступени основного общего образования. В том числе в VII, VIII по 68 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю и ...

Рабочая программа учебного курса Физика 7-9 классы (на основе ФГОС ООО) Срок реализации 2020-2023 годы

Учебный план для школы отводит 242 часа для обязательного изучения физики на ступени основного общего образования. В том числе в VII, VIII по 68 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю и ...

Рабочая программа учебного курса Физика 7-9 классы (на основе ФГОС ООО) Срок реализации 2021-2024 годы

Учебный план для школы отводит 242 часа для обязательного изучения физики на ступени основного общего образования. В том числе в VII, VIII по 68 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю и ...

Рабочая программа учебного курса Физика 7-9 классы (на основе ФГОС ООО) Срок реализации 2022-2025 годы

Учебный план для школы отводит 242 часа для обязательного изучения физики на ступени основного общего образования. В том числе в VII, VIII по 68 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю и ...