Дифракционная решётка
презентация к уроку по физике (11 класс) на тему

Бородина Ульяна Николаевна

Презентация к уроку физики

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon difraktsionnaya_reshyotka.ppt745 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Уроки физики в 11 классе Учитель физики МБОУ СОШ № 15 Пос.Виноградный Белокалитвинский район Бородина Ульяна Николаевна Дифракционная решётка

Слайд 2

Дифракционная решетка - представляет собой совокупность большого числа очень узких щелей, разделенных непрозрачными промежутками Отражательные решетки представляют собой чередующиеся участки, отражающие свет и рассеивающие его. Рассеивающие свет штрихи наносятся резцом на отшлифованной металлической пластине. Хорошую решетку изготовляют с помощью специальной делительной машины, наносящей на стеклянной пластине параллельные штрихи. Число штрихов доходит до нескольких тысяч на 1 мм; общее число штрихов превышает 100000.

Слайд 3

Нарезка компакт-диска может считаться дифракционной решёткой. Хорошие решётки требуют очень высокой точности изготовления. Если хоть одна щель из множества будет нанесена с ошибкой, то решётка будет бракована. Машина для изготовления решёток прочно и глубоко встраивается в специальный фундамент. Перед началом непосредственного изготовления решёток, машина работает 5-20 часов на холостом ходу для стабилизации всех своих узлов. Нарезание решётки длится до 7 суток, хотя время нанесения штриха составляет 2-3 секунды.

Слайд 4

Наши ресницы с промежутками между ними представляют собой грубую дифракционную решетку. Поэтому если посмотреть, прищурившись, на яркий источник света, то можно обнаружить радужные цвета. Белый свет разлагается в спектр при дифракции вокруг ресниц.

Слайд 5

Период дифракционной решетки φ φ Если ширина прозрачных щелей (или отражающих полос) равна а , а ширина непрозрачных промежутков (или рассеивающих свет полос) b, то величина d=a+b называется периодом решетки.

Слайд 6

Рассмотрим элементарную теорию дифракционной решетки. Пусть на решетку падает плоская монохроматическая волна длиной  . φ φ Найдем условие, при котором идущие от щелей волны усиливают друг друга. Рассмотрим для этого волны, распространяющиеся в направлении, определяемом углом  . Разность хода между волнами от краев соседних щелей равна длине отрезка В 1 С 1 . Если на этом отрезке укладывается целое число длин волн, то волны от всех щелей, складываясь, будут усиливать друг друга. Из треугольника А 1 В 1 С 1 можно найти длину катета В 1 С 1 В 1 С 1 = А 1 В 1  sin  = d  sin  Максимумы будут наблюдаться под углом  , определяемым условием d  sin  = m  где m = 0, 1, 2, … .

Слайд 7

Дифракционные спектры Так как положение максимумов (кроме центрального, соответствующего m = 0) зависит от длины волны, то решетка разлагает белый свет в спектр (спектры второго и третьего порядков перекрываются). Чем больше  , тем дальше располагается тот или иной максимум, соответствующий данной длине волны, от центрального максимума. Каждому значению m соответствует свой спектр. Между максимумами расположены минимумы освещенности. Чем больше число щелей, тем более резко очерчены максимумы и тем более широкими минимумами они разделены. Световая энергия, падающая на решетку, перераспределяется ею так, что большая ее часть приходится на максимумы, а в минимумы попадает незначительная часть энергии.

Слайд 8

Дифракция от одной щели

Слайд 9

Дифракция от двух щелей

Слайд 10

Дифракция от двух щелей

Слайд 11

Зависимость дифракционной картины от периода решетки Чем меньше расстояние между щелями (период), тем больше расстояния между линиями на экране

Слайд 12

Зависимость дифракционной картины от длины волны света Чем меньше длина волны, тем меньше расстояния между линиями на экране

Слайд 13

Зависимость дифракционной картины от количества щелей дифракционной решетки Чем больше число щелей, тем уже дифракционные максимумы. Резкость главных максимумов тем больше, чем больше полная ширина решетки Nd Разрешающая способность решетки характеризует возможность раздельного наблюдения двух спектральных линий, имеющих близкие длины волн. А = λ 1 / λ 2 - λ 1 = Nm

Слайд 14

Измерение длины световой волны с помощью дифракционной решетки

Слайд 15

Ответьте на вопросы:

Слайд 16

1. Как изменится дифракционная картина при уменьшении расстояния между щелями d? a. Появятся новые дифракционные окрашенные полосы между старыми. b. Дифракционная картина станет более нечеткой и размытой. c. Дифракционная картина станет более четкой. d. Расстояния между линиями на экране уменьшатся. e. Расстояния между линиями на экране увеличатся. Чем меньше расстояние между щелями (период), тем больше расстояния между линиями на экране

Слайд 17

2. Как изменится дифракционная картина при уменьшении длины волны падающего монохроматического света? a. Дифракционная картина не изменится. b. Расстояние между линиями в спектре увеличатся. c. Расстояния между линиями в спектре уменьшатся. Чем меньше длина волны, тем меньше расстояния между линиями на экране

Слайд 18

3.Решите задачу: Дифракционная решетка имеет 50 штрихов на миллиметр. Под какими углами видны дифракционные максимумы первого и второго порядков монохроматического излучения с длиной волны 400 нм?

Слайд 19

4. Решите задачу На дифракционную решетку с периодом d = 3·10–5 м падает синий свет с длиной волны 420 нм. Во сколько раз уменьшится порядок дифракционных максимумов m, если первую дифракционную решетку заменить второй, с периодом решетки d = 1·10–5 м?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кристаллические решётки

Разработка урока в 8 классе с сообщениями учащихся и презентацией...

Тестирование по теме "Кристаллические решётки веществ"

Тестирование для проверки знаний учащихся и подготовке по теме "Кристаллические решётки веществ"...

Экскурсия за решёткой

Многие подростки совершают противоправные деяния, не задумываясь об их последствиях. А ведь за некоторые «шалости» они вполне могут попасть в закрытые учебные заведения, в места лишения свободы.Небо в...

Конспект урока по химии для 8 класса Тема: "Кристаллические решётки".

Вид урока: урок изучения нового материала, объяснительно-иллюстративный с элементами самостоятельной работыФорма урока:  урок проблемно-поисковый.Цели урока: изучить типы кристаллических ре...

Решётки набережных Петербурга (Интегрированный урок Истории Санкт-Петербурга и Изобразительного искусства).

В презентации Проиллюстрированны решотки набережных Петербурга.Учащиеся узнают  как очертания решоток набережных может помочь сориентироваться в городе.В конце предлогается иллюстрированное задан...

урок по теме: «Дифракционная решётка»

урок по теме: «Дифракционная решётка»...